Все вопросы

Характер приобретается во время развития личности человека. Как формируется характер человека

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в своих поступках и суждениях.

Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей.

Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.

Неустойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно подвержены изменениям.

Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,

Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.

Немецкий психолог К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что оказывают решающее влияние на их поведение, приводят к конфликтным формам взаимоотношений, нервным срывам.

Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.

Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера, им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются:
- гипертимический (гиперактивный);
- дистемичный;
- циклоидный;
- эмотивный (эмоциональный);
- демонстративный;
- возбудимый;
- застревающий;
- педантичный;
- тревожный (психостенический);
- экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный);
- экстравертированный (конформный).

Однако чаще встречаются не чистые типы акцентуаций характера, а промежуточные, смешанные. Они чаще проявляются в и (50-80%). С годами они могут существенно сглаживаться, приближаться к норме. Но в старости они опять обостряются. Их выраженность может быть от легких форм (почти не заметных) до (серьезного психического заболевания требующего изоляции). Для выявления акцентуаций используются специальные методики и тесты (Шмишека, Кэттелаи др.)

Понятие «характер» многолико, хотя, пожалуй, оно является одним из наиболее часто употребляемых в повседневной жизни. В психологии существуют разные взгляды на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях.

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, проявляющиеся систематически в различных ситуациях.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

– по отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

– по отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность);

– по отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм).

Характер формируется на основе темперамента, во многом формируется под влиянием окружающей человека социальной среды, определяет содержание поведения и деятельности. Характер человека – всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. К примеру, классификация немецкого ученого К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. По наблюдениям К. Леонгарда, у 20–50 % людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип. Его можно узнать по склонности к чрезмерно повышенному настроению, оптимизму. Склонен к позерству, непостоянен в профессиональных интересах. Авантюрист по натуре. растрачивает богатый от природы потенциал неэффективно.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, апатичностью. Работу на скорость не любит, но относится добросовестно. Плохо адаптируется к обстановке, к новым людям. К лидерству не стремится, ценит дружбу. Борец за справедливость.

Циклотимный тип. Характерна неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций. Колебания работоспособности, энергии и настроения приводят к работе рывками.

Демонстративный тип. Выделяется стремлением быть в центре внимания, склонен к бахвальству, стремлению к яркому, экстравагантному. В работе склонен уходить от решения неотложных вопросов, симулировать недомогание, строить интриги. Устремлен к руководящим должностям и престижным профессиям.

Педантичный тип. Настроение ровно. Твердо придерживается усвоенных правил, традиций, взглядов. В работе сверхточен, аккуратен и обязателен. Смысл его жизни – порядок. Сам он – «человек – инструкция». Трудно переключается с одного занятия на другое.

Застревающий тип. Часто предан одной навязчивой идее, ради которой способен на самопожертвование. Долго помнит обиду, склонен к мести. Может злоупотреблять властью и терроризировать сотрудников. В работе любит, когда ему подражают, признают и подчеркивают заслуги.

Тревожный тип. Человек с заниженной самооценкой. Перед всем новым теряется. Инициативу не проявляет. Осторожен. Работает по указке. С людьми дружелюбен. Болезненно переносит насмешки.

Возбудимый тип. Раздражителен, склонен к приступам гнева, импульсивен. В состоянии эмоционального возбуждения может нагрубить, применить «рукоприкладство». Поведение его предсказать трудно. Часто – любитель крепких напитков, обильный еды. В нормальном состоянии энергичен, деловит, добросовестно исполняет свои обязанности по работе, хороший семьянин.

Эмотивный тип. Ему свойственно желание помогать другим, сострадание, сочувствие, тактичность. Беззащитен перед хамством. Его работоспособность зависит от настроения. Исполнителен, обладает чувством долга.

Экзальтированный тип. Обладает высокой контактностью, влюбчивостью. Могут быть конфликтными. Трудно дается работа с элементами монотонии, повторяемости. Инструкции вносят дискомфорт в его деятельность. Ему свойственны несдержанность чувств, эгоизм, слезливость.

Экстравертированный тип. Словоохотливый человек, легко идущий на контакт. Имеет много друзей, знакомых и «нужных» людей. Находится под сильным влиянием окружающих, которые часто формируют его мнение. Любит развлечения, внешние эффекты.

Интровертированный тип. Погруженный в свой внутренний мир человек, отгороженный от других своими мыслями и переживаниями. Чрезвычайно раним и обидчив. Зачастую его рассуждения не соответствуют реальности. Принципиален.

Личность может обладать либо одним доминирующим типом акцентуации, либо несколькими равноценными.

Формирование и развитие характера. Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников, связанной с особенностями функционирования головного мозга. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера: доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы). В старших классах школы специфика влияния социума зависит от личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, уровня самооценки, средств массовой информации и т.д. В 7–15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера. К 15–17 годам личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Общая тенденция динамики характера 25–30 летнего возраста заключается в укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.). После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается. Закрепляются такие черты как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п. В 50 лет, по Р. Немову, человек проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями, старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Человек, на протяжении всего своего жизненного пути занимается формированием и развитием характера , поэтому характер – это не застывшее образование. Это значит то, что каждый из нас в любой момент способен бросить вызов обстоятельствам и начать меняться. Главное свое бессилие не прятать за фразой «Такой у меня характер и ни чего с этим не поделаешь!».

Следует заметить, что процесс формирования характера на разных возрастных этапах, характеризуется определенными особенностями и обстоятельствами.

Условия формирования характера человека

Социальная среда – главное условие формирования характера и его развития человека. Проще говоря, характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.

Психологи утверждают, что характер интенсивно формируется в возрасте 20 - 10 лет. Ребенок, именно в это время, начинает активно формировать свой характер в социальных отношениях через учебу, групповые игры, через общение. На детей в этом возрасте максимально влияют поведение сверстников и взрослых, их поступки и слова.

Физиологические предпосылки – еще один главный этап формирования характера человека. Особенности работоспособности головного мозга (степень подвижности процессов, их возбуждение и торможение), по-разному определяют реакцию человека на какое-либо воздействие, поступающие из внешней среды.

Факторы, которые влияют на развитие и формирование характера человека

С рождения и до школьных лет в ребенке формируются такие базовые черты как доброта, открытость в общении и доверие к окружающим. Главный фактор, который на данном этапе влияет на формирование характера – это родители. В это время их отношение играет огромную роль в развитие чувства безопасности, по большей части из которого формируются вышеперечисленные черты. Характер закрепляется с помощью родителей, которые наказывают и поощряют своих детей.

Первые годы в школе способны либо разрушить, либо закрепить основные черты характера, которые были сформированы в семье. В данный период ребенок вступает в группу, а это способствует развитию характера, формированию деловых и коммуникативных черт: аккуратность, трудолюбие, общительность и прочие.

В возрасте от 7 до 15 лет формируются такие черты характера, которые устанавливают отношения с людьми. На этом этапе формирования характера начинает развиваться эмоционально-волевая сфера.

В промежутке от 15 до 17 лет в человеке формируется высокая характерологическая устойчивость, сохраняющаяся на долгие годы. Но формирование характера и его развитие на данном этапе не останавливается. Сама жизнь, а также ее условия преподносят в него свои изменения.

В двадцать лет происходит формирование морально-нравственного облика человека и формирование мировоззрения, которые способствуют самовоспитанию. Его соответствующая сила мотивации и четкое осознание не заставят долго ждать результатов. Например, парень, который в будущем хочет быть летчиком, вряд ли будет легкомысленно курить или злоупотреблять алкоголем.

Быт, семья, взаимоотношения с противоположным полом, особенность профессиональных занятий, круг знакомых естественным образом влияют на цели и установки личности, на взгляды и мотивы, тем самым воздействуют на формирование характера. На процесс формирования и развития характера также влияет внешний информационный фон: общественная идеология, художественная литература, кино, СМИ и прочее.

В 22 – 30 лет замечается характерологическая динамика, которая связана с тем, что детские черты: капризность, уязвимость, подростковый максимализм, импульсивность начинают ослабевать, а рациональные черты: ответственность, рассудительность, выдержка начинают укрепляться.


С 30-ти лет процесс формирования характера снижается. Исключениями не являются, те , которые направлены на реализацию жизненных планов и перспектив: стремление к обучению и развитию, упорство, настойчивость, целеустремленность.

50-летний возраст является границей, где встречаются будущее и прошлое. Человек прощается со своими грезами и фантазиями, ориентируется на текущие обстоятельства, и поэтому ограничивает себя. На первом месте становиться забота о здоровье своем и близких людей. Начинается период умиротворенной, неторопливой и размеренной жизни.

Формирование характера

Если всю приведенную информацию обобщить, то можно сказать, что в психологии формирование характера – это процесс «затачивания» всех граней, который в течение всей жизни не прекращается. Характер человека на раннем возрасте «оттачивает» сама жизнь, а уже с возрастом личность берет инициативу в свои руки. А это значит, что формирование и развитие характера в разном возрасте зависит от различных факторов, и если какая-то из его граней нас не устраивает, то именно она и может повлиять на наш рост.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва”

Кафедра ОП и А

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема: Формирование характера

Руководитель: Е.А. Муравьева

Исполнитель: О.Т. Огарева

ст. гр. МС - 105

Ковров 2007

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера

1.2 Структура характера

1.3 Типология характеров

2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

2.1 Акцентуация характера

2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко

3. Формирование характера

Заключение

Список использованной литературы

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера”

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter - печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе ,самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности . При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты . При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные . Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные , ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

1.2 Структура характера

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он сбольшой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт.Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.