Интернет

Читательский дневник для начальной школы. Материал (1 класс) на тему: Зачем нужен читательский дневник

Одной из основных задач младшего школьника является развитие техники чтения. От того, как и сколько ребенок будет читать, зависит очень многое: как будет формироваться его личность, способность к обучению, отношение малыша к учителю, друзьям и к себе. Привить хорошее отношение к чтению, помочь ребенку достичь хороших результатов в овладении техникой чтения - задача каждого родителя и педагога. А когда малыш много читает, неплохо было бы подумать о такой полезной вещи, как читательский дневник. Как правило, по окончании учебного года все учащиеся получают списки произведений, которые нужно прочитать летом. Часто учителя требуют, чтобы школьники записывали прочитанное в читательские дневники. Поскольку ребята, в предвкушении летних каникул и свободы от обучения, не имеют особого желания заниматься еще и летом, задача родителей - проконтролировать этот процесс. Речь идет не о назидательном тотальном контроле, а о дружеской помощи ребенку в оформлении и ведении на первых порах такого дневника. Почему нужно вести читательский дневник? Когда ребенок читает произведение, необходимо, чтобы он вынес из него основную мысль, узнал для себя что-то новое. А когда в школе будут проводиться викторины и конкурсы, он быстрее вспомнит то, что когда-то было прочитано. Если книга прочитана и забыта, значит, ребенок прочитал ее впустую. Цель ведения дневника - научиться делать выводы, лучше запоминать и понимать произведение. Многие родители учеников младшего школьного возраста отмечают, что, если в 1 и 2 классах дети затруднялись с анализом текста и могли вести дневник только с помощью старших, то к 3 классу эта проблема полностью пропадает. Как оформить читательский дневник в 1 класс? Для учеников 1 и 2 классов при оформлении дневника можно выделить всего четыре графы: «Название произведения» «Автор» «Главные герои» «Описание» - очень краткое, буквально в 1-3 предложения описание того, о чем было прочитано. Если малыш любит рисовать, неплохо было бы делать иллюстрации к прочитанным книгам. В интернете вы найдете массу примеров, как можно оформить читательский дневник для учащихся 1 и 2 класса. Образец оформления можно выбирать по своему желанию. Для первоклашек есть определенные рекомендации, как оформить читательский дневник в 1 классе, например, рекомендуется вклеивать или рисовать картинки из произведений. Если малыш не умеет красиво рисовать, это очень хорошая возможность научить ребенка рисовать поэтапно или же можно воспользоваться копировальной бумагой. Только обязательно покажите ему, как следует правильно нею пользоваться, чтобы не испортить книгу или журнал, откуда будете копировать. Обычно дети любят процесс копирования картинок: рисовал как бы сам, а получается, как у взрослого! Отличным вариантом будет распечатать страницы для дневника и собрать их в скоросшиватель. В таком случае малыш сможет писать от руки на готовых страницах. Можно на каждой странице оставить место для небольшого рисунка, который он сам нарисует. Как оформить читательский дневник ученика 2 класса? Дневник ученика 2 класса можно оформить таким образом: Название произведения. Ф.И.О. автора. Указать, в каком жанре написано произведение. Нарисовать рисунок к прочитанной книге. Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них. Описание сюжета (о чем идет повествование, что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось). Каждый родитель может вместе с ребенком продумать свой вариант, как оформить читательский дневник. 2 класс - это уже тот возраст, когда малыш способен самостоятельно решать, какой вариант ему нравится, а какой - нет. В любом случае, совершенно одинаковых дневников не существует, ведь каждый подходит к этому вопросу индивидуально: внешнее оформление, рисунки, шрифт заголовков, сам текст описания произведения. Многие дети читают энциклопедии. Поскольку это тоже книга, и ребенок ее прочел, энциклопедию также следует вносить в читательский дневник. Рекомендуется делать записи в своем дневнике сразу после прочтения книги, пока в памяти остались свежие воспоминания о ней.

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть. Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник. К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД. Очень часто можно услышать фразу: "Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось - запомнила, не понравилось - зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает". К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению. Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное. Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое. И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Для чего нужен читательский дневник

Читательский дневник - это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно. Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их. Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД - это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель - это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой - свои выводы. Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями. Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:


Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник - образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты. Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении. В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.

