Здоровье

Литературный процесс в первой четверти XIX века (судьбы классицизма, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм). Романтизм как литературное направление

Классицизм Литературное направление XVII – начала XIX веков Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме» , образцах.

Автор должен был соблюсти три классических единства: Единство действия - пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. Единство места - действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту. Единство времени - действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если это была ода, то она должна была быть написана книжным языком по случаю торжественного или знаменательного события. В комедии допускалась разговорная и даже просторечная лексика.

Высшие жанры: эпопея; эпическая поэма; трагедия; ода. Произведения высших жанров должны были отражать государственные или исторические события, главными героями могли быть монархи, полководцы, аристократы, а также боги и герои античной эпохи.

Низшие жанры: комедия; сатира; басня. В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных людей.

В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким жанром была ода, в которой поэты прославляли деяния Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, победы русских войск или обращались к славному будущему России, которое неизменно связывали с благами царствующих монархов. Основным низким жанром была басня. В русских баснях высмеивались пороки общества, но басни же носили поучительный характер.

Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.

Сентиментализм Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Основные жанры сентиментализма: повесть элегия роман письма путешествия мемуары

В Россию сентиментализм проник в 1780 -х - начале 1790 -х благодаря переводам романов среди которых «Вертер» И. В. Гёте. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» Его повесть «Бедная Лиза» (1792) - шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж. -Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер. В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.

Романтизм Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам.

Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.

Эстетические и теоретические каноны романтизма Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации: уход в мир фантазии; концепция путешествия, дороги.

Концепция героя: романтический герой всегда исключительная личность; герой всегда в конфликте с окружающей действительностью; неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности; эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Речевой стиль романтического произведения: предельная экспрессия; принцип контраста на уровне композиции; изобилие символов.

Основные жанры романтизма: Элегия Идиллия Баллада Новелла Роман Фантастическая повесть

Реализм Литературное направление XIX в. Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами.

Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание» . Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40 -х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.

Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность. В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателяреалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами.

В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают: критический (социальный) реализм; реализм характеров; психологический реализм; гротескный реализм.

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов» , повести «Капитанская дочка» , «Дубровский» , «Повести Белкина» , роман в стихах «Евгений Онегин») М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени») Н. В. Гоголь («Мертвые души» , «Ревизор») И. А. Гончаров («Обломов») А. И. Герцен («Кто виноват? ») Н. Г. Чернышевский («Что делать? ») Ф. М. Достоевский («Бедные люди» , «Белые ночи» , «Униженные и оскорбленные» , «Преступление и наказание» , «Бесы») Л. Н. Толстой («Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение»).

И. С. Тургенев («Рудин» , «Дворянское гнездо» , «Ася» , «Вешние воды» , «Отцы и дети» , «Новь» , «Накануне» , «Му-му») А. П. Чехов («Вишнёвый сад» , «Три сестры» , «Студент» , «Хамелеон» , «Чайка» , «Человек в футляре») В. Г. Короленко («В дурном обществе» , «Дети подземелья» , «Парадокс» , «Река играет») А. И. Куприн («Юнкера» , «Олеся» , «Штабс-капитан Рыбников» , «Гамбринус» , «Суламифь») А. Т. Твардовский («Василий Теркин») В. М. Шукшин («Срезал» , «Чудик» , «Дядя Ермолай») Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго») М. А. Шолохов («Тихий Дон» , «Судьба человека») М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце")

Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений , но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм . И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
XVII - XIX вв. (17-19 вв)

Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.

А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
Н. Буало;
П. Корнель;
Ж. Расин;
Ж.-Б. Мольер
Особенности

  • разум - превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);

  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в "высоких жанрах", а философские конфликты в "низких");

  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;

  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;

  • главный конфликт - конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);

  • соблюдение "трех единств" для драматических произведений (места, времени, действия);

  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.

Жанры Высокие: трагедия, ода, поэма.

Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Сентиментализм

Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.

Сентиментализм
Периодизация и место зарождения Вторая половина XVIII века.
Представители в русской литературе Н. М. Карамзин;
А.Н. Радищев.
Представители в зарубежной литературе Лоренс Стерн;
Ричардсон;
Жан-Жак Руссо.
Особенности

  • чувства - превыше всего;

  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);

  • особый интерес к чувствам героя;

  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).

Жанры Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь.

Романтизм

Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.

Романтизм
Периодизация и место зарождения конец XVIII - первая половина XIX века.

Зародился в Германии.

Представители в русской литературе В. А. Жуковский;
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения);
А. С. Пушкин (ранние произведение);
К. Н. Батюшков;
Е. А.
Баратынский;
Н. М. Языков.
Представители в зарубежной литературе Ф. Шлегель;
Ф. Шеллинг;
Ж.Сталь;
Ламартин;
Виктор Гюго;
Альфред де Виньи;
Проспер Мериме.
Особенности

  • двоемирие, бегство от действительно в идеальный мир, деление света на "здесь" и "там" ("здесь" - притеснения, несчастная жизнь по чужой воле, "там" - воплощение мечт о жизни);

  • углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм);

  • новый тип героя - исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой;

  • использование автором фольклора, упоминание исторических событий.

Жанры роман, поэма, баллада.

Реализм

Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Реализм
Периодизация и место зарождения XIX век.

Зародился в европейских странах.

Представители в русской литературе А. С. Пушкин;
Л. Н. Толстой;
Ф. М. Достоевский;
А. П. Чехов.
Представители в зарубежной литературе О. де Бальзак;
Ч. Диккенс;
Э. Золя
Особенности

  • достоверность изображаемых событий ("Война и мир" Л. Н. Толстого);

  • типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность (воспитание Обломова или Татьяны Лариной);

  • характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее);

  • персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского);

  • принципы историзма, народности ("Тихий Дон" М. А. Шолохова) ;

  • новые типы героев (тип «маленького человека» (Девуш­кин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего челове­ка» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского).

  • неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев)

Жанры роман, роман-эпопея, рассказ, повесть.

Типы реализма

Типы реализма
Название Черты Период Примеры из русской литературы Примеры из зарубежной литературы
Просветительский реализм Вера в разум человека, развитие творческих черт. XVII - XVIII век. А. Н. Радищев;
Д. И. Фонвизин;
Г. Р. Державин;
Д. Дефо;
Дж. Свифт;
Вольтер.
Критический реализм произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. 1840 - 1890 -е гг. В. Г. Белинский;
Н. Г. Чернышевский;
Н. А. Добролюбов;
А. П. Чехов
Оноре де Бальзак;
Джордж Элиот
Социалистический реализм изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. 1920-1980 - е гг. Н. А. Островский,
М. А. Шолохов,
А. Н. Толстой,
Д. Бедный,
позднее творчество В. В. Маяковского
А. Барбюс;
М. Андерсен-Нексе;
И.-Р. Бехер;
В. Бредель.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 - 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Ассоциативность, "эстетика морального шока", эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 - 1920 гг.
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.

Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль

Наиболее значительные литературные направления русской литературы:

классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм

Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.

Основные черты классицизма :

⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия

Типичные произведения русского классицизма :

⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»

Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»

Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.

Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.

Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.

Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.

Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.

Основные черты сентиментализма :
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
⦁ главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия

Типичные произведения русского сентиментализма :
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»

Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.

Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.

Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.

А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.

Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».

Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.

Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.

РЕАЛИЗМ

Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.

Основные черты реализма :
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии

Типичные произведения русского реализма :

⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.

Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.

Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.

Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.

РОМАНТИЗМ

Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.

Основные черты романтизма :

⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска

Типичные произведения русского романтизма :

⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»

Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»

Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.

Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.

Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.

Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).

ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.

Основные черты футуризма :
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество

Представители футуризма :

⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).

1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.

В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.

Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).

Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.

АКМЕИЗМ

Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.

Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.

Основные черты акмеизма :
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор

Представители акмеизма :

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.

Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.

Пример произведения: А. Ахматова «Гость»

Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.

Тема. Неразделённая любовь.

Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.

Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.

Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.

Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.

Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.

Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания

Типичные произведения русского модернизма :

⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.

Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.

Основные черты постмодернизма :

⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов

Типичные произведения русского постмодернизма :

⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.

СИМВОЛИЗМ

Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.

Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.

Основные черты символизма :

⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)

Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »

Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.

Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.

⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.

Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.

Литературное направление – это идейно-эстетическая общ­ность группы писателей определенной страны и эпохи, полу­чившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной тра­диции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литерату­ры наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм.

Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели,

Разные по идей­ным взглядам и эстетическим особенностям творчества, т. е. в од­ном литературном направлении могут быть разные течения. Тече­ние предполагает общность этического и общественного идеала, художественных принципов и приемов.

Так, в русском классицизме выделяются “сумароковское” и “ломоносовское” течения.

Классицизм – литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен

Принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга.

Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге “Поэтическое искусство”. В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):

– Основной конфликт произведений – борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.

– В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т. д.), т. е. характеры были однолинейны.

– В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы.

В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.

В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.

Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.

Во Франции ведущими писателями классицизма были дра­матурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (ко­медия), Ж. Лафонтен (басня).

В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский клас­сицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась нацио­нальная специфика. Если западноевропейский классицизм об­ращался к античным сюжетам, то русские писатели брали мате­риал из национальной истории. В русском классицизме отчетли­во звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.

Представители классицизма в русской литературе – А. Д. Кан­темир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин.

Романтизм – явление неоднозначное. Развивается в литера­турах Европы и России с конца XVIII – в первой трети XIX в. В каждой стране романтизм имел свои особенности. Высокими ориентирами романтизма являлись в Англии – Дж.

Г. Байрон, во Франции – В. Гюго, в Германии – Э. Т. А. Гофман и Г. Гейне, в Польше и Беларуси – А. Мицкевич.

В романтизме доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к действительности, которая выражается не столько в воссоздании, сколько в пересоздании ее. Писателей романтизма объединяли некоторые общие черты:

– Неудовлетворенность действительностью, разлад с ней, разочарованность вели к созданию картины мира, соответствую­щей идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от дей­ствительности. Одни – в мир туманных мечтаний, мистического прошлого, потусторонний мир (так называемый пассивный ро­мантизм, или, точнее, – религиозно-мистический).

Другие меч­тали о будущем, звали к борьбе за переустройство общества, за личную свободу (активный или гражданский романтизм).

– Герои романтической поэзии – личности необычные, ис­ключительные. Это либо разочарованные в жизни бунтари-оди­ночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, ради счастья других гото­вые на самопожертвование.

– Исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах, в которых они и проявляют все свои необык­новенные качества, причем герои действуют вне социально – бытовых условий. Действие может происходить в экзотических странах, в потустороннем мире.

– В романтических произведениях преобладает лирическое начало. Тон их – эмоциональный, приподнятый, пафосный.

В России религиозно-моралистический романтизм представ­лен творчеством В. А. Жуковского, гражданский – К. Ф. Рылее­ва, В. К. Кюхельбекера. Отдали дань романтизму А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, ранний М. Горький.

Реализм – литературное направление, в котором окружаю­щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а “типические характеры дей­ствуют в типических обстоятельствах”.

Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека – в психологических, социальных и дру­гих аспектах его личности.

Общие для реализма черты:

– Историзм мышления.

– В центре внимания – действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями.

– Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности.

– Человек изображается во взаимодействии со средой в дос­товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия­ние социальной среды на духовный мир человека, формирова­ние его характера.

– Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру­гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель­ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит).

– В произведениях реализма представлены глубокие конфлик­ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель­ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло­жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию.

– Характер и тип реализма зависит от общественно-истори­ческой обстановки – в разные эпохи он проявляется по-разному.

Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности – и к среде, обще­ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен­ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы­вать реализм XIX в. критическим.

Крупнейшими русскими реалистами были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов.

Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про­изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького “Мать”. В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур­манов, М. Шолохов, А. Твардовский.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Литературные направления и течения 1. Литературное направление – часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления: А) Классицизм, Б) Сентиментализм, В) Натурализм, […]...
  2. В этом сочинении мы рассмотрим основные направления в русской литературе (классицизм, реализм, синтементализм и романтизм) и их особенности. Черты классицизма: Классицизм (от лат. “образец”) – художественное направление, для которого характерно высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Писатели-классицисты целью литературы считали – воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед […]...
  3. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) – совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства. При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в “Недоросле” Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького). Выделяются четыре основных литературных […]...
  4. Обличая пороки и предрассудки феодального строя, лучшие умы “века Просвещения” призывали к установлению иного порядка, при котором жизнь человека и общества управлялась бы законами разума, а государство заботилось бы о всеобщем благе. Поэтому, когда в конце этого же века произошла Великая французская революция, многие современники восприняли ее как начало осуществления провозглашенных просветителями идеалов Свободы, Равенства […]...
  5. Первая треть XIX в. в европейской литературе характеризуется стремительным развитием новых литературных явлений. На начало 19 века века приходится расцвет в Европе такого литературного направления, как романтизм. Центральным объектом в романтических произведениях стал человек, его личность, самоценность, индивидуальность. Романтики, в отличие от просветителей, провозгласили культ не разума, а чувств человека, культ страстей, воображения […]...
  6. РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направле­ние в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основ­ной особенностью реализма является социальный анализ, ху­дожественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерно­сти общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
  7. Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
  8. Характерными чертами стиля являются элементы импрессионизма (франц. – впечатление) и романтизма, которые развивались на реалистическом фоне. Многие писатели анализировали творчество С. Васильченко, в частности Леся Украинка отмечала, что “Реализм и романтизм соединяются в лице одного автора на тысячи примеров во всех литературах и это совсем законное единения”. Это не тот импрессионизм, свойственный декадентам. В творчестве […]...
  9. В аристократической среде господствующее положение заняла культура рококо, нашедшая отражение и в литературе. Этому утонченному, но поверхностному направлению противостоит литература Просвещения, в которой выделяются несколько направлений: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Параллельно Просвещению все более набирает силу антипросветительское течение, которое сейчас именуют предромантизмом. Стиль рококо во Франции. Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок […]...
  10. Литературное направление – это идейно-эстетическая общность группы писателей определенной страны и эпохи, получившая программное обоснование. Принадлежность писателей к одному направлению определяется единством культурной традиции, относительным сходством мировосприятия и способов воспроизведения действительности. В истории русской литературы наиболее значительными направлениями были классицизм, романтизм и реализм. Литературное направление отличается от течения. К одному направлению могут принадлежать писатели, разные […]...
  11. КЛАССИЦИЗМ – художественный метод и направление в европейской и русский литературе XVII-XVIII веков. В России к нему можно отнести творчество таких писателей, как Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин, Крылов. В Рос­сии классицизм носил главным образом просветительский ха­рактер и основывался на культе Разума; классицисты выступали за образование и просвещение, развитие науки и культуры. Метод классицизма сводился к достаточно […]...
  12. В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни. […]...
  13. Все раннее творчество М. Горького направлено на поиск положительного героя, с одной стороны, и на беспощадное обличение существующей действительности – с другой. Поэтому в творчестве молодого писателя своеобразно переплетаются два художественных метода – романтизм и реализм. Это подтверждает сам М. Горький в статье “О том, как я учился писать”: “Итак, на вопрос: почему я стал […]...
  14. Классицизм (от лат. Classicus – “образцовый”) – напряженно-драматический и в то же время гармонически-величественный стиль – окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с […]...
  15. Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова стало предметом глубокого исследования еще при жизни поэта. Подтверждение тому – две большие статьи В. Г. Белинского (1840-1841), посвященные роману ” Герой нашего времени” и лирике Лермонтова. Многие ученые занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, […]...
  16. Это грустная дума о нашем времени. В. Г. Белинский “Герой нашего времени” многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще своего значения для автора “Демона” и “Мцыри”. Преимущественное внимание к внутреннему миру человека, аналитический способ его раскрытия, психологический самоанализ героя, некоторая загадочность его прошлого, контрастность характеров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в композиции, заметно выраженный […]...
  17. Литературные направления и течения Классицизм Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XIX веков. Название образовано от латинского “classicus” – образцовый. Особенности: 1. Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону, выдвижение на этой почве принципа “подражания природе”, который подразумевает строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых […]...
  18. Реализм – литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, “взятых из самой действительности”. Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, […]...
  19. А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда […]...
  20. Реализм (франц. realisme – материальный, предметный) – литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним отображением действительности на основе типизации жизненных явлений. История термина “реализм” является длительной и оригинальной. В первый раз о “реалистах” заговорили еще в XI-XII веках. Так называли представителей схоластического философского направления, которые, в отличие от их оппонентов “номиналистов”, считали, что реально существуют […]...
  21. Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа, Искусство. Основные принципы реализма: […]...
  22. Классицизм прежде всего следует рассматривать как художественное направление, объединившее по своим философским, политическим и эстетическим позициям деятелей искусства, выражавших идею поддержки сильного централизованного государства во главе с абсолютным монархом, укрепляющим единство страны. Во Франции XVII века, а затем и в России XVIII века классицизм становится единым общегосударственным стилем в литературе и других видах художественного творчества. […]...
  23. В европейском искусстве ХІХ ст. было немало художников, которые походили из высших слоев общества и обрабатывали тему простонародья на манер О. Венецианова, “пейзанскую” манеру которого не воспринимал Шевченко. Такими были дрезденский рисовальщик Людвиг Рихтер, который чарующе изображал немецкую народную жизнь, прежде всего родственную идиллию. График Леон Пети с большой симпатией воссоздавал сцены сельской жизни – […]...
  24. Несмотря на большую разницу между двумя партиями интеллигентов-радикалов (старыми народниками и новыми марксистами), у них были и некоторые общие незыблемые принципы: в первую очередь, агностицизм и стремление подчинить все человеческие ценности идее социального прогресса и политической революции. Образованные консерваторы и славянофилы тоже взяли за правило ставить политическое и социальное превыше всех остальных ценностей, и православие […]...
  25. Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению. Зрелый просветительский классицизм установился в России во второй половине 18 века. В это время одно из ведущих мест занимают историческая живопись и парадный портрет, Большую серию […]...
  26. Классицизм как направление складывается на рубеже XVI – XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей “Плеяда”, которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере […]...
  27. Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы. В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С […]...
  28. Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных на – правлений, борющихся между собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, возвышенным стилем русский классицизм. Он сказывается, например, в ранней поэзии Рылеева, Пушкина и других поэтов. Классицизм пропагандируют и консервативные писатели, […]...
  29. Почему А. Н. Радищев называет “осьмнадцатое столетие” одновременно безумным и мудрым? Восемнадцатый век Радищев оценивал как век противоречий. С одной стороны, Россия достигла большого прогресса в по­литической сфере, в укреплении государ­ственности, авторитета на международ­ной арене. Расширились и укрепились границы России. Радищев, несомненно, высоко оценивал распространение и раз­витие идей просвещения и их влияние на общественную и […]...
  30. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочине­ния греческого философа Аристотеля и римского поэта Гора­ция. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей. Высокие жанры – […]...
  31. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.5. Литературный процесс: классицизм Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию. Классицисты ориентировались в художественном творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация. Отсюда строгая регламентация литературных жанров и стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. […]...
  32. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы – […]...
  33. На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным веком”. Специфика “серебряного века” заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны […]...
  34. Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения – консервативное и революционное. Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с […]...
  35. Авторы андеграунда (или “подполья”) требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться под требования редакторов. Писателей “роднит” одно очень существенное обстоятельство. Они остро полемичны по отношению к советской действительности и ко всем без исключения рекомендациям социалистического реализма насчет того, как эту действительность изображать, в первую же очередь […]...
  36. Литература Петровской эпохи: панегирическая и “частная”. Проповеди Феофана Прокоповича. Формирование светской литературы. Становление и эволюция классицизма: истоки мирового классицизма: основные черты (культ разума, гражданственность, идеализация героев, четкое деление героев на абсолютно положительных и отрицательных, схематизм в сюжетно-композиционной организации текста). Основные принципы эстетики: подражание образцам (эталон – искусство и культура античности), подражание природе. Принцип трех единств […]...
  37. Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века 1.2. Литературный процесс: ренессансный реализм XVII век продолжает претворять ренессансные традиции в литературе в условиях изменяющейся исторической картины мира. Ренессансный реализм не сформировался в самостоятельное направление в XVII в., но оказал существенное влияние на художественное мировоззрение писателей барокко и классицизма. В отличие от гуманизма эпохи Возрождения ренессансный реализм […]...
  38. РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ уче­ника на вопрос о реализме: “реализм правдиво изобража­ет реальность”. Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского “Недоросля”, и державинскую “Фелицу”, и карамзинскую “Бедную Лизу”, и уж тем более “Путе­шествие из Петербурга в Москву” неистового Радищева отнесем к реализму – потому […]...
  39. Произведения А. И. КупринА поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель де- лает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристокра- тию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самы- ми разными людьми. Куприн изъездил всю Россию, меняя од- ну профессию […]...
  40. РОМАНТИЗМ – творческий метод и литературное на­правление, возникшее первоначально в Европе, а затем и в России в конце XVIII – начале XIX веков (Байрон, Шелли, А. Шенье, В. Гюго, Жуковский, Батюшков, ранний Пушкин, Ры­леев и др.). Впоследствии романтизм оказался вполне жизне­ способным методом и неоднократно возникал в литературе вплоть до современности (Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок, Горький […]...
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс .

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Карамзина «Бедная Лиза».

3. Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

Задание

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.

Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..

Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: , и.

Вершиной русского классицизма является творчество (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова - тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».