Домашний очаг

Что ценит в людях лев толстой. Критерии Толстого в оценке человека: духовный рост и справедливость

По-яс-не-ние.

Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

2.1. Ка-ко-вы нрав-ствен-ные уроки не-удач-но-го по-хо-да князя Игоря? (По «Слову о полку Иго-ре-ве».)

Ос-нов-ная мысль «Слова...» - мысль о еди-не-нии рус-ской земли. Автор об-ра-ща-ет-ся к по-хо-ду Игоря для того, чтобы страст-но, до-ка-за-тель-но за-щи-тить эту мысль. Взгляд ав-то-ра вы-ра-жа-ет пре-жде всего ин-те-ре-сы Ро-ди-ны в целом, а не честь кня-зей. Так как по-буж-де-ни-ем Игоря к по-хо-ду была за-щи-та Ро-ди-ны, в по-хо-де князь про-явил му-же-ство, вер-ность брату в плену, автор «Слова о полку Иго-ре-ве» сла-вит князя, хотя и не при-вет-ству-ет его поход. Князь - че-ло-век своей эпохи. При-вле-ка-тель-ные ка-че-ства его лич-но-сти всту-па-ют в про-ти-во-ре-чие с без-рас-суд-ством и эго-из-мом, по-сколь-ку князь за-бо-тит-ся о своей чести боль-ше, чем о чести ро-ди-ны. Вот по-че-му, не-смот-ря на ви-ди-мую лич-ную сим-па-тию к князю Игорю, автор все же под-чер-ки-ва-ет в герое не ин-ди-ви-ду-аль-ное, а общее, что род-нит его с дру-ги-ми по-доб-ны-ми ему кня-зья-ми, са-мо-лю-бие и не-даль-но-вид-ность ко-то-рых при-ве-ли к меж-до-усоб-ной борь-бе, раз-до-рам и в ко-неч-ном итоге к по-те-ре един-ства Руси как го-су-дар-ства.

2.2. В чем В. В. Ма-я-ков-ский видит пред-на-зна-че-ние поэта?

У Ма-я-ков-ско-го в сти-хо-тво-ре-нии «Не-обы-чай-ное при-клю-че-ние…» зву-чит тема двух солнц - солн-ца света и солн-ца по-э-зии, ко-то-рая раз-ви-ва-ет-ся в про-из-ве-де-нии и даль-ше, на-хо-дя очень точ-ное и мет-кое во-пло-ще-ние в по-э-ти-че-ском об-ра-зе «дву-ствол-ки солнц», из од-но-го ство-ла ко-то-рой вы-ры-ва-ют-ся снопы света, а из дру-го-го - свет по-э-зии. Перед силой этого ору-жия па-да-ет ниц «стена теней, ночей тюрь-ма». Поэт и солн-це дей-ству-ют со-об-ща, сме-няя, друг дуга. Поэт со-об-ща-ет, что когда «уста-нет» и за-хо-чет «при-лечь» Солн-це, то он «во всю све-та-ет мочь - и снова день тре-зво-нит-ся».

Для до-сто-вер-но-сти поэт на-зы-ва-ет кон-крет-ное место дей-ствия. Солн-це в сти-хо-тво-ре-нии яв-ля-ет-ся ме-та-фо-ри-че-ским об-ра-зом поэта («Нас, то-ва-рищ, двое»). Поэт при-зы-ва-ет «Све-тить все-гда, све-тить везде…», видя в этом ос-нов-ное пред-на-зна-че-ние поэта. Итак, по-э-зия нужна, мало того, она про-сто не-об-хо-ди-ма людям, как солн-це. И здесь не слу-чай-но срав-не-ние на-сто-я-щей по-э-зии со све-ти-лом, ко-то-рое из-дав-на счи-та-лось сим-во-лом жизни на земле, без ко-то-ро-го не было бы ни тепла, ни света. Стихи со-гре-ва-ют душу каж-до-го че-ло-ве-ка, на-пол-няя её веч-ным огнём жизни, за-став-ляя осо-знать себя не-отъ-ем-ле-мой ча-стью огром-но-го мира.

