Инф. технологии

Что такое мумия для детей. Египетские мумии

Египет - загадочная и прекрасная страна, которая манит и удивляет, влюбляет и пугает одновременно. О ней составляют легенды, снимают кино, пишут песни и поэмы. Cамой величественной загадкой до наших дней остаются мумии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

Изучением подобного явления в мировой культуре занимаются многие специалисты из разных областей. Особенную ценность эти знания несут для:

  • археологов;
  • историков;
  • медиков;
  • антропологов;
  • химиков.

Все они исследуют разные стороны одного и т ого же явления (условия жизни, социальные и политические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат в основе кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны и заполнить белые пятна в вопросе, как кремировали и погребали в те времена усопших.

Как и зачем это делали в Древнем Египте

Мумификация в Древнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается на вере в то, что фараон имеет божественное происхождение и его тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело и узнать его.

А началось все с того с легенды о богине Исиде и ее возлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, а части его тела были разбросаны по всему миру. Но бог Анубис (по легенде) с помощью Исиды нашел их, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью и вдохнул в умершее тело жизнь.

Именно вера в божественность, бессмертие, высокий социальный статус и богатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям в Египте того времени. К ним принадлежали:

  • фараоны и их родные;
  • приближенные фараонов (охранники, советники и помощники);
  • жрецы.

Что касается простых людей, то долгое время существовало мнение, что у них в принципе нет души, поэтому эта процедура им и не нужна вовсе. Однако со временем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если у них на это было достаточно средств и возможностей.

Исследователи захоронений и саркофагов в Древнем Египте говорят о том, что кроме мумии самого умершего в погребении находят также тела девушек и жен (которых, согласно некоторым обрядам, могли похоронить заживо), запасы еды и питья, деньги, украшения, оружие. Это все только подтверждает религиозную основу мумифицирования, ведь душе давали то, что ей нужно для комфортного пребывания в потустороннем мире.

Кроме этого, в захоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились в те времена, считались неприкосновенными и жили при храмах и дворцах.

Мумификация: этапы и процессы

Мумификация как физическое явление — достаточно сложный и долгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей в Древнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики и климатических условий определенной территории, а также условия, необходимые для приведения трупа в нужное состояние.

Существует два вида мумификации:

  • естественный (когда человеческое тело высушивается, а не разлагается под действием определенных климатических факторов);
  • искусственная мумификация (подразумевает применение специальных средств для достижения нужного эффекта).

Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали в песке. Именно песок впитывал всю влагу из тела человека и не надавал ему возможности разложиться. А постоянные высокие температуры и ветра высушивали останки естественным путем.

Что касается второго варианта, то здесь нужно более основательно разобраться во всех процессах и нюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали в специальное помещение, где и происходил весь обряд, который длился 70 дней. Эта цифра связана с переплетением религии и астрономии в сознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится за горизонтом и ее не видно на небосводе.

Наиболее полное и достоверное описание процесса кремирования умершего можно найти в трудах Геродота. Он рассказывает обо всех этапах и методах.

Первое, что делали с телом — специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка — прототип современно скальпеля, делали надрез в паховой зоне для того, чтобы вынуть внутренности). Изымали из человека все, кроме сердца, ведь именно в нем, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой и специальными составами, маслами и благовониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах и уничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).

Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами и настоями, а потом погружали в сосуды — канопы, где эти части тела и содержались. Крышка каждого сосуда была выполнена в форме определенного божества, который и отвечал за ту или иную внутренность.

Что касается мозга, то он добывался особым методом. С помощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие в носовой части, проникали в черепную коробку и по частям извлекали содержимое. Другой вариант — с помощью того же крючка разжижали (разбалтывали) мозг, а потом тело переворачивали и через ноздри выливали его.

Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел и соды и оставляли на 40 дней для высыхания. Сода и соль забирали влагу с тела, масла имели бактерицидное действие, а соединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.

После того, как миновал отведенный срок, с тела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями на основе масел и битумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму и объем, в полость укладывали опилки, песок, соль и зашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожести с умершим человеком, ей могли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок и зубов.

Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Их пропитывали в смоле, которая была вместо клея, благовониях и маслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между шарами ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса с молитвой о воскрешении. Закончив все эти этапы, готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали ее в саркофаг (подобие современного гроба), выполненного в виде человека, который помещался в родовую усыпальницу.

Как видим, процесс мумификации в Древнем Египте был очень длинным и сложным процессом, который занимал много времени и усилий, требовал определенных знаний и умений. Наиболее известными мумиями, которые дошли до наших дней считаются останки жреца Па ДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались для того, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.

Сколько бы тайн и ужасных историй не окружали мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры и внимание ученых, путешественников и охотников за добычей.

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.


Наверное, все вы смотрели фильмы ужасов про ожившие мумии, нападающие на людей. Эти зловещие мертвецы всегда будоражили человеческое воображение. Однако в реальности мумии не несут в себе ничего ужасного, представляя собой невероятную археологическую ценность. В этом выпуске вы найдете 13 реальных мумий, которые сохранились до нашего времени и являются одними из самых значимых археологических находок современности.

Мумией называется специально обработанное химическим веществом тело живого существа, у которого замедляется процесс разложения тканей. Мумии хранятся сотни и даже тысячи лет, становясь «окном» в древний мир. С одной стороны, мумии выглядят жутковато, у некоторых мурашки по коже пробегают от одного взгляда на эти сморщенные тела, но с другой стороны - они представляют невероятную историческую ценность, храня в себе интереснейшую информацию о жизни древнего мира, обычаях, здоровье и рационе наших предков.

1. Кричащая мумия из музея Гуанахуато

Музей мумий Гуанахуато в Мексике является одним из самых странных и ужасных в мире, здесь собрано 111 мумий, которые представляют собой естественным образом сохранившиеся мумифицированные тела людей, в большинстве своем умерших во второй половине XIX века и первой половине XX века и похороненных на местном кладбище «Пантеон Святой Паулы».

Экспонаты музея были эксгумированы в период с 1865 по 1958 год, когда действовал закон, обязывающий родственников платить налог за то, чтобы тела их родных находились на кладбище. Если налог не выплачивался вовремя, то родственники теряли право на место захоронения и мертвые тела вынимались из каменных гробниц. Как оказалось, некоторые из них были естественным образом мумифицированы, и их хранили в специальном здании при кладбище. Искаженные выражения лиц на некоторых мумиях свидетельствуют о том, что они были захоронены заживо.

В конце XIX - начале XX века эти мумии стали привлекать туристов, и работники кладбища начали брать плату за посещение помещения, где они хранились. Официально датой образования Музея мумий в Гуанахуато считается 1969 год, когда мумии были выставлены в застекленных стеллажах. Сейчас музей ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

2. Мумия мальчика из Гренландии (местечко Килакитсок)


Вблизи гренландского поселения Килакитсок, располагающегося на западном берегу самого большого острова в мире, в 1972 году была обнаружена целая семья, мумифицированная посредством низких температур. Девять прекрасно сохранившихся тел предков эскимосов, погибших на территории Гренландии в то время, когда в Европе царствовало средневековье, вызвали живой интерес ученых, но одно из них прославилось на весь мир и вне научных рамок.

Принадлежащее годовалому ребенку (как установили антропологи, страдавшему от синдрома Дауна), оно, больше похожее на какую-нибудь куклу, производит неизгладимое впечатление на посетителей Национального музея Гренландии в Нууке.

3. Двухлетняя Розалия Ломбардо

Катакомбы капуцинов в итальянском Палермо - это жуткое место, некрополь, привлекающий туристов со всего света множеством мумифицированных тел разной степени сохранности. Но символ этого места - это детское личико Розалии Ломбардо, двухлетней девочки, умершей от пневмонии в 1920 году. Ее отец, будучи неспособным справиться с горем, обратился к известному медику Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери.

Теперь оно заставляет шевелиться волосы на голове у всех без исключения посетителей подземелий Палермо - потрясающим образом сохранившееся, умиротворенное и настолько живое, что кажется, будто Розалия лишь ненадолго задремала, оно производит неизгладимое впечатление.

4. Хуанита из перуанских Анд


То ли еще девочка, то ли уже девушка (называется возраст смерти от 11 до 15 лет), названная Хуанитой, получила всемирную известность, попав в рейтинг лучших научных открытий по версии журнала Time благодаря своей сохранности и жуткой истории, которую после нахождения мумии в древнем поселении инков в перуанских Андах в 1995 году рассказали ученые. Принесенная в жертву богам в XV веке, она дошла до наших дней в почти идеальном состоянии благодаря льдам андских вершин.

Являясь частью экспозиции Музея Андских Святилищ в городе Арекипа, мумия часто отправляется в турне, выставляясь, например, в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне или на многих площадках Страны восходящего солнца, вообще отличающейся странной любовью к мумифицированным телам.

5. Рыцарь Христиан Фридрих фон Кальбутц, Германия

Этот немецкий рыцарь жил в период с 1651 по 1702 год. После смерти его тело превратилось в мумию естественным образом и сейчас выставлено на всеобщее обозрение.

Согласно легенде, рыцарь Кальбутц был большим любителем воспользоваться «правом первой ночи». У любвеобильного Христиана было 11 собственных детей и около трех десятков бастардов. В июле 1690 года он заявил свое «право первой ночи» относительно юной невесты пастуха из местечка Баквитц, однако девушка оказала ему, после чего рыцарь убил ее новоиспеченного мужа. Заключенный под стражу, он поклялся перед судьями, что не виноват, в противном случае «после смерти его тело не рассыплется в прах».

Поскольку Кальбутц был аристократом, его честного слова оказалось достаточно для того, чтобы его оправдали и отпустили. Рыцарь умер в 1702 году в возрасте 52 лет и был похоронен в семейной усыпальнице фон Кальбутцев. В 1783 году последний представитель этой династии скончался, а в 1794-м в местной церкви затеяли реставрацию, во время которой усыпальницу вскрыли, чтобы перезахоронить всех мертвецов семейства фон Кальбутц на обычном кладбище. Оказалось, что все они, кроме Христиана Фридриха, истлели. Последний же превратился в мумию, что доказало тот факт, что любвеобильный рыцарь все же был клятвопреступником.

6. Мумия египетского фараона - Рамзеса Великого


Представленная на фото мумия принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзесу Великому), который умер в 1213 году до н. э. и является одним из самых известных египетских фараонов. Полагают, что он был правителем Египта во времена похода Моисея. Одной из отличительных особенностей этой мумии является наличие рыжих волос, символизирующих связь с богом Сетом - покровителем царской власти.

В 1974 году египтологи обнаружили, что мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти ее самолетом во Францию для экспертизы и реставрации, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В Парижском аэропорту мумию встречали со всеми воинскими почестями, полагающимися при визите главы государства.

7. Мумия девушки 18-19 лет из датского города Skrydstrup


Мумия девушки в возрасте 18-19 лет, захороненной в Дании в 1300 году до н. э. Покойная была высокой, стройной девушкой с длинными светлыми волосами, уложенными в замысловатую прическу, чем-то напоминающую «бабетту» 1960-х годов. По ее дорогой одежде и ювелирным украшениям можно предположить, что она принадлежала к семье местной элиты.

Девушка была захоронена в гробу из дуба, выстланного травами, поэтому ее тело и одежда на удивление хорошо сохранились. Сохранность была бы еще лучше, если бы за несколько лет до того, как была обнаружена эта мумия, не был поврежден слой почвы над могилой.

