Психология

Cочинение «Раздвоенность сознания Печорина. Cочинение «Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени Печорин любовь к природе понимание прекрасного

Роль и значение природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Большую роль в романе « » играет пейзаж. Отметим очень важную его особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.

Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы.

В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Автор пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. - поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Не менее прекрасно звездное небо в повести «Фаталист», вид которого приводит героя к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

Этому же служит описание взволнованного моря в «Тамани». Картина, открывающаяся Печорину с площадки, где должна была состояться дуэль, солнце, лучи которого не согревают его после дуэли, - все навевает тоску, вся природа грустит. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более голубого и свежего!» - восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни у Лермонтова, ни у героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса - это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается и повесть « ». Печорин в дневнике пишет: «Вид с трех сторон у меня чудесный». Язык романа - плод большой работы автора. (Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом.) Богатство языка «Героя нашего времени» основывается на трепетном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, южный пейзаж вдохновлял его. В романе автор протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

То же самое можно сказать и о пейзаже в стихах Лермонтова. Достаточно вспомнить его знаменитое стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...», шедевр мирового искусства:

  • Когда волнуется желтеющая нива,
  • И свежий лес шумит при звуке ветерка,
  • И прячется в саду малиновая слива
  • Под тенью сладостной зеленого листка...

Все творчество Лермонтова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Знаменитые пейзажи Тургенева, без сомнения, написаны под влиянием лермонтовской прозы, некоторые образы Льва Толстого (рассказ «Набег») напоминают реалистически нарисованные образы Лермонтова. Совершенно очевидно влияние Лермонтова и на Достоевского, и на Блока, и на Есенина. А закончить свое я хочу словами Маяковского: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена».

В путевых записках офицера-рассказчика пейзаж выдержан в традиционном романтическом духе, насыщен яркими красками: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом…» Можно отметить, что повествователь стремиться дать описание экзотической природы, предназначенное для русского читателя, и носящее поэтому несколько ознакомительный характер. Кроме того, можно сделать предположение о подневольном его пребывании на Кавказе (сравнение метели с изгнанницей).

Большую часть романа составляют записки Печорина, и его личность отражается, в частности, в принадлежащих ему описаниях природы. Индивидуализм главного героя, отделенность его от остального мира не дает ему возможности открыть людям самые потаенные чувства, самые чистые душевные порывы, и они часто проявляются как раз в его отношении к природе: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка». Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты позволяет сохранить душевное равновесие: «С жадностью глотал я благовонный воздух», пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой. Романтическая натура Печорина угадывается, например, в пейзажах «Тамани»: «белые стены», «черные снасти», «бледная черта небосклона» - типично романтический подбор цветов.

Кроме того, природа постоянно противопоставляется миру людей, с их мелкими страстями («Солнце ярко, небо сине – чего бы кажется больше? Зачем тут страсти, желания?..»), причем стремление слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Но в отличие от застывших романтических картин, описанных рассказчиком, пейзажи, принадлежащие перу Печорина, полны движения: поток, «который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь»; ветви, «разбегающиеся отсюда во все стороны»; воздух, «отягощенный испарениями высоких южных трав»; ручьи, которые «бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок», - все эти описания подчеркивают внутреннюю энергию Печорина, постоянное его напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Некоторые пейзажи дают дополнительные свидетельства о широте и разносторонности знаний Печорина, его эрудиции: «Воздух был напоен электричеством», - подобные фразы совершенно естественно вплетаются в поток мыслей Печорина. Таким образом, следуя традиции делать природу критерием развития личности, Лермонтов решает эту задачу с помощью новаторских средств.

Отсутствие упоминаний о природе, например, у Грушницкого свидетельствует о его душевной, неспособности глубоко чувствовать. Отсутствие же их у Максима Максимыча вполне оправдано реалистически: человек малообразованный, живущий в суровых условиях, он не привык изливать свои чувства словесно. Однако, сравнивая по воздействию на человека великолепные картины природы со свистом пуль, от которых тоже бьётся сердце, Максим Максимыч обнаруживает неожиданную чувствительность души, и это вынуждает рассказчика сделать признание: «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». В этой мысли можно усмотреть и некоторую социальную окраску.

