Все вопросы

Базаров потребительское отношение к природе. Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому


Идейные споры Базарова с Кирсановым – старшим.

В дискуссиях, проходящих в доме Кирсановых между Базаровым и Павлом Петровичем, затрагивались различные темы.

Так, например, беседа об искусстве. Евгений, будучи нигилистом, в своем разговоре отрицает полностью все искусство, а также и его различные виды, такие как музыка, живопись, поэзия. Так о стихосложении он говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Не серьезным считает занятия музыкой. А о всем искусстве в целом у него следующее мнение: «Искусство наживать деньги».

Одинцовой он однозначно говорит: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, - да во мне действительно его нет». Базаров считает чтение художественной литературы пустым делом. Тем не менее, чтобы так отзываться о произведениях искусства в них надо разбираться. И Евгений Васильевич разбирается и в литературных шедеврах, и музыкальных, и художественных. А его неприязнь связана с тем, что в обществе приоритетными вопросами были политические и гражданские, которые обществу необходимо было быстро решать. Базаров считает, что в жизни необходимо опираться только на личный опыт и ощущения. А поскольку искусство – обобщенное понимание общественного опыта, это отвлекает его от дела и соответственно он отрицает искусство в целом.

Он так же отрицает красоту природы. Он откровенно удивляется тому, как ею можно любоваться, и считает: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Базаров, являясь приверженцем науки, однако и её подвергает критике. Он отдает предпочтение ботанике, медицине, механике. Он высказывается: «... и что такое наука – наука вообще? Есть науки, как ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».

В полемике, затрагивающей аристократию Кирсанов пытается убедить Базарова, что аристократы – это прогрессивный класс, они являются основой развития и процветания общества. Он приводит в пример Англию: «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её». В аристократах ярко выражено чувство собственного достоинства и уважения к самому себе. Базаров же считает, что аристократизм ровно ничего не стоит, ценность человека в его делах, а не в его происхождении и образе жизни. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - подумаешь сколько иностранных... и бесполезных слов!» он считает аристократов неспособными к реальным поступкам, а значит они не могут принести пользу и не в силах вести страну к будущему.

В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров показывает свой бунтарский дух. Все его доводы и суждения пропитаны идеями нигилизма. А нигилисты не признают ни каких авторитетов. «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои». Базаров умен, красноречив, очень самоуверен, с огромным самомнением. «Всякий человек сам себя воспитать должен, - ну хоть как я, например...».

Таким образом, в идейных спорах, с не менее умным Павлом Кирсановым, Базаров выходит победителем.

Обновлено: 2019-10-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Своеобразным получился знаменитый персонаж Тургенева в произведении «Отцы и дети» - Базаров. А все потому, что он строит свою идеологию на очень странных принципах, придерживаться которых человеку здравомыслящему будет сложно. Весьма забавно Цитаты его говорят сами за себя. Отношение к искусству и вообще к жизни тоже несколько удивляет, например: «Пушкина читать - потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит». Но откуда такие мысли у образованного человека? С этим стоит разобраться несколько подробнее.

Базаров. Отношение к природе. Аргументы

О природе этот герой отзывается достаточно однозначно. Он считает, что природа не храм, а настоящая мастерская, в которой человек - работник.

Развивая дальше тему «Базаров: отношение к природе», коснемся самого главного. Удивительно, но во всем этом существует своеобразная логика, которая в некоторой степени может полностью оправдать его взгляды. Ведь для Базарова главной фигурой всегда был простой русский народ, откуда он и вышел сам.

Мужика грубого и суеверного задавили нищетой, у него в голове одни мысли только о хлебе насущном, и поэтому Базаров считал, что нет смысла говорить с такими людьми о высоком искусстве, в котором они ничего не смыслят. И это нельзя считать несправедливым.

Отношение к природе Базарова

Те идеалы, которыми так восторгаются молодые люди, совершенно не имеют никакого значения для такого героя, как Базаров. Особое отношение к природе человека естественно, ведь они очень сильно связаны между собой. Можно даже охарактеризовать любого по его восприятию мира природы. Практически в каждом классическом художественном произведении встречается описание природы, которая находится в полном взаимодействии с человеком.

Отношение к природе других героев

Изображение той же природы дает понять многое и о самом авторе произведения. В романе «Отцы и дети» взаимоотношения природы и человека можно рассмотреть на примере других героев, не только Базарова, но и Аркадия, Павла Петровича, Николая Петровича.

Базаров - личность все отрицающая, и больше в нем материалистического. С другой стороны, в нем есть скрытые нотки романтизма, но в этом он даже себе признаться не может, не то чтобы кому-нибудь постороннему. В природе он не видит ничего таинственного и неподвластного человеку. Акацию и сирень он называет искренними и «добрыми ребятами». Он очень по-хозяйски радуется тому, что отцовская роща принялась, ведь природа в ее прямом назначении должна приносить пользу.

