Психология

Фантастика в сказке снежная королева. Конспект урока по литературе на тему "Х.К.Андерсон

Главная идея сказки Андерсена «Снежная королева» — это любовь.

Основная мысль в том, что настоящее чувство способно помочь преодолеть невозможное, даже чудо способно сотворить. Преданность, дружба и самоотверженность преодолевают все преграды и способны растопить даже самое холодное сердце.

Почему сказка «Снежная королева так называется?

Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.

Девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.

«Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке

Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Разделы: Литература

Класс: 5

Тип урока: обобщение изученного с элементами лекции и инсценирования.

Цели:

  • обобщение и углубление изученного по творчеству Х.К.Андерсена с учетом литературоведческих знаний; обучение умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературных произведениях;
  • развитие монологической речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитание у учащихся доброты, самопожертвования, сострадания.

Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках “Вальса – фантазии” Глинки, который вы только что услышали.

Слово учителя.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

Так, через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

И Андерсен сумел в своих сказках соединить, казалось бы, несоединимое – фантастический и реальный мир.

А что такое реальный мир? Нас с вами окружает реальный мир: класс, знакомые и незнакомые лица, книги. Но вот мы пришли домой, открыли книгу – и попали в фантастический мир, мир морских чудищ, русалок и сказочных существ.

Знаменитые сказочники очень многое взяли из фольклора: мифов, сказок, обычаев. Не боялся делать этого и Андерсен. Он знал рассказ о русалке, которая якобы заплыла за прорванную штормом дамбу у голландского города Эдем и была поймана, жила в монастыре города Харлема, занималась ткачеством и была похоронена по христианскому обряду.

Знал он и другой рассказ. В середине XVII века в проливе, отделяющем Ньюфаундленд от Лабрадора, рыбаки поймали в сеть человека-рыбу с серой кожей, густой бородой и белокурыми волосами. Он разорвал сеть и исчез в пучине.

Как вы думаете, какая сказка была создана Андерсеном по этим рассказам? Что вам особенно понравилось в этой сказке? Где здесь фантастическое? А есть ли в сказке место реальному миру? Похожи ли русалки на людей? (Люди наделили фантастическое существо своим характером. Русалки так же, как и люди, мучаются, страдают оттого, что их не любят, оттого, что мир бывает так жесток. Как нам горько читать о смерти Русалочки, но как верят в нее. Без веры нельзя. Так переплетаются в сказке реальное и фантастическое.

Символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье.

Очень похожа биография Андерсена с сюжетом сказки “Гадкий утенок”. Так или иначе, именно в детстве Андерсена – главные истоки его творчества: “Он очень медленно взрослел и с годами не отдалялся от того, чем живет детство. В 16 лет он так же самозабвенно играл в куклы – куклы-артисты, как и шестилетним ребенком”.

Изображая в сказке этих птиц, Андерсен имел в виду людей, ведь некоторых из них, живя в своем “птичнике”, ничего не видя, хвалят свое и порочат чужое.

Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете.

В сказке “Ребячья болтовня” прелестная маленькая девочка, в которую не вбили, а “вцеловали” спесь, рассуждает о том, что в ней течет “настоящая” кровь, а в ком ее нет, из того ничего не выйдет: “Читай, старайся, учись, сколько хочешь, но если в тебе нет настоящей крови, толку не выйдет.” А уж из тех, чье имя кончается на “сен”, – прибавила она, – никогда ничего не выйдет путного”.

Грустно слушал из-за двери эти слова бедный мальчик, для которого огромным счастьем было хоть в щелочку поглядеть на разряженных, веселящихся детей. Его фамилия как раз кончалась на “сен”, как и у всех простых людей. Потом он стал замечательным и знаменитым скульптором, в центре города создали музей Торвальдсена.

Наверное, не раз в своем детстве слышал подобные речи и другой мальчик с фамилией на “сен”, который потом стал великим сказочником. Имя его известно всему миру – Ханс Кристиан Андерсен.

Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К. Андерсене (рассказавает ученица).

Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем этом разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое.

Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, хитреца Клунпе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен.

Маленький Кристиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневое украшение? Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу: “Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Оденсе? Должно быть, он все-таки колдун!”

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своем стихотворении сам Андерсен:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

Работа над текстом сказки.

Сегодня мы с вами будем работать над текстом сказки “Снежная королева”. Эта сказка была особенно дорога автору еще потому, что волшебное в ней соседствует с реальным, с жизнью самого Андерсена. Огород матери сказочника, по его словам, и теперь еще цветет в сказке “Снежная королева”.

  1. Какой характер должен быть, по вашему мнению, у человека, который так начинает свою сказку: “Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол…”? Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем – нет? Можно ли определить по этому началу, что сказка – не русская?
  2. У тролля, говорил Андерсен, была своя школа. Чему учили в этой школе? Докажите, что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
  3. Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
  4. Автор заканчивает первую сказку словами: “И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же про них”. Мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. Это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте и скажите, о ком из героев сказок Андерсена можно сказать, что их сердца – словно ледяные.
  5. Для чего две семьи устроили себе “сад” в деревянных ящиках? Что это был за сад? Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
  6. Как начинается рассказ о Снежной королеве? Послушаем, что говорят о ней бабушка, Герда и Кай. (Инсценировка эпизода). Посмотрите, Кай еще почти ничего не знает о Снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “Я посажу ее на теплую печку, и она растает”. Как эти слова характеризуют Кая?
  7. Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? Как вы понимаете слова сказочника: “ Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира”? Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике детей?
  8. Чем вам запомнился рассказ о том, как осколок зеркала тролля попал в глаз Каю? Переживает ли сказочник это событие или ему все равно? Докажите свое мнение.
  9. Почему так испугалась Герда, когда Кай сорвал две розы и бросил их? Что сделал Кай, заметив ее испуг?
  10. Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы? Какой теперь видит ее Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала? О чем он вспомнил? А о чем не вспомнил?

Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы? Заметьте, Снежная королева вовсе не мстит Каю за его дерзкие слова, она ласкова с ним, как со своим. Ведь невозможно было бы представить, чтобы осколок попал в сердце Герды, а Кай, если можно так выразиться, удобная мишень для такого осколка, он имеет предрасположение к будущей перемене, происшедшей с ним.

“А салазки! Не забудь мои салазки!”- это не просто влияние осколка и поцелуя. Кай, как видим, не все забывает из прежней жизни: он забывает Герду, бабушку, домашних, но про салазки не забывает. Может быть, именно поэтому Снежная королева потом обещает ему не только весь свет, но и коньки. Здесь не только замечательный юмор Андерсена, но и нечто другое. Кай знает очень много для своего возраста, не только четыре действия арифметики и даже дроби; но чего-то очень важного он не знает. Чего же он не знает?

  1. Что же было с Гердой после исчезновения Кая? Кто ей сочувствовал? А сказочник? Найдите строчки, доказывающие это.
  2. Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Там было очень красиво, но что-то могло насторожить с первого же дня. Что именно? Чем вдруг оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву?
  3. Не правда ли, положение Герды напоминает положение Кая? Оба под влиянием колдовства забыли друг о друге. В чем же разница?
  4. Как ведет себя Герда, услышав рассказ ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем?
  5. Как описывается королевский дворец? Докажите, что сказочник подсмеивается над придворными порядками.
  6. Нравится ли вам маленькая разбойница? Давайте посмотрим, остается ли она все время одной и той же или изменяется? Чем объясняется перемена в маленькой разбойнице?
  7. Добрая или злая маленькая разбойница? Почему она помогла Герде? О чем рассказала Герда маленькой разбойнице? (О Снежной королеве Герда ничего не знает). Расскажите сами от имени Герды.
  8. Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
  9. Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? В чем сила Герды?
  10. Как ей удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
  11. Маленькая разбойница при новой встрече говорит Каю: “Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света? ” Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
  12. Встреча с Гердой сильно повлияла на маленькую разбойницу. А как, по вашему мнению, изменится Кай после всей этой истории? В конце сказки Кай и Герда заметили, что выросли. Только ли ростом стали они больше, или Андерсен хочет еще что-то сказать о своих героях?

“Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!”

“Стоит!”– утверждает всем своим творчеством Андерсен. Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем “пропащий”!

Герда, маленькая, слабая девочка, оказалась сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия.

В этой сказке “чувство одерживает победу над холодным разумом”.

Х.К. АНДЕРСЕН. СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА.

Андерсен был посредствен­ным драматургом, средним по­ этом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства. (запись в тетрадь.)

Бо Грёнбек

Цель: познакомить учащихся с биографией, сказкой «Снежная королева» Андерсена. Вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство доброты, отзывчивости, любви к ближнемуна примере поступков главной героини в сказке.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы начнем читать сказку знаменитого автора, который у нас, в России, с середины прошлого века и до сегодняшнего дня оста­ ется одним из известнейших и любимейших. Не случайно его называли королем сказок, а ежегодно проводящийся Междуна­ родный день детской книги всегда открывается в день его рож­ дения - 2 апреля". Не имея своих детей, Андерсен рассказал сказки детям всего мира. Какие сказки Андерсена вы знаете, по­ мните, любите? Назовите их героев.

2. Чтение учителем вслух первой истории сказки «Снежная королева». Словарная работа. (Тролль - «в скандинавских поверь­ ях - сверхъестественное существо, обычно враждебное людям». В различных сказках тролли могут выглядеть по-разному: они мо­ гут быть карликами, могут быть великанами или даже ведьмами.)

3. Беседа по произведению:

Первая история - это своеобразное «предисловие» к сказке. В ней задается основная тема произведения - тема борьбы до­бра и зла. И задана она с помощью образов-символов: зло пред­ стает в образе тролля, решившего посмеяться над олицетворе­ нием добра - самим творцом. Последствия проделок тролля разрушительны: при попадании в глаза осколков дьявольского зеркала люди начинают «видеть все навыворот», или «замечать в каждой вещи лишь одно дурное», т.е. перестают любить лю­ дей, жизнь, забывают о милосердии и добре. Но хуже всего было тем людям, которым осколок попадал пря­ мо в сердце. Как вы думаете, почему? Как вы понимаете слова: «сердце превращалось в кусок льда»? Что означают выражения «холодное сердце», «холодный человек»? В чем, как вы думаете, заключается реальность и фантастика в сказке?

4. Выводы по уроку.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания - ответить на вопросы:

а) Как жили семьи, где росли Кай и Герда?

б) Какую легенду о Снежной королеве рассказала детям
бабушка?

в) Какую роль играли розы в жизни детей?

г) Каким стал Кай?

д) Сравните два портрета Снежной королевы во второй истории.

Наверняка нет на свете людей, которые в детском возрасте (а многие – и став взрослыми) не любили бы читать сказки, не восхищались бы силой, ловкостью, находчивостью неустрашимых и непобедимых героев. Однако мы привыкли, что борется со злом, рискует собственной жизнью и в конце концов побеждает могучий богатырь, влюбленный принц или, на худой конец, сообразительный Иванушка-дурачок. Но вот перед нами сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. И что же мы видим? Главная героиня – маленькая, нежная, хрупкая девочка, которая оказалась способной

Не только противостоять чарам холодной и прекрасной Снежной королевы, но и разрушить ее дворец, вызволив из беды своего названого братца Кая.

Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. Я думаю, эта сказка учит нас, что даже маленькие и слабые всегда сумеют добиться своего, если будут верить в свои силы и верность выбранных целей.

Очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.

Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Зимними ночами, когда на небе ярко светит луна, а на улице воет и свищет ветер, внося неразбериху в белый рой кружащихся сверкающих снежинок, ко мне в окно часто заглядывает Снежная королева из сказки X. К. Андерсена. Ее лицо на миг приникает к оконному стеклу, покрытому удивительными узорами, и вот уже слышно, как удаляются, звеня хрустальными бубенчиками, королевские сани. А мне становится неуютно и как-то прохладно даже под теплым верблюжьим одеялом. Нет, я не боюсь, потому что мне известна тайна, которую так ревностно пытается сохранить ледяная красавица, но которую сумела раскрыть маленькая хрупкая девочка Герда, бесстрашно пустившаяся на поиски своего названого брата. Имя этой тайны – Любовь, и я рада, что от горячих слов Герды оттаяло оледеневшее сердце Кая, выпал из его глаза осколок дьявольского зеркала, а взрослые и дети всего мира узнали о самом главном оружии против коварства и бесчувственности.

Я очень люблю своих родителей, бабушку и дедушку, у меня много настоящих друзей, поэтому мне не страшны чары Снежной королевы, сколько бы она ни заглядывала в мое окошко по ночам.

Сочинения по темам:

  1. Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”....
  2. Я люблю сказки Андерсена, потому что они очень интересные и добрые, хотя немного печальные. В моей любимой сказке “Снежная королева”...
  3. Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики – большую часть...
  4. В начале сказки мы знакомимся с одиннадцатью королевичами и маленькой принцессой, которые являются детьми короля. Жена короля умерла, и он...