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Одна из основных черт романтизма - двоемирие, когда романтический герой стремится к идеалу и томится в реальной действительности; разочаровавшись в людях, он пытается обрести идеал в природе. Именно природа стала высшей ценностью романтиков, будучи, по их мнению, символом свободы и олицетворяя недостижимый идеал. Поэтому в романтических произведениях большое значение приобрёл пейзаж, из фона действия превратившийся в средство выражения авторской позиции, средство психологического анализа. Огромное внимание уделял изображению природы и романтик М. Ю. Лермонтов. Пейзаж играет важную роль не только в его поэзии, но и в романе «Герой нашего времени», при этом природа описывается им уже не только романтически - в её изображении проявились и черты реализма.
Впервые пейзаж появляется в самом начале романа - автор открывает повествование описанием Койшаурской долины. С одной стороны, пейзаж указывает на место действия, с другой - раскрывает характер самого офицера. Яркость, живописность изображения («золотая бахрома снегов», «серебряная нить» реки) указывают на то, что он творческий человек, восторг, который он испытывает, говорит о том, что автор воспринимает природу как романтик, видит в ней красоту, которой нет среди людей. Позже он скажет, что, лишь «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе», люди «невольно становятся детьми», ибо «всё приобретённое отпадает от души».
Почти повторяет эти слова Печорин, описывая вид, открывающийся из окон его комнаты в Пятигорске; он тоже чувствует себя обезоруженным перед гармонией природы. Пейзаж раскрывает поэтичность натуры Печорина (его описание предельно эмоционально), его смелость и готовность рисковать (не случайно он выбирает квартиру на самом высоком месте - «во время грозы облака будут спускаться... до кровли»). Отношение Печорина к природе показывает, что он тонко чувствующий человек. В отличие от Онегина, на которого «роща, холм и поле» «наводили сон», Печорин не перестаёт восхищаться пейзажем, именно «ночная роса и горный ветер» спасают его от тоски.
Но несмотря на то, что природа, возможно, единственная высшая ценность в глазах Печорина, она не может заменить ему света. «Зачем тут страсти, желания, сожаления?.. - пишет он в своём дневнике, но тут же добавляет: - Пойду к Елисаветинскому источнику: там... собирается всё водяное общество». Возникает тема естественного и светского мира, важную роль в раскрытии которой играет пейзаж.
Отправляясь на дуэль, Печорин сознаётся, что не помнит утра «более голубого и свежего» - красота окружающего мира даётся в контрасте с готовящимся убийством, на фоне безмятежности естественного мира задуманное Грушницким и драгунским капитаном - людьми света - кажется особенно страшным. Пейзаж здесь не только выявляет авторскую позицию, отношение Лермонтова к дуэли, но и выполняет психологические функции. Волнение Печорина выдаёт его взгляд, устремлённый в «дымную даль», туда, где должна состояться дуэль, а пристальное внимание к каждой росинке говорит о том, что он не надеется увидеть всё это ещё раз. Пейзаж отражает и внутреннее состояние Грушницкого, при описании которого Лермонтов использует приём психологического параллелизма: щёки Грушницкого покрывала «тусклая бледность», а немногим позже говорится, что солнце показалось Печорину «тускло». Действительно, природа полна предчувствия беды: солнечный луч освещает всё, кроме площадки дуэли, в ущелье «тёмно и холодно, как в гробе».
Словно предсказывает дальнейшее развитие событий пейзаж в главе «Бэла», где рассказу о трагической судьбе девушки предшествует описание несчастья в горах, а в день, когда Печорин впервые встретил в Пятигорске Веру, « воздух был напоен электричеством ». Пейзаж в романе не только предвосхищает сюжет, но и инициирует его. Так, пережидая метель, Максим Максимыч рассказывает автору о Бэле, гроза задержала в гроте Веру и Печорина; взбираясь на гору, он подаёт руку княжне Мери, которую та «не покидает в продолжение целой прогулки».
Но пейзаж далеко не всегда даётся в унисон с происходящими событиями. Так, в главе «Тамань» природа таинственна, центральными становятся образы луны и моря, типичные для романтиков; намеренно создаётся атмосфера неясности и ожидания приключений. В действительности же ничего не происходит, а девушка, представлявшаяся Печорину ундиной, таинственный слепой и отважный Янко оказываются обыкновенными контрабандистами. Романтическая модель в «Тамани» рушится, и это проявляется даже на уровне пейзажа. Наряду с образами луны и моря возникает реалистическое описание « грязных переулков », древних лачужек и «ветхих заборов» Тамани.
Такой же контраст наблюдается и в «Княжне Мери»: Печорин подробно и восторженно пишет о природе Пятигорска, но лишь упоминает о самом городе. В романе не случайно нет городских пейзажей - они напоминают Печорину о людях, а те лишь вызывают у него злость. Природа, напротив, заставляет его забыть о суетном свете, наводит на философские размышления. Так, глядя на звёзды («Фаталист»), Печорин сначала вспоминает наивную веру предков и затем переходит к мыслям о целом поколении, воле и фатуме. Пейзаж из конкретного перерастает во вселенский, космический, отдельные образы приобретают символическое значение. Звёзды становятся «зажжёнными лампадами», «с участием» смотрящими на землю, дорога - символом духовных поисков человека, его пути к цели. Такое восприятие природы в романе свойственно лишь Печорину. Автор, хотя и восхищается пейзажами, называет себя «восторженным рассказчиком на словах и на бумаге», Максим Максимыч же привык к «великолепным картинам», как к свисту пуль. Элементы пейзажа встречаются не только в развёрнутых описаниях Печорина или автора, но и в отдельных репликах, даже на уровне сравнений: душу Мери Печорин называет едва распустившимся цветком. Важно отметить, что люди сравниваются в романе с природой, а пейзаж - с человеком («воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»); этим Лермонтов подчёркивает тесную связь природы и человека.
Пейзаж играет в романе не только идейно-художественную, но и композиционную роль. Описаниями природы открываются три из пяти глав «Героя нашего времени», служат логическими связками между эпизодами романа, составляют большую часть произведения. Пейзаж имеет значение как для содержания романа, так и для его формы. Играя немаловажную композиционную и сюжетообразующую роль, он в то же время помогает раскрыть образы автора, Печорина и Максима Максимыча, является средством психологического анализа, вводит философский пласт произведения. Лермонтов уделял внимание не только романтическим и символическим описаниям, но и конкретным, реалистическим пейзажам, создающим фон действия или имеющим самостоятельную ценность; не случайно изображения природы изобилуют эпитетами и сравнениями. Лермонтов был одним из первых писателей, отводивших пейзажу значительное место в произведении, вслед за ним эту традицию продолжили И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов и другие.

В душе героя за этой скукой таится огромная любовь к жизни. Показать это ученикам можно, обратившись к тем страницам, где герой пишет о природе. Любовь к природе - одно из самых цельных чувств Печорина. Выбрав из повести «Княжна Мери» несколько описаний природы, можно прочесть отрывки, где герой говорит о радости и наслаждении, испытываемых им при общении с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,-; чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?». Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума…». Или: «Я помню, - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»). Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми. Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель. В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются слова, выражающие устремления героя: «тихие радости и спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами». Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» -. вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунским капитаном и т. д. А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Размышления героя накануне дуэли хорошо прочесть в классе, их можно рекомендовать для заучивания наизусть. «Назначенье высокое» могло определить жизнь героя. Его «силы необъятные» могли найти исход в общественной деятельности. Но возможности для нее нет. Намек на это скрывается в фразе: «честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти…» Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Пи талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности. Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Эта очень существенная особенность - раздвоенность сознания Печорина - не всегда легко воспринимается. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии. С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки. И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо это показать на примерах. Печорин лишен возможности искренно ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок. Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце его болезненно сжимается, «как после первого расставания». Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинное волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление. Или другой пример. Печорин живет в Кисловодске, ожидает приезда Мери: «.. .мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико». Наконец, Мери приехала. Когда Печорин услышал стук кареты, у него «сердце вздрогнуло». Но вновь сразу же начинается анализ этого непосредственного движения сердца, пока лишь в форме вопроса: «Неужто я влюблен?» - а затем приводится длинное рассуждение о парадоксальности женского ума. И опять чувству уже нет места, непосредственность его убита.

Постоянный самоанализ мешает действовать, между тем одновременно самоанализ имеет и положительные стороны. Именно то, что явление может быть одновременно и положительным и отрицательным, и трудно для понимания школьников. Строгий суд Печорина над самим собой, постоянный самоанализ, мешающий радостно ощущать жизнь, в то же время не позволяет ему удовлетвориться малым, быть довольным «самим собой, своим обедом и женой». Что же касается сомнений, которые часто овладевают героем, они - необходимое условие, один из этапов на пути к познанию истины, они не мешают «решительности характера», как говорит сам герой в «Фаталисте». Однако у Печорина и эта черта доведена до предела. Если бы сомнение у него было только этапом на пути к познанию истины, если бы оно было переходным моментом от мысли к действию, была бы несомненной его положительная роль. Но, как пишет Е. Михайлова, «сомнение, отрицание, неверие,- у Печорина стало хроническим состоянием, превратилось в безнадежный скептицизм. И в этом трагедия Печорина, в этом - проклятое клеймо среды и эпохи».

Двойственность Печорина отражается в его речи. Печорин, действующий и живущий, пишет: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! - Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?». Или: «…Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья!». Характер речи в обоих случаях очень эмоциональный. Тон приподнятый, много многоточий, как бы обрывающих мысль автора и показывающих его волнение. В лексике - синонимичность, сосредоточивающая внимание на чувстве героя: он испытывает «беспокойство, отчаяние»; Вера стала ему «дороже всего… дороже жизни…» Так мог бы говорить поэт. А Печорин, рассуждающий, анализирующий, пишет: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»4. Или: «Признаюсь еще, чувство неприятное, по знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу: это чувство было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться».

В обоих этих случаях интонация строго повествовательная, речь спокойная, ровная, логичная. Предложения сложные по составу, большие. Нет никаких недомолвок -; и ни одного многоточия! Нет живого чувства, волнения - и ни одного восклицания или вопроса: вместо них объяснительное «потому что…» Это уже не речь поэта, а почти деловая протокольная запись. Беспощадный анализ разлагает самые непосредственные и цельные душевные движения. Рефлексия вызвана у Печорина невозможностью действовать. Потребность в действии, не находя выхода, заставляет человека погружаться в свой внутренний мир и ввергает его в мучительное проти

План сочинения
1. Вступление. Мир природы в творчестве Лермонтова.
2. Основная часть. Пейзаж и его роль в романе.
— Первый пейзаж повести «Бэла» и его значение.
— Второе описание Койшуарской долины.
— Сопоставление пейзажа Лермонтова и Пушкина.
— Многогранность пейзажей Лермонтова.
— Природа и Божественное начало.
— Пейзаж как средство характеристики Максима Максимыча.
— Пейзаж как средство характеристики «издателя».
— Черты романтической поэтики в повести «Бэла».
— Романтический и сентименталистский характер пейзажа в повести «Тамань».
— Динамичность пейзажа в «Тамани».
— Эффекты игры света и тени при создании картин природы.
— Пейзаж как средство передачи настроений героя в повести «Княжна Мери».
— Пейзаж как средство характеристики персонажа.
— Символика пейзажа.
— Соотнесение картин природы с мироощущением героя. и .
— Мотивы лирики поэта в природных образах повести «Княжна Мери».
— Пейзаж и его значение в повести «Фаталист».
3. Заключение. Функции пейзажа у Лермонтова.

Исследователь Рождествин заметил, что развитию чувства природы в Лермонтове способствовали литературные влияния – влияние Руссо, Шатобриана и Гейне . Мир природы и цивилизации противопоставлены в творчестве поэта. И в этом Лермонтов наиболее близок Толстому, в произведениях которого естественность человеческого поведения и гармоничность личности определяется (в том числе) близостью человека к природе.
Попробуем проанализировать описания природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В повести «Бэла» пейзажи еще объективны и фотографичны. Это объективные описания окружающей местности, южные ландшафты. Они пока еще лишены той спаянности с душевной жизнью героя, которую наблюдаем мы, к примеру, в «Княжне Мери». Однако и здесь уже они в определенном смысле выступают как средство характеристики персонажа. Первый пейзаж романа – это вид Койшуарской долины. В описании этом переданы впечатления рассказчика – издателя, проезжего офицера и литератора, ставшего попутчиком Максима Максимыча. Офицер этот на Кавказе сравнительно недавно, поэтому восприятие его свежо, все впечатления отличаются новизной и непосредственностью. Вместе с тем писатель здесь отмечает любовь рассказчика к природе, намекая на близость его к Печорину: «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею». Одновременно мы можем отметить явный литературный талант «издателя», искусное использованием им метафор и эпитетов.
Характерно, что описание Койшуарской долины дано в повести дважды. Вот второй вид ее: «…под нами лежала Койшуарская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, – и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки…».
Описание Лермонтовым Койшуарской долины пересекается с пушкинским описанием ее в «Путешествии в Арзрум». Однако в двух пейзажах есть и различия. Как замечает В. Шкловский, пушкинское описание тематично и сравнительно кратко . Лермонтов же «как бы задерживается» в пейзаже, используя множество ярких красок, передавая свои ощущения, вставляя философские замечания. В этих пейзажах писатель использует цветовые эпитеты («красноватые скалы», «зеленым плющом», «золотая бахрома снегов», «желтые обрывы», «серебряной нитью», «голубоватый туман»), метафору («Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой»), образные сравнения («сверкает, как змея своею чешуею», «пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями»). Вообще, пушкинские описания природы в прозе более лаконичны, зачастую они не связаны с непосредственными чувствами героев, но нередко передают философские мысли автора, создают в произведении определенные мотивы, настроение . Таковы многие пейзажи в «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке». Пейзаж Лермонтова же более подробен, картины природы у него не только неизменно связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя. Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений» в восприятии природы человеком, «острый и трезвый анализ их происхождения или их сущности» .
Лермонтов использует в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре здесь присутствуют серебряный, темно-синий, темно-лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. Но в пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение. Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается эта пластичность благодаря «осязательным ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов» . И в этом Лермонтов близок Толстому и Тургеневу.
Вот еще один из пейзажей в повести «Бэла»: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка пробегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь…казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…». Природа приравнена в творчестве Лермонтова к Божественному началу. В этом пейзаже автор подчеркивает это сравнением («Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы»). Здесь использован эмоциональный эпитет («отрадное чувство»), метафора («в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы»), образное сравнение (облако, «как коршун, ожидающий добычу»). Пейзаж здесь дается писателем в динамике, в действии. И способствуют этому практически все природные образы: дорога, хрустящий снег, облако. Вообще, облака, тучи, туманы играют огромную роль в пейзажах Лермонтова . В «Герое нашего времени» мы часто встречаем эти природные образы. «Густой туман» здесь льется волнами из ущелий, «туманы, клубясь и извиваясь, как змеи», сползают «по морщинам соседних скал», «серое облако» отдыхает на вершине горы.
