Психология

Васька пепел прошлое героя. Какую роль в пьесе "На дне" играет история любви Васьки Пепла

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.

Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, - Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека.

Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое "дно" жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончае мый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-"него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила - в стремлении вперед, "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу - лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий - ясны, все ясно!..» Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни». Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.

В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение.

Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек - Лука, странствующий беспаспортный старик.

Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты - верь! Спокой и - больше ничего!..» Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки - это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь. Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие -прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека

Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны - он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы.

Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков - ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх.

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача.

“Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки…”

Он – потомственный вор и мошенник. Он занимает в ночлежке привилегированное положение - отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Васька считает, что путь его был предопределен и не верит в возможность измениться.

“Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…”

И все же он мечтает вырваться и жить честной жизнью с возлюбленной Наташей. Поэтому предлагает ей сбежать с ним.

“Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все – гнилое… все – не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она – вся моя была…

Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может… А ты – как молодая елочка – и колешься, а сдержишь…”

Василиса уговаривает Пепла устроить убийство ее мужа, хозяина ночлежки. При этом она якобы отпустит его вместе со своей сестрой.

“Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно… злоблюсь я на нее за тебя… и сдержаться не могу… мучаю девку, бью ее… так – бью… что сама плачу от жалости к ней… А – бью. И – буду бить!”

Но Пепел не верит коварной и жадной Василисе, отказывает ей. История Васьки заканчивается печально. Из мести Василиса обварила Наташу кипятком, а в драке убивают Костылева, и Василиса обвиняет в его убийстве Пепла. Самое страшное, что Наташа подумала о сговоре между Пеплом и сестрой.

“Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция – слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите…
Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..”

Итог становится понятен. Пепла ждет каторга в Сибири.


Другие работы по этой теме:

  1. Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И...
  2. ­Василиса Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа...
  3. Произведение Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” сквозь призму фантастической фабулы проливает свет на простые общечеловеческие истины, которые были актуальны как во времена писателя (произведение датировано...
  4. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...

Расфокусированная в сюжетно-композиционном отношении пьеса М. Горького «На дне» (1902) позволяет легко вводить персонажей, ранее не задействованных в спорах-полилогах сценического действа. В этом смысле выделенная, с отдельным входом-дверью коморка, находящая (согласно ремарке автора) на противоположной от

«грязной» кухни стороне, до-экспозиционно допускает кооптирование нового - альтернативного «низшим» (торговке Квашне, проститутке Насте и др.) - героя-типажа, близкого и знакомого по ранней прозе Горького. Васька Пепел обнаруживает сходство с романтическим образом Челкаша - «заядлым пьяницей и ловким, смелым вором», который «несмотря на свой вид жулика», пользуется «известностью и доверием» .

Индивидуалистические черты, составляющие характер романтизированного рассказового Челкаша, смягчены Горьким в образе сценического Пепла. Если Челкашу около сорока, он «старый травленый волк» с еще черными, но уже «с проседью» волосами, то Пепел молод, ему двадцать восемь. Более того, он юношески влюблен - и предпочитает не роковую страсть к красавице Василисе, а нежную заботу о мягкой и чистой Наташе. В пьесе «На дне» в связи с образом Пепла Сатин изрекает: «Нет на свете людей лучше воров!» .

Сигналом к сближению образов Пепла и Челкаша становится сон, который видит герой «На дне»:

«…будто ловлю я рыбу, и попал мне - огромаднейший лещ! Такой лещ, - только во сне эдакие и бывают... И вот я его вожу на удочке и боюсь, - леса оборвется! И приготовил сачок... вот, думаю, сейчас...» .

Именно как рыбную ловлю описывал Челкаш поплечнику Гавриле в раннем рассказе «Челкаш» особенность предстоящей работы: «- Какой [работы]? Челкаш ответил: - Рыбу ловить поедем. Грести будешь...» . Коннотации образа хищного и бесстрашного, красивого и отчаянного Челкаша наследуются Пеплом, a priori эксплицируя характерные черты образа горьковского «гордого человека», ставшего центральным типом как ранних рассказов, так и ранней драматургии Горького.

За самым поверхностным, собственно горьковским уровнем автоцитации прочитываются иные - сакральные - смыслы сна, виденного героем. Символика рыбы вбирает в себя множество разнообразных и порой полярно противоположных значений. Со времен глубокой древности рыба ассоциировалась с образом Учителя, мирового Спасителя, прародителя, и в более широком неперсонифицированном смысле - с мудростью. К символике рыбы, несомненно, имеют непосредственное отношение христианский Иисус. В раннем христианстве рыба воплощала символ Христа, знак рыбы был первой монограммой Сына Божьего. Именно рыбаки стали первыми учениками Иисуса, заверив его, что будут «ловцами человеков». В этом мифопоэтическом контексте сон Пепла обретает размах идеологемы-символа, знака-сигнала о грядущей «рыбной ловле», об уловлении души искомого Горьким Человека. Сон Пепла со всей открытостью и откровенностью обнажает установочную писательскую тенденцию, ориентированную на поиск «величественного образа Человека» (поэма

«Человек»).

