Психология

Почему моцарта похоронили в общей могиле. Материал о похоронах моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Случилась эта трагедия 5 декабря 1791 года. В 00.55 остановилось сердце величайшего композитора и музыканта человеческой цивилизации Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Знаменитый австриец умер в самом расцвете своих творческих сил. За полтора часа до полуночи он потерял сознание и встретил фатальный конец в беспамятстве. На момент смерти ему было 35 лет и 10 месяцев.

Этот талантливейший человек начал сочинять музыкальные произведения в 6-летним возрасте. Творческая деятельность продолжалась почти 30 лет, но богатства она не принесла. Объясняется это низким социальным статусом музыкантов, живших в XVIII веке. За шедевры им платили копейки. Ситуация изменилась лишь в следующем столетии, когда композиторы стали по-настоящему обеспеченными людьми.

Смерть Моцарта в таком молодом возрасте вызвала много кривотолков и слухов, так как болезнь, предшествовавшая кончине, была довольно странной. Вначале у музыканта начали отекать кисти рук и ступни, затем последовали приступы рвоты. Врачи осмотрели больного и сказали, что это острая сыпная лихорадка. Данный диагноз был занесён и в регистрационную книгу, в которую записывали всех умерших в городе Вене.

Вольфганг Амадей слёг в постель 20 ноября. Но родственники посчитали, что причиной заболевания стала напряжённая работа. Было много заказов, над которыми композитор трудился практически, без отдыха. Его одолевали кредиторы, а семья едва сводила концы с концами.

После кончины тело покойника раздулось, а трупного окоченения не наблюдалось. Ткани оставались эластичными, мягкими, что косвенно указывало на отравление. Масло в огонь подлила Констанца - жена композитора. Она заявила, что муж делился с ней подозрениями. Якобы он был уверен, что его медленно и уверенно травят ядом. Давали ему акву-тофану. Этот яд создала в XVII веке итальянская колдунья Джулия Тофина. Сделала она его на основе мышьяка. Смертельная отрава не имела вкуса, запаха, а жертву убивала медленно и незаметно.

Настораживал ещё один факт. За несколько месяцев до болезни к композитору пришёл загадочный незнакомец. Он заказа "Реквием" - траурную заупокойную мессу. Уже попав под влияние болезни, Вольфганг Амадей вдруг подумал, что это музыкальное произведение предназначено для него самого. Изощрённый злоумышленник решил жестоко посмеяться над великим человеком, считавшимся одним из лучших представителей Венской классической школы.

Кому была нужна смерть Моцарта?

Кто был заинтересован в преждевременной кончине композитора? Бытует мнение, что его патологически ненавидел Антонио Сальери (1750-1825). Это был хороший композитор и музыкант. С 1774 года он числился придворным композитором при дворе Иосифа II - императора Священной Римской империи. Среди аристократов Вены он считался лучшим музыкантом.

Это продолжалось в течение 7 лет, пока в город не приехал молодой Вольфганг Амадей. В нём Сальери сразу же разглядел огромный талант, с которым он никогда не смог бы сравниться. Со временем в музыкальных кругах поняли, что Антонио завидует Моцарту чёрной завистью. А тот относился к придворному композитору с откровенным презрением. С учётом этих фактов можно допустить, что Сальери и был тем самым зловещим отравителем.

Однако существует свидетельство Игнаца Москелеса. Этот человек был учеником Бетховена, а тот, в свою очередь, считался учеником Сальери. В 1823 году Москелес посетил старого и больного Антонио в клинике. Тот перед лицом наступающей смерти поклялся, что не имел никакого отношения к отравлению великого композитора и музыканта. Прошёл месяц после этой встречи, и Сальери попытался совершить самоубийство. Врачи объяснили это галлюцинациями, вызванными расстройством психики.

Существует также свидетельство сына Вольфганга Амадея. После смерти отца мальчик стал брать уроки музыки у Антонио Сальери. И однажды учитель якобы произнёс: "Я сожалею, что твой отец умер таким молодым. Однако для всех нас это к лучшему. Если бы он прожил ещё хотя бы 10 лет, то все другие композиторы остались бы без работы".

В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.

Однако завистливый итальянец был не единственным подозреваемым в смерти великого композитора. Существовал ещё один человек - Франц Хофдемель. Он являлся членом масонской ложи и писал музыкальные произведения. Здесь вызывает интерес тот факт, что его жена Магдалина - красивая молодая женщина - брала уроки музыки у Вольфганга Амадея.

Буквально через неделю после его кончины Хофдемель с яростью набросился на свою жену, которая на тот момент была беременной. В руках у Франца была бритва, и он полоснул ею несколько раз по красивому женскому лицу. Порезал жене также руки и горло. После этого покончил с собой. Бедная женщина выжила, а через 5 месяцев на свет появился ребёнок. По слухам его отцом был никто иной как Моцарт.

Для объективности следует заметить, что Вольфганг Амадей частенько влюблялся в молодых женщин. Причём уроки музыки давал только тем особам, к которым испытывал определённые чувства. В то же время многие люди, близко знавшие талантливого композитора, утверждали, что он был беззаветно предан своей Констанце, а с другими женщинами ограничивался лишь ни к чему не обязывающим флиртом.

Доказательством невиновности Магдалины также служит отношение к ней императрицы Марии-Луизы. Та, узнав о трагедии, проявила огромное человеческое участие к изуродованной женщине. Если бы история с отцовством вызвала у императрицы какие-то сомнения, то она бы никогда не окружила Магдалину теплотой, заботой и вниманием.

Похороны великого композитора

Для близких смерть Моцарта стала настоящей трагедией. Скорбная ситуация усугублялась полным безденежьем. Поэтому одного из величайших людей человеческой цивилизации похоронили по 3-му разряду. 7 декабря 1791 года гроб с телом покойного привезли в собор Св. Стефана. Там собралось всего несколько человек, близко знавших усопшего. Говорят, что среди провожающих был и Сальери.

Священник произнёс заупокойную проповедь. Причём перед ним стоял не один гроб, а целых 6. Уже в сумерках гробы погрузили в катафалк, и тот поехал на кладбище Св. Марка, которое находилось примерно в 5 км от собора. Провожающие не последовали за катафалком, так как было темно, холодно, сыро, и шёл мокрый снег. Все гробы опустили в одну общую могилу, и засыпали их землёй. Место захоронения не обозначили ни крестом, ни плитой. Даже не положили камень или палку для ориентира.

Памятник Моцарту Плачущий Ангел

Прошло 50 лет, и люди решили отдать дань уважения величайшему музыканту. Но точное место захоронения найти не смогли. Старых могильных холмиков было очень много, а под каким из них покоился прах композитора, никто сказать не мог. Смогли определить лишь примерный участок, и посадили в этом месте иву. В 1859 году вместо ивы поставили памятник, который получил название Плачущего Ангела. Затем памятник перенесли, но в настоящее время он находится на прежнем месте.

Официальная версия смерти Моцарта

Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз - острая сыпная лихорадка - не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Александр Семашко

Загадка смерти Моцарта

Много загадок таит судьба Моцарта. Загадочна сама его смерть, которую до сих пор многие считают насильственной. Подозрительная болезнь, зловещие предзнаменования, скоропостижная кончина и жалкое погребение в общей могиле для бездомных нищих — все внушало подозрения, рождало массу вопросов, не имевших вразумительных ответов. Почему на похоронах божественного Моцарта отсутствовали его друзья и верная жена Констанца? Эта загадка вот уже два столетия не дает многим покоя. Некоторые исследователи биографии В. А. Моцарта утверждают, что вся его жизнь — от рождения до могилы — это «сманипулированная судьба». Жизнь музыкального гения с самого начала была запрограммирована и находилась во власти рокового числа: его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездии Водолея... И, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 - опять-таки чистая восьмерка... И все это случай? С трудом верится. Моцарт, без сомнений, был человеком незаурядным, а всякий незаурядный человек выполняет миссию, назначенную ему свыше. Когда он ее выполнил, то в этом обличье на Земле ему уже делать не-чего. И провидение выбирает для него другую телесную оболочку, иную участь, новую миссию. Так было с Наполеоном и многими другими. Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти...

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех.

Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами... Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта - в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства.


Моцарт с сестрой и отцом под портретом матери.

Итак, загадки Моцарта...

Загадка 1. Моцарт жил в нищете

Современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения - его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта "Похищение из сераля" имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: "У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги?" И Моцарт ответил: "Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей..." Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством.

Дети Моцарта: Карл Томас (справа) и Франц Хавьер (слева). 1798. Худ. Х.Хансен. Музей Моцарта. Зальцбург.

Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова... Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество "вышло из моды", композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Констанция Моцарт, урожденная Вебер.

Констанция Моцарт, в девичестве Вебер. 1789-90. Хантерианский художественный музей. Глазго.

А еще он первым пустился в настоящий «гастрольный чес». Из своих 35 лет десять (!) он провел в карете. Зарабатывал на наши деньги чуть ли не 200 тысяч долларов в год. Но все тратил! Чуть не разорился набатистовых рубашках. В дешевых льняных ему неловко было давать уроки знатным ученицам. А тончайший батист рвался после двух-трех стирок. Ну не хватало человеку на представительские расходы! Он брал в долг, часто не отдавал (даже убегал в другой город!), чем сильно подпортил свою «кредитную историю». Потому и умер в бедности - никто уже не занимал ему денег.

Моцарт - Рыцарь Золотой шпоры. 1777. Неизвестный художник.

Загадка 2. Кому понадобилась смерть Моцарта?

Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Хорошо известно, что и сам Моцарт был убежден в близкой кончине, и впервые сказал об этом жене Констанце за несколько месяцев до своей смерти. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем в черном плаще и маске, ночью постучавшимся в дверь, - это смертный приговор, и предназначен он для его собственных похорон, однако все же сел за клавир.

Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей.

Но кому понабилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала.

Главным подозреваемым в смерти Моцарта был Антонио Сальери. Эти слухи получили еще большее pac п po странение после попытки самоубийства, предпринятой им в в 1823 году, и распространения сведений о его признании на исповеди. Хотя еще осенью 1791 года, когда Моцарт слег, Антонио Сальери уже открыто обвиняли в том, что это он отравил Моцарта, тем более, что они, несмотря на взаимные уверения в дружбе, были тайными соперниками.

И все же будем помнить, что итальянец Сальери в 1774 году получил место композитора при дворе императора Иосифа II . Кто должен был испытывать зависть: он — богатый, обожаемый венской публикой лейб-капельмейстер, или вечно нуждающийся в деньгах новичок Моцарт, появившийся в имперской столице на семь лет позже? Сальери сделал головокружительную карьеру. Дирижер итальянской оперной труппы в Вене, которая стала ему второй родиной, один из основателей Венской консерватории, он в течение нескольких десятилетий оставался в центре музыкальной жизни Европы. Именно с ним связана слава венской оперы. Произведения Сальери обошли почти все оперные театры мира, ставились и в Петербурге. К тому же в числе его учеников были такие титаны, как Бетховен, Шуберт. Лист. Они просто боготворили его, называли не иначе, как отцом композиторов». Антонио Сальери незачем было бояться своего соперника. Слава Моцарта пришла к композитору, главным образом, после его кончины. А до этого момента он был известен как гениальный музыкант-исполнитель и сочинитель. Поэтому Сальери мог спокойно почивать на лаврах. И не было у Сальери никаких оснований покушаться на жизнь Моцарта.

Как же случилось, что именно этот человек был обьявлен после своей смерти интриганом, злым завистником и убийцей? Мог ли он завидовать Моцарту, ведь у преуспевающего Сальери была такая слава, о которой Моцарт и не мечтал? Его обожали и публика, и императорский двор. Его признала вся Европа. Опера Сальери «Тартар» шла при переполненных залах, а поставленный следом моцартовский «Дон Жуан» - провалился. И таких примеров можно привести достаточно. Так неужели этот самовлюбленный музыкант, да к тому же итальянец (музыка тогда считалась профессией итальянцев), мог позавидовать какому-то неудачнику, да к тому же немцу Моцарту. Оказывается, что основания для зависти все же имелись: Сальери и Моцарт были художниками разного ранга: талант и гений. Просто таланту в жизни повезло намного больше, чем гению, что, кстати, бывает очень часто. Сальери мог завидовать только виртуозности Моцарта, а Моцарт, по слухам, с презрением отзывался о придворном композиторе, поэтому зависть проявлялась здесь с обеих сторон. Правда, обычно зависть находит выход не в бокале с ядом, а в клевете. Жертвой ее и стал Сальери. И, надо признать, она отравила ему существование.

После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта «но поистине отравил ему жизнь интригами».

В 1823 году ученик Бетховена Игнац Москелес навестил уже старого и больного Сальери в одной из загородных клиник. Говорить он мог только отрывочными предложениями. Музыкант отвергал свою причастность к смерти коллеги. Ценой мучительных усилий он произнес:

В этом абсурдном слухе нет ни слова правды, клянусь честью... Передайте миру... старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это.

К тому же в письме к жене Констанце от 14 октября 1791 года, то есть за полтора месяца до смерти, Моцарт пишет, что по его приглашению Сальери побывал на спектакле «Волшебная флейта», очень внимательно прослушал оперу и заявил, что никогда не видел «более прекрасной постановки». Это говорит о том, что отношения между соперниками явно смягчились.

В майские дни 1997 года в Милане, главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. В свидетели с обеих сторон пригласили знаменитых врачей. Итак, через двести с лишним лет Антонио Сальери был оправдан «за отсутствием состава преступления».

Одним из самых оригинальных доводов защиты был такой: будь Антонио Сальери патологическим завистником, мир бы прежде времени лишился и других великих композиторов: Бетховена, Листа, Шуберта, чей гений не меньшего масштаба, чем у Моцарта. Почему же он не заставил замолчать и их? Напротив, Сальери усердно передавал им секреты музыкального мастерства, более того, прославлял их творчество.

Нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист...

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц Моцарта. Через несколько дней после смерти композитора Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей.

Уже в наше время видный швейцарский медик Карл Бэр, скрупулезно изучив все имеющиеся факты и свидетельства, собранные врачом Моцарта Клоссе, назвал поставленный им диагноз «любительским». Собственно, в современной медицине даже нет такого понятия, как «острая сыпная лихорадка». Вся симптоматика, по мнению Бэра, указывает на суставной ревматизм. С этим согласился и профессор Дэвис, опубликовавший подробный анализ истории болезни композитора. Гений с детства страдал тонзиллитом, перенес тиф, ветрянку, бронхит и гепатит А. Однако ключевым моментом стало стрептококковое поражение верхних дыхательных путей. Последствия перенесенной инфекции проявились после переезда в Вену, когда Моцарт тяжело занемог: симптомы суставного ревматизма сопровождались приступами рвоты.

Непосредственной же причиной смерти композитора стало сочетание стрептококковой интоксикации, подхваченной в разгар эпидемии, и почечной недостаточности. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг стали последним аккордом.

Незадолго до полуночи Моцарт потерял сознание. 5 декабря 1791 года сердце композитора, не дожившего два месяца до своего 36-летия, замерло навсегда. Дэвис полагает, что почечная недостаточность могла вызвать бредовое состояние, что и привело умирающего к мучительным мыслям об отравлении.

Загадка 3. Почему его похоронили в общей могиле и забыли, где именно?

На этом, казалось бы, можно поставить точку в деле о таинственной кончине величайшего композитора XVIII столетия. Но как быть с загадкой странных, постыдных похорон? А хоронили его с необычайной торопливостью, можно сказать, по-воровски, чтобы скрыть даже факт смерти музыкального гения, не проявив элементарного уважения. Тело его даже не внесли в собор, а прощальный обряд наспех совершался у капеллы св. Креста, прилегающей к передней стенке храма. Причем отпевали Моцарта уже на следующий день после смерти.

Прижизненный портрет Моцарта

В Вене, помнящей эпидемии чумы, тогда были такие правила. Только очень богатые и знатные люди могли рассчитывать на индивидуальные похороны. С остальными прощались вцеркви, и все. И за гробом никто не шел. Хоронили по пять человек в одной могиле, памятники ставили не сверху каждому, а всем вместе у входа на кладбище.

Не поставили памятника? Но его и не полагалось на общих могилах, поскольку участки использовались многократно. И нет ничего странного в том, что место захоронения великого композитора неизвестно — могилы нищих перекапывались каждые семь лет.

Немудрено было Моцарта потерять... Остаются вопросы к его вдове Констанции: почему она место не запомнила? А она пришла туда аж через 17 лет - и не нашла ничего. Чего так долго шла? Есть такая версия: она «раскрутила» Моцарта посмертно. Случайно запустила первую в истории «утку»: мол, отобедал муж с Сальери и умер. Резонанс был мощный.

Констанция на этой волне начала продавать рукописи мужа и, говорят, умерла очень не бедной женщиной. И вдовой гения!

Констанция Моцарт

Итак, легенда -

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков... На кладбище его провожал один-единственный человек... Вдова отказалась прийти на похороны... Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение... Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А "скупой" ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Последний, неконченый портрет Моцарта за фортепиано в его венской квартире. 1789. Худ.Й.Ланге.

Прошлое готово напомнить о себе в любую минуту. Совсем недавно в Америке каким-то чудом отыскались ноты двух ранее неизвестных пьес Моцарта. Дотошным музыковедам посчастливилось обнаружить имя Вольфганга Амадея Моцарта, зашифрованное нотными знаками. Вот уж поистине сенсационная находка!

Так нежданно-негаданно порой возвращается давно минувшее, а смерть облекается ореолом бессмертия...

Центральное кладбище в Вене или кладбище святого Марка уже давно и прочно вошло в список достопримечательностей города и места, обязательного к посещению. Сюда стоит поехать по многим причинам. Во-первых, месторасположение. 11-й округ Вены – смесь турецкого и арабского колорита на европейском фоне. Маленькие китайские магазинчики, наполненные мишурой, могут порадовать какой-нибудь сувенирной безделушкой.

Во-вторых, кладбище является вторым по величине в Европе. Приведу лишь цифры – 3 миллиона захоронений. Это место уже давно превратилось в огромный парк со старыми могучими деревьями, ровными дорожками, посыпанными гравием, полянками, клумбами, с разгуливающими косулями, прыгающими белками. В-третьих, здесь лежат очень почтенные люди, знаменитые на весь мир.

Таким образом, даже если вы не тафофил (любитель кладбищ), стоит сюда заглянуть. У центральных ворот №2 можно получить отпечатанную план-карту. На большом стенде по участкам расписаны захоронения – еврейские, буддистские, католические, православные, болгарские, сербские и многие другие. Места хватает всем вне зависимости от религиозных убеждений, рода занятий и национальности.

Музыкальная аллея

Самые живописные памятники находятся вдоль главной аллеи. На участке композиторов можно стоять около каждого памятника, любоваться скульптурами, здороваясь с каждым. Здесь и Людвиг Бетховен с красивой золотой пчелкой (символ масонов) на обелиске. Как не вспомнить, что в день похорон этого великого человека в Вене были закрыты все учебные заведения в знак почтения к композитору. За его гробом шли двести тысяч человек. Здесь же рядом и могила Иоганна Брамса. И другого Иоганна – Штрауса, которого венцы окрестили королем вальсов. И Штрауса-отца. В самом центре этого участка находится символическое захоронение Моцарта. Ведь когда-то он был брошен в братскую могилу для нищих. Поэтому точное место неизвестно.

Иногда здесь можно попасть на концерт, ведь сюда часто приходят музыканты поклониться учителям и кумирам. Поэтому Венское кладбище называют «музыкальным» кладбищем Европы.

Кстати, могила Сальери тоже на этом кладбище, только находится у одной из оград.

Иногда по кладбищу ездит автобус, развозит по участкам. Но можно передвигаться и на фиакрах. Достаточно заказать экскурсию. Выглядит весьма романтично. Катится по кладбищу фиакр, возничий (или как его назвать, не знаю) машет кнутом, показывая по сторонам.

Православная часть

На кладбище есть и небольшая Православная Церковь. Вокруг могилки с русскими надписями, с «ятями». Лежат себе рядком целые семейства.

По кладбищу гуляют не только туристы, но на аллейках можно встретить и целые семейные группы. Воздух здесь чист, на ветвях распевают птицы, белки, сидя на мраморных или гранитных плитах, чинно грызут орешки. Готовые зарисовки к сельским пасторалям.



ОТ ОБЩЕЙ МОГИЛЫ ДО МЕМОРИАЛЬНОГО КЛАДБИЩА

На Центральном кладбище Вены погребены многие знаменитые ж В углу кладбища святого Марка установлен памятник

композиторы. Слева направо - могилы Бетховена, Моцарта и Шуберта. Моцарту - статуя плачущего ангела.

Захоронение в общей могиле

Миновало уже более двух веков со дня смерти Моцарта, но не иссякает поток посетителей, приходящих к его могильным памятникам на кладбище святого Марка и Центральном кладбище Вены. Однако останки Моцарта не покоятся ни под статуей плачущего ангела на кладбище святого Марка, ни под могильным камнем на Центральном кладбище, где похоронены многие известные композиторы, художники и писатели. Место, где на самом деле похоронен Моцарт, до сих пор остается неизвестным.

Хотя Моцарт был известным музыкантом, его похороны были скромными. Никто не пришел проститься с ним, за исключением, кажется, Сальери и Зюсмайера. После похорон на его могиле не установили даже простой деревянный крест.

Такими убогими похороны Моцарта были вовсе не потому, что он умер в нищете или был забыт своими прежними поклонниками. В те времена именно так обычно хоронили простых горожан, а пышными бывали только похороны аристократов. Моцарт же к их числу не принадлежал.

шено перенести на одно место пять венских кладбищ. Новое кладбище назвали «Центральным». На нем имеются так называемые «почетные могилы», где хоронят знаменитостей - политиков, ученых, художников, писателей и, конечно же, композиторов. Есть среди них и надгробие Моцарта: оно расположено между погребениями Бетховена и Шуберта, неподалеку от могилы Сальери.

Однако в отличие от остальных захоронений могила Моцарта пуста. Зная об этом, многие почитатели композитора отправляются на кладбище святого Марка, где в 1870 году в честь Моцарта был воздвигнут знаменитый памятник - статуя плачущего ангела.

Точное место погребения Моцарта до сих пор не установлено, но память о нем многочисленных поклонников его таланта - самый лучший памятник «солнечному гению» музыки.

Известно, что умерший за четыре года до Моцарта композитор Глюк удостоился торжественных похорон, но тот был придворным композитором Иосифа II в течение долгого времени.

По-настоящему громкая слава настигла Моцарта сразу же после его смерти. На девятый день после смерти Моцарта, 14 декабря 1791 года, на заупокойную мессу в память о композиторе собрались тысячи жителей Праги. В Вене с огромным успехом продолжала идти «Волшебная флейта», а вскоре эту оперу поставили во многих других городах, включая Прагу, Берлин и Гамбург.

На волне успеха «Волшебной флейты» возобновились постановки других опер Моцарта, а издатели наперебой начали печатать ноты его произведений. Спустя три года после смерти Моцарта его имя прогремело по всей Германии, а в XIX веке слава композитора распространилась по всей Европе.

мемориальная могила