Непознанное

Диагностика уровней читательского восприятия. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенкаи его потребность в чтении : любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне ЛРученика. Ведущим , основным показателем будет качество самостоятельного чтения , а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину , покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

В методике пока еще нет четкой картины уровней ЛР, т.е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР : низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).

Если учитель предпочитает использовать узкий подход, то показателем уровня ЛР младшего школьника будет уровень его восприятия литературных произведений разных жанров.

Рассмотрим пример работы, выявляющей уровень литературного развития учеников 2 класса (программа 1–3) и проанализируем результаты этой работы.

I. Круг чтения и потребность в чтении

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

– А.Пушкин, А.Жуковский, Астрид Линдгрен, Шарль Перро.

– Смешное, веселое.

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

– Каждый день.

– Мне нравится, когда мне читают, когда сама читаешь, не очень понимаешь, а когда тебе читают, то все понятно.

– Стихи, они веселые и смешные.

– А.Линдгрен. «Эмиль из Леннеберги», Шарль Перро. «Золушка».

Анализ ответов Сони К.

ПО ответам Сони сразу же можно сказать, что девочка невнимательно прочитывает вопрос: так, она не приводит названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, Соня до сих пор испытывает технические трудности, т.е. лучше воспринимает произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Вероятно, девочка предпочитает детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Линдгрен и Перро попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны Соней совсем недавно и она находится под их впечатлением. Таким образом можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у Сони сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием.

Введение…………………………………………………………………………… 2

Глава 1 . Диагностика уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения……………………………………………………….. 5

1.1. Диагностика уровня литературного развития учащихся как основа повышения качества образов. ……………………………………………………. 5

1.2. Практическая значимость определения уровня литературного развития учащихся на современном этапе обучения………………………………………..8

1.2.1. Диагностика начитанности, читательских интересов и литературного кругозора школьников……………………………………………………………..10

1.2.2. Диагностика уровня читательского восприятия…………………………...13

1.2.3. Диагностика умения видеть в тексте актуальные социально-

нравственные проблемы…………………………………………………………...14

1.2.4. Диагностика навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации………………………………………………………………………15

1.2.5. Диагностика объёма теоретико-литературных знаний и умений

применять их в анализе произведения………………………………………… 17

1.2.6. Диагностика уровня развития речи и литературно-творческих способностей школьников……………………………………………………… 18

1.3. Методика организации и проведения диагностики уровня литературного развития учащихся…………………………………………………………………………… 21

Глава 2. Опытно –экспериментальная работа по проведению диагностики уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения…………………………………………………………………………….24

2.1.Методика статистической обработки результатов диагностики………….. 24 Заключение………………………………………………………………………… 27

Список используемой литературы………………………………………………. 28


ВВЕДЕНИЕ.

Без получения объективной информации о динамике и качестве усвоения знаний учениками не может быть управляемого учебного процесса. Там, где проверка носит эпизодический, случайный и формальный характер, успеваемость резко снижается в сравнение с тем, где проверка проводится постоянно и систематически. Регулярный контроль воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду не только в школе, но и дома. А также способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему.

Планомерность, эффективность и результативность педагогического процесса достигается разными средствами. Одним из которых служит педагогическая диагностика.

В общем виде диагностика – особый вид познания, результатом которого становится диагноз, то есть заключение. Педагогическая диагностика имеет направленности на:

Оптимизацию процесса индивидуального обучения;

Обеспечение правильного результата обучения в интересах общества;

Сведения к минимуму ошибок при организации обучения.

Независимый характер диагностика достигает за счёт нескольких функций: обратной связи, прогностической, конструктивной, информационной, оценки результативности. В диагностике выделяют две разновидности методик. Так, клиническая методика даёт информацию о процессе развития, обучения, воспитания ребёнка, учащегося путём устной информации, например бесед, наблюдения. Вторая методика – это стандартизированные методы, при которых поступающая информация получается на основе выполнения испытуемым однократного короткого задания и выведения количественных показаний. Одним из основных методов этой группы служат тесты.

Учитывая дефицит времени, отведённого программой на изучение определённого раздела или темы, в последние годы всё более широкое применение в обучении находит тестирование, как одно из средств оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения учебного материала.

Независимый характер диагностика достигает за счёт нескольких функций: обратной связи, оценки результативности: прогностической, коммуникативной, конструктивной, информационной, воспитательно - побуждающей. В диагностике выделяют две разновидности методик: так, клиническая методика даёт информацию о процессе развития, обучения, воспитания ребёнка,

учащегося путём устной информации, например бесед, наблюдений. Вторая методика – это стандартизованные методы, при которых поступающая информация получается на основе выполнения испытуемым однократного короткого задания количественных показателей. Таким образом, актуальность заявленной темы на современном этапе обучения несомненна.

Научный аппарат исследования:

Объект исследования: процесс организации контроля за усвоением знаний, умений, навыков учеников средних классов посредством диагностики.

Предмет исследования: диагностика как средство повышения качества образования.

Цель: раскрыть психолого - педагогическую возможность диагностики в обучении литературе в средних классах на основе дифференцированного обучения..

Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме;

2. Раскрыть значимость применения диагностики на уроках литературы в средних классах;


3. Описать личный опыт работы по использованию диагностических работ в учебном процессе;

Гипотеза - процесс развития познавательного интереса в условиях применения дидактических тестов будет успешным, если:

Осуществлять тщательный подбор заданий для выявления уровня литературного развития учащихся;

Активно включать школьников в диагностическую деятельность;

Создавать атмосферу заинтересованности учащихся в овладении знаниями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

Анализ психолого - педагогической, методической, учебной литературы ;

Наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной школе;

Синтез полученных данных.

Методическую основу исследования составляют достижения методистов, учителей - новаторов.

База исследования - МОУ сош №1 г. Бугуруслана.

Сроки исследования - январь - май учебного года.

Глава 1. Диагностика уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения.

1.1. Диагностика уровня литературного развития учащихся как основа повышения качества образов.

Процесс формирования знаний и умений представляет собой совместную деятельность учителя и ученика при ведущей роли учителя как организатора процесса обучения. Для того, чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо слаженное взаимодействие обеих сторон, связующим звеном которого становится диагностика.

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная функция проверки состоит в контроле знаний и умений обучаемых, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний и уровень достижения школьниками минимума содержания образования по тому или иному предмету. Выявленный уровень подготовки учащихся даёт возможность уточнить имеющиеся у них пробелы и систематизировать типичные ошибки, что в первую очередь предполагает выработку со стороны учителя стратегии и тактики дальнейшего обучения: определение путей ликвидации ошибок. Корректировку содержания и методов обучения и так далее.

В учебной практике используется в основном три вида контроля знаний и умений школьников. Это текущая, промежуточная и итоговая проверки.

Текущая проверка присутствует на каждом занятии, контролирует, обучает, развивает и воспитывает.

Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти.

Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года.

Как текущая, так и промежуточная, и итоговая проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов. Различают устную, письменную и практические проверки.

Устная проверка имеет довольно широкое распространение. Основное ее достоинство заключается в том, что она дает возможность научить учащихся ясно, кратко, логично и аргументировано излагать свои мысли. Однако такой контроль обладает рядом недостатков. При устной проверке невозможно сравнить ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, с тем чтобы иметь реальное представление о степени усвоения классом того или иного материала. Устная проверка также занимает много времени; сосредоточивая внимание на одном учащемся, отвлекает от контроля за учебной деятельностью всего класса.

Письменная проверка позволяет преодолеть указанные недостатки устной проверки, а также охватить большой объем знаний и умений учащихся. Кроме того, она предполагает использование различных форм и методов контроля, что помогает разнообразить учебный процесс, а также осуществлять выбор форм и метода контроля в зависимости от его целей и задач, уровня знаний и умений класса и каждого учащегося в отдельности, интересы и степени мотивации к изучению предмета.

Практическая проверка предполагает исследовательскую деятельность учащихся. Она стимулирует творческую, познавательную и интеллектуальную деятельность школьников.

Текущая, промежуточная и итоговая проверки должны предполагать дифференцированный подход, который связан с учетом индивидуальных особенностей, успеваемости и личных потребностей учащегося. Как правило, дифференциация осуществляется с помощью выстраивания различных по сложности вариантов самостоятельной работы контрольного характера. Дифференциация, основанная на интересах и потребностях учащихся, чаще всего связана с делением классов на гуманитарный и негуманитарный, естественно- математический профиль. Дифференциация, учитывающая уровень успеваемости по предмету и способности учащихся, может предусматривать три уровня – А, Б и С. Уровень Б при этом является базовым для данного коллектива учащихся и рассчитан на среднестатистическое большинство. Уровень А предполагает низкий уровень знаний, несформированность связной речи и речевой культуры, слабую самостоятельную мыслительную деятельность. Уровень С ориентирован на сильных учеников, которые отличаются общей эрудированностью, способностью к самостоятельной аналитической деятельности и творческой самореализации.

Педагогическая диагностика представляет собой определение предварительных результатов педагогического процесса для дальнейшего эффективного управления им, его функционирования и развития.

Цель педагогической диагностики – анализ и оценивание протекания учебного процесса.

Таким образом, в понятие « педагогическая диагностика» вкладывается более глубокий смысл, чем традиционная проверка знаний и умений учащихся.

1.2. Практическая значимость определения уровня литературного развития учащихся на современном этапе обучения.

Вопрос о том, как проконтролировать уровень литературного развития, при всей его традиционности должен быть поставлен в современной школе заново. Долгое время контроль - как текущий, так и итоговый - состоял из устного монологического ответа(включая чтение наизусть и сочинения по литературе. В современной образовательной ситуации идет внедрение новых форм проверки знаний и умений, прежде всего в рамках ЕГЭ, а также обновление форм традиционных. Сегодня для грамотной проверки качества литературного образования учитель не только должен овладеть технологией проведения текущих и итоговых контрольных работ , но и, что особенно важно, четко осознавать критерии качества литературной подготовки.

В нормативных документах и программах литературного образования содержатся требования к подготовке учащихся, которые в комплексе можно было бы назвать « образом литературного развития выпускника». Однако в школьной практике возможны различные степени приближения к идеалу, зависящие от того, какой уровень литературного развития проектирует для себя сам ученик и каким он может стать в зависимости от объективных условий: способностей, прилежания, материально - технической базы школы, профессионализма учителя и т. д.

