Все вопросы

Новая кольцевая линия схема. Этапы запуска МЦК. Ключевые преимущества МЦК

МЦК (Московское центральное кольцо) - инновационный вариант легкого наземного метрополитена, качественно нового для нашей страны. Кроме значительного уменьшения времени в пути, удобства передвижения, этот совсем недавно воплощенный проект обладает массой плюсов и интересных особенностей, которые стоит рассмотреть поближе.

Второе кольцо Московского метро: схема, открытие, общая характеристика

Торжественное открытие движения поездов по МЦК состоялось 10.09.2016 под лозунгом "Мы построили для вас дополнительное время". Тогда москвичам стали доступны 26 станций новой метро-магистрали, общая же длина кольца составила 54 км. До конца 2016 года открылись еще 5: "Дубровка", "Зорге", "Коптево", "Панфиловская", "Соколиная гора".

МЦК называется качественно новый вид транспорта - городская электричка. Движутся поезда с интервалом в шесть минут. Пересадка на метро бесплатна, т. к. действует единый с ним проездной.

Строящиеся станции метро, схема второй кольцевой доступны для обозрения в каждом вагоне метро, на каждой станции метрополитена столицы. Также у москвичей есть возможность построить свой маршрут с учетом новой магистрали в "Яндекс.Метро", 2ГИС и других мобильных приложениях-навигаторах.

Как говорят создатели проекта, наземное МЦК полностью гармонирует с системой Московского метрополитена и иного общественного транспорта. Для удобства пассажиров было скорректировано движение 176 маршрутов: автобусов , трамваев, троллейбусов. Весь этот транспорт, начиная с сентября 2016 года, делает остановки возле станций МЦК. Второе кольцо МЦК послужило причиной благоустройства и видоизменения и ряда станций метрополитена: "Владыкино", "Делового центра", "Кутузовской", "Локомотива", "Площади Гагарина". Здесь были сооружены "теплые коридоры", соединяющие их с узлами МЦК, чтобы пассажиры смогли сделать пересадку на метро, не выходя на улицу.

Для оплаты проезда на новом кольце используются билеты Московского метро: "Единый", "Тройка", льготные социальные карты школьников, студентов, пенсионеров и т. д.

Этапы запуска МЦК

Маршрут второго кольца Московского метро - это 31 пересадочная станция, подразумевающая 17 пересадок на метро и 10 - на курсирующие пригородные электропоезда. Запуск проекта осуществляется поэтапно:

  1. 10.09.2016 - 26 станций (12 - пересадочные на метро, 6 - на электропоезда).
  2. До конца 2016 года - 14 пересадок на станции метрополитена, 6 - на электрички. Также на этом этапе было проведено благоустройство прилегающей на 500 метров к магистрали территории.
  3. 2017-2018 гг. - планируется возведение современных капитальных транспортных пересадочных узлов, которые будут интегрироваться со строящимися станциями метрополитена, новыми остановочными комплексами наземного транспорта, пунктами остановки пригородных электричек.


Ключевые преимущества МЦК

Второе кольцо Московского метро, схема которого наверняка уже известна каждому жителю столицы, обладает рядом существенных плюсов и особенностей:

  1. Сокращение многих маршрутов почти в 3 раза (для ряда пассажиров время в дороге уменьшилось на двадцать минут) - в целом же это экономия почти 7 суток свободного времени ежегодно.
  2. МЦК проходит по 26 районам столицы, где в сумме проживают 2 миллиона человек.
  3. В Метрогородке, Бескудниковском, Коптево, Хорошово-Мневниках, Нижегородском это первый вид внеуличного транспорта, не зависящий от пробок и погодных условий.
  4. Снижение пассажиронагрузки на Малое кольцо и Сокольническую линию - на 20%, на Таганско-Краснопресненскую - на 18%. Прогнозируется, что за год более 34 млн человек пересядут на второе кольцо Московского метро, схема которого так привлекательна.
  5. Благодаря новой магистрали появилось около 350 разных вариаций пересадок.
  6. С 17 ТПУ возможна пересадка на метро, из них с 11 - прямая, без выхода на улицу.
  7. Поезда "Ласточки", которые курсируют по МЦК, полностью приспособлены для маломобильных граждан, а также оборудованы кондиционерами, розетками, бесплатным WI-FI.
  8. Поездка по новому кольцу - это еще и замечательная возможность увидеть достопримечательности столицы и ее парковые ансамбли: ВДНХ, Ботанический сад, небоскребы "Москва-Сити", вид на стадион "Лужники", усадьбу "Михалково", парк "Измайлово", "Сокольники", Воробьевы горы, Фрунзенскую набережную. Открыт обзор на историческую станцию "Канатчиково" и 56 исторический зданий вдоль пути. На 11 ТПУ создаются видовые зоны.

Оплата проезда

На сегодняшний день оплата проезда карточкой "90 минут" составляет 60 рублей, "Тройкой" - 32 рубля, "Единым" - 60 поездок за 1570 рублей (самый экономный вариант).

