Собственный опыт

История украинской музыки. Национальный союз композиторов украины Украинские композиторы

Известные украинские композиторы 18, 19, 20 века внесли весомый вклад в развитие культуры. Они творили и тем самым прославляли нашу Родину. Поэтому сегодня определим кто есть выдающиеся украинские композиторы.

ИЗВЕСТНЫЕ УКРАИНСКИЕ композиторов

1. Семен Гулак-Артемовский

Семен Степанович Гулак-Артемовский (1813-1873) - украинский композитор, певец, баритон (бас-баритон), драматический артист, драматург, племянник писателя П. П. Гулак-Артемовского, автор одной из первых опер на украиноязычное либретто оперы «Запорожец за Дунаем ».
Гулак-Артемовский уехал в Италию, где после двух лет обучения дебютировал во флорентийской опере (1841). Значительное место в творчестве композитора занимают украинские песни, в частности «Стоит явор над водой», «Спать мне не хочется», «На горе и жнецы жнут» - рапсодия из сборника из семи песен под общим названием «Украинская свадьба». В Украине Гулак-Артемовский побывал в 1843 году с целью отбора певцов и в 1850 году, когда гастролировал с итальянской оперной труппой.

2. Борис Лотошинский

Борис Николаевич Лотошинский (1894-1968) - украинский композитор, дирижер и педагог, один из основоположников модернизма в украинской классической музыке.
Неоднократный член жюри международных конкурсов, активный работник в руководящих органах Союза композиторов Украины и в Киевской консерватории, Лотошинский воспитал новую плеяду композиторов: И. Шамо, В. Сильвестров, И. Карабиц, Е. Станкович, А. Канерштейн.
Награжден званиями Заслуженного деятеля искусств УССР (1945), народного артиста УССР (1968), Государственная премия СССР (1946, 1952) и УССР им. Т. Г. Шевченко (1971).
Создал оперы «Золотой обруч» (по повести Ивана Франко « Захар Беркут », 1929), «Щорс» («Полководец», либр. И. Кочерги и Рыльского , 1937). Написал произведения для хора с оркестром: «Торжественная кантата» (слова М. Рыльского, 1939), «Завещание» (слова Т. Шевченко . 1939);

3. Мирослав Скорик

Мирослав Михайлович Скорик (1938) - композитор и музыковед, Герой Украины, народный артист Украины, лауреат премии им. Т. Г. Шевченко, кандидат искусствоведения, сопредседатель Союза композиторов Украины в 2006-2010 годах, художественный руководитель Киевской оперы (с 2011). Внучатый племянник Соломии Крушельницкой.
Известные произведения: опера «Моисей» (Либретто Б.Стельмаха по И. Франко, 2001), балеты «Каменщики» (по И. Франко, 1967); «Сюита» (1961); «Мелодия» для скрипки с оркестром и др.

4. Валентин Сивельстров

Валентин Васильевич Сивельстров (1937) - украинский композитор.
Композитору характерна техника в музыке - авангард, от которой в 1970-е он отказывается, предпочитая постмодернизма. Сам автор называет свой стиль «мета-музыкой». В музыке этого периода преобладают медитативные, созерцательные настроения.
Валентин Сильвестров - лауреат Международной премии им. С. Кусевицкого (США, 1967), Международного конкурса композиторов «Gaudeamus» (Нидерланды, 1970), Государственной премии Украины им. Т.Шевченко (1995), Народный артист Украины (1989). Награжден орденами «За заслуги» III степени (1997), Ярослава Мудрого V степени (2007). Почетный доктор honoris causa Национального университета «Киево-Могилянская академия» (2011). Сивельстров автор музыки ко многим фильмам.
Самые известные произведения: «Тихие песни», «Старинная баллада», «Ода соловью», «Музыка в старинном стиле» и др.

5. Дремлюга Николай

Дремлюга Николай Васильевич (1917- 1998) - украинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, автор первого концерта для бандуры, член Национального союза композиторов Украины.
В 1946 году окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Ревуцкого и историко-теоретический факультет. 3аслужений деятель искусств УССР (1972) народный артист Украины (1993); Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1998, за симфонию № 3, посвященную памяти жертв голодомора 1932-1933 годов в Украине).
Произведения: оратория «Ленин» (1970); «Под Золотым орлом» (1957); сюита «В Польше» (1962) и др.

6. Евгений Станкович

Евгений Федорович Станкович (1942) - украинский композитор, председатель Национального союза композиторов Украины (с 2005 года), заслуженный деятель искусств УССР (1980), народный артист УССР (1986), Герой Украины (2008).
Учился в музыкальном училище, изучал композицию у Адама Солтыса во Львовской государственной консерватории имени Николая Лысенко.
Евгений Станкович является автором 6-ти симфоний и 10-ти камерных симфоний, оперы, 5-ти балетов, инструментальных концертов, музыки к кинофильмам и др.
Известные произведения: фолк-опера «Когда цветет папоротник» (1978); для солистов, двух смешанных хоров «Панихида по умершим от голода» (1992); для струнных инструментов Симфония №4 (Sinfonia lirica) (1977) и др.

7. Владимир Ивасюк

Владимир Михайлович Ивасюк (1949-1979) - украинский композитор и поэт. Герой Украины (2009, посмертно).
Один из основоположников украинской эстрадной музыки (поп-музыки). Автор 107 песен, 53 инструментальных произведений, музыки к нескольким спектаклям. Профессиональный медик, скрипач, прекрасно играл на фортепиано, виолончели, гитаре, мастерски исполнял свои песни. Неординарный художник.
Награды: дипломант Всесоюзного смотра молодых композиторов (1978) лауреат Республиканской комсомольской премии им. Н. Островского (1988, посмертно) лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1994, посмертно).
Произведения: «Червона рута», «Водограй», «Баллада о мальвы», Сюита-вариации для камерного оркестра (1977) и др.

8. Александр Козаренко

Александр Владимирович Козаренко (1963) - украинский композитор, пианист, музыковед.
Окончил Львовское музыкальное училище и Киевскую консерваторию и аспирантуру, класс - пианино. Стажировался в Вюрцбургском университете (Германия, 2004). Доктор искусствоведения (2001).
Лауреат Всеукраинского конкурса пианистов им. Н. Лысенко (1984), дипломант Всероссийского конкурса камерных ансамблей (1986). Лауреат государственных премий Украины по композиции: им. Л. Ревуцкого (1996) и им. Н. Лысенко (2001). Член Национального союза композиторов Украины и Ассоциации «Новая Музыка». Значительное влияние на творчество А. Козаренко произвела многолетнее сотрудничество с театральными коллективами, плодами которой является музыка к более 50 спектаклей.

Также, весомый вклад в развитие искусства дали такие композиторы, как: Л.Дичко, А.Загайкевич, А.Билаш, В.Косенко, М.Колесса, Т.Петриненко и др.

Музыкальность - одна из характерных черт украинского народа.

Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства - народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Народная музыка

Начальный период развития

Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты - трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.

На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.

В целом, первобытная музыка имела синкретический характер - песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.

О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека, и раскрывает его отношение к природе и к природным явлениям.

Самобытный национальный стиль полнее всего представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных. Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольклоре Полесья.

В Прикарпатье и в Карпатах развились особенные песенные стили. Их определяют как гуцульский и лемковский диалекты.

Украинские народные песни подразделяются на многие разнообразные жанры, которым присущи определённые признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:

  • Календарно-обрядовые - веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинковые и другие
  • Семейно-обрядовые и бытовые - свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др.
  • Крепостного быта - чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.;
  • Исторические песни и думы
  • Солдатского быта - рекрутские, солдатские, стрелецкие;
  • Лирические песни и баллады .

Думы и исторические песни

В XV-XVI веках исторические думы и песни стали одним из самых ярких явлений украинской народной музыки, своеобразным символом национальной истории и культуры.

Создателей и исполнителей исторических песен и дум, псалмов, кантов называли кобзарями. Они играли на кобзах или бандурах, которые стали элементом национального героико-патриотического эпоса, свободолюбивого характера и чистоты моральных помыслов народа.

Огромное внимание в думах обращалось на борьбу с турками и поляками. К «татарскому» циклу относятся такие известные думы, как «Про Самойла Кошку», «Про трёх братьев Азовских», «Про бурю на Чёрном море», «Про Марусю Богуславку» и другие. В «польском» цикле центральное место занимают события Народно-освободительной войны 1648-1654 годов, особое место занимают народные герои - Нечай, Кривонос, Хмельницкий. Позже появились новые циклы дум - о шведчине, про Сечи и её разрушении, о работах на каналах, о гайдаматчине, о панщине и воле.

Уже в XIV-XVII и XVIII веках украинские музыканты прославились за пределами Украины. Их имена можно найти в хрониках тех времён среди придворных музыкантов, в том числе, при дворе польских королей и российских императоров. Наиболее известные кобзари - Тимофей Белоградский (известный лютнист, XVIII в.), Андрей Шут (XIX в.), Остап Вересай (XIX ст.) и др.

Народные музыканты объединялись в братства: песенные цехи, которые имели свой устав и защищали их интересы. Особенно эти братства развились в XVII-XVIII ст., а существовали до самого начала XX века, вплоть до уничтожения их советской властью.

Инструментальный фольклор и народные инструменты

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна. Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.

Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.

Во времена Запорожской Сечи в оркестрах Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие сурьмы и трубы, причём литавры были среди клейнодов Запорожской Сечи, то есть были в числе символов казацкой государственности.

Инструментальная музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения.

Украинский фольклор

В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.

Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкантов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.

В советской Украине также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д.

Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы - Филарет Колеса, Климент Квитка.

С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как „ Країна мрій ” и „ Шешоры ” , где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок - или поп-направлений. Организаторы фестиваля "Шешоры" решили подарить своему детищу новое имя - "АртПоле". Дело в том, что с 2003 года фестиваль проводился в селе Шешоры Ивано-Франковской области, но с 2007 года обосновался в селе Воробиевка (Винницкая область). "В последние годы фестиваль начал отходить от того сугубо этнического стиля, в котором были рождены "Шешоры", поэтому мы решили, что пришло время подчеркнуть новое лицо нашего фестиваля, изменив вслед за форматом и его название. Кроме того, это более корректно по отношению к тем, настоящим, географическим Шешорам, которые остались в Ивано-Франковской области", - рассказала директор фестиваля "АртПоле-2009" Ольга Михайлык .

Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичі», «Володар», «Буття». Этнические мотивы используются группами Рушничок «Тартак», «Воплі Відоплясова», «Мандри», «Гайдамаки», «Очеретяний кіт», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха».

Становление профессиональной музыки

О профессиональном музыкальном искусстве восточнославянских племён существуют известия со времён Руси. С принятием христианства в конце X века на территории современной Украины появилось церковное пение, которое формировалось под влиянием византийской и славянской народной музыки. В XII-XVII веках в православных церквях распространился одноголосый «знаменный распев», которое значительно повлияло также на творчество композиторов последующих эпох.

XVII - XVIII века

В эпоху барокко, на смену одноголосому знаменному пению пришло многоголосное партерное пение, которое поспособствовало развитию мажоро-минорной системы, и на основе которого развился стиль духовного концерта. Среди выдающихся музыкальных деятелей того времени - Николай Дилецкий, автор «Мусикийской грамматики» (1675).

Важным событием того времени стало открытие в 1632 году Киево-Могилянской академии, где, среди других, преподавались и музыкальные предметы. Воспитанники академии популяризовывали вертеп, а позже - канты. Среди выпускников Академии были многие деятели искусства, в том числе композиторы Григорий Сковорода, Артёмий Ведель.

Светская профессиональная вокальная и инструментальная музыка, которая существовала в помещичьих усадьбах и военных частях, с XVII века начала развиваться и в городах. Появились цехи музыкантов, а при магистратах создавались оркестры и капеллы. На основе народно-песенных и кантовых традиций в XVIII- начале XIX веков получила распространение песня-романс на стихи разных поэтов. Одним из первых в этом жанре начал творить Григорий Сковорода, который ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и лирическую тематику.

Особо важное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века имела созданная по инициативе Даниила Апостола в 1730 году Глуховской песенной школы, воспитанником которой стали Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артёмий Ведель. По окончании глуховской школы Бортнянский и Березовский продолжили своё обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами европейской музыки того времени.

Объединение традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловили уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петербурге, а с 1796 года - руководителем придворной капеллы, сформированной почти исключительно из воспитанников Глуховской школы, Бортнянский очень повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он же стал первым композитором Российской империи, музыкальные произведения которого начали выходить в печать.

XIX - начало XX века

XIX век в истории музыки ознаменовался выходом на мировую арену многих национальных школ, что было связано с ростом национального самосознания европейских народов. Вслед за польской и русской появилась и украинская национальная композиторская школа.

Вслед за украинским писателями и поэтами, профессиональные музыканты ХІХ века начали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми аматорами в сопровождении народных инструментов - кобзы, бандуры, цимбал, скрипки, лиры и др. В начале XIX века в украинской музыке появились первые симфонические и камерно-инструментальные произведения, среди авторов которых - И. М. Витковский, А. И. Галенковский, Илья и Александр Лизогубы.

Основоположной для развития национальной профессиональной музыки стала деятельность Николая Лысенко, который создал классические образцы произведений в разных жанрах: 9 опер, фортепианные и инструментальные, хоровые и вокальные произведения, произведение на слова украинских поэтов, в том числе на слова Тараса Шевченко. Он же стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904; с 1918 - Музыкально-драматический институт им. Лысенко).

В начале XX века всемирную известность обрела плеяда украинских исполнителей. Среди них певицы Соломия Крушельницкая, О. Петрусенко, З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, певцы М. Э. Менцинский, А. Ф. Мишуга, И. Паторжинский, Б. Гмыря, пианист Владимир Горовиц, хоровой дирижёр А. А. Кошиц. За пределами Украины стали известны хоровые обработки Н. Д. Леонтовича.

На период Украинской революции(1917-1918гг.) приходится создание ряда художественных коллективов и появление нового поколения украинских культурных деятелей. Правительство Украинской Державы последовательно поддерживало культурную жизнь, в том числе музыкальное искусство, о чём свидетельствует Постановление Совета Министров о мобилизации литературных, научных, артистических и технических сил Украины. Также указом Павла Скоропадского в 1918 году был основан Государственный симфонический оркестр Украины, первым дирижёром которого стал Александр Горилый, Украинская государственная капелла, Первый и второй национальные хоры. Киевская опера была переименована в Украинский театр драмы и оперы. Значительное число всемирно известных опер была переведена на украинский язык. Также в 1918 году был основан кобзарский хор, позднее известный как Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г. И. Майбороды.

Приход советской власти на земли Украины ознаменовался несколькими трагическими событиями. В 1921 году агентом ВЧК был убит Н.Леонтович, а в 1928 году была запрещена деятельность общества его имени. В 1930-е годы советская власть уничтожила несколько сот бандуристов, кобзарей и лирников, а в 1938 был расстрелян музыкант и этнограф Гнат Хоткевич. В целом двадцатые и тридцатые годы в украинской культуре называют «Расстрелянным Возрождением»

В то же время советская власть открыла ряд музыкальных учреждений в разных городах Украины. Среди них театры оперы и балета в Харькове (1925), Полтаве (1928), Виннице (1929), Днепропетровске (1931), Донецке (1941), хоровые и симфонические коллективы.

Начиная со второй половины 1930-х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось в основном в русле соцреализма, который стал единственным официально разрешённым в СССР творческим методом литературы и искусства. Деятели культуры, которые отходили от этого метода подвергались жестокой критике и преследованиям.

В то же время на Украине возникла массовая советская песня, одним из первых творцов которой стал Константин Богуславский. В 1930-е годы появились первые оперы советской тематики, в том числе «Щорс» Б.Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю.Мейтуса (1937). Песни, посвящённые коммунистической партии и её вождям, закрепились в репертуарах профессиональных и аматорских коллективов.

Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства внёс композитор и педагог Николай Вилинский (ученик Витольда Малышевского), который работал сначала в Одесской, а затем в Киевской консерватории.

В послевоенное время среди видных украинских композиторов - Григорий Верёвка, братья Георгий и Платон Майбороды, Константин Данькевич, А. Я. Штогаренко и др. Среди известных исполнителей - украинский тенор Иван Козловский. Широко известной благодаря исполнению фронтовых песен стала уроженка Харьковщины Клавдия Шульженко.

1960-е года стали временем прорыва украинской музыкальной школы на мировую арену, проникновения в украинскую музыку новейших направлений европейской музыки. В Киеве была создана группа «Киевский авангард», в которую вошли Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский и Виталий Годзяцкий. Из-за расхождений с официальными музыкальными кругами СССР члены «Киевского авангарда» поддавались давлению разного рода, в связи с чем группа в конце концов распалась.Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Параллельно с формированием поп-музыки в Западных странах, в Украине, как и в других странах достигла расцвета совестская эстрада. Особенно выделяется творчество Владимира Ивасюка, автора более 100 песен, жизнь которого трагически оборвалась в 1979 году.

Среди композиторов-песенников тех лет также известны А. И. Білаш, В. Верменич, позднее - И. Карабиць. В те же годы популярность завоевали эстрадные исполнители - София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, Игор Белозир, Тарас Петриненко, Алла Кудлай и другие.

Современная музыка

В наследство от СССР Украина получила разветвлённую систему образовательных и концертных музыкальных организаций, которые находятся в ведении Министерства культуры и туризма Украина. Среди них:

Театры

* оперные театры в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Днепропетровске, Донецке

* театры музыкальной комедии в Харькове и Одессе, а также театр оперетты в Киеве

* Детский музыкальный театр в Киеве

Концертные учреждения

* Национальная филармония и филармони во всех областных центрах Украины,

* Дома органной и камерной музыки в Киеве, Днепропетровске, Белой Церкви, Львове, и Харькове

* дворцы культуры и дома культуры во многих городах Украины.

Музыкальные учебные заведения

Подготовку профессиональных музикантов проводят:

* Консерватори (музыкальные академии) в Киеве, Одессе, Львове, Донецке, Днепропетровске

* Музыкальные факультеты в Харьковском университете искусств и Киевском университете культуры

* Музыкальные училища в разных городах Украины.

Концертные коллективы

По состоянию на 2008 год в Украине действуют 9 национальных и 2 государственных коллектива. Из них 10 находятся в Киеве и один - в Одессе:

* Национальный симфонический оркестр Украины

* Национальный одесский филармонческий оркестр

* Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка»

* Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Григория Верёвки

* Национальная заслуженная капелла бандуристов Украини им. Г. И. Майбороды

* Национальный ансамбль солистов «Київська камерата»

* Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского

* Национальный оркестр народных инструментов Украины

* Национальный академический духовой оркестр Украины

* Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины

* Государственная академическая мужская хоровая капелла Украины им. Л. Ревуцкого

Кроме этого, существует множество муниципальных коллективов, коллективов при областных филармониях, домах органной и камерной музыки и т. д.