2.3. Смысл на-зва-ния ро-ма-на А. С. Пуш-ки-на «Ка-пи-тан-ская дочка».

В самом на-зва-нии «Ка-пи-тан-ская дочка» со-дер-жит-ся со-еди-не-ние двух миров: част-но-го и об-ще-го. По-вест-во-ва-ние об-ле-че-но в формы «се-мей-ствен-ных за-пи-сок». На-зва-ние ро-ма-на под-чер-ки-ва-ет кос-вен-ное от-но-ше-ние цен-траль-ных ге-ро-ев к ис-то-рии: Маши - ка-пи-тан-ской дочки, Гри-не-ва - дво-рян-ско-го сына. Все про-ис-хо-дя-щие со-бы-тия оце-ни-ва-ют-ся пре-жде всего с нрав-ствен-ной, че-ло-ве-че-ской точки зре-ния, что очень важно для са-мо-го ав-то-ра. На-зва-ние по-ве-сти тесно свя-за-но с об-ра-зом Маши Ми-ро-но-вой. В про-из-ве-де-нии утвер-жда-ет-ся вера в че-ло-ве-ка, в без-услов-ную цен-ность его чувств, в по-бе-ду добра, чест-но-сти, бла-го-род-ства. Все эти ка-че-ства во-пло-ще-ны в об-ра-зе про-стой де-вуш-ки - до-че-ри ка-пи-та-на Ми-ро-но-ва.

2.4. Что более всего ценит в че-ло-ве-ке Л. H. Тол-стой? (На при-ме-ре 1-2 про-из-ве-де-ний по вы-бо-ру уча-ще-го-ся.)

В про-из-ве-де-ни-ях рус-ских пи-са-те-лей можно найти от-ве-ты на самые жи-во-тре-пе-щу-щие во-про-сы. Во-про-сы, на ко-то-рые не может от-ве-тить ни одна наука, во-про-сы че-ло-ве-че-ских вза-и-мо-от-но-ше-ний, мо-ра-ли, нрав-ствен-но-сти. Имен-но по-это-му ли-те-ра-ту-ра - осо-бое ис-кус-ство.

В рас-ска-зе Л.Тол-сто-го «После бала» пи-са-тель за-став-ля-ет чи-та-те-лей за-ду-мать-ся над та-ки-ми нрав-ствен-ны-ми ка-те-го-ри-я-ми, как честь, долг, со-весть, ко-то-рые во все вре-ме-на де-ла-ли от-вет-ствен-ным че-ло-ве-ка за все про-ис-хо-дя-щее с ним и с об-ще-ством. К этим раз-мыш-ле-ни-ям нас под-во-дит сама ком-по-зи-ция рас-ска-за, по-стро-ен-ная на про-ти-во-по-став-ле-нии кар-тин бала и на-ка-за-ния бег-ло-го сол-да-та, пе-ре-дан-ных через вос-при-я-тие мо-ло-до-го че-ло-ве-ка Ивана Ва-си-лье-ви-ча. Имен-но ему пред-сто-ит по-нять, «что хо-ро-шо, что дурно», дать оцен-ку уви-ден-но-му и сде-лать выбор своей даль-ней-шей судь-бы.

Го-ря-чий, впе-чат-ли-тель-ный юноша впер-вые в жизни столк-нул-ся с же-сто-кой не-спра-вед-ли-во-стью, с уни-же-ни-ем че-ло-ве-че-ско-го до-сто-ин-ства, про-яв-лен-ны-ми даже и не по от-но-ше-нию к нему. Он уви-дел, что страш-ная рас-пра-ва над че-ло-ве-ком вер-ши-лась обы-ден-но, при-выч-но че-ло-ве-ком, ко-то-рый сам не-дав-но на балу был добр, весел.

В живую душу юноши вошел ужас от уви-ден-но-го, ему «было до такой сте-пе-ни стыд-но», что он «опу-стил глаза», «по-то-ро-пил-ся уйти домой». По-че-му же не вме-шал-ся в про-ис-хо-дя-щее, не вы-ра-зил свое не-го-до-ва-ние, не об-ви-нил в же-сто-ко-сти и без-ду-шии пол-ков-ни-ка? На-вер-ное, по-то-му, что такая страш-ная сцена, впер-вые уви-ден-ная, про-сто оше-ло-ми-ла мо-ло-до-го че-ло-ве-ка, а еще сму-ти-ла та ис-крен-ность, с ко-то-рой вел себя пол-ков-ник при этом на-ка-за-нии. «Оче-вид-но, он что‑то знает такое, чего я не знаю, - раз-ду-мы-вал Иван Ва-си-лье-вич. - Если бы я знал то, что он знает, я бы по-ни-мал и то, что я видел, и это не му-чи-ло бы меня». Из рас-ска-за мы узна-ем, что «дойти до корня» в своих раз-мыш-ле-ни-ях Ивану Ва-си-лье-ви-чу не уда-лось. Но со-весть его не поз-во-ли-ла в даль-ней-шей жизни стать во-ен-ным, по-то-му что не смог он вот так «по за-ко-ну» рас-пра-вить-ся с че-ло-ве-ком, слу-жить же-сто-ко-сти.

Автор раз-об-ла-ча-ет объ-ек-тив-ные со-ци-аль-ные усло-вия, при-ви-ва-ю-щие че-ло-ве-ку лож-ные нрав-ствен-ные ка-те-го-рии, но ак-цент в этом рас-ска-зе сде-лан имен-но на от-вет-ствен-но-сти каж-до-го за то, что он со-вер-ша-ет в жизни.

Каждый писатель, творец - это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых - то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих. И дело не только в том, что есть герои главные, таким отводится много места, уделяется много внимания на страницах произведения, и второстепенные. Так и в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Я считаю, что и капитан Тушин, и Тимохин, хоть и участвуют только в определенных эпизодах, но тоже "из лагеря Толстого". Автор к ним относится с уважением и сочувствием, ибо они, по его мнению, составляют лучшую часть русского народа.

Свое понимание сущности человека Л. Н. Толстой воплощает в судьбах героев произведения. Вспомним благородного, умного и красивого в поступках и стремлениях Андрея Болконского. После многих подъемов и катастрофических разочарований он жаждет не славы, а общественно полезного дела: "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня одного шла моя жизнь, чтобы не жили они независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе". Мы видим его высокомерие в столичных салонах и красоту и конкретную помощь в дыму и порохе Шенграбена, когда эвакуируют батарею капитана Тушина, ощущаем его личный высокий порыв, "его Тулон" во время Аустерлицкого сражения и гордость оттого, что он "служит здесь, в полку", а не сидит в штабе. На Бородинском поле его объединяет с солдатами и офицерами грустное, трагическое чувство утраты и в то же время гнев на врага, который вторгся на его Родину. С какой горечью говорит он о смерти отца, разорении имения - говорит по-русски, теми же словами, что простой русский солдат: "Я смоленский". Всегда придававший большое значение военной стратегии и тактике, перед Бородинским сражением он ставит на первое место чувство оскорбленной гордости патриота, отбрасывая общие фразы и говоря о конкретном для каждого человека значении слова "Родина": "...у меня остались отец, сестра и сын в Лысых Горах". Именно это понимание своего единства с народом в лихую годину наполняет жизнь князя Андрея новым содержанием.

