Семья и Дети

История здания бдт. Театр ищущий: история БДТ Телевизионные записи спектаклей

Известный кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова по образованию театровед. Так вышло, что у нее рано появилась возможность наблюдать жизнь знаменитого театра изнутри. Ирина Павлова поделилась с «Лентой.ру» своими воспоминаниями о Георгии Товстоногове, актерах и спектаклях БДТ.

Фото: Сергей Вдовин / Интерпресс / Global Look

: Я попала в БДТ лет в 14 и прожила с этим театром огромный кусок жизни. Товстоногов там царил безусловно. И дело было даже не в той власти, которую он имел в театре, а в том, сколько значило любое его слово для каждого, кто в БДТ работал. В театре все время разговаривали о Гоге. Даже из мимолетных разговоров было понятно, что он царь и бог. Вершитель судеб. Что распределение ролей в новом спектакле – это либо казнь, либо возведение в генеральский чин.

«Лента.ру»: Вы когда-нибудь слышали, что на него жалуются? Многие актеры потом признавались, что были обижены на него – подолгу не давал ролей.

Бывало, не давал. Но не думаю, что в этом был какой-то злой умысел. Он просто исходил из соображений производственной необходимости. Ну, например, он искал князя Мышкина, хотя варианты были - актер репетировал и, наверное, сыграл бы премьеру. Но Товстоногов увидел фильм «Солдаты» с никому не известным Иннокентием Смоктуновским и закричал: «Вот он!». В одночасье Смоктуновский стал звездой. А что стало с тем актером, который репетировал князя Мышкина? Он спился. Пропал.

С Олегом Басилашвили получилось по-другому. Он пришел в БДТ из театра им. Ленинского комсомола, вместе с его тогдашней женой Татьяной Дорониной. Она уже пришла в БДТ в ранге восходящей театральной звезды – после «Фабричной девчонки» в том же питерском Ленкоме, была приглашена сразу на главную женскую роль в спектакль «Варвары», а у него до 1965-го года, до роли Андрея Прозорова в «Трех сестрах», на сцене БДТ были только скромные эпизоды. Зато после чеховской премьеры Басилашвили «проснулся знаменитым».

Товстоногов вызвал из Киева Олега Борисова. У него была такая примета: если в труппе не хватает какой-то краски, ищи в киевском русском театре, и найдешь там своего актера – из Киевского театра в БДТ приехал Кирилл Лавров, оттуда Товстоногов «выписал» Павла Луспекаева, оттуда потом пришел и Валерий Ивченко.

Помните Олега Борисова в кино до БДТ? «Балтийское небо», «За двумя зайцами». Амплуа «характерный актер» принесло ему успех, и, возможно, останься он тогда в Киеве, так и был бы выдающимся комиком… А в БДТ его брали как трагического актера! И вот Товстоногов его «мариновал». Хотя Борисов блистательно сыграл Ганю Иволгина в «Идиоте»! Но после нее – ничего, только вводы. Актер собрался уходить из театра, уже и заявление написал.

Георгий Товстоногов пожимает руку Олегу Борисову на премьере спектакля "Король Генрих IV" (1969). На фото слева направо: Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Георгий Товстоногов

В это время Товстоногов готовил спектакль «Генрих IV», главную роль репетировал хороший, интеллигентный, умный актер, у которого вообще ничего не получалось. Товстоногов его снял с роли принца Гарри, и назначил на роль молодого Олега Борисова. И все сразу же встало на места. Когда в спектакле появился этот язвительный, с неприятным дробным смешком наглый парень, и все партнеры его в спектакле зажили по-другому. Актеры ведь похожи на спички в коробке: одна загорелась – и все вспыхнули.

Однако, несмотря на «тиранию», членством в труппе Товстоногова дорожили. Сам же режиссер называл свой режим «добровольной диктатурой».

Когда Георгий Александрович пришел работать в БДТ, ему был дан карт-бланш: он мог уволить любого, невзирая на чины и регалии. Многих и уволил. Но остались в театре два «смутьяна», оба - Народные артисты. Они писали на него телеги в обком. Ему об этом сразу потихоньку сообщали. Что сделали бы в этой ситуации девяносто девять режиссеров из ста? Выперли бы обоих. Что сделал Товстоногов? Пожилой актрисе дал две роскошных роли, а на актера-доносчика поставил практически бенефисный спектакль. Настоящий режиссер дорожит хорошим актером, даже если этот актер совершает неблаговидные поступки. А если актер заблуждается, если он привык, со всеми своими орденами и медалями, чувствовать себя хозяином в театре, то ему просто нужно объяснить, кто в доме хозяин. Зачем же с ним расставаться? Где ты потом такого найдешь? И актер-кляузник сыграл у Товстоногова Эзопа. А потом, по воспоминаниям завлита Дины Морисовны Шварц, в кабинете Гоги хлопнулся на колени и просил прощения. Как повел себя Георгий Александрович? «О чем вы?! Я ничего не знаю… За что вы просите прощения?» Все он знал. Но не считал возможным это даже обсуждать, а уж извинения принимать – и подавно. Вот так складывалась его «тирания».

От него уходили. Ушло несколько очень хороших артистов. Они, конечно, не пропали, с ними ничего плохого не случилось. Но ни у одного из них в театре больше таких свершений, как с Товстоноговым, не было. А уходили они в хорошие театры к хорошим режиссерам. Доронина, Юрский, Тенякова... Достаточно сопоставить то, что было у этих актеров, и то, что стало, чтобы понять, на чем держалась товстоноговская «диктатура». Актер видит свое частное и не видит целого. Исключением из этого правила, пожалуй, был только Олег Борисов. Но и его театральная судьба, несмотря на блистательные работы у Ефремова, Додина, Хейфеца, сложилась далеко не так, как могла бы.

Говорят, он с актерами не «братался», общался как бы сквозь стенку стеклянную. А с Копеляном и Луспекаевым дружил. В чем дружба выражалась?

Это была не стенка. Дистанция. С Копеляном он общался, считал его одним из самых умных людей в Ленинграде (что было чистой правдой). Евгений Лебедев был ему родственник. Луспекаева он просто любил, видел его фантастический талант. Дом Товстоноговых был довольно закрытый, малопроницаемый. Даже если ходили к Натэлле Александровне, это была другая половина. Так что вхожих в его дом было не много. А вхожих в его голову не было никого.

Ваше отношение к Товстоногову со временем менялось?