Любовь меняет все

Когда Базаров влюбился в Романцову, постепенно становится видно, как прорастают в нем ростки того самого романтика, которым он так боялся стать. Именно в эти минуты отчаяния он искал покоя и уединения, и поэтому в полном одиночестве уходил в лес и там бродил, ломая ветки, ругаясь то на себя, то на ту, которая обрекла его на страдания. Сам на себя стал не похож Базаров. Отношение к природе, к любви и, собственно, к самой жизни у него поменялось буквально на глазах.

Базаров в эти минуты считает себя слабаком и презирает себя. Он очень беден, и жизнь кажется ему очень тяжелой, поэтому он совсем не хочет тратить время на романтические отношения.

Тургенев противопоставил Базарову его друга Аркадия, который очень сильно подражал своему другу и пытался изобразить из себя взрослого мужчину. Но, как оказалось, он был очень мягким парнем, который трогательно относился к природе. Он чувствовал и понимал ее, но тоже старался все это в себе скрыть, в основном из-за Базарова. А дальше он совершенно естественным образом выдал себя, когда стал любоваться полями и заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать.

Заключение

И вот в заключение темы «Базаров: отношение к природе» надо сказать, что для Аркадия природа - храм, а не пустяк, как для Базарова, тут он согласиться со своим авторитетным другом не может. Такое мировоззрение ему чуждо.

Неожиданное чувство к Кате, которая так же романтична и любит природу, еще больше сближает молодых людей. А Базаров сначала смертельно грустит, отторгнутый любимой женщиной, а потом умирает от чахотки. Вот так сломался некогда сильный и уверенный в себе человек.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Отношение Базарова к природе. "Отцы и дети": характеристика Базарова
  • Цитаты Базарова о нигилизме. Нигилизм Базарова ("Отцы и дети")
  • Спор поколений в романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева

Все интересное

Проблема «нового человека», точнее, его разногласия с обществом, актуализировалась в литературе в XIX веке и прослеживается в творчестве многих писателей вплоть до конца века XX. Новый человек XIX века – это образованный интеллигент,…

Евгений Базаров – один из центральных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это типичный демократ-разночинец, придерживающийся материалистических взглядов. Базарова отличают независимость суждений и стремление до всего доходить…

Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Пишет ли он о революционере Инсарове, нигилисте Базарове, реформаторе Литвинове, любовь настигает каждого из них, порой буквально переворачивая их жизнь. В самом известном…

Пространство, в которое погружается действие художественного произведения, во многом уже предполагает развитие определенных тем и построение сюжетных конструкций. Подобное можно четко проследить на примере такого романа как «Отцы и…

Во второй половине XIX века в России начал потихоньку заявлять о себе новый тип героя. Если раньше им был дворянин, то теперь отечественные литераторы все чаще обращают внимание на разночинцев демократов, людей неаристократичного происхождения,…

Тургенев, будучи сам дворянского происхождения, задумывал изобразить своего героя неприглядно, акцентировать внимание читателей на бездушности нигилистов. И отношение Базарова к природе ярчайший маркер авторской идеи.История созданияИван Сергеевич…

Цитаты Базарова о нигилизме. Нигилизм Базарова ("Отцы и дети")

Роман "Отцы и дети" имеет сложную структуру и многоуровневый конфликт. Чисто внешне он представляет собой противоречие между двумя поколениями людей. Но этот вечный конфликт отцов и детей усложняется идейными и философскими разногласиями. Задачей…

Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном…

Роман «Отцы и дети», написанный И.С. Тургеневым, - произведение о конфликте двух поколений, в котором ярко обозначено противоречие представителей старой дворянской культуры и приверженцев новых взглядов.Историческая основа…

Проблема взаимоотношений отцов и детей в литературе - тема не новая. Однако Тургенев первым создает образ передового человека своего времени. Писатель относится к главному герою произведения "Отцы и дети" неоднозначно.Павел Петрович Кирсанов и…

И.С. Тургенев — мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. «Записки охотника» — это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок».

Природа в романе «Отцы и дети»

Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.

Описания природы в начале романа как тон общего замысла

Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое — подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ

«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «Мужички… обтреханные, на плохих клячонках»….

Но за этим описанием сразу следует иное: «весна брала свое». И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе

«все…золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось т лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея,… гуляли грачи», повсюду… заливались жаворонки»…

Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой

«понемногу ослабевая, исчезали его размышления».

Так задана главная доминанта произведения — теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Восприимчивость к природе как характеристика персонажей

Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.

