Инф. технологии

Персонажи комедии дель арте. Итальянская комедия дель арте

Pantalone , фр. Pantalon ) - персонаж-маска итальянской комедии дель арте , носящий длинные красные штаны (панталоны). Представляет северный (или, венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином , Бригеллой и Доктором . Прообразы маски Панталоне можно встретить в античной комедии (πάπος в Греции , Papus и Casnar в Риме), а также в итальянской новелле Эпохи Возрождения .
  • Происхождение: венецианец со своим типичным диалектом.
  • Занятие: старик-купец, богатый, почти всегда скупой.
  • Костюм: Панталоне носит очень узкие красные штаны (pantalons), короткий жилет-куртку того же цвета. Он носит шерстяной колпак и длинный чёрный плащ, обут в жёлтые домашние туфли. Он носит седые усы и узкую седую бородку.
  • Маска: его маска красного или коричневого (землистого) цвета, она закрывает половину лица; у него длинный, «орлиный» нос, серые усы и острая бородка, что должно производить особый комический эффект, когда он разговаривает.
  • Поведение: Панталоне, как правило, является центром интриги, и, как правило, всегда остаётся жертвой кого-либо, чаще всего Арлекина, его слуги. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Это человек похотливый, безнравственный, он страстно добивается любви юных красавиц, но всегда терпит неудачу. Его походка - это походка старика, он ходит с немного кривой спиной. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом.

Витторе Карпаччо,
Венецианские купцы , 1495 год

См. также

Литература

  • L. Moland, «Moli ère et la comé die italienne», Париж, 1867.
  • Klein , «Geschichte des Drama’s», т. IV, Лейпциг, 1866.
  • A. Веселовский , «Старинный театр в Европе» Москва, 1870.
  • Ad. Bartoli, «Scenari inediti della commedia dell" arte»,Флоренция , 1880.

Источники

  • А. К. Дживелегов , «Итальянская народная комедия», Москва, 1954.
Синонимы :

Смотреть что такое "Панталоне" в других словарях:

    Итальянские народные комедии, а также одно из постоянных действующих лиц в них, влюбленный глуповатый старик, над которым все потешаются и котор. постоянно попадает в глупое положение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 персонаж (103) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    1) один из самых любимых типов народной, устной итальянской комедии и фарса. Как вообще нар. комедия в Италии была наследницей искусства древнеримских ателланов, так, в частности, П. латинск. Pappus в новом освещении. Чисто народный театр… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Панталоне, рисунок Мориса Санда, 1860. Панталоне (итал. Pantalone, фр. Pantalon) персонаж маска итальянской комедии дель арте, носящий длинные красные штаны (панталоны). Представляет северный (или, венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином … Википедия

    Сцена из представления комедии дель арте. XVI век … Википедия

    Сцена из представления комедии дель арте. XVI в. Итальянская комедия в Париже. XVII в. Фарсовая сцена. XVII в. Комедия дель арте (итал … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Карнавал (значения). Карнавал Жанр телефильм Режиссёр Евгения Попова Автор сценария Константин Сергеев … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса Турандот. Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате, перед зданием театра Вахтангова. «Принцесса Турандот … Википедия

Книги

  • Сказки для театра. Полное издание в одном томе , Гоцци Карло. Карло Гоцци (1720 - 1806), знаменитый итальянский поэт и драматург, прославился тем, что воскресил традиционную итальянскую комедию масок, написав ряд сказочных пьес, которые назвал…

Комедия дель арте (commedia dell’arte) или комедия масок, — импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 века и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.

Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи — некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму — и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру.

В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии».

Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль — несмотря на жесткие типажные рамки — бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления. Число масок, появлявшихся в комедии дель арте чрезвычайно велико — более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.

У комедии дель арте было два основных центра — Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток.

По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска — Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры).

Предлагаем взглянуть на красочную галерею персонажей итальянской комедии дель арте:

Слово из 9 букв, первая буква - «П», вторая буква - «А», третья буква - «Н», четвертая буква - «Т», пятая буква - «А», шестая буква - «Л», седьмая буква - «О», восьмая буква - «Н», девятая буква - «Е», слово на букву «П», последняя «Е». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Над шапками кустарника дерево плывёт. На чьей же голове оно уютно так растёт? Откроет нам поляна лесного великана. Показать ответ>>

Надели коняшки Морские тельняшки. Показать ответ>>

Надену - ободом сведёт, Сойму - змеёй упадёт, Тепла не даёт, А без него холодно. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайный анекдот:

В полном автобусе едет укуренный наркоман и орет:
- Кто потерял 10 рублей?
Тишина. Он опять:
- Кто потерял 10 рублей?
Старая бабуся:
- Это я, наверное, сынок.
- Ну, а че сидишь, ищи давай!

Ещё анекдоты>>

Знаете ли Вы?

Борода - вполне закономерный для мужчин орнамент, а по-научному - третичные волосы. Первичные - это те, которые закладываются в зародышевой жизни и позднее исчезают. Вторичные представлены, к примеру, волосами на голове, ресницами, а третичные - это волосы на теле, борода и усы. Причем последние - лишь у лиц определенного пола. Третичные отличаются не только названием, но и диаметром. У волос на голове он равен 0,06-0,08 миллиметра, а у бороды - в два раза толще.

25 января 1761 года в венецианском театре «Сан-Самуэле» состоялась премьера спектакля «Любовь к трём апельсинам» – первой и самой прославленной театральной сказки, или фьябы (ит. «сказка»), Карло Гоцци. Всего с 1761 по 1765 г. их будет создано десять: за «Любовью к трём апельсинам» последуют «Ворон» (1761 г.), «Король-олень» (1762 г.), «Турандот» (1762 г.), «Женщина-змея» (1762 г.), «Зобеида» (17бЗ г.), «Счастливые нищие» (1764 г.), «Голубое чудовище», «Зелёная птичка» (1765 г.) и «Зеим – король духов» (1765 г.).

Из комедии масок пришли непременно присутствующие в каждой пьесе Гоцци Панталоне, Тарталья, Бригелла и Труффальдино. Правда, лишь Труффальдино в исполнении Антонио Сакки оставался таким же, каким его привыкли видеть зрители комедии дель арте, – простодушным и плутоватым, веселым шутом, смешившим публику трюками и остротами. Показательно, что его роль почти никогда не прописывалась до конца.

И чем дальше, тем меньше оставалось в этих персонажах от привычных зрителям Панталоне, Тартальи и Бригеллы. К тому же в подобных необычных, несвойственных им обстоятельствах они лишались простора для импровизации. Иными словами, Гоцци, провозгласивший возврат к старой комедии масок, нарушил принцип, лежавший в самой её основе. Одна только «Любовь к трём апельсинам» так и осталась в виде сценария, который драматург потом схематично записал «по воспоминаниям». В остальных пьесах все роли были тщательно прописаны. Персонажи комедии масок постепенно превращались во вполне жизненные характеры со своими бытовыми чертами – следовательно, парадоксальным образом сближались с персонажами Гольдони.

В одной из самых знаменитых фьяб – «Турандот» – героиня, давшая клятву никогда не выходить замуж, заставляет всех женихов ломать голову над придуманными ею загадками, а неотгадавших приказывает казнить. Когда же появляется принц, который справляется с задачей, она прибегает к множеству новых ухищрений, лишь бы не признавать своего поражения и не покоряться мужчине, хотя бы даже и милому её сердцу.