Здоровье

Интимные портреты от маши кушнир. Интимные портреты михаила рыжова

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

В чём заключаются различия парадного портрета и комплиментарного? Или психологического и художественного? И может ли парадный портрет нести в себе заряд психологического?

Конечно, все имеющиеся на данный момент направления портрета упрощены, чтобы упорядоченно разнести их в ту или иную категорию портретного жанра. В принципе, это правильно: чтобы не погрузиться с головой в океан изобразительного искусства, нужно предусмотреть мелкие «лягушатники», но для автора подобные определения чреваты подсознательным подгоном своего творчества в рамки, ограничения. А ведь люди привыкают, когда фотограф творит в присущем ему стиле, и когда вектор его сюжетов меняется, это может вызвать у зрителя недопонимание, публика будет просить автора снова вернуться к самому себе.

Я много фотографирую девушек, но при этом затрудняюсь каталогизировать их портреты в определённые категории. Моё творчество нравится мне тем, что у меня нет огромных павильонов, роскошных декораций или даже мало-мальски серьёзного реквизита. В качестве света я использую либо импульсный, либо солнечный, так что минимум подготовки к работе вселяет в меня спокойствие.

Встречаемся в заранее оговоренное время, работаем, девушка позирует, а точнее, она думает что она позирует, она думает что делает это.

Почему же интимный портрет? Где тут интим? Часто спрашивают у меня товарищи мужского пола. Действительно, девушки не полуобнажённые, позы не раскованные, да и выглядят они сдержанно. Может я обманываю зрителя?

Я скажу так: «Интимный портрет – это портрет, созданный на камерном, монотонном фоне, демонстрирующий доверительность отношений между художником и моделью».

Люди, в моём случае это девушки, являются бесконечным кладезем вдохновения. Каждая девушка для меня уникальна. Мне нравится проецировать их манеру, взгляд, стиль общения, улыбки. Ничего этого не увидишь два раза. Главное, вовремя увидеть это и зафиксировать фотокамерой, но чтобы рассмотреть это, нужно постараться, в том числе и расшевелить девушку, то есть действует принцип «индивидуальная девушка – индивидуальный подход». Всё просто.

В своё время, это был 19 век, Ван Гог очень увлекался темой крестьян. Он жил среди них, одновременно питая из их быта темы для картин, но одно дело, наблюдать за определённой категорией людей со стороны, после чего переносить свои заметки на холст, или же стать одним из этих людей, думать как они, чувствовать то же самое. У меня похожий подход. Я стараюсь быть с девушками наравне, сводить все их различия к минимуму, синхронно вхожу в их сообщество, узнаю их переживания, волнения. Задача нелёгкая, учитывая женское мировоззрение, порой понять его бывает невозможно.

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то сос второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

· Парадный (репрезентативный) портрет

Тип портрета, основной задачей которого является прославление, возвеличивание, выражение признания заслуг портретируемого. Парадный портрет, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим, сидящим) в интерьере, пейзаже или на фоне драпировки; особенностью является акцент на общественном и социальном положении модели, изображаемой в официальной обстановке, с наградами, предметами профессиональной деятельности или атрибутами власти. В России парадный портрет приобрел широкое распространение в середине XVIII - первой трети XIX столетий.

  • · Полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
  • · Камерный (изображение поп плечи, по грудь, максимум - по пояс, зачастую - на нейтральном фоне);
  • · Интимный (игнорирование фона, основное внимание - внутреннему миру человека)

Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной истории русского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надо первоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета.

Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числе и большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом.

Художники стремились показать прежде всего достойного представителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а зачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положение портретируемого.

Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Однако он очень быстро превратился, собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства той поры А.М. Иванов заявлял: «Должно, чтоб… портреты казались как бы говорящими о себе сами и как бы извещающими: «смотри на меня, я есмь оный непобедимый царь, окруженный величеством».

В противоположность парадному интимный портрет стремился запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оценку личности.

Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора Степановича Рокотова (род. 1736 - ум. 1808 или 1809).

Творчество Ф.С. Рокотова. Скудность биографических сведений не позволяет достоверно установить, у кого он учился. Долгие споры велись даже по поводу происхождения живописца. Раннее же признание художника обеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В.И. Майкова (1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-е годы), В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е годы).

В портрете неизвестной в розовом запечатлена миловидная девушка, с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-серых тонов сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица неизвестной - полуулыбка, скользящая на губах, взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая-то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна. Портрет Рокотова будит в человеке потребность духовного общения, говорит об увлекательности познания окружающих людей. Однако при всех художественных достоинствах рокотовской живописи нельзя не заметить того, что таинственная полуулыбка, загадочный взгляд удлиненных глаз переходят у него из портрета в портрет, не раскрывая, а лишь как бы предлагая смотрящему разгадать скрытую за ними натуру. Рождается впечатление, что автор создает подобие театральной маски загадочного человеческого характера и накладывает ее на всех тех, кто ему позирует.

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Дмитрия

Григорьевича Левицкого (1735-1822).

Творчество Д.Г. Левицкого. Первоначальное художественное образование он получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры.

Участие в работах по росписи киевского Андреевского собора, осуществлявшихся А.П. Антроповым, привело к последующему четырехлетнему ученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В ранних полотнах Левицкого отчетливо выступает связь с традиционным парадным портретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из семи крупноформатных произведений, исполненных в 1773-1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Предусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций любительских спектаклей, ставившихся в пансионе. к зимнему сезону 1773-1773 года воспитанницы настолько преуспели в сценическом искусстве, что на представлениях присутствовал императорский двор и дипломатический корпус.)

Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим первым выпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству наглядную память об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколения дворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования, просвещенности возвышались над низшими сословиями.

Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрывает, например, «Портрет Е.И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, как полагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опере

Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной, сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним. Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмаха дирижерской палочки. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи). Чувствуется, что для нее театральное представление - не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе, а возможность выявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Художник передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, в которых решен пейзажный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки

Все подчинено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственность натуры самой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане более тусклыми и одновременно заставил их искриться на первом плане - в одежде героини. Гамма строится на богатом по своим декоративным качествам отношении серо-зеленых и жемчужных тонов с розовыми в окраске лица, шеи, рук и лент, украшающих костюм. Причем во втором случае художник придерживается локального цвета, заставляя вспомнить манеру его учителя Антропова.

Несомненно, все направления даны для упрощения и каталогизации творчества. С одной стороны, это верно: чтобы не утонуть в изобразительном океане, нужно строить «лягушатники». Автора же такое определение бессознательно вгоняет в некие рамки и ограничения, ведь люди привыкают, что художник работает в одном ключе, а когда вектор его развития немного меняется, это вызывает некоторый резонанс непонимания и публика требует возвращения к истокам. Так ей легче - уже есть определенное понимание. Новое всегда принимают с опаской и неприязнью, но лишь поначалу, со временем свыкаются.

Я снимаю девушек и не могу однозначно определить то направление, в котором это делаю. Некое спокойствие придает то, что у меня нет безумных декораций, огромных павильонов и даже реквизита. У меня есть люди и свет, солнечный или импульсный. В этом плане я абсолютно спокоен: никакой подготовки, встречаемся в определенное время в определенном месте и работаем. Я снимаю, а девушка... нет, она вовсе и не позирует: она думает, что позирует.

И все же, почему интимный портрет? «Где интим-то?» - спросил однажды меня мой товарищ. Действительно, где? Девушки не полуголые, позы у них вовсе не шаловливые, да и ведут они себя вполне сдержанно. Откровенный интим здесь разглядит разве что слепой. Обманули?!

Приведу вам одно сухое определение: «Интимный портрет - портрет на камерном однородном фоне, показывающий доверительные отношения между портретируемым и художником». Бинго!

Человек (в моем случае - девушки) - бесконечный источник исследования. Каждая из моделей невероятно уникальна: индивидуальный характер, манера поведения, взгляд, стиль общения - ничего не повторяется. Самое главное - вовремя это увидеть и зафиксировать, а чтобы увидеть, нужно к этому подбираться. Индивидуальная девушка - индивидуальный подход. Все просто, даже слишком.

