Собственный опыт

О чем молиться перед иконой «Живоносный источник»? Чудотворная икона божией матери живоносный источник.

Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим…» Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?

«Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода. Есть особый вид прихожан, очень распространенный. Они посещают Божий храм раз в году на Крещение – запастись святой водичкой. С большими пластмассовыми канистрами, с бутылками из-под «Пепси» встают они к раздаче и строго наблюдают, чтобы не отпускали без очереди. Согнувшись под тяжестью своей ноши, которая, как известно, не тянет, прихожане, удовлетворенные не напрасно прожитым днем, возвращаются в свои жилища, разливают водичку по бутылкам, банкам, кастрюлям, по-хозяйски оглядывают запас – на год хватит. До следующей крещенской раздачи.

Простите мне ироничный тон. Я позволила его не потому, что осуждаю этих людей. Слава Богу, что хоть раз в году ходят. Но великая агиасма – крещенская вода – требует особого, трепетного к себе отношения.

Но святая вода не только та, которую освящают по особому чину священники. Многие православные святые имели особую силу – изводить из земли святые источники по молитвам своим Господу и Его Пречистой Матери. История сохранила нам не только имена этих святых, но и сами источники, в коих до сей поры не оскудела благодать и исцеляющая сила. Давайте вспомним одно такое событие, древнее, ведь речь пойдет о пятом веке.

Чудная платановая роща украшала святые ворота великого Константинополя. В роще бил родник, вода которого была необыкновенно вкусна, прохладна и целительна. Шло время, зарос кустарником родник, затянула воду зеленая тина, стал он почти незаметен для человеческого глаза. Проходил как-то мимо знатный воин Лев Маркелл, а навстречу ему слепец – старый, измученный, беспомощно ощупывает посохом дорогу, тянет руки, просит пить. Человеком Лев Маркелл был добрым. Взял слепца за руку, привел в прохладу под сень широких платановых листьев.

«Посиди тут»,- сказал,- «а я пойду, поищу тебе водички». Пошел. Да только несколько шагов сделал, как услышал женский голос: «Не ищи воду далеко, она здесь, с тобой рядом».

Остановился. Что за дела такие – нет никого, а голос… Крутит головой по сторонам, удивляется. А голос опять: «Царь! Под сенью рощи есть родник. Найди его, набери воды, напои жаждущего. А тину, что затянула родник, положи на глаза несчастному. И построй на этом месте храм. Будет у него великая слава»…

Удивление Льва Маркелла сменилось сердечным трепетом. Он понял, Царица Небесная благословляет его на благое дело. Но почему Она назвала его, воина, царем? Все сделал, как было велено. И воды набрал, и тину приложил на глаза слепца. Чудо не замедлило: прозрел слепец, в ликовании пошел в Константинополь, благодаря Божью Матерь.

А Маркелл вскоре стал императором. Теперь уж – царь! – сделалось обычным к нему обращением. И повелел царь очистить родник, выпустить на волю его чистые струи, построить рядом храм. Тогда же была написана и икона, именуемая с тех древних пор «Живоносный источник». На иконе изображена высокая большая чаша. Над чашею парит Богородица, держащая в руках Предвечного Младенца. Десница Младенца благословляющая. Через сто лет на этом месте был построен еще один храм – роскошный, изящный, а при нем – монастырь. Очень скоро потянулись сюда люди с молитвой об исцелении. По вере своей и получали. Исцеления в платановой роще происходили постоянно, и слава о живоносном источнике достигла самых отдаленных уголков.

С древних времен известна икона «Живоносный источник» и на Руси. Память ее отмечается в особый день – в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели). И это лишний раз доказывает, как почитаема она среди русских людей. В начале восемнадцатого века список с иконы «Живоносный источник» был принесен в Саровскую пустынь. Великий старец Серафим очень почитал икону, многих отправлял к ней молиться. Есть икона «Живоносный источник» и в Москве, в Царицыно Дмитрий Кантемир, советник Петра Первого, построил храм, а перестраивал и обновлял его сын Кантемира Антиох, известный русский поэт. Больше двухсот лет не прекращались службы в храме «Живоносный источник». Перед самой войной его закрыли. Да если бы только закрыли, а то разграбили. Чего только тут не было: гудела трансформаторная станция, стрекотали типографские станки, шуршала стружка в столярной мастерской. Сегодня храм возвращен православным христианам, в нем возобновились службы.

Конечно, любой источник, изведенный в святом месте или по молитвам угодников Божьих, можно назвать живоносным. «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды», – читаем в Библии. А Евангелие от Иоанна повествует о купальне у Овечьих ворот, куда время от времени сходил Ангел и возмущал воду. Сам Христос вошел в священные воды Иордана и принял крещение от Его Предтечи Иоанна. Иорданские воды с тех пор несут в себе особую благодать и силу. Сейчас, когда паломничества в Святую землю стали обычным явлением, обычными стали и слова: «Я купался в Иордане».

Во многих семейных альбомах хранятся теперь фотокарточки: паломники в длинных белых рубашках входят в воду Иордан… Такой недосягаемый и такой привычный. Хорошо ли это? Наверное, хорошо, что мы, накопив денег и оформив заграничный паспорт, стремимся приобщиться к великим христианским святыням. Только бы не позволить собственному сердцу обыденности, только бы запретить ему при этом привычно стучать.

Щедра и Россия наша на живоносные источники. Святые, великие подвижники возводили по своим молитвам родники, украшая ими, как сверкающими самоцветами, скромный и неброский русский пейзаж. Один только Сергий Радонежский извел за свою жизнь два источника.

Один прямо на Маковце, на месте будущей Троице-Сергиевой Лавры, когда братия возроптала – далеко, мол, отче, ходить нам за водой. То место теперь утеряно. Правда, время от времени молодые, полные энтузиазма, семинаристы начинают вымеривать шагами землю вокруг семинарии – искать, где же… Но если бы знали древние чернецы о ревностных потомках, оставили бы кусок бересты с картой, где искать. Не подумали. Но уже в середине XVII века в утешение братии во время ремонта Успенского собора забил родник. Был в обители слепой монах. Пафнутием звали. Испил водички – прозрел. Стали и другие черпать пригоршнями. И другие чувствовали прилив физических и духовных сил. Теперь на месте того родника расписная надкладезная часовня.

По сей день утоляет жажду страждущих тот родник. К нему с утра до вечера очередь. Уехать из Лавры и не набрать святой воды? Не годится. Некоторые даже утверждают: этот родник Сергиев и есть тот самый, который сам Сергий вымолил для братии. Как не велик соблазн поверить, но это другой источник. Хотя тоже живоносный, утверждаю это со всей ответственностью, потому что часто после поездки в Лавру привожу домой эту удивительную воду.

А вот в пятнадцати километрах от Сергиева Посада, недалеко от деревни Малинники есть источник Сергиев. Вот он-то как раз изведен самим Радонежским чудотворцем. Однажды, почувствовав ропот среди братии и не желая давать ему ход, Сергий ушел из обители и лесами направился в сторону Киржача. По дороге он остановился как раз здесь и долго молился. Молитва Сергия была услышана, и в глухом лесу заискрился серебром чистой воды родник. 600 лет минуло, а жив родник, и не только жив, а стал двадцатиметровым водопадом, под сильной струей которого не так просто удержаться на ногах.

На самом верху водопада – маленькая часовня-сруб с иконами на четыре стороны и лампадками над ними. Здесь поются акафисты, здесь постоянно горят свечи. Отсюда по трем деревянным желобам сильная струя воды устремляется вниз, к маленькой речушке Вондиге. Чуть пониже оборудована бревенчатая купальня.

Круглый год идут и идут к роднику за исцелением. Даже в сильные морозы тщедушные старушки встают под его леденящие струи с молитвой: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас». Три раза положено, говорят, омыться. Многие хворобы бегут прочь от такой невиданной дерзости. В мороз! Под ледяную воду! Конечно, только самые уверовавшие позволяют себе прийти в Малинники зимой. А кто покрепче телом, да повыносливее, да понедоверчивее, те ждут лета. А летом!.. С печалью приезжаю сюда летом. Зеленое поле вокруг источника превращается в неприступный плацдарм. Большое народное гулянье. В купальниках, плавках, семейных трусах и просто в исподнем ломятся «паломники» к благодати святого ключа. Толкаются, падают на скользких деревянных ступенях, царапают в кровь голые животы.

Зрелище летних Малинников некрасиво. Ополоснувшись, стелят паломники в холодке скатерть-самобранку с бутылем по центру, врубается музыка. Иногда прозвучит чей-нибудь вразумительный голос: «Нашли место… Здесь же святой источник!» Но за музыкой и тостами разве услышишь?

Агиасма – святыня. Живоносный источник – место нашего духовного врачевания. Здесь дОлжно звучать молитве, здесь дОлжно быть тишине. Духовная жажда утоляется не наспех и не большими глотками через край трехлитровой банки. Есть духовная культура, которая важна для каждого из нас, и у культуры этой свои законы. Икон «Живоносный источник» было на Руси очень много как раз потому, что потребность утолить духовную жажду жила и живет в нашем народе. Перед ней молились уставшие от скорбей люди, перед ней молились те, кто вдруг утрачивал веру, вслушивался во вражьи наветы, но боялся, очень боялся жизни без Бога. Богородица, парящая над чашей, обнимающая Младенца, пристально всматривается в глаза молящихся. Ей ведомы наши сомнения, усталость, страх. Но Ей хорошо ведомо и то, в чем мы засомневались: жизнь без веры – это высохший источник, это затянутая тиной канава. В такой жизни нет будущего.

Давайте вспомним самарянку из Евангелия от Иоанна, пришедшую на колодец зачерпнуть воды. Христос просит пить, а она в недоумении: «Господин, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок». А Христос говорит самарянке о другой воде, тот, кто будет пить ее, «не будет жаждать вовек». Она просит: «Господин, дай мне этой воды», еще не понимая, о чем идет речь. Христос говорит с самарянкой у колодца. Был просто колодец, но после встречи со Спасителем стал он живоносным источником. Была просто самарянка, грешная женщина, а стала проповедницей Божьего слова. В 66-м году она была брошена в колодец мучителем. Звали ее Фотина (Светлана). С Евангельских времен до наших потребность в живой воде не пропала. Напротив, пережив богоборческие времена, мы особенно мучительно переносим эту жажду. Мы даже не всегда понимаем, что она такое.

Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем кто где. И – не находим. И гневаемся на жизнь, на ее путы, сдерживающие наш нетерпеливый галоп. Перед иконой «Живоносный источник», может, и вразумимся? Может, дана будет нам ясность ума и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».

Сейчас как-то поутихло, а ведь совсем недавно еще мы, как чумовые, бежали к голубым экранам с тяжелыми, как гири, банками с водой – заряжать. На нас и на наши банки пучил глаза очередной телеаферист. Мы пучили глаза на телеафериста. Эта игра в гляделки была, как болезнь. Почти эпидемия. В редком доме не было желающего оздоровиться даром. Потом мы пили заряженную воду до изнеможения, отдышимся – опять пьем. Отдышимся – опять. Переполненные желудки, мочевые пузыри, отеки под глазами… А ведь не дураки мы вроде, образованные, пожили-повидали всякого. Господь, по словам крещенского песнопения, «очищение водою роду человеческому дарует», а мы не воспротивились надруганию над водой. Грех. А батюшка, когда придем на исповедь, спросит: «К эсктрасенсам ходили? Воду, заряженную по телевизору, пили?». Наложит эпитимью. И будет прав. Сами нагрешили, сами будем исправлять. А за помощью и утешением подойдем к иконе «Живоносный источник». А потом выберем время и посетим один из многочисленных святых источников – будь то Сергиев в Малинниках, или Пафнутьев в Оптиной пустыни, или Серафимов в Дивееве. И смоем с себя в их живительных водах все, что мешает нам и запутывает нас. Будет гореть здоровым жаром плоть, прояснится голова, затаится душа в ожидании необыкновенного. Пусть ожидание не будет напрасным. Пусть даруется душе от живоносного источника удивительная сила. Очень хотела самарянка живой воды и просила ее у Господа. Она не знала, что за вода, а просила. А мы-то, грешные, знаем, а не просим…

Наталия Сухинина

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Все христианские иконы имеют свои уникальные истории создания или обретения и тайный смысл. На многих из них, включая икону «Живоносный Источник», изображены Дева Мария и Младенец Спаситель.

Без веры наша жизнь превратилась бы в хаос и беспорядок. Иконы помогают нам находить в себе силы идти дальше, когда кажется, что всё рухнуло или движется к этому. Иконы должны быть в каждом доме: когда человек не может посетить храм, он может помолиться перед иконой , наладив контакт с Богом.

История иконы

История образа «Живоносный Источник» корнями уходит в далекое прошлое. В 5 веке в Константинополе был найдет животворящий, чудотворный источник. Место это было освященным, потому что роща, где находился источник, была высеяна в честь Богородицы. Многие люди находили исцеление, выпивая святой воды, которая била ключом из самой земли.

Впоследствии источник почти иссяк, а со временем и вовсе превратился в заброшенное место. В 6 веке в честь чудотворной земли, из которой била вода, был построен храм и при нем — монастырь. Позднее была придумана и написана первая икона, посвященная этой земле. Посвятили икону Богородице, так как она является символом чистоты и добра, смирения и целомудрия. Этот образ был очень популярен и известен, но позднее был забыт, а потом опять восстановлен. Его чтили на Руси на протяжении всей истории.

Описание иконы

Изображено на иконе то самое место, где находился источник. В Святой Чаше сидит Богородица, держа Младенца Христа на руках. Из Чаши льется святая вода — символ чистой веры и спасения. Внизу, около Чаши, изображены люди, которые пьют или набирают воду в сосуды. Иногда данную икону относят к празднику Крещения, хотя на самом деле никакого отношения к Крещению она не имеет. Вариантов иконы множество, но в целом все они очень похожи. Сейчас во многих храмах России есть иконы «Живоносный Источник», однако ее главным образом ассоциируют именно с тем храмом, который был построен на чудотворном месте, где был святой источник.

В чем помогает икона

Данная икона спасает дом от беды, от всякой напасти и злых людей. Если вы болеете, то можно ставить эту икону рядом с кроватью, чтобы обрести спасение и поправить здоровье как можно быстрее.

Это чудотворная икона, поскольку в летописях существует множество свидетельств того, как люди исцеляли серьезные недуги, прикладываясь к образу: слепоту, немощность, неизлечимые болезни, бесплодие. Такое случалось не только в 5-6 веках, но и позднее, когда о том чудесном месте лишь говорили. Тот храм разрушали и строили три раза за всю историю, но икона «Живоносный Источник» всегда была и будет чудотворной, вне зависимости от того, где находится.

Дни почитания иконы

День почитания иконы «Живоносный Источник» — 15 апреля. На богослужении вспоминаются связанные со святым образом чудеса, происходившие в 5 веке на том месте, где сейчас стоит Константинопольский храм. В нем до сих пор находится одна из древнейших икон. Это священное место, которое необходимо посетить при наличии такой возможности.

Молитвы иконе «Живоносный Источник»

Перед данной иконой можно читать любые молитвы на сон грядущий и с утра, молитвы о спасении души, о здравии. Это универсальный образ, который не имеет какой-либо привязки к событиям или тематике молитв. Несмотря на это, есть молитва, которую можно читать 15 апреля в честь обретения того священного источника:

«Избранная от всех родов Владычица наша Богородица, благодатную помощь нам дарующая, восхваляем тебя. Ты наша блаженная Матерь Божья, излей на нас великие и богатые милости Твои, недуги наши исцели и скорби тяжкие утоли, да возблагодарим Тебя за это: Радуйся, Владычица, Живоносный Источник верным людям твоим изливающая».

Дева Мария олицетворяет собой неутолимый источник добра, света и прощения для всех нас, поэтому эта икона является не просто свидетельством чуда, произошедшего полторы тысячи лет назад. Это нечто большее, поскольку данный образ говорит нам о том, что живоносный источник всегда рядом с нами. Он подпитывает нас каждую секунду нашей жизни. Это одна из лучших икон, которые должны быть дома . Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.05.2017 05:49

Среди святых чудотворных икон Богородицы особо почитается образ «Нечаянная радость». Молитва перед этой иконой способна...

Икона Богородицы Живоносный Источник – чудотворный образ, почитаемый всеми христианами. С него создано множество списков (изводов). Молитва о помощи перед образом Царицы Небесной даровала многим верующим исцеление от физических болезней, душевных страданий, наполняющих душу болью.

Православная традиция нарекает Богоматерь многими «говорящими» именами, точно характеризующими ее суть, призвание, качества, которые Она являет своей милостью. Живоносный Источник – одно из таких. Ведь именно Дева Мария стала Источником Жизни для Сына Божьего, с нее началась великая история пути спасения для всех православных. Поэтому ее светлым ликам неустанно молятся христиане, ища поддержки, помощи и защиты.

Особым днем почитания иконы Богородицы «Живоносный Источник» является пятница Светлой Седьмицы (Пасхальной недели). Во всех церквях Русской Православной Церкви совершается освящение воды, а также звучат песнопения иконе Богоматери.

Чудесное исцеление водой из источника

С появлением образа Богородицы и светлого праздника неразрывно связано чудесное событие, произошедшее 4 апреля 450 года от рождества Христова, с тогда будущим императором Византии Львом Маркеллом. Недалеко от Золотых ворот Константинополя в зеленой роще бил удивительный источник. Люди рассказывали много историй о его чудесах. Прогуливаясь неподалеку, воин Лев случайно повстречал уставшего слепого старца, сбившегося с пути. Молодой человек помог путнику найти нужную дорогу, усадил под деревом, чтобы отдохнуть. Сам же отправился на поиски воды, чтобы напоить слепого.

Внезапно воин услышал бесплотный женский голос, говорящий ему, что не стоит отправляться далеко, вода есть здесь, совсем рядом. Лев был очень удивлен, но ручей так и не нашел. Устав от безрезультатных поисков, воин вновь услышал напутственную речь: он должен найти источник, почерпнуть воды, напоить жаждущего. Затем следует набрать тины, положить слепцу на глаза. После Лев сможет узнать, кем является та, кто освящает животворящий источник. Она же поможет Льву Маркеллу возвести на этом благодатном месте храм, чтобы люди, приходящие с верой и мольбами, получали помощь, исцеление от болезней.

Воин Лев Маркелл исполнил все точно так, как сказал дивный голос. Случилось чудо – слепой прозрел. Превознося хвалы Богородице, исцеленный старик отправился к Константинополю. Через семь лет, когда Лев I взошел на императорский престол, сменив Маркиана, он продолжил исполнение слов Божьей Матери. Сначала источник очистили, обнесли каменным кругом, а затем над ним построили храм. В знак того что родник стал еще одним воплощением благодати Непорочной Девы, его назвали Живоносным Источником Богородицы.

При последующих правителях Юстиниане Великом, Василии Македонянине, Льве Мудром обитель несколько раз перестраивалась и украшалась. После падения Царьграда (29 мая 1453 года) храм разрушили мусульмане. Новый православный храм над Живоносным Источником появился только благодаря Патриарху Константию I (в 1834-1835 годах). Вокруг него построили женский монастырь.

Изображение Живоносного Источника: этапы формирования

При написании первой иконы Богоматери «Живоносный Источник» за основу взяли древнегреческое изображение Пречистой Девы, основанное на канонах рисунка во Влахернском храме. Богородицу изображали как мраморную статую, из рук которой течет агиасма (святая вода). Первые списки иконы не содержат изображения самого источника. Позже композиция рисунка дополняется чашей, затем водоемом или фонтаном. На русских памятках сохранились изображения колодца, символизирующего источник.

  • В Крыму было обнаружено одно из самых древних (конец XIII – начало XIV века) изображений Богоматери. Образ Заступницы с молитвенно поднятыми руками (типа Оранты) находится на глиняном блюде.
  • Икону, написанную приблизительно около средины XIV века, описывает Никифор Каллист, церковный историк. Он повествует об образе Божьей Матери, находящейся посреди чаши-купели, которая установлена над источником. На груди (или лоне) Богоматери находится Младенец Иисус. Такой тип иконы именуют Кириотиссой.
  • Уже в первой половине XV века мастер Андроник Византиец создал на стене афонского монастыря святого Павла фреску на эту тему. Дева Мария с Младенцем Христом написаны над чашей. Изображение имеет подписи на греческом языке «Живоносный Источник».
  • XVI век. Традиция именем Божией Матери освящать источники, находящиеся на территории монастырей, приходит из Греции в Россию. Для купален и часовен, воздвигаемых над ними, писали многочисленные образы Богородицы.
  • В XVII веке данный тип иконы стал очень популярным и получил широкое распространение. Образы, которые создавали на территории России, усложнились композиционно. Надо заметить, что эти изменения иконографии негативно повлияли на силу символического значения. Изображения все чаще стали дополнять колодцами с бьющей из них водой. Богородица окружается святителями: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, пр. Передний план композиции может дополняться людьми, обращающимися за исцелением.

Списки иконы Богородицы «Живоносный Источник» в России

Самым известным списком с иконы «Живоносный Источник» является чудотворный образ, находящийся в Саровской пустыни. В XVIII веке его принес в обитель основатель церкви иеромонах Иоанн. Святыня является глубоко почитаемой монахами и прихожанами. Ее высоко ценил Серафим Саровский. В середине XIX века Саровская обитель пополнилась еще одним списком «Живоносного Источника» (его принес иеросхимонах Иоанникий из Константинополя). Икона показывает Явление Богоматери на Живоносном источнике.

Сегодня действуют около сотни храмов и часовен, названных именем Богородицы, в которых есть изводы иконы. Среди них:

  • Храм образа Божией Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. В XVII веке деревянная церковь Дамиана и Космы была сожжена (1701 г.), но многие иконы спасли. Их перенесли в небольшую часовню. На месте старого в 1848 г. построили новый божий храм, посвященный чудотворному образу Богоматери. В 1840 году вдова солдата (Авдотья Евдокимова) передала в село Меткино чудотворный образ. С того времени поклониться лику Богородицы приходят и приезжают люди с окрестных городов и деревень.
  • В московском Царицино также есть храм, построенный в XVIII веке, посвященный иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Собор с чудотворным изображением Пречистой Девы (Скорбященская церковь), находящийся в Твери.
  • Задонский Рождество-Богородицкий (мужской) монастырь (построен 1610 году). Есть часовня-купальня, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Также увидеть чудотворный образ можно в храме Богоматери в Арзамасе.

Чудесные исцеления по молитвам иконе

Письменные свидетельства об исцелениях Богоматерью тех, кто обращался к иконе «Живоносный Источник», пил целебную воду, оставил Никифор Каллист Ксанфопул – монах Софийского монастыря (Константинополь), живший в XIV веке. В своей Синаксаре он описал случаи чудес от воды из источника. Так был воскрешен мертвый из Фессалии, завещавший принести его к святому месту и омыть целебной водой. Исцелился от мочекаменной болезни Лев Мудрый. После посещения помогающего источника у патриарха Иерусалимского Иоанна исчезли проблемы со слухом.

С чем обращаться к образу Богородицы «Живоносный Источник»

Чудесные исцеления от списков образа Пресвятой Заступницы «Живоносный Источник» и святой воды продолжаются по сей день. Они описываются в церковных книгах храмов и монастырей, укрепляя веру православных в силу и помощь Богородицы. Обращаясь к этим записям, можно выделить основные темы, в чем помогает молитва к данному богородичному образу.

Святыне следует молиться людям, которых мучают тяжкие телесные недуги. Многие женщины смогли понести и родить на свет здорового ребенка, молясь чудодейственному образу. Склонить голову перед иконой нужно тем, кого терзают душевные муки совести, неразделенные чувства, гнетущие мысли. Образ поможет справиться с вредными пристрастиями. Обращаться за помощью можно родным, близким страдальца. Но лучше всего, чтобы человек сам хотел решить свои проблемы, истинно верил во всемогущество Божией Матери. Ведь как мы молимся, такую и помощь по своим молитвам получаем.

Сохранившиеся иконы, образы которых можно увидеть в существующих религиозных храмах, имеют давнюю старинную историю. Одной из таких является Икона Живоносный Источник. Она известна по всему миру как святыня, которая смогла исцелить огромное количество больных людей. Именно поэтому в знак благодарности, верующие регулярно почитают данный священный образ не только молитвами, но и созданием в честь него различных духовных произведений. К ним относятся стихи, песни и точные списки иконы Богородицы Живоносный Источник.

История

Согласно приданию, во времена Византийской империи, которая являлось главной родоначальницей православной веры, рядом с её столицей находилась роща. После пребывания в ней Святой Девы Марии, чудные просторы дивной природы стали святыми. Рядом с растущими деревьями, прямо из земли рощи протекал источник, который по слухам обладал целебными свойствами. И как-то раз, приблизительно в 450 годах нашей эры, мимо описанных благоверных мест проходил один путник по имени Лев. Прибывая в крайне безлюдном месте, он невольным взглядом обратил внимание на человека, который не мог найти выхода посреди густорастущей растительности. Подойдя по ближе, Лев Маркелл сразу же осознал, что человек, которого он видит, является слепым. Решая ему помочь, путник посадил инвалида, а сам отправился за водой. И во время пути, он вдруг услышал голос Богородицы, указывающий место святого источника. Дойдя до него, Лев Маркелл набрал воды и принёс её встреченному гостю. И как только незрячий выпил воду, которая ему была доставлена, он сразу же в миг начал видеть.

В итоге, прозревший человек, в знак почтения, упал на колени со словами молитвы, благодаря Деву Марию, которая помогла Льву обнаружить природный источник с чудотворными свойствами.

После этого случая Лев Маркелл, став впоследствии императором, приказал возвести храм Пресвятой Девы, а источник, после тщательного очищения, назвать Живоносным.

Впоследствии, после данного события, в центре храма, установили икону Животворящий источник, которая была написана талантливыми мастерами-иконописцами.

Образы иконы

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

Немногие знают, но на первых иконах Божией Матери Живоносный Источник, водоема с водой и ткущего из чаши фонтана не было. Однако в более поздних композициях, этот важный элемент был добавлен.

В чем помогает икона «Живоносный Источник»

Сам Живоносный источник является воплощением начала жизненного истока. Олицетворяя образ Богоматери, он способен исцелять больные человеческие души.

Значение Иконы Живоносный Источник крайне велико.

Она помогает верующим преодолеть многие неприятности и трудности, которые порой могут случаться в обычной повсеместной жизни.

Сюда следует отнести прежде всего:

  • избавление людей от сильных пагубных привычек, куда входит табакокурение, алкоголь и всякие нароктические вещества, вызываеющие сильную зависимость.
  • помощь в ликвидации духовных внутренних переживаний. Во время молитвы стрессовое состояние человека нормализуется, приводя свои нервы и настроение к полному контролю
  • оказывает помощь в сохранении безгрешного бытия;
  • исцеление от всех болезней.

Молитва иконе «Живоносный Источник»

Во время произнесения священных молитвенных слов, люди просят очистить их душу от какой-либо скверной нечисти, вызывающей проблемы со здоровьем, а также восполнить внутренний запас сил.

Текст молитвы выглядит следующим образом:

О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе, скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь.

Первый деревянный храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» выстроил в своем имении в конце XVII века князь В.В. Голицын. Через полвека имение перешло к князю Д.К. Кантемиру, который повелел заменить старую церковь на новую, каменную, в стиле петровского барокко. Еще через полвека его сын, князь М.Д. Кантемир, снова обновил здание храма, пристроив к нему северный придел и посвятив его в память об отце великомученику Дмитрию Солунскому. Чуть позже появился южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Интерес князя к этому храму связан с почитанием иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая известна помощью в обретении ребенка. На появление потомства и надеялся бездетный князь М.Д. Кантемир. Кроме того, храм стал усыпальницей рода. В 1775 году, после приобретения Екатериной II имения Кантемиров, это место было названо селом Царицыно. В 1930-х годах царицынская церковь, как и многие московские храмы, была закрыта и в последующие годы использовалась в хозяйственных целях. В результате здание церкви и ее настенная роспись сильно пострадали. В 1990 году храм вернули верующим, и после его реставрации с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, самолично освятившего возрожденный храм в 1998 году, в нем возобновились богослужения. В настоящее время в храме хранятся частицы мощей многих святых.
Адрес: Москва, ул. Дольская, д. 2. Тел.: 8 (495) 325-34-56.

Московская область. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Космодамианская) в Меткино



В летописях сказано, что в XVII веке в селе Меткино, неподалеку от Москвы, стояла деревянная церковь Космы и Дамиана. В 1701 году она сгорела, но многие иконы удалось спасти, их разместили в небольшой построенной рядом часовне. В 1848 году вместо нее была выстроена нынешняя каменная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный источник». Появление нового храма было не случайно. В 1829 году в Меткине произошло необыкновенное событие – явление образа Богоматери «Живоносный источник». А в 1840 году солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в Москве, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», подаренный ей купчихой Анной Кирияновой. С этого времени для поклонения образу Богоматери начал стекаться народ со всех окрестностей. Уже через два месяца настоятель храма, отец Владимир, писал митрополиту Московскому и Коломенскому, преосвященному Филарету о том, что «приходящих для поклонения образу все больше и больше» и причина тому – чудные исцеления, происходящие от иконы. Следующий настоятель храма, отец Иоанн, в 1846 году обратился к митрополиту с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви Во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» на пожертвования многочисленных богомольцев. Через полгода состоялась закладка церкви. В ее архитектуре гармонично соединились черты позднего классицизма и псевдорусского стиля.

С иконой Божией Матери «Живоносный источник», которая пользовалась огромным почитанием у верующих, каждый год проводились крестные ходы к окрестным селам. В советское время храм закрыли. Некоторые иконы удалось спасти благодаря прихожанам, прятавшим их в своих домах под угрозой смерти. Но чудотворный образ Божией Матери «Живоносный источник» бесследно исчез. Здание церкви подверглось многим разрушениям. Лишь в 1990-х годах в полном запустении она была возвращена верующим, и началась интенсивная работа по восстановлению храма. Причем участвующие в реставрации люди рассказывали, что слышали в полуразрушенных стенах храма ангельское пение. Словно сама Богородица покровительствовала его возрождению. Храм освящен был в 2003 году, причем главный престол был посвящен, как в старину, святым Косме и Дамиану, а два его придела – иконам Божией Матери «Живоносный источник» и святого архангела Михаила. С этим и связано двойное название церкви.
Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, микрорайон Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.

Тверь. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Скорбященская церковь)


Церковь Божией Маери Живоносный источник.
Тверь. XVIII в.
До 1750 года на Скорбященском холме был дом для убогих и бесприютных людей. Потом было решено поставить здесь храм Во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и при нем открыть богадельню. В 1763 году во время большого тверского пожара церковь сгорела. Через 30 лет вместо нее выстроили новый каменный храм с приделом Всех Святых и колокольней. Немного позже к нему были пристроены еще два придела: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Божией Матери «Живоносный источник», который стал главным. Храм отличается особенной, непривычной для Твери архитектурой. В городе это единственный храм с ротондой в стиле классицизма и семигранным алтарем в стиле барокко. В советское время храм был закрыт, сломана паперть, и здание использовалось под книжный склад. Возвращена верующим церковь в 1994 году. Сейчас этот действующий храм, поддерживаемый в хорошем состоянии, считается украшением города.
Адрес: г. Тверь, ул. Володарского, д. 4.

Арзамас. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник»


Церковь Божией Матери Живоносный источник. Арзамас. XVIII в.
Эта красивая церковь со сложной декоративной лепкой и богатой историей была построена в 1794 году. Главный престол ее был освящен в честь иконы «Живоносный источник», два малых – в честь архистратига Михаила и иконы Богоматери «Утоли Моя Печали». Храм имеет очень интересную конструкцию постройки – в виде корабля. Резной иконостас выполнен известными арзамасскими мастерами Митрящевыми. Церковь была закрыта в 1935 году, иконы были утеряны безвозвратно. Однако в 1944 году она была возвращена верующим, и с тех пор это действующий храм. Из множества старинных арзамасских церквей, которыми так славился город в начале прошлого века, сохранили свой первоначальный облик лишь два храма, стоящие на главной площади города. Это Воскресенский собор и церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник». В ней находится древний и редкий молитвенный образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы», который почитается как главная святыня храма.
Адрес: Нижегородская обл., г. Арзамас, пл. Соборная.

Задонск. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Задонском Рождество-Богородицком монастыре

Задонский монастырь основали в начале XVII века два благочестивых старца-схимонаха Кирилл и Герасим. Первый монастырский храм был посвящен Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. В 1692 году монастырь, в то время уже имеющий немалый масштаб и известность, сгорел дотла. Не тронул пожар лишь чудотворную икону, с которой монахи начали строительство обители. После этого чуда усилиями многочисленных паломников монастырь был восстановлен. Источник у Задонского мужского монастыря, согласно летописи, стал известен с начала XVIII века. В 1730 году возле него построили часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1870 году возвели храм. После революции 1917 года источник был засыпан, храм закрыт, а в его стенах размещались различные советские учреждения: от больницы до пищекомбината. Восстановление монастыря началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Через три года в нем поселились первые иноки. В 1991 году в обитель торжественно были перенесены святые мощи святителя Тихона Задонского, ранее являющиеся почитаемой святыней монастыря. В 1994 году был восстановлен монастырский источник и по сохранившейся литографии воссоздан храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник». При источнике в настоящее время построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. В главном Владимирском соборе монастыря находится много местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, и частиц мощей святых Божиих угодников.
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.

Сортавала. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на высоком холме острова Валаам, на Ладожском озере, был основан в X веке преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV–XVI вв. монастырь называли «великою лаврою», он славился высокой духовной жизнью. Немало известных христианских подвижников в разные века подвизались в стенах этого монастыря: преподобный Арсений Коневский, преподобный Александр Свирский, преподобный Савватий Соловецкий, преподобный Евфросин Синозерский и другие. Валаамская обитель не раз подвергалась нападениям шведов. После полного разорения в 1611 году монастырь больше ста лет пребывал в забвении, и на его территории обосновались финны. Нетронутыми оставались только святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. В XVIII веке по указанию Петра I началось возрождение Валаамской обители. В 1782 году настоятелем монастыря был назначен знаменитый старец-подвижник Назарий из Саровской пустыни, и с его приходом начался новый созидательный этап в истории обители. Он ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. При нем был воздвигнут пятиглавый каменный Преображенский собор с высокой колокольней и келейные корпуса с Успенской и Никольской церквами.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была построена в 1814 году при преемнике отца Назария – игумене Иннокентии. Стиль постройки – византийский. Обитель неоднократно посещали императорские особы и высоко отзывались о ней. Император Александр I причислил Валаамский монастырь к разряду первоклассных. После революции 1917 года Финляндия стала независимой, и Валаам оказался на ее территории, что позволило сохранить на время обитель от разорения. В начале 1940 года монастырь подвергся сильным бомбардировкам советской авиации. Братия была вынуждена эвакуироваться в Финляндию. Монастырский колокол печально прозвучал в последний раз, возвещая смерть обители. После передачи Валаамского архипелага советским войскам монастырь постигла трагическая участь медленного разрушения. Лишь в 1989 году власти Карелии разрешили передать Ленинградской епархии часть бывшего монастыря, и первые иноки прибыли на Валаам для возрождения монашеской жизни. С 1990 года монастырь перешел в ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В следующем году обитель обрела духовное сокровище – нетленные мощи валаамского подвижника, иеросхимонаха Антипы, от которых и по сей день происходят чудеса исцеления. Постепенно возвращаются в монастырь прежние реликвии, например, древний крест-мощевик с частицей мощей великомученика Пантелеймона-целителя. Одной из главных святынь обители является Валаамский образ Божией Матери, по молитвам перед которым совершаются исцеления. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая». И сейчас на Валаам приезжают тысячи богомольцев с желанием прикоснуться к живоносному источнику веры.
Адрес: Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, г. Сортавала.