Чтобы наметить пути литературного развития учеников, следует выявить объективный уровень их подготовки и сравнить его с «идеальным».

Для этого необходима диагностика, которая при регулярном проведении помогает в корректировке литературных знаний, умений и навыков.

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся, учителю важно спроектировать образ литературного развития ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьника подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнить реальный уровень литературной подготовки каждого ученика с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературного развития выпускника основной и средней школы изложены в « Требованиях к уровню подготовки выпускника».(1, 97-98)

Применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо) Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно- ориентированного обучения и дифференцированного подхода в обучении.

В методике преподавания литературы доказана необходимость

«регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся».

Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки необходимо регулярно проводить диагностику.

Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углубленный. Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор;

2. Уровень читательского восприятия;

3 Способность к актуализации социально - нравственной проблематики произведения;

4 Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией;

5 Объем теоретико- литературных знаний и умение применять в анализе текста;

6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности;

Первый раз диагностическая работа проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний и умений, приобретенных к концу предыдущего учебного года. В начале второго полугодия можно провести работу еще раз. Работы для второго полугодия содержат более трудные задания и позволяют определить динамику литературного развития ученика. В одну работу можно включить до шести заданий на выявление различных сфер литературной подготовки либо проверить уровень развития каждой сферы отдельно.

1.2.1. Диагностика начитанности, читательских интересов и литературного кругозора школьников.

В 5-ом классе проверку начитанности нужно начать с выявления связи названий книг с их авторами. Без этого невозможно приступать к работе по узнаванию авторского стиля - это важное умение должно быть развито к окончанию школы. По оценкам, которые «поставили» книгам пятиклассники, можно выявить их читательские интересы и составить индивидуальные программы чтения. В 6-ом классе важно проверить знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах и умение определять их разновидности (например, сказка - литературная сказка).

В 7-ом классе нужно уметь обосновать свои читательские предпочтения

В 8-9 - ом классах при узнавании автора по фрагменту портрета или пейзажа можно проверить умение выявлять их функции и авторскую позицию. К началу 9-го класса надо определять особенности родов и жанров, а к окончанию - специфику литературного направления (сентиментализм, классицизм, романтизм).

Анализ результатов диагностики поможет наметить индивидуальные программы чтения в 10-11-ом классах, где выявление начитанности

связано с пониманием закономерностей историко-литературного

процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственных проблем русской классики XVIII‑XX веков.

По результатам диагностики можно также определить, у кого из учащихся интерес к чтению отсутствует, кто читает только низкопробную

литературу, кто всё-таки прочёл тексты школьного курса, а также классику, не входящую в школьную программу, кому интересно чтение научно-популярных книг из различных областей знаний. Именно выявление

читательских интересов помогает развитию мотивации к чтению.

Для анализа результатов диагностики необходимо воспользоваться

критериями уровня литературного развития. Каждый из критериев может оцениваться в баллах. Если ученик набирает более 80 % от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий.

Если от 50 % до 80 % - средний. Если менее 50 % - низкий.

Критерии диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

5–6-ой классы. Может ли ученик:

Перечислить более трёх любимых писателей, включая русских классиков;

Назвать их имена и отчества, соотнести авторов и названия произведений;

Указать главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий);

Определить жанр (его разновидности);

Назвать писателей, не входящих в школьную программу.

7–9-ой классы. Способен ли учащийся:

Узнать произведение школьного курса по фрагменту;

Определить композиционный приём в данном отрывке;

Назвать произведения разных родов и направлений.

10–11-ой классы. Умеет ли ученик:

Назвать книги разных исторических эпох, в том числе прочитанные самостоятельно;

Определить родо-жанровые особенности и основную проблематику произведений;

- «вписать» проблемы в литературный контекст (например, увидеть проблему отцов и детей не только в романе Тургенева).

Так для выявления уровня начитанности, читательских интересов и литературного кругозора в 6 классе возможны следующие задания:

« Яблоки Гесперид», « Станционный смотритель», «Школьник»,« Левша»

На наш взгляд, целесообразность предложенных заданий основана на необходимости проверить у шестиклассников знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах.

Для выявления уровня начитанности, читательских интересов и литературного кругозора, например в 8 классе , вполне подойдут задания типа:

Прочитайте описание портрета героя. Вспомните, в каком произведении вам встречался этот персонаж? Назовите автора произведения.

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что - то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита(…) ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

Прочитайте описание природы, определите, какому литературному произведению принадлежит пейзаж, назовите автора и жанр произведения. Определите, в чем особенность пейзажа, какова его функция?

Море огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

Думается, целесообразность предложенных заданий основана на необходимости проверить у восьмиклассников сформированность умений узнавать произведение школьного курса по фрагмент портрета или пейзажа, проверить умение выявлять их функцию и авторскую позицию.

1.2.2. Диагностика уровня читательского восприятия.