В течение 90 минут после приложения билета к терминалу МЦК возможна бесплатная пересадка на поезда подземного метрополитена. Возможен такой вариант и при схеме "метро - МЦК - метро". Нужно не забывать сохранить свой билет и вновь прикладывать его к терминалу - спишется 0 поездок или рублей.


В будущем возможна оплата при помощи технологий Pay Pass и Pay Wave (бесконтактные карты), а также NFC (при помощи гаджета).

Инновационные "Ласточки"

Городские электропоезда "Ласточки" обладают целым рядом преимуществ:

  1. Ускоряются до 160 км/ч.
  2. Пассажиры не слышат городского шума и стука колес из-за установки защитных экранов и внедрения технологии "бархатного пути" - укладки железнодорожных путей по специальной технологии.
  3. Всего по МЦК проезжают 110 "Ласточек", каждая из которых способна перевозить до 1200 человек. Ее состав быстро можно изменить от 5 до 10 вагонов.
  4. ТПУ открыты: 5.30-01.00. Ожидание в час пик - 6 минут, в остальное время - 11-15 минут.
  5. Первый и последний вагон электропоезда снабжены туалетами.
  6. Оборудованы спецместа для детских колясок, велосипедов, а также лифты, пандусы, эскалаторы, тактильная плитка для маломобильных граждан.
  7. В каждой "Ласточке" пассажиров ждут: кондиционеры, электророзетки, мусорные контейнеры, бесплатный вайфай, электронные инфо-табло на русском и английском языках.
  8. Двери открываются по требованию пассажира - нужно только нажать на кнопку. Происходит это лишь после полной остановки поезда.


ТПУ: второе кольцо Московского метро

Как будут выглядеть станции, москвичам хотелось узнать еще задолго до пуска МЦК. Их строили по принципу "сухие ноги" - пассажиру не нужно преодолевать большие расстояния для пересадки. Наземный транспорт останавливается около ТПУ, к метро ведут теплые переходы. В будущем в составе этих узлов планируют открывать офисы, ТЦ, кафе и магазины.

Также около 17 пересадочных узлов открыты так называемые перехватывающие парковки, способные вместить до 2 тысяч машин. Здесь могут оставить свой транспорт автолюбители, желающие на электропоезде объехать пробку.


ТПУ: новые планы

В будущем планируется открытие новых ТПУ:

  • 2018 год: "Улица Народного ополчения", "Нижняя Масловка", "Лефортово", "Авиамоторная", "Рубцовская", "Нижние Мневники".
  • 2019 год: "Печатники", "Кленовый бульвар", "Воронцовская", "Улица Новаторов", "Проспект Вернадского", "Можайская", "Давыдково", "Текстильщики", "Каширская", "Севастопольский проспект", "Мичуринский проспект", "Каховская", "Стромынка", "Ржевская", "Шереметьевская", "Аминьевское шоссе".

История МЦК

Неверно будет предположить, что второе кольцо Московского метро, схема которого столь обширна, появилось совсем недавно. Приказ о строительстве тогда еще "Окружной московской ж/д дороги" подписал в 1897 году Николай II. Нетрудно догадаться, что инициатором проекта был С. Витте.

Открыто ж/д кольцо было 19.07 (2.08) 1908 г. На 54 км пути было 30 путепроводов, 2 остановки, 4 моста, пересекающих реку Москву. Ежедневно проходило до 35 поездов.


Во время СССР главной функцией МЦК стала перевозка грузов и обслуживание промзоны столицы. Сейчас такая задача стала неактуальной, а вот использование дороги для пассажиров - наоборот. Работы стартовали в 2012 году: магистраль электрифицировали, переложили рельсы, реконструировали для движения пассажирских составов.

Второе кольцо Московского метро, схема которого обитателям столицы за несколько месяцев уже стала привычной, - важный инновационный проект по внедрению городской электрички в инфраструктуру Москвы. Нельзя не отметить и тот факт, что МЦК - ТПУ, электропоезда, оплату проезда сделали максимально комфортными для граждан.

На официальном сайте три варианта карт Московского центрального кольца. Движение на кольце будет запущено 10 сентября – в День города. «Практика» рассказывает о том, как устроен новый столичный транспорт.

Что обозначено на схеме

На схеме обозначена каждая станция Московского центрального кольца (МЦК) с действующими маршрутами наземного городского транспорта, пересадки со станций кольца на наземный и пригородный транспорт и этапы введения в эксплуатацию пассажирской инфраструктуры.

На одной из схем кольцо обозначено на карте вместе с линиями пригородных железных дорог и Московского метрополитена, включая строящийся Третий пересадочный контур.

На второй Московское центральное кольцо вписано в ту карту Московского метрополитена, которую сейчас используют и в которой указано ориентировочное время наземных пересадок с Московского центрального кольца.


Самым полным стал третий вариант схемы, где для станций МЦК указаны возможные пересадки на наземный городской транспорт. Причем для каждой из них указаны тип и количество транспортных средств, общая провозная способность и интервал движения. Это позволит пассажирам заранее планировать пересадки.

