Интернет

Как называются наскальные росписи в перу. Линии и геоглифы наска и пальпа

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.


Рисунки пустыни Наска просто потрясающие! Их линии тянутся от горизонта до горизонта, изредка сходятся, пересекаются; невольно создаётся впечатление, что это взлётная полоса древних летательных аппаратов. Здесь можно явно различить летящих птиц, пауков, обезьян, рыб, ящериц...
--------------------


Наска – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Пустыня эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы.

"За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая голову, на монументальные трёхмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой". С этих слов начинается книга исследовательницы пустыни Наска Марии Райхе. "Тайна пустыни". Математик и астроном Мария Райхе специально переехала из Германии в Перу для изучения таинственных рисунков. Пожалуй, она является главной исследовательницей и хранительницей плато пустыни, где благодаря её усилиям была создана заповедная зона. Райхе первая составила карты и планы всех линий, площадок и рисунков.

Чрезвычайно впечатляют разбросанные между абстрактными фигурами и спиралями гигантские рисунки, размер которых достигает десятков, а иногда и сотен метров. Из всех животных наибольшее количество – птицы. Фантастические и вполне достоверно нарисованные, всего в пустыне изображено 18 птиц. Но существуют и совершенно загадочные животные, как, например, существо, похожее на собаку, с тонкими ногами и длинным хвостом. Изображения людей тоже встречаются, хотя прорисованы они менее выразительно. Есть среди изображений людей человек-птица с головой совы, размер этого рисунка – более 30 метров. А размер так называемого "большого ящера" – 110 метров!

Площадь пустыни составляет примерно 500 квадратных километров. Поверхность грунта здесь удивительна тем, что покрыта своеобразной гравировкой, напоминающей татуировку. Эта "татуировка" на поверхности пустыни представляет собой не глубокие, но громадные по своим размерам линии и фигуры. Здесь насчитывается 13000 линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических площадок (трапеций и треугольников) и 788 фигур, изображающих животных и птиц. Эта "гравировка" земли тянется примерно на 100 километров в глубину извилистой лентой, ширина которой от 8 до 15 километров. Эти рисунки были открыты благодаря фотографиям, сделанным с самолёта. С высоты птичьего полёта видно, что фигуры созданы путём удаления со светлой песчаной подпочвы бурых камней, покрытых тонким чёрным слоем так называемого "пустынного загара", что образован окисла марганца и железа.

Фигуры и линии прекрасно сохранились благодаря засушливому климату этой местности. Найдённый в пустыне деревянный разметочный колышек, забитый в землю, был тщательно изучен и подвергнут радиоуглеродному анализу, который показал, что дерево было срублено в 526 году н.э. Официальная наука считает: все эти фигуры были созданы одной из индейских культур доинкского периода, что существовала на юге Перу и расцвет которой приходится на 300-900 гг. н.э. техника исполнения линий этих огромных "чертежей" очень проста. Лишь только стоит снять верхний слой потемневшего от времени тёмного щебня с более светлого нижнего слоя, как появляется конрастная полоса. Древние индейцы сначала делали на земле эскиз будущего рисунка размером 2 на 2 метра. Такие наброски сохранились недалеко от некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие её отрезки. Затем в увеличенном масштабе отрезки переносили на поверхность с помощью кольев и деревянной верёвки. С кривыми линиями было гораздо сложнее, но древние справлялись и с этим, разбивая каждую кривую на множество коротких дуг. Необходимо сказать, что каждый рисунок очерчен лишь одной непрерывной линией. И, пожалуй, величайшая загадка рисунков Наска заключается в том, что их создатели никогда не видели и не могли увидеть их целиком.

Совершенно закономерен вопрос: для кого древние индейцы проделали столь титаническую работу? По оценкам Поля Косока, исследователя этих рисунков, для создания вручную комплекса фигур Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней. Даже если бы этот рабочий день продолжался 12 часов. Поль Косок высказал предположение, что эти линии и рисунки – не что иное, как гигантский календарь, который точно показывает смену времён года. Мария Райхе проверила предположение Косока и собрала неопровержимые доказательства того, что рисунки связаны с летним и зимним солнцестоянием. Клюв фантастической птицы, с шеей длиной 100 метроов, находится в точке восхода солнца во время зимнего солнцестояния.

Некоторые учёные выдвигают версию о том, что рисунки имели исключительно культовое значение, однако подобная версия довольно сомнительна, ведь культовое сооружение непременно должно воздействовать на людей, а громадные рисунки на земле совершенно не воспринимаются. Картограф из Венгрии Золтан Зелке полагает, что объекты Наска – это всего лишь карта района озера Титикака в масштабе 1:16. Несколько лет исследуя пустыню, он нашёл множество доказательств полного подтверждения своей гипотезы. В таком случае, кому же предназначалась эта сверхгигантская карта? Загадка рисунков Наска остаётся до конца не разгаданной.



ВЕДИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ПУСТЫНИ НАСКА

Первые непонятные линии на Наска обнаружил в 1927 году перуанский археолог Мехия Ксесспе, когда случайно бросил взгляд с крутого склона горы на плато. К 1940 году он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую сенсационную статью. 22 июня 1941 года (день начала Великой Отечественной войны!!!) американский историк Пол Косок поднял в воздух легкий самолет и обнаружил гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им был обнаружен гигантский паук, обезьяна со странно свернутым кольцом хвостом, кит и наконец на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека, с поднятой в приветствии рукой. Так была обнаружена, пожалуй, самая загадочная «книжка с картинками в истории человечества».
За последующие шестьдесят лет Наска была достаточно неплохо изучена. Количество обнаруженных рисунков давно перевалило за несколько сотен, причем подавляющее большинство из них составляют разнообразные геометрические фигуры. Некоторые линии при этом достигают протяженности до 23 километров.
И сегодня разгадка тайны не стала ближе. Какие только версии и гипотезы не выдвигались за это время! Рисунки пытались представить как некий гигантский древний календарь, но никакого математического обоснования научному миру так и не было предъявлено.
Одна из гипотез определила рисунки, как некие обозначения зон влияния индейских кланов. Но плато никогда не было заселенным, да и кто мог разобраться с этими «гер-
бами кланов», когда видны они только с высоты птичьего полета?
Бытует версия, что изображения Наска - это не что иное, как аэродром инопланетян. Слов нет, ряд полос и в самом деле невероятным образом напоминают современные взлетные и посадочные полосы, но где хоть какие-то доказательства инопланетного вмешательства? Иные утверждают, что Наска - это сигналы инопланетного разума.
Последнее время стали раздаваться голоса, что Наска - это вообще детище чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой гигантской i истории человечества подделки должна была на протяжении десятков лет в поте лица трудиться целая армия фальсификаторов. Как же они могли в этом случае сохранить тайну и ради чего они, в конце-кон-1 цов, так уродовались?
Наиболее консервативная часть ученых настаивает на том, что все многообразие рисунков и фигур было посвящено некому богу воды: «вероятно,! представляли собой своего рода жертвы предкам или богам неба и гор, посылавшим людям воду, столь необходимую для орошения полей». Но почему надо было обращаться к богу воды в столь отдаленном месте, где ни постоянного проживания, ни земледелия, ни возделываемых полей небыло никогда? От пролитого же на Наску дождя особой пользы для древних перуанцев не было никакой.
Есть мнение, что по гигантским древним линиям некогда бегали древние индейские атлеты, то есть на Наска проводились некие древние южноамериканские олимпиады. Допустим, что по прямым линиям атлеты бегать могли, но как они могли бегать по спиралям и по рисунку, к примеру, обезьяны?
Были публикации, о том, что огромные трапецеидальные участки создавались ради неких массовых церемоний, во время которых приносились жертвы богам и осуществлялись массовые гуляния. Но тогда почему перерывшие все окрестности археологи не нашли ни одного подтверждения этого артефакта? К тому же часть гигантских трапеций расположена на горных вершинах, куда и профессиональному альпинисту взобраться не так-то просто.
Есть даже совершенно абсурдная версия, что вся гигантская работа была произведена исключительно с целью своеобразной трудотерапии, чтобы хоть чем-то занять бездельничавших древних перуанцев... Утверждают, что все изображения Наска - это ни что иное, как гигантский ткацкий станок древних перуанцев, которые по линиям раскладывали свои нити, так как в доколум-бову эпоху американцы не знали колеса и не имели прялки... Утверждалось даже, что рисунки Наска -это огромная зашифрованная карта мира. Увы, до сих пор никто так и не взялся ее расшифровывать.
Наиболее осторожная часть историков определяет рисунки и линии Наска, как некие «тропы, имевшие сакральное значение, по которым совершались ритуальные шествия». Но опять же, кто мог видеть с земли эти тропы?
До сих пор ученые так и не пришли к мнению как были созданы рисунки Наска, ибо изготовление изображений столь огромного масштаба представляет огромную техническую сложность даже сегодня. Более-менее точно установлена лишь технология непосредственного создания полос. Она была достаточно проста: с земли удалялся поверхностный слой камней, под которым земля имела более светлый цвет. Однако создатели рисунков должны были прежде создать эскизы будущих гигантских изображений в малом масштабе и лишь затем переносить их на местность. Как при этом им удавалось соблюсти точность и правильность всех линий - загадка! Для этого, как минимум, они должны были иметь под рукой весь арсенал современного геодезического оборудования, не говоря уже о совершеннейших математических знаниях. Кстати, сегодняшние экспере-ментаторы смогли повторить лишь создание прямых линий, а перед идеальными окружностями и спиралями оказались бессильны... Кроме
этого, изображения создавались не только на ровных участках земли. Они наносились на весьма крутых склонах и даже почти на отвесных скалах! Но и это не все! В районе Наска существуют горы Пальпа, часть из которых срезанны, как стол, словно их верхушку обгрызло некое чудище. На этих гигантских иску-ственных срезах так же помещены рисунки, линии и геометрические изображения.
Относительно времени строительства тоже нет никакого единства. Ныне принято разделять все созданное на плато на семь весьма разнесенных по времени условных культур от Наска-1 до Наска-7. Часть археологов склоняется к тому, чтобы отнести создание рисунков Наска к промежутку времени с 500 г.н.э. до 1200 г.н.э. Другие категорически возражают, так как населяющие этот район Перу индейцы-инки не имеют относительно Наска даже отдаленных преданий, что дает основания отнести время создания изображений чуть ли не 100000 лет д.н.э. Пытались было определить возраст полос по остаткам осколков глиняных черепков, найденных неподалеку. Считалось, что из глиняных кувшинов пили древние строители, а затем иногда их разбивали. Однако на одной и той же полосе повсеместно находили черепки всех семи культур и, в конце концов, эта попытка датировки была признана неудачной.
Научному изучению Наска сегодня припятствуют и запреты властей. Из-за того, что после открытия рисунков плато подверглось настоящему нашествию «диких» туристов, которые на автомашинах и мотоциклах колесили по всему плато, портя рисунки, ныне появление непосредственно на плато Наска кому бы то ни было категорически запрещено. Наска объявлена археологическим парком и взято под защиту государства, а штраф за самовольное проникновение на территорию парка составляет астрономическую сумму - 1 миллион долларов США. Все желающие, однако, могут любоваться гигантскими древними изображениями с борта туристических самолетов, которые непрерывно кружат над таинственным плато. Но для настоящих научных исследований этого, согласитесь, всеже недостаточно.
Но на этом тайны Наска не заканчиваются. Если на поверхнсти плато располагаются непостижимые пока человеческому разумению гигантские рисунки, то в глубине пещер - еще более невероятные пукиос - древнейшие подземные водопроводы в гранитных трубах. В долине Наска имеется 29 гигантских пукиос. Нынешние индейцы приписывают их создание богу-творцу Виракоче, однако каналы - дело рук человеческих. При этом один из каналов проведен под местной речушкой Рио де Наска, да так, что его чистейшая вода ни коим образом не смешивалась с грязной водой реки! Из описания очевидца: «Иногда каменные спирали ведут в глубь земли, а водотоки имеют искусственное русло, облицованное плитами и гладко обтесанными глыбами. Иногда входное отверстие представляет собой глубокую шахту, уходящую в толщу земли... Везде и всюду эти подземные каналы представляют собой искусственные сооружения..» Пукиос тоже из области вечных загадок. Кто, когда и для чего создавал под безлюдным плато эти гигантские водные сооружения? Кто ими пользовался?


Древняя глиняная фигурка изображающая операцию динозавру.

В столице провинции Наска, городке Ика живет обладатель самой невероятной коллекции в мире, профессор медицины, Ханвьера Кабрера. У него более двух с половиной тысяч фигурок из необожженой глины, которые профессор достает у местных индейцев. Фигурки изображают древних жителей Перу рядом... с динозаврами и птеродактилями. При этом древние перуанцы делают динозаврам операции, летают верхом на птеродактилях и смотрят в Космос через подзорную трубу. Возраст фигурок оценивается от 50000 до 100000 лет, а может и того больше. Что касается радиоуглеродного метода, то он дал весьма противоречивые результаты. Помимо фигурок в коллекции профессора Кабрера имеются аналогичные рисунки на камнях, в том числе и такие, на которых изображены летательные аппараты в звездном небе. При этом коллекция профессора Кабрера не исключение. В знаменитой мексиканской коллекции Акамбаро тоже присутствуют динозавры, в том числе и летающие. То же самое в эквадорской коллекции патера Креси. Помимо этого существует еще коллекция Рассела Барроуза, нашедшего в пещерах штата Иллинойс изваяния с поразительно сходными сюжетами. То же самое было не столь давно найдено и в Японии. Фальсификация в данном случае невозможна даже теоретически! Ну, и, наконец, самая скандальная находка на реке Пэлукси в американском штате Техас, где археологами были обнаружены в одной и той же породе кости динозавра и окаменевшие следы человека! Значит люди жили уже в эпоху динозавров, или, наоборот, динозавры жили еще в эпоху людей! Но и то, и другое полностью меняют наши представления о начале человеческой эры, а потому можно представить сколько раздражения, непонимания и просто откровенного противодействия вызывают эти находки у элиты ученого мира, сделавших себе имя на тех гипотезах, которые ныне напрочь перечеркиваются находками последних лет!
И как не вспомнить здесь, казалось бы абсурдные, предположения крымского академика А.В.Гоха, который говорит, что необходимый для создания огромного количества ретрансляторов Крымских пирамид белок, был получаем из огромных яиц динозавров. Следует признать, что утверждения крымского академика ныне выглядят не столь уж беспочвенными.
Теперь, думается, пришла пора представить читателям и гипотезу Института Эмиля Багирова относительно гигантских геоглифов в пустыне Наска. Однако, для начала еще два факта.
Первое. Совсем недавно трудами немецкого исследователя Эриха фон Дэникена (известного нам по нашумевшему в свое время публицистическому фильму «Воспоминание о будущем») была обнаружена в Наска гигантская... классическая МАНДАЛА! Да, да! Та самая священная ман-дапа, с помощью которой нынешние тибетцы и индусы обозначают картины, созерцаемые ими во время медитации! Та самая мандала, которая была некогда священным знаком арийцев и одним из главных ведических символов. Случайное совпадение? Ни коим образом!
Второе. Древние тексты Старого света повсеместно повествуют о неких летательных аппаратах, причем аппаратах вполне земного происхождения.
Например, в «Книге величия царей» вполне подробно описаны полеты царя Соломона: «Царь и все, кто повиновался его повелениям, летали на колеснице, не ведая ни болезней, ни печалей, ни голода, ни жажды, ни усталости, и при этом всего за один день проделали путь длиной в три месяца... Он (Соломон) подарил ей всякие диковины и сокровища, какие только можно пожелать и колесницу, которая движется по воздуху и которую он создал согласно премудрости дарованной ему Богом...
И жители страны Египетской рассказали им: в давние времена здесь побывали эфиопляне; они двигались на колеснице, подобной ангелу, и летали при этом быстрее орла в небе.» Не менее показательны цитаты из знаменитой «Махатбхараты»: «l/i тогда царь (Руманват) со своими слугами и гаремом, со своими женами и вельможами вошел в небесную колесницу. Они облетели всю ширь небосвода, следуя направлению ветра. Небесная колесница облетела всю землю, (пролетев) над океанами, и направилась в сторону города Авантис, где как раз проходил праздник. После короткой остановки царь вновь поднялся в воздух на глазах бесчисленных зевак, изумлявшихся при виде небесной колесницы»
Или вот еще: «Арджуна, ужас врагов, пожелал, чтобы Индра прислал за ним свою небесную колесницу. И вот в сиянии света внезапно появилась колесница, озарявшая сумрак воздушный и освещавшая облака вокруг и все окрестности исполнились грохота, похожего на раскаты грома...»
Итак все индийские источники утверждают о наличии у древней арийской цивилизации воздушных кораблей - виманов. Отголоски этих необычных средств передвижения мы находим в легендах народов арийского ареала, например, знаменитые русские сказки о летающем корабле и так далее. Но для взлета и посадки виманов нужны были взлетные и посадочные полосы. Есть ли их следы в Старом свете? Как оказывается есть! На нынешнее время известно как минимум уже три: один в Англии, второй на плато Устюрт вблизи Арала и третий в Саудовской Аравии. При этом везде обнаружены схожие гигантские геоглифы, как и в Наска, хотя и в меньшем количестве. И это при том, что никаких целенаправленных поисков аэропортов древности никогда и нигде не проводилось.
Итак, что можно предположить? После разрушения Вавилонской башни, то есть после распада единой древней ведической веры на несколько концессий, началась энергичная миграция арийских племен, а вместе с ней и экспорт ведической религии и знаний. Разумеется, что основное расселение ариев шло по суше. Оно распространилось по всей Евразии, где ведическое влияние чувствуется повсеместно и по сей день. Однако, скорее всего, некоторая часть ариев использовала и таинственные виманы, которые, как мы уже знаем, обладали большой дальностью полета и могли перелетать океаны. Тогда-то, скорее всего, и последовал героический бросок через Африку и Атлантику в Южную Америку. Но почему высадка была произведена именно на Наска? Можно предположить, что на какое-то время этот район привлек арийцев потому, что район Наска богат месторождениями железной и медной руды, золота и серебра. Обратим внимание и на то, что именно в районе Наска обнаружены очень древние заброшенные шахты по добыче всех этих металлов.
По видимому, какое-то время арийцы с прилетевших виманов обитали в этих местах. Они привели в повиновение местных жителей, организовали добычу металлов, привнесли и распространили среди древних перуанцев культ Великой Богини-Пер-воматери, Пресвет-лого Солнца -Хорса, бессмертия души и возрождения. Тогда-то и были построены взлетно-посадочные полосы и геометрические знаки, позволяющие виманам правильно на них наводиться, подземные водоводы, облегчающие обеспечение водой. Думается, что на виманах активно осуществлялся вывоз добываемых металлов в Египет или какие-то другие страны, бывшие в ареале тогдашнего арийского влияния. Не исключено, что для недалеких перелетов арийцы использовали и прирученных местных птеродактилей, что и было запечатлено в древних глиняных фигурках Перу. Такой опыт тоже, по видимому, был. Достаточно вспомнить ту же «Авесту» и «Ригведу», многочисленную европейско-арий-скую мифологию, где герои весьма часто используют летающих ящеров, как вполне пригодное средство передвижения. Те же русские богатыри, к примеру, при случае охотно использовали для этой цели легендарного Змея Горыныча...
Однако пришло время и обосновавшиеся на Наска арийцы, выполнив свою миссию, навсегда покинули не слишком пригодное для постоянного проживания место, оставив местным жителям ведические культы, знания ремесел и твердую уверенность, что улетевшие люди-боги когда-нибудь обязательно вернутся. Вот тогда-то, по видимому, и началось усиленное создание множества рисунков, чтобы пролетавшие в небесах мимо Наска люди-боги видели, что здесь их по прежнему ждут, как, впрочем, и в других местах Америки, где ныне найдены подобные геоглифы. При этом рисовалось то, что по мнению индейцев, больше всего нравилось улетевшим, что их некогда удивляло и забавляло: необычные обезьяны, птички колибри, киты, игуаны.
Благо секреты технологии создания грандиозных изображений арийцы местным жителям оставили. Именно поэтому среди прочих рисунков индейцы поместили и грандиозную мандалу - священный ведический знак арийцев, вполне логично предполагая, что увидя его, люди-боги обязательно вернутся на эту землю, где их так любят и так преданно ждут. Но, увы, никто из богов так и не вернулся.

Шли века, тысячелетия. Основы ведической веры, заложенные некогда здесь арийскими жрецами, со временем причудливо переплелись с местными культами. Однако и пирамиды, и культ Солнца, и многие жреческие ритуалы и сегодня разительно напоминают свои ведические основы. Все это время индейцы терпеливо ждали, когда же вернутся с запада из-за океана русоволосые бородатые люди-боги, несущие великую веру и великие знания. Пришло время и с запада действительно пришли закованные в железо бородачи, но вместо долгожданных благ они принесли разрушение и смерть. Однако, это уже совсем другая история...

Рассматривая огромные рисунки на поверхности Земли, снимки которых сделаны с воздуха, напрашивается вопрос, могли ли это сделать люди? Самым загадочным местом на планете считается плато Наска, которое удивило ученых еще 100 лет назад своими загадочными рисунками. До настоящего времени учеными выдвигались различные теории появления данных рисунков, но ни один из них не дал точного ответа о происхождении данных шедевров.

Давайте немного проследим за исследованиями ученых и постараемся найти какие-то объяснения этим рисункам.

Плато Наска или пампа, как ее называют, расположилось на расстоянии 450 км от столицы Перу _ Лимы. Его протяженность 60 км, а 500 кв. метров укрыто различными загадочными линиями, которые составляют загадочные рисунки. Рисунки, присутствующие на данной территории, – это изображения геометрических фигур, животных, насекомых и людей удивительного внешнего вида. Рисунки можно разглядеть только с воздуха, так как это огромные изображения.

При исследовании местности было установлено, что рисунки вырыты в песчаном грунте на глубину 10-30 см, а ширина некоторых линий может быть до 100 метров(!). Линии рисунков могут иметь длину в несколько километров, при этом, буквально, не изменяясь от влияния формы рельефа местности. Линии подымаются и спускаются с холмов, но их непрерывность и идеальная ровность не нарушена. Сразу возникает вопрос, кто является создателем такой картины в пустыне – неизвестные нам народы или пришельцы с далекого космоса? Но на этот вопрос ученым еще не удалось найти ответа.

На сегодняшний день ученым с точностью удалось установить возраст этой «живописи». Ученые тщательно исследовали останки растительного и органического происхождения, найденные в местах рисунков, установили, что рисунки были созданы в промежутке времени, начиная с 350 года до н.э. по 600 год до н.э.

Но этот факт не является точным доказательством даты появления рисунков, так как эти предметы могли попасть сюда уже позже создания рисунков. Также существует и другая научная теория, которая говорит, что рисунки – это дело рук индейцев наска, которые могли населять этот район Перу (еще до прихода инков). После исчезновения этого народа на Земле не осталось ни одного исторического упоминания о них, кроме захоронений. И поэтому ученые не могут точно утверждать о причастности данного народа к рисункам.

Давайте заглянем в исторические источники, в которых упоминаются рисунки Наска. Впервые о них упомянули испанские исследователи в своих рукописях, которые датируются XV – XVII веками. В наше время эти информационные источники привлекли внимание современных ученых, но самые интересные открытия стали доступны при создании первых летательных аппаратов, так как линии рисунков складываются в единое целое и открывают свою тайну только с высоты птичьего полета.

Первым ученым, который открыл сами рисунки Наска, стал перуанский археолог Мехия Ксесспе, который увидел их часть со слона одной из гор в 1927 году. По настоящему же исследовать Наска стали в 40-е годы, тогда и появились первые фотографии рисунков, сделанные с борта самолета. Данными исследованиями руководил американский историк Пол Косок. Но на самом деле в преддверии первых фотографий рисунков Наска их обнаружили летчики, которые занимались поиском водных источников в пустыне. Искали воду, а нашли самую таинственную загадку нашей планеты.

Косок в свое время выдвинул одну из многочисленных теорий, которая предполагала, что рисунки являются не чем иным, как огромным астрономическим календарем. Он для наглядности привел аналогичные рисунки со звездного неба. Оказалось, что некоторые линии показывают направление на созвездия и указывают точку восхода и захода солнца. Теория Косока была развита в работе математика и астронома Марии Райхе, которая посвятила более 40 лет для систематизации и изучению рисунков Наска. Ей удалось выяснить, что рисунки в пустыне Наска были сделаны вручную.

