Работа

Иван Аргунов. Интимные портреты

В чём заключаются различия парадного портрета и комплиментарного? Или психологического и художественного? И может ли парадный портрет нести в себе заряд психологического?

Конечно, все имеющиеся на данный момент направления портрета упрощены, чтобы упорядоченно разнести их в ту или иную категорию портретного жанра. В принципе, это правильно: чтобы не погрузиться с головой в океан изобразительного искусства, нужно предусмотреть мелкие «лягушатники», но для автора подобные определения чреваты подсознательным подгоном своего творчества в рамки, ограничения. А ведь люди привыкают, когда фотограф творит в присущем ему стиле, и когда вектор его сюжетов меняется, это может вызвать у зрителя недопонимание, публика будет просить автора снова вернуться к самому себе.

Я много фотографирую девушек, но при этом затрудняюсь каталогизировать их портреты в определённые категории. Моё творчество нравится мне тем, что у меня нет огромных павильонов, роскошных декораций или даже мало-мальски серьёзного реквизита. В качестве света я использую либо импульсный, либо солнечный, так что минимум подготовки к работе вселяет в меня спокойствие.

Встречаемся в заранее оговоренное время, работаем, девушка позирует, а точнее, она думает что она позирует, она думает что делает это.

Почему же интимный портрет? Где тут интим? Часто спрашивают у меня товарищи мужского пола. Действительно, девушки не полуобнажённые, позы не раскованные, да и выглядят они сдержанно. Может я обманываю зрителя?

Я скажу так: «Интимный портрет – это портрет, созданный на камерном, монотонном фоне, демонстрирующий доверительность отношений между художником и моделью».

Люди, в моём случае это девушки, являются бесконечным кладезем вдохновения. Каждая девушка для меня уникальна. Мне нравится проецировать их манеру, взгляд, стиль общения, улыбки. Ничего этого не увидишь два раза. Главное, вовремя увидеть это и зафиксировать фотокамерой, но чтобы рассмотреть это, нужно постараться, в том числе и расшевелить девушку, то есть действует принцип «индивидуальная девушка – индивидуальный подход». Всё просто.

В своё время, это был 19 век, Ван Гог очень увлекался темой крестьян. Он жил среди них, одновременно питая из их быта темы для картин, но одно дело, наблюдать за определённой категорией людей со стороны, после чего переносить свои заметки на холст, или же стать одним из этих людей, думать как они, чувствовать то же самое. У меня похожий подход. Я стараюсь быть с девушками наравне, сводить все их различия к минимуму, синхронно вхожу в их сообщество, узнаю их переживания, волнения. Задача нелёгкая, учитывая женское мировоззрение, порой понять его бывает невозможно.

Жанр портрета в
русской
живописи
{
парадный и интимный портрет

Петр I в детстве
Атаман Ермак
Князь Скопин-Шуйский

Парсуна
В XVII векек появляются первые портреты
которые стали называть – парсуны.
Парсу́на (искажённое лат. persona -
личность, особа) -
синоним современного понятия портрет
вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания.
Понятие
«парсуна»
в
значении
произведения переходного периода от
иконописи
к
светской
портретной
живописи предложено И. М. Снегирёвым в
1854 году.

Появляются парсуны (конец 16
века)– изображения людей,
имеющие черты портретного
сходства
Парсуна – портрет реального
лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже
купца), выполненный
иконописными приемами.
парсуна
Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее
достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор
неизвестен, парсуна находится в Национальном музее
Дании в Копенгагене

И.Никитин
«Портрет канцлера Г.И.Головкина»
Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после
его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму,
уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин - начальник Посольской канцелярии, затем Посольского
приказа, государственный канцлер, граф, сенатор, президент Коллегии
иностранных дел, член Верховного тайного совета. Преданная креатура
Петра I. Позднее – верный слуга императрицы Анны Иоанновны.

Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: Андреевской
ленте, голубому банту ордена Белого Орла. Все фактурно осязаемо: светлокоричневый кафтан на сиреневой подкладке, золотой позумент, шейный
платок, длинные локоны роскошного парика.
Но главное – лицо,
с внимательным
взором, немолодое,
усталое, лицо
человека, познавшего
все тайны двора.
Предельное
внутреннее
напряжение,
душевная
сосредоточенность.

А.Матвеев «Автопортрет с женой»
Предполагают, что Матвеев написал «Автопортрет» вскоре после женитьбы.
В это время ему было около тридцати лет, а его супруге - четырнадцать.
На портрете художник обнимает свою юную супругу, которая изображена
по правую руку от мужа, что является нарушением общепринятого этикета.
Возможно, таким образом
живописец хотел подчеркнуть
значимость своей избранницы,
он как бы выдвигает ее на
первый план, приближая к
зрителю. Супруги одеты в
изысканные платья, сшитые
по придворной моде.
Работа незавершена.
На обороте портрета имеется
надпись: «Матвеевъ, Андрей,
первый Русскiй живописецъ и
его супруга. Писалъ самъ
художникъ»

Созданные Матвеевым образы
говорят
о зарождающемся интересе к
человеку,
к его личным качествам и к
возможности
выразить их живописными
средствами.
В истории русского искусства
произведение Матвеева
явилось
одновременно первым
автопортретом
и первым семейным
портретом.

А.Антропов «Портрет
статс-дамы А. М. Измайловой»
Портрет А. М. Измайловой, вероятно, был
для А. П. Антропова экзаменом на звание
портретиста после окончания учебы. С
этого произведения начинается период
наивысшего расцвета его творчества.
Живописец изобразил статс-даму прямо и
просто, с предельной честностью:
обрюзгшая старуха, с нарочитым
искусственным румянцем, насурьмленными
бровями и чуть-чуть слезящимися глазами.
Сочетание темного ровного фона с
объемной трактовкой образа Измайловой
способствует достоверности. Возникает
эффект выталкивания изображения из
плоскости холста на зрителя.

Знак статс-дамы, выписан крупно и четко, чтобы не оставалось сомнений
в высоком социальном положении Анастасии Михайловны Измайловой.
Портрет А. М. Измайловой
открывает в русской живописи
новый тип камерного портрета,
который был уже не просто
версией парадного изображения,
а произведением, обладающим
своей спецификой.
Благодаря погрудному срезу и
крупному плану, максимально
приближающему модель к
зрителю, происходит полная
нивелировка жеста и
переключение внимания на лицо.

И.Вишняков
«Портрет Сарры Фермор»
Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ
Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века.
Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста,
Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет.
Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она
представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на
губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную
пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие
руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами,
исполненное живости и эмоциональности.
В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной
традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур,
неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а
также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела.
Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские
специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века,
производимого в Англии по французским рисункам

И.Аргунов «Портрет
неизвестной в русском костюме»
Аргунов тщательно выписывает
фактуры, любуясь
переливами тканей,
сверканием драгоценностей,
каскадами воздушного кружева.
Восхищение красотой
материального мира свойственна
всей живописи 18в.
В камерных портретах кисти
Аргунова психологическая
характеристика выходит
на первый план. Художник
вглядывается в лица пристально
и заинтересованно, подмечая
малейшие особенности
внешности и характера, иногда
откровенно любуясь их красотой,
прежде всего внутренней.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье
двух
загадок,
На полотне
обаятельная
Полувосторг,
полуиспуг,
юная женщина.
Изящный
овал лица,
Безумной
нежности
припадок,
тонкие летящие
брови, мук.
Предвосхищенье
смертных
легкий
румянец
и задумчиво
Когда
потемки
наступают
отсутствующий
взгляд.
В глазах ее
И приближается
гроза,
гордость и душевная чистота.
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Ф.Рокотов
«Портрет А.П.Струйской»
Александра Петровна - вторая жена
пензенского помещика Николая
Еремеевича Струйского. На портрете
ей восемнадцать лет.
Поэт Струйский издал целый сборник
стихов, состоящий лишь из признаний
в любви жене.
Струйская стала радушной и
гостеприимной хозяйкой усадьбы в
Рузаевке, где молодоженами был
выстроен новый роскошный особняк.
Вокруг располагался парк с тенистыми
аллеями и проточными прудами.
Благополучная супружеская жизнь
длилась двадцать четыре года, вплоть
до внезапной кончины Николая Струйского
в 1796 году. За это время Александра
Петровна родила ему восемнадцать детей.
Струйская пережила мужа на сорок
четыре года. Умерла в 1840 году, ей было
восемьдесят пять лет.

Д.Левицкий
1.Портрет дочери художника.
2.Портрет вице-канцлера
князя А.М.Голицина.
1
Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого
выразили дух Екатерининской эпохи.
Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал
самое серьезное значение фактурной разработке живописного
произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить
множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и
виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность
дать более глубокую характеристику портретируемому.
2

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II.
Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших
портретов императрицы, в 1780-х - пятнадцать. Первый из них
был неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве
живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных
портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о
том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина
Алексеевна относилась к русскому художнику
без интереса. Она позировала иностранным мастерам.


Белая атласная одежда императрицы
сродни античным одеяниям. Одновременно
на государыне царская мантия, цепь ордена
св. Андрея Первозванного, а также красная
лента и крест ордена св. Владимира 1-й
степени. Изящным жестом императрица
бросает в алтарь маки, которые во времена
Античности считались символом сна и
покоя. Тем самым
Екатерина II
изъявляет
готовность
пожертвовать
своим
спокойствием ради
процветания свои
подданных.

Д.Левицкий «Екатерина II законодательница в храме Правосудия»
«Средина картины представляет
внутренность храма богини Правосудия,
пред которою, в виде Законодательницы,
Ее Императорское Величество. Сжигая
на алтаре маковые цветы, она жертвует
драгоценным своим покоем для общего
покоя. Вместо обыкновенной
императорской короны она увенчана
лавровым венцом. Знаки ордена
Св. Владимира изображают пользу
для Отечества. Лежащие у ног
Законодательницы книги свидетельствуют
истину закона. Победоносный орел
заботится о соблюдении правосудия.
В дали видно открытое море, а на
развевающемся российском флаге
изображенный на военном щите
Меркуриев жезл означает
защищенную торговлю».
Левицкий «Собеседник любителей
российского слова». СПб., 1783г.

Д.Левицкий «Портрет П.А.Демидова»
Картину можно расценить как пародию
на парадный портрет.
Прокофий Акинфиевич Демидов –
владелец крупнейших горнопромышленных
предприятий. Он был одним из самых
эксцентричных чудаков своего времени.
Вместе с нелепыми прихотями богатого
человека в нем уживались любознательность,
образованность и щедрость мецената.
Научным увлечением Демидова было
собирание гербария: его московская усадьба
славилась цветниками и ботаническим садом.
В типичных парадных портретах XVIII века
все компоненты определяли социальное
положение модели. В портрете Демидова
они имеют другое значение. Каждая деталь от гербария и лейки на столе до фасада здания свидетельствует о его увлечениях и характере.
Вместо официального мундира
на Демидове домашний жилет, панталоны,
чулки, халат, колпак, и шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза
портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе
с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест
правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал
крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно
противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным
фоном и занавесом, драпирующим колонны.
Замысел портрета
принадлежит, вероятно,
самому Демидову.
Левицкий ни до, ни после
этого произведения никогда
не выходил за установленные
рамки парадного изображения.

Д.Левицкий «Портрет
Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой»
Новая для русского искусства
разновидность жанра –
«портрет в роли».
Д.Г. Левицкий воспроизводит
сцену из спектакля с участием
воспитанниц Смольного института.
Тоненькие фигурки актрис
особенно пластичны на фоне
условных декораций с плоско
написанными деревьями.
В изысканный цветовой аккорд
сливаются шелк светлого платья
и насыщенный тон серого сюртука.
Задорная живость Хрущевой
подчеркивает нежную
застенчивость Хованской.

Боровиковский вошел в историю
русского
искусства
как
создатель
сентиментального портрета, образов
человека с его простыми чувствами и
мечтами «на лоне природы». Камерные
портреты Боровиковского открыли новую
страницу в русском искусстве. На полотнах
художника можно видеть и крестьян и
аристократов, однако образы сближает
трактовка их как личностей со своим
глубоко
индивидуальным
душевным
миром.
Постепенно Боровиковский выработал
нечто вроде иконографического канона
женских портретов: поясное изображение
фигуры, опирающейся на тумбу или
дерево, непременно с чем-нибудь в руке;
фон, как правило, природный. Фигура
всегда размещена на грани темного и
светлого.
Портрет Е.А. Нарышкиной

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Таинственный портрет.
Как всегда у Боровиковского, она
в белом платье
и цветном шарфе,
немного отодвинута вправо,
чтобы мы видели пейзаж.
Она чуть кокетлива
в повороте, независима,
смотрит с некоторым вызовом.
свет, скользящий по лицу,
кудри, губы, - все в ее лице
полно мягкости и лиризма.

В.Боровиковский
«Портрет М.И.Лопухиной»
Но ощущение лиризма и доверчивости исчезает, стоит лишь заглянуть
в ее глаза - в них отчужденность, чуть ли не враждебность.
С большим реалистическим мастерством выписано лицо Лопухиной,
но высшей реальностью оказывается неведомое глубинное переживание,
о котором мы только догадываемся.

В.Боровиковский
«Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных»
Портрет двойной (по числу
изображений на холсте).
Девушек объединяет и кровное
родство, и то особое слияние
душ, которое даруется
музыкой и пением.

Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в
полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно
располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей
такого портрета было прославление человека высокого социального
положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом
представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и
монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были
красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о
достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на
картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы,
военачальника, придворного, государственного деятеля.
В Камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное
изображение на нейтральном фоне. Разновидностью камерного
изображения с нейтральным фоном является интимный портрет,
выражающий доверительные отношения между художником и моделью,
это проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека.

Интерес к человеку привёл талантливого живописца, в конце концов, к созданию замечательных по силе вложенного в них чувства, выразительных интимных образов. К этому Аргунов пришёл не сразу. Шли годы, менялись вкусы и отношение художника к своей модели. Почти восторженное отношение в начале творческого пути, теперь становится более углубленным и сложным. Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к пониманию его внутреннего мира. Теперь он находит время для написания портретов людей, глубоко ему симпатичных, стараясь полнее и глубже высказать своё отношение к ним. Интимные портреты поэтому являются вершиной творчества Ивана Аргунова. В этих работах он был менее скован условными нормами парадного изображения, в них полнее раскрылись индивидуальные особенности творчества мастера - правдивость, непосредственность и глубокая человечность.

В конце 1757 года Иван Аргунов написал портреты мужа и жены Хрипуновых, воплотив в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, "по найму", там же, где проживал и сам художник. Супруги были намного старше художника, но, видимо их сближали общие духовные интересы.

Портрет К.А. Хрипунова





Козьма Аксентьевич Хрипунов был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Он не был богат, но известен графу Шереметеву и, возможно, пользовался его благосклонностью. Аргунов изобразил его в домашней обстановке, с журналом, или газетой, в руке. Художник явно не случайно, выбрал небольшого размера холст, простую композицию и скромную гамму тонов. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжелыми веками, задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Художник сумел увидеть и раскрыть в этом пожилом и некрасивом человеке его внутренний мир. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы, написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.
Той же выразительностью отличается портрет жены Хрипунова. Сидя на стуле с книгой в руках, она внимательно смотрит на зрителя. Серо-голубоватое платье с большим беличьим воротником скрывает очертание фигуры.

Портрет Хрипуновой

Во внешнем облике (старательно зачесанные назад волосы) и манере себя держать, нет ни тени кокетства. Это внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Хрипунова посвящает свой досуг чтению, и это занятие ставит её в особое положение среди женщин её круга, так как в середине XVIII столетия такое времяпровождение не было типичным для её современниц. С госпожой Хрипуновой молодой художник мог много и с удовольствием говорить на ученые темы.

Интимный портрет XVIII века имеет свои отличительные особенности, в нём ещё сильно сказывается сословное представление о человеке.

Большой творческой удачей Иана Аргунова является портрет калмыцкой девочки Аннушки. Она была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Это один из самых проникновенных портретов художника, написанных с большой теплотой.

В портрете Аннушки художник передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам. Графиня Варвара Алексеевна образно называла их - "глазушки-таракашки". Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке - браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки. В окружении барыни её любят и лелеют. Среди богачей бытует мода брать к себе в услужение калмычат, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России. Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Таковы были причуды мудрого и жестокого столетия. Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, "калмычка графини такой-то". Например, нашей Аннушке на письме указывали адрес: "Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой". Обязанности Аннушки были довольно разнообразны и зависели от изобретательности хозяйки. Портрет написан после смерти Варвары Алексеевны. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю.

Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника.
В 1785 году Иван Аргунов создал одну из лучших своих работ - портрет неизвестной крестьянки. Выбор модели, по-видимому, не был для художника случайным. В искусстве второй половины XVIII века возник большой интерес к крестьянской тематике. В это время на страницах книг и журналов, в драматических произведениях находили отражение благородный нравственный облик крестьянина, его честность и трудолюбие, противопоставленные лености и праздности дворянства. Аргунов создал привлекательный облик русской женщины из народа, запечатлев её душевную чистоту, приветливость и скромность.

Портрет неизвестной крестьянки

Лицо женщины с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. В её образе художник выразил своё представление о красоте и духовном благородстве крестьянки. Её фигура немного смещена к левому краю, пластические формы молодого крепкого тела переданы с почти скульптурной осязаемостью. Высокая точеная шея переходит в плавные контуры головы и расшитого золотом головного убора. Колорит тёплый, сочный: сочетания красного с золотом головного убора, телесных тонов лица, нитки красных бус на шее, белой рубахи и красного сарафана с золотым шитьём, создают нарядную и, в то же время, строгую гамму, придавая портрету ясную гармоническую завершенность. Красный цвет господствует в портрете: поблескивает в камнях серьги с длинными подвесками, в пуговке у ворота. Спокойствие, величавость, внутреннее достоинство русской женщины из народа воплотил художник в облике неизвестной модели.
Кто она? Время не сохранило имени красавицы. Однако с уверенностью можно сказать, что это не крепостная актриса и не светская львица, переодетая в русский костюм крестьянки Московской губернии. Единственная деталь её наряда не соответствует крестьянской привычной одежде - это слишком большой вырез рубахи и цветной поясок. Скорее всего, наша героиня - не сельская жительница, а горожанка, живущая у господ кормилица. Похожие изображения кормилиц есть на картинах, или семейных портретах, принадлежавшим кисти других живописцев, живших приблизительно в одно время с Иваном Аргуновым. Ему же посчастливилось создать возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало ещё искусство XVIII века.
В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Это связано опять с его подневольным, рабским положением. В 1788 году его назначают управителем "Московского дома" Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле хозяина, которым теперь стал, после смерти отца, Николай Петрович Шереметев.
Из многочисленных сохранившихся документов известно, как неинтересна и, порой унизительна стала жизнь художника, превратившегося в "управителя Аргунова". Кисть, выпавшую из отцовской руки, поднял сын художника, Николай, однако, создав красивые портреты интересных личностей, он не превзошёл своего отца.
Умер Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, крепостным человеком графов Шереметевых.

Федор Степанович Рокотов (1735-1808)

Федор Степанович Рокотов - знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.).

Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.

Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)".

Лишь XX век вернул имя Ф.С.Рокотова русскому искусству. Но и сейчас многие знают о нём, как об авторе одной-двух картин.

Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.

«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.

Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.

Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.

Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.


Из портретов тех лет сохранился только "Портрет неизвестного(1757г)", предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.

Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

Федор Степанович Рокотов. ПОРТРЕТ В. И. МАЙКОВА. Ок. 1765 г. Холст, масло. 60 х 47,8.

Государственная Третьяковская галерея.

Это произведение Ф. С. Рокотова (1735/36-1808) иногда называют первым психологическим портретом в русской живописи. Острота и полнота характеристики, проникновение в духовную суть изображаемого человека, умение не ограничиться передачей внешнего сходства заметно выделяют этот шедевр раннего Рокотова среди портретов того времени.

В. И. Майков принадлежал к просвещенной московской дворянской интеллигенции, е которой сблизился молодой художник. Помощник московского губернатора, барин - эпикуреец, Майков был и способным литератором - его поэмы получили впоследствии высокую оценку Пушкина.

Скупыми средствами Рокотов дает убедительную характеристику этого яркого и многогранного человека. Темпераментно и в то же время, мягко вылепленное лицо дышит уверенностью и самодовольством. Ироническая улыбка трогает румяные губы сибарита и гурмана, проницательный взгляд светится умом.

Хотя живописная виртуозность здесь не является самоцелью, нельзя не восхищаться мастерством, с которым Рокотов сумел сгармонизировать дополнительные цвета зеленого кафтана и шитых золотом красных отворотов, использовав объединяющий золотистый тон просвечивающего подмалевка. В последующие годы характер творчества Рокотова изменился, и портрет Майкова остается его лучшим созданием 1760-х годов.

Приобретен Советом Третьяковской галереи у А. А. Майковой в Петербурге в 1907 году.

Ф.С.Рокотов

Портрет Ивана Григориевича Орлова

1762-1765г, холст, масло,59 х 47 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Григориевич Орлов (1733-1791) - один из пяти братьев, возвысившихся при Екатерине II.

В шестнадцать лет стал солдатом Преображенского полка.

После смерти отца в 1746 он стал главой семейства. Будучи старшим сыном, принял на себя все хозяйственные заботы по управлению неразделенными имениями своих четырех братьев.

На основании сохранившейся переписки можно сделать заключение, что Орловы жили очень дружно, любили и поддерживали друг друга. Авторитет Ивана Григорьевича, «старинушки», был неоспорим.

Семье повезло: один из братьев, Григорий, стал любовником великой княгини Екатерины Алексеевны. Иван, Григорий и Алексей Орловы участвовали в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, свергшем ее мужа, императора Петра III. Во многом именно благодаря стараниям братьев Орловых Екатерина Алексеевна стала русской императрицей Екатериной II.

После переворота ее помощники были возведены в графское достоинство и получили в награду баснословные богатства. В отличие от своих братьев, Иван Григорьевич, получив графский титул и чин капитана лейб-гвардии Преображенского полка, награжденный пенсией за участие в событиях 1762г оставил службу и вообще всякую общественную деятельность.

Правда, он участвовал в Комиссии по выработке нового Уложения в качестве депутата от дворян Вяземского уезда и был даже избран в 1766 году маршалом комиссии.

Он жил богатым барином в Москве и в «низовых деревнях» на Волге, изредка приезжая в Петербург повидаться с братьями и уладить в очередной раз дела своего склонного к расточительству брата Григория.

Ф. С. Рокотов дважды писал Ивана Григорьевича. Портрет, содержащийся в Третьяковской галерее, вероятно, более ранний. Видимо, он был создан вскоре после переворота, так как на портретируемом под верхней одеждой скрыта кираса - латы, защищающие грудь.

В отличие от красочного портрета Орлова, находящегося в Русском музее, третьяковский вариант почти монохромен: неяркое сочетание образуют серебристо-серые тона кафтана, пудреный парик и скромный черный шейный платок. В этом камерном портрете художник показывает умного и расчетливого человека, который не стремился занять высокое положение при дворе, однако, оставаясь в тени, оказывал влияние на государственные дела.

Дмитрий Григорьевич Левицкий(1735-1822)

«В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица - соперников он не знал».

И.Э.Грабарь.

Дмитрий Григорьевич Левицкий - самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII века. Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

В чем оказалась миссия этого человека?

В том, что он явил собой пример живописца редкого дара, главное же, что стал зеркалом, мимо которого прошли действующие лица целой эпохи.

Д.Г. Левицкий

Портрет П.А.Демидова

1773г, холст, масло, 222х166см

Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. А. Демидова) - уже четыреста.

Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Прокофий Акинфиевич Демидов - владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената.

Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами, удивлявшим не только Петербург и Москву, но и Европу.

Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек.

Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары.

О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной - крупной и двух - мелкой породы) и форейторов - карлика и великана. Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки.

Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и прочее), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.

Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783. ГРМ). В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон - несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели.

В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь - от гербария и лейки на столе до фасада здания - свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.

Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами (см. фрагмент). Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.

Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.

Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, огромные пожертвования на который, сделанные Демидовым, были известны в обществе)

Однако, в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.. Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.

Портрет Урсулы Мнишек

(около 1750-1808)

1782.г, холст, масло,

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.

Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.

Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.

Урсула Мнишек по рождению принадлежала к высшему кругу аристократии. Она - дочь польского воеводы Яна Замойского и Людвиги Понятовской, сестры оследнего польского короля Станислава Понятовского. В первом браке - Потоцкая. В 1781г вышла замуж за Михаила Мнишека, придворного литовского маршала. Она была фрейлиной Екатерины II, впоследствии кавалерственной статс-дамой. Урсула Мнишек была не только светской львицей, но и женщиной, по меркам своего общества, образованной. Современники в своих мемуарах упоминают о ней как об интересной собеседнице.

Отличавшаяся изрядными начитанностью и интеллектом, Мнишек увлекалась искусством и прекрасно рисовала, оставила весьма ироничные и полные великолепных портретных характеристик мемуары, где Екатерина II предстает «актеркою, ведущей свою ролю на театре»; а она сама - изнеженной, волевой и властной красавицей, умеющей сдерживать свои чувства в придворной обстановке.

Портрет долгое время находился в собственности семейства Мнишек. В 1908 году в Париже при распродаже родового собрания его купила Евфимия Павловна Носова, по рождению принадлежавшая к знаменитой купеческой фамилии Рябушинских. В 1917 году, после Февральской революции, Носова передала всю свою коллекцию в Третьяковскую галерею на временное хранение, в том числе и портрет работы Д. Г. Левицкого.

11. Портрет на рубеже 18-19 веков (эпоха сентиментализма, Боровицкий портрет лопухиной + 1)

сентиментали́зм

(от франц. sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.

В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно-сладостное согласие сердец («Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795 г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.).

Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма.

В.Боровиковский

Портрет М.И.Лопухиной

1797г, холст, масло,72 x 55,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет М. И. Лопухиной - одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.

Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.

С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.

Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушяая дымка заполняет пространство.

Мария Ивановна была дочерью отставного генерала И. А. Толстого, родной сестрой знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца и женой ничем не примечательного офицера. Через 3года после написания портрета Мария Ивановна скоропостижно скончалась от чахотки. «Портрет Лопухиной» считается едва ли не лучшей работой Боровиковского.

Мы не знаем, что это был за творческий тандем: 40-летний художник и совсем юная девушка на выданье. Неизвестно, что в портрете от самой модели, а что прибавил, присочинил живописец. Чувственный подтекст этого вроде бы невинного произведения был понятен любому активно смотрящему зрителю.

В.Боровиковский

Екатерина II в Царскосельском парке

на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота

1794г, холст, масло, 94.5x66 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сентиментальные настроения [в творчестве Боровиковского] коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ - на фоне Чесменской колонны, второй вариант - ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же [Николая Александровича] Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).

Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного [в академики], а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).

Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.

Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).

Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы - от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.