Николай Петрович размышляет о том, что

«за молодыми есть…какое-то преимущество перед нами».

Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,

как» можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе».

И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова

«Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звезды».

Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты

«в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не рожден был романтиком».

Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.

Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»

Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…

«Утро было славное, свежее, «- пишет Тургенев. Тишина и покой природы («легкая пыль лежала на ней — дороге — , еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою»).

Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной прекрасной природной красоты.

В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои

(«Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед… ровная тень обвивала Аркадия и Катю, только изредка в ее волосах зажигалась яркая полоска»).

Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней

(…предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной силы, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»).

Тургенев как бы невзначай роняет «знакомо каждому», говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.

Природа и описание могилы Базарова как картины вечности

Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров. Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто

(«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Базаров — представитель молодого

поколения. В его личности сгруппи-рованы

те свойства, которые мелки-ми

долями рассыпаны в массах.

Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «...я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от-рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи-вопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба-заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по-эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага-ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи-зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку-пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж-данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре-шения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс-казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле-мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис-кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз-носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби-вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман-тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис-кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи-пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта. Материал с сайта

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста-ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры-тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин-ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска-зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель-ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • базаров отрицает цитата
  • что говорит базаров об исскустве
  • как базаров относился к искусству?
  • взгляды базарова на искусство
  • что говорит об искусстве базаров

Третий уж век занимает умы любителей русской литературы выдающийся роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Не случаен интерес читающей публики к нему. Общество встретило его первое издание полемикой. Произведение, несущее в себе вечную тему смены эпох, по своему замыслу основано на многочисленных антитезах. В нем холодному и отстраненному от проблем общества помещику Павлу Кирсанову идейно противостоит образованный и деятельный разночинец Евгений Базаров.

Они оба - харизматичны и способны оказывать влияние на окружающих. Показывая конфликт этих персонажей, Тургенев обнажает смену эпох, ведущую к замещению в России феодальных отношений буржуазными.

Роман о поляризации взглядов русского общества

Российское общество 60-х годов XIX века переживало тяжелые времена. Особенно остро ощущалась необходимость ликвидации крепостного права как основного препятствия для дальнейшего развития России.

Аналогичный процесс столетие назад уже прошел в Европе, которая ускоренно развивалась благодаря ограничению прав аристократии и, соответственно, демократизации. К счастью, во времена Тургенева крепостничество пало и в России. 19.02.1861 г. император подписал Манифест, освободивший крестьян от крепостной зависимости.

Примечательно, что накануне сего деяния Александр II весьма внимательно читал роман «Отцы и дети». Отношение Базарова к природе, к жизни, к обществу вызвало интерес августейшей особы. Царь, которого впоследствии люди назвали «Освободителем», знакомясь с романом классика, пытался постигнуть образ мысли новых «героев времени», Базаровых. (Как видим, даже император полагался в понимании проблем общества на прозорливость Ивана Сергеевича.)

Среди тем, поднятых классиком в этом произведении, есть и такой вопрос, как отношение к природе Базарова и Кирсанова. Рассмотрим его глубже.

О роли природы в воспитании гражданина

Не стоит приуменьшать важность такого отношения. Ведь социальный прогресс определяется не только ростом производства, но и бережным, рациональным использованием гражданами природных ресурсов родного края.

Для процветания страны важно, чтобы разные ее поколения любили природу. Такую любовь воспитывают не только настроения общества, но и искусство. Ведь только на основе любви к природе родного края, уважения его истории, понимания и разделения уклада жизни у большинства людей рождается настоящий патриотизм. Это глубоко понимал и Иван Сергеевич Тургенев.

Различные взгляды аристократов и народа на природу

В позапрошлом веке поместное дворянство, в своем подавляющем большинстве, превратилось в реакционную силу российского общества. Помещиков XIX века не устраивал прогресс, устраняющий крепостничество, освобождающий крестьян от рабства. Еще бы! Ведь многие из них, даже не обладая достойным образованием и будучи, по сути, дармоедами, полностью удовлетворялись таким состоянием дел. Для них природа была чем-то заветным, патриархальным, принадлежащим именно им.

К их негодованию, Россию захлестнули прогрессивные изменения. Аристократам все активней оппонировали, конкурируя за положение в обществе, образованные выходцы из народа, разночинцы. Последние решительно отметали поощрявшую барство псевдолиберальную идеологию, ратовали за новые капиталистические отношения, где ценность человека определялась не родовой принадлежностью к помещичьей или к дворянской касте, а реальной полезностью для общества. Они желали снятия патриархальных ограничений в использовании обществом природных ресурсов.

