Инф. технологии

Как делаются гравюры. Как делаются иллюстрации, выглядящие как гравюры

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Крупнее пиджачок:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?


Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И деталь:

Марк Твен:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

Гравюра на картоне - относительно молодой жанр искусства. По-простому этот вид работы называют «царапка», поскольку, чтоб добиться рисунка, то есть непосредственно гравюры, нужно процарапать какую-то поверхность. И для таких целей подойдет даже картон. Этот вид гравюр могут осилить не только люди со стажем в искусстве, но и начинающие художники.

Сама гравюра зависит от таких факторов:

  • фактуры выбранного материала, в данном случае картона;
  • высоты рельефа;
  • силы нажима во время работы; линии можно делать разной толщины и интенсивности окрашивания.

Цветная гравюра на картоне

Как делается гравюра?

Из материалов для гравюры пригодятся:

  • картон любого вида (упаковочный, переплетенный, прессшпан);
  • иглы или надфили;
  • ланцет;
  • ножи.

Сама методика проходит в несколько этапов:

  • Мягким карандашом или литографским изображают картину на кальке или глянцевой бумаге. После этого нарисованной стороной кальку прикладывают к листу картона. По ней сверху с нажимом водят специальной пластинкой. А вот дальнейший рельеф получают с помощью процарапываний или гравировкой штихелями, или аппликацией.
  • Придать фактурность гравюре поможет водоэмульсионная краска. Закрепить результат нужно нитролаком, избегая при этом потеков.

Учтите, что эта методика является более профессиональной. Она выполняется вручную, но оттиск картины в таком случае не должен превышать 2030 сантиметров иначе к бумаге прилипнет не вся краска. Для такой процедуры краску нужно выбирать густую, часто смешивают обычную масляную краску и белила, разведенные с олифой в соотношении 7:3. Такой материал должен быть выдержанным несколько дней в открытой посуде.

Слой краски наносится на картон толщиной 0,1–0,5 миллиметра. Для печатания чаще выбирают краски на водной основе, смешивая их с глицерином. Бумагу наносят сверху на картон со слоем краски и начинают процесс притирки. Пластины, которые притирают бумагу, часто натирают воском. Это необходимо для лучшего скольжения.

Эта процедура может выполняться в механизированном режиме с помощью офортного станка. В этом случае на бумагу дополнительно накладывается доска и несколько слоев мягкой бумаги, тогда не будет нарушения рельефности оттиска.

Цветная гравюра может получиться только на картоне. Изначально делается оттиск теплого оттенка. Потом материал просушивается, и далее поочередно делаются оттиски других цветов. Эта процедура занимает достаточно много времени, но зато в гравюре можно достичь разных оттенков, рельефов и фактур на одной картонке.

Чтоб усилить оттиск гравюр, художники используют приладки, прикладываемые сверху листа, с которого выполняется оттиск в тех местах, где художник хочет насытить рисунок. А вот усилить эффект от цветовой гаммы может маска, которая кладется между бумагой и картонкой.

Сам инструмент гравирования - надфиль - нужно держать либо прямо, либо под углом 35 градусов. Бывают ситуации, когда самые маленькие прорези во время печатания сжимаются, и эффект от оттиска не достигается. А также не используйте в этой технике перекрестную штриховку. Проблема этой методики заключается в том, что во время ее применения на картоне будут вырываться целые куски из материала, поэтому оттиск будет некачественным, и вы не добьетесь нужной картинки.

Этот метод больше подходит профессионалам, поскольку человек, который сталкивается с подобной гравюрой в первый раз, может не понять принципа работы метода. К тому же сделать правильный оттиск или нанести краску так, чтоб получился требуемый рельеф, будет особенно сложно. Любые пятна, неровности не в запланированном месте могут смазать эффект гравюры, поэтому перед тем, как выполнять такую работу, нужно потренироваться. Или же выбрать простой вариант.

Вариант домашнего гравирования

Гравюру можно сделать своими руками. Принцип ее изготовления будет отличаться от художественного способа, но зато с его помощью можно будет интересно провести время. Такая гравюра на картоне называется «царапка». На картонку наносится фон. Он может быть однотонным и разноцветным.

Этапы выполнения гравюры на картоне

Сверху накладывается восковой слой черного цвета. А далее специальным ножичком на нем вырезаются разные фигуры или целая картина. Правда, рельефа в таких гравюрах не добиться, но результат может получиться очень красивым и изысканным. Часто такие рисунки продаются даже в детских отделах, но их можно изготовить самостоятельно.

Для этого понадобятся:

  • картон;
  • восковые карандаши;
  • кисть;
  • гуашь.

Картонку нужно полностью закрасить, это может быть разноцветный или однотонный фон. Сверху наносим гуашь на листок, не оставляя промежутков. Лучше всего выбрать черную краску, тогда у гравюры появится контраст. После того как слой краски высох, можно с помощью царапающих инструментов гравировать картинку. Рисуйте изображения на свой вкус. Вы можете менять толщину линии и оттиск благодаря силе нажатия.

А еще таким образом можно закрасить уже готовый рисунок. Чтоб он проявился на гравюре, нужно будет стереть верхний слой монеткой. Но такие вариации достаточно примитивны и подходят для детей.

Гравюра - довольно интересный вид искусства, который продолжает развиваться. Многое в нем зависит от мастерства художника. Но также этот жанр подойдет тем, кто любит экспериментировать и рисковать.

Гравюра на картоне появилась относительно недавно, сумев завоевать симпатии многих художников, в том числе и начинающих. Этот вид относится к высокой печати, т. к. пропечатываемые элементы образуются после выбирания резаками пробельных элементов, которые не будут касаться бумаги.

Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:

  • надфили (можно заменить шилом, иглой);
  • картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
  • картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
  • резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
  • калька;
  • копировальная бумага;
  • оргстекло;
  • тушь (не обязательно);
  • масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.

Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.

Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

  1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
  2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
  3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
  4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
    • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
    • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
  1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
  2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
  3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.

Важно! При использовании масляной краски поверхности, взаимодействующие с ней, нужно грунтовать. Для других красок этого можно не делать.

  1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
  2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
  3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
  4. Дать изображению высохнуть.

Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

Этапы выполнения гравюры на картоне

Оформление работы

Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка - это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.

Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту - никаких швов. Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться - пяти. Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.

Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.

Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво. Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака. В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.

Вывод

Гравюра на картоне - простой вид высокой печати, легко исполняемый в домашних условиях. Но для полного раскрытия техники и получения достойного результата стоит использовать если не профессиональные, то хотя бы качественные материалы. Картон лучше брать плотный, не «съедающий» краску. Бумагу для оттиска предпочтительно применять акварельную (использовать глянцевую сторону) или чертежную. Тогда работа над гравюрой принесет море удовольствия и порадует прекрасным результатом.

Сегодня, мне захотелось посвятить мастер класс для детей, интересной и одной из самых древних техник рисования. Речь идет о гравюре, которая может стать открытием великого мира изобразительного искусства как для вас так и для вашего ребенка.

Творческая жилка всегда присутствовала в людях и вызывала желание оставить свой след на различных поверхностях, что послужило началом создания интересных и необычных техник рисования. Ведь что может быть проще процарапывания рисунка на камне, глиняной табличке или дереве? Если же заполнить бороздки краской, получится яркий рисунок, который сохранится довольно долго. Так зародилась одна из древнейших техник рисования — гравюра. Пришла она из ювелирного дела, все инструменты и техники используются ювелирами, по сей день. Она очень многогранна и включает в себя множество различных техник исполнения. Это и линогравюра, и гравюра по металлу, на картоне, ксилография и литография. Появление техники гравировки, послужило толчком для создания печатных станков.

Множество великих художников уделяли гравюре огромное внимание и создавали удивительные и прекрасные шедевры. Одним из ярчайших мастеров был Альбрехт Дюрер.

