Непознанное

Идейное содержание толстого кавказский пленник. Л.Н

Русский офицер Жилин решает съездить на родину, проведать старую мать. Среди войны проехать от одной русской крепости к другой можно только в охраняемых солдатами колоннах. Но они идут с большими обозами, очень медленно. Другой офицер Костылин после половины пути предлагает Жилину отстать от обоза и поскакать дальше вдвоём на лошадях в надежде, что до крепости удастся добраться, не встретив враждебных горцев. Жилин соглашается.

Но на пути они встречают толпу вооружённых кавказцев. Костылин улепётывает на лошади один, бросая Жилина. Горцы настигают Жилина, берут в плен, увозят в свой аул, набивают на ноги колодку и запирают в сарае.

Толстой. Кавказский пленник. Аудиокнига

Глава 2 – краткое содержание

Наутро в сарай заходят два горца. Жилин просит пить. Один из вошедших зовёт свою дочь, Дину, красивую девочку лет 13-ти. Она приносит Жилину кувшин воды и несколько лепёшек.

Ему объясняют: «Взявший тебя в плен Кази-Мугамед продал тебя за 200 рублей Абдул-Мурату. Он может отпустить тебя за выкуп в три тысячи».

Жилин небогат. Из родных у него только мать, но ей неоткуда взять трёх тысяч. «Могу дать не больше 500 рублей, – говорит он. – Мало вам – убивайте. Но тогда вообще ничего не возьмёте».

Тут приводят Костылина – оказывается, его тоже захватили в плен. Рассказывают: он написал домой, чтобы за него прислали 5 тысяч. «Ну, мой товарищ, наверное, не беден, а у меня денег нет, – вновь говорит Жилин. – Мало вам 500 – убивайте». Горцы соглашаются на 500 рублей. Но Жилин и о них письмо пишет так, что оно не сможет дойти до его старой и бедной матери. Он надеется, что сбежит.

Их с Костылиным отводят в сарай, дают им истрёпанную одежду и немного еды.

Глава 3 – краткое содержание

Так они живут месяц. Кормят их плохо, но разрешают днём немного ходить по аулу. Жилин, большой рукодельник, начинает делать из глины детских кукол. Несколько кукол он отдаёт Дине. Она играет с ними и в благодарность начинает тайком приносить иногда Жилину молоко вместо воды, хорошие сырные лепёшки, а раз – даже кусок баранины.

Не все жители аула относятся к русским пленникам сносно. Многие глядят на них зло, ругают их. Особенно враждебен один старик, ревностный мусульманин, ходивший на хадж в Мекку и убивший одного из собственных сыновей за переход к русским.

Толстой. Кавказский пленник. Художественный фильм, 1975

Глава 4 – краткое содержание

Жилин начинает делать подкоп под стену своего сарая. Во время одной дневной прогулки он забирается на соседнюю гору, осматривает с неё окрестности и догадывается, какая из дорог ведёт к русской крепости.

Однажды вечером в аул привозят тело брата Кази-Мугамеда, убитого в стычке с русскими. Жилин наблюдает за обрядом мусульманских похорон: видит, как покойного не кладут, а сажают в яму, которая подкопана под землю на манер подвала.

На четвёртый день большинство мужчин уезжает из аула. Жилин предлагает Костылину бежать вдвоём этой же ночью. Тот вначале отказывается, но потом соглашается.

Глава 5 – краткое содержание

Когда темнеет, они выбираются из сарая через сделанный Жилиным подкоп и идут по дороге между гор. Жилин идёт бодро, но толстый Костылин вскоре стирает в кровь ноги и еле тащится. Как на беду, они сбиваются в темноте с пути, некоторое время скитаются.

Костылину больно идти. Жилин сажает его на закорки и пробует нести, однако вскоре их настигают кавказцы, хватают, вяжут и везут обратно в аул. Старик-хаджи советует немедленно убить беглецов, однако хозяин решает ждать присылки выкупа ещё две недели – «а потом я вас запорю».

Глава 6 – краткое содержание

Теперь их держат не в сарае, а в яме, кормят совсем плохо, как собак. Жилина ходит проведывать Дина, а он лепит ей новых кукол из глины, которую копает в яме. Слабый Костылин заболевает и теряет последние силы.