Между тем философский смысл сна в пьесе «На дне» Горький уводит в подтекст, выдвигая на первый план толкование его непросвещенными ночлежниками как завоевание Пеплом любовницы («Это не лещ, а Василиса была…» ). Глубинный смысл притчи вуалируется, понимание философемы сводится к уровню обывательского прочтения. Любовный мотив «нивелирует» образ Пепла в сравнении с образом Челкаша, снижая его символический потенциал, но усиливая его реалистическую трактовку. Т.е. в тексте «На дне» образ Пепла звучит не так «гордо», как было манифестировано в образе босяка с хищно-ястребиной внешностью в раннем рассказе, его реплики о правде и лжи в пьесе слышны, но «мелки», преимущественно касаются любовной темы. Только однажды герой затрагивает принципиальный аспект философской горьковской альтернативы «правда - ложь», коснувшись вопроса о Боге, вслед за Лукой и одновременно с ним заговаривая об уважении к человеку:

«Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» .

Поддерживает мысль о «несостоявшемся» в Пепле Челкаше и имя героя. Прозвище Пепел может означать испепеленность в нем «бывшего человека», но, может быть, и таящиеся, еще не угасшие в нем искры человечности. Ср. в поэме «Человек»: «Ведь искры - это матери пожаров! Я - в будущем - пожар во тьме вселенной!.. чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни…» . Однако в философском контексте платоновских идей, характерных для «базового уровня» смыслового контента пьесы «На дне», в имени Пепла могут быть символизированы и остатки, гарь, зола прошлого - как звучит в поэме

«Человек», «обломки старых истин», «пепел старых правд» .

Семантически значимым оказывается и имя героя - Василий, от греч. базилеус, т.е. «царь, царский». Неслучайно Сатин обращается к Пеплу: «Ты, Сарданапал!» - по имени героя древнегреческой мифологии, мифического царя Ассирии.

Пепел оказывается участником спора о правде. Бывшему «царю» дозволено бросить Бубнову: «Врешь ты!..» - в попытке отстоять искренность чувств к Наташе. Однако прозвище-фамилия Пепел разрушает царственную семантику имени собственного, актуализируя «бывшесть» и «прошлость» судьбы персонажа. Образ Васьки Пепла низведен Горьким с высоты положения царственной особы или романтизированного образа Челкаша, чтобы пошагово обозначить эволюцию человечности («вочеловечения») в пьесе, полнее и детальнее проиллюстрировать вариативность платоновских (недо)человеков и процессуальность философии и самого акта вызревания Человека (= Гордого Человека). Пепел, с детства однозначно и прямолинейно принявший начертанный ему путь («Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...» ), по наблюдениям Бубнова, - «человек-щепка»: «Люди все живут... как щепки по реке плывут...» . И в этом мотиве (отчасти) эксплицируется правда угасших истин Пепла, героя-царя, низвергнутого с его царственно-романтичных высот.

Привычно думать, что хозяина ночлежки в драке случайно убил Пепел. Однако относительно убийства Костылева ремарки автора содержат некие тайные и нераскрытые детали. Так, в ходе драки, кроме Пепла, злодея Костылева бьют и Кривой Зоб («Эх и дал я ему разочек!»), и Сатин («Я тоже раза три ударил старика...»). После сильного удара прибежавшего на пустырь Пепла хозяин ночлежки падает. Но Горький с какой-то целью сообщает в ремарке: «Костылев падает так, что из-за угла видна только верхняя половина его тела» , делая его практически невидимым для участников событий на пустыре. Ремарка автора выглядит весьма загадочно.

Согласно сценической расстановке персонажей рядом с упавшим Костылевым остается только Василиса, которая, по словам Луки, не только желала, но была решима «сжить со свету» мужа. Причем василисин крик о смерти Костылева - «Убили…» - раздается не сразу. До него Горький вводит в сцену диалог между Пеплом, бросившимся на помощь к Наташе, Квашней и Татарином, где у каждого персонажа есть своя реплика. Т.е. Горький «тянет время», на какой-то момент оставляет Василису одну - тем самым порождая гипотетическую вероятность, что «дьяволица» Василиса сама «ловко» (= умно) расправилась с мужем. Неслучайно в ответ на обвинения Наташи, Василиса почти (по Фрейду) «проговаривается»: «Врешь! Врет она... я... Он, Васька, убил!» (выд. мною. - О. Б.).