Музыкальные объединения

Два творческих музыкальных союза имеют статус национальных:

* Национальный союз композиторов Украины и

* Национальный всеукраинский музыкальный союз

Популярная музыка

На современной украинской сцене представлены почти все музыкальные направления: от фолка до acid джаза. Активно развивается клубная культура. Многие украинские поп-исполнители - София Ротару, Ирина Билык, Александр Пономарёв, ВИА Гра, Руслана, Ани Лорак, Надежда Грановская-Мейхер, Алёна Винницкая, Анна Седокова, Светлана Лобода, Вера Брежнева-Галушка, Верка Сердючка - давно обрели популярность за пределами Украины, особенно в СНГ. Популярная музыка представлена на фестивалях «Червона рута», «Таврийские игри», «Чайка» и других.

Исполнители из Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения. Так Руслана, синтезировав в свей музыке фольклорные мотивы карпат, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, и выиграла для Украины право на проведение следующего конкурса - Евровидение-2005. На Евровидении-2007 Верка Сердючка заняла второе место.

Также развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп - «Океан Эльзы», «Воплі Відоплясова», «Танок на майдані Конго», «Крихітка Цахес», «Скрябін», «Тартак», «Плач Єремії», «Кому Вниз», БадлоВ, «Lama» (Лама). Регулярно проводятся украинские рок-фестивали «Рок-екзистенція», «Тарас Бульба» и другие.

Становятся популярными и чисто вокальные ансамбли, такие, как «Пиккардийская терция» и «Менсаунд». Представлено на Украине и искусство джаза - международные фестивали джазовой музыки проходят в разных городах страны, среди них наиболее известны - Jazz Bez та Jazz Koktebel. Значительный вклад в популяризацию джазового движения в Украине внесли Владимир Симоненко и Алексей Коган.

Тенденция использования фольклора современными украинскими исполнителями становится всё выразительнее. Одной из первых народные мотивы в рок-музыке начала использовать во второй половине 1980-х годов группа «Воплі Відоплясова». Опираясь на фольклорную основу, новую самобытную музыку создают группы «Скрябин», «Мандри», «Гайдамаки», исполнители Тарас Чубай, Мария Бурмака и многие другие. Свидетельством роста интереса к фольклору стало основание в Украине двух фестивалей этнической музыки - «Країна мрій» в Киеве и «Шешоры» на Ивано-Франковщине.

Лейблы

В конце 1990-х - начале 2000-х в Украине был создан ряд музыкальных лейблов, в том числе Gallicia Distribution (Львов), Lavina Music , Origen Music, Moon Records, Nexsound(Киев), Metal Scrap Production (Тернополь), OMS Records (Житомир), Wolf song production (Днепропетровск) и другие.

Конкуренцию украинским лейблам на отечественном рынке составляют основные игроки мирового аудиорынка - мейджори Universal, EMI, Sony/BMG, Warner. Украинский рынок музыкальных носителей в 2005 году составил около 10 млн. лицензионных дисков и кассет, борьба с пиратством привела к тому, что доля пиратской продукции на украинском рынке составляет до 40 % (в странах Западной Европы - 10-15 %).

ru.wikipedia.org

ОЙ ДIВЧИНО, ШУМИТЬ ГАЙ

"Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, - забувай, забувай!
Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, - забувай!"

"Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, - мiй буде, мiй буде!
Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, - мiй буде!"

"Ой дiвчино, серце моє,
Чи пiдеш ти за мене, за мене?
Ой дiвчино, серце моє,
Чи шдеш ти за мене?"

"Не пiду я за тебе, -
Нема хати у тебе, у тебе.
Не пiду я за тебе, -
Нема хати у тебе".

"Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую, збудую.
Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую".

"Постав хату з лободи,
А в чужую не веди, не веди.
Постав хату з лободи,
А в чужую не веди!"

"Чужа хата такая,
Як свекруха лихая, лихая.
Чужа хата такая,
Як свекруха лихая.

Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить, не мовчить.
Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить".

ЧОРНІЇ БРОВИ, КАРІЇ ОЧІ
Чорнії брови, карії очі, Темні,
як нічка, ясні, як день!
Ой очі, очі, очі дівочі, Де ж ви навчились зводить людей?

Останні 2 рядки
кожного куплета - двічі

Вас і немає, а ви мов тута,

Світите в душу, як дві зорі.
Чи в вас улита якась отрута,
Чи, може, справді ви знахарі? Чорнії брови - стрічки шовкові, Все б тільки вами я любувавсь- Карії очі, очі дівочі, "Будь здорова, сусідонько,

Люба, мила, дівчинонько,

Ой чка ж ти гарнесенька,

Як сніжочок, білесенька! «Годі, годі жартувати,

Ось іде і стара мати!»

«Ой здорова будь, матусю,

Я приїхав по Ганнусю! Ой здорова будь, матусю,

Я приїхав по Ганнусю.

Хочу буть тобі ріднею.

Ти будь ненькою моєю!»

Восточнославянские племена, от которых происходят украинцы, безусловно, имели способности к музыке. На землях современной Украины найдено первоначальные музыкальные инструменты, чей возраст насчитывает от трех до двадцати тысячелетий. Высоким уровнем музыкальной культуры отмечалась – мощное феодальное государство IX-XII веков. На фресках Софийского собора в Киеве до сих пор видим изображение музыкантов, играющих на флейте, трубах, лютни, пневматическом органе. В летописях и легендах упоминаются певцы-гусляры Боян, Ор, Митус.

Татаро-монгольское нашествие надолго прервало культурный процесс. Однако уже в XIV – XVI веках, в эпоху формирования украинской нации, наблюдается бурное развитие музыки. С тех пор национальная (а значит мировая) культура обогащалась такими оригинальными жанрами народного творчества, как историческая дума, казацкие песни, крестьянские хороводные песни, танцевальные наигрыши и тому подобное. Это был весомый вклад украинцев в общечеловеческую казну.

ОТ ДУМЫ К ОПЕРЫ

Действительно, в те далекие годы украинские певцы и бандуристы часто выступали на развлечениях при дворах польских королей и русских царей, под властью которых тогда находились соответственно западные и восточные регионы Украины. Запорожские казаки, а позже солдаты-украинцы в составе русского войска разносили свои напевы по многим европейским странам. Таким образом, во французские балеты середины XVIII века вошел украинский танец «казачок». Эхо украинской лирической песни слышать в одной из прелюдий Баха.

Бетховен использовал для фортепианных вариаций мелодию песни «Ехал казак за Дунай». Лист написал две парафразы на украинские темы – балладу «Ой не ходи, Грицю» и «Жалоба» на мелодию «веют ветры».

Естественно, что чаще всего к украинскому мелосу обращались русские композиторы – Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. Их оперы, симфонические и камерные произведения, где использовано настоящие или стилизованные украинские мелодии, получали всемирное признание. Оперы на украинскую тематику создавали и польские композиторы (А. Минхеймер, М. Солтис).

