ПРЕДИСЛОВИЕ
вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. к художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к произведению вынуждало автора переделывать его и о своей работе рассказать читателям в П. Примером такого вида П. может служить предисловие И. С. Тургенева к отдельному изданию его романа «Дым» . Подобное П. представляет большую ценность для исследователя, поскольку в нем автор указывает, что он сделал в тексте своей повести при переиздании. Ценно подобное П. и для уяснения общественно-политической позиции автора в соответствующую эпоху. Иногда П. является своеобразной «ширмой», к-рой прикрывался автор, чтобы скрыть себя, свои подлинные намерения от тех современников, для которых он хотел остаться неизвестным. Такие П. писались например в эпоху 60-х гг. авторами «антинигилистических» (т. е. направленных против революционной демократии) романов. Таким П. снабдил Ф. М. Достоевский свою сатирическую повесть о революционных демократах (Чернышевском и др.) «Крокодил» («Необыкновенное событие или пассаж в пассаже», «Эпоха», 1865, 2). Желая скрыть направленность сатиры против заключенного царизмом Чернышевского, Достоевский написал П., в к-ром говорил об удивлении, вызванном в редакции таким «невероятным рассказом», о спорах в редакции, о «мистификации» повести и т. п. Однако острие жала оставлено в этом предисловии в целости. Руководители «Современника» (Некрасов и др.) поняли смысл пасквиля, он был ясен и объективно помогал реакции. Исследователю необходимо критически относиться к такого рода «предисловиям», в частности — Достоевского, невзирая на его попытку в 1873 снять с себя обвинения в выступлении против Чернышевского. Объяснение Достоевского в «Дневнике писателя» , что он, «бывший ссыльный и каторжный, (не мог) обрадоваться ссылке другого несчастного», подкупило исследователя А. Чешихина-Ветринского, поверившего автору
241 (подробно см. в книге А. Е. Чешихина-Ветринского «Н. Г. Чернышевский, 1828—1889», изд. «Колос», 1923, стр. 136). Особенный интерес представляют те авторские П., в которых писатель излагает свое лит-ое credo, отстаиваемую им лит-ую концепцию. Многие из П. этого типа, как напр. предисловия Бомарше, В. Гюго (к «Кромвелю»), вошли в историю литературы как манифесты (см.) соответствующих лит-ых направлений. В советской издательской практике П. получили широкое применение. Историко-литературные предисловия к советским изданиям классиков лит-ры имеют целью дать правильное истолкование творчества классика для современного читателя, разрушая созданные в прошлом неверные буржуазные оценки. В такого рода П. в зависимости от надобности освещается также и печатная история произведения, объясняется читателю, какие произведения, почему именно избраны и включены в издание, план и порядок расположения материала, принципы его обработки и т. п. П., выясняющие автора и происхождение произведения, его социально-политический смысл и значение в истории лит-ры, особенно необходимы в изданиях материалов, ранее неизвестных (законченных произведений, замыслов, писем, мемуаров и т. п.), извлекаемых редакторами из литературного архива писателя. Н. Бельчиков
Литературная энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРЕДИСЛОВИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПРЕДИСЛОВИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Энциклопедическом словаре:
, -я, ср. Вводная статья к какому-н. сочинению. * Без (всяких) предисловий (разг.) - приступая к сути дела или разговора … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
предисло"вие, предисло"вия, предисло"вия, предисло"вий, предисло"вию, предисло"виям, предисло"вие, предисло"вия, предисло"вием, предисло"виями, предисло"вии, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-я, с. 1) Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения, а также замечания критического характера. Предисловие к сборнику новелл. Синонимы: … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
- ПРЕДИСЛОВИЕ в Тезаурусе русского языка:
‘вводная часть, вступительная часть какого-либо произведения’ Syn: введение, вступление, преамбула (кн.), пролог (лит.) Ant: послесловие, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
см. начало || без … - ПРЕДИСЛОВИЕ в словаре Синонимов русского языка:
введение, вступление, начало, преамбула, прелюдия, пролог, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ср. 1) Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания. 2) перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. главным, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
предисл`овие, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
предисловие, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Орфографическом словаре:
предисл`овие, … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
вводная статья к какому-нибудь … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
предисловия, ср. 1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
предисловие ср. 1) Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания. 2) перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. … - ПРЕДИСЛОВИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- ПРЕДИСЛОВИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
ср. 1. Вступительная часть какого-либо произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания. 2. перен. То, что говорится, совершается перед чем-либо главным, … - ГЕНРИХ ГЕЙНЕ в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-07-12 Time: 17:00:34 Навигация Википедия=Генрих Гейне Викитека =Генрих Гейне Викисклад=Category:Heinrich Heine Генрих Гейне (_de. Heinrich Heine , 1797—1856) … - БААЛЬ СУЛАМ в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-05-26 Time: 12:19:57 = О Каббале = * Мудрость эта ""(Каббала)"", — представляет собой не более и не менее, … - ДЮПОН в Литературной энциклопедии:
Пьер — французский рабочий поэт-песенник (шансонье), отразивший в своем творчестве первоначальную ремесленную стадию развития пролетариата во Франции. …
предисловие
предисло вие , предисловия, ср.
1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию. «Последняя глава "Евгения Онегина" издана была особо, с следующим предисловием...» Пушкин .
2. чаще мн. Вступительные сообщения и разъяснения перед изложением существа дела, преим. в выражении: без предисловий (разг. ). Просим без предисловий - ближе к делу. «С героем моего романа без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас.» Пушкин .
Этнографический Словарь
предисловие
Уважаемые читатели!
Перед Вами первый у нас в стране и за рубежом словарь по этнопсихологии, который несомненно Вас заинтересует.
Современная этнопсихология - молодая и быстро прогрессирующая наука. Ее развитие проходило не всегда просто и однозначно. Интерес к ней проявляли многие отрасли знаний, которые по-своему изучали и осмысливали содержание национальной психики людей. Вместе с тем развитие этнопсихологии всегда было связано с потребностями практики и общественной жизни в нашем государстве; необходимостью раскрытия собственно психологических закономерностей формирования и функционирования феноменов, которые являются ее объектом; изучением особенностей проявления психического склада конкретных народов; гармонизацией отношений между людьми - представителями разных этнических общностей; со снятием напряженности и предотвращением конфликтов, возникающих на национальной почве.
Сегодня задача этнопсихологии в нашей стране состоит не только в том, чтобы исследовать и объяснять различия, существующие в психике, поведении, действиях и поступках представителей различных народов и этнических групп, показывать своеобразие их проявления в практике межнациональных отношений, но и разрабатывать рекомендации для органов государственного управления с целью проведения научно обоснованной национальной политики, гармонизации общения и взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания.
Становление молодой науки предполагает разработку и постоянное совершенствование ее категориального аппарата.
Знания и отражающие их содержание термины, накопленные в предыдущий период развития этнопсихологии, теперь необходимо адекватно интерпретировать, чтобы избежать неопределенности или двусмысленности в их употреблении. Вот почему главной целью, которую преследовал авторский коллектив, работавший над словарем, было строгое уточнение смыслового содержания уже известных и закономерное введение в научный обиход новых понятий, отражающих содержание и специфику этнопсихологических явлений и процессов. В словарь вошли терминология и система понятий, принятые в психологической науке и объясняемые с психолого-педагогических позиций.
В ряде статей раскрывается содержание методов и методик исследования, на наш взгляд, наиболее значимых и важных. В словаре даются также характеристики особенностей национальной психологии представителей этнических общностей, проживающих в России и некоторых зарубежных странах1. Связь между статьями осуществляется посредством ссылок на соответствующие термины.
Вместе с тем словарь написан живым и доходчивым языком. В него включены не сухие и малозначимые термины и понятия, а полезная во всех отношениях информация: это и история развития молодой отрасли знаний, и интересные факты и явления, и очень важные сведения, впервые представленные в обобщенном виде.
К сожалению, в словарь вошли характеристики национально-психологических особенностей только тех этнических общностей, которые исследовались авторским коллективом.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )
Словарь антонимов русского языка
предисловие
послесловие
Словарь Ожегова
предисловие
ПРЕДИСЛО ВИЕ, я, ср. Вводная статья к какомун. сочинению.
Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений.
Словарь Ефремовой
предисловие
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
предисловие
Заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о его внешней или внутренней истории и т. п. П. говорит не столько о содержании книги, сколько по поводу его, и в этом его разница от сродной ему формы - введения, знакомящего читателя с тем кругом научных данных, к которому примыкает предлагаемое сочинение. П. к поэтическим произведениям были, а отчасти и теперь остаются во французской литературе популярной формой, в которой писатель излагает свои теоретические литературные воззрения . Известны, например, такие П. Корнеля, Расина (к "Британнику" и "Ифигении"), Мольера (к "Тартюфу"), Вольтера (к "Эдипу" и "Меропе"), Бомарше, Дюма-отца ("Un mot" к Генриху III), А. де Виньи ("Derni è re nuit de travail", к "Чаттертону" и др.), знаменитое П. Виктора Гюго к "Кромвелю", играющее роль манифеста романтизма. В нашей классической литературе примерами могут служить П. Лермонтова к "Герою нашего времени", Достоевского - к "Карамазовым".
Ар. Г.
По материалам книги Мильчин, Чельцова "Справочник издателя и автора"
Предисловие в книге. Зачем оно нужно?