Человеку извне всегда видно далеко не все. А часто не все видно и изнутри. Иногда мне казалось, что происходит нечто неприличное, даже гадкое! Ну, к примеру, на малой сцене БДТ режиссер Марк Розовский репетировал спектакль «Холстомер». Пьеса по толстовской новелле была написана им самим, очень яркая, оригинальная. Евгений Алексеевич Лебедев, репетировавший главную роль, бубнил, как маньяк: «Это будут новые "Мещане"!»

А «Мещане» Товстоногова - это был спектакль не просто великий, но программный. Спектакль из той категории, что делают репутацию не только режиссеру, но театру в целом. Пришел Георгий Александрович, посмотрел. И сказал: «Ну что ж, переносите на большую сцену». Стали репетировать на большой сцене, и обнаружилось: на большой сцене спектакль разваливается. Георгий Александрович делает несколько ключевых поправок, меняет акценты, и вместо авангардного спектакля буквально на глазах вдруг родилась трагедия.

Сцена из спектакля "Мещане" (1968) Слева направо: Владимир Рецептер - Петр, Кирилл Лавров - Нил, Людмила Сапожникова - Поля, Николай Трофимов - Перчихин

Фото: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС

В общем, на афише режиссером-постановщиком значился уже Товстоногов. «История лошади» стала хитом сезона. Розовский, естественно, был не в восторге от происшедшего… И многие молодые критики (и я в том числе) считали всю эту историю неблаговидной. Но Розовский потом сам поставил этот спектакль в другом театре. И тогда всем все стало ясно. И мне тоже. И я перестала восклицать: «Как не стыдно – красть спектакль!»

Вообще, Товстоногов был на тот момент главным режиссером страны, нравится это кому-то или нет. При том, что одновременно с ним работали и Эфрос, и Любимов, и Ефремов.

Товстоногов на сцене БДТ создал не просто уникальный художественный мир, полный невероятных режиссерских прозрений, парадоксальных решений. Он создал фантастический мир чувств, он вырастил плеяду великих актеров. Ведь даже те, кто ушли от него, всю жизнь испытывали на себе его влияние, влияние этой потрясающей личности, наделенной какой-то нечеловеческой интуицией.

Только ли в актерах дело?

А как актеры-то создаются? Великие актеры создаются великими спектаклями. Не модными, не эффектными – великими. Он из любой пьесы вытаскивал нечто невероятно важное, и актеры были проводниками этого важного. Красавец Владислав Стржельчик (до Товстоногова числившийся в амплуа «актера-фрачника») играл у него древнего старика Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера так, что зал на каждом спектакле рыдал вместе с героем… А Светлана Крючкова – буквально задыхающаяся от любви Аксинья в «Тихом Доне»…

Я не видела спектакля «Пять вечеров» с Шарко, Копеляном, Лавровым и Макаровой. Я только слышала неполную аудиозапись. Но как же это все должно было быть на сцене, вживую, если от старой звукозаписи буквально сердце останавливается?

Товстоногов пришел в БДТ, и первое, что сделал (в отличие от большинства других режиссеров) – поставил коммерческий спектакль. «Шестой этаж» по пьесе Жери. На него валом повалила простая публика. Спектакль многофигурный, он занял две трети труппы. Никому не ведомые артисты стали вдруг известными. После этого он делает спектакль «Сеньор Марио пишет комедию» Альдо Николаи. Никто особо не знал этого названия. Но сам факт, что у нас поставлена итальянская пьеса, привел к тому, что все поперли в театр, как оглашенные. В театр, на спектакли которого еще совсем недавно, до прихода Товстоногова, силком никого было не загнать. Он работал с городом. Он не только спектакли делал, он еще обольщал. Он был обольститель! И вдруг – один за другим спектакли: про князя Мышкина, про семью Бессеменовых. Про легкомысленную женщину, живущую на втором этаже, к которой вся семья Бессеменовых стремится, и к которой безумно ревнует любящий и непонятый отец. Все хотят туда, к ней, где пляшут и поют, а не туда, где душно и папа все время учит. И им не жалко этого папу, а папа-то прекрасный… То же самое было с «Варварами». Спектакль получился про то, что все хотят, чтобы их любили, а сами любить не умеют… А его «Лиса и виноград» с Полицеймако в главной роли – это был какой-то потрясающий гимн свободе! Финальная фраза Эзопа «Где тут ваша пропасть для свободных людей?!» всегда сопровождалась овацией, просто ревом зала!

Не знаю, выдавливал ли Товстоногов из себя по капле раба, по выражению Чехова. Но то, что он выдавливал раба, скота, жлоба из своих зрителей, из общества – это совершенно для меня очевидно. Я это на себе испытывала. Ты приходил в его театр кем угодно, а уходил – человеком с тоской по идеалу. Я именно там понимала, как нигде, что культура – это система табу. Что есть вещи, которых нельзя делать, да и все тут. А если хочется так, что невмоготу – поступай, как толстовский отец Сергий – руби себе палец. Очень, знаете ли, отвлекает от недостойных желаний!

Поколение, выросшее на спектаклях Товстоногова, эти табу порастратило. Много лет растрачивали, трепали, избавлялись от этих табу для собственного удобства – но, к счастью, так и не избавились до конца. Потому что это было вколочено в людей гвоздями, выкованными режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым в Ленинградском Академическом Большом Драматическом театре.

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7802384000объект № 7802384000

Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (Большой драматический театр, с 1932 года - имени М. Горького, с 1964 до 1992 года - Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) - театр в Санкт-Петербурге, основанный в 1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет.

История

Организация театра

Театр был организован по инициативе Максима Горького и комиссара театров и зрелищ Союза коммун Северной области, актрисы МХТ «первого призыва» Марии Андреевой. В августе 1918 года комиссаром М. Ф. Андреевой был подписан декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии», известного сегодня во всём мире под аббревиатурой БДТ.

В числе основателей театра был и один из столпов «Мира искусства» - художник, ставший в БДТ и режиссёром, Александр Бенуа. В сентябре актёру Николаю Монахову была поручена организация «особой драматической труппы»; в октябре художественный совет, возглавляемый Горьким, определился с режиссёрами, пригласив Н. И. Арбатова и Андрея Лаврентьева; в качестве руководителей музыкальной части были приглашены Александр Гаук и Юрий Шапорин. Тогда же определились и ведущие актёры театра: кроме Монахова, премьер Александринского театра Юрий Юрьев и «звезда» немого кино, актёр Малого театра Владимир Максимов.

Основу труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного в 1918 году А. Н. Лаврентьевым, и родившегося в том же году Театра трагедии под руководством Ю. М. Юрьева. В декабре состоялось первое собрание труппы, в которую вошёл и Василий Софронов; начались репетиции сразу двух спектаклей. В январе 1919 года было образовано правление БДТ; председателем правления стала Мария Андреева, главным режиссёром был назначен Андрей Лаврентьев.

Афиша спектакля «Дон Карлос»

Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года в помещении Большого зала Консерватории спектаклем «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера. Этот исторический спектакль поставил Андрей Лаврентьев, оформил Владимир Щуко, музыку к нему написал Борис Асафьев; в нём были заняты лучшие актёры труппы: Монахов (Филипп), Максимов (Дон Карлос), Юрьев (Поза); спектакль шёл ровно пять часов, Консерватория не отапливалась, был лютый холод, но каждый вечер зал заполняли зрители, и никто не уходил.

В 1920 году БДТ получил в своё распоряжение здание бывшего Малого театра (театра Суворина) на Фонтанке, 65, где располагается и в настоящее время.

Ранние годы (1919-1934)

В апреле 1919 года председателем Директории (художественного совета) Большого драматического театра стал Александр Блок, главным идеологом оставался Максим Горький.

По замыслу инициаторов театр должен был стать цитаделью героического репертуара, театром больших социальных страстей, взволнованной революционной патетики, театром «великих слёз и великого смеха» (А. Блок).

Спектакли театра в первые годы его существования полностью соответствовали революционной программе его основателей. В то время ещё не сложилась советская драматургия и на сцене театра шли лучшие произведения мировой классики: трагедии У. Шекспира и Ф. Шиллера, драмы В. Гюго; в то же время в театре ставились пьесы Д. Мережковского и В. Брюсова. В новом театре работали режиссёры Николай Петров и Борис Сушкевич; с театром тесно сотрудничали художники - представители «Мира искусства»: Мстислав Добужинский, Владимир Щуко (до БДТ оформлявшие спектакли в Театре трагедии Юрьева и Театре художественной драмы Лаврентьева), Борис Кустодиев, Евгений Лансере. Художники в значительной степени определяли лицо театра в его ранний период; о том, как Щуко создавал атмосферу в «Дон Карлосе» вспоминала исполнительницей роли Елизаветы Надежда Комаровская: «Масштабы декорации создавали впечатление беспомощности человека, его невозможности опрокинуть эти давящие своей тяжестью стены. Казалось, что человеческий крик никогда не может быть услышан, он потонет в них». И пять лет спустя критик А. А. Гвоздев писал: «Определить место БДТ в кругу новейших театральных течений - значит указать на ту роль, которую играл в этом театре художник-декоратор». По свидетельству актрисы Нины Лежен, в Большом драматическом в те годы всё было подлинным, не бутафорским: мебель, заимствованная из богатых домов, костюмы… Даже в 1925 году, играя Анну Вырубову в пьесе А. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы», Лежен носила подлинное платье Вырубовой.

Важная роль отводилась и музыкальному оформлению; с БДТ сотрудничали Борис Асафьев, Юрий Шапорин (музыкальный руководитель до 1928 года), Михаил Кузмин, Иван Вышнеградский.

В 1921 году из России уехали Горький и Андреева, умер Блок, Ю. М. Юрьев вернулся в родной Александринский; ушёл М. Добужинский; в начале 1921 года БДТ покинул его главный режиссёр - Андрей Лаврентьев.

В Большой драматический приходили новые люди: в 1921-1922 годах главным режиссёром театра был Николай Петров, его преемником стал увлечённый экспрессионизмом Константин Хохлов, пополнивший репертуар театра пьесами Г. Кайзера и Э. Толлера. "В произведениях Георга Кайзера и Эрнста Толлера, - писал А. Пиотровский, - театр находил ту отвлеченность и обобщенность образов, тот публицистический темперамент, которые, конечно, весьма неосновательно казались ему неотъемлемым признаком «высокой драмы», истинным противоядием против презираемой им, театром Шиллера, «бытовщины».

В конце 1923 года БДТ покинул А. Бенуа, но пришли новые художники - Николай Акимов, Юрий Анненков, В. М. Ходасевич.

В 1923 году в Большой драматический вернулся Лаврентьев и оставался главным режиссёром до 1929 года; литературную часть театра в том же 1923 году возглавил Адриан Пиотровский, в значительной степени благодаря ему на афише театра появились пьесы современных драматургов, как зарубежных, так и отечественных. Последних театр нередко сам и открывал, в том числе Бориса Лавренёва, Е. Замятина (как драматурга), А. Штейна. Стремление к спектаклю «большому, абстрактному, обобщенному и монументальному» в этот период, по словам Пиотровского, определяло специфичность БДТ, как удачи его, так и заблуждения.

Рядом с Лаврентьевым в Большом драматическом до 1925 года работал Хохлов, при нём пришли в театр режиссёры Павел Вейсбрём и Константин Тверской. Пришли в БДТ и новые актёры: Александр Лариков, Валентина Кибардина, Ольга Казико.

Константин Тверской

БДТ имени Товстоногова днём

С 1929 по 1935 год главным режиссёром театра был Константин Тверской, ученик Всеволода Мейерхольда. С середины 20-х годов, начиная со спектакля «Мятеж» (по пьесе Б. Лавренёва «Дым»), поставленного Лаврентьевым в 1925 году, театр постепенно отказывался от отвлечённой романтики; в полной мере это удалось К. Тверскому. Он отдавал предпочтение современной драматургии (до 1935 года репертуар театра пополнила только одна классическая пьеса - «Доходное место» А. Н. Островского в постановке В. В. Люце), в БДТ ставились пьесы Юрия Олеши, Алексея Файко, Николая Погодина, Льва Славина; важным событием театральной жизни стал спектакль «Разлом» по пьесе Б. Лавренёва. Однако последним спектаклем, поставленным в БДТ Тверским, стал «Ричард III» У. Шекспира.

В 1932 году Большому драматическому было присвоено имя его фактического основателя - М. Горького; при Тверском в репертуаре театра впервые появились пьесы А. М. Горького: «Егор Булычов и другие» (1932) и «Достигаев и другие» (1933).

В этот период в Большом драматическом работали талантливые художники: Моисей Левин (главный художник), Николай Акимов и Вадим Рындин; последний спектакль Тверского оформил Александр Тышлер. В спектаклях Тверского заявили о себе молодые актёры Виталий Полицеймако и Николай Корн. C 1930 года в качестве режиссёра-постановщика в театре работал Владимир Люце, также ученик Мейерхольда.

