Работа

Некрасов кому на руси жить хорошо. О жанре и стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо Главные герои и их характеристика

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - вершина творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш” - посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь - зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные - хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считается вершиной творч-ва, гл. трудом всей жизни Н.

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея крестьянской жизни.

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»- итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи..Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш”- посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.

Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. Интересна тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта - кающийся грешник; Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ещё один пример - Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, - “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб - он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.

Способность к раскаянию - важнейшая черта некрасовских героев; очень важен Ермила Гирин, готовый покончить с собой из-за сознания своего греха. Существенно, что ни один помещик (кроме хозяина Якова верного, причитавшего “Грешен я, грешен! Казните меня!”) не способен осознать свой грех и раскаяться.

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии II половины XIX века. Традиции и новаторство.

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...”), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди...”, “Если, мучимый страстью мятежной...”, “О, письма женщины нам милой...”) и многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная - надежда нашей литературы”.

Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом...” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

Да, не робел - за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ.

Некрасов угадывал великую роль России.

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней...

Поэт посылает проклятие угнетателям народа - “владельцам роскошных палат”.

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” - это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно:

Умрешь не даром. Дело прочно,

Когда под ним струится кровь!

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

Типология романов И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»). «Тайный психологизм» писателя.

Тайный психологизм Тургенева

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия - он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Однажды на стол­бовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне времен­но­обя­занных «из смежных дере­вень - Запла­това, Дыря­вина, Разу­това, Зноби­шина, Горе­лова, Неелова, Неуро­жайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики зате­вают спор о том, кому на Руси живётся весело и воль­готно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счаст­ливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вель­можный боярин, министр госу­дарев или царь. За спором они не заме­чают, что дали крюк в трид­цать вёрст. Увидев, что домой возвра­щаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продол­жают спор - который, разу­ме­ется, мало-помалу пере­рас­тает в драку. Но и драка не помо­гает разре­шить волну­ющий мужиков вопрос. Решение нахо­дится неожи­данно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы осво­бо­дить птен­чика, пеночка расска­зы­вает мужикам, где можно найти скатерть само­браную. Теперь мужики обес­пе­чены хлебушком, водкой, огур­чи­ками, кваском, чаем - словом, всем, что необ­хо­димо им для даль­него путе­ше­ствия.

3 слайд

Описание слайда:

Да к тому же скатерть само­браная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, воль­готно на Руси». Первым возможным «счаст­ливцем», встре­тив­шимся им по дороге, оказы­ва­ется поп. (Не у встречных же солда­тиков и нищих было спра­ши­вать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разо­ча­ро­вы­вает мужиков. Они согла­ша­ются с попом в том, что счастье - в покое, богат­стве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обла­дает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умира­ющие и рожда­ю­щиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сирот­ской печали - так, что рука не подни­ма­ется взять медные пятаки - жалкое возда­яние за требу. Поме­щики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венча­лись, крестили детушек, отпе­вали покой­ников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чуже­зем­щине; на их возда­яние наде­яться не прихо­дится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко стано­вится, когда поп пеняет за непри­стойные песни

4 слайд

Описание слайда:

и оскорб­ления в адрес священ­ников. Поняв, что русский поп не отно­сится к числу счаст­ливцев, мужики отправ­ля­ются на празд­ничную ярмарку в торговое село Кузь­мин­ское, чтобы там расспро­сить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо зако­ло­ченный дом с надписью «училище», фельд­шер­ская изба, грязная гости­ница. Но больше всего в селе питейных заве­дений, в каждом из которых едва успе­вают управ­ляться с жажду­щими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Вере­тен­ников, люби­тель русских песен, кото­рого все почему-то зовут «барином», поку­пает для него заветный гостинец. Мужики-стран­ники смотрят бала­ган­ного Петрушку, наблю­дают, как офени наби­рают книжный товар - но отнюдь не Белин­ского и Гоголя, а порт­реты никому не ведомых толстых гене­ралов и произ­ве­дения о «милорде глупом». Видят они и то, как закан­чи­ва­ется бойкий торговый день: повальным пьян­ством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возму­ща­ются

5 слайд

Описание слайда:

попыткой Павлуши Вере­тен­ни­кова мерить крестья­нина на мерочку господ­скую. По их мнению, трез­вому чело­веку на Руси жить невоз­можно: он не выдержит ни непо­силь­ного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьян­ской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтвер­ждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти рабо­тает, до полу­смерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накоп­ленные за всю жизнь деньги, а беспо­лезные и любимые карти­ночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекра­ще­нием пьян­ства на Русь придёт великая печаль. Мужики-стран­ники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счаст­ливцев им не удаётся обна­ру­жить таковых. Ради дармовой выпивки счаст­лив­цами готовы себя объявить и надо­рвав­шийся работник, и разбитый пара­личом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим фран­цуз­ским трюфелем, и даже оборванные нищие. Наконец кто-то расска­зы­вает им историю Ермила Гирина, бурми­стра в вотчине князя Юрлова,

6 слайд

Описание слайда:

заслу­жив­шего всеобщее уважение своей спра­вед­ли­во­стью и чест­но­стью. Когда Гирину пона­до­би­лись деньги для того, чтобы выку­пить мель­ницу, мужики одол­жили их ему, не потре­бовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьян­ского бунта он сидит в остроге. О несча­стье, постигшем дворян после крестьян­ской реформы, расска­зы­вает мужикам-стран­никам румя­ненький шести­де­ся­ти­летний помещик Гаврила Оболт-Обол­дуев. Он вспо­ми­нает, как в прежние времена все весе­лило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музы­канты, охот­ники, безраз­дельно ему принад­ле­жавшие. Оболт-Обол­дуев с умиле­нием расска­зы­вает о том, как по двуна­де­сятым празд­никам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого прихо­ди­лось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы. И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нари­со­ванной Обол­ду­евым идиллии, они все же пони­мают: великая цепь крепост­ного права, порвав­шись, ударила одновре­менно и по барину, который разом лишился привыч­ного

7 слайд

Описание слайда:

образа жизни, и по мужику. Отча­яв­шись найти счаст­ли­вого среди мужиков, стран­ники решают расспро­сить баб. Окрестные крестьяне вспо­ми­нают, что в селе Клину живёт Матрена Тимо­фе­евна Корча­гина, которую все считают счаст­ли­вицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтвер­ждение она расска­зы­вает стран­никам историю своей жизни. До заму­же­ства Матрена жила в непьющей и зажи­точной крестьян­ской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корча­гина. Но един­ственно счаст­ливой была для неё та ночь, когда жених угова­ривал Матрену выйти за него; потом нача­лась обычная беспро­светная жизнь дере­вен­ской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отпра­вился на работу в Питер, и Матрена была вынуж­дена терпеть обиды в семье свёкра. Един­ственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье дожи­вавший свой век после каторги, куда он попал за убий­ство нена­вист­ного немца-управ­ля­ю­щего. Савелий расска­зывал Матрене, что такое русское бога­тыр­ство: мужика невоз­можно побе­дить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

8 слайд

Описание слайда:

Рождение первенца Демушки скра­сило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запре­тила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены прие­хавшие из города судей­ские произ­во­дили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё роди­лось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя нака­зание, назна­ченное сыну. Потом, будучи бере­менной сыном Лиодором, она вынуж­дена была отпра­виться в город искать спра­вед­ли­вости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губер­на­торша Елена Алек­сан­дровна, за которую молится теперь вся семья. По всем крестьян­ским меркам жизнь Матрены Корча­гиной можно считать счаст­ливой. Но о неви­димой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, расска­зать невоз­можно - так же, как и о неот­пла­ченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимо­фе­евна убеж­дена, что русская крестьянка вообще не может быть счаст­лива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки поте­ряны у самого Бога.

9 слайд

Описание слайда:

В разгар сено­коса стран­ники приходят на Волгу. Здесь они стано­вятся свиде­те­лями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплы­вает барское семей­ство. Косцы, только что присевшие отдох­нуть, тут же вска­ки­вают, чтобы пока­зать старому барину своё усердие. Оказы­ва­ется, крестьяне села Вахла­чина помо­гают наслед­никам скры­вать от выжив­шего из ума поме­щика Утятина отмену крепост­ного права. Родствен­ники После­дыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долго­жданной смерти После­дыша наслед­ники забы­вают свои обещания, и весь крестьян­ский спек­такль оказы­ва­ется напрасным. Здесь, у села Вахла­чина, стран­ники слушают крестьян­ские песни - барщинную, голодную, солдат­скую, солёную - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа пример­ного Якова верного. Един­ственной радо­стью Якова было убла­жение своего барина, мелкого поме­щика Поли­ва­нова. Самодур Поли­ванов в благо­дар­ность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакей­ской душе ещё большую любовь. К старости у Поли­ва­нова отня­лись ноги, и Яков стал ходить за ним, как

10 слайд

Описание слайда:

за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной краса­вице Арише, Поли­ванов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поли­ва­нову - един­ственно доступным ему, лакей­ским способом. Завезя барина в лес, Яков пове­сился прямо над ним на сосне. Поли­ванов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков. Ещё одну историю - о двух великих греш­никах - расска­зы­вает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбой­ников Кудеяра. Разбойник долго зама­ливал грехи, но все они были ему отпу­щены только после того, как он в приливе гнева убил жесто­кого пана Глухов­ского. Мужики-стран­ники слушают и историю ещё одного греш­ника - Глеба-старосты, за деньги скрыв­шего последнюю волю покой­ного адми­рала-вдовца, который решил осво­бо­дить своих крестьян. Но не одни мужики-стран­ники думают о народном счастье. На Вахла­чине живёт сын дьячка, семи­на­рист Гриша

11 слайд

Описание слайда:

Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятна­дцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей зага­дочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несо­кру­шимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел мило­сердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народ­ного заступ­ника, чахотку и Сибирь». Если бы мужики-стран­ники знали, что проис­ходит в душе Гриши Добросклонова, - они навер­няка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путе­ше­ствия достиг­нута.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно выразились общественно-политические и эстетические принципы поэта. Поэма создавалась долгие годы. Интенсивно трудился Некрасов над ней десять лет, вынашивал же отдельные образы и собирал материал и того дольше. Работая над ней с необыкновенной напряженностью и неослабной энергией, поэт проявлял по

14 слайд

Описание слайда:

отношению к себе большую требовательность. Эта необычайная авторская взыскательность и увлечение материалом в значительной степени обусловливались тем, что поэме «Кому на Руси жить хорошо» как произведению, синтезирующему его творческие искания, Некрасов придавал исключительное значение и возлагал на него большие надежды. Умирая, поэт глубоко сожалел о том, что не закончил своего любимейшего творения, в котором обобщил весь свой жизненный и поэтический опыт. В одном из писем к С. И. Пономареву, редактору посмертного издания произведений Некрасова, сестра поэта А. А. Буткевич, утверждая, что -. поэма «Кому на Руси жить хорошо» «была любимым детищем брата», приводит подлинные слова Некрасова по этому поводу: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Считая своим патриотическим долгом «воспеть страдания терпением изумляющего народа», Некрасов не раз с болью жаловался друзьям и близким, что его поэзия, всецело посвященная интересам и стремлениям народа, якобы «до народа

15 слайд

Описание слайда:

не дошла». Это. часто служило предметом горьких размышлений и мучительных терзаний поэта. Восполнить этот пробел он думал своим последним крупным творением - народной поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и по времени, затраченному на ее создание, и по значению, которое придавал ей Некрасов, занимает центральное место в творчестве поэта, несмотря на то, что замысел, положенный в ее основу, осуществлен далеко не полностью. Некрасов начал писать поэму после крестьянской реформы 1861 г., хотя отдельные образы ее возникли у поэта еще в 50-х годах. Дата написания поэмы до сих пор точно не установлена, так как сам автор не оставил ясных указаний по этому поводу. Н. Г. Потанин предполагал, будто бы Некрасов начал поэму в 1850 г.. Это мнение опровергнуто Чешихиным-Ветринским, а затем и К. Чуковским, датирующим начальные главы 1863 годом. Указанная дата подтверждается тем, что в одном из первых вариантов главы «Помещик» есть такие строки:

16 слайд

Описание слайда:

Да мелкие чиновники, Да глупые посредники, Да полячишки ссыльные. Поэма выходила в свет отдельными главами. Впервые появился в печати «Пролог» поэмы в 1866 г. в журнале «Современник». В 1869 г. этот же пролог без изменений был напечатан вместе с первой главой «Поп» в № 1 «Отечественных записок», а в № 2 (февраль) помещены были главы вторая («Сельская ярмонка») и третья («Пьяная ночь»). В том же журнале за 1870 г. в № 2 напечатаны две главы первой части: «Счастливые» и «Помещик». Затем часть поэмы под заглавием «Последыш» была опубликована в № 3 «Отечественных записок» за 1872 г. и часть «Крестьянка» в № 1 «Отечественных записок» за 1874 г. Что же касается последней - четвертой части поэмы, то она при жизни поэта так и не появилась в печати, хотя этого очень желал умирающий Некрасов.

17 слайд

Описание слайда:

Цензура дважды вырезывала ее из готовой к выпуску книжки «Отечественных записок» (1876 г., № 9 и 1877 г., № 1). И только три года спустя после смерти поэта, в 1881 г., Салтыкову-Щедрину, заменившему Некрасова в «Отечественных записках», все же удалось напечатать эту часть, однако со значительными цензурными купюрами. Поэма неоднократно подвергалась жестоким цензурным го нениям, на которые поэт реагировал очень болезненно. Изложив кратко содержание напечатанной главы поэмы, цензор заключает: «В общем своем содержании и направлении означенная первая глава этой поэмы не заключает в себе ничего противного цензурным постановлениям, так как собственно сельское духовенство представляется униженным вследствие необразованности мужика, бедным вследствие окружающей его среды, которая сама ничего не имеет, так что в этой поэме выливается только гражданская скорбь на беспомощность сельского населения и духовенства. Однако уступки цензуре, переделки и исправления не помогли поэту. Цензура вторично вырезала «Пир на весь мир» из

18 слайд

Описание слайда:

январской книжки «Отечественных записок» за 1887 г. Эта новая расправа цензуры все же окончательно не убила в Некрасове надежды на возможность появления в печати «Пира на весь мир». Встретившись с главным цензором, он буквально умолял его разрешить напечатание этой заключительной главы поэмы. В ответ на доводы к просьбы Некрасова цензор начал ссылаться на то, что если он пропустит стихи, то может лишиться службы: «Не лишайте нас куска хлеба, мы люди семейные. Не водружайте свои стихи на развалинах нашего существования. Завершите свое поприще добрым делом: отложите печатание этих стихов» . Но и после этого эпизода Некрасов решил все же не складывать оружия. Узнав от Достоевского, будто начальник Главного управления по делам печати В. В. Григорьев считает возможным напечатание части «Пир на весь мир», он обратился к нему с просьбой прочесть его поэму. При редактировании поэмы текстологам пришлось решать трудную задачу - устанавливать, в каком порядке печатать отдельные части и главы поэмы, так как сам автор не оставил достаточно точных указаний по этому поводу и работал над

19 слайд

Описание слайда:

отдельными частями или одновременно, или же в такой последовательности, которая обусловливалась творческим и замыслом. Печатать их. в том порядке, в каком они были написаны, оказалось невозможным, хотя наследники поэта публиковали их именно так. Еще в 1920 г. Чуковский отверг этот принцип на том основании, что в архивах Некрасова нашел его собственноручную запись о том, что «Пир на весь мир» должен располагаться непосредственно за «Последышем». Основываясь на этом указании поэта, Чуковский напечатал последние главы в таком порядке: «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка». Первоначально Некрасов думал дать в поэме широкую картину жизни всех классов русского общества в годы, непосредственно следовавшие за так называемым «освобождением» крестьян. Но сохранившиеся черновые варианты свидетельствуют о том, что замысел Некрасова был значительно шире и что поэт собирался приступить к работе над главами, посвященными встрече пытливых странников с чиновником, купцом и царем.

20 слайд

Описание слайда:

Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. «Кому на Руси жить хорошо» - народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: «крестьянской» поэмы, изображающей жизнь мужика, сатирического обозрения, рисующего врагов народа, и героико-революционной поэмы, раскрывающей образы борцов за народное счастье. Некрасов стремится слить в поэме эти три линии своего художественного творчества. Полнее всего представлена в поэме первая линия. Изображение народной.жизни энциклопедично. Самое полное отображение этой черты дано именно в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вторая и третья линии в силу незавершенности поэмы не превосходят другие его произведения.

21 слайд

Описание слайда:

Некрасову в других произведениях удалось ярче показать себя и как сатирика и как поэта героического эпоса. В поэме «Современники» он мастерски «клеймит и бичует народного врага» - капиталистов и свору тех, кто обслуживал владельцев денег и власть имущих. Образы революционных борцов развернуты больше, эмоциональнее изображены им в поэме «Русские женщины». Революционное решение злободневных вопросов современности в условиях цензурного террора не могло получить более полное художественное выражение даже под пером Некрасова. Идейное и на этой основе эмоциональное отношение Некрасова к реальной действительности обусловило в рамках нового жанра использование разнообразных приемов и средств, присущих не только эпическим, но и лирическим и драматическим жанрам. Здесь органически слиты и спокойный эпический рассказ, и разнообразные песни (исторические, социальные, бытовые, агитационные, сатирические, интимно-лирические); здесь выступи- ли в синтетическом единстве и легенды, причитания, фантастика сказок, поверья, метафорические представления,

22 слайд

Описание слайда:

свойственные человеку религиозного восприятия, и живой, реалистический диалог, пословицы, поговорки, присущие материалистическому мироощущению; здесь и едкая сатира, замаскированная в аллегории, в недомолвки, в иносказательную форму. Широкий охват действительности потребовал введения в рамки основного события большого числа самостоятельно разработанных эпизодов, необходимых как звенья единой художественной цепи. В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литера-туре первой половины XX в.

23 слайд

Описание слайда:

Сюжет и композиция поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) - изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так: Порвалась цепь великая, Порвалась- расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику. («Помещик»)

24 слайд

Описание слайда:

Идея поэмы - рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси. Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни. Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень -

25 слайд

Описание слайда:

Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы - клятва семи героев: В домишки не ворочаться, Не видеться ни с жёнами. Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми. Покуда делу спорному Решенья не найдут - Кому живётся счастливо, Вольготно на Руси? (пролог)

26 слайд

Описание слайда:

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении - с кем будут встречаться странники: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю. (пролог) Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи - князя Утятина (глава

27 слайд

Описание слайда:

«Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения. Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир - на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному - «Пир - на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком - Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью - вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,

28 слайд

Описание слайда:

Чахотку и Сибирь. («Пир - на весь мир») Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир - на весь мир») Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно

29 слайд

Описание слайда:

похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого. Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана очень кратко в главе «Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет: Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле... Но герой сумел сохранить и наблюдательность, и ясный ум, и необычный для крестьянина интерес к знаниям: во время пожара он спасал не накопленные за всю жизнь тридцать пять целковых, а картинки, которые

30 слайд

Описание слайда:

Он сыну накупил, Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика Любил на них смотреть. Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве: Нет меры хмелю русскому, А горе наше меряли? Работе мера есть? Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному. О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир - на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетка качать.

31 слайд

Описание слайда:

Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова - племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро - Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание: Висит Яков над барином, мерно качается, Мечется барин, рыдает, кричит, Эхо одно откликается! Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое

32 слайд

Описание слайда:

достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться: Барин вернулся домой,причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!». Будешь ты, барин, холопа примерного, Якова верного Помнить до судного дня! В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь - все, кроме крестьянина.

33 слайд

Описание слайда:

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир - на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.

34 слайд

Описание слайда:

Нравственные проблемы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина. Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

35 слайд

Описание слайда:

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком? Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка». Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества. Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

36 слайд

Описание слайда:

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба. Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

37 слайд

Описание слайда:

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал». Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни. Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка»

38 слайд

Описание слайда:

рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке. Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности. Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить. У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но

39 слайд

Описание слайда:

вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права. Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед

Описание слайда:

Авторская позиция в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Над своим произведением «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа. Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить. Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти «счастье мужицкое». В поэме решается самый главный вопрос современности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

42 слайд

Описание слайда:

Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью? С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом «народного заступника» Гриши Доброскло-нова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной «Пир на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. А у Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты.

43 слайд

Описание слайда:

В семинарии семинаристов «недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино. Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась». И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: … и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу. Иди к униженным, Иди к обиженным -Будь первый там!

Описание слайда:

Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо. Все творчество Некрасова посвящено народу, и, тяжело больной, он не переставал о нем думать. Стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить общественную борьбу. Сеятели – общественные деятели, народные заступники, которые должны внести в народ «семена правды». Почему Белинский является идеалом для Некрасова? Возможно, причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова «Железная дорога», он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: «Знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный!».

46 слайд

Описание слайда:

В Добролюбове Некрасов видел революционера, готового сгореть в пламени борьбы, отмечал его умение подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Добролюбов всегда верил в высокие идеалы, его духовная чистота поражала Некрасова.

Работу над поэмой Некрасов начал в 1863 году, когда был написан «Мороз, Красный нос», и продолжал до самой смерти. Но если поэму «Мороз...» можно сравнить с трагедией, содержанием которой становится гибель человека в героической борьбе с неподвластными ему стихиями, то «Кому на Руси жить хорошо» — это эпопея, где отдельный человек находит смысл и счастье своего существования в единстве с миром людей и миром как Божьим созданием. Некрасова интересует целостный образ народа, и высвеченные в поэме отдельные образы даны как эпизодические, история их жизни лишь на время всплывает на поверхность эпического потока. Поэтому поэму Некрасова можно назвать «народной эпопеей », а ее стихотворная форма подчеркивает родство с народным эпосом. Некрасовский эпос «слеплен» из разных фольклорных жанров: сказки, байки, загадки, пословицы, духовных стихов, трудовых и обрядовых песен, протяжной лирической песни, притчи и т. д.

У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры. В это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре: собирается и систематизируется русский фольклор (образ такого собирателя — Павлуши Веретенникова — есть в поэме). Но самым верным средством изучить положение народа была статистика, наука, которая в это время получила самое бурное развитие. Кроме того, эти люди: учителя, врачи, статистики, землемеры, агрономы, ученые-фольклористы — оставили нам серию замечательных очерков о жизни и быте пореформенной России. Социологический срез деревенской жизни делает в своей поэме и Некрасов: перед нами проходят почти все типы русского сельского населения, от нищего до помещика. Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни?

Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Понятно, что несчастлив, и тогда поэму писать незачем. Но вопрос, ставший заглавием: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?

Чтобы ответить на главный вопрос, и отправляются в дорогу «странные» люди, т. е. странствующие, — семеро мужиков. Но эти люди странные и в привычном нам значении. Крестьянин — человек оседлый, привязанный к земле, для которого нет отпусков и выходных, жизнь которого подчиняется только ритму природы. А они пускаются странствовать, да еще когда — в самую страдную пору! Но эта их странность — отражение того переворота, который переживает вся крестьянская Русь. Вся она сдвинулась, стронулась с места, вся она в движении, как весенние потоки, то прозрачные, чистые, то мутные, несущие зимний сор, то спокойные и величавые, то бурливые и непредсказуемые.

Поэтому в основе композиции поэмы лежат мотивы дороги и поиска . Они позволяют пройти по всей Руси и увидеть ее целиком. Но как показать всю Русь? Автор использует прием панорамного изображения, когда образ создастся рядом обобщенных картин, массовых сцен, из которых выхватываются отдельные лица и эпизоды.

  • 4. Преступление и наказание - проблематика и поэтика
  • 5. Образ Раскольникова в идейно-худ концепции романа
  • 6. Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова
  • 7. Образ Сони Мармеладовой
  • 8. Система персонажей романа Преступление и наказание и соотношение с центральной идеей
  • 9. Роман Достоевского Братья Карамазовы - общественно-социальная и философско-этическая проблематика
  • 10. Образ раннего человеколюбца Алеши Карамазова
  • 11. Образ Ивана Карамазова, его роль и место в романе
  • 12. Легенда о Великом Инквизиторе в идейно-художественной концепции романа
  • 13. Автобиографическая трилогия л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: формирование человеческой личности и сознания Николая Иртеньева
  • 14. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Война и мир
  • 15. Образ Анны Карениной. Содержание и смысл трагедии героини. Проблема авторской оценки героини
  • 16. Образ Константина Левина. Проблема героя-дворянина в переворотившемся мире
  • 17. Кризис в мировоззрении и творчестве Толстого 1870-1880 г.Г. Причины и содержание. Теория толстовства
  • 18. Повесть Толстого "Смерть Ивана Ильича" - проблематика, особенности типа героя и конфликта
  • 20. Общая характеристика творчества Гаршина. Проблематика, типы героев и конфликтов. Место писателя в литературном процессе 1880-х г
  • 21. Юмористика Чехова 1880-х годов: проблематика, особенности жанра и мастерства (Хамелеон, Толстый и тонкий, Смерть чиновника и т д)
  • 22. Проза Чехова: проблематика, особенности жанровой системы, поэтики
  • 23. Драматургическое новаторство Чехова: новый характер конфликта и способов его воплощения
  • 24. Проблематика и поэтика драмы "Три сестры"
  • 25. Философская лирика Тютчева
  • 26. Импрессионизм лирики Фета
  • 27. Лирическая система Некрасова
  • 28. Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо - особенности проблематики и жанра
  • 29. Интерпретация обломовщины и образ Ильи Ильича в критике 1860-х (Добролюбов, Дружинин) и современнном литературоведении
  • 30. Записки охотника, Тургенев: постановка и решение проблемы народа, антикрепостнический пафос книги, жанровые особенности
  • 31. Философско-этическая коллизия романа Дворянское гнездо и особенности ее решения
  • 32. Роман "Отцы и дети" - проблематика, система персонажей
  • 33. Трагический нигилист Базаров: сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность героя, конфликт его с мирозданием, нравственно-философский смысл эпилога
  • 34. Драма Островского "Бесприданница" - проблематика, система персонажей, жанровые особенности
  • 35. Драма Островского "Гроза" - специфика конфликта и жанра
  • 36. Проблема народа и власти в гротесковом романе Салтыкова-Щедрина История одного города"
  • 37. Галерея образов градоначальников, ее функции и смысл в "Истории одного города"
  • 38. "Сказки" Салтыкова-Щедрина как итоговый цикл в творчестве писателя. Проблематика и художественная специфика "Сказок"
  • 28. Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо - особенности проблематики и жанра

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.

    В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они - символ пробуждающейся России.

    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”.

    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны - собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки,

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого!

    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

    Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

    Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

    Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний). В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

    Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

    Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

    Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

    "

    Некрасов назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. «Кому на Руси жить хорошо» - народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: «крестьянской» поэмы, изображающей жизнь мужика, сатирического обозрения, рисующего врагов народа, и героико-революционной поэмы, раскрывающей образы борцов за народное счастье. Некрасов стремится слить в поэме эти три линии своего художественного творчества.

    Полнее всего представлена в поэме первая линия. Изображение народной.жизни энциклопедично. Самое полное отображение этой черты дано именно в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Вторая и третья линии в силу незавершенности поэмы не превосходят другие его произведения.

    Некрасову в других произведениях удалось ярче показать себя и как сатирика и как поэта героического эпоса. В поэме «Современники» он мастерски «клеймит и бичует народного врага» - капиталистов и свору тех, кто обслуживал владельцев денег и власть имущих. Образы революционных борцов развернуты больше, эмоциональнее изображены им в поэме «Русские женщины». Революционное решение злободневных вопросов современности в условиях цензурного террора не могло получить более полное художественное выражение даже под пером Некрасова.

    Идейное и на этой основе эмоциональное отношение Некрасова к реальной действительности обусловило в рамках нового жанра использование разнообразных приемов и средств, присущих не только эпическим, но и лирическим и драматическим жанрам. Здесь органически слиты и спокойный эпический рассказ, и разнообразные песни (исторические, социальные, бытовые, агитационные, сатирические, интимно-лирические); здесь выступи- ли в синтетическом единстве и легенды, причитания, фантастика сказок, поверья, метафорические представления, свойственные человеку религиозного восприятия, и живой, реалистический диалог, пословицы, поговорки, присущие материалистическому мироощущению; здесь и едкая сатира, замаскированная в аллегории, в недомолвки, в иносказательную форму. Широкий охват действительности потребовал введения в рамки основного события большого числа самостоятельно разработанных эпизодов, необходимых как звенья единой художественной цепи.

    В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литера-туре первой половины XX в.

      Н.А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие и стоит в центре поэмы. Главный вопрос произведения можно понять из...

      Поэма «Кому на Руcи жить хорошо» - центральное и cамое крупное произведение в творчеcтве Николая Алекcеевича Некраcова. Произведение, начатое, в 1863 году, пиcалоcь в течение неcкольких лет. Затем поэт отвлекcя на другие темы и заканчивал поэму уже cмертельно...

      Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой...

      Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских...

      Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно демократических течений. Лучшая часть интеллигенции...