Домашний очаг

Описание картины хруцкого "цветы и плоды" и других работ художника. Картина Хруцкого "Цветы и плоды"

Иван Хруцкий родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. Белорус.
Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.

В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там.
Умер Иван Фомич 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Цветы и плоды. 1838г.

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Цветы и фрукты. 1839г.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в это период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Натюрморт с грибами

Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов).

Битая дичь, овощи и грибы. 1854г.

Фрукты. 1840-е

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».

К святому месту. Конец 1840-х.

Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847).

Портрет жены с цветами и фруктами. 1838г.

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Старуха, вяжущая чулок. 1838г.

Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.

На портрете изображен Викентий Лисовский, иеромонах, духовник архиепископа Иосифа Семашко. 1847г.

После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.

В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого «Захарничи». 1855г.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

Портрет мальчика в соломенной шляпе

Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.

Семейный портрет. 1854г.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Портрет неизвестной. 1830г.

Портрет мальчика. 1834г.

Портрет неизвестной. 1843г.

Оригинал записи и комментарии на

Сочинение – описание по картине И. Ф. Хруцкого "Цветы и плоды" для учащихся 3 класса по программе «Школа России» учебник «Русский язык – 1 часть". В центре картины роскошный букет цветов в вазе. Моё внимание привлекли два больших алых пиона, свесивших тяжёлые головки книзу. В композицию букета входят ещё два пиона, они не так велики, но тоже прекрасны, их нежно-розовая окраска оттеняет яркость других цветов. Великолепны бархатные ирисы, выделяющиеся своей необычной формой, сиреневатой окраской.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение - описание по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды"

/ Н А ТЮРМОРТ (франц. мёртвая природа), жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности).

Иван Трофимович Хруцкий. Натюрморт «Цветы и плоды»

Иван Трофимович Хруцкий (1810 - 1885) – русский живописец. Мастер натюрморта. Родился 8 февраля 1810 года в Витебской губернии (Белоруссия) в семье священника. Успешно окончил Академию художеств в Петербурге. Натюрморт «Цветы и плоды» был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов».

Цветы Пионы (бледно-розовые, светло-жёлтые, бордовые, красные; цветки «мохнатые»,напоминают шапку) Роза (ярко-красная, нежно-розовая бахрома, прекрасная, но гордая) Нарциссы (ярко-жёлтые, хрупкие и ранимые)

Гиацинт (нежно-сиреневый, похож на звёздочку, тихий, простой и мирный) Ирис (нежно-фиолетовый, необычный) Васильки (ярко-синие, похожи на шишки, добродушные и приветливые, лёгкие и воздушные)

На картине И. Ф. Хруцкого изображён натюрморт "Цветы и плоды". В центре картины роскошный букет цветов в вазе. Моё внимание привлекли два больших алых пиона, свесивших тяжёлые головки книзу. В композицию букета входят ещё два пиона, они не так велики, но тоже прекрасны, их нежно-розовая окраска оттеняет яркость других цветов. Великолепны бархатные ирисы, выделяющиеся своей необычной формой, сиреневатой окраской. Внизу пристроилась застенчивая красавица-роза, я не сразу заметила её, но была очарована изяществом королевы цветов. Рядышком с нею расположилась парочка жёлтых, как два солнышка, нарциссов. Они словно излучают свет и придают радостное, летнее расположение букету.

А вот раскрытые крылышки тюльпанов, они утончённы, хрупки. В бронзово-медной вазе с незатейливым орнаментом и рельефным рисунком, изображающим собак на лоне природы, красиво смотрятся не лишь садовые, но и полевые цветы. Они обрамляют букет, придают ему неповторимое обаяние, наполняют жизнью. Естественно смотрятся сине-голубые колокольчики рядышком с колосьями пшеницы. Разные по форме и цвету листья чуть виднеются среди цветов. Неповторимый букет! Рядышком с вазой стоит наполовину наполненный водой стакан, а в нём золотистая долька лимона. Мне как будто, что фрукты, находящиеся возле этого стакана, кажутся более сочными. Ничего нет лишнего на картине. Художник продумал каждую деталь Справа на полотне я вижу плетёное лукошко, а в нём поверх листьев разложены спелые персики, они так и просятся в рот. За лукошком - целая корзинка ягод белой, красной и чёрной смородины.

Развитие речи. Обучение сочинению по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» (5 класс).

Разработка урока учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска Ставропольского края Назаровой Людмилы Васильевны.

Цели урока: 1. подготовить к написанию сочинения – описания картины в художественном стиле;

2. учить собирать рабочие материалы к сочинению и составлять простой план;

3. учить детей наблюдать, давать словесное выражение увиденному на картине.

Оборудование: репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» («русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, цветная вклейка на стр. 8); плакаты с планом работы над сочинением, искусствоведческими терминами.

Межпредметные связи: ИЗО.

План урока.

    Вступительное слово учителя 1 мин.

    Выявление первоначальных впечатлений учащихся 3 мин.

    Чтение и запись плаката № 1 3 мин.

    Коллективное составление плана 10 мин.

    Работа с теоретическими понятиями 2,9 мин.

    Коллективное собирание рабочих материалов 15 мин.

    Групповая словарно - стилистическая работа 20 мин.

    Коллективная работа над вступлением 4 мин.

    Коллективная работа над заключением 5 мин.

    Работа по предупреждению речевых ошибок 2 мин.

    Устное сочинение по картине 10 мин.

    Демонстрация образца сочинения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите репродукцию картины «Цветы и плоды». Её автор – И.Т. Хруцкой (1810-1855г.) – признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта.

2. Выявление первоначальных впечатлений учащихся.

Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

Чем привлекает изображенное на картине? (Цветы очень красивы, разнообразны, ярки;

фрукты спелые, сочные, художник их так изобразил, что их хочется съесть; чувствуется аромат цветов)

Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т.к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, флоксы, незабудки.

Перечислите фрукты (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква).

Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Попытайтесь (Попытки неудачны, т.к. дети не знают, с чего начинать).

Учитель: Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.

3. Чтение и запись содержания плаката:

План сочинения-описания.

    Дать общее представление о картине.

    Описание деталей, частей изображенного на картине.

4. Коллективное составление плана:

1. Роскошный букет и спелые фрукты.

2. Мастерство художника в изображении

а) цветов;

б) плодов;

в) других деталей натюрморта.

3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.

Учитель : Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.

5. Чтение плаката:

Натюрморт – картины, на которых изображены различные предметы: фрукты, овощи, цветы и др.

Композиция – построение картины (использовать слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и др.)

Цветовая гамма – последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.

6. Коллективное собрание рабочих материалов (к основной части сочинения). Оформление в виде таблицы.

План наблюдений

Материалы (форма, цвет, характерные признаки)

Дополнения

1. Цветы

2. Фрукты

3. Другие предметы

Махровые алые пионы, нежные белые пионы, бледно-розовая роза, лиловые ирисы, изящные букетики сиреневых флоксов, колоски спелой ржи, оранжевые маки с шелковистыми лепестками, голубые незабудки.

Бледно-желтые груши с румяным бочком, крупная кисть янтарного винограда, спелые персики с бархатным пушком, огромная золотистая тыква.

Изящный бронзовый кувшин, тонкий стеклянный стакан, наполненный кристально чистой водой, плетеный короб, ломтик лимона в стакане.

Примечание : в третью колонку ученики записывают понравившиеся им слова и словосочетания.

7. Словарно- стилистическая работа

а) Беседа

Учитель : Каким глаголом можно назвать положение цветов по отношению к кувшину?

Ученики : Стоит; цветы стояли в кувшине.

Учитель : А по отношению к фруктам?

Ученики : лежат; лежат на столе, в корзине.

Учитель : А можно ли постоянно повторять эти глаголы: пионы стоят, роза стоит, персики лежат, груши лежат?

Ученики : Нет, это речевая ошибка.

Учитель : Как можно избежать этой ошибки?

Ученики : Подобрать синонимы, выразить мысль по-другому

Учитель : Давайте проведем игру «Кто больше?»

Назовите как можно больше глаголов, которые описывают положение предметов.

б) Игра «Кто больше?»

Итоги игры: подобраны глаголы: темнеет, спряталась, возвышается, пламенеет, притаился, выглядывает, гордится, возвышается.

в) Групповая работа

1 группа подбирает слова эмоционально-оценочной лексики; эпитеты (глаголы: любоваться, наслаждаться, восхищаться; эпитеты и прилагательные: пышный букет, роскошный букет, великолепные цветы, дивная роза, прелестные флоксы)

2 группа подбирает олицетворения (цветы красуются, ирисы скромно спрятались за пышными пионами, флоксы окружили розу изящными зонтиками соцветий, алые пионы грустно опустили свои шляпки, колоски ржи притаились за яркими цветами.

8. Коллективная работа над вступлением к сочинению

Вариант : На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.

9. Коллективная работа над написанием заключения сочинения

Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды – все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

2) Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.

3) В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

10. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Учитель : Старайтесь избегать речевых недочетов типа: на рисунке нарисован…, мне очень понравилась эта картина…, впечатление хорошее…, нарисовал хорошо и др.

11. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)

На дом : написать сочинение по картине, используя рабочие материалы и записи в тетради

Приложение: Сочинение ученика

Я рассматриваю картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Этот натюрморт поражает богатством и щедростью природы, мастерством художника, удивительно точно и ярко сумевшего передать прелесть букета и фруктов.

В центре полотна на переднем плане я вижу бронзовый кувшин, в котором красуются роскошные цветы. Алые пионы кажутся еще ярче на тёмном фоне картины. По контрасту с ними белая роза и светлые пионы нежны и скромны. Лиловые ирисы стыдливо притаились среди других цветов. Оранжевые маки пламенеют среди зелёной листвы. Прекрасно дополняют композицию букетики сиреневых флоксов, грациозные голубые незабудки и колоски спелой ржи.

Справа от вазы находится тонкий стеклянный стакан с кристально чистой водой, в котором плавает тонкий кружок лимона. Рядом со стаканом лениво разлеглись бледно-жёлтые груши с румяным бочком. Позади них возвышается большая золотистая тыква, на которой лежит крупная кисть янтарного винограда. Слева от кувшина в плетёном коробе теснятся спелые персики с бархатистым пушком.

Всё в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учебник для 5 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, с 3/3

2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин, 5-7 классы, М., «Дрофа», 1998, стр.8,10,12

3. Система обучению сочинениям в 4-8 классах под ред. Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение», 1973г., стр.84-86.

Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.

Иван Фомич Хруцкий: краткая биография

Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина - Витебская губерния - была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.

Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.

Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:

  • академическое направление;
  • классицизм;
  • барокко.

Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. фрукты") - самая Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.

Картина "Цветы и плоды"

Была написана Иваном Фомичем в 1836 году. Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сегодня находит выражение не только в устных высказываниях, но и в школьных сочинениях детей, описаниях в художественных статьях и так далее.

За данную картину художник получил очень хорошую и вполне заслуженную награду - большую от Академического совета. Это подтвердило практически то общее впечатление немого восхищения, которое было вызвано у публики полотном.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды"

Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. красивых и очень милых мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.

Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.

Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.

Яркие акценты в картинах

Картина Хруцкого "Цветы и фрукты", написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта "Цветы и плоды". На обеих картинах яркие акценты - ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.

Если описание "Цветы и плоды" сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то "Цветы и фрукты" отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.

Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.

Натуральность написания фруктов

Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.

Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.

Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.

Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.

Популярность произведения искусства

Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы "Цветы и фрукты", "Цветы и плоды" являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.

В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу "Цветы и плоды". До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.