Инф. технологии

Художник график андрей алексеевич пахомов опознать работу. Андрей Пахомов

Новый музей современного искусства

6-я линия В.О., д. 29
Санкт-Петербург

С 30 ноября по 17 декабря Новый музей современного искусства в Санкт-Петербурге покажет выставку «Против гравитации». Проект представит живописные холсты одного из классиков русского позднемодернистского искусства Андрея Пахомова. Экспозиция в Новом музее станет первой значительной персональной выставкой после смерти художника в 2015 году. Впервые широкой публике будут доступны избранные работы из серии «Торсы», написанные Пахомовым в последние годы жизни, когда художник, известный своими графическими работами, погрузился в эксперименты с живописью.

Андрей Пахомов (1947-2015) – художник, график, действительный член Российской Академии художеств, Заслуженный художник Российской Федерации, участник свыше 150 художественных экспозиций в России и за её пределами, автор иллюстраций и оформления около тридцати русских и зарубежных изданий, сооснователь издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга». Профессор Санкт-Петербургского государственного академического института имени И. E. Репина PAX, заведовал кафедрой графики и более тридцати лет руководил персональной мастерской. Станковые и книжные работы Андрея Пахомова отмечены премиями и наградами. Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Российской национальной библиотеке, Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее современного искусства в Париже, музее «Альбертина» в Вене, Баварской государственной библиотеке, Кабинете гравюр в Берлине, Кабинете гравюр в Дрездене.

Сын Алексея Федоровича Пахомова, одного из основателей ленинградской графической школы, на книжных иллюстрациях которого выросло несколько советских поколений, Андрей Пахомов в своих изящных рисунках размышлял о первоэлементах графики – линии и объёме. Переосмысляя эстетические основания творчества, художник последовательно пришел к собственному мощному пластическому языку, ясно зримому и в живописных холстах.

Серия «Торсы» – это преодоление академизма, с которым художник был связан почти всю жизнь. Экспрессионистские объёмы, вычерченные мастихином, написанные тряпкой и тонкой кистью, в своей грубой и точной сделанности представляют безукоризненно выстроенное размышление о живописном образе. Вразрез с канонами античного искусства этот образ неидеален и лишён гармонии. Торсы Пахомова оживляют архаические формы в изящной, неповторимой неправильности, которую способны создать либо время и случай, либо большой мастер.

Художественные исследования Андрея Пахомова оказали влияние на его многочисленных учеников в Академии художеств. Виталий Пушницкий, Леонид Цхэ – вот лишь немногие яркие петербургские художники, прошедшие школу Пахомова.

Николай Кононов, писатель, художественный критик:

Андрей Пахомов изображает торсы, представляя череду анонимных обнажённых людей в ошеломительном борении с неодолимыми силами гравитации, инерции, сосредоточения, опустошения, сна, молчания, истории и, наконец, самой смерти. Он, в сущности, как живописец, занятый вековечной трактовкой телесного, ничего нового не привносит в бесконечный анализ обнажённой человеческой натуры. Наоборот, он монтирует своё сегодняшнее созерцание в выразительный ряд, простирающийся в нашей культурной памяти, не имеющей края.

В истории искусства всегда поражает то, как чутки художники к поступательному движению науки, будто имеют с ней медиумические связи. Открытие бессознательного, как и теории относительности, совпадает по времени с утверждением абсурдизма и супрематизма как новых способов познания в искусстве. Если рассматривать с этой точки зрения «сериал торсов» Андрея Пахомова, то следует тоже указать на одну фундаментальную параллель, и тогда покажется неудивительным, что зрелищу сумрачных человеческих тел кисти Андрея Пахомова соответствует открытие в новейшей астрономии и космогонии «темной материи».

Это форма материи, не испускающей электромагнитного излучения и не взаимодействующей с ним, потому прямое наблюдение её невозможно, но мы теперь знаем о её присутствии по гравитационным эффектам, создаваемым ею. И поэтому становится понятно, что телесное, боримое гравитацией и смертью, изображаемое художником, является лишь поводом для внелексического познания напряжения пластических границ и цветовых флуктуаций, не только взаимодействующих с нашим зрением, но и порождаемых им. Это новое уравнение без начальных и граничных условий, постоянно доказываемое художником, возвышает наше знание о нас самих и делает его, нерешаемое, неоспоримым.

Александр Боровский, искусствовед, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея:

«Торсы» знаменуют, пожалуй, наименее формальный период в творчестве художника. Многие вещи выполнены в живописи. Пахомов чувствует себя совершенно уверенно в этой медии: работает в жидкой живописи на сближенных тональностях, эффектно обыгрывает просвечивания как средство мерцания и смягчения основного цвета. Опять же конвенциональные представления о живописности ему, похоже, не интересны: не колоризм как таковой его волнует, что-то другое.

На 69-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался известный петербургский график Андрей Пахомов , действительный член российской Академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации, — такое печальное известие пришло 6 августа из Санкт-Петербурга.

Андрей Пахомов был сыном Алексея Пахомова , выдающегося петербургского графика, одного из мастеров ленинградской пейзажной школы, входившего в группу «Круг художников ». В 1971 году Андрей Пахомов окончил мастерскую своего отца, профессора петербургского Института имени Репина, а после его кончины начал там же с 1984 года преподавать литографию, став доцентом, а с 2002 года заведующим кафедрой графики. В институте он руководил персональной мастерской книжной графики. Работы Андрея Пахомова хорошо известны, в 1989 году он был удостоен золотой медали биеннале книжной графики в Лейпциге. В 1991 году Андрей Пахомов основал издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга», выпускающее ограниченным тиражом библиофильские книги и объединившее вокруг себя известных петербургских художников книги. В издательстве, марку которого также создал художник, в 1990-х годах вышли сборники античной лирики работы Андрея Пахомова — как «Десять стихотворений » Сапфо с рисунками и рукописным текстом, созданные в единственном экземпляре, или стихотворения Филодема (один из девяти экземпляров этой книги находится в собрании Эрмитажа). Также произведения Андрея Пахомова хранятся в Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в берлинском и дрезденском кабинетах гравюр, в венской Альбертине и других музеях и частных коллекциях в России и по всему миру.

Александр Боровский , заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея:

«Ушел Андрей Пахомов. Сын великого графика, он и сам добился высших графических отличий: был академиком, профессором, руководил творческой мастерской, выпустил в свет десятки молодых художников — словом, полностью реализовал себя как художник и педагог, ревнитель питерской графической традиции. Но в последние годы он создает мощные монументальные серии — обнаженную натуру и запрокинутые юношеские головы. Ничего более. Тела и головы. В угле и в сепии. И в живописи. Эти вещи говорили о том, что ревнитель канона, Пахомов резко вышел в новое пространство — contemporary art . Они укоренены в телесном. Своей "физичностью", тактильностью некоего совокупного рисования, его вибрацией, энергией его переноса с холста на холст они работают с категориями присутствия и опыта.

Ключевым вопросом становится: как это тебя касается? Причем часто в буквальном смысле. Касается телесно и касается твоего непосредственного человеческого опыта. Наверное, нужно было многое сделать в традиционном искусстве, чтобы так смело воплотить идеи присутствия, на которых зиждется contemporary art . А присутствия самого Андрея будет болезненно не хватать…»

О месте и времени похорон художника станет известно позднее.

А. Пахомов. Девушка с цветами. Пастель.

Андрей Пахомов художник

Дважды произведения графика Андрея Пахомова были отмечены премиями Центрального Комитета ВЛКСМ. Недавно он во второй раз стал лауреатом смотра-конкурса творческой молодежи Ленинграда. Чем же привлекает его творчество?
Молодой художник прошел хорошую школу в мастерской отца, замечательного иллюстратора детской книги, педагога, народного художника СССР Алексея Федоровича Пахомова. Здесь он усвоил не только грамоту рисунка, но и получил ясное представление о смысле, назначении искусства.

Натюрморты были его первыми творческими работами после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Постепенно мир вещей в творчестве Пахомова уступил место другим образам. И тогда по-настоящему определился круг интересов художника: он посвятил свое творчество детям. Пахомов иллюстрирует детские книги, его рисунки появляются в пионерских журналах. Художника привлекает жизнь ребят, их игры, отдых, увлечения. В облике юных современников он старается увидеть и передать черты человека завтрашнего дня.
С особой ответственностью Пахомов работает над детскими портретами. Рисовать детей нисколько не легче, чем взрослых. За ними, находящимися в постоянном движении, и уследить-то бывает трудно, а тем более почувствовать, чем они живут. Пытаясь уловить живое впечатление от натуры, главное внимание художник сосредоточивает на изображении лица: линия здесь становится тонкой, приобретает четкость, упругость. А очертания фигуры он обычно определяет несколькими широкими уверенными штрихами. И ему удается создать запоминающийся образ. Своей образностью и привлекает прежде всего творчество молодого ленинградца.
Мастерство художника особенно видно в его литографиях. Когда рисуешь графитным карандашом на бумаге, ошибку легко исправить резинкой. Значительно труднее исправить неверный штрих литографского карандаша на камне. При этом литограф должен учитывать, что отпечаток на бумаге будет обратным, зеркальным по отношению к изображению на камне. Здесь требуются и верность глаза, и известный навык.

Портреты Пахомова подчас заключают в себе и сюжетное начало. На одном листе представлен веснушчатый паренек с живым, чуть лукавым взглядом. Довольный, он держит на ладони лягушку. Называется лист «Естествоиспытатель». Кто знает, может, после таких наблюдений во время летних прогулок проснется в маленьком человеке большой интерес к серьезной науке о природе.
В последнее время художник все больше внимания уделяет той среде, обстановке, в которой живут его герои. Все чаще его привлекает тема строящегося города. Пахомов связывает с ней жизненные перемены, происходящие на наших глазах.
В композиции «Художник» он делит пространство на четкие планы, подчеркивая их разницей в тоне. Так рисовали когда-то старые мастера. Первый план образует дерево с расположившимся в его тени юным художником. Легким линейным контуром намечен второй план - пейзаж с новостройками.

Изобразительный язык Пахомова скуп и лаконичен, важна каждая деталь. Вот его работа «Лето», вся наполненная светом. По краям листа художник изобразил мальчика с букетом цветов и девочку. Показал обоих в профиль, стоящими по пояс в траве, сквозь высокие стебли которой проглядывают далекие, ставшие вдруг маленькими телеграфные
столбы. Так получилось потому, что автор низко расположил линию горизонта. Этот художественный прием позволил ему создать ощущение необъятности окружающего мира. Зрительно вырастают фигуры детей, на них сосредоточивается все внимание при рассматривании произведения.
С обширными планами вступил Андрей Пахомов в нынешний год - Международный год ребенка. Работая над полюбившейся темой, стремясь всякий раз запечатлеть своих персонажей по-иному, он остается верным избранному идеалу: его герои - всегда жизнерадостные и счастливые, мечтательные, полные надежд.