Здоровье

Эстрадный вокал. Виды вокала Несколько упражнений для постановки вокального дыхания детей

Эстрадная музыка никогда не отличалась стабильностью: то, что было модно несколько лет назад, через некоторое время уходит «на свалку истории», героев прошлых лет сменяют новые, и многое подчинено единственной цели — популярности. Особенно разителен контраст между вокальным искусством периода СССР и экспериментами в области «звукоизвлечения» постсоветской России.

Но обучение эстрадному вокалу — дело серьезное и не подстраивающееся под мимолетную моду и благосклонность массового слушателя. В музыкальных школах, студиях, творческих объединениях нашего города в первую очередь ребят учат нотной грамоте, технике пения — то есть опытные педагоги прививают детям правильный музыкальный вкус, а не «пичкают» их приемами, с помощью которых можно «раскрутить» свой голос так, чтобы понравиться продюсерам.

В ходе занятий юные солисты, кроме всего прочего, знакомятся с основами сценической подготовки, историей и теорией музыки. Все это, безусловно, помогает сформировать и эстетический вкус мальчиков и девочек. Эстрадный вокал благоприятно влияет на здоровье, улучшает дыхательную систему, сводит на нет проблемы, связанные с неуверенностью и стеснением.

Несколько упражнений для постановки вокального дыхания детей

Хорошее, сильное, правильное дыхание - это необходимая составляющая занятий вокалом. Самыми простыми и общедоступными считаются следующие: «насос» - ребенок надувает несуществующий воздушный шар и «ветер» - учащийся изображает порывы ветра, от отрывистых до ровных. Также можно задуть воображаемую свечу до полного выдоха или ненадолго задерживать дыхание между выдохом и вдохом.

Особенности эстрадного вокала

Эстрадной музыке свойственна легкость, доступность и сочетание разных музыкальных стилей. В эстрадной песне можно разглядеть и джазовые, и фольклорные мотивы, и элементы поп и рок-музыки. Доступность восприятия эстрадной музыки обеспечивает открытость и естественность звуков. Но не стоит полагать, что работа в эстрадных жанрах не требует обучения, что стать певцом может любой мало-мальски талантливый человек. Также как в академическом пении, в эстрадном не обойтись без опоры звука, правильной позиции, особого дыхания, певческих навыков. Диапазон технических приемов очень широк. Эстрадный исполнитель не скован рамками канона, как академический певец или исполнитель народных песен. Вокалист постоянно ищет свой оригинальный звук и свою манеру исполнения. Только так эстрадный певец становится узнаваемым и популярным. Поэтому научиться петь в эстрадной манере еще не значит стать популярным. Не менее важен сценический образ певца - характерное только для него артистическое амплуа. Красивый эстрадный голос рождается не сразу. Пусть певца к зрителю такой же сложный и тернистый, как у любого другого артиста.

Какой микрофон называется динамическим?


Эстрадным вокалом занимаются и дети, и взрослые, и практически каждый хотя бы раз пользовался микрофоном. В их ряду особое место занимают динамические. В чем же их особенность? Начнем с того, что такой микрофон считается оптимальным вариантом для тех, кто выступает перед большой аудиторией на концертах. Корпус устройства массивен, а также на нем имеется особое крепление для удобного держания. Рабочая основа таких микрофонов - комбинация катушки индуктивности и мембраны, которая является чувствительным элементом. Звуковой сигнал изменяет напряжение катушки под действием мембраны и ее колебаний. При этом катушка испытывает на себе постоянное действие магнитного поля.

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области музыкального искусства: "Академический вокал", "Эстрадное пение".

В соответствии с Государственным заданием Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств
имени И.С.Козловского" набор детей в 1 класс по данным программам с 1 сентября 2014 года не производится. Образовательный процесс в 2018-19 уч.г. проводится исключительно с V по VII (VIII) классы.

Срок обучения – 5 и 7 лет

Изучаемые дисциплины: специальность (вокал) – 2 раза в неделю, слушание музыки – 1 раз в неделю, хор – 1 раз в неделю, сольфеджио 1 раз в неделю, музыкальная литература – 1 раз в неделю, общее фортепиано – 1 раз в неделю. Обучение проходит в соответствии с государственными учебными планами и образовательными программами.

Образовательные программы:

Академическое пение

  • Академическое пение. 5 и 7 лет
Эстрадное пение
  • Эстрадный вокал. 5 лет

По всем предметам ведется контроль над успеваемостью учащихся: промежуточные и годовые аттестации, выпускные экзамены. В результате освоения комплексной образовательной программы в области музыкального исполнительства учащиеся получают общее музыкальное образование. Выпускники V класса (5-летний срок обучения) и VII класса (7-летний срок обучения), освоившие образовательную программу в полном объеме и прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими полный курс учебного заведения. Им выдается документ об окончании Детской школы искусств имени И.С.Козловского, подтверждающий получение дополнительного образования в области музыкального искусства.

Пение и здоровье

Медики давно обратили внимание: пение, в особенности занятия вокалом, оказывает на здоровье самое благотворное влияние. Человек поющий умеет расслабляться, меньше подвержен депрессиям.

"Искусство пения – это правильно дышать", – так говорили еще во времена старой итальянской школы вокала. И это действительно так. Когда человек поет, то у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что в комплексе улучшает дренаж легких.

При бронхитах, бронхиальной астме и пневмонии происходит перевозбуждение симпатической нервной системы, которая отвечает за работу внутренних органов. Когда человек вдыхает, а потом задерживает дыхание – что, собственно, и наблюдается при пении – то этот отдел нервной системы активируется и начинает лучше работать.

Известна методика лечения бронхиальной астмы при помощи обучения пению. В практике многих преподавателей, специализирующихся на хоровом искусстве, отмечались случаи полного исчезновения приступов у больных детей. И уже никого не удивляет, когда ребенка с таким диагнозом врачи направляют петь в хоре. Пение не только избавляет от приступов этого недуга, но и излечивает его.

Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний. Пение здесь необходимо как воздух, так как оно "прокачивает" трахею и бронхи, отлично вентилирует и тренирует легкие. Так, у людей систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается. От этого запас прочности организма становится значительно больше.

Пение способно предупреждать респираторные инфекции, защищая верхние дыхательные пути от инфекций. Когда человек поет, он воздух вдыхает быстро, выдыхание же происходит медленно. Содержание в крови кислорода снижается, а углекислого газа – увеличивается. Последний в этом случае становится раздражителем и "подстегивает" иммунитет. При регулярных занятиях вокалом, повышается уровень иммуноглобулина и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета.

Те люди, которые желают обучаться в школе вокала Ларисы Кудрявцевой, чтобы петь на сцене, имеют уникальную возможность записаться на эстрадное пение. Эти уроки позволят обучиться всему, что потребуется для того, чтобы стать сильным вокалистом. В области эстрадного вокала можно создать множество различных образов, поскольку на эстраде представлено разнообразие стилей:

  • джаз;
  • шансон;
  • народные песни.

Посещая уроки эстрадного вокала, можно развить свои музыкальные способности, поставить голос, улучшить дикцию и артикуляцию, достичь эмоциональной выразительности, подобрать репертуар и разработать персональный имидж. Возможности сцены позволяют создать практически любой образ, поскольку эстрадный вокал – гибкий жанр, очень яркий, эмоциональный и многогранный.

Особенности эстрадного пения

Наша студия эстрадного пения позволяет любому вокалисту продемонстрировать свой голос. Отличие от академического заключается в том, что для вокала эстрады нужен звук более естественный и открытый, применяется более доступная форма и манера исполнения. Песни этого направления имеют светский характер и определенные законы исполнения. Цель любого певца эстрады – поиск собственного звука и создание оригинального сценического образа.

Обучение эстрадному пению включает ряд техник и приемов:

  • расщепление – к чистому звуку добавляется другой звук, например, шум;
  • драйв – хрип, рев, дэт-вокал, гроулинг
  • субтон – исполнение песен с придыханием;
  • обертоновое пение – своего рода «горловое пение»;
  • глиссандо – переход с одной ноты на другую очень плавно;
  • фальцет – пение высоких нот с расширением голосового диапазона;
  • йодль – переход «с опоры» на фальцет;
  • штробас – пение очень низких нот.

Прежде чем разучивать песни и подбирать репертуар, педагог по эстрадному вокалу должен поставить ученику голос, а потом уже выбирать композиции и выполнять различные вокальные техники. Все это поможет правильно сформировать ваш голос и сценический образ, который будет интересным и узнаваемым.

В эстрадном пении самое важное – это голос, и с учетом его возможностей подбираются техники и произведения, которые будет исполнять вокалист. Важно определить тембр, диапазон и развивать силу звучания голоса. Наши педагоги помогут вам научиться правильно владеть голосом. Для этого нужно в начале занятий правильно распеваться, выполнять упражнения на улучшение дикции, развивать диапазон, делать упражнения для артикуляции.

Эстрадное пение – это объемная обучающая программа. Для усиления эффекта вам стоит посещать еще и другие занятия, такие как актерское мастерство и помощь психолога, чтобы поработать над своей артистичностью, подобрать образ, стать увереннее и правильно подать себя на сцене.

Если вы не можете определиться, каким именно вокалом вам заняться, эстрадный вам точно подойдет, так как представляет широкое разнообразие стилевых направлений, и образ на себя можно применить любой. Необходимо для себя определить, какие песни вам лучше даются, какие композиции подобрать, как воплотить ту или иную идею. Следуя советам наших педагогов, вы сможете в полной мере раскрыть свой талант и научитесь красиво петь. Даже если у вас небольшой голос, при правильной его постановке он будет звучать сильно.

СТОИМОСТЬ индивидуальных занятий:

2000 руб. - стоимость одного урока за академический час (45 мин);

1500 руб. - цена урока, при условии единовременной оплаты 10 уроков*;

1300 руб. - цена урока для школьников, при условии единовременной оплаты за 12 уроков и посещения занятий 3 раза в неделю (стоимость за месяц = 15600 руб.)**

Стоимость урока вокала у некоторых педагогов может быть выше, уточняйте у администратора.

Внимание!

Расписание составляется индивидуально!

Мы работаем с 10 до 22 ч ежедневно.

Уроки вокала можно переносить, предупреждая не менее чем за 5 часов до назначенного урока, если ученик предупреждает менее чем за 5 часов до урока, этот урок должен быть оплачен.

* при оплате 10 уроков вокала абонемент должен быть использован в течении 2 месяцев.

**цена действительна для школьников, если уроки будут с 10.00 до 18.00, пропустить по уважительной причине можно 1 урок в течение месяца. На уроки в вечернее время с 18 до 22 эта скидка не распространяется.

Уроки эстрадного вокала с нашими преподавателями откроют вам много нового: вы не только разовьете свой голос и разучите эстрадный репертуар, но и научитесь отделять хороший вокал от плохого, качественный от некачественного. И сами сможете стать образцом для подражания. Мы научим вас управлять своим голосом и придавать ему различные краски и оттенки, увеличим ваш вокальный диапазон и, конечно, разовьем индивидуальный тембр голоса, который с каждым уроком вокала будет все интереснее слушателям.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы!

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

Постановка дыхания на уроках эстрадного вокала

Правильная постановка дыхания – это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Правильное использование дыхательного аппарата дает возможность не только петь на одном дыхании длинные фразы, но, главное, открывает новые возможности для вашего голоса. Использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время эстрадного пения снимает нагрузку и давление (зажим) с мышц горла. За счет этого горло никогда не устанет, вы не сможете сорвать голос и дадите ему возможность развиваться и вверх, и вниз одинаково легко. На уроках вокала вы освоите специальные упражнение на развитие мышц, отвечающих за опору при пении. Более подробно об этом читайте на странице Постановка дыхания.

Постановка голоса и его развитие на уроках эстрадного вокала

Чем отличается постановка голоса для эстрадного вокала от постановки голоса для других видов пения на наших уроках вокала, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для эстрадного пения, и упражнения, подготавливающие голос к джазовому пению или академическому вокалу, - одни и те же. Но в разных видах пения используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения. Без специального тренинга на уроках вокала вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники. А значит, сможете петь только самые простые (часто примитивные) эстрадные песни при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения – полуречитативная. Качественный же эстрадный вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения.

Часто на первом этапе обучения эстрадному вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с нашими преподавателями академического вокала. Ведь, выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на занятиях вы его правильно тренировали. Современных же эстрадных исполнителей чаще всего без микрофона не услышишь вообще. Потому что они с самого начала приучены к пению в микрофон без опоры, без правильной постановки голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках эстрадного вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробнее об этом читайте в статье Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала.

Нашими специалистами разработана специальная эффективная методика обучения вокалу, которая позволит вам добиться очень хороших результатов за меньшие деньги! Подробнее об этом читайте на странице “Уроки вокала дешевле!”

Вокальные приемы пения в эстрадном вокале

Самый простой прием в эстрадном пении (как и в академическом пении) и самый сложный одновременно – это кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena - пение), что значит максимально певучее звучание, плавный ровный переход одного звука в другой. Это базовый прием, то, что вы начинаете отрабатывать уже на первых уроках эстрадного вокала. Только после того, как вы освоите этот прием пения, можно переходить к разучиванию других приемов пения. Кантилена переводится как пение. Пение это как раз и есть владение плавным и певучим звучанием голоса.

В современной эстрадной музыке есть много направлений, которые предполагают владение другими различными приемами пения:

Рэп – это ритмичный речитатив на фоне инструментального сопровождения. Партия солиста – рэпера предполагает виртуозное владение голосом в пределах разговорного диапазона. Часто непрофессиональный подход исполнителя к речитации приводит к тому, что голос садится и начинает болеть горло. Призываем вас отнестись к этому серьезно и освоить другую манеру речитации, с помощью которой полностью снимается нагрузка с горла. На уроке эстрадного вокала наш преподаватель поможет вам освоить приемы чтения рэпа.

Р’н’Б (R&B) музыка использует мягкий мелодичный вокал, идущий от манеры пения афроамериканцев. В сравнении с обычной поп-музыкой требует более виртуозного владения голосом, большой подвижности голоса.

Соул – одно из направлений джазовой музыки. В современной эстрадной музыке спокойного, размеренного характера часто можно услышать влияние этого джазового стиля. Соул опирается на блюзовую гамму и блюзовые гармонии, отсюда вокальные приемы исполнения – соскальзывающие интонации, заниженные ступени звукоряда, глиссандо и т.д.

Рок, метал – такие стили, как: дэт-, блэк-, трэш- и дум-металл, грайндкор, дэткор, скримо, эмокор, подразумевают владение гроулингом и скримингом (читайте на странице Виды пения). С нашими преподавателями пения на уроке эстрадного вокала вы без труда освоите эти вокальные приемы.

Не забывайте, что любые вокальные приемы следует осваивать только после того, как вы овладели правильной постановкой чистого голоса!

Нужно ли развивать слух для занятий эстрадным вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом,джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься эстрадным вокалом, вам обязательно нужно осваивать музыкальную грамоту и развивать музыкальный слух. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие музыкального слуха.

Как строятся уроки эстрадного вокала

Главный этап обучения эстрадному вокалу – овладение вокальным дыханием (см. статью Постановка дыхания) и развитие голоса (см.статью Развитие голоса). Если вы хотите научиться петь, то нельзя пропускать этот очень важный этап обучения эстрадному вокалу. На уроке эстрадного вокала постановкой вашего дыхания и голоса занимается профессиональный педагог вокала. Итак, первая и основная часть урока эстрадного вокала посвящена специальным вокальным упражнениям, на которых выстраивается ваше дыхание и голос. Подробно о постановке дыхания и постановке голоса читайте на странице Постановка дыхания и постановка голоса.

После усвоения основополагающих принципов эстрадного пения на наших уроках вокала, вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники эстрадного пения: эстрадные песни рок, поп и других направлений, романсы, песни из кинофильмов и мультфильмов. Именно этот репертуар вы будете осваивать на уроках эстрадного вокала. Освоение репертуара по эстрадному вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент.

Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала

Работу с микрофоном мы советуем начинать только после хорошего усвоения основных принципов пения: постановки голоса и дыхания. Если вы можете петь без микрофона сильным ярким и свободным голосом без устали, то с микрофоном вам петь не составит никакого труда вообще, ведь он облегчает процесс пения. На наших уроках эстрадного вокала вы получите необходимые навыки пения с микрофоном, а также опыт записи своего вокала в профессиональной звукозаписывающей студии. Подробно о работе с микрофоном читайте на странице Работа в студии для записи вокала.

Выступления на концертах

Эстрадный репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению эстрадной музыки. Концертное выступление – важный этап обучения эстрадному вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат обучения вокалу.

Основы вокального мастерства

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора *(«*» - см. словарь терминов) звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Главное же отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного вокала заключается в другом - в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста.

Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном* технических приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет большое значение внятная дикция* , поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни.

Также особенность эстрадного пения заключается в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.

В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других - результатом долгого и кропотливого труда.