Деньги

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и. Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью (лепка) для детей II младшей группы Ручной труд «Погремушка»

Валентина Хуртова
Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством «В гостях у картин» в старшей группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

в старшей группе «В гостях у картин »

Воспитатель :

Хуртова Валентина Борисовна

МБДОУ№18 «Аленушка»

г. Касимов

Задача : учить детей различать жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, их характерные особенности,составлять описательный рассказ, характеризующий выбранную картину .

Предварительная работа : заучивание стихотворение поэта А. Кушнера «О картинах » ; рассматривание репродукций разных жанровых картин ; составление рассказов по картинам .

Материал : мольберты, репродукции (пейзажи, портреты, натюрморты) ; атрибуты экскурсовода (указка, бабочка, бусы, очки, таблички – название жанров.

Игровая ситуация : детям предлагают совершить экскурсию в зал картинной галереи .

Ход занятия.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в музей и совершим экскурсию в зал картинной галереи . Посмотрите сколько здесь разных картин великих художников . А вы, знаете кто такие художники? Им нужен талант, способности, а ещё трудолюбие. И если нет терпения и умения, то может получиться как в стихотворении «Художник» .

Наш Серёжка как художник

Тяп да ляп – спешит всегда.

Рисовал в окошке дождик,

Получилась борода.

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка 3 ноги

Танк похож на крокодила,

А дома на утюги.

На кувшин без ручки кошка,

Слон на ящик кровать,

И не может сам Серёжка,

Кто и что тут, разобрать.

Удивляется- откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва где-то с боку голова?

Ну а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ :

Нет терпенья - нет уменья,

Нет уменья – толку нет!

Но постойте, мне кажется в нашем музее уже кто – то побывал. Я точно помню,что готовилась к вашему приходу и разместила картины художников по жанрам. Я, кажется, догадалась, кто это мог быть. Буратино! Он очень любит рассматривать картины , собирается сам стать художником, но ещё плохо разбирается в жанрах живописи. Ох, уж этот Буратино! Для того чтобы продолжить путешествие нужно навести порядок среди картин . Поможете мне? Тогда рассаживайтесь поудобнее и за работу.

А кто из вас знает жанры живописи? Как можно определить жанр картины ? Если на картине нарисован человек –то это портрет, природа- пейзаж, предметы, плоды, цветы- натюрморт. Нашего Буратино тоже надо научить различать жанры

Как же это лучше сделать? Например, с помощью стихотворения А. Кушнера «О картинах » . А мы с его помощью вывесим таблички.

Если видишь на картине нарисована река ,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш.

Обязательно картина называется пейзаж .

Если видишь на картине чашку кофе на столе ,

Или море в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, значит это натюрморт.

Если видишь на картине смотрит кто- нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном , или вроде верхолаз,

Лётчик, или балерина, или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется портрет .

Ну а теперь всё в порядке и можно начинать экскурсию. Да вот беда Буратино сам захотел рассказать вам об этих картинах - стать экскурсоводом. Да, видно он где-то задержался.

А не согласится ли кто- нибудь из вас побыть экскурсоводом. Ребёнок облачается в экскурсовода (очки,бабочку, бусы, указку) и ведет рассказ об одной из жанровых знакомых картин ; начиная свой рассказ :

Посмотрите на эту картину : или

Обратите внимание …

Рассказы детей о художниках и их работах. (1-3 рассказа) .

В конце воспитатель благодарит и хвалит детей за интересные рассказы о картинах .

Наш музей закрывается.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «В гостях у сказки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема "В гостях у сказки" Цель: познакомить с величайшим.

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды в первой младшей группе «Водичка в гостях у ребят» Программное содержание: 1. Знакомить детей со свойствами воды (вода может быть горячая, холодная, теплая, чистая, грязная) 2. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водяной в гостях у детей» Конспект занятия. Средняя группа. Тема: «Водяной в гостях у детей» (Ознакомление с окружающим миром) Программное содержание: Познакомить.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота.

Тема: Заинька (рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова)

Задачи:

Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать слуховое восприятие, внимание, наблюдательность;

Совершенствовать речевое общение.

Продолжать учить рисовать круглые и овальные формы, закреплять

Умение правильно держать карандаш; развивать чувство цвета.

Воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование:

Игрушечный заяц, маска зайчика, иллюстрация Ю. Васнецова

«Заинька», листы бумаги жёлтого цвета с нарисованными вазами,

Образец рисунка на доске, цветные карандаши в коробке на каждого

Ребёнка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Ладушки» Ю. Васнецова и «Кто

Сказал «Мяу» В. Сутеева.

Ход

Дети заходят в группу и видят, что на ковре сидит грустный серый зайчик. Дети и воспитатель интересуются, что случилось у зайчика, почему он такой грустный. Зайчик отвечает, что он поссорился со своими друзьями зайцами и не знает, как теперь помирится с ними. Воспитатель предлагает помочь зайчику.

Зайка, мы знаем с детьми одну игру, про тебя, хочешь посмотреть? (Да хочу).

По желанию выбирают одного из детей на роль зайчика, и проводится хороводная игра «Заинька».

Заинька, войди в сад,

Серенький, войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый войди в сад!

Заинька, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет.

Зайка, зайка, сорви цвет,

Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,

Серенький, свей венок.

Зайка, зайка свей венок,

Серый, серый свей венок!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши!

Во время хоровода, ребёнок выбранный «заинькой», выполняет соответствующие словам песенки движения. После игры воспитатель вместе с детьми интересуется у зайчика, понравилась ли ему игра. (да, очень).

Затем воспитатель предлагает зайчику вместе с детьми рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова «Заинька».

Дети, посмотрите на картинку. Где тут заинька? А что это он делает? (танцует). Как вы догадались? Покажите, как он танцует? (дети показывают)

А чему это он так радуется? Что он в лапках держит? (букет цветов) А цветы-то похожи на капустные кочанчики! Зайчик очень любит, капусту. Вот он и радуется!

Расскажите-ка, во что одет зайка?(нарядные красные узорчатые сапожки, курточка с красными пуговицами и с разноцветными каёмочками).

А что это у зайчика? (ушки)

Какие у него ушки?

Что ещё есть у зайчика?

А что нарисовано вокруг зайчика? (цветочки голубенькие, все узорчатые, расписные). На зелёненьких веточках ещё и жёлтенькие ягодки растут.

А солнышко- то какое удивительное! Расскажите о нём. (Жёлтое, круглое, с поясочком из беленьких точек, со множеством лучей.)

А какого цвета вся страничка? (розовая).

Вот как интересно и нарядно нарисовал песенку про зайчика художник Юрий Алексеевич Васнецов.

После рассматривания проводится физминутка:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

После физминутки, воспитатель предлагает детям нарисовать букет цветов для зайчика и его друзей. По окончании рисования подводится итог занятия. После итога зайчик дарит угощение для детей и уходит с рисунками детей.


1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.

2)Учить воспринимать содержание пейзажной катины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И.И Шишкина.

4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.

Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И.И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы), заготовки в технике монотипии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р.н.сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И.И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу.Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)

Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы.Уметь видеть её красоту помагают нам художники.Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помагают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?(предполаг.ответы художник-пейзажист)

А картины которые он пишет?(пейзажи)

У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин.Он любил рисовать лес.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево.В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Есть у И.И Шишкина картина, которую знают многие.Она называется "Утро в сосновом бору".

Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник?(сосны)

А как называется лес, в котором растут только сосны?(сосновый бор)

Верно, сосновый бор.Посмотрие на деревья.Как вы можете охарактеризовать их-какие они?(высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

Какая крона у сосны?(редкая,лапчатая,ажурная)

Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?(зеленый)

Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?(разные его оттенки)

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему?(Утро, т.к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

Кого вы видите в центре картины?(медведицу с медвежатами)

Посмотрите и скажите, что делают медвежата?(дети расказывают о том, что детают медвежата)

Так с каким художником мы с вами познакомились?(И.И Шишкиным)

А как называется картина, которую мы рассмотрели?("Утро в сосновом бору")

Как можно назвать одним словом то, что изображенно на картине?(пейзаж)

Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули,кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-тоже покажем

Крылья сложили назад.

Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом.

Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.

Ребята какое сейчас время года?(золотая осень)

Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.

По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.

Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами!

Цель:вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж и портрет. Учить детей рисовать автопортрет, развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материал:картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы автопортретов, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, альбомы, зеркало на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, фотографий, портре-

тов, рисование людей.

Ход занятия.

I. Настрой на занятие.

II. Мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, аппликации, лепке начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.

Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник) .

Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

Покажите, картину, где изображен пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы) .

Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому) .

О чем не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (ближний (передний) и дальний (задний план) .

Рисовать лучше чем? (гуашью или акварелью) .

Если видишь- на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Покажите картину, где изображен натюрморт. Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) .

Как создается натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предме-

ты, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали) .

Для чего нужны картины с натюрмортом? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это – натюрморт.

А где у нас портрет?

Значит, что такое портрет? (картина, где изображены люди) .

Как можно писать портрет (с натуры, то есть глядя на человека или по фотографии) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Ш. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире-

Раз, два, три, четыре.

Наклониться- три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Все походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Давайте вспомним, что нужно знать при рисовании портрета (легкими штрихами обозначаем основные формы - голову и плечи; определяем, где у человека располагаются глаза, какой они величины, обозначаем их, рисуем брови и нос, рот и дополнительные детали: очки, серьги, рисуем волосы и одежду. Только после этого аккуратно раскрашиваем все красками.) .

IV. Ознакомление с автопортретом.

Предлагаю детям взять зеркальце и внимательно рассмотреть свое лицо, глаза, брови, нос и т. д. и нарисовать самого себя, глядя в зеркало. Именно так художники рисовали свой автопортрет.

Работа в альбомах.

По ходу работы напоминаю детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т. д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

V. Заключительная часть.

Что мы сегодня нарисовали? (автопортрет)

Когда работы высохнут, мы их рассмотрим и постараемся угадать, кто на них изображен.

Наталья Милько
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Знакомство с искусством портрета»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 3 общеразвивающего вида

КОНСПЕКТ занятия по ИЗО :

Кто такой художник. Знакомство с искусством портрета .

ПРОВЕЛА : Милько Н. В.

Программные задачи :

1. Формировать представление о портрете , о том, для чего его создают художники, что художники изображают не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего : все работает на раскрытие образа человека; учить детей узнавать по изображенному сюжету на картине, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации (радость, грусть, удивление, злость, испуг) ;

2. Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, закреплять умение передавать различные выражения лица (радостное, грустное, испуганное и т. д.) ; развивать у детей воображение и чувство юмора; приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками, всей кистью и ее кончиком;

3. Воспитывать чувство радости от проделанной работы, желание доводить начатое дело до конца.

Материалы к занятию : различные портреты , крупные схемы лица человека с различным выражением, фланелеграф, краски, кисточки, заготовки для рисования смешных рожиц.

Ход занятия:

Сказка на фланелеграфе :

Жила была кисточка. Она была очень грустная, потому что с ней никто не хотел дружить. И однажды, когда она гуляла по улице, встретила мальчика. Он тоже был очень грустный, потому что очень хотел научиться рисовать. И решили они дружить. Кисточка нашла себе друга, а мальчик научился рисовать и стал … Кем стал мальчик? (художником)

Сегодня мы с вами тоже станем художниками.

Я сейчас вам расскажу о внешнем виде одного человека из нашей группы , а вы постарайтесь , по моему описанию, узнать, про кого я рассказала.

Описание : (цвет волос, прическа, одежда,)

А сейчас внимательно рассмотрите друг друга.

Кто хочет рассказать про внешний вид своего товарища?

Сейчас мы описывали внешность друг друга своими словами, а как называется рисунок, где изображен человек? (портрет )

Кто рисует портреты людей ? (художники-портретисты )

Рассматривание портретов разных людей

Можно ли определить по одежде, по действиям, кто эти люди?

Можно ли узнать где эти люди работают?

Однажды Вини Пух хотел залезть в пчелиный улей, чтобы украсть у пчел мед, но пчелы во время это заметили и решили защитить свой мед. И когда Вини Пух увидел, что на него летит рой пчел, то какие чувства он испытал? (Злость, радость, испуг)

У каждого лица свое выражение. А художники, рисуя портреты , передают чувства людей? (да) .

Как мы узнаем веселого человека (Он улыбается)

Как выглядит удивленное лицо? (глаза широко открыты, брови подняты, рот приоткрыт) .

А какие глаза, губы, брови на злом лице (брови сдвинуты, нахмурены, глаза прищурены, нижняя губа выпячена) .

А теперь, послушайте еще одну интересную историю.

Сказка с показом на фланелеграфе.

В одной деревне жила старушка . Звали ее Дарья Ивановна. И была у нее корова Зорька. Подоит Дарья Ивановна Свою корову и разольет вкусное парное молоко по крынкам (показываю крынку) . Летом приехал к Дарье Ивановне внук из города, Алеша. Он был веселым, озорным мальчиком и любил рисовать, особенно что-нибудь смешное. Вот раз бабушка перемыла все свои крынки, одни поставила на скамейку сушиться на солнышке, а другие повесила на колышки изгороди, чтобы стекла вода, а сама пошла доить свою Зорьку. Вышел во двор Алеша и увидел много крынок. Одни стояли на лавочке6 горлышком вверх, другие висели на кольях горлышком вниз. Посмотрел Алеша на крынки, показались они ему очень похожими на головы людей. Сбегал Алеша за своими красками и на каждой крынке нарисовал смешную рожицу. На одной крынке изобразил лупоглазого повара в колпаке. Вот такого! На другой – плаксу. Вот такую! А на третьей – Веселого зубастого мальчишку и еще много, много других забавных рожиц.

А вы хотите так же, как Алеша нарисовать смешные рожицы на крынках?

Кого вы хотите изобразить?

А теперь давайте станем художниками, сядем за столы и нарисуем смешные рожицы на крынках из под молока.

Рисование.

Выставка работ.

Подведение итога.

Как называются рисунки, где изображают человека? (портрет )

Кто рисует эти портреты ? (художники - портретисты ) .