Деньги

Литература и понимание жизни. Сочинение по тексту Д

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.

Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Показать текст целиком

Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше "для галочки": то, что надо прочесть "(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)", а не для собственного удовольствия.

По мнению автора, читать литературные произведения необходимо "в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке" для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего книгу."Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека" - говорит Лихачев . Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при "полном погружении" может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить "не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей" и многое, многое другое.

Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать "с величайшим выбором". Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, - свое время на "суетность",

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я его воспринимаю, как близкого мне человека, с которым у нас родственные души.
Позволю себе привести только одну цитату из его статьи «Любите читать!»:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Д. С. Лихачёв прожил долгую, наполненную трудностями и лишениями жизнь, очень переживал за будущее России, за наше с вами будущее и оставил, как заповеди для последующих поколений свой моральный кодекс. Все его положения были составлены на основе христианского Евангелия.
О своих религиозных чувствах академик Д.С. Лихачев публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В заметках «О жизни и смерти» он писал так: «Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».
Немного переосмыслив лихачевские заповеди, мне захотелось воплотить их в стихотворную форму. Удивительно легко подбирались слова и складывались рифмы, возможно, потому, что это есть язык духовный!

1. «Люби людей – и ближних, и дальних»

Любите людей – и ближних, и дальних,
И будет всё меньше на свете печали:
Чем больше любви вы во вне отдаёте,
Тем больше её для себя обретёте.

2. «Твори добро, не видя в том заслуги»

Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!

3. «Люби мир в себе, а не себя в мире»

Любите мир в себе, а не себя в сём мире,
К гармонии стремясь мятущейся душой,
Ты сам не сотвори вдруг из себя кумира,
Чтоб не смешать свой дух с тщеславною толпой!

4. «Будь рыцарем и с женщиной, и в споре»

Будь рыцарем и с женщиной, и в споре,
И на полшага просто отступи,
Порою лишь уступкой дверь откроешь,
В которую и силой не войти!

5. «Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись»

Из чистого источника культуры
Ума и сердца голод утоли!
Бери, но знай: всё хорошо, что в меру,
А мера то, что сможешь унести!

6. «Твори по силам – дело не в масштабе»

Твори по силам – дело не в масштабе,
Пусть будет мал кирпичик для стены,
Так, дальний путь мы отмеряем шагом,
Ведь в этом шаге смысл любой длины!

7. «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир»

Не уставай в труде и чЕрпай знанья,
Достойным людям будет путь открыт
Для творчества и миросозиданья,
И Божьих промыслов и малых, и больших…

8. «Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай»

Ни зависти, ни жадности, ни злобы
Ты в сердце никогда не допускай,
Коль в нём живёт Любовь и Вера в Бога,
Там места не останется для зла!

9. «Не помни зла и злого пожалей»

Не помни зла и злого пожалей,
Когда поймёт он, что такое горе,
Не помня зла, воды ему налей,
Он так ничтожен в злобе, так ничтожен…

10. «Будь скромен – чванство низко и смешно»

Будь скромен – чванство низко и смешно,
Им путь к тщеславью устилают люди,
Забыв, что пресыщение - грешно,
А скромность - благодетельное чудо!

11. «Настраивай себя сам – достоинство твой камертон»

Внутри себя достоинство храни,
И будешь почитаем ты людьми:
Кто сдержан – тот спокоен и умён,
И низостью не будет уязвлён!

12. «Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам»

Лживым словом не делись,
Лицемерье - непригоже,
Правда упрощает жизнь,
Ложь обходится дороже!

13. «Не казни себя за ошибку, а извлеки из неё урок»

Мы на ошибках учимся своих,
Едва лишь сделав в детстве первый шаг,
Ведь в жизни каждый учится ходить
Не на чужих, а на своих ногах!

Читая книгу, проживаешь
Ты столько жизней, сколько книг
В своей ты жизни прочитаешь,
И знанья чЕрпаешь из них!

15. «Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени»

Неуловимо Время,
Никто над ним не властен,
Лишь оценив мгновенье,
Ты будешь в жизни счастлив!

16. «Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого»

Мы пришли в этот Мир на время,
Чтоб постичь и улучшить его,
Для духовного преображенья,
Не прося взамен ничего!

