Разное

Меценаты россии. Рейтинг самых щедрых меценатов по версии «Сноба»

Слайд 2

Алексеев Николай Александрович1852 - 1893

Предприниматель, выдающийся общественный деятель и строитель Москвы. Совладелец и директор Товарищества «Владимир Алексеев» и золотоканительного завода в Москве. В 1885-93 гг. московский городской голова. В алексеевский «золотой век» Москва заложила на мировом уровне основы своего городского хозяйства, культурных, торговых, медицинских, транспортных структур. Под его руководством построены: Алексеевская психиатрическая больница и клиники Девичьего Поля, городские бойни (ныне мясокомбинат им. Микояна), новый водопровод, начато сооружение канализации, создано 30 городских училищ и многое другое. Как меценат и благотворитель вкладывал сотни тысяч рублей в городскую медицину, культуру, коммунальное хозяйство. Первый в России практический руководитель такого масштаба, выдвинутый обществом.

Слайд 3

Губонин Петр Ионович1825 - 1894

Один из крупнейших предпринимателей России XIX в. Крепостной крестьянин из-под Коломны. Построил около 5 тысяч верст железных дорог в Европейской России и на Урале и первые конно-железные дороги в Петербурге и Москве. Участвовал в создании и развитии ведущих машиностроительных заводов страны – Коломенского, Брянского, Невского, Истинского, и металлургических - Александровского и Колюбакинского. Основал товарищество «Нефть» и нефтеперерабатывающий завод в Кускове под Москвой. Соучредитель Волжско-Камского и других банков, страховых компаний, промышленных и торговых предприятий. Вкладывал большие средства в науку и образование. Основал и поддерживал Комиссаровское техническое училище в Москве, училище в Борисоглебске. Входил в состав многих благотворительных обществ. Строил церкви, создал образцовый туберкулезный санаторий и курорт «Гурзуф» в Крыму.

Слайд 4

Кноп Лев Герасимович1821 - 1894

1-й гильдии купец, основатель торгового дома Кнопов, учредитель и директор-распорядитель Кренгольмской мануфактуры, совладелец Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. Своё дело в России начал, продавая английские паровые машины и станки. Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. За огромный вклад в текстильную промышленность России в 1877 году Л.Г. Кнопу был пожалован титул барона.

Слайд 5

Мамонтов Савва Иванович1841 - 1918

Крупнейший предприниматель, строитель новой экономики и культуры России.Вместе с отцом И.Ф. Мамонтовым и Ф.В. Чижовым построил Северную (Москва-Архангельск) и Донецкую железные дороги. Руководил группой машиностроительных, металлургических и горных заводов Москвы, Петербурга и Сибири, производивших подвижной состав и оборудование для железных дорог. Инициатор освоения Европейского Севера России.Меценат, музыкант, режиссер, скульптор, артист. Создатель так называемого «мамонтовского периода» в истории российской культуры 1870-90-х гг. Организатор и художественный руководитель Частной Русской Оперы, на сцене которой пел Ф.И. Шаляпин. Друг, учитель, вдохновитель бизнесменов, артистов, художников, композиторов.

Слайд 6

Морозов Савва Тимофеевич1862 - 1905

Предприниматель, совладелец и директор крупнейшей текстильной Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве, учредитель химического акционерного общества «С.Т. Морозов, Крелль и Оттман», директор Трехгорного пивоваренного завода в Москве.Активный российский политический и общественный деятель демократического направления. Благотворитель и меценат. Строитель здания и директор Московского Художественного Театра, финансировал театр в 1899-1904 гг.

Слайд 7

Найденов Николай Александрович1834 - 1905

Предприниматель, активный общественный деятель. Основатель Торгового Дома «А.Найденова сыновья». Учредитель и председатель правления Московского Торгового банка, руководитель нефтяных, текстильных и торговых компаний. В 1877-1905 гг. председатель московского Биржевого Комитета. Участник многих правительственных и общественных комиссий, учреждений, советов, попечитель институтов, училищ и т.д. Историк и организатор исторических исследований: подготовил и опубликовал 14 фотоальбомов, свыше 80 томов документов, исследований по истории Москвы и Подмосковья, материалов по истории Московского Купеческого общества. Автор книги «Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном».


Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.


«Для того чтобы процветало искусство,

нужны не только художники, но и меценатство».

К.С. Станиславский

История термина «меценатство»

Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.

Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.

Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.

Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.

Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.

Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.

После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.

Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.

Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.

Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.

На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.

По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».

Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.

К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Исчезновение и возрождение меценатства

В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.

В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.

Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.

Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.

Вконтакте

29 октября - «Вести. Экономика». Многие богатые люди занимаются не только инвестициями и умножением своего состояния, но также отдают часть своего состояния на благотворительность.

Богатые люди не только жертвуют деньги на борьбу с голодом или на повышение качества обучения бедных слоев населения.

Очень часто богатые люди являются горячими поклонниками искусства. Они коллекционируют редкие произведения искусства, финансируют театры и балеты или художественные выставки.

Таких людей называют меценатами.

Меценат - человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.

Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

В нашей стране меценатство переживало как периоды подъема, так и периоды упадка.

Однако история сохранила имена многих замечательных людей, благодаря которым было сделано много полезного как для искусства и культуры, так и для общества.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты.

Павел Михайлович Третьяков - российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.

Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова.

Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения.

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи - городу.

Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Савва Мамонтов (1841–1918)

Савва Иванович Мамонтов - русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых.

Савва Мамонтов вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов.

Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина , который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.

В конце 1900 года Мамонтов поселился в доме неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева.

Весной 1902 года особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина.

Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину. Савва Морозов (1862–1905)

Савва Тимофеевич Морозов - русский предприниматель, меценат и благотворитель, мануфактур-советник.

Он оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901-1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба».

Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Н. Э. Баумана. Дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с Леонидом Борисовичем Красиным . Алексей Бахрушин (1865–1929)

Фото:Культура.РФ Бахрушин Алексей Александрович - русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Коллекционировать он начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина.

«Коллекционерские интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему - он захотел обязательно собирать, что, почему, как - безразлично, но собирать - изучать и создать себе серьёзный интерес в жизни», - писал позднее его сын Юрий Алексеевич Бахрушин.

Первоначально Алексей Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона.

Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Александровича С. В. Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями - афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привёл Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности.

30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.

Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.

Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.

Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела - литературный, драматический и музыкальный. Мария Тенишева (1858–1928)

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева - русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер.

Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление.

Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова).

В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства.

Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг.

Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Дмитрий Голицын (1721-1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский дипломат, на протяжении 32 лет представлявший интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене. Учредитель московской Голицынской больницы, названной его именем. Владелец и устроитель имения Галлицинберг.

Покровительство Марии-Терезии и Иосифа II способствовало установлению широких связей князя с австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами.

Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в Вене (1791), почётным членом которых был избран Голицын.

Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров: Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, Джулио Романо , Рубенса, ван Дейка и др.

Зимой 1782 на всех концертах в его доме играл Моцарт, который отмечал обходительность князя, предоставлявшего в его распоряжение свой экипаж.

Так как детей Голицын не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны были исполнить его волю - учредить в Москве больницу.

На её строительство и содержание среди прочего он назначил «920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами».

Больница, открытая в 1802 году по прецеденту Куракинской богадельни, основанной дедом Д. М. Голицына, до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных. Ныне это исторический Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы. Петр Щукин (1857-1912)

Пётр Иванович Щукин - русский коллекционер, создатель Щукинского музея.

С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.

В 1891 году, после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрёл участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице, где планировал разместить своё разросшееся собрание.

Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга. В музей «Российских древностей», постройка которого была начата в мае 1892 года, а окончена в сентябре 1893, вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.

В начале XX века большое распространение получили выставки-продажи предметов из частных коллекций, на которых Щукиным были приобретены как целые собрания - Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, - так и отдельные предметы из коллекций кн. В. А. Долгорукова, кн. Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной, 20 мая 1905 года, коллекция Петра Щукина из более чем 300 тысяч предметов стала называться «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III - Музей П. И. Щукина».

За этот дар П. И. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. До конца жизни он оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции.

Меценатство… Слово не совсем привычное для нас. Все его слышали хотя бы раз в жизни, но правильно объяснить суть этого термина под силу далеко не каждому. И это печально, поскольку Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.

Что такое меценатство?

Если спросить любого встречного, что такое меценатство, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразумительный ответ. Да, все слышали о состоятельных людях, оказывающих финансовую помощь музеям, детским детским спортивным организациям, начинающим художникам, музыкантам и поэтам. Но вся ли оказанная помощь является меценатством? Есть ведь еще благотворительность и спонсорство. Как отличить эти понятия друг от друга? Разобраться в этих непростых вопросах и поможет данная статья.

Меценатство - это материальная или иная другая безвозмездная поддержка физических лиц, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.

История возникновения термина

Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат - вот чье имя стало нарицательным. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, - Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

История возникновения меценатства

Точную дату появления меценатства назвать невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что потребность в оказании помощи представителям искусства со стороны наделенных властью и богатством людей была всегда. Причины оказания такой помощи были различными. Кто-то действительно любил искусство и искренне пытался помочь поэтам, художникам и музыкантам. Для других богачей это было или данью моде, или желанием показать себя щедрым дарителем и покровителем в глазах остального общества. Власть же старалась оказывать покровительство представителям искусства с целью держать их в подчинении.

Таким образом, появилось меценатство в период после возникновения государства. И в эпоху античности, и в Средние века поэты и художники находились в зависимом положении от представителей власти. Это было практически домашнее рабство. Сохранялось такое положение вплоть до распада феодального строя.

В период абсолютной монархии меценатство приобретает форму пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей.

Благотворительность и меценатство - есть ли разница?

Существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой. Стоит подробнее рассмотреть вопрос терминологии. Из всех трех понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство. Первый термин означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. Например, оказание поддержки художнику может осуществляться при условии создания портрета спонсора или упоминания его имени в СМИ. Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды. Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды.

На очереди следующая тема - благотворительность. Она очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида.

Почему люди занимаются меценатством?

Русские благотворители и меценаты всегда отличались от западных своим подходом к вопросу оказания помощи представителям искусства. Если говорить о России, то здесь меценатство - это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. На Западе же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них. Поэтому говорить здесь о полном бескорыстии невозможно.

Почему же с XVIII века российские меценаты все активнее начинают покровительствовать искусству и науке, строить библиотеки, музеи и театры?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины - высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX - начале XX веков.

Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.

Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.

Благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Особенно отличились в деле оказания помощи нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Первые русские меценаты

Первым меценатом в был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.

Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века - граф Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального.

В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной, актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Особый вклад купечества в развитие меценатства

Многие сейчас имеют совершенно неправильное мнение о русском купечестве XIX-XX веков. Оно сформировалось под влиянием советских фильмов и литературных произведений, в которых упомянутый слой общества выставлен был самым неприглядным образом. Все купцы поголовно выглядят малообразованными, сосредоточенными исключительно на получении прибыли любым путем людьми, при этом начисто лишенными сострадания и милосердия к ближним. Это в корне неверное представление. Конечно, исключения всегда есть и будут, но в большинстве своем купцы составляли самую образованную и информативную часть населения, не считая, конечно же, дворянства.

Но среди представителей знатных родов благодетелей и меценатов можно было пересчитать по пальцам. Благотворительность в России - целиком и полностью заслуга именно купеческого сословия.

Выше уже кратко упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для большинства купцов и фабрикантов благотворительность превратилась практически в образ жизни, стала неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к деньгам и богатству. И отношение русских предпринимателей к своей деятельности было несколько иным, чем, например, на Западе. Для них богатство - это не фетиш, торговля - не источник наживы, а скорее некая обязанность, возложенная Богом.

Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели-меценаты считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность. Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждением. Все делалось по зову души.

Знаменитые русские меценаты 19 века

Этот период считается расцветом благотворительности в России. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей.

Известные меценаты XIX-XX веков - сплошь представители купеческого сословия. Самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович.

Надо сказать, что купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма.

Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель - открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства.

Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству - Третьяковской галереей.

Меценат Третьяков был не единственным покровителем искусства в России. Савва Иванович Мамонтов, представитель известной династии, является основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Он не стремился к известности и совершенно равнодушно относился к наградам. Единственной его страстью была любовь к искусству. Савва Иванович сам был глубоко творческой натурой, и занятие предпринимательством его очень тяготило. По мнению современников, он сам мог стать и великолепным оперным певцом (ему даже предлагали выступать на сцене итальянского оперного театра), и скульптором.

Свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников. Здесь постоянно бывали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин. Всем им Мамонтов оказывал финансовую помощь и покровительство. Но самую большую поддержку меценат оказывал театральному искусству.

Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу считали глупой блажью, но это не останавливало его. Под конец жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. Он был полностью оправдан, но заниматься предпринимательством уже не мог. До конца жизни его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.

Савва Тимофеевич Морозов - удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.

Современность

Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство - это профессионально организованная часть деятельности. К сожалению, тема благотворительности, которая из года в год становится все популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единичные случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и благотворительных фондов проходит мимо населения. Если сейчас спросить любого встречного: "Какие современные меценаты вам известны?", вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос. А между тем таких людей нужно знать.

Среди предпринимателей России, активно занимающихся благотворительностью, в первую очередь стоит отметить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, который в 2013 году объявил о том, что все свое состояние завещает на благотворительные цели. Это было по-настоящему ошеломляющим заявлением. Он основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры. Являясь Председателем попечительского совета Эрмитажа, он уже пожертвовал ему 5 миллионов рублей.

Олег Владимирович Дерипаска, один из влиятельных и богатейших предпринимателей России, является основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. Занимается благотворительная организация Дерипаски деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта. Также фонд оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.

В роли меценатов в современной России могут выступать не только крупные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Благотворительностью занимаются ОАО "Газпром", АО "Лукойл", КБ "Альфа Банк" и многие другие компании и банки.

Особо хочется отметить Дмитрия Борисовича Зимина, основателя ОАО «Вымпел-Коммуникации». С 2001 года, добившись устойчивой прибыльности компании, он отошел от дел и полностью посвятил себя благотворительности. Им были основаны премия «Просветитель» и фонд «Династия». По словам самого Зимина, весь свой капитал он передал на дело благотворительности совершенно безвозмездно. Созданный им фонд занимается поддержкой фундаментальной науки России.

Конечно, современное меценатство не достигло того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке планомерную поддержку.

Есть ли будущее у меценатства в России?

13 апреля отмечается замечательный праздник - День благотворителя и мецената в России. Дата приурочена ко дню рождения Гая Мецената, римского покровителя поэтов и художников, чье имя и стало нарицательным словом «меценат». Инициатором праздника стал Эрмитаж в лице его директора М. Пиотровского. Этот день получил и второе название - День спасибо. Впервые его отметили в 2005 году, и хочется надеяться, что и в дальнейшем он не потеряет своей актуальности.

Сейчас наблюдается двусмысленное отношение к меценатству. Одной из главных причин этого является неоднозначное отношение к состоятельным людям в существующих сегодня условиях все более сильного расслоения общества. Никто не оспаривает того, что зачастую богатство наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Но есть среди числа богатых людей и те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели. И было бы замечательно, если бы государство озаботилось тем, чтобы имена современных российским меценатов стали известны широкому кругу населения.