Почему Софья полюбила Молчалина?
Героиня которая нарушает нравственные основы.
Соединив в комедии "Гоу" черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие.
Не зря Гончаров отметил и оценил в Софье "черты характера живого и реалистического". У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья - "мудрая". Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки ("Счастливые часов не наблюдают"). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.
Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях.
Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: "Я вас без памяти люблю". Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает ("Ей сна нет от французских книг"), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).
Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: "возьмет он руку, к сердцу жмет…". Именно так ведут себя герои французских романов.
Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести.
Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма - непонимание одного героя другим. В пьесе "Гоу" каждый герой составляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…
Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: "Да этакий ли ум семейство осчастливит?" Поэтому Г-дов так писал о своей героине: "Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".
В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении "женского страха и стыда": А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: "Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!" Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья - нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.
В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?" Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: "Не продолжайте, я виню себя кругом". Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.
Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе "Евгений Онегин" писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои, которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода "горе от ума", если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.
Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь - сокровенное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни - о любви. Гончаров писал, что в Софье "есть сильные задатки недюжинной натуры". И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке "черты характера живого и реалистического". Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.
В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов поднимает тему противостояния просвещенной личности целому обществу праздных и невежественных людей, олицетворяющих высший свет. Этот конфликт сродни вечному спору отцов-консерваторов с прогрессивными детьми, поэтому во все времена он будет вызывать живой интерес.
В комедии четко выражены две противоборствующие стороны, но есть и неоднозначные персонажи, не наделенные на первый взгляд пороками фамусовского общества. К таким героям относится не лишенная положительных качеств Софья.
Подруга детства Чацкого воспитана и умна, герой питает к ней нежные чувства, но девушка предпочитает честному и порядочному Чацкому хитрого льстеца Молчалина. Как можно объяснить выбор Софьи?
Автор выстроил сюжет таким образом, чтобы конфликт выглядел острее. Он показывает читателю разницу во взглядах молодых людей, воспитывавшихся в доме Фамусова. Между повзрослевшими Софьей и Александром заметны существенные различия. Девушка воспринимает их былые отношения как юношескую влюбленность, ее идеалы изменились. Теперь она подражает отцу и желает повелевать. Дворянку умиляет перспектива стать покровительницей безвольному Молчалину, который ходит «на цыпочках и не богат словами». Он ниже Софьи по положению, поэтому желание заиметь «мужа-мальчика, мужа-слугу» раскрывает в девушке типичную представительницу столичного общества. К финалу произведения страдания Чацкого лишь усиливаются, ведь к конфликту социальному добавляется еще и неразделенная любовь.
Мне кажется, Софья охладела к Чацкому не только из желания повелевать покорным Молчалиным. Сказалась и девичья обида, ведь Александр странствовал в течение трех лет и не прислал ни одной весточки. Долгая разлука лишила ее привязанности и в этом есть вина самого героя. Если бы Чацкий все это время находился рядом, возможно, его влияние пересилило бы отцовское начало в душе возлюбленной. Но о чем могла думать девушка, когда молодой человек неожиданно отправился в неизвестном направлении и не давал о себе знать?
Думаю, Софья выбрала послушного Молчалина за покладистый характер. Она ошибочно приняла хитрость и угодливость за доброту и скромность. Видно, что она любит не столько кавалера, сколько созданный ее чувствительным воображением идеал. А желание иметь покорного и удобного супруга лишний раз доказывает, что Софья – достойная дочь своего отца и является частицей его общества.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -
Соединив в комедии «Горе от ума» черты классицизма и реализма, Грибоедов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных положительных персонажей, перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие. Так, Гончаров отметил и оценил в Софье «черты характера живого и реалистического».
У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья означает «мудрая». Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки («Счастливые часов не наблюдают»), Софье в комедии отведена непростая роль. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость. Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее.
Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: «Я вас без памяти люблю».
Софья умна по-своему, она много читает («Ей сна нет от французских книг»), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе). Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем девушка вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: «возьмет он руку, к сердцу жмет...» Именно так ведут себя герои французских романов.
Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время он не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести. Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма.
Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, плохо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник говорит:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...
Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. Софья просто хочет быть счастливой в семейной жизни. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли «мужа-мальчика, мужа-слуги». Она отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независи
мый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий не подходит на эту роль: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» Поэтому Грибоедов так писал о своей героине: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку». В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении «женского страха и стыда»:
А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх, и стыд, -
За двери прячется, боится быть в ответе.
И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: «Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!» Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья - нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения. В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: «Не продолжайте, я виню себя кругом». Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки.
Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Она спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина. Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
У Грибоедова все герои, которые следуют недостойной цели в жизни, терпят крах. Но жизнь идет не по плану.
Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике и о самом главном в жизни - о любви. Гончаров писал, что в Софье «есть сильные задатки недюжинной натуры». И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке «черты характера живого и реалистического». Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.
История любви Чацкого к Софье занимает в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» не главное, но, безусловно, важное место. Эта история вводит читателя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия и многое объясняет, так как история конфликта Чацкого с московским дворянством и история его несчастливой любви тесцо переплетаясь, соединяются в единую сюжетную линию.
Чацкий вырос в доме Фамусова, с детства он воспитывался и учился вместе с его дочерью - Софьей. Именно Софью он считает своей единомышленницей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебала в нем «ни даль», «ни развлечения, ни перемена мест» (мы знаем, что Чацкий был на военной службе, три года провел за границей). Чувство его настолько искреннее и горячее, что, возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой, и при первом же свидании объясняется ей в любви.
Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», общие воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал...». «Веселость ваша не скромна, ... вы желчь на всех излить готовы...», -обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «...ужасного расстройства».
Однако характер Софьи, сложный и противоречивый, в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привыкла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей Вселенны? Смешно - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят», - говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности, но она горда, она не выносит притворства, для нее невозможно «любезничать сквозь слезы».
Софья получила хорошее образование, от природы она наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положительные черты ее характера не могли должным образом развиться в Фамусове ком обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.
Сон Софьи очень помогает разобраться в противоречивости ее характера, он как бы содержит формулу ее души и своеобразную программу действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «...и вкрадчив, и умен,"ио робок...», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и без- роден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольного...».
«Зачем же вы его так коротко узнали?» - спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвечает: «Я не старалась, бог нас свел. Смотрите, дружбу всех он вдоме приобрел...», «уступчив, скромен, тих», «влице ни тени беспокойства», «и надуше проступков никаких», - перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника - «вот я за что его люблю». Софья полюбила Молчалина еще и потому, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Вот она и выбирает того, кто больше всего подходит для этой роли.
Однако, нельзя сказать, что Софья ослеплена. Она способна оценить избранника здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума...». Но «...этакий ли ум семейство осчастливит?» - рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любому поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?
Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом своей души ему противостоит. А вот Молчалин, который любит Софью «по должности», «принимает вид... любовника» «...в угодность дочери такого человека..., который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных», старательно используя свой образ подхалима, не смеющего «свое суждение иметь».
Софья еще так молода, так неопытна, но «задатки недюжинной натуры» загублены «в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней И. А. Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения - путаница понятий, умственная слепота... все это не имеете ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» Софья Фамусова предпочла Молчалина, хотя раньше она была влюблена в Чацкого.
Произошло это по нескольким причинам. Чацкий уехал на три года из России. За все это время он не написал Софье ни одного письма. Софья была в том возрасте, когда девушки влюбляются. В ее доме в это время жил и работал Молчалин. Именно его Софья и выбрала. Она могла легко встречаться с ним тайком от отца. Софья видела в Молчалине идеального мужа и отца. Она видела, что отец активно продвигает его по службе, что Молчалин получил дворянский титул. Он не спорит с окружающими, он умеет найти подход к любому человеку. Он смог заморочить голову Софье так, что она не замечает его недостатков. Она видит в нем только достоинства, которыми сама его и наделила. В Чацком ее раздражает его остроумие, его шутки, колкости, которые он отпускает в адрес Молчалина. Она, как и отец, считает, что в браке с Чацким невозможно будет выходить в свет. Ведь он говорит то, что думает, не желает не перед кем выслуживаться. С ним не будет спокойной жизни.
Софье не нужен такой муж. Ведь ей намного удобнее будет командовать Молчалиным, а Чацкий такого отношения не потерпит.