Интернет

О чем нужно просить ченстоховскую икону божией матери. Икона божией матери ченстоховская Польские иконы

Одна из самых почитаемых у православных и римо-католиков является Ченстоховская икона Божией Матери. Перед ней молится как православный, так и католический мир. Ее образ чтят 6 марта христиане Восточной Европы, католики же поминают 26 августа. Кроме того, образ Девы Марии имеет множество других имен, которые не менее известны. К ним относится именования Божия Матерь Ченстоховская, «Ясногорская», «Черная Мадонна» – так как икона потемнела от старости. Ченстоховская икона Божией Матери в Польше называется Ченстоховска Матка Боска, а вот в кратких молитвенных песнях ее зовут «Непобедимая победа».

Икона Богородицы Ченстоховской имеет поистине древние корни. История относит данную икону к работам пророка Луки, которых в общем количестве насчитывается 70. Долгое время образ Богоматери пребывал в Византийской империи, потом его перевезли в Русь Галицкую, откуда, после завоевания Польшей Западной Украины икона Победа непобедимая перешла к полякам. На сегодняшний день она находится в Санктуарии Пресвятой Девы Марии Ясногорском, в католическом монастыре в городе Ченстохова.

История иконы

Как известно, Ченстоховская икона была написана апостолом Лукой, согласно преданию – в Сионской горнице Иерусалима. Однако не многие знают, что материал, на котором изображался образ Богородицы имеет отношение непосредственно к семье Иисуса Христа – ее запечатлели на доске обеденного стола Марии и Иосифа.

Не долго после сотворения икона Божией Матери пребывала в «спокойствии». С приходом императоров, которые не поддерживали единого Бога, а почитали языческих божеств, первые последователи христианских учений были подвержены гонениям и преследованиям со стороны тех самых римских правителей. Дабы сберечь столь ценную святыню, ее в 67 году начали прятать в пещерах города Пелла, в катакомбах. Так лик Святой Девы около трех веков скрывали от глаз людей. Снова улицезреть ее удалось уже в 326 году. Тогда Елена Константинопольская отправила посланников в Иерусалим, чтобы те искали Крест Господний. Елена была не только матерью, чье дитя, первый правитель, уверовало Божью истину, но и настолько искренне веровала сама, что христиане были попросту покорены ею и за чистоту ее веры даровали императрице Ченстоховскую икону Божией Матери. Почти 500 лет образ Девы Марии хранился в дворцовой часовне Константинополя.

Значение Ченстоховской иконы

Каждая икона Пресвятой Девы носит свое значение, отличающее ее от остальных. Так характерным для Ченстоховской иконы является изображение на иконе Мадонны с Сыном, где их правые руки подняты вверх, а на лице Богоматери виднеются следы ран, которые она получила в часы вражеских вторжений. Указывая на Иисуса левой рукой, Богородица обращает внимание на Сына, как на единственный праведный путь к Спасению. Левая рука Иисуса также не просто держит Книгу. Это действие означает, что все знания в их полноте есть только в Божьих руках.

Великую ценность и большое значение имеет Икона Богородицы Ченстоховская для Польши, там ее именуют ни как иначе, нежели Королева Польши.

В чем помогает Ченстоховская икона Божией Матери

Славится икона Божией Матери Ченстоховская Непобедимая победа своими чудодейственными силами.

Она помогает при тяжких и неизлечимых болезнях, спасает людей от гибели, защищает путешественников, а также содействует миру между конфликтующими сторонами.

Почувствовав на себе мощь иконы многие люди излечивались, бросали костыли, вставали на ноги. Все те чудеса, которые сотворила икона даже занесены в специальную книгу.

Акафист и молитва иконе

Акафист Ченстоховской иконе Божией Матери читается дважды во многих храмах и первый из них приуроченный к празднику Собора Пресвятой Богородицы.

Его отмечают 7 января, когда ровно в 16 часов начинаются молебны службы и чтение акафиста с молитвами о даровании православного Царя и сохранении России от сил антихристовых.

Второй раз, когда уста произносят хвалебную песнь, посвящен дню Ченстоховской иконы – 19 марта. К сведению, кроме акафиста Ченстоховской иконы позволяется читать акафист Песчанской иконе Богоматери или Покрову Божьей Матери.

В отличие от акафиста молитва иконе не ограничена днями и числами. Просить Богоматерь об избавлении от несчастий, об излечение и защите можно в любое время.

Слышит Ченстоховская икона Божией Материи, о чем молятся верующие всегда и помогает, поэтому чистая молитва иконе превыше всего. Образ Богоматери способен помочь при многих ненастьях, главное – искренне вымаливать:

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит.

Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам.

Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание.

Ченстохова. Монастырь отцов Паулинов с базиликой и часовней чудотворной иконы Матери Божьей Ченстоховской.

Очень много хочется написать об этом месте с чудотворной иконой, и одновременно хочется молчать. Вот такое вот странное состояние после всех молитв.

Вчера посчастливилось быть на мессе в часовне чудотворной иконы, потом был Апэль ясногурский с главой католической церкви в Польше.

Монастырь ордена Паулинов. На территории монастыря находятся базилика и часовня чудотворной иконы.

Когда я написала, что собираюсь в Ченстохову, ко мне пришло около тысячи интенции и молитв. Все ваши молитвы были переданы священникам и монашествующим. Они обязательно будут услышаны. Верьте. Я точно знаю.
Друзья мои, если будет возможность, обязательно посетите это место и поблагодарите своим присутствием Матку Боску. А если благодаря молитвам произойдет чудо, не поленитесь, зайдите в ризницу и расскажите об этом отцам.

Как и многие католические святыни эта базилика не монетизируется за счёт верующих. С вас никто не будет просить денег за каждое здрасти. Если вы захотите, и у вас есть возможность оставить любое пожертвование за мессы, вам скажут спасибо. Если такой возможности нет, мессы по вашим просьбам всё равно отслужат и будут читать молитвы. Которые обязательно будут услышаны.

Чёрная Мадонна, Ченстоховска Матка Боска, Божия Матерь Ченстоховская, названная в тропаре «Непобедимая победа».

Эта чудотворная икона почитается равно католиками и православными.

По преданию, написал её евангелист Лука в Иерусалиме на доске из стола, за которым собиралось Святое Семейство. Во времена гонений на ранних христиан те прятали икону в пещерах, где скрывались сами, подвергая смертельной опасности свои жизни. Святая Елена, которая обрела Крест Христов при поездке в святые места спустя два с половиной века, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь, где установила икону в часовне в царском дворце. Там святой лик простоял пять веков. Впоследствии в конце XIII века с великими почестями образ был перевезен на Русь двоюродным братом Александра Невского, князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским — Львом Даниловичем. Святыня уже тогда славилась великими чудесами.

Вотивные дары на Алтаре Ченстоховской Богоматери:
1. Папский пояс с кровью папы Иоанна Павла II, после покушения на папу в 1981 году.
2. Символы королевской власти (скипетр и держава), дар польских женщин для Королевы Польши.
3. Золотая роза, розарий и сердце — дары папы Иоанна Павла II.
4. Золотая роза — вотивный дар папы Бенедикта XVI.

После того как земли западной части Украины отошли Польше, князь Владислав Опольский обратился за помощью к чудесному образу во время осады замка Белз татарами. Князь вынес образ на стену замка и на татар спустилось густое неведомое облако. Те, перепугавшись, вынуждены были ретироваться.
Во сне Владислав увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. Следуя указанию Девы Марии, князь вывез икону в указанное ему свыше место в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери находится именно здесь.

Череда чудес, происходящих от иконы, не прервалась ни разу. В средние века на монастырь напали гуситы. Они разбили монастырь и начали вывозить из него все имевшиеся ценности, в том числе и Ченстоховскую Богоматерь. Однако повозка с награбленным не тронулась с места. Лошади встали как вкопанные. И тогда один из захватчиков, поняв, что это чудо творимое иконой, бросил её оземь и нанес по ней удары саблей. Наказание не заставило себя ждать. Злодей и его соратники попадали замертво. С тех пор на лике Богородицы видны два глубоких пореза. Их оставили в память о чуде и в назидание тем, кто попробует повторить действия грабителей.

Вот такая легенда окружает чудотворную икону. Правда это или ложь, не нам судить. Важно то, что миллионы людей верят в силу и благодать этой иконы, идут к ней с молитвами и получают помощь.

Неиссякаемый поток верующих, ищущих чуда от Ченстховской Божьей Матери, и великое число тех, кто это чудо получает. Паломнические поездки, а иногда и пешие путешествия через всю Польшу на Ясную Гуру, — это почитаемая в Польше традиция. «Matko Bosko Częstochowsko!» — можно услышать по всей Польше, не взирая на пол и возраст. Имя Ченстоховской Богоматери на устах у всех.

В 1991 году, чтобы увидеть Иоанна Павла II, сюда приехали тысячи католиков и православных из СССР. Это стало одним из символов падения «Железного занавеса».
Ченстоховская икона притягивает к себе не только католиков и православных, но и представителей других конфессий. Монахов-паулинов это ничуть не удивляет. Так происходит уже давно. Люди получают то, что просят у Божьей Матери, а путь к ней всегда и для всех открыт.

Чудес великое множество. Люди записывают их в специальную книгу, посвященную деяниям чудотворной иконы. Пополняемая уже 6 веков книга содержит тысячи свидетельств. Запись в ней производится под крестом и является свидетельством перед Богом и людьми.

«Богоматерь часто поддерживает семьи, заслужила титул Королевы Семей», — так говорит монах-паулин отец Мельхеор Крулик, который много лет отвечает за ведение вышеупомянутой книги чудес.

Отец Мельхеор Крулик обращает внимание, что интересным является тот факт, что не сама Ясная гура как намоленное место творит чудеса, а именно икона. Ведь масса свидетельств привезена людьми со всех концов света. Люди с верой обращались к Ченстоховской Богородице и с ними происходили вещи, объяснимые только чудом.

О чудотворной иконе Ченстоховской Божьей матери можно писать бесконечно долго. Всех чудес не перечислить, людей, которые могут рассказать о своем личном чуде, явленном им по молитвам к Ченстоховской иконе, великое множество во всём мире. Не просто так её именуют Королевой Польши. Она и в самом деле ей является, живя в сердце миллионов поляков и христиан всего мира.

Мне очень хочется показать ту Польшу, которую люблю я. Добрую, не фанатичную и не агрессивную, со своими ценностями и традициями, с прекрасной вкусной кухней и добрыми отзывчивыми людьми. Мне очень хочется, что бы и вы увидели и полюбили такую мою Польшу. С её чудотворными святынями и с уважением к тем, кто сюда приезжает.

Польская королева
Она королева душ людей. К Ней никогда не иссякает поток верующих. Покровительница и заступница.

А пока, почувствуйте себя рядом со мной в базилике чудотворной иконы Матери Божьей Ченстоховской. Прикоснитесь к Непобедимой победе.

Здесь есть и свое радио. Религиозное. Это к вопросу о навязывании религии. Не навязывается она. Религиозные радиостанции и тв каналы отдельные. Не хочешь — не включаешь, смотришь и слушаешь светские без религиозных включений.

Ченстоховская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых святынь православного, а также католического мира. Перед святым образом произносят молитвы православные и римо-католики. Христиане восточного образца поминают образ 6 (19) марта, а католики – 26 августа. Известны другие имена, данные образу:

  • Божия Матерь Ченстоховская;
  • в Польше – Ченстоховска Матка Боска;
  • в тропаре его назвали «Непобедимая победа»;
  • из-за потемнения лика Богоматери – «Черная Мадонна»;
  • «Ясногорская».

Кроме того, икона Ченстоховской Божией Матери имеет важное значение, она является заступницей всей Польши. Жители страны нарекли ее «Королевой Польши », дарующей помощь, утешение и спасение защитникам этих земель.

Согласно древнему преданию, чудодейственный образ был написан в Иерусалиме, в Сионской горнице. Это одна из 70 знаменитых богородичных икон, принадлежащих кисти евангелиста Луки. Сегодня каждый христианин слышал об иконе Божией Матери. Ченстоховская реликвия находится в польском городе (Ченстохова), в монастыре на холме Ясна Гура. Ежегодно сюда прибывают десятки тысяч верующих, чтобы выразить свое преклонение святому лику, искренне молиться, попросить помощи для важных дел, вымолить избавление от несчастья, исцеление.

Описание Ченстоховской иконы Божией Матери

Ченстоховская икона написана на деревянной доске размерами 1222x822x35 мм. Такой иконописный тип изображения называют Одигитрия. Богородица написана по пояс, на руках у нее Отрок-Христос. Левая рука Марии указывает на Иисуса, символизм в значении – он единственный путь спасения. Правая рука Спасителя поднята жестом благословления. Левая же – держит закрытую книгу, что говорит: все знания в руках Божьих. На иконе есть несколько разрезов (практически на щеке Богоматери), полученных от удара саблей.

Изображение соответствует византийскому стилю написания, хотя некоторые черты Ченстоховской иконы Божией Матери напоминают западную традицию. Такими представляются цвета одежд, золотые лилии. Лики Матери, Младенца более мягкие, чем на традиционных русских православных образах.

Раннее письменное описание иконы принадлежит Яну Длугошу. Он поэтично называет Деву Марию «Королевой Света» с прекрасным ликом, изображенным на зелено-голубом фоне с бирюзовым оттенком. Одежда Младенца Иисуса преимущественно цвета кармина. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. Облачения Матери – темно-синие, украшены золотыми лилиями. Широкие нимбы вокруг глав Богоматери, а также Ее Сына, золотисто-желтого цвета контрастируют с потемневшими красками иконы.

История образа

Ченстоховская икона Божией Матери написана Лукой (создателем Евангелия от Луки) на материале, имеющем непосредственное отношение к жизни Иисуса, его человеческой семьи, Марии с Иосифом. Это была доска от их обеденного стола.

Приход к власти в Риме императоров-язычников привел к преследованиям, гонениям первых адептов христианского учения. Поэтому в 67 году, чтобы уберечь икону, ее прятали в катакомбах, пещерах местечка Пелла. Так на три века чудесный лик оказался скрытым от людей. Елена Константинопольская, мать первого правителя, уверовавшего истине Иисуса Христа, для поисков Креста Господня отправила посланников к Иерусалиму. Мудрость, величие, чистая вера императрицы настолько покорила христиан Святого Города, что те передали ей в дар (в 326 году) святую икону Божьей Матери (Ченстоховской). Образ хранился в дворцовой часовне Константинополя почти 500 лет.

Появление иконы в русских землях

Существуют различные версии появления Ченстоховской иконы Божией Матери на Руси.

  1. Согласно первой, образ попал в славянские земли благодаря великим просветителям Кириллу и Мефодию. Икона была взята ими как благословительница дел сподвижников, а также помощница народам и странам, постигающим знания Евангельской истины.
  2. Вторая теория утверждает, что творением евангелиста Луки в X веке благословили греческую царевну Анну на брак с киевским князем-просветителем Владимиром. Невеста привезла икону в столицу. Князь распорядился установить образ в первой русской церкви, построенной из камня, – Десятинной. Там он находился до 1240 года. А когда Киев был осажен войском хана Батыя, икону Богородицы тайно вывезли в Белз ко Льву I. Или же Ченстоховская Матерь Божия могла попасть в Белз благодаря браку русской княжны с князем галицким или польским. Такой союз традиционно благословляли наиболее ценной фамильной иконою.
  3. Возможно, икона была подарена галицкому князю Льву I Даниловичу (основателю города Львова), а затем привезена из Константинополя непосредственно в Белз. Ценный образ поместили в церкви замка города Белз (упоминание о нем содержит «Повесть временных лет»).

Святыня явила верующим много чудес. Православные получали ответы на свои молитвы, обращения к иконе, ценили, чтили ее.

Как икона попала в Польшу

С завоеванием польским королем Казимиром III Великим земель Галиции (1310-1370 годы) святой образ Богородицы был вывезен из Белза вместе со многими другими православными святынями, передан монахам-католикам из монастыря св. Павла близ Ченстохова.

Есть иная версия, объясняющая, как последним местом владения чудотворной иконой стала Польша. Замок Белз находился в долгой осаде татар. Тяжело пришлось его защитникам, командовал которыми князь Владислав Опольчик. Силы иссякли, казалось, замок обречен. Решил Владислав прибегнуть к Высшей помощи – вынес святой образ на крепостную стену, при этом читая акафист к Пресвятой Богородице. Одна татарская стрела попала в образ, из раны потекла кровь. Сразу непроглядный густой туман покрыл вражеское войско, ничего не было видно. Воспользовавшись моментом, защитники бросили последние силы и победили. Противник обратился бежать.

После этого Владислав решил перенести чудотворную икону в более безопасное Ополье (Силезия). Но этому не суждено было свершиться – страх, растерянность овладели князем. Он преклонил колени и стал истово молиться образу Заступницы. Видение пришло к нему во сне – Дева Мария повелела переправить святыню на Ясную Гору, недалеко от Ченстоховы. Со временем князь Владислав построил на указанной горе обитель, а затем передал лик Богородицы монахам (1382 год). С того времени образ находится именно там, почему и получил имя Ченстоховский.

Ченстоховская святыня

Ченстоховская икона Пречистой бережно хранится в самом сердце Святогорского монастыря – это Капелла Девы Марии. Небольшое здание впервые соорудили из дерева в 1384 году. В начале XVI века из королевской казны были выделены средства на возведение другого помещения, которое перестроили (1644 год) в трехнефную часовню. Икону украсили рамкой из серебра, вставили в алтарь черного дерева. Заботясь о сохранности, а также безопасности сокровища, образ Богоматери полностью закрывают специальной панелью («затвором») из серебра.

Под торжественные звуки органа Ченстоховскую икону открывают, чтобы паломники могли ее увидеть и помолиться. Но рассмотреть вблизи образ и приложиться к лику невозможно, он установлен высоко над престолом.

Исследователи имеют разные мнения о происхождении иконы, её возрасте. Некоторые утверждают, что хранящийся в Капелле Девы Марии образ переписан, а оригинального изображения совсем не осталось. Никто не отрицает факт обновления иконы, которое производили в Средние века. Монастырская книга паулинов содержит подробное описание данного процесса. К сомнениям подталкивает информация, что при реставрации используется темперная краска, которая не может быть наложена на ту, связующим веществом которой являлся расплавленный воск (энкаустика).

Все сомнения ученых развеивает главный аргумент – череда чудес, которые происходят от иконы много веков, ни разу не прервалась. Именно в Средние века (после обновления лика иконы) произошло нападение гуситов на монастырь. Разбойники разбили строения, собрали ценности и стали их вывозить, в том числе и чудодейственный образ Богоматери. Но воз с награбленным не шелохнулся. Лошади не могли сдвинуться с места. Один из преступников, наслышанный о силе иконы, сбросил её на землю и ударил по лику саблей. Наказание пришло немедленно. Разбойники погибли. Но после этого случая на лике Великой Заступницы появились два глубоких пореза как напоминание о чуде и назидании людям с темными помыслами.

О посещении православными католической мессы

Не надо думать, что стоит отказаться от паломничества к Ченстоховской иконе Божией Матери из-за того, что образ находится в католическом храме. Древняя святыня написана до разделения церквей, поэтому она принадлежит православным в той же мере, что и католикам.

В Ясногорском монастыре вы услышите гимн Царице Небесной, который исполняют 36 ченстоховских колоколов через каждые 15 минут. Ясногорский справочный центр помогает паломникам, независимо от их национальности, языка и конфессии. Православные посетители, зная, что священное место и икона находятся в руках латинян, не принимают участия в их обрядах и молитвах. В 21:00 колокола призывают верующих на молитву («Ясногорский призыв»). В это время в последний раз открывается лик чудотворной иконы. Православные паломники в молчании могут поклониться дорогой святыне, читая акафист, тропарь Ченстоховской иконе Божией Матери или иную молитву, обращенную к ней.

Поклониться и обратиться с молитвами к образу Заступницы Девы Марии приезжали императоры России: Петр I, Александр I и Николай I. Когда война с Наполеоном (1813 год) привела русскую армию к монастырю на Ясной Горе, его настоятель подарил список Ченстоховского образа военачальникам. Поднесенная икона хранилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ее называли «символом победы русского оружия». Но, к сожалению, этот образ был утерян после переворота 1917 года.

Коронование чудодейственной иконы

Тысячелетия святыня являет миру чудеса, о чем монахами ведутся записи на страницах особой книги. Уже шесть столетий подробно фиксируются свидетельства и благодарности от всех получивших ответы на сложные вопросы и помощь в делах. 1716-й стал годом, когда ясногорскими монахами было подано прошение Риму о короновании знаменитого образа. После рассмотрения и одобрения просьбы понтификом Климентом ХI (1717 год) в присутствии 200 тысяч паломников икона была коронована. Праздничное возложение корон на главы Иисуса и Его Матери было символичным. Оно утвердило чудотворность, особую значимость иконы.

Списки Ченстоховской иконы Божией Матери

Предание повествует, православный мир оплакивал святыню (икону Божьей Матери), когда она покидала русскую землю. Недалеко от городка Турковицы, у рощи, люди заприметили удивительное сияние – явился новый чудотворный образ, из глаз которого текли слезы. Это была точная копия Ченстоховского. Список Турковицкой Богоматери был обретен Вознесенской церковью города Кривой Рог, потом перенесен во Спасо-Преображенский собор.

Кроме списка Ченстоховской иконы Божьей Матери Казанского собора (Санкт-Петербург), было известно около 11 копий чудотворного образа. Одна из них – Ченстоховская-Сокольская – стала знаменита тем, что изобразилась сама на чистом холсте. Перед этим художник пытался написать копию, но безуспешно.

В средине XIX века Киево-Печерская лавра обрела чудесным способом список Ченстоховской иконы Божией Матери. Эта копия славилась тем, что отвечала просьбам и молитвам верующих об исцелении больных.

Один из чудодейственных списков образа Ченстоховской Божьей Матери находится в Спасо-Преображенской церкви Хмелевского монастыря (Беларусь). 300-летняя икона написана на холсте. Она смогла уцелеть при пожаре, причем часовня сгорела полностью. После владелец реликвии имел откровение. Он построил Спасо-Преображенскую церковь (с. Хмелево), которая существует до сегодня. Прихожане храма свидетельствуют, что икона обладает исцеляющей силой, помогает от разных болезней. Православные приезжают издалека, чтобы поклониться и просить о милости Заступницу. Много раз икону хотели украсть, но она снова и снова оказывалась на своем месте.

Помощь и заступничество от Царицы Небесной

Перед иконами люди молятся и просят о помощи. Тот, кто посещал на Ясной Горе Ченстоховскую икону Божией Матери, отметит, что своими глазами видел материальные подтверждения чудесных исцелений. Прямо у образа люди оставляли костыли и уходили самостоятельно, приносили с благодарностью подвески, изображающие исцеленный орган.

Все мы, женщины и мужчины, хотим счастья, молимся и мечтаем о том, что нужнее для каждого. Перед ликом Богоматери просим о:

  • благополучном путешествии и возвращении;
  • исцелении от тяжелых болезней;
  • взаимопонимании и семейном счастье;
  • защите от врагов;
  • мире и разрешении конфликтов;
  • мудрости;
  • спасении;
  • милосердии.

Свидетельства подтверждают – заступничество и милость чудотворного образа Ченстоховской Божией Матери по молитвам подарит исцеление от болезней душевных и физических: пьянства, наркомании, бесплодия, рака. Владычица милостиво защищает каждого, кто с чистыми помыслами и надеждой просит у нее помощи.

Священник Геннадий Емельянов

Пастырское слово. Разговор о проблемах современного общества
По благословению высокопреосвященного АНТОНИЯ Митрополита Сурожского

Мы переживаем такой период церковной истории, когда народ как бы жаждет пророческого участия Божия в своей судьбе. Множество нестроений внешнего характера, развитие внутри-церковных апостасийных явлений многих приводит в уныние, а потому надежда на чудо, на чудес-ное избавление от всяких бед так будоражит воображение. Но церковная история не выстраивается в соответствии с нашими о ней представлениями, она самобытна и богохранима, а потому и требует сознательного духовного труда для своего постижения.

В наше время далеко не каждого привлекает такой труд, а потому и создается благоприятная почва для некоторых околоцерковных людей, мнящих своим личным участием, собственным волевым усилием привести православных ко спасе-нию, а также для всевозможных спекуляций на религиозных чувствах верующих.

Цель нашей работы — показать на конкретных примерах, насколько опасным искушениям подвергается душа, ищущая соприкоснуться со всяким чудом, без попыток его духовного осмысления.

В служении Богу мы находим источник утешения в скорбях и боремся со своими страстями, каемся в своих грехах, и очищаем душу. Молимся и перед иконами Божией Матери, заступницы нашей. Хорошо, когда наше религиозное чувство свободно и легко изливается к Ней в молитве, ничем кроме любви и духовного родства к тому не побуждаемое. Не спасительно, когда молитвенный труд приобретает в сознании современного человека весьма неопределенные очертания.

Однажды на антиглобалистской конференции в Москве в феврале 2003 года я встретился с некоей женщиной, на груди которой была икона Ченсто-ховской Божией Матери с прикрепленным к ней ящичком для сбора пожертвований. Как оказалось, эта женщина — постоянная участница крестных ходов с иконой и так глубоко вжилась в роль Ченстоховской проповедницы, что на мое замечание о сомнительном качестве самой иконы отреагировала воинственно: «Что вы, батюшка, ведь к ней же люди прикладываются».

Эко диво, «прикладываются», подумалось мне. Куда очевиднее другое: икона играет здесь роль явно второстепенную, а главное заключается в демонстрации себя в роли православной подвижни-цы, окрыленной идеей вовлечь как можно больше людей в поклонение Ченстоховской иконе.

Ответ мы находим в брошюре «Непобедимая победа» (СПб, «Царское дело», 2001), где наиболее полно и последовательно изложены как «свидетельства о Ченстоховском образе Пресвятой Богородицы, рабы Божией Валентины Сизовой из-под Можайска», так и история самой иконы — по книге епископа Иосифа (Соколова), изданной в Вильно в 1881 году. Слова «свидетельств» достаточно просты и эмоциональны, а потому попробу-ем выяснить вопрос первостепенной важности: об источнике этих откровений.

«Он говорил, что надо молиться, ежедневно читать три акафиста: Господу (я читала в основном, "воскресению Христову"), Матери Божией (через несколько дней голос во сне сказал: "Читай Спошей. Хорошо, когда наше религиозное чувство свободно и легко изливается к Ней в молитве, ни-чем кроме любви и духовного родства к тому не побуждаемое. Не спасительно, когда молитвенный труд приобретает в сознании современного человека весьма неопределенные очертания.

Однажды на антиглобалистской конференции в Москве в феврале 2003 года я встретился с некоей женщиной, на груди которой была икона Ченстоховской Божией Матери с прикрепленным к ней ящичком для сбора пожертвований. Как оказалось, эта женщина — постоянная участница крестных ходов с иконой и так глубоко вжилась в роль Ченстоховской проповедницы, что на мое замечание о сомнительном качестве самой иконы отреагировала воинственно: «Что вы, батюшка, ведь к ней же люди прикладываются».

Эко диво, «прикладываются», подумалось мне. Куда очевиднее другое: икона играет здесь роль явно второстепенную, а главное заключается в демонстрации себя в роли православной подвижницы, окрыленной идеей вовлечь как можно больше людей в поклонение Ченстоховской иконе.

Совершались крестные ходы на Руси и ранее во времена стихийных бедствий, войн, эпидемий. Свои православные святыни народ почитал и хорошо знал, потому и невозможна была подмена. Поклонение святыне не носило характер религиозных кампаний, направляемых кем-то извне, а являлось глубочайшей потребностью души. В равной степени местно-чтимые образы Богоматери являли божественное заступничество их Первообраза.

История Ченстоховской иконы далеко не так проста, как это казалось ее исследователю, гродненскому епископу Иосифу (Соколову), в позапрошлом веке. Современные сведения об иконе существенным образом расходятся с его изысканиями и требуют их переосмысления. Но об этом позже, а пока зададимся вопросом: почему три года назад «Черная мадонна» (так называют икону в Польше), являвшаяся символом борьбы с православием во времена польского восстания 1863 года, в одно мгновение вдруг стала единственной спасительницей России?

Ответ мы находим в брошюре «Непобедимая победа» (СПб, «Царское дело», 2001), где наиболее полно и последовательно изложены как «свидетельства о Ченстоховском образе Пресвятой Богородицы, рабы Божией Валентины Сизовой из-под Можайска», так и история самой иконы — по книге епископа Иосифа (Соколова), изданной в Вильно в 1881году. Слова «свидетельств» достаточно просты и эмоциональны, а потому попробуем выяснить вопрос первостепенной важности: об источнике этих откровений.

Первое, что сразу бросается в глаза, это обилие откровений из потустороннего мира. Приведем часть из них.

«...вдруг совершенно четко мысленно слышу: "Приедешь сюда 15 раз — и твой ребенок исцелится".»

«Он говорил, что надо молиться, ежедневно чи-тать три акафиста: Господу (я читала в основном, "воскресению Христову"), Матери Божией (через несколько дней голос во сне сказал: "Читай Споручнице грешных") и ему самому, преподобному Серафиму.»

«Через полтора часа мне опять явился во сне преподобный Серафим Саровский и велел искать икону Божией Матери Ченстоховской.»

«...вдруг мысленно слышу: "Ну что, не хотела пройти легким путем — теперь иди тяжелым: необходимо, чтобы об исцелении твоего ребенка служил молебен сам Патриарх, но молебен этот дол-жен быть одновременно и о спасении России".»

«...я услышала в тонком сне удивительную фразу. Передать дословно я ее не могу, потому что она была сказана на каком-то очень красивом, не-земном языке, но смысл ее заключался в том, что особая благодать от Державной иконы Пресвятой Богородицы переходит к Ченстоховской, ибо это — икона последних времен, и что молиться о спасении России, о даровании православного Царя необходимо перед этим образом. Конечно невоз-можно объяснить небесные гласы какими-то ра-циональными доводами. И все же нам есть о чем задуматься.» (И нам тоже — о.Г.)

«...мне было явление святого Царя и всего Авгу-стейшего Семейства, причем не во сне, и Государь сказал: "Начинай служить по чину иерейскому".»

«...мысленно услышала: "От этого дела нельзя уклониться".»

«...на мне вдруг вспыхнула кофта и, как мол-ния, пронзила мысль: "Ты будешь гореть в адском пламени, если не доведешь этого до конца!"»

«И мне было абсолютно четкое вразумление: "Срок молебна 7 января вечером, на службе праздника в честь Собора Пресвятой Богородицы".»

И, наконец, заключительное резюме Валентины Сизовой: «Матери Божией угодно, чтобы на вечерней службе собора Пресвятой Богородицы, то есть 7 января (нового стиля), вечером, мы, православные россияне, во главе с Патриархом соборно отслужили Ей молебен о спасении России перед образом Ее Ченстоховским».

Поскольку свидетельства Валентины Сизовой уже получили распространение в среде православных, нам необходимо совершенно однозначно ответить на вопрос: «Что же это? Явление России новой пророчицы, или плод прельщенного воображения?» Поскольку одно исключает другое, то неопределенности в ответе быть не может, он должен быть честен, ясен и прост. От него можно попытаться отмахнуться, как отмахнулся протоиерей Владимир из аппарата Московской Патриархии: «Здесь ходит по сто человек на день, и все пекутся о спасении России». Понять его можно, так как поврежденных в духе людей великое множество и выслушивать их всех занятие духовно небезопасное, да и по сути безсмысленное.

Тем не менее, хорошо известно, что пренебрежение к пророчествам Иосафа Белгородского со стороны духовенства и русской интеллигенции о благодатной помощи России через иконы Песчанскую и Владимирскую, явилось, по сути, отвержением помощи Божией Матери, что трагически сказалось на исторической судьбе нашей Родины. Правильнее сказать, причиной бед оказалось не

само пренебрежение к пророчеству Иосафа Белго-родского, а общее богоотступление и охлаждение к вере — вот действительная причина напастей. Боязнь повторить ошибку и заставляет нас предпринять неблагодарный труд рассмотрения свидетельств Валентины в духе святоотеческого предания, аскетического опыта святых отцов, чтобы попытаться ответить на поставленный выше вопрос.

Начнем с того, что действительные божест-венные откровения — явление исключительно редкое, и даются большей частью христианским подвижникам для укрепления в духовной брани с духами злобы. Неверное отношение к этому факту сопряжено с тяжелейшим духовным рас-стройством психики, в чем убеждает нас опыт святителя Никиты Новгородского, преподобного Исаакия и сотен других подвижников, сумев-ших с помощью Божией преодолеть искушения.

В нашем же случае свидетельства касаются су-деб миллионов людей в православной России, что и вызывает недоумение, так как они ставят Вален-тину выше сотен прославленных Церковью свя-тых, имевших по времени прозрение своих грехов, но не могущих прозреть даже собственной судьбы.

Из приведенных свидетельств видно, что как минимум одиннадцать раз Валентина получала потусторонние откровения чудесным образом, хотя, несомненно, в действительности их гораздо больше. Так что в этом отношении Валентина оставила далеко позади Серафима Саровского, кото-рый за всю свою подвижническую жизнь не сподобился такого обилия откровений.

В этой связи мне вспоминается фильм о регулярных явлениях Богоматери в Югославии (Мед-жугорье), просмотренный мною в 1982 году в Пюхтицком монастыре. Тысячи людей поднимались в гору, чтобы узреть нескольких человек, обвешанных всевозможными датчиками, сподобившихся счастья регулярно, как по расписанию, «лицезреть Богородицу и общаться» с Ней. Зрелище весьма впечатляющее, а всеобщий психоз во-круг явления заразителен.

Недавно мне попалась на глаза книжка «Поручение мира из Меджугорья», изданная в Австрии, где под видом откровений Богородицы подана слащавая протестантская болтовня.

Существует мнение, что демоны не могут принимать вид Богоматери или Спасителя. Может быть, и не могут, но дурачить простодушных и самонадеянных, пропитанных грехом людей не преминут, если Господь попустит. Чтобы определить демона нужен собственный аскетический опыт, который постепенно приобретают христианские подвижники своим смирением.

По собственным заявлениям Валентины видно, что она человек новоначальный и такого опыта не имеет, а потому, не задумываясь принимать на веру ее откровения, мы не имеем права. Безусловную веру мы имеем только Христу, Его апостолам и никому более.

Наверное каждому священнику приходилось слышать на исповеди о чудесных явлениях умерших, голосах повелевающих усиленно молиться, совершать те или иные действия. Мне, например, знакома одна женщина, которая по велению некоего голоса постоянно увеличивала свое молитвенное правило и до того дошла, что бросила работу и домочадцев, а сама высохла от бессонницы и пришла в полное помрачение ума. Чаще всего наши попытки объяснить таким людям природу этих явлений они встречают с ожесточенным внутренним сопротивлением и отторжением.

Старец Паисий Афонский рассказывал, что нередко паломники предпринимают далекое путешествие, чтобы лицезреть бесноватых, слышать как они хрюкают, рычат, кривляются. Этим они удовлетворяют свое любопытство, а если того не видят, то уезжают разочарованными. Нездоровый интерес к необычным потусторонним явлениям и является причиной многих психических расстройств, хорошо известных современным психиатрам.

И уж совсем странным кажется явление Царя Николая II его и Августейшей семьи «не во сне». Значит наяву? Валентина не уточняет. Нелепость, которую она услышала, проясняет ситуацию: поскольку служить по иерейскому чину женщина не может, значит нужно нести людям правду Божию. Ну а вещание голосов, в ее понимании, и есть та несомненная правда, так необходимая для спасения России. Круг замкнулся. Демоническая ло-вушка сработала безотказно.

Воспламенение кофты — это простенький демонический прием, остался незамеченным. Почему? Может быть, ангел захотел попугать Валентину, а заодно и слегка поджарить? Когда отцу Василию (Борину) из Васькнарвы (широко известному протоиерею, занимавшемуся отчиткой поврежден-ных в 70-80 годах прошлого века) рассказали о человеке, способном воспламенять вещи, он попросил привести его к себе, дабы на отчитке лишить его демонического дара. В данном же случае демоническое наваждение квалифицируется Валенти-ной как божественное указание на ее правоту. Откуда же такая гордость, как вы думаете?

А как понимать «абсолютно четкое вразумление»: вместо чтения акафиста рождеству Христову служить вместе с Патриархом молебен Ченстоховской иконе. Какая удивительная скромность, вы не находите? Причем непременно 7-го января и непременно вечером, в другое время нельзя — так голос сказал, авторитетнейший источник откровений Валентины, но выходит и наш тоже?

Ну а «удивительная фраза на неземном языке» переводящая благодать Божию с Державной иконы Богоматери, куда бы вы думали? Конечно же, на Ченстоховскую, больше деваться некуда, голос не разрешает. Ну а разрешает ли наша совесть относить подобные вещания к разряду божественных откровений? Может быть, все-таки справедливее отнести их к разряду клинических отклонений психики? Что это за «особая благодать»? Может быть, есть не очень особая или просто пустячная, надо голос спросить, может, он подскажет? Ведь говорит же он Валентине «в течение всего сна»: «Ченстоховская, Ченстоховская, Ченстоховская».

В наше время далеко не каждый вразумляется и на родном языке, а «Валентина из-под Можайска» сподобилась счастья понимать фразы на «каком-то». Каком? Впрочем, это не столь важно, главное перевести стрелку, и пусть благодать катит по другим рельсам. Так голос велел.

Как разительно расходятся по духу пророчества Иосафа Белгородского относительно икон Божией Матери Песчанской и Владимирской. Каждая строчка этих пророчеств (они приведены в первом томе воспоминаний князя Жевахова) ды-шит неподдельной болью за судьбы России, свиде-тельствует о духовном подъеме верующего народа, а главное для нас сегодня — они подтверждены нашей историей. Во время нахождения икон в Ставке действующая армия не знала поражений, а немцы тысячами сдавались в плен. Важно также заметить, что конкретных сроков пророчество не содержало. В вещаниях же Валентины указан конкретный срок: «7-го января 2000 года, вечером», иначе, по ее словам, страшные беды постигнут Россию. И что же? Москва, как известно, не провалилась под землю, а русские города не сокрушает землетрясение. Точно так же не пришел конец света по пророчествам Белого братства, которое рассеялось так же, как и возникло, унося в небытие сотни загубленных душ. Неужели эти живые примеры нашей современной истории ничему не учат?

Грустно. Может быть, наши священники на-столько обнищали духом, что неспособны увидеть очевидное? Почему же молчат? Я знаю множество замечательных пастырей, готовых положить свою душу за словесных овец. Может быть, срабатывает психология известного чеховского героя «как бы чего не вышло»? Не будем гадать, дорогие, время покажет.

Впрочем не все хранят молчание. В газете «Вера» появилась глубокая трезвая статья священника Пафнутия Жукова. Приведем небольшой отры-вок из нее: «В Церкви изначально существовали скрытые течения, так называемых, зилотов, то есть "ревнителей благочестия", которые время от времени взбаламучивали церковную жизнь, чтобы всем преподать пример "истинного благочестия", ревнуя не столько о Духе, сколько о внешней форме. И именно они нередко становились орудием определенных политических сил, которые, оставаясь в тени, умело их направляли, получая обильные политические дивиденды.

В письме к Тимофею апостол Павел пишет: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упраж-няй себя в благочестии (1 Тим. 4, 7). Это далеко не лишнее предупреждение. Околоцерковные дви-жения, движимые слухами и сплетнями о конце света, существуют столько же, сколько и сама Церковь. И пусть чтимый образ, выбранный шир-мой для реализации скрытых антицерковных ма-невров, не введет нас в заблуждение. Никто не спорит, что акафист и молебен образу Ченстоховской Богоматери можно отслужить для душевной пользы. Но на пользу послужит это только тем приходам, где богослужение не будет связано с не-коей извне законспирированной акцией, посколь-ку в движении ревнителей зреет реальная опас-ность внедрения в христианскую жизнь принци-пов той "православной демократии", которая стре-мится подменить собой теократическое церковное управление и может не только дать повод для на-реканий на Церковь, но и привести к расколу. По-этому сказано: "Жены ваши в церквах да мол-чат" (1 Кор. 14, 34).

Духовные пастыри не должны ходить на поводу у пустозвонов, которых хватает на каждом приходе. Они должны иметь обо всем суждение не душевное, а духовное; им не подобает колебаться вслед за каждым порывом ветра. И когда в Церкви возникают те или иные смущения, связанные с некими пророчествами не от Писания, на священство ложится особая ответственность. Об этом следует сказать прямо: грех тому, кто стремится сделать своих духовных пастырей вождями той самой "православной демократии" или, того хуже, лидерами партизанской борьбы с гражданской властью или собственным Патриархатом. Именно поэтому духовное пастырство требует особой ду-ховной мудрости и истинного смирения».

Все познается в сравнении, но желание приобщиться к чуду застилает глаза, не дает осмыслить происходящее. Ну а сам воспаленно-восторженный тон вещаний Валентины, не оставляющий ни тени сомнения, разве не настораживает? Думается подлинная причина доверия укрывается в подспудном желании собственный нелегкий духовный труд подменить упованием на чудо, которое само собой изменит действительность. К сожалению, подобное умонастроение довольно широко распространено.

Может возникнуть вопрос — разве демон может заботиться о спасении России и наших душ? Конечно, нет, но создать видимость такой заботы, навеять ложные образы, прельстить воображение может. Как гласит народная мудрость: «Пожалел волк кобылу — оставил хвост да гриву». Нельзя с человеческими мерками подходить к оценке демонической активности ибо демон отец лжи и перехитрить его никому не удавалось, а потому только благодать Божия сохраняет нас от демонического обольщения и ничто более, никакое умствование. Поэтому стяжание Духа Божия, по слову Серафима Саровского и является целью христианской жизни. Никакие обходные тропинки, какими бы они не казались короткими и заманчивыми не спо-собны привести в Царство Небесное. Узкую тропку спасения открывает смиренномудрие, терпеливое несение своего креста по жизни. Ох, как непрост этот путь! Но все святые отцы единодушно свидетельствуют, другого пути нет. Может быть и нам не стоит искать иных, а довериться святоотеческому опыту? Вопрос, который мы поставили в начале пусть каждый разрешит самостоятельно. Каким бы поврежденным не было наше духовное созна-ние иного пути к нашему сердцу не существует.

Но если вопрос о «свидетельствах» Валентины достаточно ясен и духовная оценка их в святоотеческой традиции однозначна, то над историей самой Ченстоховской иконы стоит всерьез задуматься. Отличить правду от лжи здесь весьма непросто и далее мы с Божией помощью сделаем попытку распутать основные узлы противоречий, завязанных реальностью.

А теперь давайте рассмотрим историю Ченсто-ховского образа по известным нам источникам. Наиболее подробно и обстоятельно она описана епископом Иосифом (Соколовым) в конце позапро-шлого века. Желающие познакомиться с ней могут обратиться к указанной выше брошюре изда-тельства «Царское дело» либо к первоисточнику.

Вкратце история иконы такова. По преданию икона Божией Матери написана евангелистом Лу-кой. В 66 году во время римского нашествия на Иерусалим была спрятана христианами в пещере близ города Пеле. Через триста лет христиане вручили ее в знак благодарности и усердия в вере свя-той царице Елене, которая перевезла икону в Константинополь. Это событие произошло 19 марта по новому стилю и является днем ее почитания доныне. В середине девятого века об иконе свидетельст-вует патриарх Фотий и очень высоко оценивает ее духовно-художественные достоинства. Предполо-жительно название иконы «Матерь Слова», но безусловно не Ченстоховская. Икона была передана Кириллу и Мефодию патриархом Фотием для благословения и просвещения славянских народов. В десятом веке икона оказалась в городе Белзе (Галиция). В 1340 году польский король Казимир III реквизировал икону и множество других святынь, захватил Галицию. В 1377 году Владислав Ополь-ский перевез икону в Львов. В 1382 году князь-отступник отправил икону в Виленскую область, центр латинства. 9 августа 1382 года остановился в селе Ченстоховы на Ясной горе. Поставил на ночь икону в храме Успения Богородицы, но утром забрать ее не смог. С этого времени икона при-надлежит латинскому ордену паулинов и оконча-тельно утрачивает свое первоначальное название, становится Ченстоховской.

Особо обращаем внимание на факт смены на-звания иконы и утраты первоначального назва-ния.

В 1430 году монастырь разграбили революционно настроенные последователи Яна Гуса, икона была расколота и серьезно повреждена. В 1466 го-ду монастырь снова захватили чехи, после погро-ма икона была отправлена в Краков на реставра-цию. Латинский монастырь пережил три пожара в 1654, 1690, 1890 годах. В 1960 году икона вновь отправлена реставрацию. В 1717 году икона коро-нована нунцием папы Климента XI, а сами мона-хи от себя короновали икону польским гербом. В 1796 году папа Пий VI предоставил монастырю на «вечные времена» право продажи индульгенций (отпущение грехов) всем, кто восемь праздников в году побывает на службе. В 1817 году папа Пий VII в день столетия коронации иконы дал отпуще-ние грехов на 100 лет вперед всем пришедшим и приехавшим.

Во дни польского мятежа 1863 года, монастырь становится центром мятежников, печатаются ме-дали с изображением Ченстоховского образа и надписью «Боже избави наш край» (от русских).

Теперь, когда нами установлен факт полной ут-раты названия православной святыни с момента ее пленения латинянами обратимся к другим ис-точникам, недоступным епископу Иосифу и свиде-тельствующих об утрате и самой иконы, некогда принадлежавшей православным.

«...Можно сказать, что как памятник визан-тийской и древнерусской живописи Ченстохов-ская икона в настоящее время не существует. В 1434 году она была фактически написана заново на старой доске. Под ныне существующей живо-писью, как показали исследования реставратора Р. Козловского нет ни малейших остатков первоначальной живописи. Даже грунт наложен на дос-ку заново. Только после наложения нового грунта иконописцы смогли написать икону заново» (Ис-тория древнерусского искусства М. «Наука», 1972 год, стр. 316-321).

«Вид древнего оригинала не сохранился. Ико-на, которая теперь находится в монастыре Ясной горы в Польше «перемалевана» в 1434 году на за-падный манер. Икона стала католической святы-нею, однако почитается в православной церкви (Шедевры украинской иконописи XII-XIX столе-тий, «Мистецтво, 1992, стр. 176).

«... по свидетельству Петра Ринуса (1523 г.) реставрация иконы была проведена в Кракове при дворе короля Владислава Ягеля. Художники на-кладывали несколько раз новые краски, но они не держались и быстро сплывали. Сегодня нам из-вестно, что трудности этих реставраторов исходи-ли из того, что они писали темперными красками на образе, выполненном восковой техникой (эн-каусто). Не сумев справиться с задачей, художни-ки соскребли с древесной основы остатки первона-чального письма и написали заново. На местах са-бельных порезов на лике Божией Матери резцом были обозначены следы варварского деяния...» (Ясная гора. Святилище Богородицы стр. 6. Ита-лия Narni-Terni 1992 г.)

Валерий Мельников, корреспондент газеты «Новосибирские епархиальные ведомости» сооб-щает: «Ченстоховскую икону накануне 1000-летия Крещения Польши решили реставрировать и сня-ли ризу. Пришла мысль сделать рентгеноскопию, так как всех настораживал невизантийский стильписьма. Анализ показал, что это новодел 15 века, сделанный на более древней доске. Высказалось предположение, что настоящая икона была на-столько повреждена гуситами, что пришлось ее писать заново. Отсюда и странный вид — попытка латинских иконописцев сделать лик под визан-тийский, но дух-то свой латинский не спрячешь. Рана от стрелы татар или от меча гуситов (есть две версии), написана краской — это по всей Польше известный факт. Так что в XIX веке, когда казаки взяли Ченстоховскую крепость, настоящей иконы там не было, а отдали им поляки такую же, ново-написанную, которую поставили в Казанский со-бор Санкт-Петербурга. На Украине есть множест-во списков с Ченстоховской иконы, которые очень непохожи на польскую, хотя польская, возможно, старее этих списков. К этой большей древности обычно апеллируют поклонники иконы. Но тут срабатывает не то, что древнее, а то, что РОДНЕЕ. В коллективной народной памяти все-таки сохра-нился настоящий образ, и с него постоянно дела-лись новые списки. Даже польскую Черную Ма-донну наши иконописцы изменили под византий-ский стиль и такой список очень распространен. Внешне очень похожа на Черную Мадонну (обла-чением и коронкой), а лик совсем другой. Кстати, тот вариант иконы, который распространяется по России — это список сделанный в начале 50-х го-дов прошедшего столетия, когда с иконы сняли ризу для реставрации.»

Давайте теперь поразмышляем, можем ли мы сегодня игнорировать факт утраты православной святыни, засвидетельствованный независимыми друг от друга источниками, принадлежавшими не только разному времени, но и разным историче-ским эпохам? Почему Петру Ринусу, жившему в 16 веке мы должны верить менее, чем свидетель-ствам «рабы Божией Валентины из-под Можай-ска» в 21 веке?

Но даже если бы этих исторических свиде-тельств не существовало, то остается несоответст-вие Ченстоховской иконы издревле почитаемым на Руси иконам Богоматери, соответствующих со-всем иному Ея образу и сохранивших по ошибке более позднее название Ченстоховской. И эта раз-ница как раз свидетельствует о различных древ-них источниках православия и латинства. Это то-же исторический факт, как же можно закрыть на это глаза?

Кроме того дошедшие до нас раннехристиан-ские иконы действительно выполнены воском в технике энкаусто (например, икона «Богоматерь Спилиотисса», в греческом монастыре «Великая пещера» на Пелопонессе) потому-то и не удалась реставрация иконы, так как к 15 веку эта техника была утрачена. Это тоже косвенно подтверждает подлинность исторических свидетельств приве-денных источников.

На Руси еще сохранились барельефные иконы 17-18 века, только не из воска, но выполненные традиционной резьбой по дереву, например, Пара-скевы Пятницы в Александро-Невской Лавре. Так древняя традиция трансформировалась в право-славной России.

В латинстве же наоборот, икона стала настоль-ко земной, реалистичной, что появились объемные муляжи святых, например, полностью объем-ная фигура Святителя Николая в одноименном храме в г. Бари.

Кроме того, у латинян фигуры святых, в том числе Божией Матери, выполняются как сувени-ры из полупрозрачной пластмассы, внутри поме-щается лампа, подобные «иконы» включаются в розетку и используются в качестве ночников. В православной традиции это выглядит кощунст-вом, а у латинян рядовое явление, что свидетель-ствует об их полном духовном упадке.

Может показаться невероятным, что факт утра-ты православной святыни ускользнул от такого добросовестного исследователя как епископ Ио-сиф. Но в его время книга Петра Ринуса уже явля-лась библиографическим раритетом и вполне мог-ла быть ему недоступной. Кроме того латиняне от-нюдь не заинтересованы, по вполне понятным причинам, афишировать факт утраты православ-ной иконы, а если учесть несколько погромов Чен-стоховского монастыря и пожаров, в которых вполне могли сгореть исторические документы по реставрации 15 века, то вполне вероятно епископу пришлось довольствоваться более поздними ис-точниками, что и привело к ошибке.

Необходимо также заметить, что свои святыни латиняне старательно оберегают от чужих глаз в отличие от православных. Та же Ченстоховская икона скрыта полотном и открывается редко, а мощи святителя Николая в Бари отделены от хра-ма огромной кованной металлической решеткой, так как в свое время были просто украдены из Мир Ликийских.

Но нас более интересует сама Ченстоховская икона из монастыря на Ясной горе. Объективно-сти ради не побоимся гневных откликов ее почита-телей в адрес Бориса Полевого й процитируем не-большой отрывок из его книги «896 километров до Берлина»:

«В темноте храма, пропахшего воском и мыша-ми, виднелись несколько монашеских фигур, сто-явших в молитвенных позах. Они созерцали ико-ну, но выражение лица у ближайшего к нам немо-лодого коренастого розовощекого монаха было от-нюдь не молитвенное, а какое-то восторженно-воз-бужденное.

Наш провожатый поставил нас в отдалении от иконы.

— Глядите на нее, глядите и старайтесь ни о чем не думать. Забудьте, где вы, кто вы и зачем вы здесь. Просто стойте и смотрите. — Брат Сикст уже проветрился по дороге. Говорил связно и даже напористо.

Я начал было дремать, но что это? Раскрыл гла-за. Икона, во всяком случае, лик и рука Богороди-цы будто бы покрылись туманом, растаяли, а по-том из тумана стало прорисовываться другое ли-цо: округлое и совсем юное.

Оно проступало не сразу, как бы отдельными частями — сначала губы, брови, потом нос, глаза, прядь волос, выглядывавшая из под оклада. И вот уже совсем иной образ смотрел на нас из искря-щейся бриллиантами ризы. Оклад, риза, ребе-нок — все это осталось, как было раньше, а вот са-ма Богородица неузнаваемо изменилась.

Она не была похожа ни на одну из известных богородиц или мадонн, не напоминала ни одну картину итальянского Возрождения, и если что-то и роднило ее с теми образами, то это черты челове-ческой чистоты. Это была смуглая девушка ярко выраженного восточного типа, девушка лет пятна-дцати, шестнадцати. Здоровье, физическое и ду-ховное, как бы проступало сквозь смуглоту кожи. Продолговатые глаза, большие, миндалевидные, несколько изумленно смотрели на нас, а пухлые, неплотно сомкнутые губы вызывали отнюдь не ре-лигиозные эмоции. Мне почему-то пришло в голо-ву, что девица эта походила на Суламифь, и не из Библии, а в интерпретации известного рассказа Куприна.

Кто-то тихо пожал мне локоть. Николаев смот-рел на меня, и лицо у него было несколько расте-рянным.

— Ты что-нибудь видел?

— Чертовщина какая-то.

Мы оглянулись. Сикст стоял возле все в такой же позе и, как казалось, даже дремал. Фигуры мо-нахов будто растаяли...

Когда возвращались в свои кельи, Николаев вдруг спросил:

— А что ты видел?

Я ответил и спросил, что видел он.

— Молоденькая, пухлявая, лет шестнадцати? Красивая девчонка? Все как надо: и брови, и зубы, и губы. Хороша?

— Вот что, — сказал он решительно, — Давай зайдем еще раз глянем. Может там у них какой-нибудь секрет. Может, проекционный аппа-рат, через который они туманные картинки наво-дят. Ведь она не сразу появилась, да? А вроде бы из тумана?.. Религия у них хитрейшая, фокусни-ки, мастера стряпать всякие там реликвии.

Храм был пуст. Мерцали свечи, сверкали дра-гоценные камни. Пожилая женщина со шрамом на щеке прижимала к себе ребенка, похожего на куклу. Осмотрели все, что было напротив икон, обшарили колонну, никаких отверстий, откуда можно было бы бросить на икону луч, не нашли. Может быть, это отверстие ловко закрывалось? Я подставил спину. Николаев влез на нее, ощупал колонну. Отверстия не было.

Но тогда почему же мы увидели одно и тоже? Или нас загипнотизировал этот монах, глаза у не-го действительно пронзительные не по возрасту. Но он же вроде бы дремал, на нас не смотрел. Да и стоял не напротив нас, а рядом».

Вот такая история. Ничего удивительного в ней нет. Если бы офицеры творили в себе Иисусову мо-литву, история имела бы иное окончание.

Серафим Роуз, уже будучи монахом, побывал с туристами на Цейлоне, где местный маг вызвал массовую галлюцинацию и охотники за чудесами увидели себя на подплывающем к острову тепло-ходе. Иисусова молитва, творимая Серафимом по-вергла фокусника наземь и прекратила спектакль.

Показной мистицизм сомнительного свойст-ва — характерная черта латинства, внешний лег-кодоступный эффект прельщает людей, не имею-щих понятия о подлинном христианском опыте.

Ибо путь к нему узок, скорбен и не может быть спрограммирован, как в описанной ситуации с иконой. Судя по рассказу Б. Полевого наместник монастыря Сикст весьма поднаторел в преображе-нии иконы и был уверен, что осечки не будет. Да и название иконы Ченстоховская (в переводе с польского «часто скрывающаяся») уж очень под-ходит к непритязательной ситуации, в которой оказались наши простодушные офицеры.

Какое отношение имеет к этим фокусам латин-ская святыня мы не знаем, но заметим, что надру-гательство над православными иконами не прохо-дит безнаказанно — тому в истории множество примеров.

Сам факт утраты в 15 веке иконы, написанной евангелистом Лукой по новому позволяет взгля-нуть на историю Ченстоховской иконы и сделать весьма важные выводы, а также объяснить, поче-му славянские иконы в Белоруссии, России и Ук-раине с этим названием так разительно отличают-ся от современной Ченстоховской иконы в мона-стыре ордена паулинов.

История иконы в 15 веке раздваивается. Пра-вославная святыня исчезает, но поклонение ей ос-тается под другим названием, более поздним, а собственное название утрачивается. В то же вре-мя появляется латинская икона, дающая свое на-звание православной, хотя латинский новодел ду-ховно отличен от предыдущей иконы н не имеет к ней отношения. Ситуация явно не ординарна и ес-ли с подачи «Валентины из-под Можайска» возни-кает массовое почитание латинской святыни сре-ди православных, то латинский прозелитизм мо-жет праздновать победу.

Отец русского монашества Феодосии Печер-ский оставил нам прекрасное сочинение «О вере христианской и вере латинской», в котором он ни разу не назвал латинян христианами. Вплоть до 17 века религиозное сознание православных свято хранило эту традицию и не только благода-ря обрядовым различиям. Называть латинян христианами было рискованно. Сегодня духов-ные учебные заведения не учат духовно разли-чать эти понятия. Что касается мирян, то замет-но еще большее повреждение, время делает свое дело.

Теперь вернемся к упомянутой брошюре «Побе-да Непобедимая» издательства «Царское дело». На страницах 47-53 рассказывается о чудотвор-ных иконах Ченстоховских в России и на Украи-не. Мы уже указали на разные первоисточники Ченстоховских икон Богоматери и не подвергаем сомнению подлинность изложения материала в главе «Русская слава Ченстоховской Богороди-цы ». А вот вывод издателей после краткого описа-ния жития блаженного иеромонаха Феофила, слу-жившего молебны у Ченстоховского образа Бого-матери в Киево-Печерской Лавре необоснован. «Чья же подгоняющая палка подвигнет ныне не-радивых и маловерных встать на общую молитву пред Ченстоховским образом Матери Божией?» (стр. 60) Так чья же? Может быть «Валентины из-под Можайска»? Издательства «Царское де-ло»? Или Иоанна Павла II из Ватикана, который уже засвидетельствовал свое удовлетворение мо-литвами православных у символа латинской Польши о спасении России?

Вопросы эти не праздные, так как могут далеко завести, если не дать им принципиальную оценку.

В качестве примера приводим выдержку из бе-рорусской газеты «Церковное слово» № 5 за 2003 год о «святом Шарбеле».

«Святой Шарбель был монахом-маронитом. Марониты — это представители христианской церкви в Сирии, в пределах Ливанских гор, со-стоящей в унии с Римо-Католическим костелом.

При жизни Шарбель ничем особенным не выде-лялся. Последние 25 лет жизни провел в полном одиночестве. Монах маронитского монастыря умер в 1898 году возрасте 70 лет. Мощи Шарбеля, обнаруженные вскоре после захоронения, счита-ются чудотворными, они выделяют розоватую жидкость-сукровицу.

Изданная в Могилеве брошюра "Феномен свя-того Шарбеля или Приобщение к чуду" (изд-во "Народный доктор", тираж 100 тыс. экз.) взбудо-ражила, к сожалению, многих людей. Возникают вопросы и у православных верующих. В брошюре приведено множество чудес, когда, посредством манипуляции с портретом, люди избавлялись от своих недугов: кто-то от грыжи, кто-то от боли в голове, кто-то от язв на ногах.

Люди падки на чудо. Но что происходит после того, как человек получил исцеление, что меняет-ся в его жизни? Он радуется и веселится, он про-пагандирует эти брошюрки. Демон может дать че-ловеку исцеление в обмен на его расцерковление, на его соблазн. Он просто может временно осла-бить воздействие других бесов, чтобы человек по-пался в большее искушение».

Совершенно очевидно, что Россию может спа-сти только сама Матерь Божия, если будет на то воля Ее Божественного Сына. А почитаемых пра-вославными икон Божией Матери у нас достаточно, в том числе и ошибочно носящих название Чен-стоховских. Так что нет нужды усугублять исто-рическую путаницу и основываясь на откровениях поврежденной психики или стремлениях хозяина Ватикана особо выделять латинскую святыню, яв-но выпадающую из ряда чудотворных православ-но почитаемых икон Богоматери, и отдавать ей предпочтение.

Предупреждаем еще раз — это духовно небезо-пасно.

И потом, почему «Победа Непобедимая»? Вооб-ще слово «победа» в русском языке конкретно от-носиться к какому-либо определенному событию и исключает характер тенденции, предрасположен-ности. А потому название «Победа непобедимая» звучит как «масло немасленное» и явно неудачно.

Но это этимологические тонкости, а нетерпели-вого читателя, наверное, мучит вопрос — так нуж-но ли молиться у Ченстоховской иконы о спасении России или нет? Говоря евангельским языком — «Дамы или не дамы». Ответим на него также, по-евангельски — пусть демоническое останется демону, а Божие воздадим Богу.

Иными словами, в тех приходах где сложилось ранее почитание Ченстоховского образа Богомате-ри (несмотря на историческую ошибку названия) не имеющего общего духа с латинским образом то-го же названия почитание оправданно и необходи-мо как и иных образов Богоматери в нашей церкви.

Почитание и выделение из ряда икон Божией Матери собственно Ченстоховского образа из мона-стыря на Ясной горе или его списков латинского происхождения с подачи новоявленной пророчицы «Валентины из-под Можайска» — двойная духов-ная нелепость, которая не только не приведет к «спасению России», но и чревато самыми серьез-ными последствиями для собственного спасения.

Мы не тщим себя надеждой, что столь простой и ясный вывод может убедить человека, ставшего на скользкий путь «православной демократии». Практика духовной жизни свидетельствует, что принцип — «упремся — разберемся» обратного хода не имеет ибо прельщается дух.

На февральской антиглобалистской конферен-ции в Москве мне пришлось встретиться с пропа-гандистом еще одной «спасительной» иконы «Русь воскресающая».

Можно понять полковника медицинской служ-бы, который сделал анализ крови на кровоточа-щей иконе и убедился, что кровь женская и имеет II группу. Впечатляет. Ну, а мне запечатлелся не-кий архимандрит который ходил по территории Троице-Сергеевой Лавры и навязчиво раздавал пу-зырьки с мироточением и кровоточением, пытаясь непременно всех помазать.

В перерыве конференции двое священнослужи-телей независимо друг от друга предупредили это-го врача — «искателя приключений» об опасно-сти, но когда я уходил из зала, то заметил толпу вокруг полковника, рассказывающего о невероят-ных чудесах от иконы. Что ж, вольному — воля.

Когда приехал в Петербург, то мне преподнесли еще одну «спасительную икону», Косиновская на-зывается. Сквозь облако какая-то женщина с вы-пученными глазами протягивает руки. Аж дрожь берет.

Какая-то мода сейчас на спасительные иконы, но ко спасению ли? Сколько их еще появится?

Как-то позвонил мне рассерженный о. Алек-сандр (Чураев), ченстоховский почитатель из хра-ма Тихвинской иконы Божией Матери. Ну, а по-чему бы с тем же усердием не читать акафист Тих-винской иконе Божией Матери? Чем она хуже ла-тинской Ченстоховской? Слов нет, сегодня гораз-до легче собрать приход вокруг некой новой «спа-сительной» идеи, чем смиренно молиться у прославленных святынь.

Всякая басня нынче выглядит привлекатель-нее, чем стройная каноничность православных традиций, требующая неусыпной духовной рабо-ты над собой. Ее плоды ощутимы вполне лишь в перспективе, а развлечение духа сиюминутно, не требует напряжения сил. Болезнь эта не нова, но перспектива ее безрадостна.

Коль скоро мы стали столь духовно немощны не лучше ли нам не искать новых святынь и все-возможных чудес. Не лучше ли чтить и хранить уже давно известные? Не полезнее ли сохранить в своей душе упование на милость Заступницы рода христианского? Погрязнув во лжи наше сознание не вернется к правде, ложь станет традицией и то-гда никакие силы не возмогут ее преодолеть. Вот в чем главная опасность почитания лжеикон и лже-мощей — это безвозвратный путь в бездну.

Весьма показательна церковная история Армении, где арианская ересь укоренилась, так как Армения была отрезана персами от христианского мира. Когда блокада прошла духовенство и миря-не не нашли в себе духовных сил к преодолению ереси, хотя многие и понимали ее ошибочность. Смена поколений в ложной традиции привела к укоренению лжи, хотя армяне приняли христиан-ство гораздо раньше Киевской Руси.

Казалось, на этом можно и закончить нашу бе-седу, но опыт подсказывает мне как мало людей воспримут простые и ясные доводы с пользой для души. Многие голословно обвинят в клевете на Матерь Божию, иконоборчестве, хорошо, если бо-гоборцем не назовут. Что ж каждому мнению соот-ветствует свой уровень духовного сознания. Как говорит русская пословица: «На чужой роток не накинешь платок».

Как правило, одержимый страстью человек не воспринимает никаких доводов, задевающих предмет его поклонения. Я и не пытаюсь никого переубедить, пусть каждый решает сам, где прав-да, а только свидетельствую последовательность исторических событий, связанных с иконой. Бы-вает, что и правда смущает душу, а ложь воспри-нимается вполне естественно.

Аскетический опыт святых отцов всячески пре-достерегает нас от увлечения непостижимыми уму явлениями; отцы считали себя недостойными чу-да, не искали его и были совершенно правы. Ибо наибольшим чудом считали видение своих грехов на фоне Славы Божией, которая укрепляла их в вере и благочестии, терпении скорбей.

Суетный дух нашего времени прямо противоположен такому умонастроению и в своем потоке ув-лекает многих, и в том числе далеко не худшую часть православных христиан, активно ищущих выхода из тупика, в котором оказалась наша Ро-дина.

Отсутствие серьезного духовного воспитания, основанного не на мечтательности, а на действи-тельной жизни в Духе — знамение нашего време-ни. Сегодня только простой сердцем человек спо-собен почувствовать духовную угрозу и вовремя уклониться от соблазна.

И все-таки есть некая сокрытая движущая сила в неудержимом стремлении непременно приоб-щиться к чуду и стать его проповедником — это дух гордости, самомнения на пустом месте. Ничто так не ослепляет человека, как сознание собствен-ной значимости в религиозном движении. Здесь и укрывается причина возникновения многих сект и расколов, раздробляющих единое тело Христово.

Так убоимся же, дорогие братия и сестры, этого духа и сохраним верность Святоотеческому Преда-нию, ибо это твердая почва в зыбком мире духов-ной реальности. Аминь.

По преданию – одна из икон Божией Матери, написанных святым евангелистом Лукой . В 66-67 годах, когда на Иудею напали римские войска под предводительством полководцев Веспасиана и Тита, желавших совершенно уничтожить политическую самостоятельность Иудеи, христиане, опасаясь разрушения Иерусалима, заблаговременно удалились из него в местечко Пеллу, лежавшее между горами. Туда же они перенесли и этот образ Божией Матери, который сохраняли вместе с другими святынями в пещерах.

В 326 году из Константинополя в Иерусалим прибыла святая царица Елена для поклонения святым местам. Там она обрела Животворящий Крест Христов и там же получила в дар от верующих упомянутую икону Пресвятой Богородицы. Святая Елена привезла с собой образ в Царьград и поставила в дворцовой часовне. В Константинополе эта икона хранилась около пяти веков. Побывав затем в Болгарии, Моравии и Чехии, она, наконец, была перенесена на Русь. Появление иконы, которую в будущем назвали Ченстоховской, в Русской земле связывают с именем галицко-волынского князя Льва Данииловича – сына князя Даниила Галичского, который назвал основанный им город Львов в честь своего сына и наследника.

При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому. Однажды, во время осады татарами замка Бельз, князь Владислав выставил икону Божией Матери на городскую стену, и одна из татарских стрел попала в неё. Тотчас из ранки стала истекать кровь, а на татар напала непонятная мгла, от которой они стали гибнуть в великом множестве. Это вынудило татар снять осаду и уйти из владений князя. Через некоторое время князь Владислав передал икону католическим монахам Паулинского ордена в построенный им монастырь на Ясной горе рядом с селением Ченстохово. С тех пор этот образ стал называться Ченстоховским.

Через несколько лет монастырь подвергся нападению гуситов, которые, разграбив монастырь, решили захватить с собой и чудотворную икону. Предание гласит, что гуситы так и не смогли увезти икону, сдерживаемую неведомой силой. Рассвирепев, они стали рубить её мечом (на правой щеке Богородицы остались два рубца), но тут же погибли в страшных муках.

За многовековую историю пребывания Ченстоховской иконы в Польше по молитвам перед ней страна не раз спасалась от завоевателей. В Польше Ченстоховскую икону называют «Чёрной Мадонной», «чёрной» – потому что от древности икона сильно потемнела. Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше. Имеется он практически во всех католических и православных храмах.

На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Эти вещи покрывают все стены помещения. Здесь и украшения, снятые с себя верующими, и деньги, и даже костыли, ставшие кому-то ненужными. В память об исцелении от недугов верующие приносят и прикрепляют на стену часовни кулоны в форме ноги, руки, сердца и т.д.

За многие годы появились изводы Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, значительно отличающиеся друг от друга. В России копия польского варианта Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесён поляками российским казакам в 1813 году при захвате русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

В некоторых местах сохранились древние иконы Ченстоховского образа византийского письма. Одна из них находится в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в местечке Браилов Винницкой епархии, на Украине. Предание гласит, что икона была пожертвована брацлавским подсудком (заседателем земского суда) Михаилом Кропивницким в основанный им в городе Виннице Благовещенский монастырь. После переведения в 1845 году монастыря в местечко Браилов икона стала именоваться Браиловской Ченстоховской.

Существует совершенно отличный извод Ченстоховской иконы, который впоследствии стал считаться изводом другой иконы – иконы "Умягчение Злых Сердец".

Еще об Ченстоховской иконе

Ченстоховская икона Божией Матери (Одигитрия) - одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии. Принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского монастыря в Ченстохове. История почитания иконы в Галицкой Руси неизвестна. В первой половине 14 века в Ченстоховском монастыре было составлено сказание о Ченстоховской иконе, согласно которому предыстория отождествляла ее с константинопольской Одигитрией. В 1430 икона была повреждена иконоборцами-таборитами; в 1434 образ заново написали на старой доске в стиле западной живописи. На правой щеке Богоматери изображена кровоточащая рана, передающая след, оставшийся на древнем образе от удара саблей. Ченстоховская икона почитается в западнорусских православных землях и в католическом мире; имеется много чтимых списков Ченстоховской иконы, хранящихся в православных и католических храмах.


Ченстоховская икона Божией Матери.