Избранный репертуар

    1919 - «Дон Карлос» Фридриха Шиллера; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1919 - «Макбет» У. Шекспира; режиссёр Ю. М. Юрьев 1919 - «Разбойники» Ф. Шиллера; режиссёр Б. М. Сушкевич 1919 - «Дантон» М. Левберга; режиссёр K. K. Тверской 1920 - «Отелло» У. Шекспира; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1920 - «Царевич Алексей» Д. Мережковского; режиссёры А. Н. Бенуа и А. Н. Лаврентьев 1920 - «Король Лир» У. Шекспира; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1921 - «Рюи Блаз» В. Гюго; режиссёр Н. В. Петров 1921 - «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. Н. Бенуа 1922 - «Газ» Г. Кайзера; режиссёр К. Хохлов 1924 - «Бунт машин» А. Н. Толстого; режиссёр К. Хохлов 1924 - «Девственный лес» Э. Толлера; режиссёр К. Хохлов 1925 - «Заговор императрицы» А. Толстого и П. Щеголева; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1925 - «Мятеж» Б. Лавренёва; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1926 - «Блоха» Е. Замятина; режиссёр Н. Ф. Монахов 1927 - «Разлом» Б. Лавренёва; режиссёр К. Тверской 1929 - «Враги» Б. Лавренева; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1929 - «Город ветров» В. Киршона; режиссёр К. Тверской 1929 - «Заговор чувств» Ю. Олеши; режиссёр К. Тверской 1932 - «Мой друг» Н. Погодина; режиссёр К. Тверской 1932 - «Егор Булычев и другие» М. Горького; режиссёры К. Тверской и В. В. Люце 1933 - «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр В. Люце 1934 - «Интервенция» Л. Славина; режиссёр В. Люце 1935 - «Ричард III» У. Шекспира; режиссёр К. Тверской.

Период кризиса режиссуры (1935-1955)

В 30-50-х годах в театре появлялись яркие режиссёры, однако, заявив о себе интересными постановками, они по тем или иным причинам, не всегда добровольно, покидали театр. Константин Тверской был сначала выслан из Ленинграда, а затем расстрелян; возглавивший театр в 1936 году Алексей Дикий в августе 1937 года был арестован и затем осуждён.

…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр… -Дина Шварц

После Дикого пост главного режиссёра занимали:

    1938-1940 - Борис Бабочкин 1940-1946 - Лев Рудник 1946-1950 - Наталья Рашевская 1950-1952 - Иван Ефремов 1954-1955 - Константин Хохлов

Такая частая смена художественного руководства отразилась и на атмосфере в коллективе, и на качестве постановок. К концу 30-х театр потерял популярность.

В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Киров, но вскоре после прорыва кольца блокады, 11 февраля 1943 года, вернулся в Ленинград для обслуживания войск Ленинградского фронта и госпиталей.

Творческий кризис БДТ, обозначившийся ещё в конце 30-х, усугубился в послевоенные годы. Художественные руководители не задерживались надолго: в период с 1949 по 1955 год в театре сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953-1954 годов Большой драматический и вовсе обходился без главного режиссёра - управлялся коллегией. В условиях, когда во главе театра едва ли не каждый сезон оказывался новый человек, ни о каком плане развития, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне низкой посещаемости (на иных спектаклях публики в зале было «меньше, чем артистов на сцене») образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием.

Режиссёрская чехарда негативно сказалась на управляемости театра, труппа попросту «съедала» неугодных режиссёров. В БДТ в тот период было немало талантливых актёров, но одни, не принадлежавшие к руководящей группе, оказались не востребованы, другие были заштампованы в своих амплуа, третьи, в отсутствие художественного руководства ощутив себя хозяевами театра, позволяли себе на сцене всё, что заблагорассудится.

Избранный репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    1936 - «Матросы из Каттаро» Ф. Вольф; режиссёр А. Дикий 1937 - «Мещане» М. Горького; режиссёр А. Дикий 1938 - «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина; режиссёр Н. В. Петров 1939 - «Дачники» М. Горького; режиссёр Б. Бабочкин 1941 - «Король Лир» У. Шекспира; режиссёр Г. Козинцев (с музыкой Д. Шостаковича) 1944 - «На дне» М. Горького; режиссёр Л. С. Рудник 1948 - «Враги» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1949 - «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. В. Соколов 1949 - «Егор Булычев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1950 - «Разлом» Б. Лавренева; режиссёры А. В. Соколов и И. С. Зонне 1951 - «Любовь Яровая» К. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов 1952 - «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1954 - «Гости» Л. Зорина; режиссёры В. В. Меркурьев и И. В. Мейерхольд 1955 - «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана; режиссёр К. П. Хохлов.

Эпоха Георгия Товстоногова (1956-1989)

Георгий Товстоногов не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако ради спасения «первого пролетарского театра», по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда, Товстоногов всё же согласился стать одиннадцатым по счёту главным режиссёром Большого драматического и 13 февраля 1956 года, в канун очередного дня рождения театра, был представлен труппе.

Фойе театра

За шесть лет работы на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Георгий Товстоногов заставил взыскательную ленинградскую театральную общественность говорить о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре. Поставленный им в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского (позже удостоенный Ленинской премии) не меньше, чем публике, понравился партийному руководству и сыграл не последнюю роль в его новом назначении.

Новому художественному руководителю были предоставлены широкие полномочия; из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил на пост заведующей литературной частью Дину Шварц; для проведения административной реорганизации БДТ директором театра был назначен Георгий Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден, - вспоминала Дина Шварц. - Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» художественных руководителей, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!». С благословения руководящих инстанций, новый художественный руководитель уволил примерно треть труппы - более 30 актёров.

В первый свой год в БДТ Товстоногов в буквальном смысле слова «завлекал» зрителей в забытый ими театр; исходя из того, что «в театр ходят не только для пользы», новый художественный руководитель не чуждался и развлечения: ставил комедии «Шестой этаж» Альфреда Жери и «Когда цветёт акация» Николя Винникова, «Безымянную звезду» Михаила Себастиану… К началу 1957 года Товстоногову удалось переломить ситуацию: спектакли шли уже при полных залах. Новый БДТ, «театр Товстоногова», начался со спектакля «Эзоп» (по пьесе Гильерме Фигейредо), представленного зрителям 23 марта 1957 года; за «Эзопом» последовал легендарный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским.

Падение интереса к театру с конца 30-х годов, по свидетельству Иосифа Юзовского, было общей тенденцией, не только БДТ, но весь советский театр переживал в эти годы кризис. Переход Товстоногова в Большой драматический совпал с началом «оттепели», он был одним из первых, кто осознал новые возможности в изменившейся атмосфере; «символом оттепели» стал уже «Эзоп»; два года спустя, в ходе обсуждения горьковских «Варваров», Юзовский, свидетель яркого расцвета театра в 20-х годах, писавший о спектаклях Владимира Немировича-Данченко и Всеволода Мейерхольда, говорил: «То, что вы делаете, имеет отношение не только к одному Большому драматическому театру… Я хочу, чтобы вы не снижали ваших темпов и чувствовали ответственность и понимали, что есть жажда настоящего и большого театра. Настолько давно его не было и настолько эта претензия может быть осуществлена в этом театре…». Товстоногов не обманул ожидания: за «Варварами» последовали «Пять вечеров» Александра Володина и ещё целый ряд спектаклей, вошедших в «золотой фонд» советского театра.