Читательский дневник необходимо вести каждому человеку, чтобы сделать процесс чтения приятным и полезным. У многих при словосочетании «читательский дневник» возникает малоприятная ассоциация с начальной школой, когда во время каникул было необходимо вести тетрадочку, в которой указаны автор и название произведения, время чтения и прочитанных страниц, роспись родителей. Однако, ведение читательского дневника — это увлекательное занятие, если подойти к нему с другой стороны.

Как и зачем можно вести читательский дневник? Я расскажу об этом в сегодняшней статье.

Зачем вести читательский дневник?

Вести читательский дневник необходимо для того, чтобы сохранить свои впечатления о прочитанных . Вести списки книг в читательском дневнике тоже можно. Будет он полезен и для написания собственных сочинений, стихов, эссе. Отмечать интересные факты о писателях и записывать количество прочитанных за день страниц — прекрасная идея для ведения читательского дневника!

Вы можете писать и заметки о книгах, и свои размышления, и все-все-все, что придет вам в голову. Выписывать цитаты, например.

В каком виде вести читательский дневник?

Классический вариант — это блокнот или толстая тетрадь , где записываются впечатления о прочитанных книгах и списки книг, украшается такой читательский дневник наклейками, вырезками, рисунками и цветными ручками, маркерами и карандашами. Конечно, красивый внешний вид — это не цель читательского дневника. Однако, вы можете проявить свои творческие способности и украсить записи по-особенному. Следовательно, верно отдавать значение содержанию, а не внешнему виду и не расстраиваться, если не получается красиво украсить. Старайтесь и у вас получится!

Хранить свои впечатления в электроном виде — удобно, практично и доступно. Вам не нужно носить с собой блокнот, достаточно не забыть свой телефон! Есть и недостаток. Вы не можете проявить свои , оформляя записи. Этот вариант подойдет для тех, у кого мало свободного времени.

Но что делать, если вы столкнулись с такой проблемой , как то, что ваша рука не успевает за мыслями? Для решения этой неприятности советую попробовать записывать свои впечатления на диктофон и прослушивать их время от времени.

Я веду подобные записи, это помогает мне размышлять над прочитанным, приходить к новым выводам, составлять списки прочитанных книг и тех, которые я хочу прочитать. Я записываю и аргументы для школьных сочинений — это отлично помогает в подготовке к ним!

А записываете ли вы впечатления о прочитанном? Помогает ли вам это лучше понять произведения? Как долго вы этим занимаетесь?

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети - Фриц и Мари - строят догадки, что же на этот раз им преподнесет в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали) , а сделать целый сад крестному не под силу.

Вечером детей впустили к красавице-елке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем кукли выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям - только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твердые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Кукли сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой…Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принес отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказу о твердом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас) , превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щелканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочета вычислил гороскоп принцессы - вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочета на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперед вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги… Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочета. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка. Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том, что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала - она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю - с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар для трусость во время боя) . Ночью Щелкунчик пришел к Мари с окровавленной саблей, свечой и 7 золотыми коронами. Отдам трофеи девочке, он повел ее в свое царство - Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сестрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати. Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своем месте в шкафу

Читательский дневник может пригодиться как в учебе, так и в повседневности. Вы сможете зафиксировать в нем основные факты, которые пригодятся при сдаче экзамена. Записанные впечатления от книги помогут воскресить в памяти литературные образы даже спустя много лет после того, как вы перевернули первую страницу.

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся и целенаправленно брать их в библиотеке.

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс.

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения.

Заполнять дневник лучше сразу после того, как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге.

Как делать записи в дневнике?

Самый простой способ - делать записи в таблице:

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:


1. Опиши внешность любимого героя. Назови черты его характера
Каковы его любимые занятия. Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.. Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

2. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.

3. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
4. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие слова.

5. Собери самые интересные и «показательные» цитаты. После каждого высказывания укажи, кем оно было произнесено и, если это необходимо, в каком контексте. Не отвлекайся на красивые, но не очень важные фрагменты текста. Выносите в дневник лишь те цитаты, которые являются ключевыми для понимания произведения.

Внимание!


Данные пункты можно использовать не все, частично! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.
Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.