Сколько станций на кольце

Руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что часть станций МЦК будет закончена уже после запуска движения кольца, а для некоторых районов сразу будет доступна интеграция с Московским метрополитеном. Всего на Московском центральном кольце предусмотрена 31 станция.

Первый этап предполагает движение по кольцу как минимум с 24 станций, что ожидается уже 10 сентября, на втором этапе в эксплуатацию введут еще 7 станций.

«На третьем этапе, до 2018 года, будет постепенно улучшаться связь станций МЦК со станциями метрополитена, радиальными линиями железной дороги и наземным городским транспортом. Одновременно вокруг МЦК начнут строиться крупные транспортно-пересадочные узлы, торговые центры, гостиницы и другая коммерческая недвижимость общей площадью несколько миллионов квадратных метров», – рассказал “Российской газете” мэр Москвы Сергей Собянин.

Какие поезда будут обслуживать МЦК

Пассажиры будут ездить на пятивагонных скоростных поездах «Ласточка» производства компании Siemens AG – они могут развивать скорость до 160 км/ч. Интервал движения поездов составит от шести минут в часы пик и 11-15 минут во внепиковое время. Максимальная вместимость поезда – 1,2 тыс. пассажиров. Вагоны поездов будут оборудованы кондиционерами и бесплатным Wi-Fi, на станциях МЦК будут находиться специальные стенды для зарядки мобильных телефонов, планшетов и прочих гаджетов. Также вагоны оснастят информационными панелями, которые подскажут пассажирам время прибытия на следующую станцию. На панелях будут показывать и информацию о том, на какие виды транспорта можно пересесть после выхода на платформу.


Обещают и сохранять комфортную температуру в поезде, когда на улице слишком жарко или холодно: для этого открытие дверей в вагоне сделали ручным. Войти или выйти из вагона пассажиры смогут, нажав на специальную кнопку, расположенную на дверях – она будет работать только во время остановки состава.

Как оплатить проезд

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил , что первый месяц ездить по Московскому центральному кольцу можно будет бесплатно. В дальнейшем оплачивать проезд можно будет так же, как и в метро. «На Московском центральном кольце, так как схему билетных решений и проходов через турникет реализует Московский метрополитен, будут все те же сервисы, которые мы сейчас реализуем целиком в столичном метро. Это и оплата банковскими картами, и PayPass/PayWave на одном из турникетов», - объяснил начальник столичной подземки Дмитрий Пегов.

Как организуют пересадки

Метрополитен начал обновлять программное обеспечение турникетов всех станций для того, чтобы пассажиры могли пользоваться бесплатными пересадками в подземку с монорельса и МЦК. Турникеты будут фиксировать точное время пересадки пассажиров, чтобы в течение 90 минут трансфер был бесплатным. Один билет позволит свободно пользоваться тремя видами транспорта из структуры метро и наземным городским пассажирским транспортом.

С запуском кольца в Москве заработали современные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), позволяющие пассажирам пересаживаться с одного вида транспорта на другой не выходя на улицу. Такой тип пересадки даже получил название «сухие ноги». Сейчас в транспортно-пересадочных узлах на МЦК строится целая система пешеходных галерей ― подземных или надземных. 14 ТПУ свяжут между собой МЦК и метро, еще 8 соединят новое кольцо с платформами железнодорожных направлений в сторону Подмосковья. А самые крупные объединят сразу четыре вида транспорта: метро, РЖД, МЦК и автобусы.


«На тех станциях Московского центрального кольца, где все же придется делать пересадку по улице, обустроим удобные пешеходные зоны. С каждой станции МЦК можно будет пересесть на наземный городской пассажирский транспорт. Маршруты автобусов и маршруток скорректируют так, чтобы подвозить пассажиров непосредственно к ТПУ, а при необходимости город запустит и новые маршруты», ― пояснил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

Что делать со старыми билетами

Купленные до 1 сентября билеты – «Единый», «90 минут» и «Тройка» потребуют дополнительной активации. «Перепрошивку» будут делать бесплатно в кассах метро и монорельса, в Пассажирском агентстве метрополитена и сервисном центре «Московский транспорт». Карту «Тройка» можно активировать самостоятельно, пополнив ее на сумму от одного рубля в кассах и билетных автоматах метрополитена. Однако стоит учесть, что на некоторых станциях метро могут возникнуть перерывы в работе автоматов по продаже билетов и приличные очереди в кассы.

Как быть с навигацией

Первое время помогать пассажирам ориентироваться на станциях будут волонтеры. Кроме того, для Московского центрального кольца разрабатывают специальное мобильное приложение для навигации – с его помощью пассажиры смогут выбрать для себя оптимальный маршрут.

Тестовое движение поездов было запущено еще 1 июля, 10 сентября новый транспорт заработает уже в полную силу: готовые станции торжественно откроют в День города.

Длина кольца составит 54 километра, а поток пассажиров, по прогнозам, в ближайшее время достигнет 300 миллионов человек в год, что сопоставимо с потоком на активных ветках метрополитена.