Собственный опыт

Детектив определение жанра. Детектив как литературный жанр

Как вы думаете, люди являются единственными разумными существами во Вселенной? По этому вопросу споры между скептиками и верующими ведутся до сих пор, и все еще окончательный вердикт не вынесен. Некоторые люди убеждены, что пришельцы посещали нашу планету на протяжении всей ее истории. Рассказы об увиденных НЛО и похищении инопланетянами являются очень популярными.

Неужели и в самом деле за пределами нашей планеты есть жизнь? И как выглядят эти существа? Они опасны? Ответов на эти вопросы все еще нет. Но некоторые истории, видео и опубликованные статьи подтверждают тот факт, что инопланетяне вполне реальны. Причем о них написано даже в Библии. Предлагаем вам взглянуть на нашу подборку доказательств того, что инопланетные существа все-таки есть и они даже неоднократно посещали Землю.

Ричард Гувер , ученый NASA, 4-го марта 2011 года заявил о найденных окаменелостях цианобактерий в углеродсодержащих метеоритах их космоса. Он опубликовал документ, где было сказано, что в результате изучения метеоритов под микроскопом в них были найдены бактерии, крошечные одноклеточные организмы, строение которых отличалось от земных представителей. Также было предложено считать найденные микроорганизмы доказательством существования жизни в космическом пространстве.

Астронавты, путешествующие на борту космического корабля Аполлон 11, спросили NASA о местонахождении S-4B (положение ракеты в космосе), хотя он отсоединился на 2 дня раньше. Это произошло из-за того, что космонавты заметили, что за ними что-то следит в космосе. Об этом происшествии доложил Базз Олдрин. Также сообщалось о преследовании астронавтов пришельцами во время их высадки на Луну.

Это произошло в 2004 году, когда астрономы заметили странный объект в космическом пространстве. Его назвали Баффи , а по-научному 2004 XR190 . У этой карликовой планеты очень странная орбита с наклоном в 47 градусов к плоскости эклиптики. Некоторые исследователи предполагают, что Баффи является дозорным центром пришельцев, созданным для изучения поведения земных жителей.

Необычный камень, названный в честь нашедшего его путешественника Джона Дж. Уильямса в 1998 году, до сих пор не дает покоя ученым. Этот камень содержит встроенный элемент, назначение которого непонятно, а по внешнему виду он напоминает вилку от электрических приборов. Ученые смогли определить примерный возраст камня – 100 000 лет. Предполагают, что Энигмалит имеет внеземное происхождение .

Странный артефакт был найден во Владивостоке (Россия). Зубчатое колесо было «впрессовано» в кусок угля, которым местный житель собирался обогреть свой дом. Когда находку исследовали, то обнаружили, что она почти полностью состоит из алюминия и была сделана искусственным путем. Возраст зубчатого колеса составляет 300 миллионов лет. Это ввело ученых в шок, так как человеком нечто подобное было сотворено только в 1825 году. Предполагают, что это одна из частей космического корабля пришельцев, появившихся на Земле давным-давно.

В феврале 2003 года NASA запустили проект SETI для поиска внеземного разума. В проекте использовался гигантский телескоп для исследования различных участков неба, в которые никогда не поступали радиосигналы. Стоит отметить, что было проверено почти 200 участков неба, и в одном из них был зафиксирован радиосигнал высокой частоты, который доказывает существование внеземной жизни недалеко от земли.

Произошло это событие в 1940 году, когда поговаривали о том, что в Соединенных Штатах были найдены несколько космических кораблей с пришельцами на борту. Все они кроме одного по имени EBE (дополнительная биологическая сущность) были мертвы. Спустя 13 лет огромные объекты подлетели к земной поверхности. Ученые решили, что это астероиды, но когда они подошли ближе, увидели, что это были космические корабли. В рамках проекта PLATO с пришельцами была установлена связь и якобы они сказали президенту уничтожить все ядерное оружие на земном шаре, но президент отказался. Этот проект больше не возобновляли.

О зоне 51, засекреченной базе в США по изучению инопланетной жизни, было написано несколько докладов. Некоторые исследователи сообщили, что в этой зоне находятся останки неопознанных летающих объектов, а также тела инопланетян. И даже поговаривают, что один из пришельцев еще живой. Он якобы прибыл на Землю со своей группой в космическом корабле с целью захвата планеты, но отстал от остальных.

Семья Бетц была ошарашена находкой загадочной серебристой сферы в то время, как они осматривали последствия пожара в лесу. Семья сообщила, что загадочный шар реагировал на музыку и мелодии, он мог сам покатиться и вернуться в исходную позицию. Также сфера больше светилась в солнечную погоду. Однако, позже ВМС США проанализировали эту сферу и пришли к выводу, что это обычный шар из нержавеющей стали. Но потом однажды шуршащие звуки начали играть изнутри загадочной сферы и все в доме пришли в ужас, когда увидели, как ночью захлопали окна и двери. Предполагается, что, возможно, это внеземной объект, который был послан инопланетянами, чтобы сжечь леса.

Сигнал«Вау»

Это событие произошло в августе 1977 года, когда радиотелескоп обнаружил необычный радиоимпульс, который длился около 37 секунд. Он исходил откуда-то с района созвездия Стрельца и показал несколько сигналов, которые до сих пор не слышали на Земле. Радиосигналы были на высоких частотах (1420,356 МГц), запрещенных на нашей планете. Такая частота является наиболее вероятной для общения с внеземными цивилизациями. Этот сигнал все еще не смогли объяснить, но предполагают, что его создал некто в космическом пространстве для разрушения радио-коммуникационной технологии внутри Земли (что, как вы видите, не удалось).

Спасибо что рассказали о нас друзьям!

Детективный жанр можно назвать самым популярным среди всех остальных. Детективами зачитываются люди всех возрастов. Запутанные сюжеты, расследования и различные авантюры полностью захватывают читателя и увлекают в таинственный мир. К тому же, детектив можно выбрать на любой вкус – будь то исторический, романтический, ироничный или политический.

Большинство книг данного жанра издаются сериями. Например, истории про Перри Мейсона, Эркюля Пуаро, мисс Марпл и многие другие. Они увлекают читателя в мир, полный неожиданностей, переживаний и новых приключений.

Зарубежный детектив представляют такие известные авторы, как Агата Кристи, Артур Конан Дойль, Иоанна Хмелевская, Эрл Стенли Гарднер и многие другие. Среди отечественных писателей можно назвать Александру Маринину, Дарью Донцову, Бориса Акунина, братьев Вайнеров.

Основным признаком детективного жанра является какое-либо загадочное происшествие, обстоятельства которого неизвестны, но должны быть выяснены. В основном, описываемое происшествие является преступлением.

Отличительной чертой детектива является то, что читатель не знает настоящих обстоятельств преступления до завершения расследования. Автор проводит его через весь процесс раскрытия происшествия, давая возможность самому делать определённые умозаключения. Если же все факты описаны в начале книги, то произведение можно отнести к какому-либо родственному жанру, но не к детективу в чистом виде.

Ещё одним важным свойством описываемого направления литературы можно назвать полноту фактов. Результат расследования обязательно строится на тех сведениях, которые читатель знает. К моменту завершения произведения вся информация должна быть подана в полной мере. Таким образом, читатель может сам найти разгадку. Скрытыми могут остаться только небольшие подробности, которые не влияют на результат раскрытия тайны. В конце все вопросы должны найти ответ, а все загадки разгаданы.

Хоть детективы и считаются художественной литературой, но описываемые сюжеты часто встречаются в жизни.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа. Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих и расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев. Примеры детективов закрытого типа: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», «Десять негритят»; Борис Акунин «Левиафан»; Дарья Донцова «Летучий самозванец»; Владимир Кузьмин «Конверт из Шанхая» (серия «Приключения Даши Бестужевой»).

Психологический детектив. Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Примеры психологического детектива: Чарльз Диккенс «Тайна Эдвина Друда»; Фёдор Достоевский «Преступление и наказание».

Исторический детектив – это историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление. Пример: Гилберт Кийт Честертон «Отец Браун»; Борис Акунин литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»; Хенри Винтерфельд «Детективы в тогах»; Елена Артамонова «Царство ожившей мумии».

Иронический детектив. Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую, произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.
Примеры: Дарья Донцова (все произведения); Александр Казачинский «Зелёный фургон»; Иоанна Хмелевская «Дом с приведениями», «Сокровища», «Особые заслуги» и др.; серия «Смешной детектив», в которую входят произведения разных авторов.

Фантастический детектив. Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Примеры: Станислав Лем «Расследование», «Дознание»; Кир Булычёв цикл «Интергалактическая полиция» («Интергпол»); Братья Стругацкие «Отель «У Погибшего Альпиниста»; Кирстен Миллер «Кики Страйк девочка-детектив».

Политический детектив. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает, что главный герой далёк от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие со стороны «власть имущих» или раскрывает заговор. Отличительная особенность политического детектива отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения. Классический пример этого вида произведение Бориса Акунина «Статский советник»; Евгениос Тривизас «Последний чёрный кот».

Шпионский детектив. Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела, а в шпионском внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.).

Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива. Авторы, двигаясь к разгадке преступления, выстраивают повествовательную линию в историческое прошлое, которое представляется криминальным, находящимся во власти некоего тайного общества.

Примеры шпионского детектива: Агата Кристи «Кошка среди голубей»; Борис Акунин «Турецкий гамбит»; Дмитрий Медведев «Это было под Ровно»; Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»; Валерий Роньшин «Тайна зефира в шоколаде».

Полицейский детектив. Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива. Подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, большую роль играет наличие информаторов в преступной среде, преступник зачастую остаётся неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик.
Примеры: Эд Макбейн цикл «87-й полицейский участок»; Юлиан Семёнов «Петровка 38», «Огарёва 6».

«Крутой» детектив. Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет 35-40, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Примеры: Дэшил Хэммет цикл о Континентальном детективном агентстве – считается родоначальником жанра; Раймонд Чандлер «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере»; Джеймс Хедли Чейз «Свидетелей не будет», «Весь мир в кармане» и др.

Детектив - признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят фэнтези и «виртуальные» приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.

Среди создателей детских детективов есть и вполне маститые писатели. Например, Эрих Кёстнер, автор повести «Эмиль и сыщики», Астрид Линдгрен, написавшая книги про суперсыщика Калле Блумквиста, Анатолий Рыбаков с его знаменитым «Кортиком».

Среди авторов современного детского детектива – Валерий Роньшин, Екатерина Вильмонт, Елена Матвеева, Антон Иванов, Анна Устинова, Алексей Биргер, Сергей Силин, Валерий Гусев, Владимир Аверин, Галина Гордиенко, Андрей Грушкин, и этот список далеко не полный. К авторам детского детектива можно добавить мэтра этого жанра Бориса Акунина, который издал детектив «Детская книга» и обработал для детей свои «взрослые» романы.

Разновидностей детских детективных историй много: детективы бытовые и исторические, мистические («страшилки») и сказочные (их герои - персонажи русского фольклора).

Для примера можно привести серии: «Чёрный котёнок» (Елена Артамонова «Прикол из каменного века», Валерий Гусев «Агент номер раз» и др.); «Детективное агентство» (Антон Иванов, Анна Устинова «Загадка чёрной вдовы», «Тайна пропавшего академика» и др.); «Аббатские тайны» (Шерит Болдри «Заклятие монастырского котла», «Тайна королевского меча», «Крест короля Артура»); «Детектив + Love» (Екатерина Вильмонт «Трудно быть храбрым», «В поисках сокровищ» и др.) и т.д.

Жиркова М.А.

Детектив: история возникновения и развития жанра

Учебное пособие

Введение

Постановка проблемы. Своеобразие детективного жанра

Вопросы и задания

Литература

Глава I. Рождение детектива, пути его развития в 19 веке и на рубеже веков

Рождение детективного жанра в США

1.1.Эдгар Аллан По

1.2. Развитие детектива во второй половине XIX в., женское лицо американского детектива: Энн Кэтрин Грин, Каролин Уэллс, Мэри Робертс Райнхарт

1.3. Выпуск массовых детективных изданий

Вопросы и задания

Литература

Возникновение и развитие английского детектива

2.1. Предпосылки возникновения английского детектива

2.2. Чарльз Диккенс

2.3. Уилки Коллинз

2.4. Английский детектив во второй половине XIX в.: Эллен Вуд, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Мэри Элизабет Бреддон

2.5. Роберт Льюис Стивенсон

2.6. Артур Конан Дойл

2.7. Гилберт Кит Честертон

2.8. Эдгар Уоллес

Вопросы и задания

Литература

Возникновение и развитие французского детектива

3.1. Предпосылки возникновения французского детектива

3.2. Эмиль Габорио

3.3. Гастон Леру

3.4. Морис Леблан

Вопросы и задания

Литература

Глава II. Развитие детективного жанра в ХХ веке

Развитие американского детектива

1.1. 1920-30-ые гг. ХХ века: Стивен Ван Дайн, Эрл Дерр Биггерс, журнал «Черная маска»

1.2. Крутой детектив в творчестве Дешила Хэммета, Реймонда Чандлера и других американских писателей

1.3. Жанр судебного детектива: Эрл Стенли Гарднер

1.4. Классический детектив в творчестве Рекса Стаута, Эллери Квина, Джона Диксона Карра

1.5. 1950-ые гг. Полицейский детектив Эда Макбейна

1.6. 1990-ые гг. Юридический детектив Джона Гришэма

Вопросы и задания

Литература

Развитие английского детектива

2.1. Кризис жанра на рубеже 1920-30 гг. Творчество Энтони Беркли

2.2. Классический детектив в творчестве Дороти Сэйерс, Найо Марш

2.3. Творчество Агаты Кристи

2.4. Развитие «крутого детектива» в творчестве Питера Чейни и Джеймса Хедли Чейза

2.5. Шпионский роман Грэма Грина, Иена Флеминга и Джона Ле Карре

2.6. «Крутые детективы» и боевики Алистера Маклина и Фредерика Форсайта

2.7. «Спортивный» детектив Дика Френсиса

Развитие французского детектива

3.1. Цикл романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе

3.2. Социально-психологический детектив в творчестве Жоржа Сименона

3.3. Традиции американского «крутого» детектива и «черный роман» в творчестве Лео Мале

3.4. Новая структура романа и саспиенс в детективном творчестве



Пьера Буало и Тома Нарсежака

3.5. Антидетективы Себастьяна Жапризо

3.6. Юмористические детективы Фредерика Дара

3.7. «Черный роман», нуар, полар и неополар: немного терминологии

Вопросы и задания

Литература

Вопросы к зачету

Библиография

Интернет-ресурсы

Словарь

Приложение

С. Ван Дайн. Двадцать правил для писания детективных романов

Р. Нокс. Десять заповедей детективного романа

Р. Чандлер. Случайные заметки о детективном романе

Синхронистическая таблица

ВВЕДЕНИЕ

Всегда читала и читаю детективы: в отпуске, просто в свободное время в рабочий период, спасаясь от стресса при большой нагрузке. В какой-то момент возникло желание систематизировать прочитанное, так появился спецкурс для студентов по истории развития детектива, итогом которого стали студенческие дипломные и курсовые работы, посвященные детективному жанру в русской литературе XIX и ХХ вв., а также в детской литературе на материале советской классики и произведениях последних лет. Работа со студентами и подготовка курсовых и дипломных работ во многом определили содержание предлагаемого пособия.

Материал курса охватывает в первую очередь детективные произведения зарубежных стран: США, Англии, Франции, где этот жанр зародился и стал особенно активно развиваться, истории русского, советского и современного детектива в России будет посвящено следующее. Изложение подчинено хронологическому принципу: от его зарождения до конца 20 века, при этом условно литература делится на два периода: с конца XIX века до первых десятилетий XX века и с 20-30-х годов до конца XX века. С большой осторожностью подхожу к новейшим произведениям, написанным в детективном жанре, боюсь разочарования, поэтому остановимся на данном периоде.

Учебное пособие не претендует на охват всего материала, для этого существуют различные энциклопедические и справочные издания. Цель – проследить историю возникновения и становления детективного жанра, обозначив основные направления его развития в разных странах.



Задачи курса :

– определение жанрового канона детектива и его разновидностей,

– изучение истории детективного жанра,

– рассмотрение основных этапов развития и становления детективного жанра в отдельных странах,

Детективные произведения принято относить к беллетристике, массовой литературе, приравниваемой нередко к низкопробной. Занимательность чтения, увлекательный сюжет – то, что составляет главное достоинство детектива, оценивается также нередко как недостаток в противовес серьезной, «настоящей» литературе. При этом забывается, что и серьезные писатели отдали дань уважения детективу и не считали легкой задачей его написание (Ч. Диккенс, У. Фолкнер, И Шоу и др.). Несмотря на такую точку зрения, давно утвердился иной взгляд на детектив. Среди многообразной детективной литературы выделяется классический пласт; отмечается высокий уровень детективных произведений не только классических, но и современных, заслуживающих филологического внимания. Подтверждению этого служат многочисленные литературоведческие работы, посвященные различным аспектам детективного жанра; появление диссертационных исследований.