17. «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух»

Нам Вера, как маяк в ночи,
Как пламя трепетной свечи,
Что мы, как душу бережём,
Пока Создателю вернём!

18. «Будь памятлив – в прошедшем твой исток!»

Будь памятлив – в прошедшем твой исток,
И сколько бы веков не отсчитало Время,
История есть жизненный урок,
В котором судьбы многих поколений!

19. «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»

Не ищите вы лёгких дорог,
Смысл развития – в преодолении,
Чем труднее и выше прыжок,
Тем весомей его значение!

20. «Старайся всегда соблюдать чувство меры»

Всему есть мера – тонкая черта,
Что из законов жизненных взятА
Из тех, что буквою Закона утверждён,
И «жизнь по совести» - неписанный Закон!

21. «Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни – своего, а не взятого с чужого плеча»

Бывает, мы устало опускаем руки,
Не видя смысла жизни впереди,
Но, лишь пройдя страдания и муки,
Мы этот смысл сумеем обрести!

22. «Будь совестлив: вся мораль – в совести»

Быть может, вам предложат лёгкий путь,
Где нужно только грань перешагнуть,
И малодушно отвести глаза
От той черты, где «можно» и «нельзя».
На этот счёт лишь совесть даст ответ:
Достойно это будет или нет!

23. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!»

Чти прошлое – начало всех начал,
Хоть в настоящем всё же твой причал.
И, жизнь творя, в ней постигая суть,
Ты в будущее пролагаешь путь!

24. «Будь патриотом и не будь националистом»
«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим».

Будь патриотом, Родине служи,
Но с разными народами дружи!
Народ, что уважать других привык
Для мира будет ценен и велик!

25. «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»

Нам Земля – колыбель от рожденья - навек,
Человеческий род нескончаем,
«Как прекрасна Земля, и на ней человек!» -
Я есенинский слог повторяю!

Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворенное ими сохраняй, и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра». Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания.

Выдающийся советский исследователь Д.С. Лихачев сказал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Я думаю, что он имел в виду возможность читателя проживать тысячи жизней, примеряя на себя судьбу каждого узнанного героя. Мы можем не испытывать позора Сонечки Мармеладовой или умиротворения Веры Павловны, достаточно просто открыть романы Достоевского или Чернышевского, чтобы почувствовать эти состояния. Благодаря чтению мы можем путешествовать по разным мирам, странам и временам, не выходя из дома. Поэтому начитанный человек, как правило, имеет широкий кругозор и лучше разбирается в людях.

Чтобы обосновать свою точку зрения, приведу примеры из литературы. В повести Тургенева «Фауст» показано сокрушительное влияние литературы, способное переменить жизнь человека, переломить ход его личной истории. Главная героиня Вера Николаевна до 28 лет не прочитала ни одной книги (из художественной литературы). Ее строгая мать полагала, что девушке вредно их читать. В дальнейшем Вера вышла замуж, занималась лингвистикой и естественными науками, но романы и стихи по-прежнему не интересовали ее. После того, как рассказчик прочел ей самое известное произведение Гете «Фауст», на Веру обрушился весь груз того опыта, от которого ее тщетно оберегали. Она познала любовь, страсть и другие сильнейшие чувства, что до этого момента никак не касались ее, она их просто не понимала. Не выдержав напряжения, героиня скончалась. Литература действительно дает нам обширнейший опыт жизни, который нельзя обрушить на неподготовленного человека, как мой опыт на младенца, например. Переживания, мысли и эмоции приходят к нам постепенно, как и серьезные книги, ведь проза и поэзия тоже являются источниками духовной материи, подобно жизни.

Другой пример можно найти в поэме Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня, в отличие от своей сестры, была начитанна и вдумчива. В то время, как Ольга легкомысленно и поверхностно относилась к жизни, Татьяна серьезно и основательно мыслила и чувствовала. Ее любовь к Онегину была глубока и сильна, ее нравственные устои непоколебимы, а проницательность и мудрость в финале покорили Евгения. То есть, начитанность во многом сформировала ее характер. Когда девушка отыскала библиотеку возлюбленного, она поняла его душу и простила ему холодность. Значит, именно книги дали совсем юному человеку знание жизни и необходимую эмоциональную зрелость, которые позволили Татьяне разобраться в создавшейся ситуации и принять ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что Лихачев хотел сказать о роли литературы в формировании личности и в ее развитии. Чтение помогает нам приобрести мудрость раньше того момента, когда мы уже не сможем ею воспользоваться. Более того, книги дают нам возможность узнать, увидеть, почувствовать то, чего бы мы никогда не смогли пережить в своей жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Урок русского языка в 9 классе. Разработала: Хорубко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

Тема урока : Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Цели урока :


  1. Формировать основные навыки работы с текстом: учить видеть структуру текста, выявлять микротемы, находить тезисы и аргументы, различать главную и второстепенную информацию.

  2. Закрепить навыки краткого пересказа текста, соблюдая логиеские связи между его частями.

  3. Учить сжимать текст при помощи основных приемов: обобщения и исключения.

  4. Продолжить воспитание у школьников любви к книге и чтению.
Тип урока : урок развития речи.

Оборудование : текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения (из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012)

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение ученикам темы и целей урока.

  3. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом предполагает знание структуры текста, правильное выделение его смысловых частей, умение использовать приемы сжатия текста.

Что означает слово «сжатое»?

Какие приемы сжатия текста нам известны?

На партах у учащихся: текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения (из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012).

Текст Д.С. Лихачева.

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллекту-ального развития – чтение.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям куль-

туры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере

результатом самовоспитания.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтбы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, ко-торые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры. Чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание време-нем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную лите-ратуру. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

4.Работа по тексту.


  1. Прочитайте текст. К какому типу речи он относится? (Рассуждение).

  2. Какова основная мысль текста? (Основная мысль: чтение – основной способ интеллектуального развития человека).

  3. Вспомните определение основных понятий: микротема, тезис, аргумент.

  4. Как можно озаглавить текст? «Чтение – основа развития человека»,«Любите читать».

  5. Из скольких частей состоит текст? Текст состоит из шести частей.

  6. Выделите основные мысли каждой из микротем.

№ абзаца Микротема

1 Каждому человеку нужно заботиться о своем

интеллектуальном развитии.

2 Чтение – основной способ интеллектуального

развития.

3 Интерес к чтению – результат

литература дает понимание жизни.

современную литературу. Главное – не быть

суетным, не терять время.


  1. Поскольку данный текст относится с рассуждению, необходимо выделить тезис и аргументы автора.
Тезис: Чтение – основной способ интеллектуального развития человека.

Аргументы: 1)Необходимо развивать в себе интерес к чтению. 2) Чтение с удовольствием делает человека мудрым и развивает понимание жизни. 3)Читайте больше и с величайшим выбором. 4)Современная литература дает ответы на вопросы сегодняшнего дня.

8.Работа над сжатием текста.

Мы будем сжимать текст при помощи способов исключения и обобщения информации.

В своей работе мы объединим первые три абзаца исходного текста:

Каждый человек должен заботиться о своем интеллектуальном развитии при помощи чтения. Оно должно быть интересным читателю. Интерес к чтению – результат самовоспитания человека.

В следующем абзаце следуют аргументы-доказательства авторского тезиса.

Литература дает жизненный опыт, делает человека мудрым и интеллигентным, развивает понимание жизни. Все это возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, вникаете в каждую мелочь. Смотрите телепередачи и читайте книги с серьезным выбором. Не растрачивайте время на несущественные произведения. Уделяйте внимание как классической, так и современной литературе. Она даст ответы на вопросы сегодняшнего дня.

Здесь мы исключили повторы слов (понимание, мелочи ), авторское пояснение в скобках (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия ), вопросительные предложения. Конструкции предложений сделали более простыми. Обобщаем предложения, связанные одной мыслью.

Поэтому больше читайте, но не будьте суетны в своем выборе литературы. Это убережет вас от потери самой большой ценности - времени.

Мы заменили часть предложения местоимением, устранили повторы слов, однородных членов предложения. Обобщили предложения, близкие по смыслу.

Логические связи между частями текста обеспечивают слова одной тематической группы (книга, чтение, литература), резюмирующие слова (поэтому), использование личных и указательных местоимений.

5.Подведение итогов урока.

Какие приемы сжатия текста мы использовали?

Все ли цели урока были достигнуты?