В конце XIX века Ван Гог был увлечен темой крестьян. Он жил среди них какое-то время и писал картины. Но одно дело - просто наблюдать за работой крестьян, а потом переносить свои впечатления на холст, и совсем другое - стать одним из них, мыслить как один из них и чувствовать абсолютно то же, то есть полностью внедриться в среду.

У меня очень похожий подход. Я стараюсь быть наравне с девушками, свести все различия между нами к минимуму, понять их стиль мышления, узнать их переживания и волнения. Конечно, задача очень сложная, поскольку мировоззрение женщин совсем другое, и понять его бывает порой невозможно. Что уж говорить о том, чтобы проникнуть в их голову! Это сверхзадача, но именно такую цель я и ставлю перед собой во время съемки. Если я хочу получить на фотографии девушку, а не образ девушки, который сложился за время работы, необходимо встать на ее сторону, посмотреть на мир ее глазами и попробовать почувствовать то, что чувствует она. Очень важно посмотреть на себя глазами того человека, которого ты снимаешь, стать одним из крестьян.

Так уж сложилось, что с девушками мне договориться намного проще, чем с мужским населением. Первые слишком нелогичные, а последние чересчур упрямые. Выбирая из двух зол наименьшее, я остановился на первом и не прогадал.

Каждая съемка - приключение, в ходе которого ты пытаешься выяснить, что волнует портретируемого, почувствовать ход его мыслей и уловить то состояние, которое возникает между вами. И все это каким-то образом нужно сохранить на фотографии! И не забыть при этом оставить часть себя как автора. Другими словами, работа с моделью похожа на лепку из пластилина: сначала материал довольно тверд и неподатлив, но стоит его немного разогреть, привыкнуть к фактуре и помять в руках, как начинают возникать формы. И остается только определиться, в каком направлении дальше двигаться: начать с чего-то привычного, постепенно видоизменяя, или с самого начала двигаться интуитивно, на ощупь, не задумываясь о результате. Последний путь очень интригует: либо откроется что-то новое, либо упрешься в шаблон. Но оно того стоит!

Самое опасное, что может подстерегать на съемке - ваши мысли, чудовищные, противоречивые, неспокойные мысли. Постоянно в голове будет вертеться какой-то вопрос: так ли стоит модель? верны ли настройки камеры? что мне сказать ей? почему она на меня так смотрит? Этот шум невероятно опасен, из-за него можно не получить финального кадра, потому что он будет кричать вам: «Ну все, заканчивай! Мы получили, что хотели, быстрее пойдем обрабатывать!» Этот шум будет постоянно поставлять вам новую порцию мыслей, не давая сконцентрироваться на главном - работе с моделью, психологическом настрое и эмоциональной отдаче. Порой это очень сложно - оставить все свои бытовые проблемы дома. Если вовремя не захлопнуть соответствующую дверь в своей голове, пиши пропало. Фотография строится в вашем сознании, а камера выступает посредником между головой, сердцем и моделью. Освободите сознание, прежде чем делать высказывание, позвольте сердцу вести вас. Спорить и отвергать будете позже, было бы что.

Работа с моделью чем-то напоминает работу укротителя. Да-да, именно так! Модели бывают двух типов: активные и пассивные. Первые крайне инициативны, и вовремя не остепенив ее, вы можете потерять штурвал капитана съемочного процесса. Говоря «остепенив», я, конечно, немного утрирую: модель должна почувствовать вашу уверенность и знание того, что вы хотите получить от нее, даже если вы молчите. В противном случае она будет думать, что вы не знаете, чего хотите добиться от нее, тем самым давая ей возможность самой управлять съемочным процессом. Этот путь ведет совсем к другому результату, нежели тот, который вы задумывали. Будьте достаточно смелыми в своей работе и не позволяйте другим управлять вашими мыслями.

Пассивные модели несколько другие. Они чем-то напоминают сою: без вашей начинки есть ее невозможно. Такие девушки четко выполняют все ваши требования, они знают, кто главный. Статично замереть, сто раз подпрыгнуть, пять шагов вперед и стойка на голове - лишь бы вы говорили, что надо делать. Вряд ли девушка будет с вами спорить: она знает, что это ее работа.

Нельзя оставить без внимания вопрос света, и здесь я всегда вспоминаю Юрия Норштейна, замечательного мультипликатора и режиссера. Человек, постоянно находящийся в ограничении искусства, создает искусство безграничное!

Однажды он рассказывал, как спустя какое-то время после выхода «Ежика в тумане» его пригласили в Pixar. Очень уж людям из Калифорнии хотелось узнать, как Норштейн снимает свои мультфильмы, каким оборудованием пользуется и сколько денег в это вкладывает. Он рассказал, показал и даже у них на глазах воспроизвел фрагмент мультфильма. Представляете глаза этих людей, гигантов компьютерной анимации, создавших «Историю игрушек», когда Юрий Норштейн достал из своего чемоданчика щипцы, кальку и вырезанного из картона ежика и начал все это перемещать на столе. Мало того, что ежик двигался, он еще и был в тумане: калька создавала такой эффект. Удивлению не было предела, ведь от него ожидали чего-то другого, точно не рукоделия. Норштейн был для Pixar первобытным человеком, создающим наскальные рисунки в век компьютерных технологий, ремесленным художником.

У Норштейна не было дорогущих компьютеров, огромных киностудий и супероборудования, у него были всего лишь щипцы, калька и картон. Это и есть ограничения. Зато у него была мечта - создать мультфильм, в который он мог бы влюбиться, а влюбившись сам, ты влюбляешь в это и других. Это и есть искусство.

В заключение хочу привести цитату одного искусствоведа, Франческо Бонами: «Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и кому для этого больше ничего не нужно».

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Михаил Рыжов, 22 года.

Техника: Nikon D7000.

Выставки, награды, достижения:

Получил диплом III степени Международного центра фотографии (International Center of Photography);

Портретные работы попали в книгу «100 russian photographers. Black and white portraits»;

Окончил курсы операторского факультета ВГИКа.

Источник вдохновения: фильмы и литература.

Лучший совет: больше путешествуйте! Путешествие - это награда. Фотография - это путешествие.

Жанр портрета в
русской
живописи
{
парадный и интимный портрет

Петр I в детстве
Атаман Ермак
Князь Скопин-Шуйский

Парсуна
В XVII векек появляются первые портреты
которые стали называть – парсуны.
Парсу́на (искажённое лат. persona -
личность, особа) -
синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Понятие
«парсуна»
в
значении
произведения переходного периода от
иконописи
к
светской
портретной
живописи предложено И. М. Снегирёвым в
1854 году.

Появляются парсуны (конец 16
века)– изображения людей,
имеющие черты портретного
сходства
Парсуна – портрет реального
лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже
купца), выполненный
иконописными приемами.
парсуна
Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее
достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор
неизвестен, парсуна находится в Национальном музее
Дании в Копенгагене

И.Никитин
«Портрет канцлера Г.И.Головкина»
Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после
его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму,
уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин - начальник Посольской канцелярии, затем Посольского
приказа, государственный канцлер, граф, сенатор, президент Коллегии
иностранных дел, член Верховного тайного совета. Преданная креатура
Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны.

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светлокоричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный
платок, длинные локоны роскошного парика.
Но главное – лицо,
с внимательным
взором, немолодое,
усталое, лицо
человека, познавшего
все тайны двора.
Предельное
внутреннее
напряжение,
душевная
сосредоточенность.

А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы.
В это время ему было около тридцати лет, а его супруге - четырнадцать.
На портрете художник обнимает свою юную супругу, которая изображена
по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета.
Возможно, таким образом
живописец хотел подчеркнуть
значимость своей избранницы,
он как бы выдвигает ее на
первый план, приближая к
зрителю. Супруги одеты в
изысканные платья, сшитые
по придворной моде.
Работа незавершена.
На обороте портрета имеется
надпись: «Матвеевъ, Андрей,
первый Русскiй живописецъ и
его супруга. Писалъ самъ
художникъ»

Созданные Матвеевым образы
говорят
о зарождающемся интересе к
человеку,
к его личным качествам и к
возможности
выразить их живописными
средствами.
В истории русского искусства
произведение Матвеева
явилось
одновременно первым
автопортретом
и первым семейным
портретом.

А.Антропов «Портрет
статс-дамы А. М. Измайловой»
Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был
для А. П. Антропова экзаменом на звание
портретиста после окончания учебы. С
этого произведения начинается период
наивысшего расцвета его творчества.
Живописец изобразил статс-даму прямо и
просто, с предельной честностью:
обрюзгшая старуха, с нарочитым
искусственным румянцем, насурьмленными
бровями и чуть-чуть слезящимися глазами.
Сочетание темного ровного фона с
объемной трактовкой образа Измайловой
способствует достоверности. Возникает
эффект выталкивания изображения из
плоскости холста на зрителя.

Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой.
Портрет А. М. Измайловой
открывает в русской живописи
новый тип камерного портрета,
который был уже не просто
версией парадного изображения,
а произведением, обладающим
своей спецификой.
Благодаря погрудному срезу и
крупному плану, максимально
приближающему модель к
зрителю, происходит полная
нивелировка жеста и
переключение внимания на лицо.

И.Вишняков
«Портрет Сарры Фермор»
Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ
Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века.
Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста,
Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет.
Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она
представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на
губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную
пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие
руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами,
исполненное живости и эмоциональности.
В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной
традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур,
неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а
также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела.
Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские
специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века,
производимого в Англии по французским рисункам

И.Аргунов «Портрет
неизвестной в русском костюме»
Аргунов тщательно выписывает
фактуры, любуясь
переливами тканей,
сверканием драгоценностей,
каскадами воздушного кружева.
Восхищение красотой
материального мира свойственна
всей живописи 18в.
В камерных портретах кисти
Аргунова психологическая
характеристика выходит
на первый план. Художник
вглядывается в лица пристально
и заинтересованно, подмечая
малейшие особенности
внешности и характера, иногда
откровенно любуясь их красотой,
прежде всего внутренней.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье
двух
загадок,
На полотне
обаятельная
Полувосторг,
полуиспуг,
юная женщина.
Изящный
овал лица,
Безумной
нежности
припадок,
тонкие летящие
брови, мук.
Предвосхищенье
смертных
легкий
румянец
и задумчиво
Когда
потемки
наступают
отсутствующий
взгляд.
В глазах ее
И приближается
гроза,
гордость и душевная чистота.
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Александра Петровна - вторая жена
пензенского помещика Николая
Еремеевича Струйского. На портрете
ей восемнадцать лет.
Поэт Струйский издал целый сборник
стихов, состоящий лишь из признаний
в любви жене.
Струйская стала радушной и
гостеприимной хозяйкой усадьбы в
Рузаевке, где молодоженами был
выстроен новый роскошный особняк.
Вокруг располагался парк с тенистыми
аллеями и проточными прудами.
Благополучная супружеская жизнь
длилась двадцать четыре года, вплоть
до внезапной кончины Николая Струйского
в 1796 году. За это время Александра
Петровна родила ему восемнадцать детей.
Струйская пережила мужа на сорок
четыре года. Умерла в 1840 году, ей было
восемьдесят пять лет.

Д.Левицкий
1.Портрет дочери художника.
2.Портрет вице-канцлера
князя А.М.Голицина.
1
Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого
выразили дух Екатерининской эпохи.
Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал
самое серьезное значение фактурной разработке живописного
произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить
множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и
виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность
дать более глубокую характеристику портретируемому.
2

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II.
Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших
портретов императрицы, в 1780-х - пятнадцать. Первый из них
был неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве
живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных
портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о
том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина
Алексеевна относилась к русскому художнику
без интереса. Она позировала иностранным мастерам.


Белая атласная одежда императрицы
сродни античным одеяниям. Одновременно
на государыне царская мантия, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, а также красная
лента и крест ордена св. Владимира 1-й
степени. Изящным жестом императрица
бросает в алтарь маки, которые во времена
Античности считались символом сна и
покоя. Тем самым
Екатерина II
изъявляет
готовность
пожертвовать
своим
спокойствием ради
процветания свои
подданных.

