Государство

Магистр свободных искусств. Биография Кто же гений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование жизненного пути и творчества хореографа и балетмейстера Евгения Панфилова. Анализ особенностей развития движения современного танца в России. Обзор его деятельности художественным руководителем театра. Описания балетных постановок и наград.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    "Кармен" как вершина оперного творчества Ж. Бизе. История создания и постановок оперы. Специфика работы над ролью, особенности ее вокально-исполнительской интерпретации певцом. Образ и характеристика главной героини. Современная трактовка спектакля.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Изучение биографии известного французского модельера Юбера де Живанши. Исследование взаимосвязи между живописью и творениями дизайнера. История создания кутюрье нарядов для фильмов и балетных постановок, сотрудничество с легендарными дизайнерами.

    презентация , добавлен 12.09.2015

    Характеристика профессии хореографа (преподавателя танца) – творческого работника, создающего собственные хореографические произведения. Требования к индивидуальным способностям и особенностям специалиста. Деятельность хореографа, условия труда.

    презентация , добавлен 28.11.2013

    Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. Начало творческого пути. Лейпцигский период, школа святого Фомы. Артистическая и творческая деятельность. Дети Иоганна Себастьяна. последние произведения, характеристика творчества.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Полное название одного из самых известных произведений живописи - картины Леонардо да Винчи "Джоконда". Описание изображения на картине. Улыбка Моны Лизы – одна из самых знаменитых загадок. Мнения исследователей о портрете Джоконды и ее загадочной улыбки.

    реферат , добавлен 24.06.2011

    Краткий биографический очерк жизни, личностного и творческого роста легендарного британского кинорежиссёра, продюсера, сценариста Альфреда Хичкока, анализ его самых знаменитых работ. Особенности фильмов Хичкока, использование в них элементов саспенса.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Легенды из жизни мастера: начало пути, долгая дорога к голливудской жизни, рождение мышонка, музыкальная "глухота", разноцветный успех, "Белоснежка" - сумасбродство Диснея. Как Уолт Дисней повлиял на советские мультфильмы, победа творческого воображения.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

Ролан Пети. Классик и новатор. Утверждавший, что задача хореографа — «следовать за музыкой», и создавший балет, который не зависел от музыки; «следовать за музыкой» — но балеты которого опираются на сюжет, как на стержень, а не используют сюжет лишь как повод для танца. Сценарии для его балетов писали Жан Кокто, Жан Ануй, Жорж Сименон и — он сам. Хореограф, который ставил балеты для Майи Плисецкой и для Пинк Флойд. Балетмейстер, ценивший именно классическую хореографию, учившийся под руководством Сержа Лифаря, когда-то ведущего солиста «Русского балета» Дягилева, и балетмейстер, смело раздвигающий границы классического танца, используя бытовой жест, удивительно естественный и нужный среди условных балетных па.

Родился Ролан Пети в 1924 году, в Париже. В 9 лет он поступил в балетную школу пр и Парижской Опере, в 1940 году закончил ее, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем — известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан — представил свой первый опыт в хореографии — небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».

А в 1945 году Пети поставил в Театре Елисейских полей свой первый балет «Комедианты». Развивая успех, Пети организовал собственную труппу «Балет Елисейских Полей».

Через год Пети создал одноактный балет «Юноша и смерть». И, вот уже более 60 лет, этот балет регулярно появляется в репертуарах театров всего мира. Пети задумал одноактный балет для танцовщика своей труппы, Жана Бабиле и обратился к Жану Кокто, одному из самых ярких французских писателей ХХ века. Сюжет его прост — в оригинальном стихотворном либретто всего восемь строчек. http://www.bolshoi.ru/performances/345/libretto/ Сюжет его трагичен. Эту постановку считают подходящей для зрелых, сложившихся артистов, которые способны привнести в нее собственное прочтение. Задуман балет был под популярную джазовую композицию, но перед самой премьерой Кокто принял решение, что больше подойдет классическая музыка. Подобрали «Пассакалию» Баха. Хореография осталась прежней, ее не стали «подгонять» под музыку, в результате «Пассакалия» буквально парит над историей, которую рассказывет дуэт танцовщиков. Есть несколько фильмов по этому балету — в исполнении «Юноша и сместь» Р.Нуреева и Зизи Жанмер http://youtube.com/watch?v=mt9-GzcJvyo и в исполнении М.Барышникова в фильме «Белые ночи» (White Nights 1985)

В 1948 году Пети собирает новую труппу «Балет Парижа», место прима-балерины которого занимает Зизи Жанмер, и ставит балет «Кармен» на музыку Бизе. Романтическая история Мериме в руках Пети становится историей трагичного противостояния двух сильных личностей — Кармен и Хозе (его партию исполнил сам Пети). Каждый из них отстаивает свою любовь, то, какой они ее понимают, изо всех сил. И для обоих верность своей любви становится высшим напряжением сил, борьбой, в которой уступить — значит предать любовь и предать себя. В своей постановке Пети отказывается от праздничного колорита — сценография намеренно проста, жесты, вместо балетного изящества и условности, чувственны на грани грубости. В балете отмечают отчетливый привкус кабаре — так Пети из «где-то там, в Испании» максимально приблизил историю Кармен своему времени. А тема любви как трагического противостояния мужчины и женщины, заданная еще в балете «Юноша и смерть», станет прослеживаться во многих постановках Пети,

Балету «Кармен» сопутствовал успех. Его, в прочтении Пети, ставили и, очевидно, будут продолжать ставить балетные труппы всего мира. Яркий дуэт Жанмер и Пети привлек внимание Голливуда и получил приглашение к сотрудничеству. Там на хореографию Пети снимается несколько фильмов-мюзиклов. А в 1960 году Теренс Янг снял фильм «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки» (1-2-3-4 ou Les Collants noirs), в который вошли такие постановки Пети, как «Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день». Три мужских роли — Сирано, Хозе и Жениха Ролан Пети исполнил сам.


В 1978 году Ролан Пети ставит балет «Пиковая дама», специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго — связанный контрактамим, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети. А в 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене «Пиковую даму», но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет — использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе, Графиню — Илзе Лиепа.

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов. Работал с крупнейшими балетными труппами мира. В его постановках были задействованы ведущие танцовщики ХХ века. Сотрудничал с ярчайшими людьми, чьи имена неотделимы от творческого наследия Франции — Жаном Кокто, Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году, а его творческое наследие востребовано и сейчас.

Интервью с Роланом Пети

Балет «Пиковая дама»

Французский и русский балет не раз обогащали друг друга. Вот и французский балетмейстер Ролан Пети считал себя «наследником» традиций «Русского балета» С. Дягилева.

Ролан Пети родился в 1924 году. Отцом его был владелец закусочной – сыну даже довелось там поработать, и впоследствии в память об этом он поставил хореографический номер с подносом, а вот мать имела к балетному искусству прямое отношение: она основала фирму Repetto, производящую одежду и обувь для балета. В 9-летнем возрасте мальчик заявляет, что уйдет из дома, если ему не позволят учиться балету. Успешно пройдя экзамен в Школе Парижской оперы, он учится там С. Лифаря и Г. Рико, год спустя начинает выступать в мимансе в оперных спектаклях.

Закончив учебу в 1940 году, Ролан Пети становится артистом кордебалета в Парижской опере, год спустя его выбирает партнером М. Бурга, а позже он дает вечера балета вместе с Ж. Шарра. На этих вечерах исполняются небольшие номера в хореографии и Ж. Шарра, но здесь же Р. Пети представляет свое первое произведение – «Прыжок с трамплина». В 1943 году он исполняет сольную партию в балете «Любовь-волшебница», но его в больше степени влечет деятельность хореографа.

Покинув театр в 1940 году, 20-летний Р. Пети благодаря финансовой поддержке отца поставил в Театре Елисейских полей балет «Комедианты». Успех превзошел все ожидания – что позволило создать собственную труппу, получившую название «Балет Елисейских полей». Просуществовала она всего семь лет (сыграли роковую роль разногласия с администрацией театра), но спектаклей было поставлено немало: «Юноша и смерть» на музыку и другие произведения самого Р. Пети, постановки других хореографов того времени, отрывки из классических балетов – «Сильфида», «Спящая красавица», « ».

Когда прекратил существование «Балет елисейских полей», Р. Пети создал «Балет Парижа». В состав новой труппы вошла Марго Фонтейн – именно она исполнила одну из центральных ролей в балете на музыку Ж. Франсе «Девушка в ночи» (другую главную партию танцевал сам Р. Пети), а в 1948 году он танцует в балете «Кармен» на музыку Ж. Бизе в Лондоне.

Талант Ролана Пети был по достоинству оценен не только среди поклонников балета, но и в Голливуде. В 1952 году в фильме-мюзикле «Ганс Христиан Андерсен» он исполняет роль Принца из сказки «Русалочка», а в 1955 в качестве хореографа участвует в создании фильмов «Хрустальный башмачок» по сказке «Золушка» и – совместно с танцовщиком Ф. Астером – «Длинноногий папочка».

Но Ролан Пети уже достаточно опытен, чтобы создать многоактный балет. И он создает такую постановку в 1959 году, взяв за основу драму Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Год спустя этот балет был экранизирован вместе с тремя другими постановками балетмейстера – «Кармен», «Пожирательница бриллиантов» и «Траур на 24 часа» – все эти балеты вошли в фильм Теренса Янга «Раз, два, три, четыре, или Черные трико». В трех из них балетмейстер сам исполнил главные роли – Сирано де Бержерак, Хозе и Жених.

В 1965 году Ролан Пети ставит в Парижской опере балет «Собор Парижской богоматери» на музыку М. Жарра. Из всех действующих лиц балетмейстер оставил четырех главных, каждое из которых воплощает определенный собирательный образ: Эсмеральда – чистота, Клод Фролло – подлость, Феб – душевная пустота в красивой «оболочке», Квазимодо – душа ангела в уродливом теле (эту роль исполнил сам Р. Пети). Наряду с этими героями в балете присутствует безликая толпа, которая с одинаковой легкостью может и спасти, и убить… Следующим произведением стал балет поставленный в Лондоне «Потерянный рай», раскрывающий тему борьбы поэтических помыслов в человеческой душе с грубой чувственной природой. Некоторые критики увидели в нем «скульптурную абстракцию секса». Весьма неожиданной казалась финальная сцена, в которой женщина оплакивает утраченную чистоту – она напоминала перевернутую пиету… В этом спектакле танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

Возглавив в 1972 году «Балет Марселя», Ролан Пети берет за основу балетного спектакля… стихи В. В. Маяковского. В этом балете под названием «Зажгите звезды» он сам исполняет главную роль, для чего обривается наголо. В следующем году он сотрудничает с Майей Плисецкой – она танцует в его балете «Больная роза». В 1978 году он ставит для Михаила Барышникова балет «Пиковая дама», и тогда же – балет о Чарли Чаплине. С этим великим актером балетмейстер был знаком лично, а после его смерти получил согласие сына актера на создание такой постановки.

После 26 лет руководства «Балетом Марселя» Р. Пети покинул труппу из-за конфликта с администрацией и даже запретил ставить свои балеты. В начале XXI века он сотрудничает с Большим театром в Москве: «Пассакалья» на музыку А. Веберна, «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, был поставлен в Росси и его «Собор Парижской богоматери». Большой интерес вызвала у публики программа «Ролан Пети рассказывает», представленная в Большом театре на Новой сцене в 2004 году: Николай Цискаридзе, Лючия Лаккара и Илзе Лиепа исполняли фрагменты из его балетов, а сам балетмейстер рассказывал о своей жизни.

Балетмейстер ушел из жизни в 2011 году. Роланом Пети поставлено около 150 балетов – он даже утверждал, что «более плодовит, чем Пабло Пикассо». За свою деятельность балетмейстер неоднократно удостаивался государственных наград. На родине в 1974 году он был награжден орденом Почетного легиона, а за балет «Пиковая дама» удостоился Государственной премии Российской Федерации.

Музыкальные Сезоны

«Если меня спросят: откуда вы родом, кому наследуете, - я бы сказал: Дягилеву. Его принципы очень важны для меня: настоящая, сильная музыка и декорации, соотносящиеся с хореографией» - так выразился знаменитый французский балетмейстер Ролан Пети.

Он родился 13 января 1924 года в Париже, в семье владельца небольшого бистро. Танцами заинтересовался рано. «В девять лет я сказал, что уйду из дома и не вернусь, если меня не отдадут в балет», – вспоминал он. По совету одного из посетителей бистро ребенка повели на экзамен в Школу Парижской оперы. Он выдержал конкурс, который его немало удивил – педагоги смотрели только на физические данные ребенка. А с десяти лет он уже выступал в мимансе в операх Вагнера, в «Фаусте» Гуно.

«В ту пору не было строгих правил, запрещающих детям работать, и не платили нам ничего. Так что с десяти лет ложился спать за полночь. Потом вставал рано – делал уроки и с ранцем за плечами шел километра два-три по Парижу до школы в де Аль, где находилось наше кафе, до Оперы. Героизм! Но я, ради того чтобы танцевать, всю ночь готов был пешком прошагать», – рассказывал Пети. В той же школе училась Рене Жанмер, которую друзья звали Зизи. Подростки подружились.

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

В 1940 году Ролан Пети закончил учебу и был принят в кордебалет Парижской оперы. Ему было всего шестнадцать. А 3 мая 1941 года известная танцовщица Марсель Бурга давала концерт в зале Плейель и выбрала семнадцатилетнего новичка своим партнером. Потом Пети совместно с Жанин Шарра, в дальнейшем известной танцовщицей и хореографом, дали несколько совместных вечеров балета. Их репертуар состоял из небольших балетов, концертных миниатюр и па-де-де в хореографии Сержа Лифаря, Пети и Шарра. На первом из этих вечеров Пети показал свою первую самостоятельную постановку – концертный номер «Прыжок с трамплина». А в начале 1943 года, когда Пети был еще танцовщиком кордебалета, директор Парижской оперы Серж Лифарь поручил ему большую сольную партию в балете «Любовь-волшебница» на музыку Мануэля де Фальи.

Но Пети в Опере не задержался – ушел, когда ему было двадцать лет, в ноябре 1944 года. Он решил, что станет хореографом, и вложил в свой первый балет «Комедианты» все отцовские деньги. Дебют состоялся в Театре Елисейский Полей и был на редкость успешным – так у Пети появилась собственная группа «Балет Елисейских Полей ». Основу репертуара составляли постановки Пети, но труппа также исполняла спектакли других современных авторов и фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Сильфида». 25 июня 1946 года состоялась премьера балета Ролана Пети «Юноша и смерть » по сценарию Жана Кокто на музыку И. – С. Баха. Но в конце 1947 года «Балет Елисейских полей» закончил свое существование из-за разногласий, возникших между хореографом и администрацией «Театра Елисейских полей».

В мае 1948 года Пети создал новую труппу «Балет Парижа». В труппу вошли, кроме прочих, Жанин Шарра и Зизи Жанмер, а также звезда английского балета Марго Фонтейн. 21 мая 1948 года в помещении театра Мариньи был показан балет Пети «Девушки ночи» на музыку Ж. Франсе с Фонтейн и Пети в главных ролях. Молодой балетмейстер понемногу завоевывал известность, и 21 февраля 1949 года в лондонском театре Принца состоялась премьера балета «Кармен» на музыку Ж. Бизе с Роланом Пети и Зизи Жанмер в главных ролях. Спектакль исполнялся без перерыва четыре месяца в Лондоне, два в Париже и три месяца в США, позже неоднократно возобновлялся на разных сценах мира.

Голливудские профессионалы сразу оценили талант Пети. Знаменитый танцовщик Фред Астер пригласил его для совместной работы над фильмом «Длинноногий дядюшка». Голливуд сыграл особую роль в отношениях Ролана Пети и Зизи Жанмер. В то время они много работали вместе, но постоянно спорили и ссорились. В один прекрасный день Жанмер прилетела в Голливуд – на несколько часов, чтобы доказать своему другу, на что она ради него способна. Когда Пети вернулся из Америки, они поженились. Это было в 1954 году. А в октябре 1955 года у них родилась дочь Валентина-Роз-Арлетт Пети.

Я всегда считал, что в жизни самое главное – делать то, что хочется. И чтобы те люди, которые меня окружают, с которыми я работаю, были готовы двигаться со мной в одном направлении. И, наверное, чтобы им было присуще свойственное мне любопытство, – сказал как-то Ролан Пети. И он ни в чем себе не отказывал! Когда ему пришла в голову идея балета по картине «Герника» Пабло Пикассо, он отправился к самому Пикассо и так сумел его увлечь замыслом, что великий художник сделал костюмы к балету.

Пора было ставить наконец первый большой многоактный балет. Пети выбрал довольно сложный сюжет – романтическую драму Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Премьера состоялась 17 апреля 1959 года.

В 1960 году Пети в содружестве с режиссером Теренсом Янгом и при участии Мориса Шевалье создал фильм «Раз, два, три, четыре, или Черные трико». В фильм вошли балеты Пети «Пожирательница бриллиантов», «Сирано де Бержерак», «Траур на 24 часа» и «Кармен».

Следующей крупной работой был «Собор Парижской Богоматери » на сцене Оперы. Зрители увидели этот балет 12 декабря 1965 года. Когда балетмейстер был приглашен в Парижскую оперу для этой работы, он также был приглашен на должность руководителя этого театра, однако быстро оставил хлопотную должность. 23 февраля 1967 года Пети поставил на сцене лондонского театра Ковент-Гарден балет «Потерянный рай», где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

Тогда же балетмейстер внес в копилку балетных выразительных средств одно новое – точнее, он видел это новшество на «уроке» у преподавателя Б. Князева, но первым догадался перенести его на сцену. Пети ставил па-де-де для известной танцовщицы Гелен Тесмар. Она была выше партнера, и это бросалось в глаза. Он вспомнил Князева и попросил положить на сцену четыре квадратных метра линолеума. Артисты танцевали лежа – и эту идею подхватили другие хореографы.

В 1972 году Пети стал руководителем «Балета Марселя». И с чего же он начал?

Задолго до того Пети встретился в Москве с женщиной, сыгравшей особую роль в судьбе Маяковского, – Лилей Брик. Потом приятель прислал ему из Америки сборник стихов этого поэта на английском языке. Пети прочитал стихи и решил ставить балет. Маяковского он танцевал сам – и для этой роли впервые обрился наголо. Эта «прическа» осталась у него навсегда. Спектакль назывался «Зажгите звезды!».

12 января 1973 года состоялась премьера балета «Больная роза», главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан.

Французское правительство оценило заслуги хореографа – в 1974 году он стал кавалером ордена Почетного легиона.

Потом Пети увлекся Пушкиным. Результат – балет «Пиковая дама», поставленный в 1978 году для Михаила Барышникова. И тогда же Пети задумал балет о Чарли Чаплине.

Однажды вместе с женой и дочкой меня пригласили на дачу к друзьям, – вспоминал он. – Среди гостей там оказался Чарли Чаплин. Мы вместе провели 15 незабываемых дней. А когда этого гения не стало 25 декабря 1977 года, я обратился к его сыну с просьбой разрешить мне поставить балет о его великом отце. Он не возражал. Когда я воплотил свой замысел, моя работа понравилась сыну Чаплина.

Пети работал активно и плодотворно. В том же 1978 году он перенес свой «Собор Парижской Богоматери» в Ленинград, в Кировский театр (ныне – Мариинский). Из крупных работ нужно вспомнить балет «Моя Павлова», «личную» версию балета «Лебединое озеро», «Клавиго» по романтической драме Гёте.

Труппу «Балет Марселя» Ролан Пети возглавлял на протяжении 26 лет. Потом случился конфликт с администрацией. Покинув театр, Пети поселился в Женеве и запретил труппе показывать свои спектакли.

Зато завязалась дружба с Московским Большим театром. В 2001 году Ролан Пети поставил там программу, состоящую из двух спектаклей – «Пассакальи» на музыку А. фон Веберна, поставленной им для Парижской оперы в 1994 году, и нового балета «Пиковая дама» на музыку Чайковского. За «Пиковую даму» Пети в том же году был награжден Государственной премией Российской Федерации.

15 февраля 2003 года в Большом театре состоялась премьера балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери».

30 и 31 октября 2004 года в Москве, на Новой сцене Большого театра, была показана программа «Ролан Пети рассказывает». Пети рассказывал о своей жизни, а участники труппы «Сюрен Жан Вилар» Лючия Лакарра, Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа танцевали отрывки из его произведений.

Пети часто повторяет, что он более плодовит, чем Пикассо. Сравнивать художника и балетмейстера трудно, однако полтораста балетов дают ему право и не на такие сравнения…

Д. Трускиновская

Он стал современным классиком. Его балеты танцуют на самых разных сценах мира. Его цитируют, по его спектаклям учатся…

10 июля 2011 года ушел из жизни французский танцовщик и хореограф, творец, который изменил историю балета XX века – Ролан Пети.

В 9 лет, в 1933 году Ролан Пети поступает в танцевальную школу Парижской оперы. Через 7 лет, в 16, он выходит на сцену Оперы как танцовщик кордебалета. В 1943 году Пети уже стоит на средней ступеньке балетной иерархии – он получает ранг солиста, «сюже», выше него – «звезды» и «премьеры», рангом ниже – «корифеи» и первый состав кордебалета. Серж Лифарь позже писал, что именно он открыл Пети, дав ему сольную партию в балете «Любовь-волшебница».

Николай Цискаридзе работал с Роланом Пети, рассказывает о нем:

«Ролан Пети – один из выдающихся ныне действующих классиков. На мой взгляд, это один из самых интересных и самых актуальных хореографов. Ему очень повезло, потому что он сам и его сознание формировались, как он сам говорит, в осажденном Париже, где люди были вынуждены из-за того, что в Париж не было не въезда, ни выезда, заниматься исключительно искусством, как-то сами себя должны были веселить и развлекать.

И вот в этот период он попадает в компанию величайших людей, он знакомится с Жаном Кокто, с легендарным секретарем Сержа Дягилева Борисом Кохно, который и открывает ему путь в богемный Париж, туда, где Пети знакомится величайшими художниками того периода, актерами, сценографами.

Под влиянием Жана Кокто и Бориса Кохно Пети покидает труппу парижской оперы и основывает свою труппу, которая называлась “Балет Елисейских полей”. Перед этим он уже начинает пробовать ставить свои отдельные опусы на сцене Театра Сары Бернар – там были организованы еженедельные вечера балетов, там он представляет свои первые хореографические опусы.

Затем он организовывает свою труппу, в которую входят некоторые его одноклассники и друзья по Парижской опере. Этот коллектив просуществовал не очень долго, потому что из-за разлада с дирекцией театра Пети вынужден был покинуть эту труппу. Чуть позже он организовывает опять свой спектакль и свою труппу, которая называется “Балеты Парижа”.

Ролан Пети. Фото – Agence Bernand

С моей точки зрения как великий хореограф Ролан Пети рождается в 1947 году, когда ставит один из самых великих балетов, которые поставлены вообще в мире, – это “Юноша и смерть”, либретто к этому спектаклю делает Жан Кокто и вообще, это его идея, создание этого спектакля. С этого дня в мире появляется очень яркий, очень знаменитый хореограф Ролан Пети.

В 1949 году в Лондоне появляется его балет “Кармен”, который на протяжении трех месяцев идет в Лондоне по семь, по восемь раз в неделю, затем этот спектакль переезжает в Париж, где идет в течение двух месяцев, потом они уезжают в Нью-Йорк, где тоже в течение двух месяцев исполняют этот спектакль. Со дня с постановки “Кармен” Ролан Пети становится уже международной звездой. Его приглашают в разные театра, он ставит этот спектакль и последующие в разных труппах мира и получает приглашение из Голливуда.

В конце 50-х годов он оказывается в Голливуде, где работает с Фредом Астером, ставит танцы к разным фильмам. В частности, один из таких фильмов о Гансе Христиане Андерсене, где очень много балетных сцен, в фильме снимается его будущая супруга Рене Жанмер, вошедшая в историю под именем Зизи Жанмер. И он ставит много для разных великих танцовщиков голливудских и работает, как он говорит, со своим кумиром детства Фредом Астером. Он говорил, “чему я могу вас научить, я у вас учился всю жизнь”. А Фред Астер говорил, “нет, а я у вас буду учиться теперь”. Это было очень интересное сотрудничество, очень много нового для себя почерпнул Ролан Пети и никогда не оставил любовь к ревю.

Уже когда он вернулся в Европу для своей супруги, Зизи Жанмер он создает очень много программ, ревю для эстрады и в частности, для “Кабаре де Пари”, где каждый день выходят полностью поставленные его программы, а главной звездой является Зизи Жанмер. Все декорации и костюмы к ним делают такие величайшие художники как Роман Тыртов, вошедший в историю как Эрте.

В 1965 году Пети возвращается в прославленную труппу Парижской оперы, где он учился, где он когда-то начинал и он ставит первый спектакль для парижской оперы, вместе с Ив Сен-Лораном, который делает костюмы. Он ставит спектакль “Собор Парижской Богоматери”, который имеет эффект разорвавшейся бомбы: к такому были непривычны в Парижской опере, такую пластику вообще мало кто видел. Многое из того, что придумал Ролан Пети, другие балетмейстеры у него позаимствовали. Это очень легко доказать: если смотреть биографию Ролана, в каком году что он поставил, и какие вообще новшества он ввел и какие произведения потом появлялись по миру, то это ясно. К счастью, Ролан почти весь записан.

В то время, когда он ставит “Собор Парижской Богоматери” его приглашают и быть художественным руководителем, и директором балетной труппы Парижской оперы, что продлилось не очень долго. Потому что он не мог никак смириться и найти общий язык со звездами. Он сказал, что ему эта работа не интересна, и он по своей воле покинул стены Парижской оперы уже во второй раз. И по сей день туда возвращается, и ставит для этого прославленного коллектива свои спектакли.

В 1972 году он приезжает в Марсель, где получает полный карт-бланш. Там Пети является царем и богом для всех, выполняется только его воля. Вообще, о такой труппе он мечтал, и он ее создал: балет в Марселе становится второй труппой во Франции по значимости и существует так очень много лет. 26 лет он был директором этого коллектива. Там же, в Марселе он открывает балетную школу при театре. Под его руководством выстраивается здание специальное для балетного театра. И вот в конце XX векf он навсегда покидает Марсель, прекращает уже директорство и продолжает свою жизнь, ставя разные спектакли. Как и старые восстанавливая, так и ставя новые.

Мне безумно повезло, мне очень посчастливилось, потому что свой большой, последний спектакль он поставил на меня и для меня в Большом театре в 2001 году, балет “Пиковая дама”. С этого началось наша и творческая дружба и просто дружба в жизни. Для меня этот человек очень дорог и очень мне интересен, потому что с ним можно говорить абсолютно на любую тему. И всегда это интересно.

В истории второй половины XX века нет ни одного великого человека, – будь то художника, композитора, актера, даже каких-то научных светил, – с которыми бы не сотрудничал Ролан Пети, создавая разные спектакли. Очень много историй и смешных, и грустных, но благодаря всем им, создавались те великие произведения, которые идут по всему миру.

Ролану присущи очень большая простота в отношениях, и юмор. Без этих двух составляющих он для меня он немыслим. И вот все это очень сильно отражается в его творчестве. Его хореография предельно проста. И очень часто, когда я смотрел какие-то номера, которые никогда до этого момента не видел, у меня всегда было ощущение: а почему это я не придумал или кто-то рядом? Почему такая простая вещь пришла в голову именно ему?

Он очень не любит, когда артисты переделывают текст или занимаются украшательством. Потому что он всегда ставит не только очень простой и очень ясный рисунок, очень точно попадающий на музыкальные акценты. Пети очень точно дает артистам режиссерские указания: в каком эмоциональном состоянии это надо исполнять, с какой мимикой и где можно эмоцию из себя извлечь, а где нельзя.

Только русским артистам он позволял импровизировать в своей хореографии. Он позволял это делать Майе Плисецкой, даже в балете “Пруст, или Перебот сердца” для нее, где были у нее и танцевальные куски, он отводил ей специально музыкальный момент, где она бы могла импровизировать именно так, как это делает она. Слава богу, это записано. Так же было и с Михаилом Барышниковым, и с Рудольфом Нуреевым, и с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, когда он приглашал их исполнять его спектакли “Голубой ангел”, и вот повезло нам с Илзе (Илзе Лиепа, – прим. ред.), но это доверие надо было заслужить.

Со многими артистами он отказывается работать и вообще слывет человеком очень несговорчивым. Очень часто, когда он ставит свои спектакли, он заказывал музыку, в частности, как это было с “Собором Парижской Богоматери” или спектаклем “Клавиго”. Именно композиторам, которые на тот момент очень популярны и актуальны… Но очень часто Ролан Пети создавал спектакли на уже существующую симфоническую музыку. И подход у него всегда разный и индивидуальный.

Иногда он ставит сцену без музыку, а потом пытается эту сцену наложить на музыку. В частности, так поставлен спектакль “Юноша и смерть”, где использована музыка Иоганна Себастьяна Баха, и где ни в коем случае он не разрешает артистам ориентироваться на музыкальные акценты, все-время намекая на то, что музыка звучит вне происходящего на сцене, это фон существующий вне комнаты, где существуют главные персонажи. Или, например, спектакль “Пруст”. Он подбирал музыку разных французских композиторов. Композиторов именно французских, творящих именно в то время, когда жил Марсель Пруст.

Когда мы ставили “Пиковую Даму” (этот спектакль ставился на патетическую симфонию Петра Ильича Чайковского), он позволил себе поменять местами части, что вызвало, конечно, очень большое недовольство всех музыкальных критиков и музыкантов. Но он очень бережно обходился со всеми музыкальными акцентами. И очень точно за нами следил, чтобы мы это исполняли.

Изначально, когда он брал музыку Чайковского, он брал ее в исполнении Леонарда Бернстайна. Бернстайн исполнил эту симфонию иначе, в отличие от той традиции, которая была присуща русскому исполнительству. Когда его спросили, а почему вы взяли именно Бернстайна, он сказал, что здесь гораздо четче слышны акценты. Сказать, что он позволяет себе какие-либо вольности с музыкой, можно.

Когда он поставил балет “Кармен” в 1949 году на музыку к опере (это было первый раз, когда взяли музыку к опере “Кармен”, полностью ее перекроили, полностью ее переделали, и поставили балет), то было тоже очень много гневных статей музыковедов и музыкантов, которые не хотели с этим мириться, но этот спектакль живет.

Скоро ему уже будет 60 лет, а спектакль идет по сей день в разных театрах мира и имеет оглушительный успех. Так что, наверное, победителей не судят, наверное, художник бывает прав».

Новости культуры