Любимые песни и танцы ложились в основу народных опер, оперетт, драм, с которыми путешествовали повсюду многочисленные любительские театральные группы. Среди классических образцов – опера «Запорожец за Дунаем» талантливого певца и композитора Гулака-Артемовского (он учился и выступал в итальянских театрах), а также «Наталка-Полтавка» в музыкальной редакции Николая Лысенко. Уже в конце XIX – начале XX века эти оперы успешно шли в Европе, а последняя – и за океаном. Николай Лысенко – основоположник национальной композиторской школы – собирал, обрабатывал и пропагандировал народную песню, внедрял ее в разные музыкальные жанры. Это дело развили его последователи – Станислав Людкевич, Кирилл Стеценко, Яков Степной, Николай Леонтович и другие. Выдающийся хор Леонтовича «Щедрик», с его контрапунктическим дополнением, получил огромную популярность. В частности, он входит в программу известного ныне октета «Свинг си-герс», существующего в самых разных транскрипциях.

Народно-песенный мелос в сочетании с традициями классической музыки определяет своеобразие украинской национальной оперы. Диапазон жанров оперы – от героико-исторических «Тараса Бульбы» Николая Лысенко и, в новое время, «Богдана Хмельницкого» Константина Данькевича к лирико-драматическим по направлению произведениям на современную тематику – «Молодой гвардии» Юлия Мейтуса (эта вещь в свое время ставилась во многих театрах Восточной Европы, во Вьетнаме и т.д.) и «Милани» Георгия Майбороды.

Богатые возможности народной песни в области драматического симфонизма раскрыто Львом Ревуцким, Борисом Лятошинским, Андреем Штогаренко. Их произведения все увереннее выходят на просторы мировой музыки.

РАЗНООБРАЗИЕ ПЕСНИ И ТАНЦА

Фольклорные влияния прямо или косвенно отражались на оригинальном песенном творчестве современных композиторов, в том числе самых популярных из них – как в Украине, так и за ее пределами – Платона Майбороды, Игоря Шамо, Владимира Ивасюка, Александра Билаша. Известно, например, что лирический романс «Родная моя» П. Майбороды выполняли различные певцы на многих языках мира, в том числе и на японском.

В Украине издавна было развито искусство хорового пения – народного, церковного, академического, и эти традиции, так или иначе, сохранились. Триумфальным успехом сопровождались гастроли во Франции (1929) Государственной украинской странствующей капеллы («Мысль») под руководством Нестора Городовенко. Мировую славу снискал хор Александра Кошица, который дал множество гастрольных концертов в Западной Европе, США, Канаде, Австралии.

Государственный украинский народный хор, организованный в годы второй мировой войны Григория Веревки (его имя присвоено этому коллективу), поднялся на новый уровень, и под руководством Анатолия Авдеевского хор, чей состав дополняется оркестровой и танцевальной группами, дал сотни концертов на гастролях по всем континентам. Критик испанской газеты восторженно писал, что «когда страна хочет стоять на страже своей культуры, она должна следовать творчеству хора имени Веревки, делая это с такой же любовью».

Не меньшей популярностью в мире пользуется Государственный ансамбль народного танца УССР под управлением (а ныне имени) Павла Вирского. По мнению газеты «Врадини», ансамбль этот «превосходит другие коллективы акробатичностью танцев, слаженностью, от которых захватывает дух…» В танцах ансамбля с большим вкусом и артистическим блеском разыгрываются сценки из старинной и современной жизни Украины. Под непосредственным влиянием ансамбля создан танцевальный ансамбль «Запорожские казаки» во Франции (руководитель – Грегуар Лагойдюк). Успехом пользуются и много любительские коллективы, участники разного рода международных фольклорных фестивалей.

Украина, богатая красивыми голосами, издавна «поставляла» своих певцов соседним народам и странам (в частности для придворной певческой капеллы в Петербурге XVIII-XIX в.), откуда певцы ехали на учебу в Италию. Так сложилась судьба Бортнянского, Березовского, Гулака-Артемовского и Николая Иванова.

В конце XIX – начале XX века их славу приумножили Иван Личевский (солист Парижской «Гран-оперы» в 1908- 1910), Платон Чесевич, гастролировавший по Европе вместе с Федором Шаляпиным.

Знаменитую Соломию Крушельницкую по праву причисляют к пяти выдающимся певцов того времени. Она своим талантом спасла оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй», была одной из лучших исполнительниц опер Вагнера, Р. Штрауса. «Скольким современным певицам следовало бы поучиться у украинки мастерству декламации», ее голос «не имеет равных», отмечал маститый итальянский певец и педагог Дж. Лаури-Вольпи. В истории мировой оперы навсегда останутся имена и таких выдающихся певцов, солистов лучших европейских театров, как Александр Мишуга, Модест Менцинский и Орест Руснак. Впоследствии отличились Иван Паторжинский, Мария Литшенко-Вольгемут, Борис Гмыря, Зоя Гайдай.

Несмотря на все разнообразие культурных связей Украины с миром, вряд ли украинская песня или танец, опера или симфония получили бы огласку и эхо, если бы не зарубежные украинцы, живущие на всех континентах планеты. В разное время, и по разным причинам уезжая из Украины, они везли с собой шевченковский «Кобзарь» и казацкую бандуру. В обеих Америках, в Австралии и в Европе, где они оседали, появлялись новые поколения, представители которых часто никогда не бывали на родной земле своих дедов-прадедов. Однако большинство из них искренне любит украинскую музыку, которая стала одним из главных факторов национального самосознания. Сегодня трудно найти такую украинскую общину в мире, которая бы не имел собственного хора, музыкального ансамбля или танцевального кружка.

Как правило, в таких кружках привлекаются не одни люди украинского происхождения, но и представители других этнических групп, что способствует популярности украинской музыки в той или иной местности. Украинские зарубежные любительские коллективы всегда участвуют в фестивалях различного ранга. Можно сослаться, например, на фестиваль «Мозаика», который проводится в городе Риджайн согласно принятой в Канаде политике мультикультурности. Работа в любительских коллективах порождает и собственных композиторов, хормейстеров и балетмейстеров, которые зачастую совершенствуют мастерство в Украине.

Наследие украинской музыки неисчерпаемо, потому что оно постоянно обогащается. Оно открыто для всех, ведь недаром говорится: «Что отдал – то сохранил».

P. S. Старинные летописи рассказывают: В истории украинской музыки помимо всего прочего отбилась и национальная психология украинского народа. Наверное психолог Эдуард Суржик мог бы провести исследование зависимости национальной психологии от музыкальной культуры того или иного народа.