Между тем на фоне предшествующего дерзкого и решительного поведения Луки рождается и иное предположение - Костылева мог убить беглый каторжник, скрывающийся от полиции, беспаспортный Лука (Сибирь, отсутствие документов, «таинственность» Луки сквозным мотивом проходили через всю пьесу).

«Стечение обстоятельств» - объявленный уход, невидимый никем упавший старик Костылев, ощущение безнаказанности убийства («Вовремя уйти всегда лучше...» ) - дают основание предполагать, что роль убийцы мог взять на себя и Лука.

Можно считать, что Горький сознательно сохраняет тайну смерти старика-кровопийцы, с одной стороны - сюжетно, таинственными и трагичными обстоятельствами объясняя стремительное исчезновение беспаспортного старика-странника, с другой - затекстово внося «оправдательные» аргументы в пользу невиновности Пепла и упрека в сторону современной «прогнившей» государственной системы, которая вряд ли справедливо рассудит героя и выявит его истинную роль в трагических событиях.

В течение более десяти лет - начиная с ранних романтических рассказов и вплоть до создания пьесы «На дне» - Горький неизменно возвращался к рефлексии на одну и ту же - онтологическую - тему о Человеке, неизменно питался принципами романтической парадигмы, стремясь внедриться в жизнь, но проповедуя идеалы беспредметно-абстрактного философского теоретизирования. В этом смысле героем, который бы идеологически мотивированно провозгласил горьковскую идеологию в последнем монологе пьесы «На дне», мог стать именно Пепел, родственный по жизненным установкам романтическому босяку Челкашу. Неслучайно, еще в момент появления пьесы (1903) критик С. А. Адрианов писал: «Пепел должен был быть истинным героем пьесы» . В этом смысле, подобно тому как линию Луки поддерживал и отчасти формировал образ Актера, так идейную мощь сатинских (горьковских) прославлений Человека мог бы поддержать Пепел.

Но обстоятельства сюжетного и идейного плана (арест Васьки и желание сохранить тайну интриги с таинственной смертью Костылева) помешали драматургу сделать Пепла глашатаем новой (по сути «старой» для самого Горького) философской абстракции. Между тем «оправдательный» приговор относительно Пепла, (вероятно, действительно) не виновного в смерти Костылева, позволяет говорить об «охранительных» тенденциях в отношении любимого писателем типа героя. Сам драматург понимал, что «речь Сатина о человеке- правде бледна», чувствовал, что она «чуждо звучит его языку», однако считал, что «кроме Сатина ее некому сказать» (письмо К. П. Пятницкому, 14 или 15/27 или 28 июля 1902 г.). Появление в финале пьесы некой (несостоявшейся в итоге) художественной версии образа Челкаша (или др. горьковского босяка) могло бы придать большую последовательность, мотивированность и логическую предсказуемость как пьесе, так и философии Гордого Человека.

Список литературы

1. Адрианов С. А. «На дне» Максима Горького // Максим Горький: pro et contra: антология / вст. ст., сост. и прим. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 630–642.

2. Горький М. На дне // Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. С. 890–951.

3. Горький М. Челкаш // Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. С. 20–130.

4. Горький М. Человек // Максим Горький: pro et contra: антология / вст. ст., сост. и прим. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 43–48.

В пьесе «На дне» Горького, участвуют разные персонажи, попавшие в ночлежку Костылева по различным причинам. Люди, когда-то имевшие определенный статус, относящиеся к разным социальным слоям, а теперь просто опустившиеся на дно жизни изгои. У всех них трагическая судьба, затянувшая их в болото, и все эти спившиеся, обнищавшие бродяги, не живут, а просто существуют. Всех их связывает одно общее: им ничего не надо, для них утрачены все цели и идеалы, осталось только прозябать и смиренно ожидать смерти.

На фоне этих опустившихся людей, выделяется образ Васьки Пепла. Его судьба была предначертана уже с рождения. Он родился в семье вора, с детства жил в воровском обществе, и это было само собой, что и он станет вором, как и произошло. В душе Василий совершенно другой человек, он любит жизнь, и стремится к лучшему. Внутри него постоянно происходит борьба, ему хочется вырваться на свободу из лап окружающего бездушного общества. Пепел понимает, что жить надо по-другому, и в другом мире. Но у него не хватает силы воли, чтобы разом покончить с прошлым, и вынырнуть из этого гнилого болота, которое засасывает все глубже и глубже. Большую роль в этом играет Васькина любовница, жена хозяина ночлежки. Вместе с мужем, она использует любовника в своих корыстных целях, и он идет на поводу, занимаясь воровством. Костылевы держат его в руках тем, что в любой момент могут сдать полиции, и Васька просто плывет по течению.

Долгое время наблюдая за Наташей, сестрой хозяйки, Пепел постепенно влюбляется в нее. Ему нравится эта чистая и непорочная девушка. Ради нее Васька готов на все. Полюбив Наташу, Пепел видит в ней свое избавление, он готов начать новую жизнь. Василиса же, его любовница, узнав о любви Васьки к сестре, старается утопить его. Она обещает Ваське отдать Наташу, если он убьет Костылева. Пепел хоть и вор, и опустившийся человек, но он ясно понимает, к чему клонит Василиса. Он честный и открытый человек, и понимает всю низость просьбы неверной жены хозяина. Прямо в глаза Васька говорит своей любовнице о вероломстве ее поступка, о подлости ее характера, и наотрез отказывается идти на преступление.

Он надеется стать нормальным человеком, начать новую жизнь с нуля, но его намерениям никогда не сбыться. В драке с Костылевым происходит непредвиденное: от толчка Васьки, хозяин ночлежки так ударился головой, что наступила смерть. Так Васька Пепел становится невольным убийцей человека, и теперь ему уже никогда не выбраться из поглотившего его болота. И даже Наташа, в чьей поддержке он нуждался больше всего, неправильно поняв ситуацию, отказывается от несчастного Васьки. Все надежды и мечты рухнули в один миг.

Сочинение Васька Пепел в пьесе Горького На дне

Васька Пепел – персонаж из пьесы М. Горького «На дне».

Имя Василий означает как «Царственный», но в данном случае может иметь смысл «кот Васька» (человек как кот, не разбирающийся в любовницах). Пепел можно понять как «перегорелое, бывшее».

Васька Пепел родился в Ярославле. В пьесе ему двадцать восемь лет. Отец его был вором и всю жизнь сидел в тюрьме. Из-за этого его априори стали считать вором и называть «Васька, сын вора».

Васька был против подлости, жадности. Но воровать он стал из-за жизни в ночлежке среди «падших» людей. Два раза сидел в тюрьме из-за этого (его предавал хозяин ночлежки Костылев, для которого он воровал). Но верил, что когда-нибудь будет вести честную жизнь без воровства.

Пепел по своей природе добрый и светлый человек, у которого есть совесть, про которую рассказывал в пьесе. Он встречался с женой хозяина ночлежки Василисой. У него могла бы быть с ней «роковая» любовь, но Ваське не понравилась, что она без души, жадная и ушел от нее. Он обратил внимание на сестру Василисы - Наташу, потому что та была добрая и ему стало жаль ее. Он обещал увезти ее в Сибирь и начать жить честным трудом (по мнению Луки, который тоже недолго был обитателем ночлежки, только там он мог жить, как тот хотел).

Василиса пыталась подговорить Ваську убить ее мужа. Она говорила, что хочет от него освободиться и взамен отдаст Наташу. Но Пепел, зная ее «коварность» и мстительность, отказался от этого.

Однажды между некоторыми обитателями ночлежки (в том числе и Васьки Пепла) и мужем Василисы Костылевым завязалась драка. Васька сильно ударил его, и тот упал замертво. Но по следующим репликам видно, что неизвестно из-за чего хозяин ночлежки умер, так как в драке его били все. Также можно подумать, что его могла добить и сама Василиса, потому что в пьесе автор обратил внимание, что у Костылева была видна только верхняя часть тела, а ее крик о смерти мужа прозвучал не сразу.

Однако виновным будет именно Васька Пепел, даже если он и не виноват. Наташа от него откажется, подумав, что он спланировал убийство с ее сестрой. Василису, как и Пепла тоже обвинят, как соучастницу. И имя Васьки Пепла, как назвал его Горький, будет полностью оправдано, так как он проведет большую (если не всю) часть жизни на каторге.

Несколько интересных сочинений

    Когда приходит весна настроение всегда становиться лучше. Слышна первая капель, день становиться длине и светит солнышко. Весна – это праздничное время года. Весна – это время женской красоты и прелести. Весной все девушки и женщины самые красивые.

    Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов.

  • Чичиков беда или надежда России? сочинение рассуждение кратко

    Николай Васильевич Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» затронул немало проблем, которые актуальны и на сегодняшний день. Одним из главных героев его произведения является Чичиков

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Образ Максима Максимыча подробно рассматривается М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» для того, чтобы через характер, миропонимание этого опытного человека раскрыть более подробно образ Григория Печорина.

  • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

    Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать