Все вопросы

Древняя индия. Древняя Индия: кратко

История Индии — одна из величественных эпических поэм мировой истории. Интерес к истории Индии в Европе особенно возрос после того, как гипотеза У. Джонса о родстве языков, теперь называемых индоевропейскими, была подтверждена трудами других исследователей, особенно немецкого профессора Ф. Боппа в начале XIX в. Поскольку ведийский санскрит считается древнейшим из известных языков этой семьи, предполагается, что Индия является прародиной всех индоевропейских народов. В прошлом страны старались увидеть свое прошлое, знать историю своих предков. Теперь, видимо по политическим соображениям, тему прошлого — поиска корней постарались закрыть.
Индия — земля древней цивилизации. Социальные, экономические и культурные конфигурации Индии являются продуктом длительного процесса региональной экспансии. Историю Индии нужно рассматривать в единстве двух подходов — регионального и хронологического. История Индии начинается с прихода ариев и рождения цивилизации долины Инда. Эти два этапа, как правило, называют доведическим и ведическим. В ведический период зарождается индуизм. В III в. до н.э. в период царствования царя Ашоки, принявшего буддизм и объединившего всю Индию, начинается распространение буддизма по всей территории Азии. В VIII в. н.э. в Индию впервые пришёл ислам и к XI в. н.э. твёрдо зарекомендовал себя в качестве новой политической силы. Это привело к формированию Делийского султаната, что в значительной степени повлияло на достижение политического единства в стране. К XVII в. империя Великих Моголов распадается, раздробившись на несколько региональных государств. Этот период совпал с приходом британцев. Длительная борьба за свободу против колониальных властей Великобритании была завершена в 1947 г., объявлением независимости.

История Индии в датах (хронология)

Индийская хронология отправляет нас в путешествие по истории субконтинента из древней Индии, включавшей в себя Бангладеш, Пакистан, Непал и Шри-Ланку к современной, но разделённой Индии.

Каменные жилища Бхимбетка (9000 до н.э. — 7000 до н.э.)

Первое известное постоянное поселение на территории Индии, представляющее собой пять групп каменных (скальных) жилищ, каждое из которых украшено изображениями, которые как считается, датируются периодом мезолита, было открыто археологами на южной окраине центральной части Индийского плато у подножия горного массива Виндхья.

Дохараппский период
Мергарская культура (7000 до н.э. — 3300 до н.э.)

Мергар является одним из наиболее важных археологических объектов, принадлежащих к эпохе неолита. В то же время, он является одним из старейших мест, которые свидетельствуют о существовании в этом периоде земледелия и скотоводства. Обнаруженное в 1974 г. и расположенное на равнине Качи в Белуджистане (Пакистан), оно находится к западу от речной долины Инда и охватывает территорию в 495 акров (250 акров—1 км 2).

период великого исхода из Индии протоиндоевропейских народов

Цивилизация долины Инда (3300 до н.э. — 1700 до н.э.)

Цивилизация долины Инда была обнаружена в 20-е годы прошлого столетия. Основные события в хронологии долины Инда приведены ниже:

Ранний Хараппский период (3300 до н.э. — 2600 до н.э.)
Зрелый Хараппский период (2600 до н.э. — 1700 до н.э.)
Поздний Хараппский период (1700до н.э. — 1300 до н.э.)
Ведический период (1700 до н.э — 500 до н.э.)

Ведический период можно разделить на два этапа:

Ранний Ведический период (1700 до н.э. —1000 до н.э.)
Поздний Ведический период (1000 до н.э. — 500 до н.э.)

600 до н.э .формируются 16 царств, известных как Махаджанапады (Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Вамша, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа).
599 до н.э. — рождение Махавиры , основателя джайнизма.
563 до н.э. — рождение Сиддхартхи Гаутамы (Будды), основателя буддизма.
538 до н.э. — завоевание Киром II Великим (царь Персии) западной части Индийского субконтинента (сейчас территория Пакистана).
500 до н.э. — ранние тексты на брахми.
500 до н.э. — Панини стандартизировал грамматику и морфологию санскрита, преобразовав его в классический. Окончание Ведической цивилизации.