К сожалению, временные рамки спецкурса ограничены, отсюда возникает сложность с изучением развития зарубежного детектива в других странах, зарубежного детектива на современном этапе, поэтому данный материал предлагается для самостоятельной разработки в качестве одного из вариантов зачетной работы.

После каждого раздела указан список литературы, послужившей источником материала. Каждая тема также завершается вопросами и заданиями к практическим занятиям, которые могут развиться в доклады и сообщения на практических занятиях, а также, возможно, в студенческие курсовые и дипломные работы.

Предлагаемый Словарь содержит определение терминов и понятий, которые встретились при подготовке пособия. Многие жанровые обозначения имеют широкую сферу употребления, в данном случае важна соотнесенность именно с детективной литературой. Некоторые термины очень близки и пересекаются в своем значении, нам важно обозначить ту небольшую разницу, которая между ними существует. Необходимо учитывать, что сами художественные произведения не всегда исчерпываются одним определением, можно выделить несколько жанровых разновидностей внутри одного текста. На формирование определения также существенно влияют национальные особенности развития детектива.

В Приложении представлена синхронистическая таблица, в которой собраны различные сведения, имеющие прямое или косвенное отношение к детективу, которая позволит увидеть общую картину истории развития детективного жанра, а также его развитие в отдельной стране.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

ГЛАВА I

Эдгар Аллан По

Благодаря «логическим рассказам» или рациоцинациям (ratiocinations), по определению самого Эдгар Аллан По (1809 – 1849) , известна точная дата рождения детективного жанра – это публикация в апреле 1841 г. новеллы «Убийство на улице Морг» . Новеллы Э. По тесно связаны с романтической эстетикой; большое значение в них имеют категория «ужасного», «страшного», соединение «таинственного» и интеллектуального анализа, «необычного» и четкой логики. Малый объем становится структурообразующим элементом, а криминальное расследование – предметом беллетристического повествования. Для «логических рассказов» Э. По характерны аналитичность и рационализм, наличие пространного описания и рассуждений; тщательность разрабатываемой системы деталей, впечатление достоверности вымысла, натуралистичность и правдоподобие. Происходит утверждение жесткой структуры детективных рассказов:

1) информация о преступлении,

2) описание безуспешных попыток поиска полиции,

3) обращение к герою-сыщику за помощью,

4) неожиданное раскрытие тайны,

5) разъяснение хода мысли главного героя.

Первое появление классической пары главных героев: личность поразительных аналитических способностей, интеллектуал, эрудированный, склонный к наблюдению и анализу, и обычный человек, очень искренний, наивный рассказчик истории, хроникер, коммуникативная функция помощника. Исключительность и эксцентричность сыщика-любителя (склонность к уединению, к замкнутой жизни, ночному времени, закрытые шторы, зеленые очки), Огюста Дюпена, для которого разгадывание тайны преступления является увлекательной игрой ума. Значение человеческого интеллекта. Сосредоточенность новелл Э. По не столько на расследовании преступления, сколько на человеке, его раскрывающем. Писатель открывает читателю все сведения о преступлении, давая возможность разгадки самим читателем.

Ослабленность внешнего сюжета, который компенсируется напряженным внутренним действием, работой мысли. Акцент в рассказах писателя стоит на процессе разгадывания тайны преступления, а не на самой разгадке и мотивов преступления. В новеллах Э. По происходит художественное исследование деятельности интеллекта. Ю.В. Ковалев замечает: «Эдгар По не просто говорит об интеллектуальной деятельности героя, но показывает ее в подробностях и деталях, раскрывая процесс мышления, его принципы и логику. Именно здесь и сосредоточено главное действие рациоцинаций, их глубинная динамика. Говоря о пафосе детективных рассказов По, следует признать, что он не только в раскрытии тайны. Блистательное решение загадки демонстрирует красоту и огромные возможности разума, торжествующего над анархическим миром “необъяснимого”. Детективные рассказы По – это гимн интеллекту». Индукция + дедукция + интуиция – это главные составляющие успеха героя Э. По.

В рассказах Э. По выстраивается хронотоп детективной новеллы: прямолинейное движение времени с экскурсом в прошлое. Писатель первым представляет разработку замкнутого пространства в детективном жанре – модель «запертой изнутри комнаты» в рассказе «Убийство на улице Морг» (1841) . Реальная история американки Мэри Сэсили Роджерс и рассказ «Тайна Мари Роже» (1842) . Иллюзия документальности, введение газетных статей, раскрытие преступления через их анализ, перевес анализа над действием, событийностью в ущерб цельности и занимательности сюжета.

«Похищенное письмо» (1844) , по мнению А. Адамова, можно рассматривать как психологический этюд на тему о хитрости и мудрости, перед нами пример удивительной наблюдательности, логического анализа и тонкого знания человеческих характеров и страстей.

Новую структуру встречаем в рассказе «Ты еси муж, сотворивший сие» (1844) . Рассказчик выступает в роли сыщика, иронический стиль повествования.

К логическим рассказам также относят «Золотого жука» (1843) – о тайнописи и кладоискательстве с главным героем Вильямом Леграном. В центре рассказа также работа интеллекта, раскрытие процесса мышления.

Кроме этого к детективным рассказам иногда относят новеллы самообличения: «Черный кот», «Бес противоречия», «Сердце-обличитель», «Бочонок Амонтильядо», в которых присутствует преступление как таковое, могут быть полицейские, но само расследование отсутствует. В центре внимания сам преступник, а расплата за преступление происходит фатальным или мистическим образом.

С 1945 г. вручается одна из самых престижных премий в области детективного жанрапремия Эдгара Аллана По.

Чарльз Диккенс

Сюжетной основой многих произведений Чарльза Диккенса (1812 – 1870) становится тайна. Детективная тайна лежит в основе социальных романов писателя.

В романе «Барнеби Радж» (1841) произошло убийство владельца усадьбы, в пруду обнаружен еще один труп, в одежде управляющего, а из усадьбы исчезает садовник, на которого и падает подозрение в двойном убийстве. Но основной темой романа являются исторические события, детектив вплетен в историческую тему. В своей рецензии на роман Диккенса Эдгар По анализирует детективную линию и отмечает очевидность тайны (писатель отгадал, кто настоящий убийца уже в 5 главе из 82) и предсказывает финал романа еще до его публикации.

Роман «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844) сосредоточен на семейных отношениях и погоней за богатым наследством. Тайну убийства раскрывает частный сыщик Нэджет. Выведен он не очень уважительно: для него интересен и важен сам процесс выслеживания преступника, а не восстановление справедливости и наказание преступника.

В романе «Холодный дом» (1853) появляется инспектор Бакет, прототипом которого послужил инспектор лондонской полиции Чарльз Фредерик Филд, которого писатель изображает с большим уважением в отличие от сыщика Нэджета. Это социально-психологический роман, содержащий сатиру на английское правосудие.

Диккенс оказывает поддержку департаменту по расследованию преступлений при лондонской полиции. Он публикует ряд статей и рассказов о работе лондонских полицейских и с детективными элементами («Три рассказа о сыщиках», «На работе с инспектором Филдом», «Вниз по течению», «Пара перчаток», «Сыскная полиция»). Также отправляется вместе с полицейскими по лондонским притонам, добывая этим себе литературный материал.

Рассказ «Пойман с поличным» (1859) основан на реальном уголовном деле отравителя Томаса Гриффитса Уэйнврайта, которого Диккенс посетил в тюрьме Ньюгейт. Детективные элементы присутствуют в романе «Наш общий друг» (1865).

Неоконченный роман «Тайна Эдвина Друда» (1870) ,породил новые тайны:«очень любопытная и новая идея, которую нелегко будет разгадать… богатая, но трудная для воплощения» (Ч. Диккенс).

Главные герои романа: мистер Джон Джаспер и его племянник Эдвин Друд, наблюдается внешняя любовь и забота дяди по отношению к племяннику, но ненависть к нему как к сопернику в любви. Эдвин Друд и Роза Бутон, между которыми дружеская привязанность. Отвращение и ужас Роза Бутон испытывает по отношению к Джону Джасперу. Спокойной, сдержанной Елене Ландлес противопоставлен ее вспыльчивый, но благородный брат Невил. Абсолютная доброта мистера Криспаркла. Всепоглощающая страсть Джона Джаспера к Розе Буттон может служить мотивом убийства. Присутствует множество деталей, намекающих на убийцу и способ убийства, но не дающих ответов о способе и герое его разоблачения.

Сфокусированность романа на тайне человеческих характеров (Е. Гениева). Двойственность человеческой природы: яркая, музыкально одаренная, артистическая натура Джаспера и страстная, темная, одурманенная опиумом, патологическая сторона его личности.

Неразгаданные тайны: 1) судьба Эдвина Друда: был ли он убит, если да, то кем и как, и где спрятано его тело? Если нет, то где он, что с ним и появится ли он в романе? 2) Кто такой мистер Дэчери, незнакомец, появившийся после исчезновения Эдвина Друда? 3) Кто такая старуха, курящая опиум, и почему она преследует мистера Джаспера?

«Самая обманчивая из всех написанных Диккенсом книг», вопросы и версия Джоржа Карминга Уолтерса. Неоднократно выдвигались различные варианты финала романа. Разгадыванию тайны помогают рисунки на обложке первого издания, выполненные Ч.О. Коллинзом.

В 1914 г. состоялся суд над Джаспером с участием Б. Шоу, Г. Честертоном. В результате обвиняемый Джон Джаспер был признан виновным в непреднамеренном убийстве.

Уилки Коллинз

Уильям Уилки Коллинз (1824 – 1889) получил образование в старейшей лондонской юридической корпорации Линкольн-Инн; профессия юриста дала большой материал для творчества. Пишет детективные рассказы и повести. В рассказе «Страшная кровать» (1852) впервые появился офицер полиции, а «Украденное письмо» (1854) можно рассматривать как первый английский детективный рассказ; в «Дневнике Энн Родуэй» (1856) появляется первая женщина-сыщик в английской литературе – модистка, расследующая смерть своего друга и предающая убийцу в руки правосудия. «Укушенный кусака»(1858) можно рассматривать как первый юмористический детективный рассказ. Детективные элементы присутствуют и в других произведениях писателя.

В 1851 г. состоялось знакомство с Ч. Диккенсом, которое переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество. Совместное творчество писателей: «Праздное путешествие двух ленивых подмастерьев», 1857; «Доктор Дулькамара, член парламента», 185; «Нет выхода», 1867 и др. У. Коллинз сотрудничает с журналом «Круглый год», издаваемым Диккенсом.

В 1860-е годы писатель обращается к романной форме: «роман тайн» «Женщина в белом» (1860) и детективный роман «Лунный камень» (1866) . В первом отсутствует герой-детектив, тайну и преступления сэра Персиваля Глайда раскрывает художник Хартрайт. Один совершает жуткие преступления во имя богатства, второй ведет благородную борьбу во имя любви и справедливости.

