Инф. технологии

Фактура и рельеф в скульптуре. Термин и понятие в изобразительном искусстве

Рельеф, скульптурное изображение на плоскости

Рельеф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного , рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение.

По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф, или рельеф "en creux" - анкрё, то есть вырезанный на плоскости контур) получил распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углубленного рельефа является так называемый контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа . Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии , Индии , Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельеф на фронтонах, метопах и фризах

В изобразительном искусстве скульптура является одним из видов искусства, произведения которого имеют объем и трехмерную форму, которую можно разместить в реальном пространстве интерьера и экстерьера. "Искусством отсекать лишнее" назвал Микеланджело скульптуру в камне и мраморе. Скульптор, выполняя лепку произведения в мягком материале, создает объемную скульптурную пластическую форму, а затем переводит ее в камень путем отсекания лишнего, создавая из бесформенного блока прочнейшего материала, произведение скульптурного искусства.

Имеются две разновидности скульптуры: круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности скульптуры разделяются по своему назначению на станковую, монументальную и монументально-декоративную.

В учебном процессе студентов специальности «Преподавание изобразительного искусства» скульптура занимают одно из значимых мест. Данная дисциплина носит практический характер, и специфика её - это сочетание эстетической и производственной деятельности студентов.

Занимаясь скульптурой, студенты значительно повышают свой художественный уровень, овладевают навыками работы с различными материалами и инструментами, развивает чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер, способность к тонкой ручной работе.

Изучая скульптуру, студенты познают образный язык, который выражается в динамике и пластике, развивают чувство композиции, осваивают технические возможности перевода произведений в материал. Они получают прочные теоретические знания, практические профессиональные умения и навыки в овладении высоким скульптурным мастерством, а так же познать основные лепные и скульптурные процессы: выполнение моделей из пластичных материалов (пластилин, глина). Они учатся изготовлять каркас и лепить объемную скульптуру малых форм.

Весь учебный процесс по скульптуре ориентируется на государственный образовательный стандарт, по которому студенты должны изучить основные законы построения формы с учетом тектоники. Познать особенности работы с материалами разной природы, познакомиться с основными средствами выразительности в скульптуре (соотношение объемов, тяжесть, пластичность масс, соразмерность и пропорциональность частей к целому), влиянием света на восприятие зрителем объема поверхностей.

Большое внимание в обучении скульптуре отводится выполнению ряда заданий раздела «Рельеф».

Рельеф - один из видов скульптуры, передающий двухмерное пространство, располагающееся на плоскости. Все пространственные отношения пластичных рельефных форм могут передаваться условно, как бы постепенно сокращаясь и уплощаясь. Студенты, выполняя лепку рельефа, накладывают на фон слабо выступающие изображения в зависимости от темы: натюрморт из предметов быта, пейзаж с архитектурой, или же элементы розеток.

Студенты должны понять, что основными выразительными средствами рельефа является развертывание композиции на плоскости фона, с возможностью построения пространственных планов изображения с передачей пространственных отношений глубины пространства, и создания разнообразных пространственных иллюзий.

Необходимо хорошо изучить и познать назначение и возможности применения видов рельефов: низкий рельеф - барельеф и высокий рельеф - горельеф. Применение барельефа: медальерное и прикладное искусство, в архитектуре. Изображение поверхности барельефа рассматривается с близкого расстояния, оно сильно уплощено, выступая меньше своего объема на половину. Горельеф же воспринимается с больших от зрителя расстояний, он мало уплощен и поэтому в основном применяется в архитектуре.

Студентам необходимо изучить аналоги зрительного ряда рельефного искусства, созданных скульпторами - классиками, что бы познать техники рельефной пластики и научиться их применять при выполнении своих рельефов учебных заданий и творческих рельефных работ.

В процессе изучения аналогов, студенты увидят, что по художественно-изобразительным признакам все виды рельефа могут быть выполнены в различных манерах и технических приемах. В основном скульптора выполняют рельефы в реалистическом решении, или с применением метода стилизации, передавая различные сюжеты - тематические композиции, а так же композиции из природных форм, композиции в орнаменте с применением геометрических фигур.