Прежде всего заметим, что предыстория украинской музыки как таковой начинается в Украине советской, в 1920-30 годах, когда она изначально базировалась преимущественно в Киеве и Харькове.

В больших Украинских городах начинают открываться театры оперетты, основываются филармонии, молодые композиторы прибегают к инструментальному творчеству и стают у истоков украинской музыки . Первопроходцем, крупным центром, вокруг которого начали скапливаться молодые композиторы было сообщество имени Леонтовича (1923 год). Его почетные члены: Лев Ревуцкий – учитель композиции в Киеве, автор симфоний и многих фортепьянових произведений, Борис Лотошинский, профессор киевской и московской консерватории, адепт современной, на то время, украинской музыки . Вместе они буквально воспитали плеяду композиторов. В эти годы также творили Виктор Косенко, Михаил Верикивский, Валентин Костенко, Игнат Хоткевич, Н. Фоменко, К. Богуславский и другие.

Период 30х годов был одним из самых интенсивных времен для прогресса украинской музыки , которая стремилась к высокому профессионализму и проявила себя в абсолютно не схожих стилистиках. Вместе с тем развивается театральное музыкальное исскуство и прогрессирует концертная жизнь. Активно разворачивается образование, возрождается интерес к национальному известному инструменту – бандуре. После 1930 музыку, как и другие участки искусства, начинают трактовать как средство партийной пропаганды. Композиторы вынуждены штамповать торжественные восхвальные композиции – песни в честь советской родины, партии, вождей коммунизма. Вместе с тем усиливали тоталитарный контроль над музыкой . Постановлением правительства 1932 закрывают Ассоциацию современной украинской музыки , объединяющую композиторов-новаторов, которые ориентировались на западные движения музыки , например джаз. Общество им. М. Леонтовича переименовали и переформировали во Всеукраинскую громаду революционных музыкантов , действующее до 31 года, а так же создали Ассоциацию пролетарских музыкантов Украины в 1928 году, которая действовала до 1932 года.

Жизнь украинской музыки проявилась тоже в развитии театров оперы в больших и малых центрах, как вот в Харькове, Виннице, Одессе, Днепропетровске. Репертуар был в основном традиционный – итальянской или немецкой оперы, но уже тогда на украинском языке.

Украинская музыка в 40-х – 50-х годах

1941 – 1945 годы были вписаны в историю украинской музыки как период сложный и неоднозначный. Это, конечно же, вызвано историческими событиями, которые определяли сущность и смысл и направления художественного процесса, оговаривали жанровые доминанты, тяготение к определенным идеологическим, тематическим и образным сферам.

Начало В.О. войны стало прямо таки переломным моментов для украинской музыки и культуры вцелом. Украинские художники и музыканты воевали на фронтах. Большое количество исполнительных коллективов, театров, филармоний, профессорско-преподавательский составов многих музыкальных учебных заведений были эвакуированы в республики СССР. Таким образом украинская музыка продолжала свое дальнейшее развитие – но в другом национальном контексте, в другой культурной атмосфере.

В украинскую музыку того времени на полных правах входит фольклор народов СССР, пристально и активно изучался композиторами и музыковедами. Музыкальное наследие башкирского народа привлекло к себе внимание П. Козицкого, Г. Веревки, казахский фольклор нашел свое отражение в творчестве М. Скорульского, туркменский – в произведениях Ю. Мейтуса и А. Зноско-Боровского. Ведущие темы произведений – это доминирование идеи единого стремление победы, патриотической тематики, темы защиты родной земли и культурного наследия.

Признаками музыкальной жизни на то время становится сверхвысокая творческая активность многочисленных коллективов-любителей, которые охватывали духом художественного творчества широкие массы и приобщали их к классическому музыкальному доработку. Уровень исполнительского мастерства таких коллективов часто был достаточно высоким. Не даром же значительная часть из них получила заслуженное звание народных и возможность показывать свое мастерство и исскуство за пределами государства, знакомиться с музыкальной культурой зарубежья. Среди самых популярных проф-коллективов того времени – академическая капелла бандуристов УССР, украинский хор Веревки, коллектив народного танца Вирского, симфонический оркестр Украины, хоровая академическая капелла “Думка”, Квартет имени Лысенко и другие.

Тематика партии, счастливого советской жизни и социалистического труда, захваченного трудового энтузиазма масс, в то время теряет статус канонических, но не теряет при этом своей значимости. В то же время все новаторские поиски неофициально тормозились. Такая двойственность была адекватна самой атмосфере того времени, в которой сочеталось оппозиционное – критика сталинизма – и официальное – сохранение фундамента коммунистической идеологии.

Шестидесятничество в украинской музыке .

«Шестидесятниками» окрестили целую культуру, уникальное поколение украинской и советской интеллигенции и авторов, которые интенсивно проявила себя в политике и культуре 60-х годов. Это были времена частичного ослабления тоталитарного режима, период который назвали позже хрущевской оттепелью. Шестидесятники тогда выступали в защиту украинского языка и культуры, требовали свободы в исскустве. Их менталитет формировался на базе гуманистических демократических западных традиций. Они буквально растили интерес населения собственному культурному наследию. Шестидесятники устремили свое творчество на визуализацию существующих проблем жизни, так сказать, болезненных вопросов, которые часто ранее попросту замалчивались. Одни из первых шестидесятников Украины – Лина Костенко и Василий Симоненко.

1960-е годы – это прорыв украинской музыки , композиторской школы на крупные арены всего мира, а так же освоение и применение последних течений евро-культуры. В Киеве сформировали группу художников «Киевский авангард», к которой примкнули такие известные отечественные деятели как Годзяцкий Виталий, Грабовский Леонид, Сильвестров и другие. Учасники этой организации начали подвергается притеснениям и приследованиям со стороны властей, в следствии чего организация распалась.

Примерно тогда же продолжают творить такие композиторы как Георгий и Платон Майбороды, Данькевич К. , Лятошинский Б. Настоящее признание в целом мире получила наша школа вокального искусства. Громкие имена украинской оперной сцены: Е. Мирошниченко, Соловьяненко А. , Руденко Б. , Гнатюк Д. . Одно из очень знаменательных событий того времени – постановка оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» (1965 год, Киев).