Первыми нанесенными фигурами оказались птицы и животные, а потом поверх этих рисунков были проведены различные линии. Также ученому удалось найти эскизные наброски, которые в последствии были воплощены в полном размере. Древние «художники» использовали координатные столбы для более точного ориентирования на местности и составлении точных рисунков. Данные ориентиры находились в некоторых точках фигур. Если фигуры можно наблюдать только с высокой высоты, то напрашивается вывод, что люди, которые наносили их на поверхность земли, могли осуществлять полеты. Так появилась новая теория, что создатели рисунков Наска, были внеземной цивилизацией или создали аэродром для летательных аппаратов.

Впоследствии выяснилось, что Наска не единственное место, которое имеет подобные изображения. В 10 км от плато (возле города Пальпа) есть аналогичные рисунки и линии, а на расстоянии 1400 км у горы Солитари стоит огромная статуя человека в окружении линий и рисунков, похожих на рисунки Наска. На территории Западных Кордильер в непосредственной близости от Наска расположены два нарисованных лабиринта спиральной формы, с разным направлением витков. Что самое удивительное, что периодичностью 1-5 раз в год сюда попадает космический луч и освещает данный участок в течение 20 минут. Существует даже утверждение местных жителей, что если попасть в этот луч, то можно вылечиться от различных заболеваний. Подобные рисунки обнаруживали в различных странах мира – Огайо (США), Англия, в Африке, Алтае и Южном Урале. Все они разные, но одно их объединяет, что они предназначены не для земного обозрения.

Проводя раскопки на территории Наска, ученые нашли для себя очередные загадки. На черепках были найдены рисунки, на которых были свидетельства о том, что жители этой местности знали о пингвинах. Ученые не могли найти другого объяснения найденному рисунку пингвина на одном из черепков. Также археологам удалось найти множество поземных ходов и тоннелей. Часть этих сооружений является ирригационной системой, а другая часть принадлежит подземному городу. Здесь расположились усыпальницы и руины подземных храмов.

Одной из теорий является гипотеза происхождения рисунков Наска связанная с деятельностью инопланетных цивилизаций. Впервые такую гипотезу выдвинул швейцарский писатель Эрих фон Деникен. Он утверждал, что нашу планету в районе Наска посещали инопланетяне, но он не уверен, что рисунки это их рук дело. По его теории, рисунки предназначены для призыва инопланетян, которые покинули нашу планету. Треугольники информировали пилотов-инопланетян о присутствии бокового ветра, а прямоугольники о месте посадки.

Прямые линии в виде углублений могли наполняться горючим веществом и быть сигнализатором направления посадочных полос. Данная теория является фантастической и всерьез не воспринимается в научном мире, но даже писателю удалось посеять сомнения в научных теориях происхождения рисунков Наска. Тут то и возникла теория энергопотоков, которая свидетельствует о связи человечества с инопланетным разумом. Одним из примеров является огромное изображение «канделябра Паракаса» — рисунка на склоне горы на перуанском полуострове Паракас.

Ученые считают, канделябр является информационным источником о нашей планете. В левой части рисунка скрыта информация о земной фауне, а в правой части о флоре. Общее изображение выполнено в виде человеческого лица. Там где находится вершина рисунка древние жители Наска установили указатель, который является шкалой развития цивилизации. По этой же теории существует мнение, что наша цивилизация была создана пришельцами из созвездия Льва. Возможно, композиция из прямых линий была создана инопланетянами для обозначения взлетной полосы для своих кораблей.

Существует и другие доказательства этой теории. Ученым из Англии удалось исследовать составляющую мышечной масса мумий инков. И результаты получились просто потрясающими. Кровь инков не имела аналогов с группами крови жителей Земли того исторического периода. Эта группа крови очень редкая комбинация…

Но конечно, что в споре рождается истина. И поэтому нашли те кто отбрасывает все инопланетные теории. В начале 80-х группа студентов, взяв с собой деревянные лопаты, создали «слона», который похож на рисунки Наска. Но их убеждение не сильно повлияло и в наше время найдется множество сторонников инопланетного участия в создании огромных рисунков.

Варианты теорий появления больших рисунков на Земле:
Рисунки животных созданы, как память о всемирном потопе.
Рисунки Наска – это один из древних зодиакальных календарей.
Нарисованные фигуры созданы для ритуальных церемоний культуры воды, а линии – это направление акведуков.
Траектория рисунков использовалась для спринтерских забегов (правда в это тяжело поверить).
Линии и рисунки Наска – это зашифрованное послание, некий код. В нем присутствует число Пи, радиан градусов (360°), десятичная система исчисления и т.д.
Рисунки нарисованы шаманами под действием сильных галлюциногенов (правда, теория забавная).

