Интернет

"Не" с деепричастиями: правила правописания.

Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

  • Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:

  • Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

  • Отец, недосыпая , ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.

Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

  • Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
  • Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.

Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи - самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

Примеры трудных случаев правописания:

  • Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
  • Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
  • Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
  • Выходите из комнаты немедля (наречие)!

Чтобы не допустить ошибку, нужно знать этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы ("что делая?" и "что сделав?").

Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

  • Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.

Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком - деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

  • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.

К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

Цели:

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
  • воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.

Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

II. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями

Составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске. (Приложение , слайд 1).

Графический диктант с самопроверкой и самооценкой

  • не развеял сомнения
  • неубранное поле
  • необдуманный поступок
  • невзлюбил соседа
  • неотправленное письмо
  • еще не проснувшийся город
  • не написанный, а напечатанный текст
  • далеко не решенный вопрос
  • никого не заметил
  • собрание не закончено
  • не вызубренные, а осознанные правила
  • нетронутый завтрак

(правильный вариант графического диктанта – слайд 2).

III. Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика – слайд 3).

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь нен авидя
не_думая нег одуя
не_прочитав нед оумевая
не_двигаясь нев злюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)

IV. Закрепление нового материала

Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями (к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Не_зная (дееприч.) , нед оумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), нев злюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),нен авидя(без НЕ не употр.).

Упражнение №170 .

Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).

Упражнение-игра «Четвертый лишний» (задание проецируется на доске, варианты ответов заносятся в контрольный лист, проводится взаимопроверка по готовым ответам на доске, ставится оценка, только потом обсуждаются варианты ответов слайд №5).

V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.

VI. Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».

VII. Работа с текстом и подготовленный диктант

1. На доске проецируется текст и читается учителе (Слайд 6)

Вопросы учителя:

– Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).

2. Словарная орфоэпическая работа (запись в словари).

Постановка ударения в деепричастиях: подняв (поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
Постановка ударения в глаголе: поднялись (довольно часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начались, принялись).
Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
Прочитаем выразительно текст.

– Найдите орфографические ошибки, допущенные автором в тексте.

(Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые в тексте написаны с НЕ слитно, и графически обозначат орфограмму).

– А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? (В тексте пропущены 5 запятых, объяснить их постановку).

(Текст убирается с доски, школьники пишут подготовленный диктант) .

VIII. Подведение итогов урока

– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?

– Приведите примеры.

Деепричастие - такой же полноправный «участник» речи в русском языке, как и другие. Употребляется оно довольно часто, и нередко возникает трудности с его правописанием. В частности, в случаях употребления частицы «не» с деепричастиями. Слитно или раздельно - вот в чем вопрос!

Когда употребляется раздельное написание

Поскольку деепричастие является ближайшим «родственником» глагола, правила написания у этих двух частей речи схожи. Как известно, в большинстве случаев частица «не» с глаголами пишется раздельно. Это золотое правило каждому известно еще со школьных лет. Вот и «не» с деепричастиями почти всегда имеет раздельное написание. Например: не вынуждая, не отчаиваясь, не отказываясь, не закрывая и т. д.

Когда необходимо слитное написание

Слитное написание «не» с деепричастиями, опять же, ориентируется на глаголы. Если деепричастие образовано от глагола, который без «не» не употребляется, о раздельном написании не может быть и речи. Слитное употребление «не» с деепричастиями - примеры: ненавидя, недомогая, негодуя.

Поскольку слов «навидя», «домогая», «годуя» в русском языке не существует и без «не» они полный ноль, писать их с этой частицей нужно только слитно. Иначе получится грубейшая ошибка.

Нестандартные ситуации

Большинство людей допускают оплошности при написании «не» с деепричастиями не потому, что не знают правила, а потому, что путают данную часть речи с другими. Эта омонимия порой способна ввести в заблуждение даже знатоков русского языка.