Хотя Лотошинский Борис Николаевич уже закончил творческую деятельность, но его тоже записывают в шестидесятники. Ведь он учил и Грабовского, и Сильвестрова, и Карабица, и Дычко, и Станковича, которые позже и стали шестидесятниками. Когда в 1960-е годы начал понемногу подниматся «железный занавес», в нашу страну резко полилась большущая информационная волна о музыке запада. Все ей начали восторгатся. А Борис Николаевич сотворил свою знаменитую Четвертую симфонию. Лотошинский в 1960-х вернулся к вечным идеям и вопросу о том, что же такое истина, и дал гениальную концепцию касательно вечного цикла жизни, воплотив идею в отголосках колоколов – символе вечности.

Украинская авторская музыка по немногу приобретает статус самого яркого художественного явления. В данном жанре очень весомый вклад в развитие украинской музыки сделал В. Ивасюк (1949-1979) – очень известный поет и композитор, автор легендарных безсмертных хитов как «Я піду в далекі гори», «Червона рута», «Водограй» и других. В первую очередь ттворчество художника основывается на фольклорных первоисточниках. К слову, песня «Червона рута» дала название крупному фестивалю украинской музыки и песни.

Украинская музыка 70-80 годов

За эти десятилетия украинская музыка пережила как никогда раньше бурное время. Основой его были реалии советской жизни, те повороты истории, результатом которых стал период так называемой оттепели, либерализации, оживление духовной жизни, выход из искусственной изоляции совкового искусства.

Продолжают творческий труд художники “старшего поколения” – Б. Лотошинский, Ревуцкий, Данькевич, Жуковский, Таранов, Клебанов. Активно действует “среднее” поколение – К. Доминчен, братья Майборода, В. Гомоляки, И. Шамо и др. Начинается активная деятельность на стыке 50-60-х гг.: Бибик, Белаш, Буевский, Грабовский, Губаренко, Л. Дычко, Ищенко, Карабиц, Г. Ляшенко, Скорик, Загорцев, Станкович, Губа, Годзяцкий и др. Именно благодаря этим именам, украинская музыка стремится к европейскому модернизму.

70е и 80 е года стали периодом взрывного развития программной музыки , которая позволяла избежать любых жанровых определений и полностью выявить индивидуальные художественные устремления. Возникали полижанровые по своей сути произведения – синтез инструментальных и вокальных начал и хоровая симфония, симфония-балет.

В этот период плодотворного развития получает образование. значительно расширяется система художественного воспитания: активно формируется сеть детских и юношеских музыкальных школ, музыкальных училищ. Их выпускники получают высшее образование в Киевской, Львовской, Одесской консерваториях, Харьковском институте искусств, Харьковском институте культуры с Киевским филиалом. В 1968 г. уже самостоятельный Киевский институт культуры открывает Николаевский и Ровенский просветительские факультеты.

Активным является периодическое издание сборника научных трудов “Украинская музыковедение” (с 1964 г.). С 1970 г. возобновлено издание журнала “Музыка “, печатается журнал “Народное творчество и этнография”, словом, украинская музыка получает дополнительный пусть своего развития.

Украинская музыка в 80е и 90е года

Указанный период – перестройка 80-х гг., Распад СССР, получение Украиной независимости в 90-х годах. Этот период ознаменован появлением новых культуротворческих тенденций. Изменения, которые стартовали в нашей стране, способствовали возобновлению прерванной культурно-модернистской традиции 20-х годов и демократизационной струи 60-х. Главным придметом развития украинской музыки и украинского искусства этого времени становится переосмысление устоявшихся и поиск новых творческих принципов. Вторая половина 80-х гг. Обозначена обращением отечественных социологов, культурологов, искусствоведов к концептам западной культуры, к обновлению духовных основ бытия, возрождение национальных традиций, приобретает различные формы культурного диалога между соцреалистическими и альтернативными типами мышления.

В начале 90-х годов в Украине появляются многочисленные негосударственные творческие коллективы, добровольные общества разного рода направления, значительная часть которых очень успешно начинает сотрудничать с зарубежными культурными и образовательными организациями и способствует внедрению Украины в мировое пространство.

Важным средством осмысления процессов, происходящих в украинской музыке , становится проведение многочисленных научных конференций, посвященных рассмотрению новых культурологических и философских проблем музыковедения, вопросам теории и истории музыкального искусства, современным взглядам на систему подготовки музыкальных специалистов и т.д.

В конце 80х, в Украине начинают организовывать музыкальные фестивали, программы которых составляют произведения различных стилестичных ответвлений, на которых были представлены произведения от классики и аж фактически до авангарда. На этих фестивалях нашли отображение новейшие виды искусства, такие как видеоинсталяции, инструментально-музыкальный театр, разные перформансы. Распространению информации о достижениях украинских и зарубежных художников в области современной музыки способствует серия концертов “Новая музыка” (Киев, Харьков). Картину развития украинской музыки дополняют авторские, юбилейные концерты композиторов, торжественные вечера, устройство которых осуществляют Центр музыкальной информации Союза композиторов Украины и ее региональные отделения.

Одно из ведущих мест в музыкальном процессе 80-90-х годов занимает фортепианная музыка. Об этом свидетельствует увеличение количества национальных и международных конкурсов по фортепиано, а также распространение практики премьерного концертного исполнения фортепианных произведений украинских композиторов за рубежом (Австрия, Германия, Китай, США). Общую картину украинской музыки обогащают многочисленные конкурсы и фестивали других жанров искусства, в частности, органной и камерной музыки, духовной, хоровой, духовой и джазовой, оперной, а также популярной современной песни и тому подобное. Данные мероприятия расширяют сферу общения между отечественными и зарубежными композиторами, исполнителями, преподавателями, способствуют обмену опытом, пополняют географию участников, влияют на связь с представителями масс-медиа (пресса, радио, TV).

Разнонаправленность и многовекторность художественных тенденций позволяет определить их как постмодернистские, где, с одной стороны, прослеживается сохранение, переосмысления и обновления достижений прошлого, а с другой, наблюдается отказ от традиционности, интенсивные поиски и эксперименты.

Украинская музыка конца ХХ в.

Популярная музыка и украинская рок-музыка ярко представлены на таких фестивалях «Червона рута», «Чайка», «Таврийские игры», и др. Интенсивно развивается современная украинская рок-музыка . Среди известных имен – «Океан Эльзы», «ВВ», «ТНМК», «Скрябин», «Мертвый пивень». Регулярно и успешно проводятся украинские рок-фестивали.

Про современную украинскую музыку , про все ее новинки и премьеры, вы с легкостью регулярно можете узнавать на нашем сайте « ». Открывайте для себя современную и независимую украинскую музыку !