Большой драматический, хотя его не уставала хвалить и центральная советская пресса, вплоть до «Правды», особенно после признания за рубежом (что не исключало и бранных статей, в том числе в «Правде»), жил под постоянным присмотром партийных органов; не была выпущена «Римская комедия» Л. Зорина, с трудом, ценой многочисленных уступок Товстоногову удалось спасти спектакль «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова - о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях, долго и мучительно пришлось бороться за один из самых любимых зрителями спектаклей - «Цену», по той лишь причине, что автор пьесы, Артур Миллер, позволил себе критические высказывания о внешней политике СССР; выпущенные постановки нередко приходилось корректировать. Так, в спектакле «Горе от ума» на суперзанвес, как эпиграф, была вынесена цитата из А. С. Пушкина: «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом», - в конце концов цитату пришлось убрать. И тем не менее эпоха Товстоногова в истории Большого драматического стала «золотой»; на протяжении трёх десятилетий его руководства БДТ оставался лидером отечественного театрального процесса, «первой сценой страны», пользуясь неизменным успехом и за рубежом: из европейских стран БДТ за эти годы не побывал только в Португалии, гастролировал в Японии, Аргентине, Израиле, дважды в Тайване… «Большой драматический театр, - писал А. Свободин в 1970 году, - умеет создавать спектакли - культурные ценности. Они оказываются в одном ряду с выходом многотомных собраний сочинений великих писателей, с публикациями, проливающими новый свет на историю страны». А П. А. Марков шестью годами позже констатировал: «Какие суждения - от восторженных, захлебывающихся до скептических и высокомерных - ни выноси о спектаклях Товстоногова, остаётся одинаково очевидным, что Товстоногов занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдёшь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр. Вдобавок налицо все признаки внешнего - порою триумфального - успеха… А между тем Товстоногов не делает минимального шага, для того чтобы вымолить у зрителя успех… Театр Товстоногова лишен малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны…»

С Товстоноговым в разное время работали режиссёры Роза Сирота (в 1955-1962 и в 1966-1972 годах), Рубен Агамирзян (в 1961-1966 годах), Юрий Аксёнов (в 1961-1983 годах), Геннадий Егоров (в 1982-1984 годах) и каждый из них внёс свой вклад в «золотой фонд» БДТ.

Труппа

Труппа, созданная Товстоноговым, по мнению знаменитого польского режиссёра Эрвина Аксера, поставившего в БДТ не один спектакль, «могла соперничать с лучшими европейскими коллективами»: «Ведущие актёры этого театра, мастера своего дела, ничем не уступали всемирно известным звёздам, а возможно, и превосходили их умением соединить игру в ансамбле с индивидуальной виртуозностью». С Аксером готовы поспорить отечественные театроведы: «Труппа Большого драматического, - считает, в частности, Н. Старосельская, - не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире». По свидетельству К. Рудницкого, попасть в БДТ в 80-х годах было даже труднее, чем в труппу МХАТа 30-40 годов, где звёзды всесоюзного масштаба исчислялись десятками. В 1988 году, формулируя принципы, по которым он отбирал актёров в свой театр, Товстоногов, с его репутацией деспота и диктатора, в числе обязательных назвал «интеллектуальный уровень» («всё важное, интересное в нашей жизни должно его касаться») и «способность к импровизационному поиску в процессе работы». Товстоногов умел сделать актёра соавтором спектакля; как отмечала театровед Т. Злотникова, он любил актёров «как класс», но любил требовательно, порою даже обременительно.

«В труппе БДТ, - пишет Елена Горфункель, - у Товстоногова было несколько главных актрис - Нина Ольхина, Людмила Макарова, Эмма Попова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина». Но рядом с ними были и такие замечательные неглавные, как Валентина Ковель и Мария Призван-Соколова, которых Н. Старосельская также включила в «самый-самый малый звёздный круг»; в 70-х годах и с «главными» достойно конкурировала молодая Наталья Тенякова.

Что же касается мужской части труппы, то здесь перечень «звёзд» мог бы оказаться бесконечным: уже в 60-х годах рядом с многоопытными Виталием Полицеймако, Евгением Лебедевым, Ефимом Копеляном и Владиславом Стржельчиком прославились молодые Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер; в 70-х годах зрители узнали и полюбили Геннадия Богачёва, Юрия Демича и Андрея Толубеева; а были ещё и Николай Корн, Павел Панков, Николай Трофимов, Всеволод Кузнецов, Вадим Медведев…. Отдельная страница в истории товстоноговского БДТ - Иннокентий Смоктуновский, хотя он и сыграл на этой сцене только одну незабываемую роль.

Георгий Товстоногов возглавлял Большой драматический тридцать три года; 23 мая 1989 года, возвращаясь домой после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы», он умер за рулём своего автомобиля.

Избранный репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    1957 - «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов 1957 - «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского; режиссёр Г. А. Товстоногов 1959 - «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов 1959 - «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов 1960 - «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов 1961 - «Моя старшая сестра» А. М. Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов 1962 - «Горе от ума» А. Грибоедова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1963 - «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; режиссёр Э. Аксер 1964 - «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе, Г. Лордкипанидзе; режиссёр Р. С. Агамирзян 1965 - «Три сестры» А. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1966 - «Мещане» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов 1968 - «Цена» A. Миллера; режиссёр Р. А. Сирота 1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня; режиссёр Г. А. Товстоногов 1972 - «Ревизор» Н. В. Гоголя; режиссёр Г. А. Товстоногов 1972 - «Ханума» Цагарели; режиссёр Г. А. Товстоногов 1973 - «Мольер» М. Булгакова; режиссёр С. Ю. Юрский 1974 - «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова, режиссёр Г. А. Товстоногов 1975 - «История лошади» по рассказу Л. Н. Толстого; режиссёр Г. А. Товстоногов 1977 - «Тихий Дон» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов 1981 - «Оптимистическая трагедия» B. Вишневского; режиссёр Г. А. Товстоногов 1982 - «Дядя Ваня» А. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1983 - «Сёстры» («Сад без земли») Л. Разумовской; режиссёр Г. С. Егоров 1983 - «Смерть Тарелкина» А. Колкера (опера-фарс по мотивам комедии А. Сухово-Кобылина); режиссёр Г. А. Товстоногов.

