Одна из важнейших функций музея – образовательно-воспитательная – осуществляется посредством культурно- просветительской работы.
Просветительская деятельность нашего музея многообразна по формам организации и проведения. Формы этой работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.
Музейная экскурсия – это “коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы”. В музее проводятся обзорные, тематические, учебные экскурсии.
Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.
Тематические экскурсии, которые проводятся в музее, отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвящены конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам одного из залов или конкретного раздела экспозиции. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер. Экскурсоводами музея составлены и проводятся следующие экскурсии: «Сівая памяць даўніны», “Прыйшла ў наш край няпрошана вайна”, “Валожыншчына сягодня”, “Час і мы”, “Жывая памяць” и другие.
Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в лицее, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов. Такими являются экскурсии по истории (тема “Великая Отечественная война”), по курсу “Человек. Общество.Государство” (тема “Человек в системе рыночных отношений”) и др.
Учебные экскурсии весьма разнообразны по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.
Разработкой экскурсий в нашем музее занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Главным источником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.
В основу построения маршрута музейной экскурсии положены три принципа – хронологический, тематический, тематико-хронологический.
Например, в основе маршрута обзорной экскурсии лежит хронологический принцип, а маршрут тематической и учебной экскурсии строится по тематическому принципу.
цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопросы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы
по теме экскурсии.
Кроме экскурсий в нашем музее проводятся лекции. Они отличаются от экскурсий целью и подачей материала. Основная цель музейной лекции – донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Успешно прошли лекции под общим названием «Ведаю, што нарадзіўся б толькі тут…”
- “Архітэктура Валожыншчыны”,
- “Помнікі гісторыі і культуры г. Валожына”,
- “Навучальныя ўстановы г. Валожына”,
- “Прамысловыя прадпрыемствы горада”.
Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительские мероприятия. Это вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересными людьми, викторины, спектакли. Так, на протяжение, 2008-2009 гг. на базе нашего музея прошли следующие мероприятия: круглый стол «И помнить страшно, и забыть нельзя», урок мужества «Память сердца», историческая викторина «Борьба за Беларусь», устный журнал «Листая страницы военной поры», литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны», литературная гостиная «В памяти народа вечно» и другие.
Фондовая работа
Собрания нашего музея состоят из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея.
Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов - основной фонд . Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. Это
Экспонируется в музее и вещественные археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, предметы быта и одежды, нумизматические материалы: монеты, печати. Большой интерес для посетителей музея представляет оружие времен Великой Отечественной войны (штыки, снаряды, гильзы от снарядов и винтовок, и др.)
Имеются письменные музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, удостоверения, партийные, комсомольские, профсоюзные билеты), периодические и непериодические издания, книги, листовки. В фондах нашего музея имеются личные свидетельства «Ausweis, красноармейская книжка времен войны,
Изобразительными музейными предметами являются произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографии. Из фонозаписей музей хранит аудиокассеты с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, документальные фильмы о войне.
Кроме основного в музее имеется вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета. Это материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы.
Юридическими документами в музее являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.
Учет преследует две цели: обеспечение сохранности самого предмета и его научную охрану, то есть обеспечение сохранности имеющихся сведении о
Музей - это уникальное культурное пространство, которое способно объединить в себе знание о прошлом, рефлексию о настоящем и экскурс в возможное будущее. Это общее поле человеческого опыта, доказавшего свою ценность и прошедшего проверку временем, которое мы называем культурным наследием. В современном понимании музей означает «научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение», которое, в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.
Музеи давно вышли за рамки только экспозиционно-выставочной работы, и ее функциональная деятельность не сводится только к комплектованию фондов, организации выставок и экскурсий. Это серьезная научно-исследовательская, просветительная и культурно-образовательная работа.
Мною со 2 по 10 февраля 2012 г. в составе комиссии были изучены и проанализированы планы научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, просветительской и образовательной работы ДГОИАМ с 2008 г. по 2011 г. на основании анализа которых представляю следующее заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной
и просветительской и образовательной деятельности ДГОИАМ
Образовательная деятельность ДГОИАМ
Образовательная работа музея включает различные музейно-образовательные программы (лекции, дискуссии, круглые столы, научно-практические семинары, экскурсии, музейные уроки, военно-исторический клуб и др.), которые ориентированы на преодоление пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации. Как известно, приоритетной аудиторией музея любого вида и профиля сегодня являются дети всех возрастов, школьники, учащиеся средних учебных заведений. В деятельности ДГОИАМ эта аудитория совершенно не охвачена. Для сравнения: в Казанском Национальном музее широкой популярностью пользуется двухгодичная программа для старшеклассников, разработанная специалистами по музееведению и музейной педагогике по основам освоения музейного дела. Программа знакомит учащихся не только с историей музейного дела и с основными понятиями музееведения, но и прививает навыки научной работы, дает представление об экспозиционном искусстве, знакомит с профессиями экспозиционера, музейного художника, навыками экскурсионной работы. Существуют так же популярные музейно-образовательные программы, разработанные для учащихся младших классов, требующие организации сотрудничества музейного сотрудника и школьного учителя. Сегодня в Историческом музее (г. Москва) работают почти 20 кружков, где детей знакомят с подлинными предметами из музейного фонда. Так формируется постоянная подготовленная музейная аудитория. В областном краеведческом музее г. Свердловска разработаны специальные программы, которые способствуют углублению знаний, полученных на уроках в школе, расширяют программу школьного курса знаний.
В ДГОИАМ из всего спектра известных музейных образовательных программ работают только экскурсии по постоянным экспозициям.
Научно-исследовательская работа ДГОИАМ
Как известно, важное место в работе музея занимает научно-исследовательская деятельность, результаты которой в первую очередь отражаются в выставочной деятельности музея и в научных и научно-популярных публикациях. Научно-исследовательская работа научных сотрудников музея должна проводиться по научным темам, определённым планом-картой научных интересов сотрудника и утверждённым на заседании учёного совета музея. Ученый совет музея должен координировать научную деятельность музея: участие в музейных конкурсах, в международных, российских музейных конференциях; публикации докладов и научных статей научных сотрудников музея в научных и профессиональных музееведческих изданиях. Под эгидой Ученого совета музея должны проводиться на базе музея научно-практические конференции, чтения, семинары, лекции, круглые столы и пр., организовываться просветительские, образовательные семинаров, детские образовательные программы.
Ученый совет в ДГОИАМе отсутствует. В штатной единице музея отсутствуетдолжность ученого секретаря музея, и не занята вакансиязаместителя директора по научной работе. Низкий уровень ведения научно-исследовательской работы музея,точнее отсутствие полноценной научно-исследо-вательской работы в музее, объясняется отсутствием в ДГОИАМе Ученого Совета музея.
Научными сотрудниками музея не велась полноценная работа по научному изучению и исследованию музейных коллекций. Результаты анализа отчетов последних трех лет убедительно свидетельствуют о том, что налицо откровенная профанация и имитация научно-исследовательской деятельности., которая наглядно прослеживается по план-картам. План-карты не выполняются, из года в год их тексты повторяются. К примеру, заявленные к изданию в 2008 г. такие каталоги, как «Коллекция князя А.Барятинского» (Кильдеева З.), «Ковры в коллекции ДГОИАМ» (Кильдеева З.), «Кайтагская вышивка» (Кильдеева З.), «Оружие Кавказа» (Алиева С.), «Костюмы народов Кавказа» (Кильдеева З.), не были не только не изданы, но по настоящее время даже не подготовлены к изданию. В 2009 г. не подготовлены и не изданы каталоги, заявленные в планах: «Ковры в коллекции ДГОИАМ» (Гамзатова Д.), «Оружие Кавказа» (Алиева С.), «Кайтагская вышивка «(Гамзатова Д.), «Костюмы народов Кавказа» (Кильдеева З.). Не подготовлен и не издан бюллетень (Дандамаева З.), заявленный в плане. В 2011 г. не подготовлены и не изданы каталоги: «Коллекция князя А.Барятинского» (Кильдеева З.), «Ковры в коллекции ДГОИАМ» (Кильдеева З.), «Кайтагская вышивка» (Кильдеева З.).
За последние годы музей не провел ни одной научно-практической конференции.
Заявленная в планах музея подготовка и проведение научно-практической конференции к юбилею ДГОИАМ с приглашением участников из Северокавказского региона, так и не была проведена.
Участие самих сотрудников музея на республиканских научно-практических конференциях, имеющих прямое отношение к его научной деятельности и популяризации, не наблюдается. К примеру: в 2009 г. Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН проводил научную сессию, посвященную 110-летию со дня рождения первого профессионального художника Дагестана Халилбека Мусаясул (позже был опубликован сборник научных статей). ДГОИАМ, который обладает рядом уникальных работ этого автора, остался в стороне.
Гендиректор в своем отчете о научной деятельности в 2010 г. заявляет об участии на научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения видного ученого просветителя и общественного деятеля Башира Далгата, однако при этом не прилагается научный доклад или его тезисы (замечу, между участием на конференции и присутствием есть существенная разница).
Нет ни одной статьи по экспозиционной и фондовой работе, менеджменту и маркетингу музея и выставок, музейно-педагогических практик, истории экспонатов, освещения музейных праздников и юбилеев сотрудников и пр., опубликованной в специальных музейных периодических изданиях, таких как научно-практический журнал «Музей», иллюстрированный художественный и исторический журнал «Музеи России - профессионалам», журнал «Культура и общество» и др.
Те же несколько статей популярного характера, опубликованные в местной периодической печати («Дагестанская правда», «Махачкалинские известия», «Народы Дагестана», «Проджи» и пр.») и представленные в ежегодных отчетах как «научно-исследовательская деятельность» не имеют с последней ничего общего, а относятся к жанру публицистики. Кроме того, сотрудники музея не публикуются в известных исторических, культурологических вестниках, сборниках, бюллетенях, не говоря уже об издании ими монографий, книг, исследований, справочников. Исключение составляет монография Гаджиева А.С. «Религиозные, общественно-политические взгляды Клычева Юсуп-кади Аксайского» (Махачкала, 2009), в которой никак не представлены материалы музея.
Заявленные в отчетах выезды ген. директора с главным хранителем в некоторые филиалы музея для оказания методической помощи, в целях составления структурных планов и закупки музейного оборудования не имеют прямого отношения к их научно-исследовательской работе и носят, в лучшем случае, характер научно-методический и собирательной деятельности.
В настоящее время во многих крупных музеях формируется электронная база данных, при создании которой применяется оцифровка экспонатов. Ежегодно, с 2008 г. по 2011 г. в научных планах ДГОИАМ значится «начать работу по созданию электронной базы данных по музейной коллекции и издать единый каталог музейного фонда ДГОИАМ» (Кильдеева, Дандамаева, хранители фондов), однако на этом, по всей видимости, вся эта деятельность и заканчивается, никаких результатов нет.
Если дирекция ДГОИАМ не в состоянии организовать и проводить научно-практические конференции, то она просто обязана была проводить краеведческие чтения, поскольку располагает 38 (!) филиалами по Республике Дагестан, которые, на мой взгляд, тоже нуждаются в серьезной проверке их деятельности и состояния. Сотрудники этих филиалов, по сути, есть энтузиасты музейного дела и известные краеведы. В республике наблюдается огромный интерес к собственной истории и традиционной культуре, а в последнее десятилетие самым популярным и востребованным стал жанр сельской истории. По краеведческим чтениям можно было бы издавать сборники статей, в которых были бы представлены результаты работы, как краеведов, так и дагестанских исследователей по изучению природных ресурсов, археологии, истории, этнографии, по культурному наследию республики, первые опыты краеведческих исследования учащихся и студентов.
Здесь же необходимо отметить, что в ДГОИАМ отсутствует читальный зал, где каждый, кто посетил музей с научно-исследовательскими целями, мог бы работать с экспонатами музейных фондов, обладая читательским билетом (его данные фиксируются в картотеке музея). Такая форма работы имеется во многих музеях страны, и этот факт делает музей престижным научным центром у исследователей, ученых, специалистов. Насколько известно, руководство музея совершенно не приветствует появление таких посетителей в ее стенах.
Музей не получает подписные издания профессиональных специализированных журналов, которые позволяют быть в курсе всех музейных событий в стране и за рубежом.
Издательская деятельность ДГОИАМ
Ключевую роль в популяризации музея и его коллекций играют качественные каталоги выставок, сборники семинаров и конференций. Издательская деятельность в ДГОИАМ в настоящее время отсутствует. Для сравнения: в 1925 г., буквально в первые годы по окончании Гражданской войны в разрушенной и разоренной республике не только открылся музей, но еще и издавался «Музейный бюллетень».
За последние 10 лет в ДГОИАМ не издан ни один каталог экспонатов, тогда как каталог есть важный и обязательный признак того, что в музее ведется серьезная научно-исследовательская и каталогизационная работа. Богатое собрание фондов ДГОИАМ предполагает широкие возможности для подготовки и издания прекрасных каталогов по коллекциям этнографической, огнестрельному и холодному оружию (русского, европейского, восточного и местного производства), произведений изобразительного искусства и т.д., которые будут популяризировать музей за пределами республики и страны.
Особое внимание привлекает издание ДГОИАМ «Юбилейный альбом к 85-летию Дагестанского государственного объединенного музея им. Тахо-Годи. Из глубины веков» (2010 г.), изданный на средства президентского гранта. Многостраничный и красочный альбом, без выходных данных (даты издания, места издания, тиража), вызывает не столько удивление по его бездарному безграмотному тексту (особенно подписи к фотографиям) и примитивному полиграфическому исполнению, сколько щемящую жалость к прекрасному, по сути, музею, который так жалко и убого представлен на его страницах.
Каждая музейная выставка должна сопровождаться соответствующей п ечатной продукцией к ней (каталог, буклет, экспликация (научная статья, текст-концепт выставки), афиша, приглашение). Согласно представленных к отчету нескольких буклетов, к этой деятельности в ДГОИАМ относятся, мягко говоря, спустя рукава. К примеру, буклет «Дагестанские национальные костюмы из фондов ДГОИАМ» (на самом деле в нём представлены только женские костюмы) издан без выходных данных, без указания автора текста; по его страницам произвольно разбросаны неподписанные фотографии женских головных уборов. Ляпы этого буклета - далеко не случайные и досадные ошибки, а еще одно доказательство отсутствия подлинной научно-исследовательской работы и направленной издательской деятельности музея.