Как сделать гравюру

Создание гравюры своими руками, как бы это не показалось странным, дело довольно простое. Детские рисунки легко можно разнообразить предложив ребенку технику гравюры или ее имитацию – граттаж, процарапывание в покрытой цветной краской или воском пластины рисунка.

Эти занятия гравюрой в домашних условиях отлично развлекут малышей, поспособствуют развитию любви к прекрасному. И будут первыми шагами в искусстве. Работа в этой технике способствует развитию у ребенка мелкой моторики, усидчивости и аккуратности.

Создавать картины в этой технике могут даже маленькие детки. Для малышей можно упростить процесс и им понадобится помощь взрослых. Для этой технике нам понадобится:

— тонкие пластины пенопласта или пенополистирола;
— палочка для процарапывания рисунка, штихель или обычная шариковая ручка.
— ножницы;
цветная бумага;
— краски;
— резиновый валик для прокатки работы.

Ребенок может нарисовать рисунок на пластине пенополистирола шариковой ручкой, посильнее нажимая на нее.

Получится рисунок, контуры которого продавлены в материал.

Вырежем город и положим его на поднос, чтобы не запачкать краской все вокруг.

При помощи валика нанесем краску на пластину.

Наложим ее на лист цветной бумаги и крепко прижмем.

Аккуратно сняв пластину с бумаги, мы увидим получившуюся гравюру.

Сегодня в специализированных магазинах можно найти массу разнообразных наборов для детского творчества: развивающие, обучающие, просто развлекательные. Такие товары-игрушки привлекают внимание детей, но ведь куда интересней создавать нечто подобное вместе с родителями, тем самым познавая все секреты творческого процесса.

И на самом деле, очень многие детские творческие наборы не представляют собой ничего сложного, чего бы нельзя было воспроизвести самостоятельно в домашних условиях. К примеру, знакомые многим гравюры можно сделать своими руками всего за каких-нибудь полчаса. Как? Давайте узнаем.

Для создания цветной гравюры понадобятся:

  • белый картон (не глянцевый);
  • восковые карандаши разных цветов (также можно использовать масляную пастель);
  • гуашь черного цвета (можно взять и другой темный цвет);
  • жидкое мыло;
  • кисточка;
  • апельсиновая палочка (или другой тонкий и острый предмет для гравировки).

Шаг 1. Создаем цветную основу-фон

Большинство гравюр, которые продаются в магазинах, сделаны с одноцветным фоном (золотистым или серебристым), а деткам будет интересней видеть картинку в разных цветах. Для этого разрисовываем одну сторону белого матового картона в произвольном порядке разноцветными восковыми мелками — чем насыщенней и контрастней цвета, тем эффектней они буду выглядеть при гравировке. Примечание: вместо восковых карандашей можно использовать обычные или фломастеры, но их нужно будет дополнительно зарисовать сверху парафиновой свечой, и лишь тогда приступать к следующему этапу.

Шаг 2. Делаем промежуточный слой гравюры

Чтобы сделать некий «защитный» невидимый слой, который не позволит стирать цветной фон при гравировки, понадобится жидкое мыло. Его нужно равномерно нанести на фоновую мозаику. Примечание: «втирать» мыло в пастель следует более аккуратно, потому что цвет может «размазываться», то есть переноситься на участок бумаги другого цвета.

Шаг 3. Наносим финишный слой для процарапывания

После того, как мыло впиталось в цветной фон картона, необходимо плотно закрасить его черной густой гуашью. Даже если в некоторых местах краска будет расходиться от воска, необходимо повторять закрашивание, пока фон не перестанет проступать. Закрасить можно, как весь лист, так и его часть.

Ждем, когда гуашь подсохнет, и наша гравюра готова. (хотя правильней будет сказать граттаж , который является лишь одной из разновидностей гравюры). Теперь можно брать в руки тонкий заостренный предмет (например, апельсиновую палочку, спицу, пустой стержень от ручки и т.д.) и приступать к процарапыванию нового шедевра.