Легче всего деепричастие перепутать с производным от него предлогом. Например, в предложении «Он шел вперед несмотря ни на что» «несмотря» - это предлог. И написание здесь слитное. А в предложении «Он шел вперед, не смотря по сторонам» «не смотря» - деепричастие. И с частицей «не» оно пишется раздельно, как и глагол-родитель - «смотреть» (не смотреть). Отличить предлог от деепричастия несложно. К первому вопрос подобрать не получится, а ко второму - можно.

Также путают иногда деепричастие «не медля» с наречием «немедля»: «Не медля ни минуты, приступил к обязанностям» и «Приступил немедля к своим обязанностям». Обычно (хоть и не всегда) в связке с деепричастием идет еще частица «ни», что и является «опознавательным знаком».

И еще один вариант неразберихи. Частица «не» плюс приставка «до» и просто приставка «недо» - это две большие разницы. В первом случае будет раздельное написание, во втором - слитное. Например: не доглядев (незавершенность действия) и недосыпая (неполнота действия).

Пожалуй, эти нюансы являются самыми сложными в теме правописания деепричастий с «не». Само же правило, как и в случае с глаголами, понятное и простое.

Тема урока : Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Цели урока:

1. Образовательные : познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.

2. Развивающие : формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

3. Воспитывающие : прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Оборудование : компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.

Приемы работы :

Работа с карточками, с таблицей, с текстом, с учебником.

Ход урока.

1. Организационный момент .

2. Проверка домашнего задания .

Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.

Взаимопроверка упр. 139.

3. Работа по карточкам (у доски работают 2 ученика).

Произвести синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания и вставить орфограммы.

№ 1 . Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)

№ 2 . Подсели к костру всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.

  1. 4. Письмо под диктовку . Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.

- Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.

5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.

(на доске проецируются слова, записанные в два столбика).

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь н ен авидя
не_думая н
ег одуя
не_прочитав н
ед оумевая
не_двигаясь н
ев злюбив

Вопросы и задание:

Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
- Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
- Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.

Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).

Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ не употребляются (как и глаголы).

6. Тренировочные упражнения .

Упр. 144.

Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.

Упр. 146

7. Запись текста с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст проецируется на экран.

Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую

девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.

Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню... (М. Пришвин.)

8 . «Чужой» среди «своих»? Найдите его (задание проецируется на экран) :

А) (Не) дождавшись.

Б) (Не) догорев

В) (Не) довольствуясь

Г) (Не) дооценив.

Д) (Не) добросив

А) (Не) здороваясь

Б) (Не) завлекая

В) (Не) навидя

Г) (Не) ответив

Д) (Не) чувствуя.

9. Подведение итогов урока.

От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.

Домашнее задание : упр. 145.


НЕ пишется слитно или раздельно? Правописание не с именами прилагательными - 1. Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые не употребляются без не, например: небрежный, невзрачный, невежественный, нечестивый, неприязненный.

Ехать навстречу (сущ.) с товарищем.Ввиду (= по причине) болезни друга я не пошёл не рыбалку. Он тоже (= И) был на собрании. Успех в учёбе зависит также (= И) от умения организовать работу. Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. 2. Если слово начинается с приставки недо- со значением неполноты, недостаточности.

Не с причастиями пишется раздельно

3. С прилагательными в сравнительной степени. В остальных случаях правила написания не с прилагательными и причастиями более тонкие. Пример:Погода не жаркая и не холодная. Если прилагательное или причастие употребляется со словами, обозначающими степень качества: очень, весьма, крайне, почти, совершенно, чрезвычайно, совсем (в значении очень). Кроме того, прилагательное употребляется со словом очень, обозначающим степень качества.

Правописание не с причастиями

Эти животные вовсе не опасны для человека.Прилагательное опасны употребляется с сочетанием вовсе не, поэтому не пишется раздельно. Частица не и слово оправданный (в значении «разумный, целесообразный») вместе образуют новое слово, противоположное по значению слову оправданный.

НЕ с причастиями, слитно и раздельно. Объясняем на примерах!

В предложении «Неспавший врач был мрачен» не писалось бы слитно. Но все же в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет слит­ное напи­са­ние дее­при­ча­стий с не-, когда эта гла­голь­ная фор­ма обра­зо­ва­на от сло­ва, в кото­ром началь­ное не- явля­ет­ся частью кор­ня.