Выставочная деятельность ДГОИАМ
У всех музеев есть традиционные функции: хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие. Однако в сознании современного образованного общества музей давно трансформировался из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения интеллектуального досуга. Необходимо понимание, что наличие самих по себе предметов истории и искусства недостаточно (даже в количестве 157000 экспонатов), чтобы привлекать посетителей; надо их удивлять и показывать что-то новое, привлекать посетителей новыми экспозициями, постоянными и временными, полноценными произведениями синтеза экспозиционного искусства и науки, именно они отличают музей от архива или склада.
Между тем, вся экспозиционно-выставочная работа в ДГОИАМ заключается в подборе экспонатов и выставлении (развешивании) их вдоль стен зала, тогда как не готовятся ни каталоги, ни тексты экскурсий по выставкам (см. приложении). Каждая музейная выставка должна сопровождаться специальной научно-информационной и маркетинговой п ечатной продукцией. К примеру, к проведенным в 2008 г. выставкам «Декоративно-прикладное искусство Дагестана» (Ростов-на-Дону), «Керамика и фарфор», «Мир братьев Сунгуровых» и др. не составлены и не изданы каталоги; в 2009 г. не составлены и не изданы каталоги к проведенным выставкам «Традиционные головные уборы женщин Дагестана», «Оружие из фондов ДГОИАМ»,«Из коллекции князя Барятинского» и др. Ни одна из семи проведенных выставок 2011 г. не отражена в соответствующей печатной продукции (каталог, буклет, экспликация (научная статья, текст-концепт выставки), афиша, приглашение).
Визитная карточка музея - постоянно действующие экспозиции. В частности, уже упомянутый в прессе «Дагестан на фронтах Первой мировой войны» был представлен уроженцами только одного селения Дагестана; ряд современных экспозиций представлен фотостендами на уровне сельского клуба; постоянные экспозиции по природе, животному миру, флоре и фауне Дагестана на первом этаже не выдерживают никакой критики в силу убогости морально устаревшей экспозиции и обветшалости экспонатов. Некоторые линялые и рассыпающиеся чучела животных (в частности, облезлого тюлененка без глаза) нельзя демонстрировать, чтобы не травмировать детскую психику.
Пояснительный материал и этикетаж невнятный, неинтересный и местами - вопиюще непрофессиональный или вообще отсутствующий (в экспозиции «Природа Дагестана», «Кавказская война» и др.). Проведенные в 2010 г. согласно отчету «полная реэкспозиция зала» «Кавказская война», монтаж, составление ведущих текстов, этикетаж не соответствует стандартам музейной экспозиции. Заявленные «полная реэкспозиция зала» «Природа Дагестана», составление ведущих текстов не соответствует стандартам музейной экспозиции.
Музейный маркетинг.
Сегодня каждый музей стоит перед необходимостью постоянного поиска путей оптимизации организации музейной работы, поисков дополнительных источников финансирования. Этот вид деятельности принято определять как музейный маркетинг.
Нет традиционной «музейной лавки» при музее, ассортимент которых должны составлять сувениры и товары, связанные с экспозицией музея, (открытки, значки, копии изделий, альбомы, плакаты, репродукции, вымпелы, изделия народных промыслов и др.). Этот вид деятельности занимает одно из ключевых мест в маркетинговой концепции любого крупного музея.
Полностью отсутствует работа со спонсорами, меценатами и грантодателями. Нет, к сожалению, и Попечительского совета музея.
Музей не предпринимает каких либо попыток участвовать в грантах. Между тем на протяжении нескольких лет Благотворительный фонд В. Потанина проводит (в этом году уже девятый по счету) грантовый конкурс музейных проектов для музеев и музейных организаций, расположенных на территории РФ «Меняющийся музей в меняющемся мире». Со своим богатейшим собранием ДГОИАМ, несомненно, имеет право претендовать на получение гранта, при соответствующей подготовке и своевременном предоставлении заявки для участия в нем.
О повышении конкурентоспособности музея на рынке культурно-информационных услуг, о способах привлечения посетителя, спонсоров, использования средств массовой информации дирекция ДГОИАМ, по всей видимости, не имеет ни малейшего представления.
Музейный сайт.
Если заглянуть на любой сайт крупного музея (или того же Музея искусств им. П. Гамзатовой) и сайт ДГОИАМ http://dagmuseum.ru/museum , который был наспех создан после статьи Х-М. Камалова и П. Тахнаевой в газете «Черновик» (29.04.2011 г.), и сравнить их, то становится очевидным, что он не работает и не отвечает своему функциональному предназначению. Рубрика «Коллекции» (лицо сайта) представлена подборкой фотографий (от 14-ти до 63-х по различным коллекциям) без сопроводительного текста, подписи к фотографиям (этикетаж) демонстрируют вопиющую непрофессиональную атрибутацию, к тому же сопровождаемую грубейшими орфографическими ошибками. К примеру, (стиль и орфография сохранены), коллекция по металлу: «Кувшин-водонос -Мучал- с.кубачи», «Светец. Аварцы», «Ведро -Сатыл-», «Светильник. Медь», «Светильник-чираг. 19 в. Бронза», «Кумган. Дагестан»; коллекция по кайтагской вышивке представлена 44 фотографиями, разложенными буквально «пасьянсом», без какого либо сопроводительного текста; коллекция по керамике: «Блюдо. Дербен», «Блюдо. Юж.Даг. 19 в.», «Блюдо. Иран», «Кружка. Сулевкент», «Сосуд -Кам-. Сулевкент.»; коллекция по оружию: «Кинжал-кама. Даг. 19в. Сталь, дерево, металл, слоновая кость, золотая насечка», «инжал-кама. Дагестан, 19в.», «Кинжал-кама. дагестан. 19в.» и т.д. Это демонстрирует абсолютный непрофессионализм сотрудников музея и лиц, ответственных за наполнение сайта. На сайте руководителя, кстати, владеющего английским языком, отсутствуют тексты и подписи на английском языке. В рубрике «Новости» последняя информация датирована 13 июня 2011 г.; электронная почта музея в рубрике «Контакты» не представлена и т.д.
Формы научно-просветительской деятельности
музея
Свою научно-просветительскую деятельность музей осуществляет через различные формы, которые сложились в результате систематически проводимой научно-исследовательской работы (А.В. Бакушинский, М.С. Коган, И.М. Коссова, К.Г. Левыкин, М.В. Потапова, Н.Д. Рева, Н.И. Романова, С.Т. Шацкий, К.Г. Хедбер и др.). Передача информации может проходить через: экскурсии (Т.А. Кудрина, Н.Д. Рева); музейные уроки и индивидуальные письменные задания (Е.И. Иванова, В.С. Моисеева); кружки и клубы (И.М. Коссова); лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы (М.Н. Грачев, А.И. Михайловская); университеты культуры (К.Г. Левыкин, К.Г. Хедбет). Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут классифицироваться:
по месту проведения;
по характеру содержания;
по целевому назначению;
по составу экскурсионной группы.
Музейная экскурсия |
|||
Экскурсия внутри музея | экскурсии обзорные | экскурсии научно-просвети-тельские | экскурсии для студентов |
Экскурсия на открытом воздухе | экскурсии тематические | экскурсии учебные | экскурсии для учащихся |
экскурсии для специалистов одной профессии | |||
экскурсии для других социальных групп |
Определение темы и содержания экскурсии.
Составление плана экскурсии. При этом продумываются маршрут следования группы, экспонаты, логика рассказа экскурсовода и многие другие положения.
Целенаправленный показ экспозиций или собственно экскурсия.
Общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.
Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, экскурсии, музыкально-литературные композиции, викторины и пр.
Некоторые музеи создают специальные экспозиции для детей. В них экспонаты развешиваются на уровне глаз ребёнка, размещаются элементы национальной одежды, которую дети могут примерить, расставляются разнообразные вещи, которые можно трогать, заводить, перемещать и т.п. На таких специальных экспозициях дети перед началом осмотра получают задания, а по окончании «отчитываются» о результатах его выполнения. Например, в Архангельском краеведческом музее перед Рождеством была оформлена тематическая экспозиция В целом, следует учитывать, что вся научно-просветительская деятельность строится поэтапно. При этом, каждый предыдущий этап обеспечивает понимание последующего материала. Выбор формы музейной работы зависит от содержания информации, предлагаемой для усвоения; возраста аудитории; особенностей музейных предметов и экспозиций.
Портрет специалиста готов ого к ведению
музейной работы с дошкольниками
Проблемы, возникающие в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музейной культуре, не могут быть решены без взрослого, владеющего комплексом знаний и умений, которые в конечном счете и обеспечат успешность этой работы. Многочисленные исследования (Жидкова Е.В., Пидкасистый Т.И., Семенушкина Л.Т. и др.) показывают, что перечень знаний, умений и навыков, необходимых человеку для реализации профессиональной деятельности, сотавляет профессиограмму, т.е. своего рода паспорт специалиста. Профессиограмма имеет важное практическое значение, поскольку, во-первых, показывает пути совершенствования профессиональной подготовки специалиста; во-вторых, помогает при постановке целей и задач самовоспитания и самообразования. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости определения круга знаний и умений, позволяющих наиболее успешно осуществлять работу по приобщению дошкольников к музейной культуре. Это тем более важно, что в настоящее время образовательные учреждения, точно так же как и учреждения культуры, к которым относится музей, активно ищут пути взаимодействия. Однако, ни музейные работники, ни педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специальной подготовки для того, чтобы оптимизировать процесс ознакомления детей с музейными коллекциями. На основе работ Абдулиной О.А., Бакушинского А.В., Григорьевой Г.Г., Князевой О.А., Конуховой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Михеевой А.П., Пантелеевой Л.В., Панкратовой Т.Н., Рева Н.Д., Чумаловой Т.В. и др. была составлена профессиограмма специалиста, подготовленного к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с музейной культурой. В профессиограмме можно выделить три блока знаний и умений:
Общепедагогические знания и умения.
Научно-методические знания и умения.
Специальные знания и умения.
Профессиограмма специалиста,
готового к ведению музейной работы с дошкольниками
1. | Общепедагогические знания и умения |
основ музейной педагогики; особенностей восприятия детьми предметов материальной культуры;особенностей влияния музейной культуры на развитие личности ребенка дошкольника |
|
2. | Научно-методические знания | классификация музеев и особенностей их работы; требования отбора музейных экспозиций и экспонатов, предназначенных для восприятия в ходе экскурсионной и других форм работы с дошкольниками; методов, приемов и форм оптимизации процессов восприятия музейных экспозиций детьми дошкольного возраста |
|
3. | Специальные знания и умения |
|
|
Экскурсия является основной формой культурно-просветительной деятельности музея. Кроме нее, музей как культурный и научный центр проводит и другую культурно-просветительную работу на основе своего фондового собрания. В ходе ее формируется музейная аудитория, круг друзей музея, возникаютраз-личные формы работы. Традиционно используются лекции, способные, при проявленном к ним интересе общественности, перерасти в длительные лектории, создаются кружки и клубы, объединяющие вокруг музея заинтересованных людей. Наиболее распространены кружки и клубы коллекционеров, краеведов, видящих в музее центр для удовлетворения своих интересов и потребностей. Работа лекториев, кружков, клубов при правильной их организации может удовлетворять интересы музея и при проведении им поисково-фондовой работы, расширении тематики экспозиций и выставок.
Большую роль в культурно-просветительной работе играют контакты музея со школой. Формы работы могут быть самыми разнообразными - уроки, оказание методической помощи, участие школьников в музейных мероприятиях, кружках и клубах. В последнее время музей и школы перешли к педагогике сотрудничества. Большую роль в привлечении школьников в му-
зеи играет современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования. Музей выступает как центр образования культурой, передающий культурный опыт от поколения к поколению, образующий и воспитывающий всей своей деятельностью. Особое внимание необходимо уделять участию школьников в посильной им работе музея, участию в экскурсионной и лекционной, фондовой и выставочной работе. Это позволяет им самореализовываться как личностям. Вместо механического соединения музея и школы возникает творческое содружество. Оно может проявляться и в создании школьных музеев, в поисково-фондовой работе. Польза от этого может быть обоюдной. В результате общения музея и школы создается единая музей-но-образовательная среда, формирующая личности школьников и способствующая развитию музея.
Музей, ища возможности расширения своей деятельности, устанавливая контакты с общественностью, все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают музейные праздники: фольклорные и военно-исторические, литературные и профессиональные, календарные. Праздники организуются на основе музейных собраний, памятников истории и культуры, входящих в состав музеев. Краеведческие музеи, используя праздники, объединяют вокруг себя культурные силы тех мест, где они расположены. Хорошо известны празднования на поле Бородина в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, дни, посвященные памяти А.С. Пушкина в Михайловском и А.А. Блока в Шахматове, фольклорные праздники в музеях-заповедниках, таких как Коломенское. Новшеством для жителей Суздаля стал проведенный в 2001 г. Владимиро-Суздальским музеем-заповедником Праздник огурца, восстанавливающий традиции местного огородничества. В связи с ежегодным празднованием в Вязниках Владимирской области посвященного А.И. Фатьянову праздника песни здесь был образован Музей песни, ставший основой песенного творчества целого района. Проводимые музеями праздники, будучи массовыми, способствуют восстановлению культурных традиций, приобщению к ним общественности, расширению музейной аудитории, развитию музеев как хранителей и пропагандистов этих традиций. Особое значение для воспитания и образования подрастающего поколения, его социализации имеют детские музейные праздники. Особо торжественной стала подготовка
к ежегодному Дню музея 18 мая. В этот день музеи России бесплатно открывают двери для всех желающих. Проводят массовые мероприятия, участвуют в различных общественных начинаниях. Связь общества и музеев укрепляется.
Особой формой работы музеев стало проведение в них концертов, спектаклей, театрализованных действий. Широко известны проводимые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина «Декабрьские вечера» - цикл концертов классической музыки. В последнее время музеи широко практикуют ролевые игры, в которых воссоздается историческая обстановка, а участники в соответствующих одеждах и обстановке становятся на время ее участниками событий прошлого. Происходит включение в историческую среду, способствующее более полному ее познанию. Определенную роль в приобщении людей к музейной деятельности, расширении музейной аудитории играют передвижные музеи. В их возможности проникнуть даже в такие уголки, жители которых по тем или иным причинам не могут выбраться в стационарные музеи. В 1980-х гг. при Владимиро-Суздальском музее-заповеднике действовал передвижной голографический музей, знакомивший с голографическими изображениями историко-культурных памятников жителей Владимирской области. В условиях финансовых трудностей использование передвижных музеев, помимо их культурно-просветительного значения, дает музеям при правильной организации работы дополнительный доход.
Ещё одной формой культурно-просветительной работы музеев является их издательская деятельность. При этом необходимо учитывать:
Потребности потребителей музейной печатной продукции;
Ее внешний вид;
Конкурентоспособность с другими аналогичными изданиями;
Наиболее выгодные места продаж;
При рациональном, продуманном подходе к издательской деятельности музей от реализации своей печатной продукции может иметьдополнительныйдоход.Кмузейным изданиям относятся:
Публикации итогов научной деятельности музеев;
Издание документов, публикаций об экспонатах, хранящихся в музее;
Издание региональной полиграфической продукции в музеях;
Издание газет и журналов, освещающих музейную проблематику;
Издание художественных книг о музеях;
Издание сувенирной продукции, значков и грамот, марок и конвертов, календарей и плакатов.
Вся эта продукция вводит музеи в кни гоиздательский и книготорговый мир России, способствует распространению знаний о них. Этой же цели служат подготовленные научными сотрудниками музея или на основе подготовленных ими пресс-релизов, пресс-справок и пресс-пакетов публикации в газетах и журналах, выступления на радио, кино-, теле^-, видеофильмы. Являясь одной из форм культурно-просветительной работы, они несут о музеях и рекламную информацию.
Вопросы и задания
1. Что такое культурно-просветительная работа музея? В чем ее значение? В каких формах она осуществляется?
2. В каких формах осуществляется контакт музея и школы? Какую роль он играет в социокультурной функции музея?
4. Принимаете ли вы участие в музейных праздниках? Постарайтесь принять и описать свое мнение о них.
Заключение
Музеи в современном мире играют роль хранителей и трансформаторов общественной памяти. Создаваемая ими модель реального мира способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению. Музеи, таким образом, выступают как социокультурное явление, способствующее как социализации отдельной личности, так и аккультурации всего общества в целом.
Деятельность музеев достаточно объемна. Она начинается с определения на основе сохранившихся памятников истории и культуры своего профиля. Следующим этапом становится собирание и сохранение исторической общественной памяти, воплощенной в музейных предметах. На их основе создается модель реального мира в виде экспозиций и выставок. Общение с ними способствует культурному, в широком понимании этого слова, воспитанию, социализации как отдельных личностей, так и всего общества. Проводимые музеем культурно-просветительные мероприятия, расширяя состав музейной аудитории, вовлекают в сферу его воздействия широкие слои общества. Современный мир не может обойтись без музея как социокультурного института.
В этих условиях возрастает общественная роль музейных работников, музееведов, среди которых основными являются хранители, экспозиционеры и экскурсоводы. О них так сказал председатель Международного комитета по музеологии ИКОМ Питер Ван Менш: «Призвание, требующее специальных знаний и часто длительной и интенсивной подготовки, включающей обучение умениям и методам, а также лежащим в их основе научным, или историческим принципам, поддерживающее организационно или путем создания мнения высокие стандарты деятельности и ее результатов и обязывающее своих членов к постоянному совершенствованию и к выполнению работы, имеющей своей главной целью служение обществу» (Музейное дело. Музей-Культура-Общество. - М.. 1992. С. 234). В этом служении обществу- высокое призвание Музея и Музееведа.
Вопросы для подготовки к итоговому зачету
1. Что такое музееведение?
2. Какие причины и обстоятельства вызвали появление музеев?
3. Почему музей рассматривается как социокультурное явление?
4. Что такое музей?
5. Как изменялось значение музеев в общественной жизни по мере развития человечества?
6. Какие функции музея определяют его социокультурное значение?
7. Какие причины вызвали появление музеев в России?
8. Почему в эпоху Петра I появились условия для создания в России первых музеев?
9. Чем характеризуется XVIII в. в истории отечественных музеев?
10. Что представляли собой первые отечественные музеи? Какое влияние они оказали на дальнейшее развитие российских музеев?
11. Что явилось причиной массового создания отечественных музеев в первой половине XIX в.? Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в это время?
12. Как проявилась в развитии российских музеев первой половины XIX в. российская национальная идея?
13. Какие разновидности музеев появились в России в первой половине XIX в.?
14. Какие принципы музейной работы появились в музеях России в первой половине XIX в.?
15. Как влияло социально-экономическое и общественно-политическое развитие России второй половины XIX в. на развитие музеев?
16. Какие музеи, повлиявшие на дальнейшее развитие российских музеев, появились в России во второй половине XIX в.?
17. В чем проявилась роль купечества в развитии отечественных музеев во второй половине XIX в.?
18. Какие музеи были открыты в Росси и в начале XIX в. ? Какое влияние они оказали на создание первых советских музеев?
19. В чем состояло участие российской общественности в развитии музейного дела в начале XX в.?
20. Как проходила ломка старой и создание новой музейной системы после Октября 1917 г.?
21. Какие музеи были созданы в период золотого века советского краеведения? Какую роль в жизни общества они играли?
22. Как проявлялись в развитии музеев слова А.В. Луначарского: «Музей - грандиозная памятная книга человечества»?
23. Какие принципы музейной работы появились в музеях в первые годы советской власти?
24. Как общественно-политические условия тоталитарного развития СССР повлияли на развитие музеев? В чем это проявилось?
25. Как проявлялись в развитии музеев слова А.А. Вольтера: «Музей - плацдарм для организации коллективного мышления масс»?
26. Что положительного и что отрицательного было в развитии отечественных музеев в эпоху тоталитаризма? Как это проявляется в развитии современных музеев?
27. Какие музеи характерны для тоталитарной эпохи? Какие принципы музейной работы в них осуществлялись?
28. Как развивались музеи страны в годы Великой Отечественной войны? *
29. В каких условиях развивались музеи страны в посттоталитарный период? Как освобождение российского общества от тоталитаризма сказалось в развитии музеев?
30. Какие музеи развивались в стране в посттоталитарный период? Какое влияние они оказали на создание музейной сети современной России?
31. Какую роль играли музеи-заповедники в развитии музейной сети? Почему они явились новым этапом ее развития?
32. Какие причины вызвали необходимость музейных реформ 1990-х гг.?
33. В чем состоит суть музейной реформы 1990-х гг.? В чем ее значение для развития музеев?
34. Что представляет собой музейная сеть современной России?
35. Какие современные виды музеев являются наиболее перспективными для дальнейшего развития музейной системы?
36. В чем проявляется социокультурная роль современных российских музеев?
37. Какие московские музеи имеют общероссийское значение? Дайте их характеристику.
38. Какие московские музеи отражают историю и жизнедеятельность современной Москвы? Дайте их характеристику.
39. В чем состоит значение московских музеев в развитии общероссийской музейной системы?
40.-Что представляет собой Музейный фонд РФ? Из каких частей он состоит?
41. Какую роль в Музейном фонде РФ играют его государственная и негосударственная части и каковы их взаимоотношения?
42. Что такое музейный предмет? Каковы условия его бытования?
43. Какие системы музейной классификации существуют? Дайте их характеристику.
44. Какую научно-исследовательскую работу проводят музеи? Какую роль она играет в развитии науки?
45. Как организуется научно-исследовательская работа музея? Какие научные проблемы при этом решаются?
46. Что является научными публикациями музея? Как по ним определяется эффективность работы музея?
47. Что такое фонды музея? Дайте их характеристику.
48. Из каких частей состоят музейные фонды? Как они взаимодействуют?
49. Что такое вещь музейного значения - музейный предмет - экспонат? При каких условиях происходит это превращение?
50. Как происходит комплектование музейных фондов?
51. Как организуются и проводятся полевые экспедиции? В чем состоит их значение для работы музея?
52. Что такое фондово-закупочная комиссия? Дайте характеристику ее работы.
53. Как организуется и проводится фондовый учет музейных предметов?
54. Что такое фондовая документация? Что в нее входит? Как она оформляется?
55. Что такое учетная документация? Что в нее входит? Как она оформляется?
56. Как оформляется юридическое закрепление музейных предметов за музеем?
57. Каковы общие условия хранения музейных предметов в фондах музея?
58. Каковы общие условия хранения экспонатов в экспозициях и на выставках?
59. Какой режим является оптимальным для хранения в фондах музейных предметов?
60. Как обеспечить сохранность экспонатов в экспозициях и на выставках?,
61. Что такое экспозиционно-выставочная работа музеев? Дайте ее обобщенную характеристику.
62. Что такое музейная экспозиция? Каковы условия ее бытования?
63. Какие работы предполагает создание музейных экспозиций и выставок? Дайте их характеристику.
64. Какую роль играют экспозиции и выставки в осуществлении музеем своей социокультурной функции?
65. Что входит в понятие научного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?
66. Что входит в понятие художественного проектирования экспозиции? Какие работы оно предполагает?
67. Какова роль музейной экскурсии в работе музея? Дайте ее характеристику.
68. Как правильно подготовить и провести музейную экскурсию?
69. Какую культурно-просветительную работу проводят музеи? Определите ее основные направления.
70. Как правильно подготовить и провести рекламную кампанию деятельности музея?