Государство

Особенности высшей нервной деятельности человека. Презентация по биологии " Особенности высшей нервной деятельности человека


Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Иван Петрович Павлов (). Иван Михайлович Сеченов ()


Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.


И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные)(условные) приобретенные




Виды инстинктов Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи) Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе» Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)


Условные рефлексы Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо- бительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи-телем и безусловно-рефлекторным актом




Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову) 1) Приобретаемость условных рефлексов (врожденность безусловных рефлексов) 2) Индивидуальность условного рефлекса (видовой характер безусловного рефлекса) 3) Изменчивость и возможность отмены (торможения) условного рефлекса 4) Сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе




Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2.


Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 3.


Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 4.


Классификация условных рефлексов По происхождению - натуральные и искусственные По характеру безусловного подкрепления - пищевые, оборонительные, половые, исследовательские По характеру условного сигнала - световые, звуковые, тактильные, обонятельные, температурные и др. По характеру рецепторов - экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные По соотношению раздражителей во времени - наличные (совпадающие, отставленные), следовые, запаздывающие По степени сложности - 1, 2, порядка


Условия выработки условных рефлексов Условие времени - предварительность или одновременность действия условного и безусловного раздражителей Условие силы - безусловный раздражитель должен быть сильнее (жизненно значимее) условного Условие индифферентности - условный раздражитель должен быть индифферентным Условие сенсорного ограничения - отсутствие посторонних раздражителей Условие мозговой активности - деятельное состояние центральной нервной системы


Безусловное торможение - это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. Условное торможение – возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Условное торможение требует для выработки определенное время. Иван Петрович Павлов







Елена Берег В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег 1.Речь человека состоит из ……. слов 2.Слова обозначают…… смысл 3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов






Распределите в правильном порядке этапы формирования внутренней речи, поставив рядом арабские цифры 1, 2, 3: Словесные реплики-команды переходят во внутреннюю речь ребенка. 3 Ребенок сам проговаривает действия, как бы давая инструкцию самому себе. 2 Взрослые показывают ребенку необходимые действия и называют их. 1






Познавательные процессы ОщущенияВосприятияВоображениеПамятьМышление Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред- ственно воздействую- щих на наши органы чувств Отражение предметов и явлений, непосред- ственно воздейству- ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе- ние чего-либо Высшая форма отражатель- ной деятель- ности, позво- ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер- ности


Лабораторная работа. «Изучение явления взаимной индукции процессов возбуждения и торможения» Рассмотрите рисунок «ваза – два профиля». Найдите на нем два черных профиля, обращенных лицом друг к другу, и белую вазу.Рассмотрите рисунок «ваза – два профиля». Найдите на нем два черных профиля, обращенных лицом друг к другу, и белую вазу. Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы?Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы? Смотрите на рисунок «ваза – два профиля» до тех пор, пока изображения не начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Объясните данное явление.Смотрите на рисунок «ваза – два профиля» до тех пор, пока изображения не начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Объясните данное явление.





Рассмотрите рисунок «носатый человек и нищенка».Рассмотрите рисунок «носатый человек и нищенка». Чтобы с наименьшими затратами нервной энергии обеспечить устойчивость внимания на белом профиле, надо: а) дать милостыню нищенке; б) удерживать образ с помощью волевого усилия; в) дать «носатому человеку» понюхать цветы, духи, нашатырный спирт; г) ничего не предпринимать. Вывод: с каким законом вы столкнулись при выполнении лабораторной работы? Чем обеспечивается избирательность восприятия?





Память Механическая Логическая ²-5²






По продолжитель- ности сохранения материала Кратковременная (первые секунды после восприятия материала) Оперативная (вид кратковременной, обслуживание актуальных действий) Пример: чтение, списывание Долговременная (после многократного повторения и воспроизведения)



















Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Главное отличие человека от других существ: Сознание Владение речью Способность к трудовой деятельности Общественная жизнь

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание человека - способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Функции речи: Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Виды речи Внешняя Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств Внутренняя Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер. Письменная Устная Диалог Монолог

Функции речи В общении В мышлении Коммуникация (общение) Передача друг другу определенных сведений. Сигнализация Через слово обозначается предмет, действие Обобщение Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению Экспрессия Передача эмоционального отношения к человеку.

Труд Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...

краткое содержание других презентаций

«Высшая нервная деятельность» - Высшие отделы нервной системы. Изучение высшей нервной деятельности. Эксперимент по выработке условных рефлексов. Виды условного (приобретенного) торможения. Формы поведения. Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Доминантный очаг. Рефлексы. Общие признаки условных рефлексов. Безусловные рефлексы. Инсайт. Цепочка врожденных рефлексов. Функции мозга. Условные рефлексы. Торможение условного рефлекса.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Пиломоторный рефлекс. Ортоклиностатический рефлекс. Болезнь Рейно. Проба с пилокарпином. Рефлекторный нервный путь слюноотделения. Синдром Бернара. Бульбарный отдел. Мезенцефальный отдел. Сакральный отдел. Вегетативная нервная система. Дермографизм. Симпатотонические кризы. Методика исследования. Слюноотделение. Солярный рефлекс. Холодовая проба. Функции внутренних органов. Лимбическая система. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы.

«Автономная вегетативная нервная система» - Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы. Функции, не нужные для преодоления внезапной нагрузки. Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге. Отросток первой клетки (преганглионарный) оканчивается в нервном узле. Эффекты парасимпатической системы. Симпатическая НС. Отходящие от ядер волокна, вегетативные узлы. Симпатические ядра расположены в спинном мозге, в боковых рогах.

«Работа нервной системы человека» - Найдите соответствие. М.Горький. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Коленный рефлекс. Активное состояние нейронов. Сеченов Иван Михайлович. Иван Петрович Павлов. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга. Сравнение безусловных и условных рефлексов.

«Центральная нервная система» - Спинной мозг. Подкорковые (базальные) ядра. Физиологическая роль центральной нервной системы. Стато-кинетические рефлексы. Ретикулярная или сетчатая формация. У животных исследуется ряд рефлексов. Мозжечок. Продолговатый мозг и варолиев мост. Лимбическая система. Средний мозг. Проводниковая деятельность спинного мозга. Промежуточный мозг. Моторные нейроны располагаются в 5-ом слое коры больших полушарий.

«Физиология ВНД» - Кохлеарный имплантат. Мозги в бочке. Образование глобального рабочего пространства. Психофизиологическая проблема. Объединение нейронов. Теории сознания. Снижение метаболической активности. Разнообразие различных состояний сознания. Тело и дух. Трудная проблема. Сознание. Вегетативное состояние. Физиология высшей нервной деятельности. Глобальное рабочее пространство. Проблема сознания в когнитивной науке.

Презентация на тему "Особенности высшей нервной деятельности человека" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 8 класса рассказывается об особенности высшей нервной деятельности человека, которые отличают его от других существ, а также какие познавательные процессы присущи человеку. Автор презентации: Кузнецова Наталья Алексеевн, учитель биологии.

Фрагменты из презентации

Главное отличие человека от других существ

  • Сознание
  • Владение речью
  • Способность к трудовой деятельности
  • Общественная жизнь

Сознание

  • Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности.
  • Сознание человека - способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Функции речи:
  • Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
  • Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
  • Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Труд

  • Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

  • В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.

Познавательные процессы

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражении объективной реальности в его сознании, а результатом – получении нового знания об окружающем мире.

  • Первым шагом познания ОЩУЩЕНИЕ Непосредственная реакция нервной системы на факт реальности (раздражение). Например: мы слышим пение соловья, т.е. звуковых волны разной длины раздражают нервные клетки уха, и сигналы от нейрона идет в мозг.
  • На второй ступени познания работает механизм ВОСПРИЯТИЯ Первичное целостный анализ нервных сигналов в мозге. Если ощущение звука лишь хаотичное колебание, то ВОСПРИЯТИЕ укладывает хаос в мелодию.
  • Третий шаг можно считать МЫШЛЕНИЕ Чувственный или логический анализ факта. Здесь уже мозг использует существующий опыт, включает операции сравнения, анализа, обобщения.

Мыслительные операции:

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование

ПАМЯТЬ

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, ни навык.
Как запомнить много, быстро и надёжно
  • Очень важно сосредоточиться на том, что Вы хотите выучить, и не отвлекаться
  • Пересказать другим людям то, что вы прочитали.
  • Не стоит при чтении шепотом проговаривать слова, либо мысленно произносить то, что читаете в данный момент.
  • Записывайте прочитанное
  • Самый важный для вас текст лучше прочитывать утром, когда мозг работает лучше всего, или днем, если вы тяжело просыпаетесь.
  • Повторять то, что было выучено. В первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней.

Воображение

Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей.

Различают активное и пассивное воображение.
  • Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
  • От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия.

Первая и вторая сигнальные системы и их взаимодействие

  • Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга.
  • 1 сигнальная система - сигналы поступающие в мозг, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления). Она имеется у человека и у животных.
  • 2 сигнальная система – Слово. Есть только у человека.
  • Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы (слова) не имеют опоры в первой сигнальной системе (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными.Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания.