Интернет

Лев и собачка смысл рассказа. Лев и собачка

Прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

Как понимаете эти слова? (Твое сердце его требует. Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.

Что вы уже знаете об этом писателе?

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)

Проверка домашнего задания

А насколько внимательно мы изучили произведение, сейчас проверим. У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Почему у отца было в руках ружье?

а) собирался наблюдать за морем

б) собирался покормить обезьяну.

в) собирался охотиться

2. Что сделал капитан?

а) прыгнул за борт

б) выстрелил в воздух

в) выстрелил в мальчика

г) выстрелил в обезьяну

3. Что закричал капитан?

а) «Помогите!»

б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

в) «Стой на месте!»

г) «Назад!»

4. Что сделал мальчик?

а) ухватился за канат

б) ухватился за край паруса

в) прыгнул в воду

г) повис на перекладине

5. Что сделали матросы?

а) полезли на мачту

б) натянули под мачтой полотно

в) прыгнули в воду

г) тоже стали стрелять

6. Как спасли мальчика?

а) вытащили из воды и откачали

б) поймали на натянутое полотно

в) сняли с мачты

7.Что после этого сделал капитан?

а) убежал к себе в каюту и заплакал

б) упал на палубу, заплакал

в) отнес мальчика в каюту.

8. Темой произведения является?

а) преодоление страха

б) желание поймать обезьяну

в) смелость отца

Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.

В чем причина ошибок?

Пробное действие.

Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Правила работы в паре (повторить).

Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ.

Обсудите в парах , что вы нарисовали (обсуждают);

Если вы увидите подобный вариант, руку поднимать не нужно.

(каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки)

– На доске появляются рисунки:

клетка для птиц или зверей.

шахматная клетка.

ткань в клетку.

клетка (тетрадная)

Дополняет учитель своими рисунками:

лестничная клетка.

грудная клетка.

клетка живого организма.

Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно? (Многозначное)

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Мнения детей разделились.

Положительные характеристики

Без клетки не мог бы существовать организм

Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали

Перевозить кошек

Чтобы не падать на лестнице

Скатерть в клетку красивее

Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки

Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя) и т.д.

Отрицательные характеристики

Браконьеры ловят зверей в клетках

Жестоко в клетках держать животных

Птица разучится летать в клетке

Клетка отделяет от своего родного дома

Животным лучше на воле, чем в клетке и т.д.

Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.

"СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ"

Тема сострадания в произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

М. Н. Перестенко, учитель начальных классов,

г. Белгород, МОУ - лицей №32

Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения известных писателей. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Возьмитесь за руки и покажите своё хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов на уроке.

2. Сообщение целей урока.

Сегодня я хочу назвать вас «юными читателями». Как вы думаете, почему? Ответы детей. Сегодня мы продолжим учиться быть внимательными читателями.

3. Речевая гимнастика

Скороговорка «Щенки» Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

4. Знакомство с новым произведением.

Сегодня к нашему у року я выбрала эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны» (на доске)

Прочитайте его про себя. – Что помогают понять эти слова?

Автобиография писателя (рассказывает один ученик)

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает? Но дело в том, что "Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории то плакал, и его за это звали "Лева-рева”.

Согласны ли вы. Что Толстой в детстве был «рёвой». Ответы.

А что заставляло его плакать, расстраиваться? Ответы.

Молодцы! Все эти качества можно назвать одним словом – сострадание. (на доске)

Эта черта называется - сострадание . Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича, и узнаем более точное определение слову сострадание.

Словарная работа Сострадание - это умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.

5.Чтение художественного произведения

Рассказ "Лев и собачка”. Читают хорошо читающие дети.

– Прислушайтесь к себе. – Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) – Какой эпизод показался вам самым напряженным? Найдите и подтвердите словами из текста, так, чтобы было понятно, что чувствовала собачка.

Деление рассказа на три части.

На какие смысловые части можно разделить текст этот текст? Ответы?

1. Человек и собака. 2. Собака в клетке. 3. Дружба льва и собаки. 4. Разлука друзей.

6. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

– Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Как вела себя собака, оказавшись в клетке у льва?

– Прочитайте, то она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске – слово "тревога”.

2) Чтение второй части

– Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в своей клетке?

На доске – слово "забота”.

Физкультминутка

3) Чтение третьей части

– Прошло ли чувство тревоги у собачки? Прочитайте (Вечером... и сложила свою голову.)

– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске – слово "доверие”.

-Что произошло в отношениях между животными, когда с одной стороны мы видим заботу. А с другой доверие? (Табличка «дружба» вывешивается на доску).

– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

Что произошло в 4 части? Почему животные расстались, что их разлучило? (Смерть собачки)

– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске – слово "тоска”.

- Сразу ли лев принял смерть собачки?

- Каким стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла? Ответы. Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?(вспрыгнул, ощетинился….) -Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. "Чуткому сердцу откроются тайны”.

Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Всегда может понять душевное состояние человека)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

Моделирование обложки.

Выбери правильную модель. Что общего у этих обложек? (тема). Назови произведения, которые подходят к этим обложкам.

(жанр - рассказ (прямоугольник), тема – о животных (коричневый))

5. Работа в парах

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Разыграйте диалог.

Домашнее задание

Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

9. Итог урока

Чему оно учит?

Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа!

10. Рефлексия

В конце звучит песня Энтина Ю. «Дорогою добра».

Литература

1. Учебник литературного чтения М. И. Оморокова. Ч. 1. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

2.Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы
Под ред. Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.

3.Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.

4.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами художественных произведений. М., 2007 г.

3 класс. Литературное чтение

Тема. Особенности сюжета были Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Цели урока. Определять нравственный смысл текста. Стимулировать интерес к рассказам Л. Н. Толстого.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Ход урока

этапы орг.

Деят. учителя

Деят. обуч-ся

1. Орг.момент

Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Показывают готовность к уроку.

2. Проверка д/з

1. Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Чиж и голубь»

2. Тест «Крылатые фразы»

Самопроверка (по творческим тетрадям)

3. Сообщение темы и постановка целей урока

1. Прочитайте запись на доске.

"Только чуткому сердцу откроются тайны".

Как вы понимаете эти слова?

2. Если правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали.

64 65 35

23 34 54 33 64 15 65 35 34 62

12 33 64 63 12 33 44

Что вы знаете об этом писателе?

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться

Лев Николаевич Толстой

Сообщение заранее подготовленного ученика

Добрые, внимательные, мудрые

4. Разминка

А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? Почему?

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них?

А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

3. Название рассказа.

О чём нам может рассказать заголовок?

Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

Что означает слово «быль»?

Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Грустно, печально.

Прослушивание

Рассказы детей.

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

Это б ыль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

5. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие текста.

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

2. Нацеливание.

После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Понравился рассказ?

3. Словарная работа.

Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

4. Определение нравственного смысла произведения.

Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

Назовите главных героев были.

Где происходит действие?

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Было ли вам кого-нибудь жалко?

Внимательно слушают.

Прослушивание записи рассказа

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

О любви и привязанности животных друг к другу.

Печаль, грусть, тревогу.

Лев и собачка.

В зверинце.

Очень жалко льва и собачку. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый – поделился с ней мясом, хотя поначалу встретил ее с удивлением.

6. Физминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,

А потом назад прогнулись.

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали.

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

А потом назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

Выполняют движения

7. Продолжение работы над темой.

1. Анализ произведения

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?

Подтвердите словами из текста.

Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.

2. Работа по иллюстрации учебника.

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
Как выглядят животные?
А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

Почему он убил другую собачку?

Отчего лев умер?
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

3. Вывод формулируют в паре.

Какой конец в этой истории?

Кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Чему учит эта история?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки

Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Работа в паре

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку.

Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

Дал новую собачку

Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.

Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Составляют конструкт-предложения.

Конец - ….(печальный, веселый, грустный, смешной, забавный).

Это - … (трагедия или комедия).

Мне больше всего жалко…, потому что…

Совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру … (могут, не могут) испытать глубокие и сильные чувства.

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, … сердце, они … (понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу).

Очень часто они оказываются … (мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас).

Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

1) Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

2) Выполнить задание в Творческой тетради на с. 47

9. Итог урока

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель?

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Делают выводы и обобщения.

Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им.

К нашим чувствам.

10. Рефлексия

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой принадлежал к высшему дворянскому сословию, являясь наследником графского титула своего отца. Появившись на свет в 1828 году, в родовой усадьбе своей семьи Ясная Поляна Тульской губернии, он был четвертым из пятерых детей.

После кончины родителей воспитание мальчика поручили родственнице из Москвы. Получив домашнее образование, в 1844 году Л.Н. Толстой продолжает обучение в Казанском университете. Изучение восточных языков не вызвало у будущего писателя интереса. Поиски своего места в жизни привели 23-летнего Толстого на Кавказ, началась офицерская служба с боевыми действиями. В это время в печати появляются первые писательские опыты Льва Николаевича. Публикуются повести с фактами из детской жизни самого писателя «Детство», «Отрочество», «Юность». Впечатления от офицерского быта выразились в произведениях «Казаки» (1852-63), «Рубка леса» (1855), «Набег»(1853).

После отставки Толстой отправился в долгое путешествие по Европе. Вернувшись домой, он целиком посвятил себя народному просвещению. Помог в открытии 20 сельских школ в Тульской губернии, в школе в Ясной Поляне преподавал сам, составлял азбуки и обучающие книжки для детей.

ЗВЕРИНЕЦ

Библиотека
материалов

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль.

Учитель: Трибунская И.В.

КГУ СШ№13 с.Озёрное

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Ознакомление с содержанием рассказа «Лев и собачка» Л.Толстого; понимание основной идеи, воспитание сочувствия, доброты к животным.

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это?

Что вы знаете о таком животном, как лев ?

А это кто?

Что можно сказать о собаке ? (

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ?

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

Почему?

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

Как лев относился к собачке?

Найди и прочитай этот момент в тексте.

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?

- Что же происходит с собачкой ? ( Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку?

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

Прочитайте про себя последние два предложения.

печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это …

-

варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Ознакомление с содержанием рассказа «Лев и собачка» Л.Толстого; понимание основной идеи, воспитание сочувствия, доброты к животным.

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

– Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.

Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, чтобы затронуть все эмоциональные струнки души каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация:

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Фестиваль «Педагогическая жемчужина»

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Голькина Ольга Васильевна, учитель начальных классов

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин - доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого (реферат Костюнина Оля, Лачугин Сергей, и Копытов Данил).

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали - Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

Это быль.

Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль -

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака - иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака - домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да - нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ - «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого - нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин - богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла - умерла.

Засовы - большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

- Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята - это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва - урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.