Уровень читательского восприятия включает в себя умения определять эмоции текста, различая в них авторские и читательские чувства, степень развития воображения (воссоздающего и творческого) и уровень постижения содержания произведения:

- 5–6-ой классы - репродуктивный (пересказ);

- 7–8-ой классы - аналитический (умение определять взаимосвязи

героев и событий, задавать вопросы, рассуждать о прочитанном);

- 9–11-ый классы - синтезирующий (умение осмысливать форму

на уровне детали и композиции, определять концепцию произведения в целом).

Критерии диагностики уровня читательского восприятия

5–6-ой классы. Умеет ли учащийся:

Объяснить свои чувства, возникшие при чтении;

Создать словесное описание на тему, определённую автором.

Объяснить взаимосвязи событий и героев, проанализировав их

поведение и поступки;

Задать к тексту ключевые вопросы;

Составить рассуждение о прочитанном.

Осмыслить форму произведения на уровне детали и композиции;

Прокомментировать концепцию произведения в целом.

Для выявления уровня читательского восприятия в 6 классе целесообразны следующие задания:

Вспомните стихотворения «Зимнее утро»,

« Бесы». Каково настроение этих стихотворений? Какие чувства и вас они вызывают?

Вспомните стихотворений « Листок». Какие чувства вызывает у вас это лирическое произведение? Какой мотив звучит в этом стихотворении? В каких еще стихотворениях, прочитанных вами, звучит тот же мотив?

Предложенные задания направлены на выявление умений определять эмоции текста, определять настроения текста и авторские эмоции, объяснять свои чувства, возникшие при чтении.

Для выявления уровня читательского восприятия в 8 классе возможны следующие задания:

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? Какие качества характера в полковнике проявляются в сцене на плацу? В чем, по - вашему, корень противоречий?

Предложенные задания направлены на выявление умений объяснять взаимосвязи событий и героев, проанализировать их поведение и поступки, составлять рассуждения о прочитанном.

1.2.3. Диагностика умения видеть в тексте актуальные социально-

нравственные проблемы.

Критерии диагностики умения актуализировать социально-

нравственную проблематику

Умеет ли школьник выделять в тексте социально-нравственные

проблемы?

Насколько высока активность ученика в оценке прочитанного?

Задания для диагностики умений актуализировать социально-

нравственную проблематику для учеников 6 класса могут быть следующие:

Какой эпизод в повести « Станционный смотритель» подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над « Хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия.

Какая тема сближает рассказы « Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» ? За какого человека боролся в своих рассказах?

Предложенные задания направлены на проверку сформированности умений выделять в тексте социально-нравственные проблемы.

Задания для диагностики умений актуализировать социально-нравственную проблематику для учеников 8 класса могут быть следующие:

В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?

Какую нравственную проблему поднимает А. де Сент-Экзюпери в философской сказке « Маленький принц»?

1.2.4. Диагностика навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации.

Умения, связанные с анализом литературного произведения, проверяют заданиями:

На выявление смены чувств в лирике, сюжета в эпосе, конфликта в драме;

На определение стилистического колорита текста;

На сопоставление героев и событий в одном и разных произведениях;

На сопоставление замысла и его воплощения;

На определение общего и различного в произведениях одного жанра.

Критерии диагностики навыков анализа произведения, его

понимания и интерпретации

5–6-ой классы. Умеет ли ученик:

Определить настроение стихотворений, выученных наизусть;

Указать динамику чувств в лирике, элементы сюжета в эпосе

и причину конфликта в драме;

Назвать основные смысловые части произведения и их взаимосвязи.

7–8-ой классы. Может ли ученик:

Указать слова и выражения для определения стилистического колорита текста;

Определить функции изобразительно-выразительных средств языка;

Найти основания для сопоставления героев одного произведения.

9–11-ый классы. Способен ли ученик:

Найти общность в лирике разных поэтов;

Прокомментировать мысли и чувства лирического «я», разграничить понятия автор и лирический герой;

Определить основания для сопоставления героев разных произведений;

Выделить общее и особенное в разных произведениях.

Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации предложенные ученикам 6 класса могут носить следующий характер:

Вспомните стихотворение « Неохотно и несмело». Проследите, как изменяется природа и настроение лирического героя стихотворения.

Что за история представлена в картинках, украшавших комнату Самсона Вырина? Связана ли она как-то с содержанием « Станционного смотрителя»

Вопросы направлены на проверку навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации: а именно, умение определять настроение стихотворений; указывать динамику чувств в лирике, называть элементы сюжета в эпических произведениях.

Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации предложенные ученикам 8 класса могут быть типа:

Вспомните афоризмы , характеризующие мировосприятия и взгляды Ужа и Сокола. Подумайте, почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется « Песня о Соколе?»

Предложенные задания направлены на проверку навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации: а именно, умение определять авторскую позицию, найти основания для сопоставления героев одного произведения.

1Диагностика объёма теоретико-литературных знаний и умений

применять их в анализе произведения.

Объём теоретико-литературных знаний определён в стандарте по литературе, но важнее выявить умение применять их в анализе текста. (Учитель может изменить наши вопросы и задания в соответствии с программой, по которой он работает.)

Критерии диагностики теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе:

Умеет ли ученик:

Определять сущность теоретико-литературных понятий в объёме программы данного класса;

Применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного;

Комментировать изобразительно-выразительные средства создания образов и определять их функции.

Вопросы и задания для диагностики объёма теоретико-литературных знаний и умения применять:

6 класс:

Перечислите приемы изображения комического в рассказе

« Лошадиная фамилия»

Как сказ «Левша» связан с фольклором? Что их роднит и различает?

8 класс:

Какой художественный прием, позволяющий раскрыть идею произведения, использует в рассказе« После бала»?

Какой художественный прием использует М. Горький в « Песне о Соколе»?

В каких еще произведения художественной литературы вы встречали этот прием? (Приведите примеры)

Данные задания направлены на проверку умений применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного, комментировать изобразительно - выразительные средства создания образов и определять их функции.

1.2.6. Диагностика уровня развития речи и литературно-творческих способностей школьников.

Развитие речи учащихся и литературно-творческие способности

можно проверить при помощи заданий на:

Выявление лексического запаса;

Объяснение чувств, возникших при чтении;

Словесное рисование обстановки действия и облика героев;

Составление киносценария, инсценировки;

Сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией;

Составление письменного ответа на проблемный вопрос;

Создание литературных произведений разных жанров: художественных, критических, публицистических.

Критерии диагностики уровня развития речи и литературно-

творческих способностей

5–6-ой классы. Может ли ученик:

Составить текст в жанре описания, используя образные выражения;

Объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении;

Продемонстрировать богатство своего лексического запаса, умение употреблять синонимы и разнообразные речевые конструкции.

7–8-ой классы. Умеет ли ученик:

Ответить точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать мысли;

Словесно описать обстановку действия и облик героев; составить инсценировку, описать кадры киносценария;

Сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией.

9–11-ый классы. Способен ли учащийся:

Письменно ответить на проблемный вопрос, создав текст в жанре рассуждения;

Осознать и доказать современное звучание литературы прошлого;

Аргументировать своё мнение о произведении;

Создать литературно-критическое или публицистическое произведение.

Задания для диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей могут быть следующими:

6 класс:

Объясните, какой смысл имеет пословица: « У него…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» в произведении « Левша»

Попробуйте нарисовать словесную картину « Вечер у пасичника Рудого Панька» . Например, она может начинаться так: « Поздний вечер. За окном по - осеннему поет ветер. А за столом в хате у Рудого Панька уютно и весело…»

Задания проверяют уровень развития речи литературно - творческие способности: составление текста в жанре описания, используя образные выражения, ясно и последовательно выражать свои мысли, выявляют лексический запас.

8 класс:

Рассмотрите кадры фильма и скажите, такими ли вы представляли себе Ивана Васильевича и полковника?

В чем, по – вашему, причина современности и популярности « Маленького принца» у детей и взрослых?

Предложенные задания проверяют уровень развития речи литературно - творческие способности: сравнивать эпизоды с иллюстрацией и экранизацией, осознавать и доказывать современное звучание литературы прошлого, словесно описывать облик героев.

1.3. Методика организации и проведения диагностики уровня литературного развития учащихся.

«Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека» - такова тема первого урока литературы в 9-ом классе, когда необходимо проведение диагностики. Урок можно начать с обсуждения и комментирования (например, в группах) нескольких интересных цитат, что нужно для создания проблемной ситуации, выявления умения аргументировать своё мнение и связано с актуализацией культурного опыта человечества.

1. «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» (В. Розанов).

2. «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России»

(М. Горький).

3. «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в

общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным.

Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни» (Д. Лихачёв).

4. «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское»

(М. Щербаков)

Дополнительно читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии , о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

1. В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? (Начитанность и литературный кругозор.)

2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров?(Читательское восприятие.)

3. Каков обобщённый облик России в книгах русских писателей

XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)

4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)

5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех?

Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)

6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока.

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию

знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т. п.), а дополнительными вопросами

В начале 9-го класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно

включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить

на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3) Что «дурное в России» высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их динамики.

Глава 2. Опытно - практическая часть.

2.1. Методика статистической обработки результатов диагностики.

Исследуя в рамках заявленной темы опыт диагностической работы в нескольких школах г. Бугуруслана, мы пришли к выводу, что для большинства учителей понятие «диагностика» ограничивается фиксацией некоторых показателей обученности, воспитанности или проявлений личности ученика в различной его деятельности. Такой односторонний взгляд на диагностики сводится к элементарной проблеме оценки каких - либо личностных признаков, а сома личность ученика представляется в виде среза, фотографии. Однако разнообразие функций диагностики (развивающая, образовательная, контролирующая, аналитическая, прогнозирующая), среди которых одной из доминирующих является функция обратной связи, позволяет на всех этапах как организации и проведения учебного инновационного процесса, так и опытно- экспериментальной деятельности иметь объективную информацию для получения достоверных выводов.

Уровни восприятия художественного произведения

детьми младшего школьного возраста

Косоротова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29 г. Й-Олы

Ямалиева Елена Валерьевна,

учитель начальных классов МОБУ «Знаменская СОШ»

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?»

Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление.

А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Каждый ребёнок развивается. Когда он становится школьником, основным видом деятельности становится учебный процесс.

Литературное развитие – это одновременно возрастной и учебный процесс. Ребенок накапливает жизненный, читательский опыт, у него расширяется кругозор и одно и то же произведение он воспринимает по-разному в 7 лет и в 17 лет. По-разному выражает свои читательские впечатления.

Учебный процесс напрямую влияет на литературное развитие. Обучение может, как способствовать развитию, так и тормозить его. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития.

Единого взгляда на критерии литературного развития школьника ещё не выработано. Психологи выделяют следующие критерии:

Объем литературоведческих знаний;

Направленность интересов;

Умения, связанные с анализом художественного произведения;

Умения, связанные с литературным творчеством детей;

Мотивы чтения, установки, последействие произведения.

Методика выявления уровня литературного развития младших школьников.

Наиболее традиционные способы проверки восприятия – постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем.

Вопросы:

    Понравилось ли тебе стихотворение?

    От чьего имени написано стихотворение?

    О каких событиях идёт речь в стихотворении?

Критерии оценивания:

    Умение выражать своё мнение о прочитанном (2 балла)

    Умение определять динамику эмоций, смену настроений (1 балл)

    Умение определять мотивы поступков:
    -с опорой на житейское представление (1 балл)
    -с опорой на произведение (2 балла)

    Умение определять от чьего имени написано стихотворение (1 балл)

    Умение различать и определять позицию автора (2 балла)

    Понимание главной мысли (3 балла)

8-11 баллов – уровень «идеи»;
6-7 баллов – уровень «героя»;
5-8 баллов – констатирующий уровень;
менее 5 баллов – фрагментарный уровень.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Начнем с самого низкого.

Фрагментарный уровень

У ребенка отсутствует целостное представление о произведении, его внимание сосредоточено на отдельных событиях, он не может установить связь между эпизодами. При этом ребенок эмоционально реагирует при чтении, но не может подобрать слов при выражении о прочитанном, не отмечает динамики эмоций. При воссоздании образа обращается к жизненным впечатлениям, без опоры на произведение. Ребенок не соотносит мотивы поступков героев. На вопросы учителя отвечает неохотно, отказывается говорить. Художественное произведение воспринимается, как описание какого-то случая, не определяет авторскую позицию, не обобщает прочитанное.

Констатирующий уровень

Читатель, находящийся в этой группе, отличается точной эмоциональной реакцией, способен увидеть смену настроений. При словесном рисовании ограничивается словами «весело» и «грустно», без названия оттенков чувств. Слабо развито воображение. Легко восстанавливает последовательность событий, но не улавливает связи между ними. Подробно и точно пересказывает, но не размышляет над прочитанным. Но при специальных вопросах учителя может определить мотивы поступков героя, опираясь на житейское представление. Не устанавливает авторской позиции, обобщение заменяет пересказом.

Уровень героя

Читатель этого уровня отличается точной эмоциональной реакцией, соотносит изменение чувств с конкретными событиями произведения. Хорошо развито воображение, может воссоздать образ героя, опираясь на художественные детали. Ребенок верно определяет мотивы поступков героя, дает им оценку и имеет свою точку зрения. При вопросах учителя способен определить позицию автора. Обобщение не выходит за рамки образа героя.

Уровень идеи

Читатель данной группы способен эмоционально отреагировать на художественную форму произведения. Хорошо развитое воображение помогает воссоздать образ на основе художественных деталей. Ребенок любит перечитывать произведение и размышлять над прочитанным. Способен определить авторскую позицию, его интересует авторское отношение к персонажам. Обобщение выходит за рамки конкретного образа. Читатель улавливает идею, проблему произведения.

Итак, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения. По уровню восприятия можно судить о литературном развитии школьника. Фрагментарный уровень школьника свидетельствует об отставании в литературном развитии, часть детей находится на констатирующем уровне и лишь 1-2 ученика воспринимают произведение на уровне «героя», что говорит о высоком уровне развития.

Чтобы поднять уровень восприятия учащихся, нужна систематическая работа на уроках литературного чтения. Над каждым художественным произведением в соответствии с современной методикой проводим три этапа деятельности: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Используем различные виды пересказов, составление плана, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, различные виды чтения, составление рассказа о герое, инсценирование. При этом ведущей деятельностью ученика является анализ произведения под руководством учителя.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, приёмами работы с произведением и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Диагностика уровня литературного развития ребенка

Диагностика начитанности.

    Найди ошибку в обложках книг.

Б) Максим Пришвин «Ёж»

Г) Николай Носков «Фантазёры»

1 балл

1. «…Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…»

2. «…Белка песенки поет, да орешки всё грызет…»

3. «…жил старик со своею старухой самого синего моря…»

А.Сказка о золотой рыбке

1 балл

1 балл за каждого героя, максимум 5 баллов

«Если был бы я девчонкой» -

«Хорошее» -

    М. Пришвин 2) В. Овсеева 3) В. Драгунский 4) Э. Успенский

2 балла

Диагностика уровня читательского восприятия.(по 5 баллов)

    Что общего у Юрика из рассказа «Хорошее» и у мальчика из стихотворения «Если был бы я девчонкой»? (5 баллов)

    Опишите Дениску из сборника В. Драгунского «Денискины рассказы». (5 баллов)

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания.

    С помощью каких средств Ф.Тютчев передает настроение в стихотворении «весенние воды»? (5 баллов)

    Почему Дениска (из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы») не смог использовать старого мишку, как боксёрскую грушу. (5 баллов)

Диагностика уровня развития речи

    Подберите антонимы: (5 баллов)

Горячий -

Молодой -

Веселый -

Красивый –

    Объясните пословицы: (4 балла)

    Вежливости открываются все двери

    Красив тот, кто красиво поступает

    Объясните фразеологизмы. (5 баллов)

1) Бить баклуши -

2) В ежовых рукавицах -

3) Зарубить на носу -

4) Комар носа не подточит -

5) Семь пятниц на неделе –

Результаты диагностики :

Диагностика начитанности. (Всего 11)

9-11 – высокий уровень

6-8 – средний уровень

1-5 –низкий уровень

Диагностика уровня читательского восприятия (Всего 10)

8-10 – высокий уровень

6-8 – средний уровень

1-5 –низкий уровень

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания. (Всего 15)

12-15 – высокий уровень

8-11 – средний уровень

1-7 –низкий уровень

Диагностика уровня развития речи (Всего 14)

11-14 – высокий уровень

7-10 – средний уровень

1-6 –низкий уровень

Общий уровень литературного развития ребенка (Всего 50 баллов)

40-50 – высокий уровень

30-39 – выше среднего

20-29 – средний уровень

1-19 – низкий уровень

Диагностируемая: Филиппова Мария Александровна 4 «б» класс

Ответы ребенка:

Диагностика начитанности.
1. Найди ошибку в обложках книг.
А) Виталий Бианки «Лесные домишки»
Б) Максим Пришвин «Ёж»
В) Самуил Маршак «Вот какой рассеянный»
Г) Николай Носков «Фантазёры»
1 балл
2. Прочитай строки из сказок А.С. Пушкина. Сопоставь с названиями сказок.
1. «…Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…» б
2. «…Белка песенки поет, да орешки всё грызет…» в
3. «…жил старик со своею старухой самого синего моря…» а
А.Сказка о золотой рыбке
Б. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
В. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
1 балл
3. Назови несколько героев из произведений Э. Успенского, дай их краткую характеристику.
1 балл за каждого героя, максимум 5 баллов
4. Назови рассказ, который ты считаешь самым веселым.
2 балла
5. Назови авторов произведений
«Если был бы я девчонкой» - 3
«Хорошее» - 1
1) М. Пришвин 2) В. Овсеева 3) В. Драгунский 4) Э. Успенский
2 балла
Диагностика уровня читательского восприятия.(по 5 баллов)
1. Что общего у Юрика из рассказа «Хорошее» и у мальчика из стихотворения «Если был бы я девчонкой»? (5 баллов)
2. Опишите Дениску из сборника В. Драгунского «Денискины рассказы». (5 баллов) весёлый, смешной, дружелюбный
Диагностика навыков анализа произведения, его понимания.
1) О чем говорит автор стихотворения «Федорино горе» К.И. Чуковский своим читателям? (5 баллов) о том что надо убирать свои вещи и хорошо относиться к посуде
2) С помощью каких средств Ф.Тютчев передает настроение в стихотворении «весенние воды»? (5 баллов)
3) Почему Дениска (из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы») не смог использовать старого мишку, как боксёрскую грушу. (5 баллов) потому что ему стало его жалко, так как он игрушка с его детства
Диагностика уровня развития речи
1. Подберите антонимы: (5 баллов)
Горячий - тёплый
Молодой - маленький
Глупый – ни чего незнающий
Веселый - смешной
Красивый – модный

2. Объясните пословицы: (4 балла)
1) Вежливости открываются все двери если будешь вежлив к тебе будут хорошо относиться
2) Красив тот, кто красиво поступает если ты сделал что то хорошее значит ты хороший, добрый

3. Объясните фразеологизмы. (5 баллов)
1) Бить баклуши - спать
2) В ежовых рукавицах – очень строго
3) Зарубить на носу – хорошо запомнить
4) Комар носа не подточит -
5) Семь пятниц на неделе –

Результат: Диагностика начитанности - 1 балл (из 11)

Диагностика уровня читательского восприятия – 5 баллов (из 10)

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания - 9 баллов (из 15)

Диагностика уровня развития речи 5 баллов (из 14)

Общий уровень литературного развития ребенка 20 баллов (из 50)\

Характеристика: Маша справилась на 20 баллов из 50, что диагностирует у неё средний уровень литературного развития. Хотелось бы обратить внимание, что это нижняя граница среднего уровня, значит можно считать, что с данной диагностикой ребенок почти не справился.

Лучше всего Мария Филлипова справилась с блоком «Диагностика навыков анализа произведения, его понимания» , что говорит об аналитических способностях девочки, умении выделять из текста главное. Однако в целом она допустила много ошибок, что можно расценивать как некоторые пробелы в знании материала с урока литературного чтения за прошлый год и недостаток читательского опыта.

С заданиями типа: подбери антоним, а так же с заданиями из первого блока ученица справиться не смогла, что говорит о том, что крайне необходимо отдельно дополнительно поработать с ней для выявления причин подобных результатов диагностики.


Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - С. 3).

