Государство

Отношение матрены к людям цитаты. Образ Матрены в рассказе "Матренин двор" А

1 слайд

2 слайд

Zero conditional Одно событие следует за другим- чем-то всегда истинным if = when If clause Main clause IF+ PRESENT SIMPLE PRESENT SIMPLE If youfreezewater, itturnsinto ice. If youspeakEnglish well, youhaveachance to get a well-paid job. If you…

3 слайд

1st Conditional 1. Используем, когда говорим о возможных событиях в БУДУЩЕМ, которые зависят от других будущих событий: If clause Main clause IF+ PRESENT SIMPLE WILL/WON`T+ INFINITIVE WITHOUT TO If youdon`t changeyour life stile, youwill haveheart attack. If the rain stops, The matchwill begin. If Alice is late, Wewon`twaitfor her long. Возможныи другие варианты: (сдругимимодальнымиглаголами) Ifyouhavetime, WeCANwalk home today.

4 слайд

1st Conditional 1. Используем, когда говорим о возможных событиях в БУДУЩЕМ, которые зависят от других будущих событий: If clause Main clause Возможныи другие варианты: (сдругимимодальнымиглаголами) Ifyouhavetime, WeCANwalk home today.

5 слайд

1st Conditional 2. Также используется, когда мы хотим дать совет, приказание выдвинуть предложение: If clause Main clause IF+ PRESENT SIMPLE IMPERATIVE ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕНАКЛОНЕНИЕ ifyouhaveproblems, callme at once. (imperative) If youarelate for the last train takea taxi! If youfeelunwell goto bed!

6 слайд

unless -1 если не; пока не -2 кроме, исключая, за исключением Иногда в Zero и 1st conditional используется Unless + present simple когда мы говорим о событиях, которые могут случиться, если только кто-то этому не помешает. Main clause Unless+ present simple She always comes to work, unlessshe is seriously ill. We are always ready to help, unlessit is not too late.

7 слайд

2nd Conditional 1. используется, когда мы говорим о выдуманных, нереальных или маловероятных событиях В БУДУЮЩЕМ: If clause Main clause IF+ PAST Would/should(редко)/could/might +infinitivewithoutTO IfIwerea gold fish, Iwould livein a beautiful aquarium. If youwere notlate for the last train, youcould gethome without troubles. Ifhefailedthe exam, weallwould beso surprised

8 слайд

2nd Conditional 2. используется, когда мы говорим о нереальных или невозможных событиях В настоящем: If clause Main clause IF+ PAST Would/should(редко)/could/might +infinitivewithoutTO IfIwerenot overweight, Iwould not beion a diet now. If wehada villa inCaribbian, wewould spendour holidays there.

9 слайд

3rd Conditional 1. используется, когда мы говорим о нереальных ситуациях В ПРОШЛОМ: мы выдумываем вещи, которые не случились на самом деле. If clause Main clause IF+ PAST PERFECT! Would/should/could/might +have+V3 ! IfIhad entereda university (when I was young), Icould have becomea professor now. If Ihad knownthe truth before, Iwould not have helpedthat terrible man! Ifhehadn`tbrokenthat window, hewouldn`t have been takento police station,wouldn`t have beenlate for work andwould `t have beenfired.

10 слайд

Повторяем! Zero conditional Последовательныесобытия,истина, правила… Present simple If you eat much you put on weight. 1stconditional Будущее. Present simple/will (can,may) when youseethat guy, youwill besurprised! Совет, приказание Present simple/imperative If it is late, go home! 2ndconditional невозможное в будущем Past/would +V1 If yousawa ghost youwould beso frightened! невозможное в настоящем 3rdconditional Нереальноев прошлом; то, что не случилось. Pastperfect (had+V3)/ would+have+v3 If Ihad spokena foreign language, Iwould have madea career

11 слайд

If you (to love) nature you never (to throw) litter outdoors. If I (to get up) late I usually (to have) a headache. If you (not to eat) long you (to get) weak. If you (to boil) ice it (to melt) and (to turn) into water. When you (to speak) your vocal chords (to vibrate). When a storm (to begin) people (to shelter) in their homes. Нулевой тип условных. Раскройте скобки

12 слайд

Первый тип условных. Раскройте скобки If we (to walk) to the park we (to feed) some birds there. If they (to go) to the disco they (to listen) to loud music. If I (to go) to the theatre I (to watch) an interesting play. If you (to study) hard you (to pass) this exam. If you (to wear) these trousers you (to look) a bit strange. If you (to play) this composition your guests (be pleased). If David (to forget) his umbrella I (to give) him mine. If the sun (to shine) all day we (to go) to the beach. If he (to have) a temperature he (to see) the doctor.

Условные предложения

Учитель английского языка

Стуколова Елена Александровна


  • определить, реальное условие или нереальное - есть в предложении слово " бы " или нет
  • определить, к какому времени по смыслу (настоящему, будущему или прошедшему) относится ваше предложение.

  • Если долго пытаться сделать одно и то же, рано или поздно все получается.
  • Если ты не придешь завтра, я тоже не приду.
  • Если бы у меня не было мобильного телефона, жизнь была бы трудной.
  • Если бы я пришел на пять минут позже, я бы опоздал на поезд.
  • Если в конце марта дожди, то лето бывает холодное.
  • Я позвоню тебе, если ты оставишь мне свой номер телефона.
  • Если бы я был на твоем месте, я бы срочно купил себе новую машину

Типы условных предложений

0. Zero conditional (нулевой тип условия)

  • First conditional (первый тип условия)
  • Second conditional (второй тип условия)
  • Third conditional (третий тип условия)
  • Wishes

Zero conditional

  • If I miss the 8 o"clock bus, I am late for work.
  • If people don"t eat , they get hungry.
  • My boss gets angry if I am late for work.
  • Does ice melt if you heat it?

If/when + Present Simple, Present Simple.


First conditional

If I have free time, I will come . Если у меня будет время - я приду.

  • ВРЕМЯ - Future (ставлю условие, касающееся будущего)
  • Условие РЕАЛЬНОЕ.

If + Present Simple, Future Simple.


Second conditional

  • If I had free time, I would come . Если бы у меня было время - я бы пришёл .

1. ВРЕМЯ - Future (ставлю условие, касающееся будущего)

НО! 2. Условие НЕРЕАЛЬНОЕ.("БЫ")

If + Past Simple , would/could/might + Infinitive


СУММИРУЕМ:

I и II conditionals относятся к одному времени - FUTURE, но

I - реальное условие –

Present Simple + “will “

II - нереальное условие

Past Simple +"would"


If I become the president, I will increase salaries.

Если я стану президентом, я увеличу зарплаты.

Говорит официальный кандидат в президенты. Для него существует РЕАЛЬНАЯ вероятность стать президентом.

If I became the president, I would increase salaries.

Если бы я стал президентом, я бы увеличил зарплаты.

Говорит обычный человек . Для него вероятность стать президентом - НЕРЕАЛЬНАЯ.


Third conditional

If I had had free time, I would have come .

Если бы у меня (ВЧЕРА!) было время - я бы пришёл.

1. ВРЕМЯ - Past (если бы что-то ПРОИЗОШЛО)

2. Условие НЕРЕАЛЬНОЕ (то что-то бы СЛУЧИЛОСЬ)

If + Past Perfect, would/could/might + have+V3


Тип усло-вия

Значение,

время

Формула

Речь идет о настоящем, о чем-то, что верно всегда.

If/when + Present Simple

If you drop an egg,

Ситуация реальна или возможна в настоящем или будущем

If + Present Simple

it breaks .

Нереальное, трудновыполнимое условие в настоящем или будущем.

If it rains tomorrow,

we won’t go .

If + Past Simple

would/could/might + Infinitive

If it didn’t rain ,

Ситуация нереальна – речь идет о прошлом

We should/could go out.

If + Past Perfect

would/could/might + have+V 3

If it hadn’t rained yesterday,

We should have gone out.


Verb form

Past Simple/Past Progressive

I wish I were at sea now.

Would+Infinitive

I wish I had bought that nice dress.

Cожаление о чем-то, что совсем не такое, как нам хотелось бы. (относится к настоящему)

Как бы мне хотелось сейчас быть на море.

Жаль, что я не купила то красивое платье.

Сожаление о чем-то в прошлом

I wish he would come to the party tomorrow.

Как бы мне хотелось, чтобы он прише л на вечеринку завтра.

Мы хотим, чтобы что-то случилось или изменилось. Обычно говорящий не ожидает, что это произойдет.


Conditionals Quiz

  • What would you do if it (rain) on your wedding day?

What would you do if it rained on your wedding day?

  • If she comes, I (call) you.

If she comes, I will call you.

  • What will you do if you (fail) the history exam?

What will you do if you fail the history exam?

  • If they had not (take) the car, I would have driven you.

If they had not taken the car, I would have driven you.


  • If it snows , (will) you still drive to the coast?

If it snows, will you still drive to the coast?

6. He would have (go) with you if you had asked him.

He would have gone with you if you had asked him.

  • If I won a million dollars, I (buy) my own airplane.

If I won a million dollars, I would buy my own airplane.

  • If I forget her birthday, Andrea (get) upset.

If I forget her birthday, Andrea gets upset.

  • Jacob will pick you up at school if it (rain) .

Jacob will pick you up at school if it rains .

рисует его? Как относятся к Матрене ее сестры, соседи?

- Главной героине противопоставлен брат ее покойного мужа, Фаддей. «Черный», автор

семь раз употребляет этот эпитет, рисуя портрет этого героя, противопоставляя его облик

светоносности Матрены с ее лучезарной улыбкой. Жизнь Фаддея тоже была по- своему

изломана бесчеловечными обстоятельствами, но, в отличие от Матрены. Он затаил злобу на

судьбу, вымещая ее на жене, сыне. Корысть, жажда захватить участок для дочери

заставляют его разрушить дом, который он сам когда- то строил. Его скаредность

становится причиной трагедии, случившейся с Матреной. (Дети объясняют значение слова

«скаредность»).

Открытый конфликт в рассказе отсутствует ибо характер Матрены исключает конфликтные

отношения с людьми, но противостояние двух нравственных систем очевидно:

традиционной народной нравственности с ее соборностью, незлобивостью

противопоставленаразъедающая людей потребительская мораль, человеческая алчность и

зависть. Они- то и губят героиню рассказа. Для Матрены добро –неспособность к злу,

любовь и сострадание, а для мужниной родни, соседей, сестер –желание урвать то, что

плохо лежит, отнять у ближнего. В этом видит Солженицын сущность того духовного

кризиса, который поразил Россию.

В чем философский смысл названия рассказа? Как сначала автор назвал свое

произведение? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как

первоначально было названо произведение, почему изменено название, в чем их

идейный смысл).

Погибает хозяйка –разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь

крепила Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала жизнь

трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она

умела ценит добро и красоту (отношение к Игнатичу, природе, музыке –найти и зачитать

из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрена умела противостоять злу и

насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана

лжи, который хранит сокровища народно духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она

сумела жить не по лжи.

В чем же видит писатель истинное величие простого человека? В чем

жизнеутверждающее начало рассказа?

- В основе истинного величия, как писал когда -то Л.Н. Толстой, - «простота, добро и

правда». В поисках «нутряной» России герой не находит «идеального народа», но находит

личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей, увы, утрачивает,

но без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша –личность праведника.


ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока: урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
  • музыкальное сопровождение;
  • памятка по созданию литературного образа героя;
  • печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

Человека, - снова ответил Демосфен.

Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Чело-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока

Работа с эпиграфом (записать на доске ).

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

А что такое эпиграф? Для чего он нужен? (Эпи́граф (от греч. επιγραφή - «надпись») - цитата , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

Словарная работа – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои . И судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

(На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа, во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца ? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения

План анализа образа литературного героя


1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:

1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер ; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности
внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

Образец таблицы

№ п/п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Портрет как способ создания характера.

Речь как способ создания характера.

Отношение к православной вере

Жизнь и быт Матрены.

Отношение окружающих к героине.

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы . Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова .(музыка села)

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется первая колонка таблицы)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

По каким христианским заповедям живет героиня?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

(Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

Родные,

Соседи,

Правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. (музыка метели и зимы)(стр.271)

Инсценирование эпизода.

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником. . Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей». (Слова из текста зачитать стр.270)

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, »(стр.276) - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Читаю сама финала рассказа.(стр.282-283)

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника » Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.

Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в таблице?)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.
О.Мандельштам

Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. Задание.

9. Дом. задание вы получили; ответственные в группах оценивают работу своего коллектива, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока. (музыка села)

Релаксация.


Действия рассказа Александра Солженицына разворачиваются в 50-ые годы 20 столетия в далекой от цивилизации российской деревушке. Это были времена тоталитарного режима, когда на долю простого народа выпало немало трудностей.

Главная героиня произведения – Матрёна, простая добрая женщина, которая является примером праведного человека, не изменяющего своим принципам.

Судьба Матрёны – это художественное отображение трагической судьбы многих русских женщин 20 века. Героиня пережила войну, потеряла любовь и всех своих детей. К тому же, в старости ее мучила какая-то болезнь. Но, тем ни менее, женщина не озлобилась, а наоборот еще больше стремилась сделать людям больше добра. Это яркий пример праведного поведения: когда человек отдает многое, не получая ничего взамен.

Матрёна живет по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Она всегда помогает односельчанам, когда ее просят. Но взамен она получает лишь насмешки. Почему же окружающие не понимают героиню? Причина кроется в разности мировоззрения.

– добрая душа, скромная работящая женщина. Она не считала свои поступки значительными и не ждала за них благодарности. Когда надо было, к примеру, помочь соседке вскопать огород, то она бежала к ней, забыв даже о болезни. О деньгах не шло даже и речи, Матрёна не требовала их ни от кого, хотя в них имела нужду. Вот это и есть настоящее бескорыстие!

Однако окружение главной героини – это в основном люди выродившиеся, расчетливые и лишенные сострадания. И поэтому они не могут понять, что бескорыстие Матрёны – это проявление высокой духовности. Для них бескорыстие – это всего лишь проявление глупости, наивности.

Взаимоотношения окружающих с Матрёной носят практичный негуманный характер. Они просто используют доброту героини, при этом насмехаясь над ее бескорыстием.

Особенно ужасно поступает с Матрёной ее бывший возлюбленный Фаддей. Когда-то они хотели пожениться, но их разлучила война. В деревне думали, что пропал без вести – и поэтому через время Матрёну сосватали за его младшего брата Ефима. Однако оказалось, что мужчина жив и вернулся в родную деревню. Узнав о свадьбе брата и любимой, он озлобился - и женился на другой женщине с таким же именем - Матрёна. Свою жену он не любил и часто избивал.

К первой Матрёне у него остается интерес, но тоже корыстный. Он требует отделить ему от ее избы горницу, чтобы отдать дочери Кире, которую Матрёна воспитывала когда-то как родную. Старику наплевать на то, что изба может разрушиться, ведь он жаждет получить для себя выгоду.

Взаимоотношения Матрёны и окружающих носит практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны.

И все-таки есть в рассказе человек, который понимает Матрёну – это . Он такой же одинокий и неприкаянный, как и она. Придя однажды в ее двор, Игнатьич осознает, что нашел то укромное место, где душе будет спокойно. А в лице Матрёны он увидел понимающего собеседника.