Непознанное

Кем можно работать в музее. На что живут музейные работники

Кого мы не видим, когда приходим в музей

До «Ночи музеев», самой нервной и суматошной ночи для всех работников музеев в году, осталось 10 дней. «Труд» посмотрел, легко ли работать в музее.

«Это суматошная работа каждый день в году, — говорит бывший работник Третьяковской галереи и Исторического музея Владимир Гуляев. — Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов».

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. «Я всю жизнь занималась историей декабристского восстания и судьбы декабристов», — рассказывает Анна Леонидовна из Москвы. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. «По-этому среди экскурсоводов много выпускников инязов. Особенно в городах Золотого кольца — Суздале, Ростове, Переславле-Залесском» , — резюмирует экскурсовод Ксения из Ростова.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10-15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

«Подавляющее число сотрудников музея — очень чест-ные люди, они отличаются самоотверженностью», — говорит Владимир Гуляев.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. «Мы проводим костюмированные праздники для малышей, на которых рассказываем об истории края, пьем чаи из самовара», — рассказывает Марина из подмосковного музея. Она играла Бабу-ягу.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20-30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гаст-ролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, говорит Гуляев, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. «Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковке они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится», — комментирует он.

Кражи

Неспокойная работа

1. 11 декабря 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов.

2. В этом же году электрик Эрмитажа украл из музея древнеегипетскую чашу стоимостью около 500 тысяч долларов.

3. 6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета на Русский музей в Санкт-Петербурге были похищены две картины Василия Перова. Произведения обнаружили в камере хранения на Варшавском вокзале.

4. 5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств было похищено 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина.

5. 22 марта 2001 года из подрамника в Эрмитаже была вырезана картина французского художника Жан-Леона Жерома, в свое время купленная лично Александром III.

6. 28 мая 2002 года из Музея Морского корпуса Петра Великого были украдены две картины художников-маринистов. Произведения стоимостью около 190 тысяч долларов вынес из музея курсант Военно-морского института.

7. В августе 2003 года стало известно о пропаже из Астраханской государственной картинной галереи двух картин Айвазовского и Саврасова стоимостью около 2 млн. долларов. Четыре года назад реставратор вывезла из музея подлинники, а вернула копии.

8. В августе 2004 года в городе Плес Ивановской области из Музея пейзажа была похищена картина Шишкина.

9. 31 июля 2008 года стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната, оцениваемого в 130 млн. рублей.

10. 1 апреля 2008 года из квартиры-музея Рериха в Москве были украдены четыре его картины. Стоимость пропавших картин исчисляется миллионами евро.

11. 15 февраля 2010 года коллекция икон Михаила де Буара исчезла из Государственного музея-заповедника «Царицыно», где находилась на хранении. Стоимость икон составляет порядка 30 млн. долларов.

Правила

Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ) организован в 1946 году. На данный момент в него входит около 17 тысяч членов из 150 стран мира со своим Кодексом музейной этики. При переводе на русский текст проходил музейную и лингвистическую проверку.

По кодексу музейный работник в первую очередь должен вести себя подобающим образом всегда и везде. Ему разрешено противостоять действиям, которые наносят вред музею. Отдельным пунктом для музейных работников прописано, что они не могут поддерживать незаконный рынок ценностей. Также музейному работнику в общении с людьми полагается выполнять свои профессиональные обязанности компетентно и на высоком уровне.

Государственное бюд жетное образовательное учреждение города

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2115»

Городской Фестиваль «Времен связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация № 2 – для учащихся начальных классов

Интерактивное занятие «ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ»

Учитель начальных классов

Снегирева Ольга Владимировна

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Постановка цели и определение темы занятия

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру музеев. Наше занятие называется «Хранители истории». (Слайд 1)

А чтобы узнать, кто же они такие, давайте заглянем в этот музей. (Слайд 2)

В: - Но мы зайдем не через главный вход! Сегодня нам нужна.. вот эта дверь! (слайд 2)

Что значит эта надпись? Для кого этот вход? (ответы детей )

Предположите, какова будет тема и цель сегодняшнего занятия? (ответы детей )

Сегодня вы познакомитесь с людьми, которые работают в музеях. (Слайд 3) Узнаете, чем они занимаются, что входит в их обязанности. А ещё мы обсудим, какими качествами должны обладать люди этих профессий.

II . Работа по теме занятия

В: Занятие мы проведем в форме игры. Разделимся на четыре группы. Каждая группа выступит в роли музейных сотрудников.

А поможет нам в этом один очень симпатичный персонаж.

Давайте представим такую ситуацию. (Слайд 4) В один из музеев пришла маленькая девочка и принесла подарок. (слайд и показ коробки )

Может ли игрушка стать музейным экспонатом? (ответы детей ) Посмотрим, что находится в коробке? (обсуждение игрушки «Олимпийский Мишка» )

Ведущий: - Давайте узнаем, что же происходит с предметом, когда он становится музейным экспонатом.

1. Первый сотрудник, с работой которого мы познакомимся, это…

Ученик: ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ Слайд 5

У: Главные хранители есть во всех музеях. Наша основная обязанность - это работа с музейными предметами и ответственность за их хорошую судьбу. Мы принимаем все поступающие в музей предметы. Хранитель должен определить ценность нового предмета и занести его в определенную коллекцию музея. Мы постоянно контролируем сохранность экспонатов, следим за их состоянием. Также, хранитель музея составляет планы выставок, пишет доклады по работе музея.

В: - При получении в дар предметов истории и культуры, хранитель музейных фондов оформляет особый документ, который называется акт приёма .(Слайд 6) Он составляется в двух экземплярах: один – останется в музее, другой – у дарителя. Представитель группы «Хранители музея» заполнит этот документ. (на листе А3 )

В: - Одновременно с поступлением предмета хранитель музея производит запись в Главную инвентарную книгу. (Слайд 7) Это - самый важный документ учета и охраны всех экспонатов музея. (показать инвентарную книгу музея )

Давайте попробуем составить такую запись (Один ученик из группы «Хранители музея» выполняет записи на листе А3 )

После того, как в книге предмету присвоен учётный номер, он наносится и на сам экспонат. Как его следует разместить? (ответы детей )

Верно, надпись делается так, чтобы не испортить внешний вид предмета. (хранители ставят номер маркером )

Хранитель музея выясняет у дарителя сведения о данном предмете. Такие сведения называются «легенды»

Вот как могла быть составлена легенда на нашего Мишку (Слайд 8)

Ученик: У хранителей музейного фонда есть ещё одна важная задача: занести новый экспонат в картотеку музея (Слайд 9) В каждой карточке содержится вся информация о предмете, его легенда, иногда – даже фотография.

У: - Как вы думаете, для чего нужна картотека? (ответы детей) Карточки расположены в алфавитном порядке и позволяют быстро найти информацию о любом экспонате.

В: Итак, Мишка стал одним из экспонатов музея. Группа хранителей музейного фонда успешно справилась со своими обязанностями. Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек этой профессии? (ответы детей )

    глубокие знания по истории, истории искусства,

    ответственность;

    аккуратность и точность в работе;

    хорошая память.

Ведущий: - Продолжим знакомство с сотрудниками музея. Хранители музейного фонда записали в Инвентарной книге, что у нашего Мишки полная сохранность. Но так бывает далеко не всегда. Посмотрите на эту игрушку (показ ) Кто из вас догадался, с какой профессией нам предстоит познакомиться?

2. РЕСТАВРАТОР Слайд 10

Ученик: Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению музейных предметов. Задача реставратора не просто обновить предмет, а сохранить его особенности; дух времени, в котором он появился.

Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом работы реставратор советуется с историками, археологами, химиками и другими экспертами. Порой реставраторам приходится восстанавливать сильно поврежденные экспонаты. Но, благодаря кропотливому труду этих мастеров, происходит настоящее чудо! (Слайды 11,12)


Ведущий: - Недавно мы были на выставке в Кремле. Вспомните, как мы рассматривали старинное царское полотенце. На нем было много маленьких дырочек.. Но, почему же реставраторы не восстановили его? (примерный ответ: заштопанное или с заплатками царское полотенце выглядело бы нелепо.. Реставраторы лишь укрепили ткань с изнанки, чтобы повреждения не увеличивались и были меньше заметны!)

Уважаемые реставраторы, осмотрите Мишку. Наметьте, пожалуйста, ход реставрационных работ. (Ответы детей )

Какими качествами должен обладать реставратор? (ответы детей )

Трепетное, бережное отношение к музейным предметам,

Склонность к ручному труду,

Интерес к изобразительному и прикладному искусству,

Усидчивость, аккуратность,

Умение концентрировать внимание.

В: Благодарим наших реставраторов за хорошую работу! А Мишка попадает в надежные руки следующего специалиста.

3. (Слайд 13) ЭКСПОЗИЦИОНЕР

В: –Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этой профессии? (ответы детей )

Это научный сотрудник музея, участвующий в создании экспозиции . Музейная экспозиция – группа предметов, связанных единым содержанием. (Слайд 14)

Можно ли сказать, что на этом слайде показана музейная экспозиция? Почему? (ответы детей )

В экспозиции все предметы как бы «помогают» друг другу: подчёркивают особенности каждого из них, дополняют заключенную в них информацию.

Более подробно расскажет про работу экспозиционеров … (имя ученика).

(По слайду 15)

Ученик: - Размещать предметы можно по-разному. Можно создать какой-то сюжет (показ на слайде) или разместить музейные предметы в чёткой системе (показ на слайде)

Около каждого экспоната размещаются этикетки (показ). На этикетке указано название предмета, сведения о материале из которого он сделан, время, в которое он был создан. Рядом может находиться пояснительный текст. Он содержит более подробную информацию о данном предмете.

В: - Скажите, пожалуйста, в музее должен быть яркий свет, чтобы всё было видно?

У: Нет, чаще всего свет в залах музея бывает приглушенным, неярким.

В: А как же рассматривать экспонаты?

У: С помощью подсветки! (Слайд 16) Направленный свет очень хорошо выделяет отдельные предметы, позволяет рассмотреть все детали.

В: Теперь мы попросим группу экспозиционеров оформить витрину музея. Вы можете использовать не только Мишку, но и другие экспонаты. Не забудьте главное правило:

они должны быть связаны каким-либо общим содержанием! (Творческая работа группы детей: из набора игрушек, сувениров и этикеток учащиеся отбирают предметы с олимпийской символикой и создают музейную экспозицию )

Ведущий: - Создание музейной экспозиции процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. Что зависит от грамотной работы экспозиционера? (ответы детей )

Назовите важные для этого специалиста качества (ответы)

Художественный вкус,

Творческие способности

Внимательность, аккуратность

Итак, экспозиция готова. Мишка занял достойное место в нашем музее. И сейчас мы увидим работу ещё одного сотрудника. Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей )

Расскажет о профессии...(имя ученика)

4 . ЭКСКУРСОВОД (Слайд 17)

У: Экскурсовод проводит экскурсию по музею, сопровождает осмотр экспонатов рассказом и пояснениями. Экскурсовод сам подбирает и изучает исторические материалы и готовит текст экскурсии на определенную тему.

Экскурсоводы могут увлекательно рассказать о каждом экспонате музея, ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ. Экскурсовод должен быть артистичным человеком, должен уметь выступать перед публикой.



В: Давайте попробуем дополнить перечень качеств, необходимых для людей этой профессии. (ответы детей )

Важные качества

Хорошая память,

Культура речи,

Интерес к новым знаниям,

Доброжелательность, вежливость, терпеливость в обращении с людьми.

А сейчас приглашаем вас на небольшую экскурсию!

(Ученик проводит небольшую экскурсию-экспромт)

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.

В: Предлагаю вам пройти небольшой тест «Узнай профессию». Перед вами - фотографии. Каждая группа должна узнать «свою» профессию и поднять карточку с этим номером.

Слайд 19 (на столы раздать сигнальные карточки )

течение минуты группы обсуждают слайд, затем, по сигналу педагога, поднимают карточки. Проверка ответов. )

В: - Наша игра подошла к концу. Давайте вспомним, как называлось наше занятие. (Хранители истории) Слайд 20 Кого можно так назвать? Почему? (ответы детей )

Всех сотрудников музея можно назвать хранителями истории. Они изучают и сохраняют старинные, уникальные предметы; экспонируют их, рассказывают о них людям. За каждым экспонатом стоит труд многих музейных работников.

И пусть в заключение прозвучат слова благодарности всем Хранителям истории!

Ученики:

История не любит суетиться.
Она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею,
Хранить дыханье древней старины

Способны вы, работники музеев.

И вам за это благодарны мы!

32.9

Для друзей!

Справка

Музей или «мусеон» - слово греческого происхождения, переводится как «храм муз». В этот храм древние греки собирали все, что считали ценным: картины, статуи, астрономическое оборудование, книги, чучела животных, медицинские инструменты, анатомические бюсты и прочие предметы просвещения. Среди этого многообразия можно было легко потеряться. Чтобы помочь посетителям отыскать тот или иной экспонат, в музее появился специальный человек - хранитель.

Одно столетие сменяло другое, число ценных предметов возрастало. Для удобства музейные экспонаты распределяли по эпохам, принадлежности к географическим местам и назначению. Профессия хранителя тоже менялась, появились новые обязанности. Теперь музейный хранитель не просто знал, для чего нужен тот или иной экспонат, но и мог рассказать посетителям о том, что он значил для своего времени, какие научные открытия помог совершить. Иначе говоря, музейный работник стал проводником не только по музею, но и в историю культурного наследия человечества.

Описание деятельности

Неважно куда вы отправитесь, - в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, - везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Поэтому студенты, изучающие , обязательно посещают мастер-классы по созданию имиджа, участвуют в тренингах по конфликтологии.

Музейному работнику скучать не приходится. Список обязанностей, как правило, зависит от того, в музее какого уровня он служит. Существуют совсем маленькие музеи, занимающие буквально одну комнату, а есть целые галереи, музейные комплексы. В крупных хранилищах работает целая армия сотрудников: , организаторы выставок, . В музеях всех этих специалистов заменяет один человек - музейный работник.

Сотрудники крупных музеев, особенно государственных, владеют несколькими иностранными языками. Если вы когда-нибудь посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то наверняка видели, что экскурсии предлагаются на различных языках - от английского до китайского.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Особенности карьерного роста

Музейный сотрудник должен идти в ногу со временем: изучать возможности информационных технологий, компьютерные программы и приложения, которые активно применяются в музейном деле. Важно постоянно работать над своей памятью, эрудицией, путешествовать и посещать музеи других городов, стран, набираться опыта. Учреждения дополнительного образования регулярно проводят курсы повышения квалификации для музейных работников.

Мое детство неразрывно связано с краеведческим музеем, в котором много лет работает моя мама. Я хорошо помню, как в новом здании музея целая стена с помощью мозаики «превратилась» в эксклюзивную картину с изображением нашего города. А сколько было впечатлений от зала археологии, постепенно наполнявшегося интересными редкими экспонатами. И хотя делом моей жизни стала журналистика, считаю, что и к музейным профессиям имею маленькое отношение.

Кадры решают всё

Работа в государственных (центральных, краевых, областных, муниципальных) и частных музеях и галереях очень ответственна. Она требует от людей, выбравших профессию работник музея, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности... Этим специалистам необходимо знать культуру разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. В профессию музейный работник, как правило, приходят после окончания исторических факультетов госуниверситетов и педагогических институтов, а также искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов. Но это необязательное условие. На некоторых должностях успешно трудятся люди и со средним специальным образованием.

Понятие «музейный работник» объединяет сразу несколько профессий:

  • хранители,
  • научные сотрудники,
  • методисты,
  • экскурсоводы,
  • экспозиционеры,
  • смотрители.

Кроме того, в музеях всегда есть работа для художников, реставраторов, таксидермистов...

Чем занимаются сотрудники музеев

Основное предназначение музея – сбор и хранение культурного наследия прошлого. Эту важную задачу выполняют хранители, работающие в фондовых отделах. Именно они обеспечивают учёт, хранение и научное описание экспонатов; подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Они также занимаются составлением электронной базы данных, оказывают консультативную помощь. Кстати, на хранителей не учат в университетах. В эту профессию по традиции берут из других музейных отделов после того, как присмотрятся, понаблюдают, насколько человек ответствен и порядочен.

В сфере профессиональных интересов научных сотрудников - проведение различных исследований, организация конференций и других мероприятий, издание научных сборников, публикация статей в СМИ. В зависимости от того к какому отделу относятся, они занимаются организацией тематических выставок и проведением экскурсий, ведут учет и контроль посещаемости музея, помогают краеведам в изучении истории родного края.

Еще одна востребованная музейная профессия - экскурсовод. Это интересная, творческая и в то же время ответственная работа. Кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи, обладать техникой публичных выступлений. В активе опытных экскурсоводов - хорошие организаторские способности, отличная память и, не удивляйтесь, артистичность. Ведь экскурсия пишется как научный доклад, а для посетителей «играется» как спектакль. Такой подход помогает удержать внимание экскурсантов, особенно школьников.

А вот без кого в музей не пустят, так это без смотрителей. Они работают в одних и тех же залах, где внимательно и ненавязчиво приглядывают за посетителями. Смотрители обеспечивают сохранность экспонатов, следят за чистотой и наблюдают за тем, чтобы правила поведения в музее соблюдались. Обычно эти должности занимают дамы пенсионного возраста, для которых скромная зарплата смотрителя является неплохой возможностью подработать.

Музейный работник - это, прежде всего, любовь и преданность своей профессии. Моя мама возглавляет фондовый отдел более двадцати лет. И все эти годы работа для нее – образ жизни. Я вижу, как она переживает за свое дело, с каким трепетом относится к хранению экспонатов, как тщательно готовит к открытию выставки…

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

  • программисты принимают участие в создании каталогов, поддерживают рабочее состояние программного обеспечения, участвуют в восстановлении работоспособности системы при выходе из строя оборудования;
  • работают в музеях, которые организовали свои сайты и страницы в социальных сетях; и просто необходимы для виртуальных музеев, ставших популярными в интернете;
  • специалисты по связям с общественностью готовят информационные материалы музейных сайтов, печатных и электронных СМИ, социальных сетей. Музеи идут в ногу со временем и организуют выставки современных художников - авторов ярких и необычных трехмерных полотен, а также интерактивных анимационных картин.

Музейные «секреты»

Если вы решили работать в музее, то должны знать:

· здесь будет сложно человеку, склонному к аллергии, поскольку есть вероятность соприкосновения с аллергенами (книжная пыль);

· для посещений музеи открыты шесть дней в неделю, отдыхать придется в будни, потому что в субботу и воскресенье посетителей больше всего. Это были основные музейные профессии.

Кстати, всем будущим музейщикам, которые пока только планируют поступать в вуз, опытные специалисты советуют заниматься историей, изучать историю религии, литературу и иностранные языки, естественными науками.

***************************

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, тогда . Чтобы получить бесплатный доступ к курсу введите свое имя и е-майл в форму ниже.