Сюжет романа «Женщина в белом» писатель нашел в «Справочнике знаменитых судебных процессах» (1808 г.) из французской юридической практики М. Межана, где, в частности, рассказывалось о несчастной маркизе де Духо, которую в 1787 г. родной брат под вымышленным именем посадил в сумасшедший дом, чтобы завладеть ее состоянием. Хотя маркизе удалось бежать, восстановиться в законных правах у нее так и не получилось, поскольку официально она числилась умершей. Судебная тяжба длилась несколько лет, маркиза умерла, так и не дождавшись решения по своему вопросу.

Для второго знаменитого романа сюжет писатель почерпнул в «Подлинной истории драгоценных камней» Д. Кинга. Сама история Лунного камня, похищения его из буддийского храма, появление его в Англии, индусы-жрецы, ведущие за ним слежку – все это создает особую атмосферу тайны и экзотики. В романе появляется сыщик Скотленд-Ярда мистер Кафф, но тайну украденного лунного камня и ему не удается сразу раскрыть. При этом Кафф очень умен, наблюдателен, он сочетает научные методы с психологическими.

Коллинз придумал на этот раз такой «ход», который вообще не мог быть разгадан, ибо не только не поддавался какому-либо логическому или психологическому анализу, но и в принципе, теоретически нельзя было предположить что-либо подобное. Роман «Лунный камень» богат психологическими характеристиками действующих лиц. Писатель использует прием рассказа от разных героев, что позволяет посмотреть на события изнутри, раскрыть характеры действующих лиц. Такой прием позволяет придать повествованию дополнительную загадочность, поскольку ни один из рассказчиков не знает того, что знает и потом сообщит другой. А этот другой иной раз неожиданно опровергает, казалось бы, вполне убедительные соображения предыдущего рассказчика или вдруг затевает с ним спор, а то и просто высмеивает его (А. Адамов).

В романе «Лунный камень» Коллинз также привлекает реальное дело 16-летней девицы Констанс Кент, о котором много писали в газетах в 1861 г. Она была арестована в 1860 г. по обвинению в убийстве маленького брата на основании свидетельства инспектора Уичера из Лондонского сыскного департамента. Инспектор обратил внимание на то, что в домашней записи о белье числилась ночная женская рубашка, которую не могли найти, очевидно, потому что на ней остались пятна крови, и она была уничтожена. Такое косвенное доказательство было недостаточной уликой для обвинения, при этом сержанта Уичера все осуждали. Лишь спустя несколько лет, в 1865 г., девушка сама призналась своему духовному отцу, что совершила убийство, чтобы отомстить своим родителям.

Оригинальность и новизна романа «Лунный камень» состояла в том, что детективная тайна стала главным содержанием романа, фактически перед нами первый английский детективный роман . В своих произведениях писатель придерживается убеждения, что с читателями нужно поступать «честно» и последовательно предоставляет все улики и ключи к разгадке тайны. Для творчества У. Коллинза в целом характерны драматизм и жизненный материал, а в его романах произошло смещение акцентов: с вопроса «кто убил?» на «почему?».

2.4. Английский детектив во второй половине XIX в.:

Роберт Льюис Стивенсон

Детективные элементы присутствуют в авантюрно-приключенческих циклах Роберта Льюиса Стивенсона (1850 – 1894) «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи» , входящие в книгу «Новые тысяча и одна ночь» (1878) . В них представлена пародия на авантюрно-приключенческую и сенсационную литературу, написанная на современном материале.Главный герой – таинственный принц Флоризель, правитель Богемии. В стиле повествования заметна авторская ирония.

Приключенческий роман «Остров сокровищ» (1882) принес писателю мировую славу. Известно, что начало работы над романом связано с созданием карты острова и чтения только что написанных глав в кругу родных и друзей. В первой журнальной публикации роман появился с указанием авторства капитана Джорджа Нортона. В отдельном издании 1883 г. роман вышел под настоящей фамилией писателя. Доверительный рассказ главного героя Джима Хокинса создает иллюзию достоверности, живой картины событий, впечатление точности и психологической достоверности происходящего. Неоднозначным героем представлен в романе Джон Сильвер, он жесток, коварен, но и умен, хитер, способен внушить жалость и уважение.

После прочтения во французском переводе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 1885г. Стивенсон пишет повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) о раздвоении личности путем химического препарата, в результате которого добродушный доктор Генри Джекил становится преступником, жестоким убийцей, вызывающим отвращение и гадливость Эдвардом Хайдом. Мистер Хайд – чистое зло, выделенное из человеческой личности путем химии, но постепенно овладевающий душой и телом доктора Джекила. Свободный выбор оказался неуправляемым. В повести наблюдается сочетание фантастики, мистики, детектива и психологизма.

Отражение романа Ф.М. Достоевского можно увидеть и в рассказе «Маркхейн»(1885). В 1889 г. Р.Л. Стивенсон закончил роман «Владетель Баллантрэ», в котором вновь исследуются границы добра и зла.

Артур Конан Дойл

Артур Конан Дойл (1859 – 1930) доктор медицины, путешественник, политик, публицист, спортсмен, спиритуалист и писатель исторических, детективных и фантастических произведений.

В 1887 г. выходит повесть «Этюд в багровых тонах» , в которой впервые появляется Шерлок Холмс. Отдельным изданием она выйдет в 1888 г. с рисунками отца Артура Конан Дойла – Чарльза Дойла. Писатель признавался, что был увлечен творчеством Эдгара По и Эмиля Габорио. Так появилось первое детективное произведение в его литературных опытах.

Написанную в 1886 г. повесть долго не удавалось пристроить. Наконец, издатели соглашаются, но ставят ряд условий: повесть выйдет не ранее следующего года, гонорар за нее составит 25 фунтов, а автор передаст издательству все права на произведение. Стоит обратить внимание на то, что в 1892 г., когда издатели просили продолжения рассказов о Шерлоке Холмсе, Дойл, надеясь, что от него отстанут, заявил сумму в 1000 фунтов, на что сразу получил согласие, а в 1903 г. американские издатели предложили писателю заплатить по 5 тысяч долларов за каждый рассказ, если он придумает, как воскресить своего героя.