Большинство из нас любят музыку, многие восхищаются и разбираются в ней, еще часть людей имеет музыкальное образование и овладела умением играть на музыкальных инструментах. Однако самый маленький процент талантливейших представителей человеческой расы умеют сочинять мелодии, которые подходят сквозь века. Некоторая часть этих людей родилась в Украине, в ее живописных уголках. В статье поговорим об украинских композиторах 20 века, и не только, которые прославили Украину на весь мир.

Валентин Сильвестров (1937)

Известный украинский композитор родился в 1937 году и поныне проживает в Киеве. Гений музыкального искусства знаменит на весь мир. Его музыку мы слышим в картинах:

  • «Два в одном»;
  • «Настройщик»;
  • «Чеховские мотивы»;
  • «Три истории».

Эстонский коллега Теодор Адорно считает его самым интересным из всех композиторов современного мира. В его творчестве есть реквиемы, поэмы для оркестра, симфонии, а его «Четыре песни на стихи Мандельштама» знают и ценят во всем мире. Эксперты считают музыкальное произведение уникальным по своей простоте.

Мирослав Скорик (1938)

77-летний современный украинский композитор прожил нелегкую жизнь, но сумел сохранить силу духа и чувство прекрасного, которым пропитаны его произведения.

Он написал мелодии к легендарному фильму «Тени забытых предков», создал музыкальный цикл под названием «В Карпатах». Его Карпатская рапсодия для скрипки и фортепьяно прославила его как одного из лучших украинских композиторов 20 века на весь мир.

Родители Мирослава были интеллигентами и получили образования в Вене. Скорик является внучатым племянником Соломии Крушельницкой, чем безмерно гордится.

Николай Колесса (1903-2006)

Украинский композитор, который родился в городе Самбор Львовской области, дожил до ста двух лет! Этот человек поражает своей многогранностью. В юности он окончил медицинский университет в Кракове. На этом его образование не закончилось, он поступает на факультет философии и славистики в высшее учебное заведение в Праге. Колесса также прошел обучение у легендарной итальянки Мариэтты де Джелли, которая является знаменитой на весь мир пианисткой.

Кем только ни был Николай Филаретович за свою долгую жизнь. Он дирижировал во Львовской филармонии и театре оперы. Под его авторством вышло множество методических пособий. Николай Колесса также написал мелодию к картине «Иван Франко».

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Он был по-настоящему выдающимся украинским композитором. Классика, на которой воспитывала его мать, талантливейшая пианистка, повлияла на филигранность его произведений. Мама начала обучать Сергея игре на фортепиано еще в пять лет. Свои первые оперы — «Великан» и «На пустынных островах» - он напишет в девять лет.

Сергей Прокофьев знаменит на весь мир своими операми:

  • «Повесть о настоящем человеке»;
  • «Любовь к трем апельсинам»;
  • «Война и мир».

Он также написал музыку для балета «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Николай Леонтович (1877-1921)

Мало инструментов, которыми не владел этот украинский композитор: фортепиано, скрипка, духовые инструменты… Его можно с уверенностью называть «человек-оркестр». В юности, в селе Чукови, где он проживал с семьей, он самостоятельно создал симфонический оркестр.

Украинская колядка благодаря этому человеку зазвучала во многих иностранных фильмах. Это знаменитый «Щедрик», который во всем мире знают как Carol The Bells. У мелодии множество аранжировок, и ее по праву считают гимном Рождества.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Он выходец из семьи саксонского подданного и киевлянин по паспорту. Глиэр рос в музыкальной среде. Мужчины в его роду занимались изготовлением музыкальных инструментов. Произведения Глиэра звучат по всему миру. Ему рукоплещут Австрия, Дания, Германия, Франция, Греция. Одно из музыкальных училищ в Киеве носит имя этого композитора.

Николай Лысенко (1842-1912)

Лысенко был не только композитором, он также внес большую лепту в музыкальную этнографию. В коллекции Николая масса народных песен, обрядов, колядок. Кроме занятий музыкой он увлекался педагогикой, считая, что нет никого важнее детей.

Был в его жизни период преподавания в Киевском институте благородных девиц. 1904 год стал для него знаковым — он открыл собственную Музыкально-драматическую школу.

Больше всего Лысенко прославил его «Детский гимн». Сейчас он известен во всем мире как «Молитва за Украину». Кроме того Николай занимал активную гражданскую позицию и принимал участие общественной деятельности.

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Вербицкий был глубоко верующим человеком. Религия занимала ведущее место в его жизни. Он был руководителем хора в семинарии, сочинял музыкальные произведения для богослужений. В его творческом наследии также есть романсы. Вербицкий отлично играл на гитаре и обожал этот инструмент. Он создал множество произведений для струнных.

Известность пришла к Вербицкому после того, как он написал музыку к гимну Украины. Стихи для гимна сочинил Павел Чубинский. Точная дата написания песни «Ще не вмерла Украина» неизвестна. Есть информация, что это был период 1862—1864 года.

Впервые будущий гимн прозвучал 10 марта 1865 года в городе Перемышль. Это был первый на землях западных украинцев концерт, посвященный творчеству Тараса Григоровича Шевченко. Сам Вербицкий на концерте состоял в хоре, дирижером которого был Анатолий Вахнянин. Песня понравилась молодым людям, и продолжительное время многие считали ее народной.

Артемий Ведель (1767-1808)

Артемий кроме композиторского дара имел прекрасный высокий голос и пел в хоре. В столице Украины он в 1790 году стал главой хора из «солдатских детей и вольных людей».

Восемь лет он преподавал вокал в Харьковском коллегиуме, кроме того возглавлял хоры церковных певчих.

Он создал 29 хоровых концертов для церкви. На выступлениях он зачастую сам выводил теноровые соло. На произведения Веделя большое влияние оказала народная песня.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Ребенком он получил прекрасное образование. Маленькому Дмитрию повезло. Он закончил легендарную Глуховскую школу. Дмитрий имел поистине прекрасный голос. У него был прекрасный дискант. Голос его был удивительно чист и разливался как ручей. Учителя любили и ценили Бортянского.

В 1758 году был направлен с певчими в капеллу Санкт-Петербурга. Мать перекрестила сына, дала ему скромный узелок с провиантом и поцеловала. Больше семилетний Дима своих родителей не видел.

Его талант позволил ему учиться заграницей. Для постижения азов музыкального мастерства он отправился в Венецию, Неаполь, Рим.

Увы, но большинство светских произведений Бортнянского не дожили до наших дней. Они хранились в архиве Санкт-Петербургской певческой капеллы, которая отказалась выставлять их на обозрение народа. Архив был расформирован, и произведения легендарного автора просто исчезли в неизвестном направлении.