После Товстоногова (1989-2013)

У многих было такое ощущение, что 23 мая 1989 года умер не только Товстоногов, умер БДТ; на панихиде об этом говорила Татьяна Доронина, о том же писала в своём дневнике Дина Шварц. Товстоногов не готовил себе преемника: придёт новый режиссёр, создаст свой театр. Но новый режиссёр не приходил (так, не состоялся переход в БДТ Льва Додина), наступали тяжёлые для всего российского театра времена; очень скоро перед БДТ, как и перед многими театрами, встал вопрос о выживании.

В этот период театр возглавил Кирилл Лавров, избранный тайным голосованием коллектива; он не был режиссёром, и одной из главных забот нового художественного руководителя, наряду с сохранением труппы и решением финансовых проблем, стали поиски талантливых режиссёров вообще и главного режиссёра в частности. Лишь в 2004 году театр обрёл, наконец, главного режиссёра в лице давно сотрудничавшего с БДТ Темура Чхеидзе. В одном из интервью в 2007 году Чхеидзе говорил: «Я знал: что тут ни сделай - это будет хуже, чем во времена Товстоногова. Но его нет, и вообще товстоноговы рождаются крайне редко. А жизнь идет, и я, восторгаясь тем театром, который был когда-то, не ставлю так, как Товстоногов».

В последние годы критики писали о застое в Большом драматическом, и 19 февраля 2013 года Темур Чхеидзе подал в отставку. Причины своей отставки он объяснил на пресс-конференции 4 марта: «Сейчас, наверное, настало время, когда БДТ нужны перемены, на которые лично я не могу пойти. Многие называют меня ретроградом, но это был мой принципиальный путь - сохранять наследие Товстоногова. Убежден, что пройдут неполные 10 лет и классика снова понадобится русскому театру. Один молодой человек сказал мне, что мои спектакли воспринимаются как анахронизм. Я благодарен ему за честность».

Сегодняшний день театра

На основной сцене театра представлены произведения русской и мировой классики, а также современная драматургия: пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Б. Шоу, Р. Харвуда, М. Фрейна и других.

На Малой сцене идут «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби, «Дама с собачкой» А. П. Чехова, «Ангелова кукла» Э. С. Кочергина, «Берендей» С. А. Носова.

С 29 марта 2013 года художественным руководителем театра является Андрей Могучий, главным художником на протяжении уже четырёх десятилетий - Эдуард Кочергин. Заведующим музыкальной частью театра с 1998 года является композитор Николай Морозов.

В театре на постоянной основе работают режиссёры: Николай Пинигин, Андрей Максимов, Григорий Дитятковский. Спектакли в БДТ ставят также приглашённые режиссёры.

Текущий репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    2002 - «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2004 - «Копенгаген» Майкла Фрейна; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2005 - «Квартет» Рональда Харвуда; режиссёр Н. Н. Пинигин 2007 - «Блажь!» П. М. Невежина, А. Н. Островского; режиссёр Г. Р. Тростянецкий; композитор Н. А. Морозов 2007 - «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя; режиссёр Н. Н. Пинигин 2008 - «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2009 - «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2009 - «Месяц в деревне» И. С. Тургенева; режиссёр А. А. Праудин; композитор Н. А. Морозов 2010 - «Школа налогоплательщиков» Л. Вернейля, Ж. Берра; режиссёр Н. Н. Пинигин 2010 - «Королева красоты» Мартина Макдонаха; режиссёр Е. В. Чернышов 2010 - «Мерси» И. Д. Шприца; режиссёр В. А. Золотарь 2010 - «Лето одного года» Эрнеста Томпсона; режиссёр А. М. Прикотенко 2011 - «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорка; режиссёр Т. Н. Чхеидзе; композитор Н. А. Морозов 2011 - «Пешком» Славомира Мрожека; режиссёр Анджей Бубень 2011 - «Время Женщин» Е. С. Чижовой; режиссёр Г. Р. Тростянецкий; композитор Н. А. Морозов

Труппа

В скобках указаны годы службы артистов в БДТ

    Марина Адашевская Борис Бабочкин (1931-1940) Олег Басилашвили (с 1959) Татьяна Бедова (с 1976) Геннадий Богачёв (с 1969) Олег Борисов (1964-1983) Ируте Венгалите (с 1988) Михаил Волков (1961-2001) Ольга Волкова (1976-1996) Дора Вольперт (1932-1941) Григорий Гай (1956-1984) Анатолий Гаричев (1959-1993) Дмитрий Голубинский (1919-1924) Екатерина Гороховская Елена Грановская (1939-1966) Михаил Данилов (1966-1994) Наталья Данилова (1977-1992) Юрий Демич (1973-1988) Алексей Дикий (1936-1937) - главный режиссёр Татьяна Доронина (1959-1966) Изиль Заблудовский (1947-2010) Михаил Иванов (1929-1964) Валерий Ивченко (с 1983) Марина Игнатова (с 1998) Ольга Казико (1927-1963) Валентина Кибардина (1936-1956) Валентина Ковель (1966-1997) Инна Кондратьева (1958-1962) Ефим Копелян (1935-1941, 1943-1975) Николай Корн (1935-1941, 1943-1971) Иван Краско (1961-1965) Светлана Крючкова (c 1976) Александра Куликова (c 1998) Андрей Лаврентьев (1919-1921 и 1923-1935) Кирилл Лавров (1955-2007) - художественный руководитель (c 1989) Фёдор Лавров (c 2007) Маша Лаврова (с 1993) Евгений Лебедев (1956-1997) Сергей Лосев (c 1980) Павел Луспекаев (1959-1967)
    Александр Мазаев (1933-1957) Людмила Макарова (с 1945) Лариса Малеванная (c 1976) Вадим Медведев (1966-1988) Георгий Менглет (1936-1937) Юзеф Мироненко (1969-2011) Николай Монахов (1919-1936) Михаил Морозов (1983-1987, и с 1990) Леонид Неведомский (с 1967) Анна Борисовна Никритина-Мариенгоф Андрей Носков (с 1998) Нина Ольхина (с 1947) Павел Панков (1947-1950, 1965-1978) Ваграм Папазян Елена Перцева (с 1985) Виталий Полицеймако (1930-1967) Елена Попова (с 1978) Эмма Попова (1962-1989) Мария Призван-Соколова (1931-2001) Владимир Рецептер (1962-1987) Вера Романова (1936-1974) Евгений Сидихин (с 1989) Скоробогатов, Константин Васильевич (1928-1935) Иннокентий Смоктуновский (1957-1960, 1966) Василий Софронов (1918-1960) Владислав Стржельчик (1938-1995) Юрий Стоянов (1978-1995) Владимир Татосов (c 1963) Наталья Тенякова (1968-1979) Семён Тимошенко (1919-1924) Андрей Толубеев (1975-2008) Юрий Толубеев (1978-1979) Юрий Томошевский (1978-1991) Николай Трофимов (1964-2005) Нина Усатова (c 1989) Алиса Фрейндлих (c 1983) Зинаида Шарко (c 1956) Георгий Штиль (c 1961) Сергей Юрский (1957-1979) Юрий Юрьев (1919-1921)