Обычно доктора, профессора Эдинбургского университета, Джозефа Белла (1837-1911) рассматривают как прообраз Шерлока Холмса. Именно из наблюдательности, анализа и выводов профессора вытекает дедуктивный метод Шерлока Холмса. Будучи студентом университета, Дойл удивлялся и восхищался способностью профессора по внешнему виду определить род занятий или прошлое больного, даже внешне писатель делает своего героя похожего на Белла: такой же высокий, худощавый, темноволосый, с орлиным носом, серыми проницательными глазами. Хотя сам Белл говорил, что настоящий прообраз Холмса – это сам Артур Конан Дойл. Прототипом доктора Ватсона писатель называл майора Альфреда Вуда, который около 40 лет был секретарем Конан Дойла.

В детективном творчестве писателя складывается классическая пара героев: эксцентричный Шерлока Холмса и приземленный доктора Ватсона. В образе Шерлока Холмса сочетаются черты благородного рыцаря и эгоцентризм, гениальность и романтизм, точные знания и любовь к музыке; аналитический талант, мощь человеческой мысли, направленная на борьбу со злом, защиту человека от насилия, предотвратить которое полиция оказывается бессильна. Холмс идет в ногу со своим временем; при расследовании преступлений широко пользуется дости­жениями науки (например, химии), искусно гримируется (кэмбен, моряк, нищий, старец) и приме­няет дедуктивный метод при восстановлении картины преступления. Холмс раскрывает преступления не только ради торжества справедливости, но и ради любопытства, интереса к новым сложным делам, иначе он тоскует, страдает от бездействия и скуки.

Его верный помощник и хроникер – доктор Ватсон, возможно, наделен излишней эмоциональностью в отличие от бесстрастного и сдержанного Холмса, но он также обладает сердечным добродушием, деликатностью и искренней преданностью своему другу. Он по-человечески очень обаятелен и симпатичен.

Для произведений Дойла характерны повторяемость сюжетной схемы: энергичное и интригующее начало рассказа, способное сразу увлечь читателя; появление посетителя со своей просьбой или тайной; расследование, которое нередко ведется параллельно с полицией; загадочное поведение Холмса и недоумение Ватсона; возможна опасность, которой подвергается сыщик; раскрытие и объяснение всех загадок в конце истории. А отсутствие описаний, второстепенных подробностей, сосредоточенность на главной сюжетной линии создает лаконичный, деловой и напряженный стиль повествования.

Писатель сохраняет точность в деталях, создавая образ старой Англии конца XIX века на страницах своих произведений. Честертон отмечает, что Кона Дойл окружил своего героя поэтической атмосферой Лондона.

В рассказе «Последнее дело Холмса» в 1893 г. К. Дойл «убивает» Шерлока Холмса, чтобы отдохнуть от своего героя, который заслонил самого писателя и мешает работать над серьезной литературой: историческими и социальными романами (например, «Белый отряд», 1891; «Родни Стоун», 1896 и др.), которую писатель рассматривает как свой главный литературный труд. Но смерть литературного героя вызвала негодование у читателей; журнал «Стрэнд», где публиковались рассказы К. Дойла, потерял 20 тыс. подписчиков; а сама редакция завалена письмами разгневанных подписчиков.

В 1900 г. писатель отправляется на англо-бурскую войну в качестве хирурга полевого госпиталя, своеобразным итогом становится книга «Великая бурская война» (1900). В 1902 г. Конан Дойлу присвоен рыцарский титул за заслуги перед родиной в англо-бурской войне.

Возвращение Шерлока Холмса состоялось в романе «Собака Баскервилей»(1901) . Замысел возник из истории рассказанной журналистом Флетчером Робинсом, у которого Дойл гостил в Девоншире. Писатель услышал легенду о жестоком, необузданном и ревнивом сэре Ричарде Кэббелле, убившем свою жену, но и самом погибшем от собаки, которая бросилась на него, защищая свою хозяйку. «Воскрешение» представлено в рассказе «Пустой дом» (1903) ; включенном в сборник «Возвращение Шерлока Холмса» (1905) .

Конан Дойл не раз участвовал в уголовных процессах, благодаря его усилиям были оправданы невинно осужденные. Например: дело Джорджа Эдалджи , который обвинен в жестоких убийствах домашних животных и приговорен к 7 годам каторги в 1903 г. В 1906 г. отпущен без оправдания; тогда же он обращается с письмом к Конан Дойлу, прося о помощи. В 1907 г. Д. Эдалджи оправдан. Дело Оскара Слейтера , обвиненного в убийстве в 1908 г. и приговоренного к пожизненному заключению. Конан Дойл подключился к этому делу в 1912 г., но только в 1927 г. Оскар Слейтер был оправдан.

А. Конан Дойлу принадлежат также фантастические произведения о профессоре Челленджере: «Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913) и более позднее «Маракотова бездна»(1929), которые в отличие от исторических романов имели успех. Но читатели ждали от писателя именно детективы.

В детективном романе «Долина страха» (1915) можно отметить элементы американского детектива: изображение организованной преступности во главе с профессором Мориарти. Последний сборник рассказов «Архив Шерлока Холмса» вышел в 1927 г.

Интересно, что методы Шерлока Холмса при изучении места преступления нашли отражение в первом учебнике по криминалистике Г. Гросса «Руководство для судебных следователей» (1893).