Вспомним Пьера Безухова с его размышлениями: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила правит всем?" Такой нескладный, во многом наивный, он становится сильным, когда нужно защитить друга, когда осознает себя "русским Безуховым" - победителем Наполеона, когда берется за решение важных проблем - как улучшить жизнь во всей стране. Наташа Ростова, с ее живым, эмоциональным лицом, что от любви к людям и миру сияет счастливой улыбкой. Это лицо искажается от ярости и гнева, когда она видит, как многие обитатели столицы, увозя вещи, бросают в Москве родных. Благодаря ее настойчивости, почти все подводы Ростовых были отданы раненым солдатам и офицерам. Милосердие русской женщины воплощено в этом поступке, в ее отчаянном крике-порыве: "Разве мы немцы какие?" На последних страницах романа Толстой изображает Наташу счастливой женой и матерью. С точки зрения автора, счастливая семейная жизнь - это идеал существования мужчины и женщины. Но мы видим счастье Наташи и Пьера не только в достатке и комфорте дома, в тепле семейного очага, а прежде всего - в понимании друг друга, в том, что Наташа жила "каждой минутой жизни мужа".

Герои Толстого живут, развиваются, откликаются на события, стремятся к самосовершенствованию, добру для людей. Они живут жизнью своей Отчизны в важные для нее минуты. Они действительно любимые герои Толстого, считающего: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бороться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать, и снова бросать, и вечно бороться, и метаться. А спокойствие - душевная подлость".

Сравните с ними красивую, распущенную Элен с ее маской на лице - выражением, которое она копирует с лица уважаемых особ, нудную Жюли Карагину, сменяющую, как моду в определенный период, настроение и язык и расставляющую сети "пензенских лесов и нижегородских имений" на красивых женихов. А чего стоит Берг, строящий свою жизнь по чьему-то образу и подобию, вплоть до салфеточки на столике и вазочки с печеньем, и покупающий во время всеобщего отступления из Москвы "шифоньерку и туалет!" А Борис Друбетской, лезущий вверх по ступеням выгодных знакомств и протекций, не брезгуя даже женитьбой на симпатичной ему Жюли ("я всегда смогу устроиться, чтобы реже видеть ее"). Даже объявление о нападении французов он воспринимает не как ошеломляющую новость, оскорбительную и горькую для настоящего гражданина, а как возможность показать другим, что он первый о чем-то узнал.

Их образ жизни - напрасная трата времени, а потому нет смысла упоминать о них в эпилоге, ибо что могло всерьез измениться в жизни этих статичных манекенов высшего света! Только Анатолия Курагина, даже не помнившего, где он служит, значится, живущего только сегодняшним днем, изменит судьба, очищая участием в Бородинском сражении и тяжелым ранением. Что же стало причиной их статичности, шаблонности их жизни, не вызывающей интерес у читателя? Обратимся еще к одному герою, куда более симпатичному и эмоциональному, пройдем через этапы его жизни. Николай Ростов - талантливый и живой, по-своему очень порядочный, потому что не может нарушить слово, данное Соне, считает своей обязанностью выплату отцовских долгов. По зову романтики он бросает университет и идет на войну обычным юнкером, презрительно отбрасывает рекомендационные письма. Он задирает "штабного" Болконского, хотя сознает, что очень хотел бы иметь его своим другом.

Но он испугается под Шенграбеном, побежит как заяц, попросится с легкой раной сесть на лафет орудия. Он не понимает подвига Раевского, который пошел впереди войска с сыновьями-подростками, чтобы поднять дух войска. Отправившись защищать безвинно пострадавшего товарища, он не доведет дело до конца, потому что попадет в атмосферу фанатичного обожествления государя-императора и потеряет время в толпе при торжественной встрече. К слову сказать, Лев Толстой не нашел для Николая Ростова места на Бородинском поле - именно в это время он в тылу занимается лошадьми и фуршетом. В трудное время он поможет княжне Марье, потом, влюбившись в нее, станет ее мужем, будет много работать в имении, поднимая его после разрухи, но свою жену до конца понять не сможет и детей, как Пьер, любить не будет. И такого семейного счастья, как у Наташи с Пьером, автор ему не даст.

Многие дворяне, офицеры с 1812 года начали относиться к своим крепостным по-новому, потому что вместе с ними, рядовыми, партизанами и ополченцами, они победили врага. А Николай, раздраженный хозяйственными хлопотами, бьет своего крепостного так, что разбивает камень на перстне. Вполне может быть, что он бьет того, кто шел вместе с ним защищать Россию. Многие из бывших офицеров задумывались о смене государственного строя, потому что "в судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!" Рядом с ними будущие герои Сенатской площади - Пьер, Николинька Болконский. Им сочувствует и, наверное, присоединится Василий Денисов.

