Собственный опыт

Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему. Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему Кто из героев помогает печорину украсть бэлу

  1. Как можно объяснить название романа?
  2. Сравните стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени». В чем сходство и различие лирического героя «Думы» и Печорина?
  3. Что привлекает в главном герое романа и что вызывает осуждение?
  4. В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, сила и независимость, способность ничего не принимать на веру. У него широкий кругозор. Печорин получил хорошее образование. Он, несомненно, выше той среды, с которой вынужден общаться, поэтому презирает свет, видит его пошлость, узость интересов, лицемерие. Поэтому Григорий Александрович остается чужим в «водяном обществе», отказывается от маленького благополучия ради больших, хотя и неясных целей. Эти черты личности привлекают к Печорину.

    Отталкивают его холодность, индивидуализм, эгоизм, нежелание считаться с другими людьми, в которых он часто видит лишь средство для достижения своих целей (его «роман» с княжной Мери). Богатая натура Печорина не находит применения, он «кипит в действии пустом», играя чужими жизнями. Не только эпоха, но и он сам повинен в том, что оказался «лишним человеком» и несет несчастья тем, с кем сталкивает его жизнь.

  5. С какой целью Лермонтов сталкивает своего героя с людьми, принадлежащими к различным слоям общества?
  6. В чем простота и сложность композиции романа?
  7. Цель автора — как можно глубже и всестороннее показать своего героя. Отсюда и особенности композиции: отсутствие единого сюжета, «эпизодическая отрывочность» частей, нарушение хронологической последовательности в их расположении, наличие в романе трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого Печорина. Сначала мы узнаем о герое от простого человека, не разобравшегося в его сложном характере, — Максима Максимыча («Бэла»); затем слово берет автор, который гораздо лучше понимает Печорина («Максим Максимыч»); наконец, рассказчиком становится сам герой («Княжна Мери», «Тамань») — его исповедь расставляет все точки над i, ибо она искренна и откровенна. Все сложно и в то же время просто, логично, объяснимо.

  8. Какова роль портрета и пейзажа в романе?
  9. Как помогают раскрыть образ Печорина героини романа?
  10. Сопоставьте Онегина и Печорина. Почему каждый из них стал «лишним человеком»?
  11. К кому ближе Печорин: к Чацкому или к Онегину? Почему вы так думаете?
  12. Какую оценку дал Печорину Белинский?
  13. Из истории работы над «Героем нашего вре-мени» известно, что все главы, составляющие ро-ман, создавались как отдельные произведения, первоначально не были связаны общим замыслом. Исследователи определяют жанр «Тамани» как но-веллу или очерк-новеллу. Вспомните жанровые признаки новеллы, отличающие ее от рассказа или повести. Можно ли считать «Тамань» новеллой? Дайте развернутый ответ.
  14. Новелла отличается острым, часто па-радоксальным сюжетом, отточенностью композиции, неожиданной развязкой. «Тамань» правомерно относить к новелле, так как в ней названные признаки при-сутствуют. Так, к примеру, начало «Та-мань — самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдоба-вок меня хотели утопить» характерно для новеллы, так как в нем сконцентрированно все ее содержание. Дальнейшее повест-вование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным здесь событиям, но одно из них даже отбрасывает («чуть не умер с голоду»), чтобы все внимание со-средоточить на другом («меня хотели уто-пить»). Совершенно неожиданно Печо-рин оказывается благодаря своему любо-пытству свидетелем странных занятий хозяев дома и решает найти разгадку. И это любопытство героя привело к ново-му, неожиданному сюжетному развитию новеллы. Начавшиеся было романтиче-ские отношения Печорина с ундиной, сви-дание в лодке приобрели совершенно нео-жиданное для читателя продолжение. Де-вушка попыталась устранить Печорина как свидетеля их занятий контрабандой. И возможность развития любовного сю-жета была полностью исключена. Особой остротой и напряженностью, характерной для новеллы, отличается сцена борьбы в лодке.

    Печорин разгадал тайну контрабандис-тов, но от этой разгадки ему стало груст-но — он разрушил жизнь честных контрабандистов. Концовка новеллы нам также представляется неожиданной, но вытекающей из логики характера ге-роя. Активно и настойчиво пытаясь уз-нать, чем занимаются Янко, ундина, сле-пой мальчик, он вдруг потерял интерес к их жизни и завершил записи фразой: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офи-церу, да еще с подорожной по казенной надобности!»

    Известнейший российский лингвист академик В. В. Виноградов, углубленно занимавшийся изучением языка и стиля художественных произведений, считал «Тамань» пограничным жанром «разбой-ничьей новеллы» и путевых заметок.

  15. Как вы оцениваете поведение и личностные качества героя?
  16. Печорин — человек противоречивый. Он смел, храбр, создает ситуацию риска. Он даже бравирует своей храбростью и ве-рой в рок. Он в Тамани оказался во власти неосознанного порыва и действовал им-пульсивно. Ему нужно было раскрыть тайну контрабандистов, и он в своем ри-ске идет на прямой разговор с ундиной и даже угрожает донести коменданту горо-да. Вместе с тем он не против завести и банальный роман с девушкой из просто-го люда и поступает доверчиво и неосмот-рительно. Принятые им меры безопас-ности оказываются слабыми и недейст-вующими. Однако Печорин сам понимает, что его роль в жизни людей, с которы-ми он встречается, большей частью отри-цательная. Окружающая жизнь в Тама-ни кажется ему скучной, неинтересной, и он начинает раскручивать опасную иг-ру, чтобы сделать эту жизнь ярче, ин-тереснее. Однако его намерения, дейст-вия — и он сам это понимает — по своему результату оказываются мелкими и нич-тожными. В этом суть противоречий характера умного, ироничного, одаренно-го, волевого, смелого и рискованного офицера Григория Александровича Печо-рина.

  17. Можно ли обвинить Печорина в том, что он разрушил жизнь «честных контрабандистов»?
  18. Он сам сделал этот вывод после того, как услышал сцену прощания Янко со слепым мальчиком. Плакал слепой, ос-тавшийся без средств к существованию, печальна судьба оставленной старухи, должен искать новые пути зарабатывать средства на жизнь Янко.

  19. Произведение «Герой нашего времени» в ли-тературоведении считают реалистическим социаль-но-психологическим романом. Можно ли это ут-верждение целиком отнести к новелле «Тамань»? Какие социально-психологические проблемы в ней поставлены?
  20. «Тамань» в большей степени является новеллой, сочетающей в себе романтиче-ское и реалистическое начала. Одна из ведущих социально-психологических проб-лем всего романа, и «Тамани» в частнос-ти, это проблема нравственной ответ-ственности человека за свои поступки и выбор жизненного пути, за свою судьбу. Другая проблема новеллы — жизнь «есте-ственного» человека и противоречие меж-ду миром «природных людей», в данном случае — контрабандистов, и людей циви-лизованного мира, которых представляет Печорин. Борьба этих двух начал в че-ловеке проявляется и в поведении Печо-рина, составляя его внутренние противо-речия.

  21. Найдите в тексте картины и сцены романтиче-ского и реалистического планов. Как они между со-бой связаны?
  22. В «Тамани» сталкиваются романтиче-ская и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукориз-ненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрас-судность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной. Но в этом и есть странность Печорина, что, несмотря на присущий ему здравый смысл, он не подчиняется ему полностью, выходит за рамки житейского благоразу-мия. Несмотря на полученные прозаиче-ские впечатления из истории с ундиной, все же для него, как и самого Лермонтова, реальный мир контрабандистов сохраня-ет некий романтический ореол как об-раз вольной, исполненной тревог и битв жизни.

    В романтическом ключе выписан мор-ской пейзаж, начало свидания в лодке. Однако борьба Печорина и ундины уже представляет реалистическую сцену с гру-быми деталями (схватил одной рукой за косу, другой — за горло). Сочетание ро-мантического и реалистического мы нахо-дим в сцене приглашения Печорина на ночное свидание. Тихо и безмолвно уст-ремленный на него взгляд вдруг показал-ся ему чудно-нежен, в старые годы подоб-ные взгляды играли его жизнью. Ее лицо выписано в стиле романтических повес-тей того времени, но уже воспринималось героем как комедия, которая стала ему надоедать. Стадия восприятия романтиче-ского в жизни Печорина, надо понимать, уже прошла. Но как только ундина обня-ла его и страстно поцеловала, то романти-ческое вновь возвращается к герою «со всей силой юношеской страсти». Эта кар-тина представляет собой кульминацию в столкновении романтизма и реализма в рамках новеллы. И Печорин постоянно мечется между этими двумя мирами.

    В новелле также есть сугубо реалисти-ческие образы, призванные создать социально-бытовой фон повествования. Это урядник, десятник, денщик. Последний появляется в самые напряженные, роман-тические моменты, чтобы, как справедли-во высказывается Б. Т. Удодов, своим земным, реальным обликом сдержать по-вествование и не дать ему сбиться на от-крытую романтику. Своей медлительно-стью и пассивностью он оттеняет беспо-койную натуру Печорина. Вспомним, как денщик «выполнил» наказ Печорина, данный ему перед уходом на свидание к ундине.

  23. Проследите, как сочетается реальное и роман-тическое в изображении девушки-контрабандистки (ундины). Материал с сайта

    В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешнос-ти персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убеди-тельность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтиче-ское. «Решительно я никогда такой жен-щины не видывал» — так приподнято начинает описание Печорин. Затем посте-пенно он начинает снижать романтиче-ское начало и наполнять портрет реалис-тическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: «Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней много было породы… порода в жен-щинах, как в лошадях, великое дело… Она… в большей части изобличается в по-ступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки». Характер де-вушки (почему так по-разному воспри-нимает ее Печорин) построен на неожи-данной смене поступков, настроений, контрастов. Она также изменчива и не-уловима, как и ее жизнь, вольная, испол-ненная неожиданностей, в которой име-ются свои романтические глубины и про-заические заботы.

  24. В предисловии к роману заявлено, что ге-рой — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Какие же типические для всего поколения черты показаны в поведении и личности Печорина в новелле «Та-мань»?
  25. Противоречивость натуры, жажда нео-бычных впечатлений, богатейшие умст-венные и физические возможности, сила воли и т. д., применяемые для достиже-ния малозначимых целей, легковесное от-ношение к любви.

  26. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.
  27. Сочетание романтического и реалисти-ческого начал в новелле проявилось и в ее языке. Степенное и горько-ироническое начало и конец повести уступают место эмоционально-выразительной речи в кар-тинах и сценах романтического характе-ра. Лермонтов в этом случае обращается к инверсии, ставит эпитеты после опреде-ляемых слов. Есть и некоторое пародий-ное использование романтической лекси-ки, особенно когда Печорин вдруг воспри-нимает поведение девушки как комедию (трепетный разговор глаз, тусклая блед-ность и т. д.).

    Передача динамичности сцен достигает-ся сочетанием обилия глагольных форм. В той же сцене приглашения на свида-ние в море: вскочила, обвила, прозву-чал, потемнела, закружилось, сжал, скользнула — целая буря чувств, ощу-щений, отрывочных мыслей. А дальше утверждается проза жизни народной реп-ликой денщика: «Экой бес девка!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы герой нашего времени
  • герой нашего времени контрабандист
  • герой нашего времени краткое содержание
  • тесты герой нашего времени с ответами
  • лермонтов герой нашего времени игра умники и умницы

1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер
2) Печорин, Бэла, Грушницкий
3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери
4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

2. Действия повести «Бэла» происходят:

1) в Петербурге 2) в Крыму 3) на Кавказе 4) в Персии

3. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

1) на свадьбе 2) на новоселье

3) на народном празднике 4) на именинах

4. Укажите кличку коня, за которого брат продал Бэлу.

1) Черкес 2) Карагёз

3) Казбич 4) Азамат

5. Куда отправились Печорин и Максим Максимыч в тот день, когда погибла Бэла?

1) по делам службы 2) на рыбалку

3) на охоту 4) на свадьбу

6. Как погибла Бэла?

1) утонула 2) упала с обрыва 3)застрелили 4) зарезали кинжалом

7. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий 4) Азамат

8. В каком звании служил Максим Максимыч?

1) полковник 2) штабс-капитан 3) ротмистр 4) поручик

9. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

10. Какого цвета были волосы Печорина?

1) чёрные 2) светлые 3) русые 4) рыжие

11. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

1) Азамат 2) Казбич 3) отец Бэлы 4) Грушницкий

12. Узнайте героя по описанию.

«...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

1) княжна Мери 2) Бэла 3) Вера 4) Ундина

13. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

1) портрет 2) интерьер 3) пейзаж 4) деталь

14. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

1) Печорину 2) Максиму Максимычу 3) Азамату 4) Казбичу

15. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»?

16. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ.

1) Бэла не любила Печорина
2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни».
3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то.
4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими.

17. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле.
2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля.
3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера.
4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину.

1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.
2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча.
3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним.
4) Отношение Максима Максимыча к Печорину - это и есть авторское отношение.

19. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ.

1) В этой повести читатель знакомится с Печориным.
2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина.
3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина.
4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина.

20. Когда происходят события, описанные в повести «Максим Максимыч»?

1) до истории с Бэлой 2) после истории с Бэлой 3) во время истории с Бэлой

1) тем, что удачно зажарил фазана 3) тем, что метким выстрелом убил кабана

2) тем, что переплыл Терек 4) тем, что поставил на место слугу

22. На что обратил внимание Максим Максимыч прежде, чем узнал о приезде Печорина?

1) на коляску 2) на чемоданы 3) на лошадей 4) на трубку

1) походка 2) улыбка

3) глаза 4) нос

24. Когда произошла встреча Печорина и Максима Максимыча после того, как слуга доложил о нахождении старика в гостинице?

1) сразу 2) через час

3) к вечеру 4) на следующее утро

25. Куда отправлялся Печорин, когда Максим Максимыч встретился с ним во второй раз?

1) в Петербург 2) в Грузию

3) в Персию 4) в Турцию

26. Что из вещей Печорина хранил, а затем отдал автору Максим Максимыч?

1) пистолеты 2) записки

3) платок 4) эполеты

Контрольный тест «Герой нашего времени»

А. рассказ; В. быль;

Б. роман; Г. повесть.

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Е. «Максим Максимыч»

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Д. Предисловие к журналу Печорина

Е. «Максим Максимыч»


А. Максима Максимыча;

Б. М.Ю. Лермонтова;

В. Веры;

7

А. Казбич; В. Карагёз;

Б. Азамат; Г. Черкес.

8

А. никому – наследники отыщутся сами; В. Максиму Максимычу;

9

А. из зависти к Грушницкому;

Г. из-за «удовольствия от подчинения его воли всего, что его окружает», от желания «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»,..- для «торжества его власти».

10. Выберете мнение Печорина:

11

Б. литературные труды;

В. спокойную семейную жизнь;

Г. приобретение друзей.

12 героем своего времени.

Контрольный тест ОТВЕТЫ

1.Определите жанр изученного произведения.

А. рассказ; В. быль;

Б. роман; Г. повесть.

2.Расставьте главы в сюжетном порядке: 3. ...в хронологическом (фабульном) порядке:

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Д. Предисловие к журналу Печорина

Е. «Максим Максимыч»

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Д. Предисловие к журналу Печорина

Е. «Максим Максимыч»


4. Какая характеристика внешности не относится к Печорину?

А. «Несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке»;

Б. «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год»;

В. «Глаза его не смеялись, когда он смеялся…это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…»;

Г. «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность».

5. С чьих слов мы знакомимся с портретом Печорина?

А. Максима Максимыча;

Б. М.Ю. Лермонтова;

В. Веры;

6. Какая из характеристик относится к Печорину?

А. «…Человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист,… а вместе с тем поэт… на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»;

Б. «Он довольно остёр,… однако никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»;

В. «Бывало, по целым часам слова от него не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими странностями, и должно быть, богатый человек…»;

Г. «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками он вовсе не волочился».

7. Как звали коня, на которого Печорин выменял Бэлу?

А. Казбич; В. Карагёз;

Б. Азамат; Г. Черкес.

8. Кому завещает Печорин своё состояние перед дуэлью?

А. никому – наследники отыщутся сами; В. Максиму Максимычу;

Б. доктору Вернеру; Г. любимой женщине.

9. Зачем Печорин добивался любви княжны Мэри?

А. из зависти к Грушницкому;

Б. из-за «истинной, бесконечной страсти» к Мэри;

В. она «казалась непобедимой красавицей»;

Г. из-за «удовольствия от подчинения его воли всего, что его окружает», от желания «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»,..- для «торжества его власти».

10. Выберете мнение Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что...

А. в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе»;

Б. я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»;

В. я никогда не делался рабом любимой женщины»;

Г. как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! – моё сердце превращается в камень».

11. Какое средство Печорин предполагает в будущем использовать от пустоты своей жизни?

А. путешествие в Америку, Аравию или даже в Индию;

Б. литературные труды;

В. спокойную семейную жизнь;

Г. приобретение друзей.

12 . Согласны ли вы с М.Ю. Лермонтовым, называющим Печорина героем своего времени.

Приведите несколько аргументов.

Класс делится на 4 команды, каждая из которых имеет на руках текст романа “Герой нашего времени”. Если цитирование происходит по памяти, команде присуждается 2 балла, если по тексту – 1 балл. Оценивается точность и быстрота ответов. О готовности к ответу сигнализирует поднятая вверх красная карточка.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 г.г.)

1. О каком романе Лермонтова Гоголь сказал, что “никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой ”, а Лев Толстой отметил, что роман произвел на него “ очень большое впечатление ”?
2. Как определил жанр своего романа “Герой нашего времени” сам автор?
3. Каким было первоначальное заглавие романа?
4. Кого из литературных героев Лермонтова Герцен назвал “младшим братом Онегина”?
5. Какое реальное историческое лицо выведено в “Бэле”?
6. Какие народные песни звучат в “Бэле” и “Тамани” и кто их поёт?
7. Место действия “Княжны Мери”?
8. С чьей исповедью сравнивает Лермонтов “Журнал Печорина”?
9. Кто и где произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...”?
10. В каких ролях видит себя Печорин: “Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль... или... ”, “сколько раз я играл роль... в руках судьбы”?
11. “Я ехал на перекладных из Тифлиса...”, “ Я однако ж не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая”, “Раз, – это было за Тереком, – я ездил с абреками отбивать русские табуны...”, “Вчера я приехал в Пятигорск...”. Кто эти “я”?
12. Признавал ли Печорин равенство в дружбе?
13. Что он предсказал Вуличу? Сбылось ли это предсказание?
14. “После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?” После чего? И сделался ли Печорин фаталистом?
15. Кто о ком говорит: “...никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства...”?
16. В романе “Герой нашего времени” часто используется приём подслушивания: “Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова”, “Я тихонько подошёл сзади, чтобы подслушать их разговор”, “Я слез и подкрался к окну: неплотно притворённый ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их слова”, “Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь”. Кого и что подслушивают герои?
17.Какой офицер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” напоминает капитана Миронова из “Капитанской дочки” А.С.Пушкина?
18. Назовите лермонтовские сравнения: “Воздух чист и свеж, как... ”, “Как…брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как... едва сам не пошел ко дну”.

Ответы на вопросы.

1. Роман “Герой нашего времени”.
2. “Сочинение”, “цепь повестей”.
3. “Один из героев начала века”.
4. Печорина.
5. Казбич – вождь горцев, воевавших против русских.
6. Черкесскую песню “Много красавиц в аулах у нас...” поет Казбич, русскую “Как по вольной волюшке...” – девушка в “Тамани”.
7. Пятигорск.
8. С “Исповедью” Ж.-Ж.Руссо.
9. Автор-повествователь в “Предисловии” к “Журналу Печорина”.
10. “...палача или предателя”, “...топора”.
11. Автор, Максим Максимыч, Казбич, Печорин.
12. Нет. “Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся...”.
13. “Вы нынче умрёте” – и ночью он был зарезан пьяным казаком.
14. После трех испытаний судьбы – пари Вулича, его гибели и захвата убийцы живым. Но “Я люблю сомневаться во всем” – Печорин не стал фаталистом.
15. Вера о Печорине в письме к нему.
16. Максим Максимыч – разговор Казбича и Азамата, Печорин – Грушницкого и княжны Мери, заговор против себя офицеров, хвастовство Грушницкого о ночном приключении с участием Печорина.
17. Штабс – капитан Максим Максимыч.
18. “...поцелуй ребенка”, “...камень” (дважды).

Чей это портрет? (По роману “Герой нашего времени”.)

1. “ … Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”.
2. “Из-за полуопущенных ресниц они [глаза] сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражения жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”.
3. “... Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль”.
4. “На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду”.
5. “…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей”.
6. “У нее такие бархатные глаза – именно бархатные, я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках …”.
7. “И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”.
8. “Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка…”.

1. Казбич.
2. Григорий Александрович Печорин.
3. Грушницкий.
4. Максим Максимыч.
5. Доктор Вернер.
6. Княжна Мери.
7. Бэла.
8. Вера.

Кто из героев романа “Герой нашего времени”…

1. “…ходил на кабана один на один”, а иной раз ветер “ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет”?
2. “… при встрече с противником “махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза”?
3. “…ужасно падок был на деньги”?
4. “…хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку…”.
5. “…не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…”.
6. “…трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названья”.
7. “…читает Байрона по-английски и знает алгебру”.
8. “…был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; …страсть к игре”.

1. Печорин.
2. Грушницкий.
3. Азамат.
4. Максим Максимыч.
5. Янко.
6. Казбич.
7. Княжна Мери.
8. Вулич.

Кто сказал о Лермонтове:

1. “… И через всю жизнь пронесем мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого ”.
2. “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова”.
3. “Вот в ком было это вечное, сильное искание истины”.
4. “Уже недалёко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем”.

1. И.Андроников.
2. А.П.Чехов.
3. Л.Н.Толстой.
4. В.Г.Белинский.

Тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зер­кало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою те­нью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружа­ясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и ду­шевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воин­ственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических на­блюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже на­стоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он зо­лотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густо­лиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню -в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любо­пытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком ли­стке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча.
— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты? ..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее законо­мерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому при­надлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни»?

2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?

3. Какое событие последует непосредственно после описанного в дан­ном эпизоде?

4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изобра­жении внешности героя литературного произведения?

Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окружен­ные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо…

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения?

2. Как называется глава, из которой взят фрагмент?

3. Какой герой появится в тексте непосредственно после описанного в данном эпизоде?

4. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя?

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле­ние…

5. Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: миллионы радужных лучей, в дымную даль, непроницаемою стеной.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произ­ведении в целом?

7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Цыганы»

Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Все тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно все; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы:
Нетерпеливо он идет,
Ку да зловещий след ведет.

Могила на краю дороги
Вдали белеет перед ним…
Туда слабеющие ноги
Влачит, предчувствием томим,
Дрожат уста, дрожат колени,
Идет… и вдруг… иль это сон?
Вдруг видит близкие две тени
И близкой шепот слышит он —
Над обесславленной могилой.

Ответы на тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. реализм
2. Печорин
3. дуэль
4. портрет
5. диалог
2 вариант
1. роман
2. Княжна Мери
3. Грушницкий
4. пейзаж
5. эпитет