Через несколько дней Жилин слышит, что горцы собрались вокруг мечети и говорят что-то о русских. Вскоре приходит Дина и сообщает Жилину, что его хотят убить.

Он просит девочку принести шест, с помощью которого можно будет выбраться из ямы. Дина вначале в страхе отказывается, но когда спускается ночная тьма, притаскивает длинную палку и помогает Жилину вылезти. Обессилевший Костылин никуда идти не хочет, и Жилину приходится его оставить в яме.

Дина, прощаясь с Жилиным, плачет и суёт ему за пазуху лепёшки. Она пробует помочь ему сбить колодку камнем, но ни у него, ни у неё это не получается. Жилину в этот раз приходится идти с колодкой на ногах.

Превозмогая боль, он шагает всю ночь. Выйдя на рассвете из лесу, видит невдалеке русских казаков. Жилин бросается к ним, но с другой стороны за ним скачут стоявшие здесь же, на бугре, трое горцев. Жилин уже не чает спасти жизнь, но в последний момент горцы, убоявшись едущих навстречу казаков, поворачивают обратно.

Измученного Жилина привозят в русскую крепость. Он так и остаётся служить на Кавказе. Еле живого Костылина родные выкупают через месяц за пять тысяч рублей.

© Автор краткого содержанияРусская историческая библиотека . На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст повести «Кавказский пленник».

Служил на Кавказе офицер Жилин . Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть - ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Лев Николаевич Толстой

«Кавказский пленник»

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

После того, как пришла весть от матери, кавказскому офицеру по фамилии Жилин захотелось навестить ее, и он отправился домой. Однако и-за трусости другого офицера, Костылина, с которым он отправился в этот далекий путь, их забрали в плен татары. После этого их продали другим татарам, которые упрятали обоих в сарае, приковав цепями.

С целью получить выкуп, пленников вынудили написать письма своим близким. Жилин помнил, что мать у него очень бедная и на выкуп ей точно не хватит, поэтому вписал чужой адрес, в отличие от покорного Костылина. Прошел уже месяц их пребывание в плену. За Жилиным в тайне стала ухаживать Дина – дочка татарина, купившего офицеров. Он ей отвечал взаимностью. Жилин начал замышлять их с Костылиным побег.

Сделав в сарае подкоп, им удалось вырваться из неволи. Костылин снова подводит. Не успев еще удалиться сильно далеко, у него заболели ноги из-за тесной обуви, и он стал медлить, Жилину пришлось его ждать. Там их приметил проезжающий неподалеку татарин, который сообщил владельцам об их пропаже. Поймать беглецов не доставило особого труда. Но надежда на спасение у Жилина не угасла, несмотря даже на то, что теперь их бросили в глубокую яму. На этот раз отважная и добрая Дина пришла на помощь: она отыскала палку достаточного размера и принесла им. Костылин не захотел вылезать, ведь он сильно измучился, хотя в большей мере, просто струсил.

Дине пришлось попрощаться с Жилиным и, рыдая, она вручила ему несколько лепешек в путь. И офицер ушел. Идти было совсем неудобно, так как не удалось избавиться от оков. Беглец больше не мог идти, ужасно устал, но он не сдавался и начал ползти. Когда он полз по полю, его заметили трое татар, стоявших на возвышенности, и побежали вдогонку. Жилин, который знал, что за полем уже находятся казаки, из последних сил встал, начал размахивать руками и кричать. И тут появились наши и побежали на татар, которые от испуга помчались обратно, оставив в покое бывшего пленника. Позже он поведал своим спасителям о своей истории.

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды подумав, Жилин «выправил отпуск» и собрался ехать домой. «На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин. Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае. Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло. Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Жилин начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Она тайно приносила ему еду. Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал. На дороге их поймали другие татары и отвезли к хозяину в аул. Их посадили в яму. Однажды Жилин попросил Дину принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест. Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот отказался. Офицер(Жилин) бежал из аула. Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.
Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе.

Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» - спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам.
Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.

Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться.

Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику.

Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс

И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга! Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть.

Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.