Николай Ростов не сомневается в их порядочности, он тоже мог бы пойти с ними, но он становится на противоположную сторону. По мнению Николая Ростова, нельзя ничего изменять, если существуют государственные установки, не надо даже думать об этом. Это у него с юности: рубиться и не думать, вот и все! Потому он может, бездумно выполняя приказ Аракчеева, "идти с эскадроном и рубить" против родных и близких...

По мнению Льва Толстого, именно напряженная работа мысли и сердца является главным признаком личности, сущностью человека. Итак, мысль, поиски смысла бытия, своего места в жизни, большая работа над совершенствованием собственной личности - вот из чего складывается стержень настоящего человека, вот что ценит и уважает в людях Лев Толстой. Вот что завещают нам автор и его любимые герои - таинственный путь к настоящему счастью человека.

В романе-эпопее “Война и мир” Толстой изображает огромный период русской жизни, излагает свои философские взгляды. Одной из важнейших проблем романа является вопрос о месте человека в обществе, смысле его жизни. Раскрывая эту проблему, Толстой уделяет серьезное внимание внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций. Духовная красота любимых героев автора проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни. Для Толстого нравственные черты не являются изначально данными. Автор считает, что для того, “чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие - душевная подлость”. Каждый из любимых героев Толстого сам формирует свой нравственный облик. Жизненный путь его - это путь страстных исканий, ведущих к правде и добру.
По мнению автора, многие черты будущей личности закладываются уже в семье, поэтому он так много внимания уделяет изображению семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Семью Ростовых Толстой рисует с большой симпатией. Ему по душе их тяготение к русскому народу, презрение к хищничеству и карьеризму. Простодушие, широкое гостеприимство, отсутствие мелочной расчетливости, щедрость Ростовых делают эту семью очень привлекательной. Все лучшие черты этой семьи воплотились в Наташе Ростовой. Автор особенно ценит в ней естественность, непосредственность, желание жить полно, интересно. Богатство ее натуры проявляется в способности понять, прийти на помощь. Наташа человек чуткий, обладает тонкой интуицией. Она живет не умом, а сердцем, и это помогает ей обрести глубокие духовные связи с миром. К обретению гармонии с миром стремятся все любимые герои Толстого. Но если Наташа достигает этого естественно, благодаря полноте своей натуры, то князь Андрей и Пьер проходят через целый ряд серьезных испытаний и разочарований.
Самым значительным испытанием для всех героев стала война 1812 года. Именно в этой критической ситуации наиболее ярко проявляются лучшие качества героев Толстого. Охваченный чувством глубокого патриотизма, князь Андрей жертвует своей карьерой, покидает штаб, дабы честно выполнить свой воинский долг. Накануне Бородинского сражения он говорит Пьеру: “Поверь мне, что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я б был там… а вместо того я имею честь служить здесь, в полку… и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них”. И Пьер и князь Андрей понимают, что народ в борьбе с армией Наполеона совершает великий подвиг. Оба они стремятся быть причастными к этому подвигу, участвовать в Бородинском сражении, но уже не ради “своего Тулона”, а разделяя судьбу России. Именно это сражение сыграло решающую роль в формировании нравственного облика героев. Пьер на поле битвы впервые почувствовал свое духовное единство с народом. “Скрытая теплота патриотизма”, “общий дух войска” объединили и “молодого офицерика”, и Пьера, и “краснорожего” солдата. Именно это духовное единение во время сражения позволило Толстому утверждать, что русская армия одержала на Бородинском поле победу нравственную, ту, “которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”. Испытав духовное единение с народом, Пьер стремится приблизиться к нему, он решает: “Солдатом быть, просто солдатом!” Андрей Болконский после Бородинского сражения и смертельного ранения поднимается до понимания смысла христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которую я не понимал… вот оно то, что еще оставалось мне, ежели я был жив”. Идея христианской любви лежит в основе образа Платона Каратаева. Автор пишет: “Он любил и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком”. Общение с Платоном Каратаевым научило Пьера ценить простоту и естественность народной жизни. Простота есть покорность Богу; от него не уйдешь. В отличие от Платона Каратаева, личность которого растворилась в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится “соединить в душе своей значение всего”, и это помогает ему обрести гармонию с миром.
Гармонию обретает и Наташа в своей близости к русскому народу, она любит народные песни, обычаи, музыку. Подчеркивая духовную связь героини с народом, Толстой пишет, что она “умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”. Богатство внутреннего мира любимых Толстым своих героев он связывает с их отношением к родной природе. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа пыталась передать ему “то страстно-поэтическое ощущение”, которое она испытывала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. “Это такая прелесть был этот старик, - говорит Наташа, - и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказывать”. Духовная красота, чувство гармонии с миром являются результатом постоянного внутреннего развития этих людей. Автор стремится показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести “сам психический процесс” их нравственного совершенствования. В душе героев постоянно накапливаются различные впечатления, которые затем приводят к резким изменениям в их духовном развитии.
Интересно, что никто из нравственно чуждых Толстому персонажей не показан в развитии. Внутренний мир этих людей очень беден, и автор не считает нужным его воспроизводить. Таким образом, для Толстого нравственная ценность человека обусловлена его способностью к большой духовной жизни.

