Домашний очаг

Для посещения театра собрались 93 школьника. Правила посещения театра

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Кроме того, каждый школьник сможет хотя бы один раз за учебный год бесплатно побывать в театре.

«С сентября — октября стартуют театральные сезоны, которые плавно войдут в Год театра. Департамент культуры и Департамент образования сформируют перечень спектаклей, которые наиболее соответствуют школьной программе и максимально приближены к учебному процессу. Мы осуществляем бронирование билетов в соответствии с количеством мест, имеющихся в залах, в районе 10 процентов от общей заполняемости зала, которые учебные заведения могут при организованном посещении выкупать заранее», — пояснил он.

Если школы не выкупят квоты, билеты будут пущены в свободную продажу. В программе примут участие 81 театр и 21 концертная организация .

Сейчас московские театры регулярно посещают около 10 процентов школьников. Ранее количество квот позволяло получить около 220 тысяч билетов на спектакли для школьников в год. В программе принимали участие 70 театров и 10 концертных организаций, подведомственных Департаменту культуры. Школы могли выбирать среди 359 спектаклей и концертов. Однако ограничение квот не позволяло охватить всех желающих участвовать в программе. Новый подход поможет расширить возможности посещения школьниками культурных учреждений. Администрации школ смогут решать, какие спектакли из рекомендованного перечня стоит посетить их ученикам.

Также в театрах планируют организовать «Субботы московского школьника» : экскурсии в закулисье, знакомство с актерами, участие в мастер-классах, рассказал . Эта образовательная и просветительская программа познакомит всех желающих с культурой театра.

Помимо этого, с нового учебного года запустят проект «Театр в школе» . Спектакли и постановки будут проходить прямо в учебных заведениях города.

«Что имеется в виду: у нас во многих школах есть достойные актовые залы, которые позволяют проводить театральные показы на месте. У нас есть молодые артисты, которые охотно готовы выезжать и на месте с ребятами работать, это крайне важно», — сказал Александр Кибовский.

Но посещение театра требуют от посетителя знания и соблюдения особых правил этикета. Прежде всего, это касается одежды.

Собираясь в театр , лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут скромными украшениями. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь.

Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать выходной костюм, а женщинам — вечерние платья. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).

Опаздывать к началу спектакля считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение телефона или планшета, что считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить,— это приобрести программку спектакля или концерта и прочесть ее.

В том случае если места находятся в ярусе , то мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.

В том случае если в театр или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой должна занять место в ряду женщина, затем — мужчина, далее — вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед. соседями и покинуть зал. Так же нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.

Перекусить во время антракта можно в буфете. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте. Однако не стоит забывать, что антракт длится 15 - 20 минут.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Для аплодисментов также существуют свои правила.

Так, аплодировать принято:

— в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

— на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.

Не нужно аплодировать:

— во время исполнения или игры актеров;

— во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического, произведения.

Если в театре присутствовали двое, мужчина и женщина, то первым после завершения спектакля или выступления со своего места встает мужчина. Так же первым поднимается с места и мужчина, сидящий последним в ряду, если в театр или на концерт пришла группа знакомых друг другу людей. Поднявшийся с места мужчина должен встать в проходе и подождать, когда встанет и выйдет дама. Из зала первой выходит женщина. Исключение составляют лишь случаи, когда вокруг так много народа, что женщине трудно самостоятельно пробраться через толпу к выходу.

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ

Федерального государственного бюджетного учреждения культуры
«Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова»

1.1. Приобретая билет на спектакли Театра, зритель соглашается с данными Правилами и обязуется соблюдать данные Правила и общественный порядок в здании Театра.

1.2. Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей Театра без предварительного уведомления. Изменения в актёрском составе не являются достаточным основанием для возврата билета.

1.3. В случае отказа зрителя от посещения спектакля зритель имеет право вернуть билет юридическому лицу, осуществившему продажу билета, и получить обратно при возврате:
- при обращении за десять и более дней до дня проведения спектакля - 100% стоимости билета;
- при обращении за 5 - 9 дней до дня проведения спектакля - 50% стоимости билета;
- при обращении за 3 - 4 дня до дня проведения спектакля - 30 % стоимости билета.

1.4. В случае отказа зрителя от посещения спектакля менее чем за 3 дня до дня проведения спектакля - стоимость билета зрителю не возвращается.

1.5. В случае отказа зрителя от посещения спектакля в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью зрителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом РФ, возврат билета осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством РФ.

1.6. В соответствии с п. 2. ст. 1. Федерального закона от 18.07.2019 N 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» билеты, купленные в рамках специальных программ, утверждаемых Театром в виде Приложений к данным Правилам, возврату и обмену не подлежат.

1.7. При отмене, замене или переносе спектакля зритель имеет право получить назад полную стоимость билета. В случае отмены спектакля возврат билетов производится в кассе Театра в течение 10 календарных дней. В случаем замены или переноса спектакля - возврат билетов возможен только до начала замененного или перенесенного спектакля. Сервисный сбор, взимаемый распространителями и билетными агентствами, и/или иные денежные средства, уплаченные зрителем сверх установленной Театром цены билета, Театром не возмещается.

1.8. Зритель обязан бережно относиться к имуществу Театра, а в случае причинения Театру материального ущерба - возместить его в полном объеме, в соответствии с законодательством РФ. В случае утраты зрителем номерного жетона (номерка), подтверждающего сдачу вещей на хранение в гардероб Театра, со зрителя взыскивается стоимость утраченного номерка в полном размере.

1.9. В целях соблюдения личной безопасности зрителей, а также для комфортного и приятного просмотра спектакля в помещения театра запрещено проносить следующие предметы:
оружие, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, пахучие и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы, пиротехнические устройства, лазерные фонарики, наркотические вещества, алкогольную продукцию.

При входе в театр каждый зритель должен пройти специальный контроль, оборудованный стационарными и ручными металлоискателями, с целью выявления запрещенных к проносу в здание предметов, и по требованию сотрудников службы охраны Театра сдать на хранение колюще-режущие предметы, оружие, средства самообороны, а так же средства аудио- и видеозаписи. В случае нежелания зрителя пройти контроль, администрация Театра имеет право отказать ему в посещении Театра.

1.10. Не разрешается входить в верхней одежде и вносить ее в зрительный зал, а также проносить в зрительный зал большие сумки, портфели, чемоданы, фотоаппараты, видеокамеры, плееры, магнитофоны, другие средства аудио- и видеозаписи, еду и напитки.

1.11. Спектакли являются интеллектуальной собственностью Театра и постановщиков. В целях обеспечения охраны авторских прав зрителям запрещается производить видео-, кино-, фотосъемку и аудиозапись спектакля без письменного разрешения администрации Театра.

1.12. Во время спектакля запрещается использовать средства радиотелефонной связи и пейджеры, звуковые сигналы которых на время спектакля должны быть отключены.

1.13. Вход в зрительный зал после начала спектакля воспрещен. Опоздавшие зрители могут досмотреть первый акт со свободных мест (при наличии таковых) на бельэтаже и балконе и занять места, указанные в билете, во время антракта.

1.14. Билет не подлежит обмену или возврату в случае опоздания зрителя к началу спектакля.

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, желательно заранее согласовать форму одежды с друзьями, чтобы гармонично дополнять друг друга.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Первой в театр входит дама, причем кавалер открывает перед ней дверь. Кавалер держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает даму в фойе перед собой.

В гардеробе кавалер помогает спутнице снять пальто, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки оставляет у себя. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе. Также перед спектаклем кавалер должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить зрителей, уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В театре не принято садится на чужое место, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты – предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на зрителей, сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет – дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

Награда актерам – аплодисменты зрителей , поэтому если вам нравится – не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты – выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

  • после поднятия занавеса;
  • перед началом оперы или балета;
  • при появлении дирижера за пультом;
  • при выходе на сцену известного актера или певца;
  • после некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах;
  • после трудных арий или блестящего исполнения сложных;
  • мест в опере или балете;
  • после окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился – восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера – преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой.