Здоровье

Неявка в налоговую по уведомлению. Что делать, если вас приглашают для дачи пояснений или на допрос в ФНС? Как вызывают на допрос

Вопрос

Нами получено уведомление о вызове налогоплательщика (ген. директора) в МИФНС для допроса в качестве свидетеля. Причина вызова не указана.
Есть ли для налоговой инспекции какая-то инструкция или регламент проведения допроса?
Какие права даны налоговой инспекции во время проведения допроса?
Какие права есть у нашего руководителя во время такого допроса?

Ответ

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговики оценивают самостоятельно. И обосновывать свои выводы они не должны.

Поэтому отказаться от дачи свидетельских показаний на том основании, что вы ничего не знаете, не получится.

Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Они подразделяются на две категории.

  1. Лица, которые в силу возраста либо имеющихся у них физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, интересующие налоговиков.

К ним могут быть отнесены:

— дети в возрасте до 14 лет (пп. 1 п. 2 ст. 90, п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 28 ГК РФ);

— глухие, слепые, глухонемые;

— психически нездоровые лица. Причем независимо от того, признаны они судом недееспособными на основании п. 1 ст. 29 ГК РФ или нет.

В то же время заметим, что пп. 1 п. 2 ст. 90 НК РФ позволяет допросить указанных лиц, если их возраст или имеющиеся недостатки не повлияли на восприятие ими значимых для проверяющих обстоятельств.

  1. Лица, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности получили сведения, относящиеся к их профессиональной тайне (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ). Это, к примеру:

— адвокаты (ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ);

— аудиторы (ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ);

— нотариусы (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— врачи (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— священнослужители (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ).

Если вы принадлежите к числу указанных лиц, то в случае вызова в налоговый орган перед началом допроса вам следует заявить, что вы не можете быть допрошены на основании п. 2 ст. 90 НК РФ.

Как следует из п. 1 ст. 90 НК РФ, допрос свидетеля проводится в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо. Показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

— если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

— в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса согласно п. 2 ст. 90 НК РФ.

В отдельных судебных актах указано на необходимость записи об этом в протоколе допроса. Если такая запись отсутствует, суд может признать протокол допроса ненадлежащим доказательством.

Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком, и решается вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Затем должностное лицо налогового органа, проводящее допрос, переходит непосредственно к постановке вопросов перед свидетелем.

Заметим, что на практике в процедуре допроса чаще всего участвуют только сотрудник налогового органа, который его проводит, и свидетель. Однако в необходимых случаях принять участие в допросе могут также специалист, переводчик (п. 1 ст. 96, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Иногда свидетеля сопровождает на допрос его представитель (адвокат). Контролирующие органы в своих разъяснениях против присутствия последнего на допросе не возражают.

Ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе (п. 1 ст. 90, ст. 99 НК РФ).

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

1) его наименование;

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета (абз. 2 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Очевидно, что участвовать в допросе, пусть и по обычной налоговой проверке, хочется далеко не всем.

Имейте в виду, что в ч. 1 ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении. Штраф установлен в размере 1000 руб.

Отметим, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ возможно только при наличии двух условий:

— у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;

— неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.

Но на допрос все же лучше явиться, если у вас нет уважительных причин (болезнь, командировка и т.п.), которые вы можете подтвердить документами.

На допросе вы обязаны давать показания. Если без законных оснований вы откажетесь от дачи свидетельских показаний, вам грозит ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний вы можете только в случаях, которые предусмотрены законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Перечислим их:

— вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

— вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

За дачу заведомо ложных показаний в рамках обычной налоговой проверки свидетеля привлечь к уголовной ответственности нельзя. Статья 307 УК РФ сформулирована так, что она применяется только в тех случаях, когда свидетель дает свои показания в суде или при проведении предварительного расследования по уголовному делу о налоговом преступлении.

В остальных случаях применяется ответственность по ст. 128 НК РФ.

Смежные вопросы:


  1. Мне нужно закрыть фирму. Прошу Вас подробно объяснить, что я должна делать.
    ✒ Вариант 1 — законная ликвидация Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности компании в соответствии с законом…...

  2. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приобрела квартиру. Хочет получить вычет по НДФЛ с 2000000-00 путем перечисления денег на карточку в полной сумме. Какие…...

Вызов на допрос свидетеля - одно из популярных мероприятий налоговых инспекторов. Для любого собственника бизнеса или наемного работника получить звонок от налоговиков или повестку о вызове на допрос - настоящий стресс. Как быть? Можно ли не приходить? Что говорить? Ответов на эти вопросы в Налоговом кодексе не найти - про допрос свидетеля в нем только коротенькая статья с минимумом информации. Вот несколько советов, проверенных на практике.

Не реагируйте на вызов по телефону

Согласно п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Налоговый кодекс никак не регламентирует порядок вызова свидетеля на допрос. На практике инспекторы пользуются этим и вызывают на допрос либо телефонным звонком, либо повесткой с требованием явиться для допроса в качестве свидетеля.

На звонок из налоговой смело можете не реагировать, потому что такой вызов на допрос вас ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Вы удивитесь, но угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае вашей неявки законом тоже не предусмотрены.

Налоговое законодательство до сих пор не определилось с формой документа, которым вас могут вызвать на допрос. Инспекторы налоговой службы заполняют свои повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с УПК незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет, по каким вопросам предстоит давать свидетельские показания, а кто-то действует наоборот - цель допроса свидетеля не уточняет. Такая расплывчатость создается специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было бы застать врасплох и получить нужную информацию. Зачастую свидетеля ожидает и еще один сюрприз - для более эффективного вытаскивания информации налоговики часто организуют «группы психологического давления» и, запугивая, вынуждают свидетеля давать показания.

Проверяйте протокол

Протокол допроса свидетеля составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338. Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений. Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе. Если у свидетеля есть какие-либо замечания по записи свидетельских показаний, он имеет право отразить их в соответствующем разделе протокола.

Особо обратите внимание на то, что нарушение налоговиками порядка сбора доказательств, проведения допроса и заполнение протокола может привести к тому, что они не смогут использовать эти доказательства в суде. Так, бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Как правило, допрашивают в качестве свидетелей либо директоров проверяемой организации, либо руководителей компаний-контрагентов. Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов:

1) каков порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно:

Как и когда был выбран данный контрагент,

Откуда получена информация о нем,

Как осуществлялись контакты,

Кто и как подписывал договор и прочие документы,

Какие имеются контакты, реквизиты и пр.

2) реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора:

Какие услуги оказывались, какой товар поставлялся,

Как товары передавались, транспортировались, где хранились и пр.

3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации.

Идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Как себя вести на допросе

Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы. В ст. 51 Конституции сказано, что каждый может воспользоваться своим правом не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба - это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Что грозит при неявке

На допрос в налоговую был вызван финансовый директор предприятия. Свидетель на допрос явился только потому, что старательный налоговый инспектор, пытаясь добиться его явки для получения нужных показаний, стал угрожать свидетелю уголовным преследованием. Такие угрозы налоговиков юридически незаконны и косвенно говорят о том, что у налоговой ничего серьезного на вас нет. Важно помнить: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

При этом свидетелю на допросе в налоговой инспекции следует помнить, что согласно ст. 51 Конституции вы имеете право не давать показаний. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно.

Иногда лучше промолчать

Протокол допроса в совокупности с другими доказательствами может служить в суде доказательством вашей недобросовестности. Нам известен случай, когда директор и бухгалтер транспортного предприятия путались, забывали и давали различные показания на допросе в налоговой, а потом и на допросе в суде. Все это оказало негативное влияние на мнение суда о налогоплательщике. Решение было вынесено в пользу налоговой инспекции. Если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните что-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию. Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф, чтобы ваши слова не были использованы против вас. Лучше потратить это время на то, чтобы качественно подготовиться к судебному заседанию самому и подготовить своих сотрудников.

Д опрос свидетелей - одна из самых распространенных процедур, проводимых налоговой инспекцией в рамках проверки. Причем свидетелем может стать не только рядовой сотрудник, но и руководство фирмы, включая директора и главбуха. Можно ли отказаться от дачи показаний? Вправе ли директор присутствовать на допросах других сотрудников компании? Можно ли прийти на допрос с юристом? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Участию свидетеля в налоговых мероприятиях посвящена ст. 90 НК РФ. Она состоит всего из пяти пунктов. Не удивительно, что у допрашиваемых свидетелей, да и у самих проверяющих, возникает немало вопросов при проведении и оформлении результатов этого мероприятия.

Кто может быть свидетелем?

Ответ на этот вопрос дает п. 1 ст. 90 НК РФ. Там сказано, что для дачи показаний в качестве свидетеля в налоговую инспекцию может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. И сразу возникает вопрос: может ли быть свидетелем руководитель компании?

Специалисты ФНС России считают, что называть его свидетелем не совсем корректно. Причина в том, что он - лицо заинтересованное. Впрочем, это не мешает проверяющим допрашивать руководство компании в качестве свидетелей. Просто составленный по результатам этого мероприятия протокол допроса они квалифицируют «как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика» (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Тем более что НК РФ не устанавливает, какой именно документ налоговики должны составить по итогам получения пояснений и должны ли вообще оформляться какие-то документы (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Если говорить о судах, то они допускают возможность вызова руководителя компании как для дачи пояснений, так и на допрос в качестве свидетеля. Просто в первом случае он получит уведомление о вызове для дачи пояснений, а во втором - повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля.

Судебная практика

Свернуть Показать

У налоговой инспекции в ходе проверки возникли вопросы к компании. Чтобы получить ответы, они вызвали для дачи пояснений руководителя фирмы. Однако в ходе получения пояснений руководитель просто встал и без объяснения причин ушел из инспекции (позже он сказал, что у него возникли срочные дела).

Тогда проверяющие вызвали его уже на допрос в качестве свидетеля, по результатам которого был составлен протокол.

Суд никаких нарушений в действиях инспекции не нашел. Арбитры указали, что налоговая инспекция вправе вызвать налогоплательщика для получения от него пояснений, а также пригласить руководителя для дачи показаний в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Что будет, если не явиться?

Сотруднику компании, который проигнорирует вызов в инспекцию без уважительных причин (например, болезни), будут грозить штрафы:

  • за неявку для дачи пояснений - 2000-4000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ);
  • за неявку на допрос в качестве свидетеля - 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ).

Количество штрафов будет равняться числу неявок по вызову. Более того, на второй (третий, четвертый и т.д.) раз налоговики могут удвоить штраф (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Судебная практика

Свернуть Показать

Свидетель получил повестку о вызове на допрос, однако в назначенное время в инспекцию не явился. За это налоговики оштрафовали его на 1000 руб. по ст. 128 НК РФ. Свидетель не стал спорить и заплатил штраф.

Спустя некоторые время свидетель был вызван в инспекцию еще раз в рамках того же дела. Однако в инспекцию он опять не пришел. Тогда его оштрафовали уже на 2000 руб., посчитав неявку по первой повестке отягчающим обстоятельством. Посчитав, что штрафы назначены за одно и то же нарушение, свидетель обратился в суд.

Первая инстанция удовлетворила его требования. Суд указал, что «неявка лица, вызываемого в качестве свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении, образует одно событие налогового правонарушения, вне зависимости от количества направленных свидетелю повесток».

А вот апелляция и кассация встали на сторону налоговиков. Они исходили из того, что свидетель в данном случае совершил два правонарушения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011).

Важно отметить, что принудительно доставить на допрос или для дачи пояснений налоговики не могут. Налоговый кодекс РФ не предоставляет им такой возможности. Впрочем, если проверяющим уж очень понадобятся показания или пояснения, они могут обратиться в правоохранительные органы, чтобы те разыскали и доставили «уклониста».

Можно ли дать показания не в инспекции?

Как видно, штрафы за неявку на допрос или для дачи пояснений относительно небольшие. Поэтому многие свидетели решают, что тратить свое время на поездки в инспекцию нет смысла. Проще заплатить штраф.

Зная это, проверяющие иногда идут на уступки и встречаются со свидетелями за пределами инспекции (чаще всего по месту их жительства). Такую возможность налоговикам дает п. 4 ст. 90 НК РФ (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 № Ф09-4350/15 по делу № А60-41278/2014). Более того, ВС РФ не видит ничего противозаконного в том, чтобы показания свидетеля были получены даже не в каком-либо помещении, а прямо на улице (определение от 03.02.2015 по делу № 309-КГ14-2191, А07-4879/2013). А вот получение показаний по телефону противоречит ст. 90 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10 по делу № А40-59811/09-20-400).

Получать показания по месту жительства свидетеля ФНС России рекомендует с участием не менее двух должностных лиц налогового органа. Предварительно должно быть получено согласие свидетеля и проживающих с ним лиц на допуск налоговиков в жилое помещение. О таком согласии делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также налоговых инспекторов (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Что будет, если отказаться давать показания или солгать?

Перед получением показаний налоговый инспектор предупреждает свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ). Этот факт свидетель подтверждает своей подписью в специально отведенном для этого месте протокола (подп. 5 п. 5.4 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Если свидетель, несмотря на предупреждение, все же откажется от дачи показаний или будет говорить заведомую ложь, его оштрафуют на 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ). При этом ни административная, ни тем более уголовная ответственность свидетелю не грозит (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Поэтому инспектор, который упоминает, например, ст. 307 «Заведомо ложные показания…» УК РФ, ст. 308 «Отказ свидетеля… от дачи показаний» УК РФ или ст. 17.9. «Заведомо ложные показания свидетеля…» КоАП РФ, явно лукавит, пытаясь припугнуть допрашиваемого.

Иногда отметки о том, что свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, даже вносят в протокол допроса. И такой протокол суд, скорее всего, признает допустимым (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.09.2014 по делу № А19-17266/2013).

Может ли руководитель не давать показания против компании?

Статья 51 Конституции РФ дает право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Но никакого упоминания про свидетельствование против возглавляемой компании в Конституции РФ нет. Получается, что отказаться давать показания против своей компании руководитель не может.

Судебная практика

Свернуть Показать

Директор компании был вызван в налоговую инспекцию на допрос в качестве свидетеля. В установленное время он явился в налоговый орган. Перед началом допроса его предупредили об ответственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, о чем сделали отметку в протоколе. Тем не менее отвечать на вопросы инспекторов директор отказался, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. Свое молчание он объяснил тем, что ему задавались вопросы, касающиеся не только деятельности фирмы, но и лично его.

За отказ от дачи показаний директор был оштрафован на 3000 руб. по ч. 2 ст. 128 НК РФ. Не согласившись со штрафом, он обратился в суд. Однако отменить штраф ему не удалось.

Суд разъяснил, что задаваемые вопросы касались финансово-хозяйственной деятельности компании и не выходили за рамки правомочий налогового органа. А вот отказ от ответов на них суд посчитал неправомерным, поскольку он не предусмотрен ст. 51 Конституции РФ (кассационное определение Тюменского областного суда от 15.02.2012 № 33-760/2012).

Кто не может быть свидетелем?

Во-первых, это лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. В качестве примера можно привести ситуацию, когда руководителем, учредителем и главбухом компании был инвалид с детства по психическому заболеванию, состоявший с 11 лет на учете в психоневрологическом диспансере. Вполне логично, что суд признал правомерными действия налоговиков, которые отказали в допросе такого свидетеля (постановление ФАС Московского округа от 12.02.2010 № КА-А40/578-10 по делу № А40-45816/09-115-242).

Во-вторых, это лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, адвокат или аудитор). Иногда налогоплательщики настаивают, что по этому основанию не может быть допрошен руководитель компании-контрагента. Якобы он получает информацию в связи с исполнением свих профессиональных обязанностей. Однако суды подобные доводы отклоняют (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2015 № Ф04-24804/2015 по делу № А45-2615/2014).

Что должно быть указано в протоколе?

Форма протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В нем содержится достаточно много полей. И если некоторые из них не будут заполнены, то суд не примет протокол в качестве доказательства. Такое может произойти, если будут отсутствовать:

  1. подпись свидетеля в специально отведенных для этого местах (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу № А40-113120/11-116-305, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009, ФАС Поволжского округа от 15.09.2009 по делу № А55-20385/2008). В частности, свидетель должен подтвердить своей подписью, что:
    • ему разъяснены права и обязанности, установленные ст. 51 Конституции РФ и ст. 90 НК РФ, и что он предупрежден об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;
    • он подтверждает сведения о себе, внесенные в протокол;
    • с его слов показания записаны верно;
    • он предупрежден о применении технических средств (если они применялись);
    • он ознакомлен с протоколом. Для этого достаточно поставить подпись в конце протокола. Расписываться на каждом листе (как это делается в уголовном процессе - ч. 8 ст. 190 УПК РФ) нет никакой необходимости (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу № А19-13753/2013, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу № А68-3485/12);
  2. подпись должностного лица налогового органа (постановления ФАС Московского округа от 11.02.2010 № КА-А40/438-10 по делу № А40-42670/09-87-124, Дальневосточного округа от 15.06.2009 № Ф03-2571/2009 по делу № А37-1235/2008);
  3. данные документа, удостоверяющего личность свидетеля (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2010 по делу № А19-15652/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009). Впрочем, некоторые суды не считают это серьезным нарушением и принимают протоколы с подобными дефектами в качестве доказательств. Арбитры считают, что отсутствие этих данных еще не говорит о недостоверности сведений, которые сообщил свидетель (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2009 по делу № А78-3516/08-С3-11/111-Ф02-1481/09 по делу № А78-3516/08-С3-11/111);
  4. дата, время или место допроса (постановления ФАС Поволжского округа от 20.10.2009 по делу № А65-3412/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 № 18АП-12494/2009).

Могут ли вызвать на допрос во время «камералки»?

Минфин России считает, что допрашивать свидетелей можно хоть при выездной, хоть при камеральной проверке (письма от 19.06.2015 № 03-02-07/1/35776 и от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). Главный аргумент чиновников - отсутствие в НК РФ каких-либо ограничений на этот счет. И некоторые суды с ним согласны (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.07.2009 № КА-А40/5922-09 по делу № А40-71315/08-129-338).

Однако в судебной практике встречается и противоположный подход. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу № А08-2014/2011 указано, что у налоговиков нет оснований для допроса свидетелей вне рамок камеральной проверки.

Таким образом, с большой долей вероятности можно утверждать, что налоговики вызовут свидетеля на допрос в ходе «камералки», если у них возникнет в этом необходимость. И даже если суд впоследствии признает протокол допроса недопустимым доказательством, проверяющие все равно смогут почерпнуть из общения со свидетелем немало информации, которая может пригодиться им в дальнейшем.

Могут ли допросить вне рамок проверки?

В НК РФ не сказано, когда можно проводить допрос свидетеля: во время проверки, до ее начала или после окончания. Но если рассуждать логически, то допрос - это мероприятие налогового контроля. А оно должно проводиться в рамках проверки или, в крайнем случае, - в качестве дополнительных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Похожую точку зрения высказывают и суды. Так, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 03.06.2016 № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015 разъяснил, что допрос свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением порядка сбора доказательств. В итоге протокол допроса был признан недопустимым доказательством. Аналогичные выводы можно встретить в других судебных актах (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.04.2014 № Ф05-3649/2014 по делу № А40-71830/13-140-227, ФАС Поволжского округа от 25.09.2012 по делу № А65-31425/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу № А46-3658/2011).

Впрочем, некоторые суды считают, что протокол допроса, проведенного вне рамок налоговой проверки, все же может быть доказательством в суде. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.01.2016 № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014 сослался на п. 27 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Там сказано, что при рассмотрении материалов проверки инспекция вправе исследовать также документы, полученные до ее начала. Эта же точка зрения высказана в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2015 № Ф05-7488/2015 по делу № А40-95366/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 по делу № А27-7343/2013 и от 28.11.2013 по делу № А27-21787/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2012 по делу № А53-26432/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А19-6518/2011 и др.

В любом случае суды будут исследовать все доказательства в совокупности. И если помимо протоколов допроса (пусть даже составленных вне рамок проверки) будут и другие доказательства нарушения, то рассчитывать на положительное решение суда вряд ли стоит.

Могут ли допросить во время приостановления выездной проверки?

Ответ на этот вопрос тоже не однозначен. С одной стороны, поверка приостанавливается только для истребования документов (информации), проведения экспертиз или перевода документов на русский язык (п. 9 ст. 89 НК РФ). Выходит, что приостановление проверки для допроса свидетелей налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, протоколы допросов, проведенных во время приостановления проверки, должны считаться недопустимыми доказательствами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 по делу № А46-7453/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу № А78-8715/2009).

С другой стороны, на время приостановления проверки прекращаются лишь действия на территории налогоплательщика (п. 9 ст. 89 НК РФ). А проводить мероприятия в других местах не запрещено (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому чиновники и некоторые суды допускают возможность допрашивать свидетелей, но только вне территории проверяемого налогоплательщика (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11 и от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@; постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2016 № Ф07-7183/2016 по делу № А05-12601/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 № Ф04-2068/2016 по делу № А45-5796/2015, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2013 по делу № А05-9817/2012).

Кого можно позвать с собой на допрос?

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Разумеется, этим правом может воспользоваться и свидетель. Поэтому на допрос в налоговую инспекцию он может прийти, например, с адвокатом или с юристом компании.

Более того, специалисты ФНС России указывают, что в НК РФ нет перечня лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@). То есть в качестве сопровождающего на допрос можно взять с собой кого угодно (например, рядовой сотрудник может взять с собой на допрос руководителя компании). И даже доверенность ему не понадобится. Объясняется это тем, что лицо, присутствующее при допросе, не является представителем свидетеля. Но данные о нем в любом случае заносятся в протокол.

В то же время отвечать на вопросы должен именно свидетель, а не сопровождающий, даже если он является адвокатом (письмо ФНС России от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).

Что обычно спрашивают?

Как правило, налоговики вызывают на допрос руководство, когда они подозревают компанию в неуплате налогов. Поэтому чаще всего задают вопросы, касающиеся работы самой фирмы и ее взаимодействия с контрагентами:

  • какова сфера деятельности компании, какие товары (работы, услуги) она производит (выполняет, оказывает)?
  • что входит в обязанности допрашиваемого лица?
  • кто непосредственно подписывает договоры и «первичку»?
  • как компания находит контрагентов, и кто участвует в переговорах с ними?
  • какие документы запрашиваются у контрагентов перед заключением договоров?
  • что еще делается для проверки контрагентов?
  • какие лица контактируют с обеих сторон при исполнении договоров?
  • кто, где и как принимает товар (результаты работ или услуг)?

Разумеется, это лишь общий список, и в зависимости от ситуации почти наверняка придется отвечать на частные вопросы, интересующие инспекторов в конкретном деле.

К сведению

Свернуть Показать

Лицам, занимающим руководящие посты, задают похожие вопросы. Делается это, чтобы выявить нестыковки и противоречия в показаниях. Поэтому ответы желательно продумать и по возможности согласовать с другими свидетелями.

Итоги допроса

Время допроса законодательно не ограничено. Поэтому он может идти как 15-20 минут, так и несколько часов. Но сколько бы ни длился допрос, спешить с ответами, а тем более с подписанием протокола, не стоит. Нужно внимательно почитать все, что инспектор вписал в этот документ. Обычно протокол печатается на компьютере, поэтому при наличии замечаний можно попросить инспектора поправить текст и распечатать протокол заново. Как правило, инспекторы соглашаются это сделать.

Если же инспектор наотрез отказывается менять текст или протокол составлен от руки, то свидетель может зафиксировать свои замечания в специальном поле «Замечания к протоколу». Однако места там мало, поэтому если замечания будут объемными, их можно изложить на отдельном листе обычной бумаги. А в поле «Замечания к протоколу» написать, что они указаны на отдельном листе.

Если в протоколе останутся незаполненные (или заполненные не до конца) поля, лучше поставить на них прочерки. Также есть смысл потребовать у инспектора выдать копию протокола и листа с замечаниями. Эти меры позволят избежать приписок, исправлений и подмены листов.

Подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, а также ст. 90 НК РФ налоговым органам предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в качестве свидетелей любых лиц (за исключением лиц, указанных в п.2 ст. 90 НК РФ), которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Например, это могут быть сотрудники проверяемой организации-налогоплательщика или сотрудники организаций, являющихся деловыми партнерами проверяемой организации. В повестке указывается дата, время, место вызова, а также наименование налогоплательщика, в отношении которого проводится данное мероприятие. Если у физического лица, получившего повестку, возникли какие-либо вопросы относительно причин, места или времени вызова, он может связаться по телефону для получения пояснений с должностным лицом налогового органа, ФИО и номер которого указаны в повестке. Зачастую налогоплательщики, получая повестки от налоговых органов, игнорируют их, не задумываясь о последствиях. Данное бездействие влечет за собой налоговую ответственность. Ответственность свидетелей за неявку на допрос в налоговые органы установлена ст. 128 НК РФ. Так, в данной статье указано, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей. В п.4 ст. 90 НК РФ отмечено, что показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – в других случаях. Если у налогоплательщика имеются подобные уважительные причины, то сразу после получения повестки рекомендуется сообщить об этом в налоговый орган в устном (по телефону, указанному в повестке), либо письменной виде (заявление в свободной форме в адрес налогового органа). В данном случае должностное лицо налогового органа может пойти навстречу, и показания могут быть получены то время и в том месте, где будет удобно налогоплательщику. Также ст.128 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний в виде штрафа в размере трех тысяч рублей. Следует заметить, ответственность наступает именно за неправомерный отказ от дачи показаний. Так, в силу ст. 51 Конституции РФ не могут быть привлечены к ответственности физические лица, отказывающиеся свидетельствовать против самих себя, своего супруга, близких родственников, а именно родителей, детей, усыновителей, усыновленных, бабушек, дедушек, внуков, братьев и сестер. ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах .

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):
« Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО "Ромашка" в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 - 113 "Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период"».

Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса , а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:
«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала - прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила - 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила - 0 руб.»
Проанализируем доводы налогового органа. Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах , к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, - это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах. Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.
И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.