Невзирая на, несмотря на пишутся слитно и в том случае, если между несмотря, невзирая и предлогом на стоит частица ни: невзирая ни на какие трудности, несмотря ни на какие трудности. 4. Пишется слитно наречие нехотя, образованное от не употребляющегося в современном русском языке деепричастия хотя: Расступились базарные люди нехотя, исподволь, не спеша (Фед.).

Причастие является самостоятельной частью речи и представляет собой особую форму глагола. Причастие имеет в себе совмещенные свойства имени прилагательного и глагола. Основные сложности у учащихся возникают при написании частицы не с причастием. В случаях же с прилагательными постановка такого вопроса невозможна. Это же различие наблюдается и в кратких формах; ср.: чай не выдержан - человек невыдержан.

Частица «не» с разными частями речи

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он обвинял себя в излишней осторожности (Фадеев). В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т.п.

Примеры выберем максимально показательные, чтобы в будущем вопросов по написанию не с причастиями не возникало. По-простому, причастие есть характеристика того, что происходит с предметом.

Важно не путать причастия с отглагольными прилагательными. Отличаются отглагольные прилагательные тем, что обозначают общий признак предмета, не связанный с описанием процесса. В данном случае, блестящее – это прилагательное. Зависимые слова – это слова, к которым можно задать вопрос от причастия. Тут 2 зависимых слова: «совершенно» и «печати».

Слитное написание не с причастиями

1) Слитно пишем, когда без «не» причастие не употребляется. Ты для меня непрочитанная книга. Хотя тут есть зависимое слово «меня», однако мы имеем дело не с причастие, а с прилагательным, о чем говорили вначале. Тридцати грамотных предложений с причастиями будет вполне достаточно. Да пребудет с вами грамотность и чистописание! Статья-то полезная, но с ошибками орфографическими! Например: о чем говорили (вначале — слитно, наречие); пребудет с вами (т.е. будет находиться), а не прибудит(т.е.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица непишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане. V. Работаем с алгоритмами. 2.Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

«Не» с различными частями речи. Слитно или раздельно?

После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без нене употребляются). Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны.

Приступая к работе над заданием, вы должны помнить, что написанная раздельно со словом частица НЕ выражает отрицание. Если вы выбираете слитное написание с НЕ, то в большинстве случаев речь идет уже о новом значении слова (синониме). Если вы используете усиливающие отрицание слова далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, то в этом случае написание будет раздельным.

Смотреть что такое «Правописание не с причастиями» в других словарях:

При двойном использовании частицы НЕ с глаголами наступает обратный эффект, вместо отрицания НЕ выражает здесь необходимость действия. Следует различать приставку НЕ и приставку НЕДО, которая указывает на недостаточность норме. Например, малыш не доел кашу (отрицание действия, поэтому пишется раздельно). С местоимениями других разрядов НЕ пишется раздельно. С существительными, наречиями, оканчивающимися на – о-е-, качественными прилагательными, если можно заменить синонимами, нет слов «вовсе», «далеко», «ничуть», «совсем» и нет противопоставления.

Мы часто сталкиваемся с проблемой слитного раздельного написания частиц «не» и «ни» с другими словами. 1. Частица не пишется слитно со всеми словами, которые без «не» не употребляются (небылица, нелюдим, невежественный, нелепый, невзлюбить, недоумевать, нельзя, неужто). В других случаях написание «не» подчиняется следующим правилам. Примечание. Не путать с глаголами с приставкой до- и частицей «не», обозначающими «незаконченность действия» (не дочитать книгу, не досмотреть фильм).

Если слово без НЕ не употребляется, то оно и произведенные от него слова пишутся с НЕ слитно. Все эти слова могут употребляться и с прилагательными без не (очень умный). О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо-см. 3) «Не» пишется отдельно, когда у причастиям есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени. Мы рассмотрим основные правила, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.