Семья и Дети

Героизм на войне аргументы из жизни. Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ

Подборка аргументов на тему «Война» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Вопросы и проблемы бесстрашия, смелости, сочувствия, трусости, взаимной поддержки, помощи своим, милосердия, правильного выбора при участии в военных операциях. Воздействие войны на дальнейшую жизнь, черты характера и восприятия воином мира. Посильный вклад детей в победу при сражении. Как люди верны своим словам и правильно поступают.


Как воины демонстрировали проявление мужества в военных операциях?

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» демонстрируется подлинное мужество и стойкость во время военных действий. Основной персонаж повествования Андрей Соколов уходит в армию, временно покинув своих домочадцев. Во имя мира вокруг родных он подвергся ряду проверок со стороны жизни: голодал, защищал родину, попал в плен. Ему удалось бежать из места заточения. Угроза смерти не поколебала его решимости. Даже в опасности он не потерял своих положительных черт. На войне вся его семья погибает, но и это не остановило Андрея. Он показал, на что способен, уже после войны. Малолетний сирота, также лишившийся всех своих родных и близких, стал приёмным сыном Андрея. Соколов – образ не только примерного воина, но и настоящего мужчины, который не бросит товарищей по несчастью в беде.

Война как явление: какова точная характеристика её факта?

Гвоздь программы в романе «Книжный вор» писателя Маркуса Зусака Лизель — девочка-подросток по имени Лизель, лишившаяся заботы родных перед самой войной. Её папа работал бок о бок с коммунистами. Её мать, опасаясь, что фашисты захватят ребёнка, увозит дочь в другое место на дальнейшее воспитание, подальше от начавшихся боёв. Девочка с головой погружается в новую жизнь: обзаводится новыми товарищами, учится чтению и письму, переживает первую стычку с ровесниками. Но война всё же докатывается до неё: кровь, грязь, убийства, взрывы, боль, разочарование и ужас. Отчим Лизель старается привить девочке стремление творить добро и не быть безразличной к страждущим, но ему это даётся ценой обретения дополнительных трудностей. Приёмные родители помогают ей скрыть в подвале одного еврея, за которым она присматривает. Пытаясь помочь пленникам, она раскладывает куски хлеба на дороге перед ними, идущими строем. Ей становится ясно одно: война не щадит никого. Повсюду горят стопки книг, люди гибнут от снарядов и пуль, противники действующего режима садятся за решётку. Лизель не смирится никак с одним: куда делась радость жизни. О происходящем как бы рассказывает сама смерть, сопровождающая любое сражение и обрывающая каждый день сотни, тысячи чужих жизней в каждом сражении.



С может ли человек смириться с внезапно начавшимися военными действиями?

Попав в “котёл” военных действий, человек недоумевает, зачем люди массово убивают друг друга. Пьер Безухов из романа Толстого “Война и мир” не принимает участия в боях, но всемерно, в рамках своих сил решает проблемы соотечественников. До него не доходит действительность, связанная с военными действиями, покуда он не увидит Бородинский бой. Его поражает бескомпромиссность и жестокость, и, даже попав в заточение в ходе боя, Безухов не проникается духом сражений. Чуть не сойдя с ума от увиденного, Безухов встречает Платона Каратаева, и тот до него доносит одну простую истину: главное – не исход боя, а обыкновенные приятные моменты человеческой жизни. Ведь даже древние философы считали, что счастье – в каждом из нас, в прижизненном поиске истинных ответов на наболевшие вопросы, в жизни в социуме. Войны же дадут больше плохого, чем хорошего.

Ключевая персона повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков упорно ищет ответ на вопрос, зачем всё-таки войны существуют как явлнение, что они дадут воюющим сторонам. Он считает, что война – пустое расточительство, ведь в бою отдельно взятая жизнь любого из воинов гроша не стоит, а погибают миллионы – во имя интересов власть предержащих, заинтересованных в переделе мира и ресурсов планеты.

Как отражалась война на детях в целом? Как они помогали побеждать неприятеля?

Когда на первый план выходит правое дело – защита Отечества, возраст не помеха. Едва ребёное осознал, что единственно верное решение – встать грудью на пути захватчиков, многие условности отбрасываются. Лев Кассиль и Макс Поляновский повествуют в “Улице младшего сына” о таинственном пацане по имени Володя Дубинин, родившемся в г. Керчь. В краеведческом музее они узнают, кем был этот Володя. Встретившись с его матерью и школьными друзьями, они узнают, что Володя мало чем отличался от своих одногодок, пока не началась война. Его папа служил капитаном боевого судна и внушил сыну, что смелость и стойкость города берёт. Володя пошёл в партизаны, выведал первым об отступлении фашистов, но подорвался на мине при разминировании подступов к камнедробилке. Люди не забыли Дубинина, лёгшего костьми во имя освобождения Отечества от фашистов, который воевал в тылу врага вместе со своими взрослыми боевыми товарищами.

Реакция взрослых на детский вклад в победу над противником

На войне вряд ли дети пригодились – это место схваток между взрослыми. В боях люди теряют родных и друзей, война заставляет их забыть всё, чему их учили в мирной жизни, кроме навыков по выживанию. Какие бы усилия ни предпринимали взрослые, дабы отправить детей подальше от мест сражений, их этот благой порыв срабатывает не всегда. Основная персона повести Катаева “Сын полка” Иван Солнцев лишается на войне всех членов своей семьи, бродит по лесам, стараясь пройти к своим. Он встречает разведчиков, которые отведут его к командиру. Ваню накормили и отправили спать, и капитан Енакиев решил его отвезти в детский приют, но Ваня сбежал оттуда и вернулся обратно. Капитан решает оставить ребёнка в батарее – тот стремится доказать, что дети тоже сгодятся на что-то, несмотря на их небольшой ещё возраст. Отправившись в разведку, Ваня отрисовывает карту окрестностей, попадает к немцам, но в неожиданном переполохе воспользуется тем, что фашисты оставили его в покое, и сбегает. Капитан Енакиев посылает Ваню подальше от поля сражения с важным поручением. Первая артиллерийская бригада убита, и в последнем письме с поля боя командир расстаётся со всеми и просит взять под своё крыло Ваню.

Помилование неприятельских военнопленных, проявление сострадания после боёв

Милосердие к противнику после его захвата демонстрируют лишь сильные духом, для которых пристрелить человека – не раз плюнуть. У Толстого в его “Войне и мире” наглядно показывается проявления российских солдат к французским. Однажды ночью рота русских солдат отогревалась у огня. Внезапно им послышался шорох, и двое французских солдат приблизились к ним. Один из них оказался офицером, его звали Рамбаль. Оба замёрзли, а офицер не мог свободно передвигаться и упал. Русские накормили их, а затем офицера отнесли в дом, где разместился полковник. Офицера сопровождал его подчинённый Морель. Рамбаль отнёсся к русским солдатам, как к товарищам, а солдат запел французский мотив, находясь среди русских солдат.

Даже на войне проявляются человеческие качества, ослабленного соперника лучше не уничтожать, а дать ему возможность сдаться самому.

Попечение о ближних во время военный действий

Произведение Елены Верейской «Три девочки» рассказывает о беззаботных подружках, окунувшихся в войну. Наташа, Катя и Люся проживают в ленинградской коммуналке, учатся и развлекаются сообща. В трудное военное время они сближаются друг с другом ещё теснее. Их школа, где они учились, разрушена, вместо учёбы теперь у них цель — выжить. Взросление не по годам даёт о себе знать: прежде веселая и легкомысленная Люся обретает чувство ответственности, Наташа – пристальнее вглядывается в мелочи и склонна анализировать, а Катя уверена в принятых решениях. И хотя жить с приходом войны стало намного труднее, это заставило их заботиться не только друг о друге, но и о соседях. На войне они стали сплочённее, каждая из них думала и заботилась не столько о себе, сколько о других. По сценарию один местный доктор делился едой с малолетним пацаном, отдавая ему большую часть. В голодное военное время люди делятся друг с другом всем, что успели нажить до начала войны, даже когда над многими нависла угроза голодной смерти, но такие поступки дают надежду на победу над врагом. Поддержка со стороны ближних – это отношения, вследствие которых советский народ одолел фашистов.

Как люди объединяются перед лицом военной опасности?

Значительная часть русских романов и повестей затрагивает вопрос единства людей разных сословий и классов в период военных действий. Так, всё в том же романе Толстого “Война и мир” на первый план выходят человеческие качества, а не классово-капиталистические критерии, чужой беды ведь не бывает, а порой беда носит всеобщий характер. Совершенно разные по мировоззрению и убеждениям люди, живущие, тем не менее, вместе, ввязываются в общее же дело. Ростовы бросают в Москве всё, что нажили, а подводы адресуют раненным в боях соотечественникам. Предприниматель Феропонтов готов раздать русским солдатам весь свой товар, дабы французам, если они победят и обоснуются здесь надолго, не досталось и малой толики. Безухов наряжается в другую форму и готов встретить самого Наполеона в Москве, чтобы лишить того жизни. Тушин с капитаном Тимохиным выполняют боевое задание, невзирая на отсутствие подкрепления. Николай Ростов идёт в самый бой, не боясь никого и ничего. По Толстому, русский солдат не остановится ни перед чем, он готов рискнуть чем угодно, включая и свою жизнь, только бы сразить противника, даже если ему суждено пасть смертью храбрых. Потому та война и названа Отечественной – миллионы людей, сплотившись, стерев друг перед другом все границы и условности, кроме долга Родине, устояли, смели врага.

Зачем нужна память о войне?

Какой бы всесторонне тяжёлой ни показалась война, забыть о ней нельзя. Память о войне – не только дело поколений, заставших её, людей, лишившихся своих близких, но и всеобщее явление. О великих войнах, в которых поднимались все народы в рамках одного государства, дабы победить других, пришедших на их территорию с огнём и оружием, с целью захватить и поработить, помнят даже спустя тысячи лет. Война нашла отражение в тысячах произведений: романах и повестях, поэмах и стихах, песнях и музыке, фильмах – именно это творчество рассказывает последующим поколениям о той войне. Так, “Стихи о себе” Ольги Берггольц, потерявшей мужа в Ленинграде, призывают людей не забывать о тяготах войны, о предках, положивших на кон войны собственную жизнь, дабы их потомки жили счастливо. Фронтовые бои, жизнь горожан в период блокады Ленинграда, стычки с врагом и артобстрелы – данные стихотворения, дневники и рассказы не дадут людям забыть, “как падал ленинградец на жёлтый снег пустынных площадей”. Такое не выкинешь из истории – как бы ни пытались её переписать, тем самым плюнув в память 27 миллионов людей, отдавших жизни за мир и благополучие России.

Что на войне является залогом победы?

Говорят, что один в поле не воин. Война – удел не одного, а многих людей. Только равенство и единство перед всеобщей опасностью поможет народу выстоять. У всё того же Толстого в его «Войне и мире» единение людей так и сквозит отовсюду. Сражаясь за свободную и мирную жизнь, люди забыли о внутренних разногласиях. Смелость и дух как армии в целом, так и отдельно взятого солдата, помогли изгнать врагов с российской земли. Цель и историческое значение боёв под Шенграбеном, Аустерлицем и в Бородино демонстрируют единение народа, сплочённость русских. Победа в любом бою даются ценой жизни солдат, добровольцев, крестьян, партизан, работающих и сражающих на благо Отечества — а не действиями военных чинов, стремящихся получить звёзды на погоны и побольше премий. Командир подразделения капитан Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, предприниматель Ферапонтов, совсем ещё молодой Петя Ростов и многие другие – боролись с врагом не по приказу свыше, а за свои семьи, дома, благополучие страны в целом, за дальнейший мир вокруг себя.

Что хорошего – и зачем – можно уяснить на будущее из любого исхода боя?

В романе Толстого “Война и мир” Андрей Болконский уходил на войну с целью сделать себе имя и занять достойное положение в обществе и среди военных. Бросив всё, что имел, оставив своих родных и близких, он погнался за славой и признанием, но его пыл был недолгим – очутившись в жестокой действительности военных действий, он понял, что вызов, брошенный самому себе, оказался ему не по зубам. Взалкал Болконский. Захотелось ему, чтобы ему самому все поклонялись – реальность опустошительных боёв вскоре продемонстрировала, доказала ему обратное. До него дошло, что любая война, кроме боли, потерь и смертей, ничего не даст, в ней мало хорошего. Но его личный просчёт показал, что любовь и ценность родных и друзей бесконечно дороже, нежели громкие оды его имени и пьедестал славы. Победишь ли, проиграешь ли сражение – главное, победить самого себя и не гнаться за лаврами.

К акие чувства у победителя вызовет выдержка побеждённого?

Повесть В. Кондратьева «Сашка» демонстрирует пример стойкости неприятеля. Русский солдат пленит немецкого. Командир роты так и не смог выпытать у немца никаких сведений о действии врага, и Александр привозит “фрица” в штаб дивизии. По пути солдат с помощью листовки донёс до сведения немца, что тот останется жив и вернётся домой, равно как и другие, сдавшиеся в плен. Но командир роты, у которого погиб родственник на этой войне, отдаёт приказ лишить пленного жизни. Саша не может взять и пристрелить такого же, как и он, солдата, ставит себя на его место и уверяет, что в аналогичных условиях вёл бы себя не лучше пленного, у которого отобрали оружие. Немецкий солдат так и не рассказал о своих ничего, но, сохранив человеческое достоинство, даже не просил пощадить его. Сашка, подвергая себя опасности военного суда, не следует приказу комбата, и тот, видя, насколько Александр верен своей правоте, не настаивает на приказе расстрелять пленного.

Как боевые действия изменяют мировоззрение и характер?

Г. Бакланов и его повесть «Навеки — девятнадцатилетние» повествует об ответственности и памяти людей, объединяющей их. “Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Бои – не только беда. Ломая, а зачастую и лишая жизни людей, войны подстёгивают духовное самообразование, переформатируют сознание народа, и каждый выживший в бою обретает подлинные жизненные ценности. Люди закаляются, переоценивают ценности – то, из-за чего вчера они обрекали себя на страдания, сегодня малозначимо, а то, мимо чего проходили, в упор не замечали, сегодня бросается в глаза.

Война – надругательство над человечностью

И. Шмелёв в своём “Солнце мёртвых” не скрывает, чем страшна война. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человеческих существ, стада «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». На войне подчас люди теряют самое дорогое, что у них есть — жизнь. На войне в человеке сквозит звериное, и эти отрицательные качества заставляют каждого там совершить поступки, на которые бы он в мирное время ни за что не согласился. Материальный урон, вне зависимости от его величины и систематики – не главное. Что бы ни случилось – голод, непогода, неурожай из-за засухи, злом являются всё же не эти явления. Зло возникает и умножается по вине человека, не противостоявшего ему, такой человек живёт одним днём и не думает о завтрашнем, здесь «всё – ничего!» «и нет никого, и никаких». Любые положительные моральные качества, духовность и душа в человеке навсегда будут во главе угла, и никакая война не должна будить в человеке зверя, поправшего всё доброе и хорошее и взявшегося за свои чёрные дела.

Как война меняет устои людей?

К. Воробьёв в своей повести “Убиты под Москвой” сообщает: бои – махина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановима». Пожилой хозяин дома, где солдаты, отступая, бросают раненых, считает, война всё спишет, она ведь здесь “главная”. Жизнь людей крутится вокруг войны, нарушившей как мирный быт и судьбу каждого жителя, так и его осознание самого себя в этом мире. На войне выигрывают самые сильные. «На войне – кто первый не выдержит». Советские солдаты не забывают о смерти, являющейся итогом военных действий для многих, кто пошёл воевать: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Боец, готовый костьми лечь за Отечество, выполнить любое, поначалу нереальное и невыполнимое боевое задание и явиться эталоном мужества и героизма для тех, кто займёт его место, — то, угодив в плен и, опять же, не забывая о смерти, могущей постучаться в его жизнь в любой момент, он скатывается до уровня животного. Ему всё равно, все условности посылаются прочь, он хочет жить. Война изувечивает людей не только физически, но и до неузнаваемости меняет их морально: так, получив увечье, солдат не предполагает, как он будет жить, когда война закончится, отведут ли ему достойное место дома, в своём окружении, он нередко думает, что лучше бы война не кончалась.

Как ответит человек за проступки военного времени, станут ли они его душевным клеймом на всю оставшуюся жизнь

В. Гроссман и его повествование «Авель (Шестое августа)» — это мысли и выводы о бесполезности войн. Японский город Хиросима, сметённый почти до основания ядерной бомбой, явился показателем ущерба всемирной экологии и примером беды японских горожан, а также внутренней трагедией главного героя. Что двигало Коннором, нажавшим на ядерную кнопку 6 августа 1945 г.? Безусловно, он ответил сполна за такое преступление. Для данного бомбардира этот поступок стал внутренним поединком: здесь каждый на его месте – тварь дрожащая со своими недостатками, думающая лишь о том, как выжить самой. Но не всегда, чтобы сохранить человеческое начало, остаёшься в живых. Человеческие качества не проявятся без связи с происшедшим, без ответа за свои деяния и то, что явилось их итогом. Когда одна и та же личность разделяется надвое между сохранением мира и солдатской выучкой, нацеленной на выполнение вверенного задания, юное сознание претерпевает такой же раскол. Экипаж бомбардировщика – это участники, не все из которых отвечают полностью за содеянное, многие из них рассуждают о возвышенных задачах. Бомбардировка Хиросимы – это ответ “фашизмом на фашизм”. Джо Коннор пытается убежать от самого себя, его обсессивно-компульсивное мытьё рук – это как бы попытка отмахнуться от крови тех людей, которых он убил ядерной бомбой. В конце концов он становится сумасшедшим, осознав, что совершённое им злодеяние ему не по плечу, и что он не сможет нормально с этим жить.

Перед вами банк аргументов для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Он посвящен военной тематике. Каждой проблеме соответствуют литературные примеры, которые необходимы для написания работы наивысшего качества. Заголовок соответствует формулировке проблемы, под заголовком находятся аргументы (3-5 штук в зависимости от сложности). Также вы можете скачать эти аргументы в виде таблицы (ссылка в конце статьи). Мы надеемся, что они помогут вам в подготовке к ЕГЭ.

  1. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись пыток. Когда два товарища в поисках провизии для партизанского отряда нарвались на оккупантов, они вынуждены были отступать и скрыться в деревне. Однако враги нашли их в доме местной жительницы и решили допросить их с применением насилия. Сотников с честью выдержал испытание, а вот его приятель примкнул к карателям. Он решил стать полицаем, хоть и намеревался сбежать к своим при первом удобном случае. Однако этот поступок навсегда перечеркнул будущее Рыбака. Выбив подпорки из-под ног товарища, он стал изменником и подлым убийцей, который не достоин прощения.
  2. В романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» трусость обернулась для героя личной трагедией: он потерял всё. Пытаясь завоевать расположение Марьи Мироновой, он решил хитрить и лукавить, а не вести себя мужественно. И вот, в решающий момент, когда Белгородская крепость была захвачена бунтовщиками, а родители Маши были зверски убиты, Алексей не встал за них горой, не защитил девушку, а переоделся в простое платье и присоединился к захватчикам, спасая свою жизнь. Его трусость окончательно оттолкнула героиню, и, даже будучи у него в плену, она гордо и непреклонно противилась его ласкам. По ее мнению, лучше уж умереть, чем быть заодно с трусом и предателем.
  3. В произведении Валентина Распутина «Живи и помни» Андрей дезертирует и прибегает к себе домой, в родную деревню. В отличие от него, его супруга была мужественной и преданной женщиной, поэтому она, рискуя собой, прикрывает сбежавшего мужа. Он живет в соседнем лесу, а она носит ему все необходимое втайне от соседей. Но отлучки Насти стали достоянием общественности. За ней в погоню на лодке поплыли односельчане. Чтобы спасти Андрея, Настена утопилась, так и не выдав дезертира. Но трус в ее лице лишился всего: любви, спасения, семьи. Его страх перед войной погубил единственного любящего его человека.
  4. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» противопоставляются два героя: Жилин и Костыгин. Пока один, оказавшись в плену у горцев, смело борется за свою свободу, другой смиренно ждет, пока родные заплатят выкуп. Страх застилает ему глаза, и он не понимает, что эти деньги будут поддерживать мятежников и их борьбу против его соотечественников. На первом месте для него – лишь собственная участь, а на интересы родины ему наплевать. Очевидно, что трусость проявляется на войне и обнажает такие черты натуры, как эгоизм, слабохарактерность и ничтожность.

Преодоление страха на войне

  1. В рассказе Всеволода Гаршина «Трус» герой боится сгинуть во имя чьих-то политических амбиций. Его тревожит, что он со всеми своими планами и мечтами окажется лишь фамилией и инициалами в сухой газетной сводке. Он не понимает, ради чего ему нужно воевать и рисковать собой, к чему все эти жертвы. Его друзья, конечно, говорят, что им движет трусость. Они дали ему пищу для размышлений, и он решил все же записаться добровольцем на фронт. Герой осознал, что жертвует собой ради великого дела – спасения своего народа и отчизны. Он погиб, но был счастлив, ведь сделал действительно значимый шаг, и его жизнь приобрела осмысленность.
  2. В повести Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов преодолевает страх смерти и не соглашается выпить за победу Третьего Рейха, как того требует комендант. За подстрекательство к мятежу и неуважение к надзирателям ему и так грозит наказание. Единственный способ избежать гибели – принять тост Мюллера, предать родину на словах. Конечно, мужчина хотел жить, боялся пыток, но честь и достоинство были ему дороже. Мысленно и духовно он воевал с оккупантами, даже стоя перед начальником лагеря. И он победил его силой воли, отказавшись выполнить его приказ. Враг признал превосходство русского духа и наградил солдата, который даже в плену превозмогает страх и отстаивает интересы своей страны.
  3. В романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов боится участвовать в военных действиях: он нескладный, робкий, слабый, не приспособленный для военной службы. Однако увидев размах и ужас отечественной войны 1812 года, он решил в одиночку пойти и убить Наполеона. Он вовсе не обязан был идти в осажденную Москву и рисковать собой, с его-то деньгами и влиянием он мог отсидеться в укромном уголке России. Но он идет, чтобы помочь народу хоть как-нибудь. Пьер, конечно, не убивает императора французов, но спасает девочку из пожара, а это уже немало. Он победил свой страх и не прятался от войны.
  4. Проблема мнимого и реального героизма

    1. В романе Льва Толстого «Война и мир» Федор Долохов проявляет излишнюю жестокость в ходе военных действий. Он получает удовольствие от насилия, при этом всегда требует наград и похвал за свой мнимый героизм, в котором больше тщеславия, чем отваги. Например, он схватил за ворот уже сдавшегося офицера и долго настаивал, что именно он взял его в плен. Пока солдаты вроде Тимохина скромно и просто выполняли свой долг, Федор кичился и бахвалился своими преувеличенными достижениями. Он делал это не ради спасения родины, а ради самоутверждения. Это и есть фальшивый, ненастоящий героизм.
    2. В романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский идет на войну ради карьеры, а не ради светлого будущего своей страны. Его волнует только слава, которая досталась, например, Наполеону. В погоне за ней он бросает в одиночестве беременную жену. Оказавшись в поле брани, князь устремляется в кровопролитную схватку, призывая многих людей пожертвовать собой вместе с ним. Однако его бросок не менял исхода боя, а лишь обеспечил новые потери. Поняв это, Андрей осознает ничтожность своих мотивов. С этой минуты он больше не гонится за признанием, его волнует лишь судьба родной страны, и только за нее он готов вернуться на фронт и жертвовать собой.
    3. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак слыл сильным и смелым бойцом. Он был крепок здоровьем и могуч с виду. В драках ему не было равных. Но настоящее испытание показало, что все его поступки – лишь пустое бахвальство. Побоявшись пытки, Рыбак принимает предложение врага и становится полицаем. В его напускной смелости не было ни капли настоящего мужества, поэтому он не смог выдержать морального прессинга страха боли и смерти. К сожалению, мнимые добродетели распознаются только в беде, и его товарищи не знали, кому доверились.
    4. В повести Бориса Васильева «В списках не значился» герой в одиночку обороняет Брестскую крепость, все остальные защитники которой пали замертво. Николай Плужников и сам еле стоит на ногах, но все равно до конца жизни выполняет свой долг. Кто-то, конечно, скажет, что с его стороны это безрассудно. Один в поле не воин. Но я все же думаю, что в его положении это единственный правильный выбор, ведь ему не выбраться наружу и не присоединиться к боеспособным частям. Так не лучше ли дать последний бой, чем тратить пулю на себя? На мой взгляд, поступок Плужникова – подвиг настоящего мужчины, который смотрит правде в глаза.
    5. В романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» описаны десятки судеб простых ребят, которых война загнала в тяжелейшие условия: голод, смертельный риск, болезни и постоянная усталость. Они – не солдаты, а обычные жители деревень и сёл, тюрем и лагерей: неграмотные, малодушные, прижимистые и даже не очень честные. Все они – лишь пушечное мясо в бою, от многих нет никакого толку. Что ими движет? Желание выслужиться и получить отсрочку или работу в городе? Безысходность? Может, их пребывание на фронте – безрассудство? Можно ответить по-разному, а я все-таки думаю, что их жертвы и скромный вклад в победу не напрасны, а необходимы. Я уверен, что их поведением управляет не всегда осознанная, но верная сила – любовь к отечеству. Автор показывает, как и почему она проявляется в каждом из героев. Поэтому их смелость я считаю неподдельной.
    6. Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий

      1. В романе Толстого «Война и мир» Берг, муж Веры Ростовой, проявляет кощунственное равнодушие к соотечественникам. Во время эвакуации из осажденной Москвы он пользуется горем и смятением людей, покупая их редкие и ценные вещи подешевле. Его не волнует судьба отечества, он смотрит только в свой карман. Беды окружающих беженцев, напуганных и задавленных войной, его никак не трогают. В то же время крестьяне жгут все имеющееся у них достояние, лишь бы оно не досталось врагу. Они сжигают дома, убивают скот, рушат целые деревни. Ради победы они рискуют всем, уходят в леса и живут одной семьей. На контрасте Толстой показывает безразличие и сострадание, противопоставляя бесчестную элиту и бедняков, оказавшихся богаче духовно.
      2. В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» описано единение народа перед лицом смертельной угрозы. В главе «Два солдата» старики приветствуют Василия и даже кормят его, потратив драгоценные съестные припасы на незнакомца. Взамен на гостеприимство герой чинит пожилой чете часы и прочую утварь, а также развлекает их обнадеживающими разговорами. Хоть старуха и неохотно достает угощение, Теркин ее не попрекает, ведь понимает, как тяжело им живется в деревне, где даже некому помочь дров наколоть – все на фронте. Однако даже разные люди находят общий язык и сострадают друг другу, когда над родиной сгустились тучи. В этом единении и заключался призыв автора.
      3. В повести Василя Быкова «Сотников» Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой, а не героиней с обложки. Перед нами живой человек не без слабостей. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. И ее подвиг не остался незамеченным: на допросе с пытками и истязаниями Сотников не выдает свою покровительницу, тщательно пытаясь выгородить ее, свалить вину на себя. Так, милосердие на войне порождает милосердие, а жестокость – только жестокость.
      4. В романе Толстого «Война и мир» описаны некоторые эпизоды, указывающие на проявление равнодушия и отзывчивости в отношении к пленным. Русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Наши соотечественники проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера даже на руках отнесли в палатку. А вот оккупанты были менее жалостливы: знакомый француз не заступился за Безухова, увидев его в толпе пленных. Сам граф едва остался в живых, получая скуднейший паек в тюрьме и идя по морозу на привязи. В таких условиях погиб ослабевший Платон Каратаев, которому никто из врагов и не думал давать каши с водкой. Пример русских солдат поучителен: он демонстрирует истину, что на войне нужно оставаться человеком.
      5. Интересный пример описал Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка». Пугачев, атаман бунтовщиков, проявил милосердие и помиловал Петра, уважая в нем доброту и щедрость. Юноша когда-то одарил его полушубком, не скупясь на помощь незнакомцу из простонародья. Емельян продолжил делать ему добро и после «расплаты», ведь и на войне стремился к справедливости. А вот императрица Екатерина проявила равнодушие к судьбе преданного ей офицера и сдалась лишь на уговоры Марьи. На войне она проявила варварскую жестокость, устроив казнь мятежников на площади. Неудивительно, что народ шел против ее деспотической власти. Только сострадание может помочь человеку остановить разрушительную силу ненависти и вражды.

      Нравственный выбор на войне

      1. В повести Гоголя «Тарас Бульба» младший сын главного героя находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, — это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.
      2. В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» героиня тоже принимала отчаянное решение. Дине нравился русский человек, которого насильно удерживали ее родственники, друзья, ее народ. Перед ней стоял выбор между родством и любовью, узами долга и велением чувства. Она колебалась, думала, решала, но не смогла не помочь, так как понимала, что Жилин не достоин такой участи. Он добр, силен и честен, но денег на выкуп у него нет, и в том не его вина. Несмотря на то, что татары и русские воевали, что одни захватывали других, девочка сделала нравственный выбор в пользу справедливости, а не жестокости. В этом, наверное, выражается превосходство детей над взрослыми: даже в борьбе они проявляют меньше злости.
      3. В романе Ремарка «На западном фронте без перемен» изображен образ военного комиссара, который призывал старшеклассников, совсем еще мальчишек, на Первую Мировую войну. При этом из истории мы помним, что Германия не защищалась, а нападала, то есть ребята шли на смерть ради чужих амбиций. Однако их сердца были воспламенены словами этого бесчестного человека. Так, главные герои пошли на фронт. И только там они поняли, что их агитатор – трус, отсиживающийся в тылу. Он посылает юношей на погибель, а сам сидит дома. Его выбор – безнравственный. Он обличает слабовольного лицемера в этом с виду мужественном офицере.
      4. В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой переплывает ледяную реку, чтобы довести до сведения командования важные донесения. Он бросается в воду под обстрелом, рискуя замерзнуть на смерть или утонуть, схватив вражескую пулю. Но Василий делает выбор в пользу долга – идеи, которая больше него самого. Он вносит свой вклад в победу, думая не о себе, а об исходе операции.

      Взаимопомощь и эгоизм на передовой

      1. В романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова готова уступить раненым подводы, лишь бы помочь им избежать преследований французов и покинуть осажденный город. Она готова потерять ценные вещи, несмотря на то, что ее семья находится на грани разорения. Все дело в ее воспитании: Ростовы всегда готовы были помочь и выручить человека из беды. Отношения им дороже денег. А вот Берг, муж Веры Ростовой, во время эвакуации выторговывал у напуганных людей вещи по дешевке, дабы нажить капитал. Увы, на войне не все выдерживают проверку на нравственность. Истинное лицо человека, эгоиста или благодетеля, всегда проявит себя.
      2. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого «кружок аристократов» демонстрирует неприятные черты характера знати, оказавшейся на войне из-за тщеславия. Например, Гальцин – трус, все об этом знают, но никто не говорит, потому что он – высокородный дворянин. Он лениво предлагает свою помощь на вылазке, но его все лицемерно отговаривают, зная, что тот никуда не пойдет, да и толку от него мало. Этот человек – малодушный эгоист, который думает только о себе, не обращая внимания на нужды отечества и трагедию собственного народа. В то же время Толстой описывает молчаливый подвиг врачей, которые работают сверхурочно и сдерживают разгулявшиеся нервы от увиденного ужаса. Их не наградят и не повысят, им до этого нет дела, ведь цель у них одна – спасти как можно больше солдат.
      3. В романе Михаила Булгакова «Белая Гвардия» Сергей Тальберг бросает свою жену и убегает из раздираемой гражданской войной страны. Он эгоистично и цинично оставляет в России все, что ему было дорого, все, чему он клялся быть верным до конца. Елену взяли под защиту братья, которые, в отличие от родственника, до последнего служили тому, кому дали присягу. Они оберегали и утешали покинутую сестру, ведь весь совестливый народ объединился под бременем угрозы. К примеру, выдающийся подвиг совершает командир Най-Турс, спасая юнкеров от неминуемой гибели в напрасном бою. Сам он гибнет, зато помогает безвинным и обманутым гетманом юношам сохранить жизнь и покинуть осажденный город.

      Негативное влияние войны на общество

      1. В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» жертвой войны становится весь казацкий народ. Былой уклад жизни рушится из-за братоубийственной распри. Гибнут кормильцы, дети выходят из-под повиновения, вдовы сходят с ума от горя и невыносимого ярма труда. Трагически складывается судьба абсолютно всех героев: гибнут Аксинья и Петр, заражается сифилисом и совершает самоубийство Дарья, разочаровывается в жизни Григорий, умирает одинокая и забытая Наталья, черствеет и наглеет Михаил, убегает и несчастливо живет Дуняша. Все поколения находятся в разладе, брат идет на брата, земля осиротела, ведь в пылу битвы о ней позабыли. В итоге гражданская война привела лишь к опустошению и горю, а не к светлому будущему, которое обещали все враждующие стороны.
      2. В поэме Михаила Лермонтова «Мцыри» герой стал очередной жертвой войны. Его подобрал русский военный, насильно увёз из родного дома и, наверное, дальше распоряжался бы его судьбой, если бы мальчик не заболел. Тогда его почти что бездыханное тело было брошено на попечение монахов в попутном монастыре. Мцыри вырос, ему уготовили участь послушника, а затем и священнослужителя, но он так и не смирился с произволом похитителей. Юноша хотел вернуться на родину, воссоединиться с семьей, утолить жажду любви и жизни. Однако его лишили всего этого, ведь он был всего лишь пленником, и даже после побега оказался вновь в своей тюрьме. Эта история — эхо войны, так как борьба стран калечит судьбы простых людей.
      3. В романе Николая Гоголя «Мертвые души» есть вставка, которая является отделённой историей. Это повесть о капитане Копейкине. В ней рассказывается о судьбе калеки, который стал жертвой войны. В бою за родину он стал инвалидом. В надежде получить пенсию или какое-то вспоможение он приехал в столицу и начал ходить к чиновникам. Однако те ожесточились на своих удобных рабочих местах и лишь загоняли бедного человека, никак не облегчив его исполненную страданиями жизнь. Увы, постоянные войны в Российской империи породили множество таких случаев, поэтому никто на них особо не реагировал. Тут нельзя даже однозначно кого-то винить. Общество стало равнодушным и жестоким, так люди оборонялись от постоянных тревог и потерь.
      4. В рассказе Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева» главные герои, честно оборонявшие родину во время войны, попали в трудовой лагерь на родине за то, что когда-то они были в плену у немцев. Никто не пожалел этих достойных людей, никто не проявил снисхождение, а ведь они не виновны в том, что попали в плен. И дело не только в жестоких и несправедливых политиках, дело в народе, который очерствел от постоянного горя, от неизбывных лишений. Само общество равнодушно внимало страданиям невинных солдат. И они тоже вынуждены были убивать охрану, бежать и отстреливаться, потому что кровавая резня и их сделала такими: беспощадными, злыми и отчаянными.

      Дети и женщины на фронте

      1. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» главные героини – женщины. Они, конечно, больше мужчин боялись идти на войну, у каждой из них остались близкие и родные люди. Рита даже оставила родителям сына. Однако девушки самозабвенно сражаются и не отступают, хоть и противостоят шестнадцати солдатам. Каждая из них борется героически, каждая преодолевает свой страх смерти во имя спасения отчизны. Их подвиг воспринимается особенно тяжело, ведь хрупким женщинам не место на поле брани. Однако они разрушили этот стереотип и победили боязнь, сковывающую и более подходящих бойцов.
      2. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» последние защитники Брестской крепости пытаются спасти женщин и детей от голодной смерти. У них не хватает воды и припасов. С болью в сердце бойцы провожают их в немецкий плен, другого выхода нет. Однако враги не жалели даже будущих матерей. Беременную жену Плужникова, Мирру, забивают сапогами и протыкают штыком. Ее изуродованный труп забрасывают кирпичами. Трагедия войны заключается в том, что она лишает людей человечности, высвобождая все их скрытые пороки.
      3. В произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» герои – не солдаты, а юные пионеры. Пока на фронтах длится ожесточенная схватка, они, как могут, помогают отечеству выстоять в беде. Ребята делают тяжелую работу за вдов, сирот и одиноких матерей, которым даже некому дров наколоть. Они тайком выполняют все эти задания, не дожидаясь похвал и почестей. Для них главное – внести свой скромный, но важный вклад в победу. Их судьбы тоже скомканы войной. Женя, например, растет на попечении старшей сестры, отца же они видят раз в несколько месяцев. Однако это не мешает детям выполнять свой маленький гражданский долг.

      Проблема благородства и низости в бою

      1. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» Мирра вынуждена сдаться в плен, когда обнаруживает, что беременна от Николая. В их укрытии нет воды и пищи, молодые люди чудом выживают, ведь на них ведется настоящая охота. Но вот хромая еврейская девушка выбирается из подполья, чтобы спасти жизнь своему ребенку. За ней зорко наблюдает Плужников. Однако у нее не получилось смешаться с толпой. Чтобы ее муж не выдал себя, не пошел ее спасать, она отходит подальше, и Николай не видит, как его супругу бьют бешеные оккупанты, как ранят ее штыком, как заваливают ее тело кирпичами. В этом ее поступке столько благородства, столько любви и самопожертвования, что его сложно воспринимать без внутреннего содрогания. Хрупкая женщина оказалась сильнее, мужественнее и благороднее, чем представители «избранной нации» и сильного пола.
      2. В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» подлинное благородство в условиях войны проявляет Остап, когда даже под пыткой не издает ни единого крика. Он не подарил врагу зрелища и ликования, победив его духовно. В своем предсмертном слове он лишь обратился к отцу, которого не ожидал уже услышать. Но услышал. И понял, что дело их живо, а значит, и он жив. В этом самоотречении во имя идеи раскрылась его богатая и сильная натура. А вот окружающая его праздная толпа – символ человеческой низости, ведь люди собрались, чтобы смаковать боль другого человека. Это ужасно, и Гоголь подчеркивает, как ужасен лик этой разношерстной публики, как противен ее ропот. Он противопоставил ее жестокость добродетели Остапа, и мы понимаем, на чьей стороне автор в этом конфликте.
      3. Благородство и низость человека по-настоящему проявляются только в экстренных ситуациях. Например, в повести Василя Быкова «Сотников» два героя повели себя совершенно по-разному, хоть и жили бок о бок в одном отряде. Рыбак предал страну, друзей, свой долг из-за страха боли и смерти. Он стал полицаем и даже помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника. Сотников же о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Этот благородный человек не позволил себя сломать и с достоинством отдал жизнь за родину.

      Проблема ответственности и халатности бойцов

      1. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого описывается безответственность многих бойцов. Они лишь рисуются друг перед другом, а на дело ходят только ради повышения по службе. Они совершенно не думают об исходе битвы, их интересуют только награды. Например, Михайлов заботится лишь о том, чтобы завязать дружбу с кружком аристократов и получить какие-то выгоды от службы. Получив ранение, он даже отказывается перевязать его, чтобы всех поразил вид крови, ведь за серьезную травму положено вознаграждение. Поэтому не удивительно, что в финале Толстой описывает именно поражение. С таким отношением к своему долгу перед родиной невозможно выиграть.
      2. В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор повествует о поучительном походе князя Игоря на половцев. Стремясь к обретению легкой славы, он ведет дружину на кочевников, пренебрегая заключенным перемирием. Русские войска разбивают врагов, но ночью кочевники застают спящих и хмельных воителей врасплох, многих убивают, остальных берут в плен. Молодой князь раскаялся в своем сумасбродстве, но поздно: дружина перебита, его вотчина без хозяина, жена в скорби, как и весь народ. Антиподом легкомысленного правителя выступает мудрый Святослав, который говорит, что русские земли нужно объединить, а к врагам просто так не стоит соваться. Он ответственно относится к своей миссии и порицает тщеславие Игоря. Его «Золотое слово» впоследствии стало основой политической системы Руси.
      3. В романе Льва Толстого «Война и мир» друг другу противопоставляются два типа полководцев: Кутузов и Александр Первый. Один бережет своих людей, выше победы ставит благополучие армии, а другой думает лишь о быстром успехе дела, а на жертвы солдат ему наплевать. Из-за неграмотных и недальновидных решений русского императора армия понесла потери, воины были удручены и сбиты с толку. А вот тактика Кутузова принесла России полное избавление от врага при минимальных потерях. Поэтому очень важно на боле боя быть ответственным и гуманным руководителем.

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Перебрав множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы выделили основные проблемы, встречающиеся там. К каждой из них мы подобрали соответствующие аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Б.Л Васильев, «А зори здесь тихие». Слабый пол и адская война — теперь такую суровую жизненную ситуацию легко представить. Борис Васильев в данной повести рассказывает о войне с нацистской Германией. Для того чтобы остановить оккупантов, главный герой, комендант небольшого военного подразделения, Федот Васков, берёт на задание пять отважных девушек, зенитчиц: Риту, Женю, Соню, Лизу и Галю. Они оставили спокойную жизнь в тылу ради защиты Родины. Риту ждали муж, маленький сын и больная мать. Лизу — папа и учёба в техникуме. Соню — большая семья и университет. Война забрала у них не только счастье, но и жизнь. Такая большая цена не остановила хрупких девушек. Их не пугало, что нужно будет пойти на любые условия, лишь бы уничтожить врага. Каждая девушка умерла за свободное будущее народа и не пожалела о своём выборе. Наоборот, мужественно и героически воевала с немцами ради мирного будущего.
  2. Т.Н Тетерская, «В плену у блокадного детства». Писательница осталась в живых после блокады в Ленинграде. Произведение основано на биографическом материале. Война сильно влияет на людей. Если взрослая психика ломается, страшно представить, что же происходит с детской. Маленькие дети и война – это, по-настоящему, душераздирающее зрелище, от которого нельзя сдержать слёзы. В этом петербургском романе рассказывается о том, как несчастные женщины стараются спрятать и прокормить двух маленьких беззащитных детей. Слишком много бед свалилось на хрупкие плечи двух сестёр. Они идут на настоящие подвиги: пронести еду под жестким контролем, рискуя жизнью. Все эти жертвы сделаны ради того, чтобы принести детям хоть маленькую крошечку еды и сохранить подаренную им жизнь. Так же в книге повествуется о суровой жизни после пройденных испытаний, где тоже раскрывается мужество русских людей, которые воевали даже в тылу.
  3. Ольга Громова, «Сахарный ребёнок». В книге описываются сложные 30-е – 40-е годы в СССР. Отца маленькой девочки Эли признали врагом народа, он оказывается в НКВД. Теперь мама с дочкой вынуждены существовать в лагере Киргизии ЧСИР (членов семьи изменников Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). В пять лет Эля уже на себе испытала, что такое война, репрессии, как следствие, она узнала, что такое непрекращающиеся болезни, голод, холод и нищета. Но эти жизненные испытания не сломали женщину и её маленькую дочку. Они набрались терпения и мужества, чтобы следовать главному правилу своей жизни: никогда ничего не бояться. Тем самым они победили страх, остались добрыми людьми и пытались как-то скрасить ужасные дни в лагере: пели песни, читали стихи и продолжали по-настоящему заботиться и любить друг друга.

Проявление мужества ради…

цели

  1. Стивен Кинг, «Зелёная миля». Повествование в романе идёт от лица бывшего надзирателя федеральной тюрьмы, Пола Эджкомба. В блоке «Е» сидят преступники, приговорённые к смертельной казни на электрическом стуле. В этом ужасном месте оказывается невиновный человек, по имени Джон Коффи. Его обвиняют в изнасиловании и убийстве двух девочек-близняшек. Из тюрьмы нельзя выпускать преступников, но Пол Эджкомб нарушает это правило, потому что обнаружил у Джона дар. Выяснилось, что приговорённый может исцелять людей. У начальника тюрьмы жена, Мелинда Мурс, умирает от рака. Пол осознает, что жить Джону Коффи осталось не долго, как и жене начальника. Это подталкивает его на большой риск: привести Джона к Мелинде, чтобы исцелить её. Этот поступок был мужественным решением, ведь мужчина мог не только лишиться работы, но и попасть за решетку.
  2. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» героиня проявляет невиданное мужество, соглашаясь на сделку с сатаной. Она делает это ради единственно важной цели – найти и вернуть Мастера. Женщина переживает боль, страх, отвращение, но все же добивается своего, преодолев себя. Более того, ей хватило силы отказаться от своей мечты ради спасения Фриды. Однако дьявол оценил духовные богатства своей королевы бала и вознаградил ее вечным покоем с Мастером. Именно мужество помогает людям достичь желаемого.
  3. справедливости

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Как мы помним, воины Пугачёва стремительно взяли Белгородскую крепость. Петя Гринёв, главный герой произведения, перенёс множество разных испытаний: гражданская война, гибель коменданта, массовые расправы. Оказавшись перед выбором между смертью и предательством, он мог бы перейти на сторону Пугачёва, как сделал его сосед Швабрин, но нет. Офицер набрался мужества и храбрости, чтобы оставаться верным своему долгу. Когда враг потребовал незамедлительного ответа на вопрос, признаёт ли Гринёв его царем, тот ответил: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пётр не струсил, а охранял справедливый порядок, не жалея жизни.
    2. Л.Н. Толстой «Отец Сергий». Главный персонаж подвергается сильным испытаниям, он словно идёт по грани святости и порока. Ярким примером мужества в повести Льва Толстого является стремление главного героя не поддаться искушению. На грех отца Сергия подталкивала якобы заблудившаяся девушка, которая приехала в келью с целью соблазнить и убить его стремление и надежды на великий подарок — унаследовать Царствие Небесное. Благодаря стойкости и мужеству, герой смог помешать помыслам, которые могли реализоваться и повести за собой страшные последствия. Для того чтобы не поддаться на манящий обман, мужчина отрубил себе палец. Этот поступок сильно шокировал девушку, ей стало стыдно и для того, чтобы вымолить у Бога прощение, она стала монахиней.
    3. А.Н Островский «Гроза». В пьесе автор затрагивает семейную проблему: замужняя женщина поддаётся греху. Катерина, главная героиня произведения, поддалась чувствам, страстям и изменила своему мужу, Тихону. Но для богобоязненной девушки советь — это не пустой звук. Душевные переживания становятся невыносимыми, и Катерина набирается храбрости, чтобы признаться в проступке. Она говорит о страшном событии в храме. Её не останавливает то, что ради справедливости она лишится своего верного супруга, навсегда потеряет репутацию и больше никогда не выйдет замуж. Катерина, несмотря на всё это, выбрала справедливость. Она нашла в себе силы, чтобы признаться. Пусть правду и больно слышать, но она намного лучше, чем жизнь во лжи.
    4. любви

      1. Джек Лондон «Мартин Иден». Рыбак Мартин Иден, главный герой романа, влюбляется в девушку по имени Руфь из образованной и обеспеченной семьи. Для того чтобы добиться внимания возлюбленной, он начинает читать много книг, изучать стихосложение, учить разные языки. Мартину долго не везло, учёба продвигалась сложно, печатать его работы в журналах не хотели, окружающие считали, что он занимается ерундой. Для того чтобы появились деньги, Мартин работал на тяжелой физической работе. После долгого времени ожидания Мартину предложили печатать собственные произведения. На такие подвиги взрослый мужчина пошел, чтобы завоевать расположение возлюбленной и понравиться её родителям. Герой обладал огромной силой воли, мужеством, именно эти качества и помогли ему добиться собственной цели.
      2. М.А Булгаков «Мастер и Маргарита». Булгаковский роман повествует об отважной и стойкой женщине, которой движет любовь. Ради прекрасного чувства она не только нашла силы расстаться с мужем и оставить богатую квартиру с домработницей. Маргарита смогла продать душу дьяволу, чтобы узнать, жив мастер или нет. Совершив сделку, она превратилась в ведьму. Это перевоплощение помогло ей отомстить критику Латунскому. Женщина полностью разгромила его квартиру. Ведь критик смог сделать так, что роман не вышел в свет, а эта новость погубила мастера, сделала его несчастным, и он оказался в больнице для душевнобольных. Герою повезло, что у него есть такая преданная возлюбленная, которая не побоялась пойти на всё необходимое для благополучия избранника. Воланд возвратил сожженный роман о Понтии Пилате и подарил влюбленным вечный покой.
      3. А.И Куприн «Гранатовый браслет». Главная героиня, Вера Николаевна Шеина, получает в день своих именин подарок от давнего поклонника — гранатовый браслет. Этим анонимом оказывается Георгий Желтков — чиновник, который очень давно испытывает самые светлые чувства к Вере. Мужчина набирается смелости отправить этот дар и рассказать её супругу о своих чувствах. Но женщина ясно дала понять, что без Желткова ей жилось бы намного спокойнее. Тогда он просит ее послушать сонату №2 Бетховена. Тем временем отдаёт хозяйке возвращённый ему гранатовый браслет, просит повесить его на икону Божьей Матери. Затем заперся в своей комнате и лишил себя жизни. Это по-настоящему мужественный поступок, на который способны единицы.
      4. Мужество, употребленное во зло

        1. Ф.М Достоевский, «Преступление и наказание». Не все мысли, которые приходят в сознание к людям, являются хорошими. Одна из ужасных мыслей посетила главного героя романа — Родиона Раскольникова. Он решил, что ему необходимо убить старушку процентщицу. Юноша решает, что этот поступок способен полностью изменить его жизнь. Не будет нищеты, и сестре Дуне не надо будет выходить замуж за подлого человека. Однако всё идёт не по плану. Да, Раскольников набрался мужества, совершил убийство. Но из-за этого поступка пострадали абсолютно невинные люди: старушка, её младшая сестра, которая была беременна, и сам Раскольников, ведь он на самом деле не старушонку убил, а себя. Главное, что герой, пройдя через подсознательные муки, нашёл в себе силы признаться в содеянном. Словом, мужество не всегда помогает человеку, оно может помочь той силе, которая разрушает его изнутри.
        2. В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проявлял мужество на протяжении всего повествования, но в финале пришел к выводу, что напрасно позволил войне оторвать его от родного дома. Вся его отвага была пущена по ветру, потому что даже сам Григорий не знал, где его враги. Он менял стороны баррикад, не понимая, где правда, за которую стоит мужественно идти до конца. Везде были друзья, односельчане, сограждане, а не оккупанты и захватчики. Употребив силу и смелость против них, Мелехов потерял себя самого, окончательно запутавшись в жизни.

        Отсутствие мужества

        1. Н.В Гоголь «Ревизор». В комедии автор рассказывает об Антоне Антоновиче городничем, который страшно боится приезда Ревизора. Он начинает упорно готовиться к его приезду, но глупые городские помещики, Бобчинский и Добчинский, принимают за Ревизора обычного человека. Однако Антон Антонович сильно старается создать хорошее впечатление. Он даёт в долг Хлестакову, сколько тот попросит. Так же отдаёт ему самую лучшую комнату, щедро кормит его слугу и самого «чиновника». Не только материальными благами готов пожертвовать городничий ради хорошего впечатления и для того, чтобы избежать проверки. Он пренебрежительно относится к благословению на свадьбу единственной дочери и «Ревизора».
        2. В пьесе А. Островского «Гроза» Тихону не хватило мужества, чтобы противостоять деспотизму матери, унижающей его любимую жену. Мужчина предпочитал улизнуть из дома, злоупотребить алкоголем и забыться, а не решать проблему в семье. Даже его супруга была более решительной и волевой особой. Она и начала бунт против условностей и старых правил, который закончился ее смертью. Только тогда трусливый и малодушный Тихон осмелился поднять голос на мать, но было уже слишком поздно. Из-за его несостоятельности разрушалась семья.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества 2. Воздействие искусства на духовное становление человека 3. Воспитательная функция искусства Утверждающие тезисы 1. Подлинное искусство облагораживает человека. 2. Искусство учит человека любить жизнь. 3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства. 4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека. Цитаты 1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель). 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель). 3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница). 4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель). 5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель). 6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель). 7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор). 8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель). 9. Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник). 10. Цель искусства - сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ). 11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель). 12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ). 13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, русский писатель). Аргументы 1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепри­знанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. 2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвест­ной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала дру­гим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, ока­зывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо». 3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из по­эмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. 4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда. 5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ноче­вать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, ли­шенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой. 6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича. которая, как свидетельс­твуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом. 7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. 8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни. 9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художест­венном произведении. Перед этой поистине царственной властью художника трепетали даже тираны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланджело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не достаточ­ного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас». 10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д" Артаньян - эти герои казались нам вопло­щением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «француз», «роди­на». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины. 11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и синий, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег. В этом же доме жил Репин. Пошли к нему разрешить спор. Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул: - Ну, чего вам? - Какой бывает снег? - Только не белый! - и захлопнул дверь. 12) Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи пе­ред осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.