Древняя Индия (500 до н.э. — 550 н.э.)

Характерен ростом популярности джайнизма и буддизма. Другие крупные события этого периода:

333 до н.э. — Дарий III (царь Персии) потерпел поражение от Александра Македонского. Начало образования империи Александра Македонского.
326 до н.э. — король Таксилы, Амби, сдаётся Александру после поражения в битве у реки Гидаспа.
321 до н.э. — Чандрагупта Маурья основал империю Маурья.
273 до н.э. — захват императором Ашокой империи Маурья.
266 до н.э. — Ашока завоёвывает большую часть Южной Азии, а также возвращает территории, захваченные некогда персами.
265 до н.э. — завоевание императором Ашокой царства Калинга и принятие им буддизма.
232 до н.э.— смерть императора Ашоки и приход к власти Дашаратхи.
230 до н.э. — приход к власти династии Сатавахана (Андхра).
200 до н.э. — 100 до н.э. — создание одного из первых трудов по грамматике и морфологии тамильского языка — Толькапиям.
184 до н.э. — убийство императора Брихадрата, падение династии Маурья и приход к власти династии Сунга (Шунга).
180 до н.э. — образование индо-греческого царства.
80 до н.э. — образование индо-скифского царства.
10 до н.э — образование индо-парфянского царства.
68 н.э. — образование Кушанской империи, основанной Куджулой Кадфизом.
78 н.э. — победа Гаутамипутры Саткарни над скифским царём Викрамадитьей и захват империи Сатавахана.
240 н.э. — Шри-Гупта основывает империю Гупта.
320 н.э. — приход к власти Чандрагупты I.
335 н.э. — приход к власти Самудрагупты, начало расширения империи Гупта.
350 н.э. — образование империи Паллава.
380 н.э. — власть в империи Гупта переходит к Чанрагупте II.
399 н.э. — 414 н.э — китайский буддийский монах Фа Сянь путешествует по Индии.

Средневековый период (550 н.э. — 1526 н.э.)

Этапы средневекового периода:

Раннее средневековье (до 1300 н.э.)

606 н.э. — начало правление царя Харшавардхана.
630 н.э. — путешествие в Индию китайского монаха, учёного и философа Сюаньцзана.
761 н.э — первое мусульманское вторжение под предводительством Мохаммеда бин Касима.
800 н.э — рождение Шанкарачарьи .
814 н.э. — Амогхаварша Нрипатунга I стал царём династии Раштракута.
1000 н.э. — вторжение Махмуда из Газни.
1017 н.э. — путешествие Аль-Бируни в Индию.
1100 н.э. — правление династий Чола, Кадамба и Раштракута.
1120 н.э. — империя Чалукья Кальяни достигает своего пика. Викрамадитья VI, махараджа Кунталы возвещает о начале эры Викрама Чалукьи.
1191 н.э. — первая битва при Тараине (Харьяна) между Мохаммедом Гори и Притхвираджем Чауханом III.
1192 н.э. — вторая битва при Тараине (Харьяна) между Мохаммедом Гори и Притхвираджем Чауханом III.
1194 н.э. — битва при Чандаваре между Мохаммедом Гори и Джаячандрой.
1288 н.э. — прибытие путешественника Марко Поло в Индию.

Период позднего средневековья (1300 н.э. — 1500 н.э.)

1300 н.э. — основание династии Кхилджи.
1336 н.э. — 1565 н.э. — империя Виджаянагар.
1498 н.э. — прибытие путешественника Васко-да-Гама в Индию (Гоа).

Постсредневековая эпоха (1526 н.э. — 1818 н.э.)

Основные события:

1526 н.э. — Бабур, основатель государства Великих Моголов и правитель Кабула, вторгся в Дели и Агру и убил султана Ибрагима Лоди.
1527 н.э. — битва при Канве и присоединение Бабуром Мевара.
1530 н.э. — смерть Бабура и приход к власти Хумаюна.
1556 н.э. — смерть Хумаюна и приход к власти его сына Акбара.
1600 н.э. — образование Ост-Индийской компании в Англии.
1605 н.э. — смерть Акбара и приход к власти Джахангира.
1628 н.э. — смерть Джахангира и приход к власти Шах-Джахана.
1630 н.э. — рождение Шиваджи.
1658 н.э. — Шах Джахан построил Тадж-Махал, Джамия Масджид и Красный Форт.
1659 н.э. — Шиваджи одерживает победу над Адилшахскими войсками в битве при Пратапгархе.
1674 н.э. — образование империи Маратха.
1680 н.э. — смерть Шиваджи.
1707 н.э. — смерть Аурангзеба и приход к власти Бахадур Шаха I.
1707 н.э. — раздел империи Маратха на две части.
1734 н.э. — царь Манипура, Памхейба, вторгается в Трипуру.
1737 н.э. — Баджи Рао I покоряет Дели.
1740 н.э. — смерть Баджи Рао I, приход к власти Баладжи Баджи Рао.
1757 н.э. — битва при Плесси (Палаши).
1761 н.э. — третья битва под Панипатом закончилась расширением империи Маратха.
1766 н.э. — первая англо-майсурская война.
1777 н.э. — первая англо-маратхская война.
1779 н.э. — битва при Вадгаоне.
1780 н.э. — вторая англо-майсурская война.
1789 н.э. — третья англо-майсурская война.
1798 н.э. — четвёртая англо-майсурская война.
1799 н.э. — смерть Типу Султана, восстановление династии Водияр.
1803 н.э. — вторая англо-маратхская война.
1817 н.э. — третья англо-маратхская война.
1818 н.э. — конец империи Маратха; взятие под контроль британцами большей части территории Индии.

Начало колониальной эпохи (1818 н.э. — 1947 н.э.)

Характеризуется взятием под контроль британцами почти всей территории Индии и заканчивается обретением свободы Индией в 1947 г.

Основные события, имевшие место во время колониальной эпохи:

1829 н.э. — запрещение англичанами обряда Сати.
1857 н.э. — первая индийская война за независимость, известная как Индийский Мятеж, или Восстание сипаев.
1885 н.э. — создание Индийского Национального Конгресса.
1919 н.э. — погром на Джаллианвалабагхе.
1921 н.э. — начало движения гражданского неповиновения Ганди.
1928 н.э. — убийство Лала Ладжпата Раи.
1930 н.э. — Соляной поход, Комиссия Саймона, Первый Круглый стол.
1931 н.э. — казнь Бхагат Сингха в Великобритании, Второй Круглый стол, пакт Ганди-Ирвина.
1937 н.э. — победа Индийского Национального Конгресса в большинстве штатов Индии, начало Второй мировой войны.
1946 н.э. — заявление Мусульманской Лиги о твёрдом намерении создать Пакистан.
1947 н.э. — обретение независимости и разделение Индии на несколько государств.

Примечание: Хронологию дат, начиная с Раннего Хараппского периода и заканчивая Ранним Ведическим периодом, нельзя считать объективной и достоверной, т. к. при её составлении западные историки опирались исключительно на результаты археологических исследований, а мнение большинства исследователей истории Индии, подходящих к решению данного вопроса комплексно, игнорируется мировым научно-историческим сообществом, под предлогом отсутствия доказательств...
Об ошибках, нарочных и нет, допущенных при датировании, написано много работ, однако, самой популярной и по сей день считается книга Майкла Кремо и Ричарда Томпсона "Forbidden Archeology" ("Запретная археология").

Раздел - I - Краткое описание Древней Индии
Раздел - II - Культура и религия

Древняя Индия - это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее кол-во различных духовных ценностей. Древняя Индия - это достаточно богатейший субконтинент с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Инди. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.

Свое название Индия приобрела от названия реки Инд, в долине которой и располагается. «Инд» в пер. значит «река». Протяженностью 3180 километров, Инд берет свое начало в Тибете, протекает через Индо-Гангскую низменность, Гималаи, впадает в Аравийское море. Разные находки археологов говорят о том что в Древней Индии было человеческое общество уже в период каменного века, и именно тогда возникли 1-ые социальные отношения, зародилось искусство, появились постоянные поселения, возникли предпосылки для развития одной из древних мировых цивилизаций - Индийская Цивилизация, появившаяся в Северо-Западной Индии (сегодня почти вся территория Пакистана).

Она датируется приблизительно XXIII—XVIII веками до нашей эры и считается 3-ей по времени появления цивилизацией Древнего Востока. Ее развитие, как и первых 2-ух—в Египте и Месопотамии, — было на прямую связано с организацией высокоих урожаев поливного земледелия. Первейшие археологические находки терракотовых статуэток и керамических изделий относят к 5 -му тысячелетию до н.э., они были изготовлены в Мехргархе. Из этого следует что, Мехргарх уже можно считать настоящим городом - это первый город в Древней Индии, о котором нам стало известно по раскопкам археологов. Исконным божеством у коренного населения Древней Индии - дравидов, был Шива. Он находится в числе 3-х главных божеств индуизма - Вишну, Брахмы, и Шивы. Все 3 бога считаются проявлением единой божественной сущности, но за каждым закреплена конкретная «сфера деятельности».

Так, Брахма считается творцом мира, Вишну был его хранителем, Шива был его разрушителем, однако именно он же заново его воссоздаёт. Шива у коренных жителей Древней Индии считался главным богом, считался образцом, достигшим своей духовной самореализации, управителем мира, демиургом. Долина Инда простирается на С-З субконтинента по соседству с древнейшем Шумером. Между данными цивилизациями, безусловно существовали торговые взаимоотношения, и вполне возможно, что именно Шумер оказал огромное воздействие на Индийскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории основным путем вторжения новых идей оставался сев-зап. Все другие пути в Индию были настолько закрыты морями лесами и горами, что, к примеру, великая древние китайская цивилизация почти не оставила в ней никаких следов.

Природа и население Древней Индии

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии —Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. На Севере Индии проходит горный хребет Гималаи, отделяющий Индию от других стран.
Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом. Между этим плоскогорьем и Гималаями расположена обширная низменность, где протекают две могучие реки: Инд и Ганг. Обе они берут начало в Гималаях
и вместе со своими многочисленными притоками образуют плодородные долины, отделенные одна от другой тропическими лесами и пустынями. В долинах рек много земли, пригодной для обработки и пастбищ.
Животный мир Индии очень богат и разнообразен. Населению приходилось вести непрерывную борьбу с хищниками—тиграми, пантерами, медведями, уничтожавшими людей и домашний скот, а также со слонами, вытаптывавшими посевы.
Индия заселена с глубокой древности. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди. В третьем тысячелетии до н. э. в долине Инда возникают рабовладельческие государства со своеобразной культурой. Ученые раскопали в пустыне развалины городов с большими зданиями из кирпича и камня. Население этих городов занималось земледелием и скотоводством. Из камня, слоновой кости и металла искусные ремесленники изготавливали различную утварь и предметы роскоши. Была развита торговля, как внутренняя, так и внешняя. В городах имелись крытые рынки. Торговые связи поддерживались с Индокитаем и Месопотамией. У древнейшего населения Индии было письмо, которое пока еще не прочтено.

Во втором тысячелетии до н. э. с северо-запада в Индию проникли многочисленные племена, называвшие себя арии, что на языке древних индийцев означает «благородные». Арии были кочевниками-скотоводами. Главное их богатство—крупный рогатый скот, а основная пища — молочные продукты. Впоследствии корова считалась у индийцев священным животным. Ариям была известна лошадь, появившаяся в Индии одновременно с ними. Коней запрягали в повозки и колесницы, приспособленные для быстрой езды и боя с врагами. Во главе племен ариев стояли племенные вожди — раджи. Власть их была ограничена советом старейшин.
С конца второго тысячелетия, с распространением железных орудий, индийцы начинают осваивать долину Ганга, расчищая джунгли, осушая болота. Они сеют ячмень и рис, возделывают хлопок. Полукочевое скотоводство уступает место земледелию.

Образование рабовладельческих государств.

Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
Со временем совет старейшин теряет свое значение. Из племенной знати набираются военачальники и чиновники, ведающие сбором" налогов, организацией работ по вырубке лесов и осушению болот. Значительную роль в создающемся государственном аппарате начинают играть жрецы — брахманы.. Они учили, что царь выше других людей, что он, «подобно солнцу, жжет глаза и сердце и никто на земле не может даже смотреть на него».

Касты и их роль.

В рабовладельческих государствах Индии в первом тысячелетии до н. э. население делилось на четыре группы, называвшиеся кастами К Первая каста состояла из брахманов. Брахманы не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений. Вторая каста—кшатрии — была представлена воинами; в их руках находилось и государственное управление. Между брахманами и кшатриями часто велась борьба за власть. В третью касту — вайшьев — входили земле¬дельцы, пастухи и торговцы. Все покоренное ариями местное население составило четвертую касту — шудр. Шудры были слугами и исполняли самую тяжелую и грязную работу. Рабы не входили ни в одну касту.
Деление на касты нарушило старое племенное единство и от¬крыло возможность для объединения лиц, происходивших из разных племен в пределах одного государства. Принадлежность к касте была наследственной. Сын брахмана рождался брахманом, сын шудры — шудрой. Для увековечения каст и кастового неравенства брахманы создали законы. В них говорится, что сам бог Брахма установил неравенство между людьми. Брахма, по словам жрецов, создал из своих уст брахманов, из рук — воинов, из бедер — вайшьев, а из ступней, которые в пыли и грязи,— шудр.
Кастовое деление обрекало низшие касты на тяжелый, унизительный труд. Оно закрывало способным людям путь к знанию и государственной деятельности. Кастовое деление тормозило развитие общества; оно играло реакционную роль.

Государство Маурьев в Древней Индии

В середине первого тысячелетия до н. э. произошли важные изменения в хозяйственной жизни страны. К этому времени основная часть долины Ганга была освоена. В сельском хозяйстве широко используется искусственное орошение. Процветают торговля и ростовщичество; растут и богатеют города.
Появилась необходимость в едином сильном государстве, способном обеспечить организацию оросительных или иных работ в широких размерах и вести захватническую политику в интересах господствующего класса. В V в. до н. э. в ходе длительной и упорной борьбы между небольшими государствами преобладающее влияние приобретает государство Магадха. Оно распространяет свое господство на все области между Гангом и Гималаями. В конце IV в. до н. э. вся Северная и часть Южной Индии объединилась под властью царя Чандрагупты. Он был основателем династии Маурьев. В государстве Чандрагупгы и его преемников была сильная армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Царь управлял страной, опираясь на чиновников и военачальников.
Содержание войск и чиновников ложилось тяжелым бременем на трудящееся население страны. Увеличивалась эксплуатация крестьян-общинников, ремесленников и рабов. Рабами были не только чужеземцы, захваченные в плен, но и индийцы, оказавшиеся в долгу у богатых людей.
Центрами жизни индийского общества становятся крупные города. В городах проживают чиновники, жрецы, торговцы, ремесленники, а также слуги и рабы богатых людей. Быт горожан начинает сильно отличаться от быта сельского населения.
Государство Маурьев достигает наибольшего расцвета при внуке Чандрагупты — царе Ашоке (273—236 гг. до н. э.). Продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей.

Государство Гупт и его падение.

В первой половине IV в. Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства — Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань.
В IV—V вв. продолжается развитие земледелия, ремесла и торговли. Индийцы освоили новые земли, прежде занятые джунглями; шире, чем прежде, применяли искусственное орошение. Они выращивали хлопок и сахарный тростник. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны.
Ремесленники добились больших успехов в изготовлении украшений, оружия, выделке тончайших хлопчатобумажных и шелковых изделий. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.

Подъем хозяйства в Индии в IV—V вв. связан с использованием труда свободных земледельцев, которым давали во временное пользование участки на условиях уплаты ими доли урожая. Рабовладельческая знать постепенно отказывается от использования труда рабов в своем хозяйстве.

Окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии способствует вторжение в середине V в. северных племен гуннов, образовавших на территории Индии свою державу.

Территория Индии обитаема уже почти 75 000 лет, еще со времен ранней Индской цивилизации. Примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. до н.э. на территории Северной Индии существовала Ведийская цивилизация, известная изобретением Веды, священных писаний Индуизма. В поздний период Ведийской цивилизации, примерно с 1000 г. до н.э. по 500 г. до н.э., возникли страны Махаджанапады, и было создано шестнадцать республик: Каши, Косала, Анга, Магадха, Вадджи (Вриджи), Малла, Чеди, Ватса (Вамса), Куру, Панчала, Маччха (Матсья), Шурасена, Ассака (Ашмака), Аванти, Гандхара, и Камбоджа.

В 520 г. до н.э. персидская Держава Ахеменидов, под предводительством Дария I, захватила северо-запад Индийского субконтинента. Империя просуществовала два века, пока Александр Великий не взял ее под свой контроль. После Державы Ахемендиов последовала могущественная Империя Маурьев, просуществовавшая с 322 г. до н.э. до 185 г. до н.э.

В 1526 году, Бабур основал Империю Великих Моголов, державу, которая впоследствии выросла и включила в себя территории современной Индии, Пакистана, Афганистана, и Бангладеш. Бабуру на смену пришел его сын, Хумаюн, и династия Моголов просуществовала до 1857 года, хотя еще задолго до этого она уменьшилась в размерах и ослабла. Империя Великих Моголов была одной из крупнейших и богатейших империй в индийской истории.

В период Империи Великих Моголов, европейские исследователи начали прибывать в Индию. Первыми прибыли португальцы в 1498 году, и вскоре после них последовали голландцы, британцы, и французы. Европейские торговцы начали создавать в Индии поселения и торговые посты, как было условлено с лидерами Моголов. Примерно в 1600 году в Индии приобрела влияние Британская Ост-Индская компания. В период дестабилизации в Индии во время карнатских войн, начавшихся в 1746 году, Британия начала приобретать индийские территории, и вскоре стала контролировать большую часть региона. В 1857 году Индия восстала против Британской Ост-Индской компании, но британское правительство взяло компанию под свое управление, и Индия стала коронным владением Британии.

Во время периода британского правления, известного как Британская Индия, страна прошла через серию конфликтов, а также несколько раз сталкивалась с массовым голодом, включая Великий голод 1876-1878 годов. Недовольство британским правлением сплотило Индию, и новым единым фронтом индийцы начали движение к независимости, во главе с индийскими лидерами, борцами за свободу. Когда Британия ослабла из-за участия в мировых войнах, движение за освобождение Индии привело к успеху.

Вместе с независимостью августа 1947 года пришло и разделение нации на Индию и Пакистан. Разделение привело к религиозному конфликту, и увеличенной миграции между Индией и Пакистаном, по религиозным причинам. Индия установила новую конституцию в 1950 году, по которой страна провозглашалась светской и демократической.

Еще в раннюю эпоху в Индии появились высокоразвитые культуры. Наследие тех древних царств и по сей день присутствует в жизни субконтинента.

Первые люди, первая высокоразвитая культура

Примерно 30 тысяч лет назад на Индийский субконтинент пришли первые люди. Вероятно, они были родом из Африки, откуда отправились в более доступный северо-западный регион Индии, где распространились малыми группами охотников и собирателей. Считается, что земледельческие работы и строительство маленьких поселений началось примерно в 6000 г. до н. э., то есть несколько позже, чем в других местах. Однако первая из высокоразвитых индийских культур возникает всего несколько столетий спустя после великих царств Месопотамии и Египта и таким образом принадлежит к древнейшим в мире. Она просуществовала всего 750 лет, с 2500 по 1750 гг. до н. э., и о тех людях и их культуре известно очень мало.

Индская культура

Во всем мире ранние высокоразвитые культуры формировались в плодородных, подверженных наводнениям местностях у больших рек, в Индии - на берегах Инда. Административными центрами служили по меньшей мере два крупных города: Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Вокруг этих городов и на 600-километровом отрезке между ними располагались мелкие деревни и поселения. Эта эпоха получила название Индской культуры, или Хараппского периода.

Мы не знаем, как те люди называли сами себя, свои города и свою культуру. Однако графические значки на печатях и глиняных черепках свидетельствуют о существовании письменной культуры. Их язык по сей день не расшифрован, и многое, что было записано на расходных материалах, например, на пальмовых листьях, утрачено безвозвратно. То малое, что можно воспринимать как надежные свидетельства, было обнаружено среди раскопанных руин больших городов.

Население Хараппы активно занималось сельским хозяйством: в качестве продуктов питания люди возделывали ячмень и пшеницу, а также хлопок для производства текстиля, держали крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, птицу, одомашненных собак, верблюдов и слонов. Будучи высоко организованным и технизированным обществом, они изготавливали посуду, скульптуры и тонкой работы украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, вели торговлю с шумерами, месопотамцами и прочими культурами.

Религия и культура Хараппы

О религиозном укладе хараппов ничего не известно, поскольку в их городах, судя по всему, не было храмов и каких-либо иных священных сооружений. Поэтому существует теория, согласно которой жители отправляли религиозный культ у себя дома. Возможно, сохранившаяся архитектура и найденные предметы обихода наведут нас на ответ.

Большие бани и имеющиеся повсюду общественные санитарные учреждения, найденные в Хараппе, Мохенджо-Даро и других городах, указывают на практику ритуальных омовений, которая позднее вновь обнаруживается в индуизме. Артефакты, по-видимому, изображают предшественников индуистских божеств - например, если на печатке различима рогатая фигура в позе йоги; другие печатки с изображениями животных, мифических существ и беременных женщин также могли иметь религиозное назначение.

Упадок Хараппской культуры

Индская культура, судя по всему, исчезла внезапно и бесследно примерно в 1750 г. до н. э. Этому было найдены различные объяснения, например, климатические изменения, опустошительные наводнения - регулярное явление для той местности - и чрезмерная эксплуатация земли, которая только увеличивала проблемы, вызванные наводнением. Согласно самой популярной теории, хараппы были завоеваны арабами, то есть кочевыми воинами, вторгшимися в Индию из Центральной Азии в 1750 г. до н.э. Следы конфликта и в самом деле имеются, особенно в Мохенджо-Даро. Однако нашествие индоевропейцев, пожалуй, не было единственной причиной упадка раннеиндийской культуры. По всей видимости, разложение протекало гораздо медленнее, чем предполагалось раньше, а именно было следствием смешения хараппов с другими культурами.

Распространение ариев

Арийские захватчики были воинами, чья культура была далеко не такой развитой, как культура народов, на которые они нападали. Основным пунктом их культуры было завоевание; в их религии доминировал бог Индра - всепобеждающий бог бури. В бой их вели военачальники на запряженных конями боевых колесницах. Они захватили персидские земли - название «Иран» происходит от слова «арийцы» - после чего отправились в Индию, где в долине Инда построили опорные пункты, а затем через север Индии двинулись к восточным территориям на берегах Ганга. Здесь их племенная культура, которую прежде большей частью составляли завоевательные походы, претерпела изменения, и арийцы занялись разведением скота и стали оседлыми земледельцами.

Ведическая культура

Первое время присутствия ариев в Индии, примерно с 1750 по 1000 гг. до н.э., называют ригведичес-ким периодом, по названию свода религиозных гимнов Ригведы, который на протяжении тысячелетий передавался из уст в уста до тех пор, пока не был записан в XIV веке н.э. Это наследие до сих пор пропитывает собой индийскую культуру. Вторгающиеся арии считали себя более благородными и ставили себя выше местного населения, что привело к формированию кастовой системы. Поначалу они ограничивались только северной частью Инда и Ямуны и сохраняли систему племенного совета, по которой каждым племенем (джаной) правил раджа. По-видимому, в каждом племени был свой верховный священнослужитель, и существовало деление на два слоя: арийские князья и простой народ. Позднее к ним прибавился еще и третий класс: захваченные в плен, называемые даса, что значит «темные». Под конец ригведического периода существовало четыре касты (варны), чатурварны («четыре цвета»). Во главе общества стояли священнослужители (брахманы), ниже следовали воины (кшатрии), затем простое население - крестьяне, ремесленники, торговцы (вайшьи) и, наконец, шудры - слуги. Эта фиксированная кастовая система все глубже укоренялась в обществе и в таком виде застыла.

Поздневедический период с 1000 по 500 гг. до н. э. прошел всецело под знаком жрецов, поэтому назван брахманским периодом. В это время получили развитие первые формы индуизма, арийцы расселились по поросшим густыми лесами равнинам Доаба между реками Ямуной и Гангом до самого Ганга. Вместо того чтобы завоевывать оседлое население, арии слились с ним. Возникло несколько царств, которые существовали за счет сельского хозяйства, торговли и богатых полезных ископаемых, в частности железа. При династии Маурьев в 300 г. до н.э., когда над обширной Северной Индией властвовал Чандрагупта Маурья, сформировалось брахманское письмо, с помощью которого были зафиксированы арийские писания и тексты на местных диалектах.


Рельеф в пещерах Аджанты, штат Махараштра (Центральная Индия), изображает Будду. Появился в период с 200 по 650 гг. н. э.

Два гранитных льва, в течение долгих веков пролежавших под песком; в 2004 г. были открыты в результате цунами близ Махабалипурама, южнее Мадраса.

Царство Маурьев

В 326 г. до н. э. в долину Инда со своей военной экспедицией вторгся Александр Македонский. Испытанное потрясение стало поводом для объединения страны и учреждения центрального правительства. Чандрагупта Маурья пришел к власти в царстве Магадха (со столицей в Паталипутре), захватил Северную Индию и основал династию Маурьев, которая просуществовала до 185 г.н.э., когда последний ее правитель предположительно был убит своим военачальником. Внук Чандрагупты Маурьи Ашока еще больше расширил территории государства. На самом пике своего развития оно охватывало всю Индию, за исключением крайнего юга.

Преисполнившись отвращения к кровопролитным захватническим походам, Ашока принял буддизм, который сформировался в V столетии. Буддизм стал доминирующей религией в Северной Индии и распространился на обширных территориях Центральной Азии. В 232 г., после смерти Ашоки государство Маурьев начало распадаться. В процессе распада страну осаждали всевозможные захватчики, которые не оставляли ее в покое на протяжении нескольких столетий.

Гуптское царство

Великое царство Маурьев распалось на маленькие царства, однако из них снова возникло всеохватное государство, объединенное под началом Гуптов, которые снова укрепили позиции индуизма и открыли Золотой век индийской культуры. Однако примерно до 300 г.н.э. доминировали кушаны или юэчжи (тохары), потомки кочевых монгольских племен, придерживающиеся открытой космополитичной культуры. Они вели торговлю с Центральной Азией, Китаем, Персией, Грецией, Римом и интенсивно обогащали индийскую культуру.

Когда правлению кушанов пришел конец, господство практически на всем субконтиненте установили Гупты. Примером для них служило царство Маурьев - с централизованным правлением и обновленной политической опорой в Паталипутре, откуда они контролировали торговлю и ремесла и пропагандировали единую систему ценностей. Они также в определенной степени допускали самоуправление и более чем на сто лет установили в Индии мир и стабильность. В это время индийцы имели контакты со всем миром. Торговля процветала, в особенности с Римом и Центральной и Южной Азией; в страну приходили не только новые товары, но и новые идеи. Эпоха династии Гуптов считается одной из самых продуктивных и творческих эпох в истории Индии. Калидаса, величайший индийский поэт, писал эпосы и драмы - появлялись шедевры на санскрите. В области математики, астрономии, медицины и химии были сделаны колоссальные достижения. А в 480 г. н. э. и Гуптам пришел конец - причиной тому были многократные набеги гуннов.