8. Ледяной человек Эци


Симилаунский человек, возраст которого на момент открытия составлял около 5300 лет, что сделало его старейшей европейской мумией, получил от ученых прозвище Эци. Обнаруженный 19 сентября 1991 года парой немецких туристов во время прогулки по Тирольским Альпам, наткнувшихся на прекрасно сохранившиеся благодаря естественной ледяной мумификации останки жителя эпохи халколита, он произвел настоящий фурор в научном мире - еще нигде в Европе не находили идеально дошедших до сегодняшних дней тел наших далеких предков.

Теперь эту татуированную мумию можно увидеть в археологическом музее итальянского Больцано. Как и многие другие мумии, Эци якобы окутан ореолом проклятия: в течение нескольких лет при разных обстоятельствах погибло несколько человек, так или иначе связанных с изучением Ледяного человека.

9. Девочка из Иде


Девочка из Иде (нидерл. Meisje van Yde) - такое название получило хорошо сохранившееся тело девочки-подростка, обнаруженное в торфяном болоте в окрестностях деревни Иде в Нидерландах. Эту мумию нашли 12 мая 1897 года. Тело было завернуто в шерстяную накидку.

Вокруг шеи девушки была затянута плетеная из шерсти петля, свидетельствующая о том, что ее казнили за какое-то преступление либо принесли в жертву. В области ключицы сохранился след от ранения. Кожные покровы не были тронуты разложением, что характерно для болотных тел.

Результаты радиоуглеродного анализа, проведенного в 1992 году, показали, что она умерла в возрасте около 16 лет между 54 годом до н. э. и 128 годом н. э. Голова трупа наполовину обрита незадолго до смерти. Сохранившиеся волосы длинные, имеют рыжеватый оттенок. Но следует отметить, что волосы всех трупов, попавших в болотную среду, приобретают рыжеватый цвет в результате денатурализации красящего пигмента под воздействием кислот, находящихся в болотистой почве.

Компьютерная томография определила, что при жизни у нее было искривление позвоночника. Дальнейшие исследования позволили сделать вывод, что причиной этого, скорее всего, стало поражение позвонков костным туберкулезом.

10. Человек из трясины Рендсвюрен


Человек из Рендсвюрена (Rendswühren), который также принадлежит к так называемым «болотным людям», был найден неподалеку от немецкого города Киль в 1871 году. На момент смерти возраст мужчины был между 40 и 50 годами, и исследования тела показали, что он умер вследствие удара в голову.

11. Сети I - египетский фараон в гробнице


Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены в тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году. Сети I правил Египтом в период с 1290 по 1279 гг. до н. э. Мумия этого фараона была захоронена в специально подготовленной гробнице.

Сети является второстепенным персонажем фантастических фильмов «Мумия» и «Мумия возвращается», где он изображен фараоном, павшим жертвой заговора своего верховного жреца Имхотепа.

12. Мумия принцессы Укока

Мумия этой женщины, получившей прозвище «Алтайская принцесса», была найдена археологами в 1993 году на плоскогорье Укок и является одним из самых значимых открытий археологии конца XX века. Исследователи полагают, что захоронение было сделано в V-III веках до нашей эры и относится к периоду пазырыкской культуры Алтая.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли хорошо сохраниться очень древние вещи. В камере обнаружили шесть коней под седлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребенной персоны.

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у нее обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к элите пазырыкского общества.

13. Ледяная дева из племени инков

Это знаменитая мумия девочки в возрасте 14-15 лет, которую инки принесли в жертву более 500 лет тому назад. Она была обнаружена в 1999 году на склоне вулкана Невадо-Сабанкая. Рядом с этой мумией были обнаружены еще несколько детских тел, также подвергнувшихся мумификации. Исследователи предполагают, что эти дети были выбраны среди других благодаря своей красоте, после чего прошли много сотен километров через всю страну, были специально подготовлены и принесены в жертву богам на вершине вулкана.

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.