Первое произведение Л.Н. Толстого, повесть "Детство", было написано во время Кавказской войны. Закончив работу над ней, Толстой отправляет повесть для публикации в журнал "Современник" Некрасову. Тому необычайно понравилось, он написал восторженный отзыв.

«В вашей повести есть то, чего не хватает так ныне нашему обществу: правда и только правда, чего осталось так мало в русской литературе со времен Гоголя» .

Эта оценка была самой важной для Толстого, поскольку в этом и заключалась главная его литературная цель - показать мир таким, какой н есть, без прикрас. Позже было написано продолжение, повести «Отрочество» и «Юность».

Согласно изначальному замыслу, Толстой хотел написать еще и «Молодость», но не сделал этого, поскольку решил, что все идеи предполагаемой "Молодости" уже нашли воплошение в прочем его творчестве.

Особенности трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность»

Время действия каждой из этих повестей день-два, не больше, потому что Толстой считал, что именно день является главной единицей жизни человека или общества. День дает возможность увидеть героя со всех сторон, показать его во всей красе. За день можно показать и конфликт героя с окружающей средой, и его конфликт с собственными недостатками (это Толстой показал еще на примере своих дневников).

Главным критерием в оценке человека является его способность к духовному росту. Именно поэтому Толстой считает необходимым фиксировать все нравственные ошибки, совершенные за день, - чтобы не повторить их в будущем. Человек, способный стать лучше благодаря такому анализу своего поведения - сильный человек.

Справедливость как критерий оценки человека

Отчасти напоминает трилогию "Детство", "Отрочество", "Юность" и другое произведение Толстого, созданное на заре его творчества - "Севастопольские рассказы", посвященные военным событиям на Кавказе. Также следуя здесь принципу "правды и только правды", как назвал это Некрасов, Толстой полностью отказывается от представления войны в романтическом свете, он стремится показать своему читателю, что настоящая война - это лишь боль, кровь, грязь и ужас.

Однако здесь проявляется и другой важный критерий оценки Толстым человеческой личности - справедливость. Толстой в своем повествовании практически лишен оценочности и пристрастности, он с равным уважением пишет и о своих союзниках, и о противниках.

По его мнению, людей нельзя делить на "хороших" и "плохих", на черных и белых. Люди - разные, меняющиеся. Толстой сравнивал людей с реками: река в одном месте узкая, в другом - широкая; вода в ней то мутная, то чистая, то теплая, то холодная. И нельзя категорично судить об этом, поскольку каждый человек может измениться, вырасти духовно.