Домашний очаг

Что такое готика определение в искусстве. Готика и готический стиль в одежде

Словарь Ушакова

Готика

го тика , готики, мн. нет, жен. (нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

Словарь Ефремовой

Готика

  1. ж.
    1. Архитектурный стиль европейского средневековья, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента.
    2. разг. Произведения архитектурного, скульптурного, орнаментального искусства, созданные в таком стиле.

Словарь Ожегова

ГО ТИКА, и, ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.

| прил. готический, ая, ое. Готическая архитектура. Г. шрифт (латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заострёнными буквами).

Культурология. Словарь-справочник

Готика

](итал. gotico , букв. – готский, фр. gothique – от названия германского племени готов)

художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Ведущий архитектурный тип в этот период – городской собор, небывалый по высоте и обширности интерьеров, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом и витражами.

Энциклопедический словарь

Готика

(от итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Дизайн. Словарь терминов

Готика

ГОТИКА (от итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – готический стиль, художественный стиль (между сер. XII и XV–XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV–XVI вв. готику сменяет Возрождение.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Готика

готический стиль (от ит. gotico - готский, от названия герм. племени готов) - худож. стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусстве средневековой Европы с XII до XV-XVI вв. Расцвет г. приходится на XIII-XIV вв. Стиль возник во Франции; колыбель г. - Иль-де-Франс. Термин введен теоретиками ит. Возрождения. Французы удачно назвали г. «ожившим», «стрельчатым» стилем. Главный феномен г. - кафедральный собор. Готич. храм в плане мало отличается от романского. В основе его длинный «корабль» - неф (высокий, продольный зал, по обеим сторонам которого расположены боковые нефы, более низкие). Центр, неф вместе с боковыми пересечен поперечным залом (трансептом). Главная особенность готич. храма - крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Применение нервюры (стрельчатой дуги) - великолепное инженерное решение Средневековья, позволившее снизить давление свода на стены, за счет чего главное давление распределялось по отдельным опорам - столбам, колоннам и т.д. В силу этого уменьшилась массивность стен. Стрельчатая дуга как бы переместила ось храма: из горизонтальной она превратилась в вертикальную. Готич. храм устремился ввысь, стены его стали более легкими, ажурными, их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готич. храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, окна, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастич. фигуры зверей). Соборы возводились по заказу гор. коммун и символизировали могущество церкви и вольность городов. Собор был архитектурным центром города.

Выдающиеся произведения готич. архитектуры были созданы во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии: соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии: собор в Солсбери, Кентерберийский собор, собор Вестминстерского аббатства (близок к г.); в Италии - Миланский собор; в Чехии - собор св. Вита и т.д. Самым знаменитым циклом скульптур периода г. считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) - рельефы «Страстей Христовых» («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу») и 12 статуй основателей (донаторов) храма внутри.

В период поздней г., в XIV-XVI вв., получило развитие готич. градостроительство: сооружение ратуш, торговых рядов, дворцов, жилых зданий. Эпоха г. - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, худож. ткачества, декоративных изделий из серебра и т.д. Готич. стиль объединил в единый ансамбль худож. предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.

Строители готич. соборов объединялись в артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и заимствовало само название - франкмасоны (вольные каменщики).

Лит.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968; Лясковская О.Ф. Французская готика. М., 1973; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц.Г. Нессельшраус. М., 1982; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.

Архитектурный словарь

Готика

(от итал. gotico , букв. - готский, от названия германского племени готов)

готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

архитектурный стиль, преобладавший в Европе с XII по XV в., для которого характерны стрельчатые арки, ребристые нервюрные своды, передающие через аркбутаны распор на контрфорсы; наиболее примечателен храмовой архитектурой, внушавшей особые религиозные чувства. Готические храмы со множеством окон, залитых светом, создают впечатление устремления ввысь.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

(франц. gothique - от названия герм. племени готов)

художественный стиль, преимущественно архитектурный, пришедший на смену романскому, зародившийся в XII в во Франции, в позднем средневековье распространился по всей Зап. Европе. Термин готика, произошедший от названия германского племени готов, разрушивших Рим в 410 г. н. э., возник в Италии в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ, как отрицательная характеристика средневекового искусства - готского, т. е. варварского, примитивного и грубого. Ведущую роль в готическом искусстве играла архитектура. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них СТРЕЛЬЧАТЫХ АРОК и СВОДОВ. Боковой распор свода при помощи связующих полуарок - АРКБУТАНОВ - передается особым выступающим наружу здания могучим столбам-КОНТРФОРСАМ, нейтрализующим этот распор. Благодаря каркасной системе отпала необходимость в массивных наружных стенах, что позволило строителям заполнять промежутки между столбами-контрфорсами огромными окнами-ВИТРАЖАМИ. Выстроенное по такой системе здание создавало иллюзию легкого, устремленного ввысь сооружения, что подчеркивалось и декоративным оформлением. Обычно соборы обильно украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой. Большое место в декоративном оформлении зданий занимал орнамент, построенный по-преимуществу на растительных мотивах. В основном декоративное убранство было сосредоточено на фасаде. Архитектура готики с ее рациональной и прочной конструкцией, огромным внутренним пространством явилась проявлением смелой человеческой мысли, отвергнувшей догматизм, косность романского зодчества с его господством грузных каменных масс.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОТИКА

итал. - готический, герм. - готы) - художественный стиль западноевропейского искусства второй половины Х((- XV веков.

Термин "готика" был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер средневекового искусства указанием на его связь с искусством готов. В действительности готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение романского стиля.

Готическое искусство, как и романское, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно было призвано в символических и аллегорических образах воплощать церковную догматику. Но готика развивалась в условиях усиления городов, формирования централизованных государств, роста и укрепления торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских, то есть светских кругов. Поэтому в готическом искусстве появляется интерес к внутреннему миру человека, расширяется круг тем, зарождаются элементы реализма.

Высшим достижением готики в сфере архитектуры стал городской собор - небывалый по высоте и размерам. Его архитектурные формы подчинены вертикальному ритму. Стрельчатые своды, гигантские ажурные башни на западном фасаде, высокие витражи - все символизирует порыв к небу. Этой же цели служит и богатейшее убранство собора: каменное кружево стен, статуи, рельефы.

Скульптура - основной вид готического изобразительного искусства - получает новое идейно-художественное содержание и новые формы выражения. Оцепенение романских статуй сменилось подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителям, возник интерес к человеческой красоте и его чувствам. Появляются даже жанровые сцены, изображения трудовой жизни, фольклорные сюжеты.

Получила дальнейшее развитие книжная миниатюра, где заметен интерес к быту, к пейзажу, а также декоративно-прикладное искусство.

В XIV - XVI вв. на смену готике постепенно пришла культура Возрождения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

0 В России популярно огромное количество субкульбтур, которые попали к нам из-за рубежа. Одни из них имеют незначительное количество поклонников, а другие располагают большим комьюнити во многих крупных городах Сегодня мы поговорим об Готах , и о молодёжном движении Готика, что значит вы сможете узнать немного ниже.
Однако, прежде чем вы продолжите, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с ещё парочкой популярных статей по тематике модников. Например, кто такие Эмо , кого называют Ванильками , кто такой Челкастый , что означает слово Факбой и т. п.
Итак, продолжим, что значит Готика ? Этот термин был заимствован из английского языка "gotic ", и переводится, как "грубый", "жестокий", "варварский".


Готика - это средневековый стиль (устращающе-величесвенный) западноевропейской архитектуры, который выделяется остроконечными зданиями, обилием каменной резьбы, стрельчатыми сводами, и множеством зловещих скульптурных украшений


Первоначально, в это движение входили исключительно подростки и молодые люди, но с течением времени диапазон возрастов расширился, и уже никого не удивляет увидеть пятидесятилетнего гота .

На самом деле, у этого течения полностью отсутствует любая идеология, как таковая. Единственное, что объединяет всю эту разношёрстую публику, так это тяга к смерти, они её эстетизируют и культивируют.
Понятное дело, что готы, как и остальные движения, воспринимают себя, как некий протест против пестроты, массового потребления, безвкусицы и т. п. В то время, когда попса романтично закатывает глазки, и поёт о любви, суровые готы, нахмурив брови отправляются на кладбище , где проводят свои примитивные обряды.


Правда, если вы думаете, что готы из тех, кто мечтает выпилиться из нашего бренного мира, то вы сильно ошибаетесь. Большинство из них, ценят и любят жизнь во всех её проявлениях, а свои мрачные наряды и нетипичный мейкап , они используют в качестве эпатажа . Детишкам просто хочется, чтобы на них обратили наконец внимание, и стали воспринимать всерьёз. Хотя есть люди, внешне очень напоминающие готов, но в то же самое время ими не являющиеся, причём они оскорбятся, если вы вдруг станете причислять их к этой субкультуре . Для таких особей, самое главное - это эпатаж !

Что носят готы?

Сейчас вкратце поговорим о том, что находиться у готов в их гардеробе. У каждого, мало-мальски уважающего себя представителя этого мрачного течения, имеется в загашнике одежда исключительно чёрных цветов, порой украшенная серебряным орнаментом или пастельными вставками. Украшения у них только из благородного серебра, золото готы даже на дух не переносят. Дело в том, что символ золота - это солнечный свет, радость бытия, отличное настроение, а серебро - многие относят к спутнику нашей планеты - Луне , мрачной, тёмной и загадочной.


Первоначально, готы от панков практически ничем не отличались, за исключением шмота тёмных оттенков. Зато в наше время, готы представляют собой весьма яркий образ, который невозможно перепутать ни с одной молодёжной культурой.

Канонический гот выглядит, как настоящий вампир, так как его представляют в Голливуде , у него болезненно белое лицо, чёрная одежда, и чёрные же волосы, весьма желательны чёрные глаза и губы. Причёска в виде ирокеза, виски могут быть частично выбриты, и окрашены в кислотные оттенки.
Появившаяся недавно мода на готические платья у девушек, стилизованные под конец 19-го века, подразумевает обильные кружева, шляпки и распущенные волосы.
В наше время сейчас пользуются популярностью, так называемые ню-готы , которые предпочитают шмотки свободного кроя, например различные мантии, широкие футболки, коротенькие платья в стиле урбан (городском).


Сейчас появилось достаточно много течений, которые многое заимствовали от "тру -готов". К таким можно отнести пастельных готов, мода на которых только растёт. И если для готического канона требуется обилие чёрного, то для пастельных готов , исключительно светлые, пастельные оттенки в одежде.

Кибер -готика - это ещё один интересный стиль, который включает в себя индастриал, риветхедов и тех самых готов. Эта субкультура образовалась среди поклонников музыки индастриал. От простых готов их можно отличить по кислотным цветам в одежде, дредлокам и киберлокам (причёска, какая была у Децла, когда он был популярен у детей), респираторам или маскам, гоглам (странные очки, смахивающие на сварочные),

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков) Термин "Готика" введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". С начала 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей) . Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского) , символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.

Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей) , ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

План собора в Реймсе (Франция) 1211-1311г

Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива. Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбула-торием") , к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл") . Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория) . Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, краббы и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509) . Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне) , строились особняки ("отели") богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во ту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней ("пламенеющей") Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14-15 вв.) . В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы) . Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения) . Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44) . К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне) , Нидерландах (в Утрехте) , Испании (в Бургосе, 1221- 1599) , Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне) , Швеции (в Упсале) , Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге) , где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

У многих людей стиль готика ассоциируется с готами, крестами и черными замками. Но все ли было так уныло в XII в., когда этот стиль только вошел в моду? Конечно же, нет. Готика - это в первую очередь легкость и возвышенность. В этот период люди начали тянуться к просвещению и вслед за этим к чему-то прекрасному. Сегодня мы поподробней поговорим о стиле готика: где и вследствие чего он появился, основные представители. В общем, читайте, будет интересно.

Кратко о стиле

Слово «готика» - это название стиля, который господствовал в Средневековье. Французы называли готику стрельчатым стилем. Это искусство берет свое начало в XII в. (до XV в.) Именно в это время в Европе начинается активная борьба католической церкви за власть. Поэтому все искусство, которое создавалось в этот период, было направлено на возвышение церкви и веры.

Строились новые соборы, которые были сами по себе прекрасны, а дополненные скульптурой и живописью выглядели просто божественно. В это время всеми художниками использовались аллегории. Теперь в картины, скульптуры и даже декоративные изделия стали закладывать скрытый смысл.

Главные черты

Если описывать готику кратко - это стиль, который противоречит всему, что было до него.

Поэтому формируется такой вид искусства, который отрицает классику и представляет собой закономерное развитие и видоизменение романского стиля.

Особенности стиля:

  • Готика - это в первую очередь возвышенность и динамика. Вся архитектура стремится ввысь и развивается снизу вверх.
  • Все здания, построенные в стиле готики, имели большую высоту. Этот эффект достигался не только за счет стен, но и за счет длинных, остроконечных крыш.
  • Витражи стали использоваться повсеместно. Ими двери и даже потолки.
  • Арки стали пользоваться популярностью среди архитекторов XII в., входные и межкомнатные пространства оформлялись именно в этом архитектурном решении.

  • Скульптура с период готики получила широкое распространение. Скульпторы теперь украшали не только интерьеры и экстерьеры, но и занимались оформлением стен здания.

Архитектура

Главным образом готика проявилась именно в архитектуре. Людям после тяжеловесных зданий, построенных в романском стиле (с маленькими окнами и минимумом декоративных элементов), хотелось чего-то легкого и возвышенного.

Готика это желание удовлетворила. Данный стиль Средневековья делится на три периода:

  1. Ранний. В зданиях этого периода еще прослеживается влияние романского стиля. Но все же уже явно наблюдается облегчение конструкций и вертикальный декор. Именно в это время появился и можно проследить уход архитекторов от цилиндрических сводов. Продуманная система колонн и контрфорсов позволила делать здания более легкими, ажурными. Самым ярким строением этого периода считается собор Парижской Богоматери.
  2. Зрелый. В церквях этого периода прослеживается переход к каркасным конструкциям. Вместо стекол в середине XIII в. начинают использовать витражи. Сами окна, кстати говоря, становятся вытянутыми и приобретают форму заостренной арки. Практически все здания этого периода дополняются скульптурами и скульптурными композициями. Самые яркие постройки зрелой готики - соборы в Шартре и Реймсе.
  3. Поздний. В этот период скульптура постепенно приобретает не библейский характер, а бытовой. Даже несмотря на то что мраморные и каменные изваяния украшали стены церкви, темой для творчества выступали сцены из жизни простых людей. Самые яркие строения поздней готики - это соборы: кафедральный в Мулене и Миланский.

Мебель

В готика - это возвышенность и легкость. Именно этого эффекта и пытались добиться мастера, которые изготавливали мебель. В первую очередь в обиходе средневекового человека были такие предметы интерьера, как столы, стулья, сундуки.

Самым распространённым и востребованным материалом был дуб. Несмотря на тяжеловесность материала, из-под умелых рук мастера выходили резные стулья с высокой спинкой, столы на изящных ножках и кровати с ажурными столбами для балдахина.

Несмотря на то что готика - это в первую очередь динамика, средневековые люди часто для украшения комнат использовали статичные кованые решетки. Ими украшались камины, реже окна.

Декоративно-прикладное искусство

Готика - это искусство позднего Средневековья. Люди предпочитали пользоваться предметами декора прошлых лет, но в новой интерпретации. Особой любовью пользовались кубки для вина и вазы. Люди не стремились к простоте, они использовали церковную атрибутику даже в собственных домах. Так, на столиках в гостиной можно было увидеть кресты и различные статуэтки на тему библейских сцен. Часто комната украшалась барельефами и статуями. Они могли носить не только библейский, но и мифологический характер.

Живопись

Стиль готики - это не только архитектура и скульптура, это еще и живопись. Именно в XIII-XIV вв. начал зарождаться реализм. Конечно, в готическую эпоху он не в полной мере сформировался, но все-таки самые значимые работы того периода, такие как А. Лоренцетти «Аллегория доброго правления», братья Ван Эйк «Гентский алтарь», были выполнены в зарождающемся стиле натурализма.

Лица всех главных героев довольно правдоподобны, хотя и чувства на них изображенные подчас слишком наигранные. Вообще, во времена готики было модно изображать на иконах яркие моменты проявления страстей. Например, Богоматерь очень часто на полотнах художников находится в обморочном состоянии, а на лицах женщин, ее окружающих, написана явная скорбь и сострадание.

Практически каждое полотно несло религиозный характер. Художники прорабатывали каждую деталь своей картины. Не было непродуманных моментов, и ни одна деталь не ускользала от внимания творца. Ведь вводить в свои полотна аллегории считалось хорошим вкусом. Поэтому можно найти много работ художников готики, где на алтаре подробно выписаны образы.

Одежда

В готике не только архитектура имела вытянутые формы. В одежде тоже прослеживается тенденция на остроконечность. В XIII-XIV вв. становятся популярны туфли с длинными острыми носами, остроконечные шляпы и двурогие шляпы. Удлиняются и подолы женских юбок.

Появляются шлейфы и длинные вуали. Корсеты из моды не выходят, но теперь девушки затягивают платья выше. Господствует одежда с завышенной талией и длинной узкой юбкой. Шьется все это в основном из бархата, но шелк из моды не выходит. В качестве украшения использовалось шитье. Преобладает растительный орнамент.

Мужская мода также характерна удлиненными формами. Но такую одежду предпочитало старшее поколение. Молодежь же щеголяла в укороченных штанах и жакетах. Мужские костюмы, так же как женские, украшаются золотым шитьем с замысловатым орнаментом. В моду входят длинные напудренные парики.