Непознанное

Егэ по литературе пастернак. Какие философские мотивы характерны для лирики Б.А.Пастернака

Стихи бывают разные. Иные прочтешь и забудешь. А есть такие, к которым тянет вернуться и прочесть еще и еще раз, заучить наизусть. К таким произведениям, мне кажется, относятся и стихи Бориса Пастернака. Они заставляют задуматься о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о собственном понимании и восприятии мира. Философский подход свойственен всему творчеству этого русского поэта серебряного века. Критики справедливо называют его поэтом-мыслителем. Главная тема философской поэзии Пастернака – «живая жизнь», которая объединяет людей и их окружение:

Казалось альфой и омегой-
Мы с жизнью на один покрой;
И круглый год, в снегу, без снега,
И я назвал ее сестрой.

(«Все наклоненья и залоги…»)

Говоря в своих стихах о природе, поэт не довольствуется просто описанием, изображает ее как живую личность. Он встречает рассветы, гуляет по аллеям и лесным тропам, а окружающие его деревья, дожди живут в его душе. Состояние поэта сливается воедино с природой, как, например, в стихотворениях « Зимняя ночь» или «Июльская гроза».

Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Желание «докопаться до самой сути» характерно для многих произведений поэта, написанных в разные годы. Поэтому он хочет показать читателю не только внешнее, но и проникнуть в самую суть каких-то обычных вещей, явлений. Например: «Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь? В природе лип, в природе плит, В природе лета было жечь» ,- это узнаваемая мысль Пастернака. Главное «не лето было жарким», а именно «в природе лета…», то есть сущность летнего времени. Иногда поэт строит стихотворение таким образом, что раскрывается не только визуальное восприятие предмета, но и его понятие, идея, как к примеру стихи «Определение души», «Определение поэзии».

Для позднего периода творчества Бориса Пастернака характерно философское осмысление судьбы и взаимоотношений человека и истории. Он стремится донести до понимания, что человек с высокими нравственными идеалами, может быть незаметен в общей массе, но способен совершить подвиг,утверждая силу жизни, торжество бытия:

Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Размывая бессловесность,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.

(«Художник» )

Пастернак поднимает в своем творчестве основную философскую проблему — бытия. В некотором смысле для него ее не существует. Просто есть жизнь – и все. Без лишних вопросов: « Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва». Утверждение существующего мира и есть главное содержание всей поэзии Пастернака. Она – отражение удивления и преклонения перед торжеством жизни.

Иначе и не может быть. Жизнь – это чудо, дарованное свыше, способное исцелить любую боль: «На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал».

Пастернак пережил тяжелые времена: мировые войны, революции, сталинские репрессии, послевоенную разруху. Обо всей его жизни можно сказать словами из его стихов: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить».

Читать стихи Пастернака нелегко. И не потому, что сложна поэтика. Скорее, тяжело читать произведения наполненные глубиной и динамичностью мысли. Когда он сказал, что философия это листва поэзии и читая произведения мастера, убеждаешься в его правоте. Отличной чертой философской лирики Пастернака является то, что в каждую строку надо вчитаться и задуматься. И, тем не менее, философские произведения Бориса Пастернака полны жизнеутверждающей силы и оптимизма. Да в мире много драматического, несчастий, но через трагедии и горести человек идет к новому пониманию жизни. Миром правит любовь. Люди должны это понять и принять.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912

Определение поэзии
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
1917

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956

Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? ("ИЮЛЬ")

В данном стихотворении Б. Пастернак изображает особенности июльской поры. Лирический герой стихотворения сравнивает летний месяц с привидением, домовым, затем и с «дачником-отпускником», наделяя его человеческими свойствами. Присутствие этого гостя в доме героя не мешает ему, а наоборот, вызывает нежность и поднимает настроение. Изображение июля проникнуто загадочным, но в то же время веселым и игривым духом. Таким образом, июль в данном стихотворении – это долгожданный, желанный месяц, вызывающий у героя большое счастье.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Изображая природные явления очеловеченными, Пастернак продолжает традицию М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов, сравнивая себя с тучами, очеловечивает их: он называет их «вечно-свободными», «вечными странниками», которые мчатся по небу. Как и у Пастернака, у Лермонтова звучит мотив свободы: июльская погода свободно вторгается в дом лирического героя, «мешается во все дела», а тучки плывут куда хотят, не скованные ничем.

В стихотворении «Ты, волна моя морская…» Тютчева море, которое «покоясь иль играя», «чудной жизни» и смеха полна, приносит лирическому герою счастье. Так же и у Пастернака приход июля привносит в жизнь лирического героя радость и безмятежное счастье.

Дата рождения: 10 февраля 1890 года
Дата смерти: 30 мая 1960 года
Место рождения: город Москва
Борис Леонидович Пастернак – русский поэт, переводчик, Пастернак Б. Л. – писатель и публицист, родился 10 февраля 1890. Его литературные мотивы во многом были определены еще в детстве. Он жил в богемной среде, его окружали люди свободных взглядов и идей. Его отец был известным графиком, прекрасным художником, одним из преподавателей в Московском училище живописи. Он создавал прекрасные иллюстрации для книг и сотрудничал с самыми лучшими издательствами

Москвы.
Леонид Осипович Пастернак также был замечательным портретистом и некоторые его работы до сих пор выставлены в Третьяковской галерее. Мать Бориса была популярной в светском обществе пианисткой, дружила с самим Шаляпиным и Скрябиным. Семья часто принимал в гостях Левитана, Поленова, Ге и других очень известных художников. Конечно же, такие люди не могли не оказать влияния на становление Бориса как личности и творца.
Он получил прекрасное образование и был очень способным учеником. Его родители были приверженцами иудаизма, а потому он был освобожден от посещения занятий по изучению закона Божьего.

Интересно, что позднее он станет христианином. Причины изменения религиозных взглядов писателя неизвестны, исследователи стараются разобраться в этом до сих пор.
В юности Пастернак занимался самыми разными видами художественной деятельности. Он писал музыку, рисовал, изучал историю и даже поступил на исторический факультет университета Москвы в 1908 году, где проучился три года. В 1912 году он увлекался философией, прожил какое-то время в Маргбургском университете.
Борис вернулся в Москву в 1913 году и сразу же публикует несколько своих стихотворений в коллективном сборнике “Близнец в тучах”. Это были первые подростковые стихи, которые наполнены лирикой, но еще не совершенны в техническом плане. Вплоть до 1920 года Пастернак считал свое увлечение литературой лишь развлечением, он и не думал о литературной карьере. Он служил государству, открыл собственный бизнес, но ни одно его предприятие не увенчалось успехом.
В 1921 году его жизнь изменилась. Русская интеллигенция с трудом переживает постреволюционные события, его семья иммигрирует в Германию. Он сам остался в Москве, где встретил молодую художницу Евгению Лурье. Он женился на ней, в браке родился сын Евгений, но сам брак не был счастливым и через девять лет распался. В 1922 году Пастернак выпустил сборник “Сестра – моя жизнь”, который сразу же получил восторженные отзывы от читателей и критиков. В 1923 был опубликован сборник “Темы и Вариации”, а затем и цикл стихов “Высокая болезнь”, который вышел в свет в 1925. Не все его произведения были успешны. Весьма холодно отнеслись современники к его стихотворному роману “Спекторский”.
Ближе к 30-м годам Пастернак начал увлекаться прозой. В 1928 увидела свет его автобиография “Охранная грамота”, которая стала откровением на тему духовных поисков. В этой же книге он очень категоричен в определении собственной позиции в обществе и искусстве.
Все это время к нему с благосклонностью относится советская власть, критики нахваливают его мастерство, а сам он является членом ССП. Сам Сталин относится к нему лояльно. В 1932 году Пастернак встретил свою любовь – Зинаиду Нейгауз.
В этот период покоя и успеха арестовывают мужа и сына Анны Ахматовой, с которой поэт дружил. Он отправил Сталину свою новую книгу с небольшой запиской, в которой выразил свою надежду на освобождение этих людей. Это сразу же напрягло отношения между Пастернаком и властью. В 1937 году он пошел на откровенный конфликт с правящей партией, отказавшись подписать письмо от творческой интеллигенции, которое одобряло расстрел Тухачевского.
Пастернак в этот же период начал работать над переводами классики английской и немецкой литературы, он переводит на русский “Гамлета”, “Фауста” и много других произведений. Его варианты перевода до сих пор считаются почти эталонными. В 1943 году во время войны он выпустил свой сборник “На ранних поездах”. Во время самой войны он постоянно работал и сделал несколько важных переводов.
После окончания войны он начал работу над своим грандиозным творением. Его “Доктор Живаго” является одним из символов русской литературы, который узнаваем по всему миру. Это наследие сравнимое с самыми грандиозными литературными памятниками мировой культуры, с “Войной и Миром” Толстого или “Божественной комедией” Данте Алигьери. Роман “Доктор Живаго” был под запретом в Советской России, но был издан и с большим успехом распродан в Италии и Англии на английском языке. В 1988 году, уже в постперестроечный период, “Доктор Живаго” наконец был опубликован и в России.
Большим ударом по душевному здоровью писателя стало его награждение Нобелевской премией по литературе, от которой он был вынужден отказаться под давлением власти. Советская власть не любила великого писателя, он был совершенно чужой для советской культуры. Умер Пастернак 30 мая 1960 года. Пастернак сделал большой вклад в мировую культуру, он сделал несколько очень важных переводов с иностранных языков, которые имеют непереоценимое значение для русской литературы.
Важные вехи жизни Бориса Пастернака:
– Публикация первых стихов в общем сборнике “Близнец в тучах” в 1913
– Переезд семьи Пастернака в Берлин в 1921
– Сборник стихов “Моя сестра – жизнь” и женитьба на Евгении Лурье в 1922
– Публикация повести “Охранная грамота” и женитьба на Зинаиде Нейгауз в 1932
– Завершение и иностранные публикации романа “Доктор Живаго” в 1955
– Исключение из ССП и отказ от Нобелевской премии по литературе в 1958
Занимательные факты из биографии Бориса Пастернака:
– Пастернак написал две прелюдии и сонату для фортепиано в юношеские годы увлечения музыкой
– В 1903 году Пастернак во время катания на лошади упал и сломал ногу. Кость срослась неправильно и он на всю жизнь сохранил едва заметную хромоту, которую он тщательно скрывал от окружающих, этот дефект стал причиной освобождения от службы в армии
– Творчество Бориса Пастернака не было включено в школьню программу вплоть до 1989 года. Впервые строки его стихотворений для широкой публики прозвучали в кинофильме Эльдара Рязанова “Ирония Судьбы или с легким паром”, что было своеобразным вызовом официальной власти
– Дача Пастернака в Переделкино была отобрана у его семьи в 1984.


Другие работы по этой теме:

  1. Борис Леонидович Пастернак – родился в Москве в семье академика живописи Л. О. Пастернака и Р. И. Пастернак, до замужества бывшей профессором Одесского отделения...
  2. “Второе рождение” С конца 1920-х годов особенно ощутимыми становились изменения политического климата в стране: первые политические процессы, бесчеловечная коллективизация, сгущающаяся атмосфера всеобщей подозрительности. Разнузданность Рапповской1...
  3. Я б разбивал стихи как сад… Б. Пастернак Когда Пастернак, сам великолепный музыкант, обращается к теме музыки, особенно к боготворимому им Шопену, то накал его...