Критерии литературного развития школьников
Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано.
Психологи подчеркивают, что развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений, опыта, но, главным образом, внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречавшихся ранее. Поэтому основным критерием развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть: для того, чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно.
Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Методика выявления уровня литературного развития младших школьников
Методика выявления уровня литературного развития младших школьников зависит от цели проверки. Если учитель ставит цель определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. Если же цель - определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю.
Наиболее традиционные способы проверки восприятия - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Выбор одного из названных способов также зависит от цели проверки. Для выявления уровня актуального развития читателя , т.е. того, как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется постановка вопросов к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать к тексту вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребенку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные учениками, позволят учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным.
Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные учителем. При таком контроле мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны школьнику. Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторской позиции и давали возможность для обобщения прочитанного. Например, к рассказу В.К. Железникова «Рыцарь» можно задать следующие вопросы:
1) Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?
2) Зачем автор так подробно описывает первую встречу Саши с шофером?
3) Каким ты представляешь себе Сашу в тот момент, когда шофер закричал на его бабушку?
4) Почему рассказ называется «Рыцарь»? С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой - автор? Почему?
5) О чем ты задумался, прочитав рассказ?
Ответ на первый вопрос позволит выяснить, различает ли ребенок жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и рассказ как произведение искусства, видит ли он динамику эмоций. Второй вопрос направляет внимание школьника на функцию описания в тексте, помогает ему выявить связь эпизодов, понять характер персонажа, а учителю показывает, как ребенок реагирует на художественную форму. Третий вопрос помогает определить особенности работы воссоздающего воображения юного читателя. Четвертый и пятый вопросы носят обобщающий характер, но четвертый предполагает обобщение в пределах конкретной ситуации, а пятый - обобщение с выходом за рамки конкретного образа.
Описанные способы проверки являются наиболее распространенными, но далеко не единственными. Можно использовать мелодию, отражающую характер персонажа, с обоснованием выбора ее, и словесное рисование, и составление плана текста, и т.п. Любой из приемов анализа может быть применен и для диагностики, но следует помнить, что при проверке уровня восприятия ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверка потеряет смысл.

Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, т.е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного обобщения.
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Рассмотрим их, начиная с наиболее низкого.
I. Фрагментарный уровень
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито
слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя, поэтому их мнение о персонаже часто бывает неверным с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задание, часто отказываются говорить. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
При постановке вопросов к произведению дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один-два вопроса, как правило, к началу текста. Вот, например, какие вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина поставил ребенок:
1) Около чего жил дед?
2) Где жил дед?
3) С кем жил дед?
Как видим, ребенок задал три вопроса, воспроизводящих содержание первых двух предложений сказки.
II. Констатирующий уровень
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно: они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенки чувств, ограничиваясь обычно словами «весело» или «грустно». Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении, и не чувствуют потребности в перечитывании текста, в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, например:
1) Где жили старик со старухой?
2) Чем занимались старик со старухой?
3) С чем пришел невод в первый раз?
4) С чем пришел невод во второй раз?
5) С чем пришел невод в третий раз?
6) Старик отпустил рыбку или нет?
7) Старик рассказал старухе про рыбку или нет?
8) Как отнеслась к этому старуха?
9) Что попросила старуха от рыбки в первый раз? И т.д.
Дети задают по 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и рыбке», однако все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблемы, поставленные в сказке. Часто читатели этой группы задают вопросы: чему учит эта сказка? Что вы поняли из этой сказки? - повторяя формулировки, столь часто слышимые от учителя, но, как правило, ответить на такие вопросы они не могут.
III. Уровень «героя»
Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причем читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан прежде всего с оценкой персонажа, например:
1) Почему старик просил у рыбки только для старухи, а сам ничего не взял у нее?
2) Почему старуха была все время недовольна?
3) Почему старик все выполнял, что бы ему старуха ни говорила?
4) Почему в последний раз, когда пришел старик, золотая рыбка ничего ему не ответила?
5) Что увидел старик, когда пришел домой в последний раз?
6) Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?
7) Какая была старуха?
8) Какой был старик?
Как видим, в отличие от вопросов констатирующего уровня, вопросы уровня «героя» нацеливают на осмысление, а не на воспроизведение текста. Ребенок задает вопросы к сказке в целом, а не к отдельным эпизодам; он стремится осмыслить характеры главных персонажей, а об авторе сказки не вспоминает.
IV. Уровень «идеи»
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки ответов могут быть по-детски наивными, важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении.
При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, например:
1) Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»?
2) Почему старик не взял выкупа с рыбки?
3) Почему рыбка выполняла все желания старухи?
4) Почему рыбка не исполнила последнее желание? Права ли была рыбка?
5) Каждый раз, когда старик приходил к рыбке, на море была разная погода. Почему?
6) За что была наказана старуха?
7) Понравился ли вам старик? Как Пушкин относится к старику?
8) Что Пушкин хочет показать в этой сказке?
Вопросы, которые задал ребенок, свидетельствуют о внимательном отношении к тексту произведения, о стремлении понять авторское отношение к персонажам, определить мотивы поведения героев. Обобщающий вопрос предполагает выявление авторского замысла, проблематики произведения.
Итак, к концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время - показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».