Сколько бы не выдвигались разные теории возникновения и предназначения рисунков Наска, но тайна остается не раскрытой. Кроме этого это загадочное плато преподносит человечеству все новые загадки. В данный район Перу постоянно отправляются новые исследователи. Данный район доступен, как для ученых, так и для туристов, но получится ли у человека открыть занавес таинственности, закрывающий от нас истинное назначение рисунков?

В 1939 году американский археолог Пол Косок , пролетая над пустыней Наска , обнаружил странные линии и фигуры. Ранее никто не догадывался о них, потому что их можно хорошо разглядеть только с достаточно большой высоты. С этого момента началось исследование странных фигур. Немецкий доктор археологии Мария Райхе посвятила этому всю жизнь. Она же добилась охраны линий от разрушения на самом высоком уровне. Теперь линии и геоглифы Наска являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря пустынному климату на протяжении столетий рисунки не исчезли, хотя они очень легко разрушимы: ведь они представляют из себя просто снятый верхний слой грунта. Но защищать линии есть от чего. Веками продержавшиеся линии легко могут быть уничтожены человеком, ведь и машины и люди оставляют на поверхности заметные следы. А проходящая прямо сквозь некоторые геоглифы трасса Панамерикана Сур создает еще большую угрозу.

Многие линии простираются в длину более чем на 8 километров, а фигуры могут достигать размера 250 метров. На фото внизу - круговая (360 градусов) фото-панорама пустыни Наска в высоком разрешении, сделанная с холма у хайвея .

Внастоящее время известно около 30 основны и сотни менее известных рисунков, окоро 700 геометрических фигур, большинство из которых - спирали , и порядка 13 000 линий различной геометрии. Также были открыты не менее интересные геоглифы к северу от Наски - близ города Пальпа . Благодаря их явному сходству опишем их вместе.

Основные геоглифы Наски

На карте ниже мы выделили самые известные геоглифы - рисунки пустыни Наска. На карте можно также увидеть многочисленные линии. Обратите внимание: фигура "Астронавт" выполнена на большом расстоянии от остальных - на карте внизу справа, к тому же на склоне холма и в другой манере, это может говорит об иной природе происхождения по сравнению с остальными геоглифами.

Типы фигур Наски и Пальпы

Условно все фигуры как пустыни Наска, так и пустыни Пальпа, по геометриии можно разделить на 6 типов:


Загадки Наски и Пальпы

  1. Странности наложения. Многократно пересекающиеся, накладывающиеся друг на друга лини, фигуры и рисунки опровергают теорию, что рисунки сделаны позже линий. Потому что где-то рисунки находятся над линиями, а где-то наоборот. Но странно другое: рисунки и линии, расположенные сверху, не разрушают рисунки и линии, которые находятся под ними.

  2. Проход сквозь рельеф. Если наблюдать вид из космоса, то все линии выглядят абсолютно ровными. Но если сделать снимки с самолета, то видно, что часто линии проходят через пересеченную местность. В этом случае не понятно, как можно было выполнить так точно линии не с высоты, а находясь на земле.

  3. Манера выполнения рисунков. Почти все рисунки выполнены одной линией, которая при этом нигде не пересекается. Манера выполнения рисунков сильно напоминает манеру выполнения зигзагов, спиралей и параллельных линий - как будто их рисовали одним лучом под управлением компьютерной программы.

  4. Расположение рисунков. Почти все рисунки расположены параллельно или под прямым углом к близлежащим линиям.

  5. Входящие и выходящие линии рисунков . Многие рисунки, такие как Колибри , Паук , Обезьяна , нарисованы не замкнутой линией, а откуда-то исходящей и куда-то возвращающейся, как будто рисунки были нарисованы "заодно" с линиями. Часто такие входы-выхлды находятся в районе половых органов изображаемых животных.

  6. Местонаходжение рисунков . Наска и Пальпа - не единственные места линий. Линии разбросаны по пустынной части почти всего Перу, за много сотен километров от Наски. Хорошо известен геоглиф "Канделябр ", расположенный в Паракасе и хорошо видный с островов Бальестас.

  7. Взаимозависимость рисунков. Тонкие линии внезапно переходят в широкие, линия может быть продолжена рисунком, а широкая линия закончиться на пересечении другой широкой.

  8. Линии представляют собой снятый слой грунта от 20 до 50 см. Но рядом нет насыпей - только совсем минимальные, и вдалеке нет куч камней. А на плавных поворотахшироких линий при расчистке бортики на внешних окружностях борта должны быть шире, чем на внутренних. К тому же стоит понимать, что для того, чтобы прорисовать некоторые крупные полосы, нужно убрать с поверхности тысячи тонн такого щебня.

  9. Зависимость от рельефа. Утолщение линий часто идет с понижением уровня грунта. Толстые линии часто прерываются у подножия гор или рек. А некоторые широкие линии расположены на горах и как бы срезают их вершины, которые почти идеально ровные.

  10. Ряды насыпей. Не понятно назначение рядов точек - насыпей. В некоторых местах они заполняют широкие полосы.

  11. Неисследованные артефакты. В районе линий расположено много странных образований - квадратных и круглых углублений, геометрически ровно расположенных скальных образований, которые ученые до сих пор не исследовали. Поэтому пока это не сделано, сложно дать окончательные версии назначения рисунков.

  12. Кроме линий, следов нет . Чтобы нарисовать подобные линии с земли, нужно применять какие-то приспособдения, нужно присутствие людей. Все это оставило бы технологические следы. Сегодня можно наблюдать отчетливые следы от машин и людей. Даже например после того, как Гринпис провел свою неудачную акцию, и оставил следы, чем сильно возмутил перуанцев. Но у древних линий никаких следов нет, кроме самих линий.

Версии ученых

Есть несколько основных версий происхождения и назначения линий и геоглифов Наска. И все они довольно спорные.

  1. Астрономическая версия. Немецкий исследователь Мария Райхе, посвятившая жизнь исследованию фигур, пришла к выводу, что рисунки были сделаны , проживавшего в этой местности примерно 2000 лет назад. За это говорят и рисунки на их керамической посуде, схожие с геоглифами. Радиоуглеродный анализ доказывает примерно такой срок возникновения геоглифов. Рисунки, по мнению Райхе, представляют большой астрономический календарь, обсерваторию под открытым небом. Календарь служил для определения времени проведения сельскохозяйственных работ. Доктор Филлипс Питлуги , к примеру, утверждает, что изображение паука и расходящихся от него линий напоминает скопление звезд в созвездии Ориона. Современные ученые (начиная с американца Джеральда Хокинса ) оспаривают эту версию, мотивируя тем, что линий настолько много, что конечно из них можно найти те, что напоминают расположение звезд. Но что делать с остальными - не понятно.
  2. Религиозная версия. Эта версия не оспаривает версию происхождения, но назначением считает релизиозные обряды. Например по этим полосам шли шаманы и взывали к душам умерших. Или жители Наски старались таким образом обратиться к богам, чтобы они дали воду в виде дождей. Ведь цивилизация Наска, предположительно, вымерла именно по причине изменения климата, постепенно высувшего плодородные ранее земли.
  3. Инопланетное сканирование. Эта версия предполагает, что линии и рисунки, кроме явно антропоморфных ("Семья", "Ламы") нарисована с большой высоты - только в этом случае они могли быть такими ровными. Также предполагается, что была использована компьютерная программа, которая могла нарисовать столь идеально выверенные фигуры. Возможно, инопланетные существа брали пробы грунта, об этом говорят зигзаги и спирали. А толстые линии могут говорить о сборе полезных ископаемых с поверхности. Например, в камнях на поверхности пустыни присутствует железная руда. Есть и другая трактовка этой версии. Допотопная цивилизация, а не инопланетяне, искали погребенные под слоями сели города, сканируя местность с высоты. О том, что в этой местности прошла сель, говорит состав почвы пустыни: округлые камни в глине, а кое-где торчат пики бывших гор. Также о потопе многое говорят разрушенные постройки города .
  4. Инопланетные корабли. Эта версия говорит, что линии являлись взлетно-посадочными полосами. Однако не понятно, зачем их такое количество, почему в таком вязком грунте, и зачем тогда рисунки и зигзаги. Да и никаких следов возможного взлета и посадки не обнаружено. Но можно предположить, что многочисленные линии на песке - сканирование с целью найти место для посадки или взлета кораблей, а поскольку почва мягкая - сканирование продолжалось дальше, пока не было найдено идеальное место - в твердых горах Пальпы. За эту версию говорит факт, что именно там полосы представляют из себя не снятие пары десятков сантиметров с поверхности грунта, а как будто вершину горы намеренно срезали и выровняли.

Как понаблюдать

Наблюдать за линиями Наска и Пальпа лучше всего, конечно, с самолета . Если Вы приобрели тур в Перу, то обратите внимание, чтобы был включен полет над линиями Наска. Тогда о его организации беспокоиться не следует. Кто едет самостоятельно, тому стоит обратить внимание, что на полет нужно записываться как минимум за день. При этом можно переночевать в Наске, Ике или Паракасе - они наиболее близки к геоглифам.

Второй вариант - экономный. Когда Вы едете по Панамерикана Сур, то не пропустите двух мест для наблюдения. Если ехать с юга, то первое место - холм , рядом с которым расположена стоянка. С холма как раз сделана наша фото-панорама (в начале статьи). Плюс наблюдения с холма - в отличии от полета на самолете, линии можно разглядеть совсем близко. К тому же некоторые линии очень хорошо видны с холма.


Ну и третий вариант - чуть дальше на север по Панамерикана Сур. Это специально, еще при Марии Рейхель, сделанная вышка , с которой можно разглядеть 3 фигуры. С одной стороны руки и дерево , а с другой - издалека кончик рептилии . Рядом с вышки продаются различные сувениры, посвященные линиям и геоглифам Наски. Вход на вышку платный.

Рисунки Пальпы можно посетить, проехам еще чуть на север, но для их наблюдения лучше съехать с Панамерикана Сур.