Предисловие - это элемент предтекстового аппарата издания, характеризующий публикуемое в издании произведение (произведения) для того, чтобы у читателя возник интерес к его теме и (или) содержанию, чтобы он сумел лучше подготовиться к чтению, смог эффективно, с учетом особенностей произведения и издания работать с ним. Это предуведомление читателя об издании, особенностях его содержания, построения, назначения, отличиях от других близких по теме и содержанию изданий. Все это для того, чтобы читатель знал, как лучше изданием пользоваться, что следует принять во внимание, читая, изучая или просматривая его. М. В. Ломоносов в своей «Риторике» определял цель предисловия как подготовку читателя к тому, чтобы он читал сочинение «склонно, прилежно и понятно».
Еще одна, дополнительная задача предисловия в книге - содействовать пропаганде издания, тому, чтобы оно нашло как можно больше читателей-покупателей. Ведь по предисловию книготорговцы и библиотекари составляют начальное, а порой и основное представление об издании, опираясь на которое могут рекомендовать его читателям.
М. В. Ломоносов в уже упомянутой «Риторике» считал, что предисловие должно, во-первых, объяснять, ради чего издание предпринято, т. е. показывать значительную для читателей его цель; во-вторых, характеризовать тему и содержание как вещь важную, нужную и полезную для читателей, т. е. показывать значимость содержания для них; в-третьих, раскрывать в общих чертах самую суть содержания.
Предисловие - составная часть аппарата гл. обр. деловых изданий: научных, производственных, справочных, учебных и т. п. В изданиях литературно-художественных оно редкость.
Назначение предисловия предопределяет круг вопросов, которые могут составить его содержание. Чаще всего это:
Значение темы и содержания публикуемого произведения (произведений);
Особенности его содержания и формы;
Литературные и иные источники;
Принципы отбора материала;
Принципы построения;
Нерешенные и неосвещенные проблемы с объяснением причин;
Показ того нового, что вносит в литературу, науку, практику произведение;
Отличия публикуемого произведения от других на ту же или близкую тему;
Показ наиболее ценного в издании для осн. читателя и примыкающих групп;
Уведомление о том, что нужно иметь в виду, работая над изданием, чтобы эта работа протекала производительнее;
Советы, как лучше пользоваться изданием, наводить по нему справки (своеобразный алгоритм поиска нужного материала, что особенно важно в изданиях справочных).
Шаблона, впрочем, тут быть не должно. Каждое издание и его читатель требуют индивидуального решения, хотя в ряде случаев эти решения могут в чем-то совпадать.
Предисловие может быть авторским, редакторским, издательским. Иногда его заказывают стороннему специалисту. Так бывает, когда, например, книга издается посмертно или когда издательство хочет, чтобы книга и ее тема были представлены читателю для большей убедительности человеком авторитетным, своеобразным гарантом ее качества.
На публикацию предисловия издательства или редактора (редакции) требуется согласие автора книги точно так же, как и на любые редакционные изменения в нем.
Уважаемые читатели! Перед Вами первый у нас в стране и за рубежом словарь по этнопсихологии, который несомненно Вас заинтересует. Современная этнопсихология - молодая и быстро прогрессирующая наука. Ее развитие проходило не всегда просто и однозначно. Этнографический словарь
Любое литературное произведение подчиняется законам композиции, одним из структурных элементов которой является пролог. Какова же его функция и что такое пролог в литературе? Ниже определение этого литературного понятия.
Пролог – это композиционная часть литературного произведения, которая располагается перед основным содержанием; в переводе с греческого «пролог» — предисловие. В отличие от вступления, пролог всегда пишется самим автором. Пролог может предварять как художественное, так и публицистическое произведение.
Можно выделить 6 основных функций пролога
- короткое представление сюжета, который будет разворачиваться на страницах произведения;
- знакомство читателя с событиями, предшествовавшими основному сюжету;
- обозначение характеров главных героев;
- изложение в общих чертах идейного содержания произведения;
- объяснение причин, которые побудили автора написать книгу;
- подготовка читателя к восприятию сюжета.
Главной из указанных функций пролога в литературе является настройка читателя на восприятие последующих событий. В современной литературе на пролог также возлагается функция вызвать интерес читателя к произведению и побудить его приобрести книгу.
Как часть литературного произведения пролог берет свое начало в античной драматургии. Он представлял собой непосредственное обращение к зрителям с целью их подготовки к восприятию театрального действа. В литературе 19 века пролог не только приобрел более тесную смысловую связь с основным сюжетом, но и взял на себя дополнительную идейно-художественную нагрузку.
Примеры пролога в литературе
Примерами, иллюстрирующими функции пролога, его место в структуре произведения, идейное и художественное назначение, могут служить:
- два пролога в трагедии Гете «Фауст»;
- «Пролог» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
- «Вступление» к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»;
- прологи в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского;
- «Пролог» к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др.
Функции пролога часто выполняют начальные главы основного повествования, в которые введены предыстории жизни героев. Пролог является факультативным элементом композиции произведения. Его может и не быть. В литературоведении пролог противопоставлен эпилогу.