При лепке рельефа, студенты должны применять те, или иные приемы, которые необходимы им для передачи композиционной идеи, передавая наибольшую ассоциацию, эмоциональную выразительность, образность и фактуру.

Чтобы приобрести теоретические знания о рельефе, практические умения, навыки и приемы по решению своих композиционных идей, студентам необходимо выполнить ряд учебных заданий: рельеф - копию классической розетки, разработать свою творческую розетку, применяя полученные навыки при копировании с изучением техники выполнения рельефной пластики, рельеф натюрморта из нескольких предметов различной формы.

Для закрепления полученных теоретических знаний по видам рельефа, студенты выполняют практическую работу в пластилине по копированию рельефа классической розетки несложной стилизованной формы.

Перед началом работы преподавателю необходимо провести вступительную беседу, в которой он объясняет студентам суть выполнения данного задания, рассказывает о целях и задачах по ведению работы, методах и этапах процесса лепки, как пользоваться скульптурными и мерительными инструментами.

Доводит до студентов содержание работы:

1) подготовка основы из материала ДВП или ДСП в размер гипсового орнамента, который студент выбирает для копирования;

2) на поверхность основы необходимо нанести пластилин толщиной 3-5 мм, и выполнить поверхность для розетки - плинт. Поверхность плинта идеально отгладить широким стеком, или шпателем.

3) Выполнение графического шаблона копируемой розетки, который переводится на подготовленный плинт с помощью острого конца иголки;

4) плинт с нанесенным рисунком устанавливается в наклонном положении на скульптурный станок и начинается лепка в пластилине копии с гипсового образца;

5) перед началом работы необходимо внимательно изучить всю поверхность рельефа копируемого образца, определить уровни плановости элементов рельефной формы;

6) затем небольшими кусками пластилина прокладывается весь рельеф.

Преподаватель должен руководить процессом работы студентов, давать практические советы, отвечать на возникающие вопросы, оказывать практическую помощь.

Иногда несколько студентов копируют одну и ту же классическую розетку. Приходиться периодически ее двигать от одного студента к другому, что бы сделать замеры высот элементов розетки, а это вызывает большие неудобства. Поэтому преподаватель может предложить студентам метод лепки высоты уровней элементов розетки, с использованием столбиков - ориентиров высот, устанавливая их в основных точках выполняемого рельефа.

Для ведения процесса лепки необходимо работать с использованием измерительных инструментов (линеек, циркулей и т.д.), уточняется высота всех поверхностей рельефа, ширина всех элементов, после чего следует приступить к доводке поверхностей до характерной формы.

Студенты в процессе выполнения задания по копированию классической розетки, практически изучают технику выполнения лепки, приобретая умения и навыки по ведению всех этапов работы. Полученный практический опыт, они могут применить при создании последующих учебных и творческих скульптурных работ.

Выполнив лепку - копию классической розетки, студенты получили не только теоретические знания о виде скульптуры - рельеф, но и что очень важно, приобрели умения, навыки по лепке рельефа, изучили и познали технику рельефной пластики.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, студентам необходимо разработать и выполнить каждому свою творческую композицию рельефа в пластилине. Замыслом скульптурного рельефного решения педагог может предложить растительные формы: листья, цветы, плоды, используя метод стилизации, компонуя выбранную форму в квадрат, прямоугольник, многоугольник, овал, круг.

Перед началом работы педагог должен рассказать об этапах работы над рельефом, представить зрительный ряд аналогов уже существующих розеток. Самым важным и ответственным этапом должен являться этап создания графического эскиза розетки, который создается в результате графической поисковой работы и отбора наиболее удачного решения. Педагог оказывает студентам помощь в отборе, дает необходимые советы и пожелания, нацеливает их на выполнение фор - эскиза в пластилине.

Важность и необходимость выполнения фор - эскиза заключается в быстром и правильном нахождении всех планов и уровней будущей творческой розетки. Данная работа должна проводиться под руководством педагога, который помогает студента принять верное решение. Одобренный педагогом фор - эскиз, дает возможность студенту применить его для выполнения творческого рельефа.

Студенты должны в процессе работы над рельефом применить полученные ими знания, практические умения и навыки, которые они приобрели при копировании классической розетки. Поэтому они, выполняя лепку своего творческого рельефа, применяют все изученные этапы ведения работы.

Процесс выполнения студентами лепки творческой розетки должен проходить под руководством педагога. Он дает им необходимые советы, отвечает на возникающие вопросы, а так же показывает практически как лепить те, или иные элементы розетки.

После окончания работы над розеткой, необходимо педагогу сделать просмотр и выделить лучшие работы. Данное задание желательно перевезти в промежуточный скульптурный материал - гипс. Выполнение формовки и отливки из гипса позволит студентам освоить эту технику, и в дальнейшем применять ее в своем профессиональном и творческом труде.

Большое значение для дальнейшего изучения вида скульптуры - рельеф, имеет выполнение задания по лепке рельефа натюрморта. Поэтому преподавателю необходимо установить натюрморт из предметов быта различной формы с несложными складками, продумать цели и задачи процесса работы, этапы ведения и методы выполнения с передачей характерных объемов, используя изученную рельефную пластику при лепке - копии розетки.

Все эти требования педагог доводит до студентов во время вступительной беседы, дает ответы на возникшие вопросы. На доске мелом выполняет конструктивное построение всех элементов натюрморта, показывает примеры композиционного решения постановки в формате плинта.

Затем студенты приступают к работе, выбирают места и выполняют эскиз натюрморта карандашом на листе бумаги. Педагог проверяет правильность компановки и утверждает эскиз в работу. Ему необходимо убедиться, что студенты в эскизе изобразили правильное нахождение стола с учетом перспективы, нахождение предметов на столе с правильной передачей формы, пропорций, уровней стояния относительно друг друга, взяли интересное решение складок тканей, определили и правильно выбрали формат.

Педагог предлагает студентам выполнить небольшой фор - эскиз в пластилине и объясняет о цели и задачах его в работе над натюрмортом.

Студенты выполняют фор - эскиз, где выбирают вид рельефа (барельеф, горельеф), находят планы всех элементов натюрморта в рельефе, решают рельефную форму предметов, складок, применяя законы перспективы. Педагог утверждает фор - эскиз и студенты приступают к лепке рельефа натюрморта.

Студентам необходимо выполнить лепку плинта - основы рельефа; плинт набирается 5-8 мм толщиной, что дает возможность выполнить рельеф складок, углубляясь в плинт;

Затем стеком наносится рисунок натюрморта на плинт и начинается лепка рельефа предметного стола с учетом перспективы, на котором будут располагаться предметы натюрморта.

Лепка рельефа начинается небольшими кусочками пластилина, которыми набирается объем всех элементов натюрморта с учетом выбранных планов рельефа, от нижнего плана до верхних поверхностей. Педагогу необходимо помогать студентам, правильно задавать высоту объема предметов и складок соизмеримо друг с другом, чтобы планы рельефа решились правильно.

Лучше начать решать рельеф складок, чтобы правильно задать фон, на котором располагаются предметы натюрморта. В период работы над рельефом предметов, преподавателю нужно напомнить студентам, как выполнять высоту рельефности предметов в зависимости от их плановости.

Предметы прямоугольной формы набирают с учетом перспективы схождения сторон во фронтальной или угловой перспективе, правильно передавая раскрываемость всех сторон.

Педагог на доске мелом показывает, как нужно выполнить рельеф округлых предметов (кувшин, горшок и т.д.), что бы за их боковой поверхностью появилось пространство.

Обычно студенты набирают рельефный объем округлых предметов не правильно. В горельефе по намеченному рисунку округлого предмета на плинте, они начинают выполнять сразу округлую поверхность предмета, которая является передней, то есть передают только половину предмета. Вторая же половина, которая задняя, располагающаяся к плинту не ощущается, ее как бы нет - она находится в плинте. Создается впечатление, что в рельефе натюрморта мы видим только половину округлого предмета быта, а другой вообще нет.

Поэтому педагогу необходимо доходчиво объяснить, а может быть даже и показать, как нужно лепить объемную форму в рельефе округлого предмета быта. Очень подробно и доступно по этапам он объясняет этот процесс лепки.

Сначала набирается в объеме нижняя, то есть задняя от первого плана объемная половина предмета под прямым углом к плинту. Затем округло передается передняя половина на необходимую высоту рельефа. После того, как появится рельефная верхняя поверхность предмета, начинают прорезать стеками округло перпендикулярно вылепленную боковую поверхность задней части объема предмета, т.е. выполняя задний полуовал формы предмета.

Таким образом, передний и задний полуовалы создадут рельеф всего округлого предмета. Если мы сделаем его горизонтальное сечение, то это сечение должно быть по форме правильного овала.

Педагог должен объяснить как нужно лепить присутствующие в натюрморте овощи или фрукты. Лучше это показать практически. Студентам сразу все будет понятно.

Особое внимание нужно уделить этапу последнему, то есть завершению лепки рельефа. Здесь студенты должны заняться уточнением рельефной формы всех элементов натюрморта, передачи характера формы, глубины пространства в рельефе, цельности всей рельефной скульптурной пластики.

ПО окончанию процесса работы над рельефом натюрморта, педагогу нужно сделать просмотр выполненных рельефов натюрморта, провести обсуждение, выделить лучшие работы студентов.

Студенты в процессе выполнения данных трех заданий изучили на практике методы ведения лепки рельефа, познали технические приемы решения поверхности выполняемого им рельефа, используя изученные навыки рельефной пластики, научились работать начальным скульптурным материалом - пластилин, применяя грамотно и профессионально рабочие и мерительные инструменты.

Самым сложным в процессе ведения лепки рельефа является умение передавать объем элементов рельефа в зависимости от глубины пространства, перспективу и плановость передаваемой композиции. Студенты должны понять и научиться уплощать объемные формы в рельефе, располагая их по планам расположения на предметной плоскости. Поэтому лепка рельефа натюрморта из предметов быта дает студентам возможность этому научиться и выполнять грамотно.

Педагог должен проделать большую методическую работу в усвоении студентами теоретических знаний, умений и навыков по правильному ведению практической работы над рельефом, давать в полном объеме всю информацию о методах и техниках ведения лепки рельефной поверхности, отвечая на возникающие у студентов вопросы. В случае необходимости самому показывать практически, как необходимо лепить в рельефе ту, или иную объемную форму.

Огромное значение в объяснении методов ведения процессов работы над заданиями по выполнению рельефа имеет умение педагога вести объяснение на школьной доске мелом. Педагог должен очень хорошо владеть педагогической графикой. Выполненные педагогом на доске рисунки и схемы по грамотному ведению работы над рельефом, позволяют студентам освоить и понять как нужно правильно компановать рельеф и лепить ту, или иную объемную рельефную форму.

Перед началом работы над лепкой рельефа, педагог должен обязательно провести вступительную беседу с показом лучших рельефных работ, хранившихся в методическом фонде, а так же иллюстраций рельефов с произведений скульпторов - классиков.

Значимость данной работы очень велика для освоения последующих заданий, таких как медальерное искусство, где познаются законы построения рельефа медали, лепки рельефа пейзажа с архитектурными формами и других. У студентов повысился их профессиональный эстетический уровень в познании окружающей их реальной действительности, появились теоретические знания, практические умения и навыки работы со скульптурными материалами и инструментами, любовь к тонкой ручной работе, зародилась творческая личность художника - творца.

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
И.Дворкина

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Джакомо Манцу. «Смерть Авеля» Врата смерти

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».

Возможности рельефа .

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома... Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени...

Живописный рельеф .

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.

«Божественная игра теней»

Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.


Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы .

С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.

Наталья Сокольникова.

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло , является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

Рельеф в скульптуре обновлено: Апрель 24, 2017 автором: Глеб

Релье́ф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief - высокий рельеф) - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
Контррельеф (от лат. contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) - вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.