Даже по отношению к окружающему, Богом данному, диаметрально разнятся тургеневские аристократ Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Отношение к природе помещика можно охарактеризовать как поверхностно-восторженное. Он ограничивается ее созерцанием и витиеватым пустым обсуждением чисто визуальных образов. Базаров, в свою очередь, выражает сугубо прикладные взгляды на нее.

При более пристальном рассмотрении читателем обнажается формальность взглядов на природу Павла Кирсанова. (Тургенев подтверждает данную мысль дивной по своей выразительности цитатой: «...не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».)

Примечательно, что со своим дядей Павлом Кирсановым (более, чем с Евгением Базаровым) согласен и его племянник Аркадий. Молодому студенту эстетическое удовольствие доставляют «поля пестрые, красиво и мягко освещенные». Он не воспринимает землю, как это должен делать ее настоящий хозяин.

Базаров о первичности труда

Особое, деловитое высказывает Базаров отношение к природе. Для него она - мастерская, в которой работает (а не любуется ею) человек труда. Согласно взглядам энергичного героя нового времени, окружающий мир должен не услаждать взор, а, благодаря деятельным людям, служить обществу. При этом, по мнению нигилиста, важную роль играет квалификация и профессия труженика. Евгений Базаров усматривает прогресс в творческом преобразовании природы, производимом настоящим мастером.

Подробнее о позиции Базарова

Примечательно, что отношение Базарова к искусству и природе похоже. Согласно его убеждениям, квалифицированный химик приносит больше пользы обществу, чем двадцать композиторов. Таким образом, нигилизм Евгения решительно отрицает прогрессивную роль всякого искусства («Рафаэль гроша ломаного не стоит».)

Выражает Базаров отношение к природе сугубо практическое, деловое, отбрасывающее всякую романтику. Он в своих рассуждениях четко следует теории нигилизма, изначально отрицающего либеральные ценности аристократии. Евгений изначально не приемлет саму основу либерализма - теорию первичной роли личности, высказанную Павлом Кирсановым. Его идеал - трудовое общество, построенное по принципу целесообразности.

Несогласие Тургенева со взглядами нигилистов

Согласен ли автор с подобными взглядами своих героев на природу? Очевидно, что нет. У него, несомненно, имеется своя точка зрения. Писатель сам был влюблен в родимый край и писал о нем столь лирично, что критики назвали написанные им строки «стихами в прозе». (Подобного признания, как известно, заслужили лишь два писателя XIX века: Иван Тургенев и Николай Гоголь.)

Неудивительно, что, создавая образ человека своей эпохи, ищущего и заблуждающегося, он не идеализирует его. Базаров - человек, видящий мир в черном и белом цветах. Его сила - в новой идеологии энергичного, полезного человека, получающего общественные блага исходя из своих реальных заслуг перед обществом. Слабость же Базарова скрыта в незрелости идеологии нигилизма, в принципиальном отрицании им искусства, романтики.

Несовершенство взглядов Базарова

Несмотря на бросающуюся в глаза практичность, классик мастерски обличает как надуманное, ненастоящее, абстрагированное от реальной жизни отношение Базарова к природе.

Цитаты из монологов Евгения на эту тему неслучайно отрывочны, схематичны. Читателю бросается в глаза, что произнесены они сухим теоретиком как-то неестественно, словно выдернуты из перечня тезисов. Все в рассуждениях нигилиста вроде бы стройно, логично, однако чего-то в них не хватает. А не хватает души!

Вот где ахиллесова пята, слабое место в теории Евгения. И именно в него наносит удар автор романа. Показательно. Одним лишь штрихом взаимоотношений Евгения Базарова и молодой богатой вдовы Анны Сергеевны Одинцовой.

Происходит естественный процесс: нигилист влюбляется, и жесткие тезисные взгляды, которые то и дело высказывает Базаров (отношение к природе, обществу, людям), терпят фиаско. Причем Базаров сам признает свое поражение, заметив в беседе с Одинцовой, что высокое чувство заставило пробудиться в нем столь презираемое дотоле романтическое начало.

Заключение

Тургеневский роман «Отцы и дети» действительно велик, поскольку он осветил главные проблемы России средины XIX века. Среди затронутых и раскрытых автором аспектов произведения - несовершенство отношения людей к тому, что дано им Богом и что их окружает. Отношение Базарова и Павла Петровича к природе России - яркая тому иллюстрация. Для первого она - это пахотная земля, лесная древесина, камень и ископаемые. Для второго (аристократа) - всего лишь мимолетная картинка за окном экипажа, причем далекая и безразличная.

Тургенев же языком творчества доказывает, что родная природа для человека-гражданина должна быть двоякой: и материальной, и романтичной одновременно.