Телевизионные записи спектаклей

    Любовь Яровая (1953) Достигаев и другие (1959) Эзоп (1960) Мещане (1971) Правду! Ничего, кроме правды! Ханума (1978) Энергичные люди Дядя Ваня (1985) Пиквикский клуб (1986) История лошади (1989)

Вы никогда не были в БДТ? Нет? К сожалению, мне тоже не довелось побывать на живых спектаклях Большого Драматического Театра им. Товстоногова. Как ни говори "халва" - во рту слаще не станет, но стоит произнести "Ханума!" Этот спектакль по праву стал визитной карточкой театра, который сегодня отмечает свою 93-ю годовщину.

Удивительно, каких больших актеров в разное время на своей сцене собрал этот театр: Георгий Товстоногов , Кирилл Лавров , Ефим Копелян , Олег Борисов, Павел Луспекаев , Олег Басилашвили , Татьяна Доронина , Светлана Крючкова ,Нина Усатова , Ольга Волкова

К счастью мы можем их вспомнить по ролям в кинофильмах и телеспектаклях.

Я не буду рассказывать об актерах подробно, просто хочу, чтобы вы их сегодня вспомнили, хотя бы некоторых….

Борис Бабочкин - не воспринимается как актер, а как живая легенда, герой гражданской войны и любимый персонаж советского кино 1930-х годов Василий Иванович Чапаев. Для нас он так и остался героем одной роли.

Людмила Макарова - совсем недавно отметила свой 90-й юбилей на сцене театра, она до сих пор играет на сцене БДТ и, хотя у нее было огромное количество ролей, но для нас она навсегда Главная Ханума нашей страны. Сколько раз этот спектакль шел на телеэкране? Я не знаю, но откладываются все дела, когда слышу "Гре-ех одному быть.... Гре-ех холостым быть...!"




Людмила Макарова вчера, сегодня и всегда

Ефим Копелян - даже если вы не смотрели "Неуловимых мстителей", "Вечный зов" или "Соломенную шляпку", то голос "Семнадцати мгновений весны" знает вся страна. После выхода на экран этого фильма артист в шутку стал называть себя "Ефим Закадрович". В БДТ актер пришел еще до Товстоногова и работал в театре до конца своих дней вмсете с женой - Людмилой Макаровой.


Евгений Лебедев - его первая роль на сцене БДТ - мадемуазель Куку в спектакле "Безымянная звезда". Да что там "мамзель"! Этот актер блестяще играл "врагов" (как я в детстве ненавидела его Ромашова в "Двух капитанах"!) и героев (фильмы "Поезд милосердия" и "Блокада"), умильного пьяницу ("Энергичные люди") и даже... лошадь! Холстомер - одна из лучших его ролей в спектакле "История лошади" по Л. Толстому.


Сцена "со стаканом" из спектакля "Энергичные люди"

Недавно в БДТ прошел вечер памяти актера в честь его 95-летия, а 2000 году была учреждена Премия имени Евгения Лебедева - бронзовая фигурка актера в роли Холстомера…

Нина Усатова - настоящая русская Женщина: уверенная, сильная, решительная и такая добрая, домашняя, уютная. В любой роли хороша: от деревенской тетки (фильм "Остров") до влюбленной помещицы (спектакль А. Островского "Блажь!") и от тетушки из Next, а до матушки в фильме "Поп". Действительно всенародно любимая актриса: в день своего 60-летия она получила удивительный подарок - сделать выстрел из пушки Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости.



"Супница или Кипящие страсти"

Как в разговоре об этом театре не вспомнить ее, актрису, без которой он для зрителей просто немыслим! На сцене БДТ играл ее отец Бруно Фрейндлих, а перечислять роли самой Алисы Бруновны бессмысленно, все они известны и любимы нами безмерно!



Алиса Фрейндлих - королева сцены, королева кино, королева всегда и во всем.

Гастроли Большого Драматического Театра им. Товстоногова в любом городе всегда заканчиваются аншлагом, на его сцене играли и играют большие мастера. Хочется от всего сердца поздравить труппу театра с Днем рождения и пожелать не только творческих успехов, но и новых достойных этой сцены актеров.

Какие спектакли этого театра вы снова хотели бы увидеть? Какие роли актеров БДТ вам полюбились?

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторов – Мятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургии – Пять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

БДТ Товстоногова открылся в феврале 1919 года. В его репертуар сегодня входят в основном классические произведения. Большинство из них - это постановки в уникальном прочтении.

История

Первым спектаклем театра была трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Изначально БДТ располагался в здании консерватории. В 1920 году он получил новое здание, в котором находится до сих пор. Фото БДТ Товстоногова представлено в данной статье.

Первое название театра - «Особая драматическая труппа». Формированием труппы занимался известный актёр Н.Ф. Монахов. Первым художественным руководителем БДТ стал А.А. Блок. Идейным вдохновителем был М. Горький. В репертуар того времени входили произведения В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира и т.д.

Двадцатые годы 20 века были сложными для театра. Менялась эпоха. Уехал из страны М. Горький. Скончался А.А. Блок. Театр покинули главный режиссёр А.Н. Лаврентьев и художник На их место приходили новые люди, но надолго не задерживались.

Большой вклад в развитие БДТ внёс пришедший в 1929 году режиссёр К.К. Тверской - ученик В.Э. Мейерхольда. Прослужил он театре до 1934 г. Благодаря ему в репертуаре БДТ появились спектакли, поставленные по пьесам современных на тот момент драматургов.

Георгий Александрович Товстоногов пришёл в театр в 1956 году. Он был уже одиннадцатым руководителем по счёту. С его приходом началась новая эпоха. Именно он создал театр, который уже много десятилетий входит в число лидеров. Георгий Александрович собрал уникальную труппу, которая стала лучшей в стране. В неё входили такие актёры, как Т.В. Доронина, О.В. Басилашвили, С.Ю. Юрский, Л.И. Малеванная, А.Б. Фрейндлих, И.М. Смоктуновский, В.И. Стржельчик, Л.И. Макарова, О.И. Борисов, Е.З. Копелян, П.Б. Луспекаев, Н.Н. Усатова и другие. Многие из этих артистов до сих пор служат в БДТ Товстоногова.

В 1964 году театр получил звание Академического.

В 1989 г. Георгий Александрович Товстоногов скончался. Это трагическое событие стало для шоком. Почти сразу после смерти гения его место занял народный артист СССР Кирилл Лавров. Он был выбран голосованием коллектива. Кирилл Юрьевич вкладывал всю волю, душу, авторитет и энергию в сохранение того, что было заложено Г.А. Товстоноговым. Он приглашал к сотрудничеству талантливых режиссеров. Первой постановкой, созданной после смерти Георгия Александровича, стала пьеса «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

В 1992 году БДТ было присвоено имя Г.А. Товстоногова.

В 2007 году на должность худрука был выбран Т.Н. Чхеидзе.

С 2013 года художественным руководителем является А.А. Могучий.

Спектакли

БДТ Товстоногова репертуар своим зрителям предлагает следующий:

  • «Человек» (записки психолога, который пережил концлагерь);
  • «Война и мир Толстого»;
  • «Метод Гронхольма»;
  • «Дядюшкин сон»;
  • «Крещённые Крестами»;
  • «Театр изнутри» (интерактивная постановка);
  • «Мера за меру»;
  • «Мария Стюарт»;
  • «Солдат и Чёрт» (музыкальная драма);
  • «Что делать?»;
  • «Три текста про войну»;
  • «Калека с острова Инишмаан»;
  • «Квартет»;
  • «Из жизни марионеток»;
  • «Томление»;
  • «Когда я снова стану маленьким»;
  • «Лето одного года»;
  • «Трактирщица»;
  • «Игрок»;
  • «Время женщин»;
  • «Zholdak dreams: похитители чувств»;
  • «Дом Бернарды Альбы»;
  • «Васса Железнова»;
  • «Дама с собачкой»;
  • «Алиса»;
  • «Видимая сторона жизни»;
  • «Эрендира»;
  • «Пьяные».

Премьеры сезона 2015-2016 гг.

БДТ Товстоногова в нынешнем театральном сезоне приготовил несколько премьер. Это «Война и мир Толстого», «Крещёные Крестами» и «Игрок». Все три постановки уникальны и оригинальны в своём прочтении.

«Война и мир Толстого» - это не обычная сценическая версия произведения. Спектакль представляет собой путеводитель по роману. Это своего рода экскурсия по некоторым главам. Спектакль даёт зрителям возможность по-новому посмотреть на роман и уйти от того восприятия, которое сложилось в школьные годы. Режиссёр и актёры попытаются сломать стереотипы. Роль экскурсовода исполняет Алиса Фрейндлих.

Спектакль «Игрок» - это вольная интерпретация романа Ф.М. Достоевского. Это фантазия режиссёра. Сразу несколько ролей в этом спектакле играет Постановка насыщена хореографическими и музыкальными номерами. Артистический темперамент Светланы Крючковой очень близок по духу роману, именно поэтому ей было решено доверить сразу несколько ролей.

«Крещённые крестами» - так называли себя заключённые тюрем-крестов. Это были совершенно разные люди. Воры в законе, политические заключенные и их дети, которые сидели в детских тюрьмах или в приёмниках. Спектакль поставлен по книге Эдуарда Кочергина - художника БДТ. Это автобиографическое произведение. Эдуард Степанович рассказывает о своём детстве. Он был сыном «врагов народа» и несколько лет провёл в детском приёмнике НКВД.

Труппа

Своими неординарностью, оригинальностью, талантом и профессионализмом славятся актёры БДТ им. Товстоногова. Список артистов:

  • Н. Усатова;
  • Г. Богачёв;
  • Д. Воробьёв;
  • А. Фрейндлих;
  • Е. Ярёма;
  • О. Басилашвили;
  • Г. Штиль;
  • С. Крючкова;
  • Н. Александрова;
  • Т. Бедова;
  • В. Реутов;
  • И. Ботвин;
  • М. Игнатова;
  • З. Шарко;
  • М. Сандлер;
  • А. Петровская;
  • Е. Шварёва;
  • В. Дегтярь;
  • М. Адашевская;
  • Р. Барабанов;
  • М. Старых;
  • И. Патракова;
  • С. Стукалов;
  • А. Шварц;
  • Л. Сапожникова;
  • С. Мендельсон;
  • К. Разумовская;
  • И. Венгалите и многие другие.

Нина Усатова

Многие актёры БДТ им. Товстоногова известны широкой аудитории по своим многочисленным ролям в кино. Одна из таких актрис - великолепная Нина Николаевна Усатова. Она окончила легендарное Щукинское театральное училище. В БДТ пришла работать в 1989 году. Нина Николаевна - лауреат различных театральных премий, она награждена медалями, в том числе «За заслуги перед Отечеством», и удостоена звания Народной артистки России.

Н. Усатова снималась в следующих фильмах и сериалах:

  • «Подвиг Одессы»;
  • «Окно в Париж»;
  • «Огненный стрелок»;
  • «Мусульманин»;
  • Next;
  • «Баллада о Бомбере»;
  • «Холодное лето пятьдесят третьего...»;
  • «Увидеть Париж и умереть»;
  • «Дело о «Мёртвых душах»;
  • «Кадриль (танец с обменом партнерами)»;
  • Next 2;
  • «Бедная Настя»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • Next 3;
  • «Особенности национальной политики»;
  • «Дочки-матери»;
  • «Вдовий пароход»;
  • «Легенда № 17»;
  • «Фурцева. Легенда о Екатерине».

И многие другие фильмы вышли с ее участием.

Художественный руководитель

Должность художественного руководителя БДТ Товстоногова в 2013 году занял Родился он в Ленинграде 23 ноября 1961 г. В 1984 году он окончил факультет радиотехники Ленинградского института авиационного приборостроения. Ещё через 5 лет был факультет актёрского мастерства и режиссуры в Институте культуры. В 1990 году Андрей основал собственную независимую труппу, под названием «Формальный театр», которая завоевала Гран-При на фестивалях в Эдинбурге и Белграде. С 2003 по 2014 год А. Могучий был режиссёром-постановщиком

Где находится и как добраться

В центре исторической части Санкт-Петербурга расположилось основное здание БДТ Товстоногова. Адрес его - набережная реки Фонтанки, №65. Удобнее всего добраться до театра на метро. Ближайшие к нему станции - «Садовая» и «Спасская».