Все вопросы

В чем заключается символический смысл заглавия пьесы гроза. Сочинение «Смысл названия и символика пьесы «Гроза

Драма А.Н Островского "Гроза" показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея.

Одно из самых ярких проявлений образа грозы - это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: "Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: "Пронзительный мужик!" - и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд.

Но гроза в произведении характеризует не только "жестокие нравы" в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан.

Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: "Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Мы можем понять, что гроза для горожан - это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен.

Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: "Не гроза это, а благодать!" Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться.

Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии "жестоких нравов" и заканчивая личной трагедией каждого.

В чем заключается символический смысл заглавия пьесы "Гроза".
Пьесу "Гроза" Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название "Гроза". Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление - герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних - это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих - это "голос свыше", который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.
В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее - это кара небесная, "рука Господня", которая должна покарать ее за измену мужу: "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнетЕсо всеми помыслами лукавыми". Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в "геенне огненной" за свое греховное чувство.
Для механика Кулигина гроза - грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над "громом", который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю". Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.
Для Тихона гроза - это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: "Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет".
Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза - это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.
Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. "Здесь страшнее!" - говорит Борис, убегая с места моления всего города.
Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.
Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" образ Катерины трактовал как "стихийный протест, доведенный до конца", а самоубийство - как силу вольнолюбивого характера: "горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет".
Я считаю, что пьеса Островского "Гроза" была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.


А.П. Григорьев писал о " Грозе" А.Н. Островского: Это ведь сделано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут, что нетрудно увидеть и почувствовать самим, лишь прочтя эту удивительно правдоподобную драму о самом главном. Он неспроста назвал А.Н. Островского художником: герои произведения, словно живые, пленяют многогранностью своих характеров, заставляя читателя плакать и радоваться, возмущаться, сочувствовать не книжным персонажам, а ярким личностям.

Гармонично вписываясь в канву произведения, она дополняет её причудливым узором почти невесомых кружев. И все они служат созданию цельной картины, имена ли это героев, место ли действия, его время или даже название драмы.

Впрочем, последнее, как мне кажется, имеет несколько значений. Для кого-то гроза - это небесная кара, посланная нам свыше, и, как видно по тексту, она настигает тех, кто оступился на своем пути. С другой стороны она очищает землю, ведь недаром после грозы в воздухе так сладко пахнет свежестью. Гроза также олицетворяет душевные метания, ту бурю чувств, что порой овладевает каждым из нас. Но лично для меня это могущественная и непредсказуемая, однако от этого не менее прекрасная, стихия, неподвластная никому, кроме Создателя, но перед которой замирают в страхе и восхищении все.

В сюжете о грозе на протяжении всего (сюжета) повествования напоминают слышимые персонажами раскаты грома и предложенная Кулигиным идея о громоотводах.

Эти громоотводы также являются символом, шансом избежать многих бед, от которого, к огромному сожалению, отказались, сославшись на принцип " чему быть, того не миновать ".

Еще один символ в этом переплетении судеб и характеров, как ни странно, - Волга. Равнинная река, она спокойно несет свои воды к морю, без изменений многие годы, ровно, как и жизнь в Калинове. Так в семье Кабановых на протяжении долгих лет действуют одни и те же порядки и обычаи, в рамках которых и живут люди без права на перемены, на свободу.

Последнее действие " Грозы " погружено в вечерние сумерки, когда смазываются очертания предметов и теряет смысл разделение на тьму и свет. Разве можно назвать это время днём или ночью? А поступок Катерины - хороший или плохой? В последнем действии автор не делит поступки на правильные и нет, это делает каждый для себя. Но, вынося приговор, нужно помнить: в сумерках меняются даже знакомые вещи, и с невообразимой легкостью очертание одного предмета можно принять за другое.

Обновлено: 2018-02-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В чем заключается символический смысл заглавия пьесы "Гроза".
Пьесу "Гроза" Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название "Гроза". Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление - герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних - это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих - это "голос свыше", который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.
В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее - это кара небесная, "рука Господня", которая должна покарать ее за измену мужу: "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнетЕсо всеми помыслами лукавыми". Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в "геенне огненной" за свое греховное чувство.
Для механика Кулигина гроза - грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над "громом", который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю". Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.
Для Тихона гроза - это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: "Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет".
Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза - это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.
Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. "Здесь страшнее!" - говорит Борис, убегая с места моления всего города.
Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.
Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" образ Катерины трактовал как "стихийный протест, доведенный до конца", а самоубийство - как силу вольнолюбивого характера: "горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет".
Я считаю, что пьеса Островского "Гроза" была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.

Автор пьесы «Гроза» использует значение этого слова в нескольких значениях. В произведении Островского гроза как явление природы несколько раз встречается в пьесе. При первом разговоре Катерины и Варвары, когда первая делится душевными переживаниями, рассказывает свои мечты, дурные предчувствия, собирается гроза, как раз здесь Катерина и говорит, что очень сильно боится грозы. Затем она собирается перед признанием Катерины в измене, в душе главной героини накаливаются чувства, все в ней кипит и как раз слышны раскаты грома. А начинается гроза во время исповеди. Гроза связана с душевным состоянием главной героини. Гроза начинается, когда в ее душе все неспокойно, ее нет, когда Катерина счастлива с Борисом.

Также гроза имеет переносное значение, сама Катерина, словно гроза, она смело признается в содеянном поступке, не стыдясь окружающих. Я не думаю, что кто-то другой из этих жителей смог бы признаться, например, Варвара не смогла бы так открыто рассказать, она привыкла все делать тихо, чтобы никто не знал. Для Кабанихи это удар, Катерина поражает ее как гроза, ведь она стремится на людях быть белой и пушистой, а теперь честь ее семьи запятнана. И смерть Катерины очень громкая, все жители города услышали о ней, все будут обсуждать ее, многие поймут, что именно свекровь в большей мере виновата в смерти снохи, теперь мнение о ней в обществе изменится, и ее власть ослабится, а ведь для нее это самое важное. Катерине удалось своим поступком подпортить власть Кабанихи.

Вот, например, Кулигин считает грозу отрадой, обычно перед грозой душно, не хватает воздуха, а после нее все будто заново оживает, все живое радуется, только человек боится. Конечно, в то время когда была написана пьеса, к такому явлению относились с большой опаской, многие называли это предупреждением какой-то беды, голосом божьим, потому что не знали, как она возникала. После смерти Катерины, в обществе обстановка разрядится, этот протест откликнется в душах горожан, уж тогда, когда Борис оплакивал жену, он впервые начал обвинять мать в том, что это она стала причиной такого поступка. Варвара уже не боится гнета матери и решает уйти из дома, на свободу, теперь Кабанихе некем править в доме, ее цель не дать современному поколению развиваться по своим принципам не достигнута, авторитет подорван, она потерпит крушение.