Здоровье

Образы женщин в войне и мир. Женские образы в «Войне и мире»: сочинение

В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских образов и судеб. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями. В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Центральные женские персонажи романа - это Наташа Ростова, её старшая сестра Вера и их кузина Соня, Марья Болконская, Элен Курагина, и Марья Дмитриевна Ахросимова.

Наташа Ростова - любимая героиня Толстого. Её прототипом считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом, и его жена Софья Толстая.

Впервые мы встречаем её на именинах. Перед нами жизнерадостная, весёлая, энергичная тринадцатилетняя девочка. Но она далеко не красавица: черноглазая, с большим ртом… С самой первой встречи с ней мы видим её наивность, детскую простоту, и это делает её более привлекательной и интересной. Толстой изобразил в характере Наташи самые лучшие черты девушки. Одной из главных черт является её влюбчивость, потому, что любовь - есть её жизнь. Это понятие включает в себя не только любовь к жениху, но и любовь к родителям, природе, родине.

Наблюдая за Наташей, мы замечаем, как она меняется, взрослеет, становиться девушкой, но та её детская душа, распахнутая и готовая одарить добром весь мир, так, же сопутствует героиню.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом.

Наташа замечательная дочь и сестра, становиться прекрасной матерью и женой. Именно это и должно олицетворять женщину, её внутренняя красота.

Вера Ростова - старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Она воспитанная по существующим тогда канонам - у французских преподавателей.

Толстой рисует ее как красивую, но холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера не похожа на всю семью Ростовых.

Не было у Веры ни лучистых глаз, ни милой улыбки, а значит и душа её была пуста. «Вера была хороша, была не глупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана голос у неё был приятный…» Так описывает Веру Толстой, как, бы намекая нам на то, что это все, что нам нужно о ней знать.

Вера остро ощущала, что мать её не очень любила, видимо поэтому, она часто шла наперекор всем вокруг и чувствовала себя чужой среди братьев и сестер. Она не позволяла себе сидеть на окне и мило улыбаться своему другу, как это делали Наташа и Соня, от того она и ругала их.

Может и не зря Толстой дал ей имя Вера - имя женщины замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером.

Соня - племянница графа, и лучшая подруга Наташи Ростовой. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом».

Она была рассудительна, молчалива, осторожна, сдержана, в ней развита высшая степень способность к самопожертвованию, но ей не доступны вершины. Соня полна самоотверженной и благородной любви ко всей семье «всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о самопожертвовании была любимой её мыслью.

толстой женский образ наташа

Соня искренне любит Николая, она может быть добрым и самоотверженным. В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростов настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони было перенесено на более поздний срок. Так, Соня не умеет подобно Наташе восхищаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту. Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки при гадания. Она не лицемерили, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Своей любовью Соня смогла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Долохов. Может быть, своей самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека.

Мария Болконская - дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея. Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого - Волконская Мария Николаевна.

Она была унылая, непривлекательная, рассеянная девушка, которая и на замужество может рассчитывать только благодаря своему богатству. Марья, воспитанная на примере своего гордого, высокомерного и недоверчивого отца, и сама вскоре становится такой. Его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врождённое благородство наследуется и дочерью. Говорят, что глаза - это зеркало души, у Марьи они и в самом деле являются отражением её внутреннего мира.

Марья ждёт любви и обыкновенного женского счастья, но она не признаётся в этом даже самой себе. Её сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях. У княжны нет подобного всепоглощающего чувства любви к одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много времени проводит в молитвах и житейских заботах.

Марья Болконская с её евангельским смирением особенно близка Толстому. Именно её образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Её любовь к Николаю Ростову - высокое духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчёркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Элен Курагина - дочь князя Василия, а позже жена Пьера Безухова.

Элен - душа общества, все мужчины восхищаются её красотой, её хвалят, в неё влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, знает, чего стоит, именно этим пользуется.

Элен - красавица, но она же - чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как приблизился к ней, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, она заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он её любит. Это весьма резко изменило наше отношение к Элен, заставило почувствовать холод и опасность в океане её души, несмотря на поверхностную прелесть, сверкание и теплоту.

О её детстве в романе не говориться. Но из её поведения в течение всего действия можно сделать вывод о том, что воспитание, данное ей, примерным не было. Единственное, что нужно Курагиной от любого мужчины - это деньги.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Пьером нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за её ума, но если внимательно изучить всю её стратегию по достижению цели, то ума-то особо не заметишь, скорее догадливость, расчёт, житейский опыт.

Анна Павловна Шерер - хозяйка известного Петербургского салона, посещать который считалось хорошим тоном. Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. Её характерная примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей.

Сдержанная улыбка постоянно играет на её лице, хотя не идёт уже к отжившим чертам. Она напоминает, как говорил Л.Н. Толстой, избалованных детей, которые не совсем хотят исправляться. Когда заговорили об императоре, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои сорок лет, она «преисполнена оживлениями и порывами».

А.П. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора, все то, что годиться для поддержания популярности салона.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Мария Дмитриевна Ахросимова - московская барыня известная всему городу «Не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой общения». Прототип героини - известная в Москве А.Д. Офросимова. Марью Дмитриевну знали в двух столицах, и даже царская семья.

Она всегда говорит громко, по-русски, у неё густой голос, тучное тело, Ахросимова высоко держит свою с седыми буклями пятидесятилетнею голову. Марь Дмитриевна близка к семье Ростовых, более всех любя Наташу.

Я считаю эту женщину истинно патриотичной, честной и бескорыстной.

Лиза Болконская -- маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее -- это любящая и верная жена. Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.

Список литературы

  • 1. Л.Н. Толстой "Война и мир"
  • 2. "Роман Л.Н. Толстого " Война и мир " в русской критике 1989г.
  • 3. http://sochinenie5ballov.ru/essay_1331.htm
  • 5. http://www.kostyor.ru/student/?n=119
  • 6. http://www.ronl.ru/referaty/literatura-zarubezhnaya/127955/

Какой же роман без женщин? Он будет не интересен. По отношению к ним главных героев мы можем судить об их характере, манерам поведения, внутреннем мире. Война войной, но она же когда-то заканчивается. Женщин в романе много. Одни образы положительные, другие отрицательные.

Один из главных, любимых автором, женских образов – это образ Наташи Ростовой. Мы наблюдаем за ней на протяжении всего романа. Толстой постоянно подчёркивает, что она не красавица. От маленькой девочки, которая танцует после охоты, до взрослой дамы, жены и матери семейства Безуховых. Но она красива душевной красотой. Именно такая жена нужна была Пьеру, а не холодная красавица Элен Курагина.

В ней горит какой-то внутренний огонь. Что есть красота? «…сосуд.., в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде…» Помните, стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девчонка»? Вот как раз в Наташе, как в сосуде, и горел этот огонь. И отблески этого огня делали её лицо таким одухотворённым и живым. Поэтому, она так и привлекательна для противоположного пола. Мужчинам нравятся живые, улыбающиеся женщины, «хохотушки». Как она плясала после охоты! Зажигательно, самозабвенно. Глаза горят, щеки раскраснелись, юбка крутится, как юла. Ну, какой мужчина тут устоит!

Да, Наташа ошибается. И её не прощает надменный и холодный князь Андрей. А может Толстой специально не связал их судьбы? Может он специально дал ей в мужья Пьера Безухова, этого медведя с душой и сердцем ребёнка? Он боготворил её. Посмотрите, как она расцвела с ним, раскрылась, как женщина. Мне кажется, с князем она не была бы так счастлива.

Вера

Прямая противоположность ей – старшая сестра Вера. Её улыбка не притягивала, а наоборот, отталкивала. Детский смех и визг её раздражают, мешают заниматься собственной персоной.

Такое ощущение, что Вера – «подкидыш» в это семейство. Она не родная Ростовым по духу. Ну что ж, господь видимо подбирает пары по образу и подобию. Он и подобрал ей такого же мужа. Два сапога – пара.

Сестра Андрея Болконского – княжна Мария. Если князь может удрать от деспотичного отца на службу, то, увы, девушка не может этого сделать. И вынуждена его терпеть. Она жертвует своей жизнью ради отца. Зачем-то закладывая в неё комплекс неполноценности, отец постоянно унижает её. Но ведь она тоже хочет быть счастливой. Хочет, как все женщины, семью, мужа, детей.

Толстой так описывает её глаза, что на некоторые недостатки внешности и не обращаешь внимания. Тем более, как говорила моя мама: «Красота увянет, доброта не обманет». А она ведь в душе очень добрая. Её жертвенность, наконец, находит достойного адресата – это Николай Ростов. Он спасает её, а она спасает его.

Элен Курагина

Вот самовлюблённая бездушная красавица Элен Курагина. Дорогая размалеванная кукла без души, без сердца. Что брат, что сестра – оба одинаковы. Оба насквозь лживы и бесчеловечны. Чужая жизнь для них ничего не значит. Взяла так, между делом, и помогла брату обмануть одного человека, Наташу. И разрушить жизнь двух человек.

Вторая такого же поля ягодка – Жюли Курагина, разбогатевшая после смерти своих братьев и ставшая самой богатой невестой. Чтобы как-то обратить на себя внимание, она надела маску благопристойной меланхолии. Но вот один из женихов, Борис, нутром чувствует, что она «переигрывает» и отворачивается от неё.

Я вспоминаю экранизацию романа «Война и мир» в постановке Сергея Бондарчука. Наташу Ростову там играла Людмила Савельева. Вот пишу сочинение и вижу её в амазонке, скачущей на охоте. А потом её зажигательную пляску после охоты. Точно подобрали актрису для образа. Для меня это лучший образ Наташи Ростовой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это роман-эпопея, охватывающий не одно десятилетие и повествующий не об одной семье и уж, конечно, никак не о жизни одного человека. Здесь есть главные герои, есть менее значительные. Каждый из главных персонажей все время ищет себя, идет по пути борьбы с самим собой, сомневается, ошибается, падает, поднимается и вновь продолжает поиск. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов и многие другие. Они пребывают в состоянии постоянного поиска смысла жизни, находят его и вновь теряют. Но особенно удивляет то, что героинь романа это словно бы не касается, они знают, кто они такие, знают, как и что им положено делать, да и в душе их нет места борьбе, поскольку там царит гармония.

Жизнь людей в романе Толстого разделена на истинную и ложную, точно такое же четкое разграничение существует среди женских образов. Княжна Марья Болконская, Наташа Ростова, бесспорно, живут истинной жизнью, тогда как Элен Безухова и Жюли Карагина — это представительницы жизни ложной.

Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, — противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова — антиподы. Элен — холодная и спокойная, Наташа, напротив, очень шумная, веселая, жизнерадостная — «порох». Толстой всячески подчеркивает эту разницу, выбирая для их описания противоположные эпитеты: Элен — «красавица», «блестящая», Наташа — «некрасивая, но живая девочка». Несмотря на внешнюю красоту, Элен внутри совершенно пуста. Она пользуется успехом в обществе, считается умной женщиной — в том обществе, которое представляет в романе «жизнь ложную». Наташа же при всей своей угловатости, некрасивости прекрасна душой. Она — «особенно поэтическая, переполненная жизнью... девушка», которая обладает способностью проникаться чувствами других людей, понимать их и откликаться всем сердцем на чужие беды.

Элен представляет собой сформировавшегося человека, тогда как Наташа в начале романа находится «в том милом возрасте, когда девушка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». В романе показано развитие Наташи, ее взросление, и огромную роль в этом процессе играет Элен. Их столкновение в произведении, становящееся толчком для романа Наташи и Анатоля, — это столкновение нравственности и духовной низости, человечности и бесчеловечности, добра и зла. Под влиянием Элен то, что всегда было для Наташи странным, становится естественным и простым. Это испытание оказало на нее серьезное воздействие: не изменившись в корне, она стала совершенно другой — более серьезной, взрослой.

Эти две героини живут по совершенно разным, противоположным принципам. Наташа Ростова открыто радуется жизни, она руководствуется не разумом, а эмоциями. Стоит только вспомнить о другой героине, руководствующейся всегда и во всем исключительно голосом рассудка, как сразу веет холодом. Элен твердо стоит на ногах и всегда точно знает, что ей выгодно и необходимо.

Благодаря своему характеру Наташа — душа семьи Ростовых. Только она умеет увидеть горе каждого, помочь, только она умеет возвратить к жизни свою мать, забыв при этом о собственном горе. Чтобы оттенить ее образ, Толстой рисует образы еще двух девушек, также воспитанных в семье Ростовых: старшей дочери Веры и племянницы Сони.

Вера «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Она представляет собой своеобразную «ошибку» графини Ростовой: ее держали в строгости и «воспитывали», в отличие от Наташи. Быть может, такой могла бы быть Наташа, если бы ее воспитывали по-другому. Вера с ее холодным, рассудительным умом противопоставляется Наташе: они совершенно разные, хоть и «одной фамилии», как говорит Берг.

Другая воспитанница семьи Ростовых, племянница Соня, «напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Толстой еще не раз повторяет это сравнение, обращая внимание на что- то «кошачье» в Соне, чтобы лучше объяснить читателю и ее неудачную любовь, и дальнейшую судьбу, и ее поведение. Уживчивость в ней сочетается с умением вовремя «выпустить коготки и выказать свою кошачью натуру». Как кошка, Соня «прижилась не к людям, а к дому, в котором живет», чем и объясняется ее положение в эпилоге. Примирившись со своим назначением «пустоцвета», она спокойно живет в доме Ростовых и Безуховых. Кажется, что без Сони просто не могло бы быть других героев, равно как и пустоцвет обязательно есть на клубнике.

Еще одно противопоставление, которое присутствует в романе, хоть и не подчеркивается так ярко, — это сравнение княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной. Их объединяет то положение, которое они обе занимают в обществе: богатые, некрасивые девушки, выгодная партия для любого. Кроме того, они подруги, насколько могут быть подругами столь разные девушки. Жюли, в отличие он княжны Марьи, живет в столице, прекрасно знакома со всеми правилами и привычками светского общества, она является его неотъемлемой частью — частью жизни ложной.

В описании облика Марьи Болконской Толстой обращает внимание читателя на «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые». В романе Толстой предлагает два видения княжны Марьи — глазами Анатоля и глазами Николая Ростова. Первый находит ее некрасивой, дурной: будучи человеком совершенно безнравственным, он просто не в состоянии увидеть свет, излучаемый прекрасными глазами княжны. Совсем другое видит в ней Ростов: он воспринимает княжну не как желательную партию, а как «беззащитную, убитую горем» девушку, отмечает «кротость, благородство в ее чертах и выражении». Именно для Николая Марья сберегает тот лучистый взгляд, «который заставлял забывать некрасивость ее лица».

Если выбор между Наташей и Элен А. Н. Толстой осуществляет через Пьера, то во втором случае «выразителем» авторской позиции является Николай Ростов. В Жюли он не видит ничего, хотя прекрасно сознает, что она была бы для него выгодной партией, тем не менее предпочитает ей Соню. Марья же «околдовывает» его своей внутренней красотой, и он, несмотря на внутренние сомнения, все же делает выбор в ее пользу. Глубина ее духовного мира, открывающаяся Николаю, делает ее особенно привлекательной для него. Он невольно сравнивает ее с Соней, причем сравнивает не их материальное положение, а «бедность» в одной и «богатство» в другой тех духовных даров, которых не имеет сам.

Княжна Марья, как и Наташа, живет любовью, только это чувство у нее не всепоглощающее, как у Наташи, а робкое, боящееся выйти наружу. Они похожи, обе — чистые, глубоко нравственные натуры, не случайно автор наделяет их схожей чертой — некрасивостью, тем самым противопоставляя Соне, Вере и Элен. Л. Н. Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа — противопоставление истинной и ложной жизни.

В романе Толстого "Война и мир" перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных. Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души. Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.
Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».
Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.

Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.

Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.

Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты».
Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.
Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.
С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.

Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований. Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.

Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.