Другой пейзаж повести дан уже в восприятии рассказчика и Максима Максимыча. «Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли…Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». Картина эта характеризует уже в большей степени Максима Максимыча. Мы узнаем, что штабс-капитан близок к природе, любит и понимает ее. Одновременно здесь угадывается и скрытый намек на цельность натуры Максима Максимыча, на непосредственность его чувств и восприятия. Рассказчик рассуждает здесь о влиянии природы на человека и замечает, что «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда». Именно эту детскость он подмечает затем в Максиме Максимыче.
В другом пейзаже дана косвенная характеристика рассказчика-издателя. Это картина метели: «Между тем тучи спустились, повалил град, снег; ветер; врываясь в ущелья, ревел, свистал, как Соловей-разбойник, и скоро каменный крест скрылся в тумане…<…> Лошади измучились, мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная: только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее. «И ты, изгнанница, – думал я, – плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки»». Здесь содержится намек на изгнанничество проезжего офицера, ставшего спутником Максима Максимыча. Очевидно, он также сослан на Кавказ. Так, Лермонтов постепенно сближает этого персонажа с Печориным, обозначая не только параллельность жизненных событий, но и определенную интеллектуальную, духовную общность. Тем самым у автора мотивируется искренний, неподдельный интерес «издателя» к этому персонажу, его внимательный, изучающий взгляд на него.
В основе сюжета повести «Бэла» лежит романтический мотив – бегство героя из цивилизованного мира в мир природы, любовь к «дикарке». Да и само место действия – Кавказ. Соответственно, пейзажам тоже свойствен романтический колорит: «…хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами».
Романтическим колоритом проникнута и повесть «Тамань». Соответственно, картины природы здесь таинственны и загадочны: ночь, тихая луна, берег моря и пена валунов, темно-синие волны, поднимающийся на море туман. Эти картины напоминают нам также традиционный пейзаж сентименталистов. Однако в Тамани Печорин сталкивается с грубой прозой жизни, история его пребывания там далека от сентиментальности. Поэтому пейзаж здесь – это эстетическое восприятие героя, отношение его к жизни в целом.
Природа в «Тамани» дана в динамике. Так, первый пейзаж повести проникнут состоянием покоя. Именно таково вначале и состояние Печорина. «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона». Затем вся эта картина у Лермонтова как будто приходит в движенье: «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить». Этот пейзаж сливается с тревогой, постепенно зарождающейся в душе Печорина при встрече его со слепым мальчиком. Вместе с тем пейзаж этот являет собой художественное предварение грядущих событий, когда герой едва не лишился жизни. То же самое значение имеет и следующий пейзаж повести. Однако здесь уже содержится намек на благополучный исход ситуации: «…я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима».
Отметим контрастность красок в этих картинах: черные снасти корабля изображены на фоне бледной черты небосклона, сверкающая пена валунов – на фоне темных туч. Свет у Лермонтова в этих ночных пейзажах нечеткий, неопределенный – это или свет месяца и звезд, или едва светящийся фонарь на корме корабля. Море покрывается туманной дымкой, всюду идет эта игра света и тени. Как замечает Е. Михайлова, «атмосфера романтической тайны не может быть передана лишь строгой контурной манерой обрисовки предметов, она требует игры теней, глубины фона, фантастики освещения» . Со светотеневыми эффектами у Лермонтова гармонируют и звуки: «беспрерывный ропот темно-синих волн», дуновение ветра, «однообразный шум» моря, «подобный ропоту засыпающего города», то «протяжный и печальный», то «быстрый и живой» напев ундины. «Все это – краски, свет и тени, шумы и шорохи – сливаются в дивную симфонию, то неспокойную по ритму, то неумолимо зовущую в какие-то грустные дали. И с этим так хорошо гармонирует настроение Печорина: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» .
Аналогично значение первого пейзажа и в повести «Княжна Мери». «Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как последняя туча рассеянной бури, на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…». Здесь Печорин «импрессионистски вводит читателя в изображение своих настроений посредством своеобразной лирической интродукции, посвященной эмоциональному описанию природы» .
Пейзажи в романе часто используются как средство характеристики героя. Так, писатель неоднократно подчеркивает любовь Печорина к природе, его глубинную, неразрывную связь с ней. «…Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес», – пишет Печорин в своем дневнике. Любуясь серебряною цепью снеговых вершин, он становится настоящим поэтом и философом: «Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?». Эти чувства, исполненные поэзии, гармонии и тихой умиротворенности, ярко характеризуют Печорина, намекая на то хорошее в его душе, что было дано ему от природы. Рисуя пейзажи в восприятии главного героя, Лермонтов подчеркивает контраст природных задатков Печорина – искренности, жажды сильных чувств, духовной чистоты (именно общение с природой во многом формирует нравственный облик человека) – и его настоящего внутреннего облика, определяющегося в основном эгоизмом, скепсисом, безверием и агрессией.
Пейзажи у Лермонтова нередко символичны. Так, пейзаж перед дуэлью, передавая чувства героя, одновременно символизирует характер Печорина, двойственность его натуры . В утро перед дуэлью с Грушницким, когда Печорин допускает возможность собственной смерти, он больше чем когда-либо любит жизнь, больше чем когда-нибудь прежде он любит природу: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!». Сочетание первой теплоты лучей солнца с умирающей прохладой ночи здесь символически передает противоречивость души Печорина. Одновременно в картине этой сама природа как будто напоминает герою о ценности жизни, как бы предостерегая его от предстоящего убийства. Однако Печорин осмысляет этот пейзаж лишь в контексте собственного мироощущения. Стоит отметить и особый световой фон данного пейзажа. Фишер писал, что своих световых эффектов Лермонтов достигает тем, что не ограничивается светотенью, он подмечает в природе «миллионы блесков отраженного света: когда светит солнце, блещут горы, блещут реки, потоки и ключи, сверкает каждая росинка» .
Другой пейзаж в этой повести перекликается с картиной Гоголя из поэмы «Мертвые души»: «И в самом деле, здесь все дышит уединением; здесь все таинственно – и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски… С этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьется пыльная дорога. Всякий раз, как я на нее взгляну, мне все кажется, что едет карета, а из кареты выглядывает розовое личико. Уж много карет проехало по этой дороге, – а той все нет». Романтический пейзаж этот ярко характеризует Печорина, открывая в душе его мечтательность и тоску по необретенной и недоступной гармонии.
В заключительных картинах повести у Лермонтова возникают образы, перекликающиеся с его стихотворением «Парус». Печорин здесь сравнивает себя с матросом, душа которого сжилась с «бурями и битвами». Покоя нет в душе героя: «выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». Он лишь прислушивается к «однообразному ропоту волн» и вглядывается вдаль, в надежде увидеть «желанный парус». Оба этих образа – незнакомой кареты и «желанного паруса» – передают подспудную мечту героя о счастье, о преодолении своего одиночества. Именно этого лишен Печорин, и в этом глубочайший трагизм данного образа.
В повести «Фаталист» пейзаж, играя роль фона, сливается вместе с тем с философскими размышлениями героя. Здесь возникают мотивы, развитые автором в стихотворении «Дума». «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в их ничтожных спорах… Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо… на них смотрит с участием… А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия…». Так здесь возникает тема «потерянного поколения».
Таким образом, функции пейзажа в романе разнообразны. Это и описательный, и психологический, и символический пейзаж. Создавая определенный фон, картины природы у Лермонтова тонко передают и состояние героя, его настроение, его чувства. Природа выступает средством характеристики персонажа, обнажая самые глубины души. Пейзажи предваряют будущие события, углубляют философские проблемы, затронутые в романе. Наконец, эти чудные и гармоничные картины являются также средством авторской характеристики.

1. Рождествин А. Природа как источник религиозных чувствований Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 118.

2. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого, Чехова. М., 1955, с. 194.

3. Там же, с. 194.

4. См.: Пейзаж и его значение в романе «Евгений Онегин».

5. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990, с. 236.

6. Фишер В.М. Стиль Лермонтова. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В.И. Покровский. М., 1916, с. 305.

7. Там же, с. 300.

8. Михайлова Е. Проза Лермонтова. М, 1957, с. 265.

9. См.: Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова. – Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964, М., 1964. Электронная версия. www.feb-web.ru.

10. Виноградов В.В. Указ. соч., с. 247.

11. Там же, с. 247.

12. Фишер В.М. Указ. соч., с. 304.