К сочинению рассказов о Шерлоке Холмсе подключились другие писатели, породив целую серию книг, например: Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр « Неизвестные приключения Шерлока Холмса» или «Подвиги Шерлока Холмса»; Эллери Квин «Этюд в жестоких тонах» или «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» и др.

Артуру Конан Дойлу принадлежит также книга воспоминаний: «Воспоминания и приключения» (1924).

В 1990 г. состоялось открытие музея Шерлока Холмса в Лондоне (Бейкер-стрит, 221-b) с точным воссозданием интерьера на основе произведений А. Конан Дойла. Началом музея послужила выставка в 1954 г.; а в 1999 г. недалеко от музея был установлен памятник Шерлоку Холмсу.

В 2002 г. литературный герой Конан Дойла Шерлок Холмс был принят в члены Британского королевского общества химии.

Гилберт Кит Честертон

Жанровое своеобразие новелл Гилберта Кита Честертона (1874 – 1936) связано с притчевым и проповедническим характером, теологией и психологией. Ю.М. Лотман назвал детективные рассказы Честертона научно-психологическими этюдами в художественной форме. Цель Честертона заключалась не только в описании занимательной истории и проведении увлекательного расследования, а крылась в гораздо более глубокой философской и нравственной подоплеке, отображенной прежде всего в наставлениях его главного героя отца Брауна (Л. Романчук).

А. Адамов: «жанр детектива у Честертона внезапно и в то же время вполне закономерно раздвинул свои границы, проявил ценнейшую способность вобрать в себя глубокие философские и нравственные взгляды и истины, сделать произведения этого жанра отнюдь не только увлекательными или даже поучительными, но мировоззренческими, заставить решать проблемы бытия и веры, человеческой сути и предназначения, то есть встать вровень с “подлинной”, “высокой” литературой века в тех рамках буржуазного, католического мироощущения и миропонимания, в которых оставался сам Честертон».

Религиозность писателя сыграла значимую роль в жизни и творчестве писателя. В 1904 г. состоялось его знакомство с католическим священником Джоном ОʼКоннором, который произвел сильное впечатление глубиной своего знания человеческой натуры и которого писатель делает прототипом своего главного героя детективных рассказов – отца Брауна. Священник стал другом и духовником писателя. В 1922 г. Честертон переходит из англиканской веры в католичество. После смерти Честертона Д. ОʼКоннор написал книгу о нем: «Отец Браун о Честертоне» (1937).

Сборник рассказов «Клуб удивительных промыслов» (1905) можно рассматривать как пробу пера, своеобразную пародию на жанр детектива. Сыщик-любитель Руперт Грант повсюду видит признаки преступления, а его старший брат, отставной судья Бэзил Грант, в каждом случае раскрывает если не преступление, то ту или иную загадку.

Один из самых необычных сыщиков-любителей – отец Браун, наделенный способностью «подмечать все странное». Он появляется в первом сборнике «Неведение отца Брауна» (1911) . Характерные особенности главного героя: смиренность, простодушие, комичность, неуклюжесть, нелепость и внешняя заурядность. Это незаметный сельский священник, который вызывает вначале пренебрежительную усмешку, от такого никто не ждет силы ума, тонких наблюдений, оказывается чутким и проницательным психологом, для которого характерны внимательность и уважение к человеку. Не случайно сами названия сборников рассказов звучат иронично: «Неведение отца Брауна» (1911), «Мудрость отца Брауна» (1914), «Недоверчивость отца Брауна» (1926), «Тайна отца Брауна» (1927), «Позор отца Брауна» (или «Скандальное происшествие с отцом Брауном»)(1935). Иронический подтекст характерен для многих рассказов Честертона в целом.

Непростые отношения связывают отца Браун и Фламбо. Образ Фламбо дан как образ романтического героя, это и гений воровства, и великий артист.

Метод отца Брауна заключается в психологическом подходе к раскрытию преступлений и постижении сути человека. Интерес к преступнику, внимание к внутреннему миру, тайным и явным мотивам поступков, к психологии человека, умение взглянуть на мир его глазами. Главное для отца Брауна – спасение души преступника. Цель отца Брауна не столько в том, чтобы наказать преступника, сколько в том, чтобы установить истину, избавить от наказания невинно подозреваемого, перевоспитать виноватого (И. Кашкин). Поэтому у Честертона появляется возможность создания детектива без преступника, так как возможно раскаяние и исправление. Например, история Фламбо.

Основанием действий отца Брауна является христианский мотив спасения, поэтому его процесс расследования весьма своеобразен. Отец Браун пользуется нестандартными методами раскрытия преступлений, он часто обращается к интуиции, выявляет логические неувязки в рассуждениях персонажа, выдающих его истинное лицо.

Другие циклы писателя, например: цикл рассказов о Хорне Фишере: «Человек, который слишком много знал» (1922) , где главный герой раскрывает политические и околополитические интриги, опираясь на хорошую осведомленность жизни высших кругов общества. Речь идет уже о преступности всей государственной системы.

В сборнике рассказов «Поэт и безумцы» (1929) преступления раскрывает художник и поэт Гэбриел Гейл. Здесь преступления имеют психиатрическую подоплеку, и Гейл как метод использует свою способность смотреть на мир глазами сумасшедшего.

Близко к детективу стоят еще два сборника рассказов Честертона: «Охотничьи рассказы» (1925) и «Пять праведных преступников» (1930).

Сборник «Парадоксы мистера Понда» выходит уже после смерти Честертона. Главный герой рассказов – высокопоставленный чиновник, раскрывающий преступления, пользуясь логикой парадокса, и его спутники: дипломат сэр Хьюберт Уоттон и капитан Гэхеген,

В 1928 г. в открытом в Лондоне «Клубе детективных писателей» первым председателем стал Гилберт Честертон.

Честертону принадлежит и ряд статей, посвященных детективному жанру,