Д.Левицкий «Екатерина II законодательница в храме Правосудия»
«Средина картины представляет
внутренность храма богини Правосудия,
пред которою, в виде Законодательницы,
Ее Императорское Величество. Сжигая
на алтаре маковые цветы, она жертвует
драгоценным своим покоем для общего
покоя. Вместо обыкновенной
императорской короны она увенчана
лавровым венцом. Знаки ордена
Св. Владимира изображают пользу
для Отечества. Лежащие у ног
Законодательницы книги свидетельствуют
истину закона. Победоносный орел
заботится о соблюдении правосудия.
В дали видно открытое море, а на
развевающемся российском флаге
изображенный на военном щите
Меркуриев жезл означает
защищенную торговлю».
Левицкий «Собеседник любителей
российского слова». СПб., 1783г.

Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Картину можно расценить как пародию
на парадный портрет.
Прокофий Акинфиевич Демидов –
владелец крупнейших горнопромышленных
предприятий. Он был одним из самых
эксцентричных чудаков своего времени.
Вместе с нелепыми прихотями богатого
человека в нем уживались любознательность,
образованность и щедрость мецената.
Научным увлечением Демидова было
собирание гербария: его московская усадьба
славилась цветниками и ботаническим садом.
В типичных парадных портретах XVIII века
все компоненты определяли социальное
положение модели. В портрете Демидова
они имеют другое значение. Каждая деталь от гербария и лейки на столе до фасада здания свидетельствует о его увлечениях и характере.
Вместо официального мундира
на Демидове домашний жилет, панталоны,
чулки, халат, колпак, и шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе
с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест
правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал
крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно
противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным
фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Замысел портрета
принадлежит, вероятно,
самому Демидову.
Левицкий ни до, ни после
этого произведения никогда
не выходил за установленные
рамки парадного изображения.

Д.Левицкий «Портрет
Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Новая для русского искусства
разновидность жанра –
«портрет в роли».
Д.Г. Левицкий воспроизводит
сцену из спектакля с участием
воспитанниц Смольного института.
Тоненькие фигурки актрис
особенно пластичны на фоне
условных декораций с плоско
написанными деревьями.
В изысканный цветовой аккорд
сливаются шелк светлого платья
и насыщенный тон серого сюртука.
Задорная живость Хрущевой
подчеркивает нежную
застенчивость Хованской.

Боровиковский вошел в историю
русского
искусства
как
создатель
сентиментального портрета, образов
человека с его простыми чувствами и
мечтами «на лоне природы». Камерные
портреты Боровиковского открыли новую
страницу в русском искусстве. На полотнах
художника можно видеть и крестьян и
аристократов, однако образы сближает
трактовка их как личностей со своим
глубоко
индивидуальным
душевным
миром.
Постепенно Боровиковский выработал
нечто вроде иконографического канона
женских портретов: поясное изображение
фигуры, опирающейся на тумбу или
дерево, непременно с чем-нибудь в руке;
фон, как правило, природный. Фигура
всегда размещена на грани темного и
светлого.
Портрет Е.А. Нарышкиной

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Таинственный портрет.
Как всегда у Боровиковского, она
в белом платье
и цветном шарфе,
немного отодвинута вправо,
чтобы мы видели пейзаж.
Она чуть кокетлива
в повороте, независима,
смотрит с некоторым вызовом.
свет, скользящий по лицу,
кудри, губы, - все в ее лице
полно мягкости и лиризма.

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Но ощущение лиризма и доверчивости исчезает, стоит лишь заглянуть
в ее глаза - в них отчужденность, чуть ли не враждебность.
С большим реалистическим мастерством выписано лицо Лопухиной,
но высшей реальностью оказывается неведомое глубинное переживание,
о котором мы только догадываемся.

В.Боровиковский
«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
Портрет двойной (по числу
изображений на холсте).
Девушек объединяет и кровное
родство, и то особое слияние
душ, которое даруется
музыкой и пением.

Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в
полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно
располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей
такого портрета было прославление человека высокого социального
положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом
представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и
монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были
красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о
достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на
картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы,
военачальника, придворного, государственного деятеля.
В Камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное
изображение на нейтральном фоне. Разновидностью камерного
изображения с нейтральным фоном является интимный портрет,
выражающий доверительные отношения между художником и моделью,
это проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека.