Разное

Прикладное искусство для малышей. Прикладное искусство - что это такое? Декоративно-прикладное творчество и его виды

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

Марина Труфанова
Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработчик программы - Труфанова Марина Георгиевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию №6 г. Задонска Лшипецкой области.

Программа

по

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Воспитатель

Труфанова Марина Георгиевна

Принята на заседании

педагогического совета

протокол №1

г. Задонск, 2012г.

Программа по декоративно – прикладному искусству

Пояснительная записка

«Самым высоким видом искусства ,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство ,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей .

Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения . Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства . А значит любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях , но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий .

Принципы построения программы :

Связь с жизнью;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности;

Принцип реалистичности;

Принцип последовательности;

Принцип индивидуального подхода в художественном развитии детей ;

Принцип доступности материала;

Принцип построения программного материала от простого к сложному.

Цель программы : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство .

Задачи программы :

Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

Развивать художественно-творческие способности у детей , привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности : специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

Воспитывать интерес к искусству родного края .

Направления работы :

1. Знакомство детей

2. Знакомство с традиционными местными промыслами и игрушками

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.

Материал подбирается с учетом возрастных , индивидуальных особенностей детей и темой НОД . Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом , вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Методы и приемы :

Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;

Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий , использование различных инструментов и материалов для изображения);

Эвристический (развитие находчивости и активности) ;

Частично-поисковый;

Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе) ; сотворчество;

Мотивационный (поощрение) ;

Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Этапы работы :

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

I этап – Подготовительный.

Задачи :

Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств , функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства .

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании.

Использовать при лепке различные способы : конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Работа с родителями предполагает : индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей .

Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству

Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов) ;

Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

Использует декоративные элементы в работе ;

Использует несколько нетрадиционных техник;

Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность ;

Оригинальность.

Способность рисования по замыслу;

Умение подчинять изобразительные материалы, средства , способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче : выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

Отсутствие изобразительных штампов;

Уровень воображения, фантазии;

Использование в работе разных способов лепки.

Ожидаемый результат :

Средняя группа :

Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду;

Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства : матрёшка, дымковская игрушка.

Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;

Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа :

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка, дымка, городец, хохлома, гжель) ;

Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств , находить их сходство и различие;

Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;

Умеют лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности.

Подготовительная группа :

Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись, хохломская, гжель, жостовская, павлово-посадская роспись, романовская игрушка);

Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Умеют пользоваться свободно кистью, намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.

Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством

НОД по рисованию и лепке (в соответствии с ФГТ)

Художественное слово

Развлечения

Целевые прогулки

Дидактические игры

Работа с родителями

Рассматривание подлинных изделий народного искусства , иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству

Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

Использование здоровьесберегающих технологий;

Перспективное планирование

Средняя группа

Сентябрь :

1. Беседа на тему : «Знакомство с русской матрёшкой»

2. Дидактическая игра «Собери матрёшку»

3. Художественное слово «Русская матрёшка» .

тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ».

Октябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украшение фартука»

2. Беседа на тему : «История возникновения матрёшки»

3. Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

4. Художественное слово «Восемь кукол деревянных»

На тему : "Народное искусство и детское творчество"

Ноябрь :

1. НОД Рисование Тема : «Декоративное рисование . Украшение свитера»

2. Беседа на тему : «Матрёшка – красавица»

3. Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка»

4. Дидактическая игра «Русская матрёшка» »

5. Проект «Очень любим мы, матрёшки, разноцветные одёжки»

Декабрь :

1. НОД Лепка Тема : «Большая утка с утятами»

2. Беседа на тему : «Рассматривание украшения матрёшки»

3. Дидактическая игра «От какой матрёшки сарафан?»

4. Художественное слово «Матрёшка – подружка»

Январь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украшение платочка»

2. Беседа на тему : «Дымковская игрушка»

3. Художественное слово «Вятка вздрогнула от свиста» , «Чем знаменито Дымково?»

4. Дидактическая игра «Собери из частей»

тему : «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста »

Февраль :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Укрась свои игрушки»

2. Беседа на тему : «Откуда родом Дымковская игрушка?»

3. Художественное слово «Весёлая белая глина» , «Вот индюк нарядный»

4. Дидактическая игра «Составь узор»

5. Развлечение «В гости к краскам»

Март :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование . Украсим кукле платьице»

2. Беседа на тему : «Основные цвета дымковской игрушки»

3. Дидактическая игра «Наряди барыню»

4. Художественное слово «Идут кататься нянюшки» , «За студёною водицей»

5. Консультация для родителей га тему : «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье» .

Апрель :

1. НОД» Лепка Тема : «Барашек»

2. Беседа на тему : «Дымковская барыня»

3. Художественное слово «Весёлая яркая радуга»

4. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

5. Проект «Дымковская красота»

1. Беседа на тему : «Какое настроение у дымковской игрушки»

2. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

3. Художественное слово «Привезли мы глину…» , «Много сказочных мест»

4. Консультация для родителей на тему : «Декоративно- прикладное искусство - детям »

Перспективное планирование

Старшая группа

Сентябрь :

1. Беседа на тему : «Дымковская сказочная страна» .

2. Дидактическая игра «Собери картинку»

3. Художественное слово «С лентами, бантами, под руку с франтами» .

4. Развлечение «В гостях у мастеров»

Октябрь :

1. НОД Тема : «Красивые птички. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».

2. НОД Тема : «Весёлые игрушки» . Рисование Богородской игрушки.

3. НОД Тема : «» Козлик». Лепка по мотивам дымковской игрушки.

4. НОД Тема : «Дымковская слобода» . Рисование по мотивам дымковской росписи.

5. НОД Тема : «Знакомство с Городецкой росписью» . Рисование.

6. НОД Тема : «Городецкая роспись» . Рисование.

7. Беседа на тему : «Дымковское богатство»

8. Дидактическая игра «Составь узор»

9. Художественное слово «Волшебницам вятской родной стороны» .

10. Консультация для родителей «Детская игрушка» .

Ноябрь :

1. НОД Тема : «Олешек» . Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.

2. НОД Тема : «Закладка для книги» . Рисование по мотивам Городецкой росписи.

3. НОД Тема : «Роспись олешка» . Рисование по мотивам народных декоративных узоров .

4. Беседа на тему : «Дымковский Олешек» .

5. Дидактическая игра «Составь картинку по памяти»

6. Художественное слово «Козоньки рогатые» , «В летний день, погожий день» .

7. Проект «Чудо-мастера Руси»

Декабрь :

1. НОД Тема : «Городецкая роспись деревянной доски» . Декоративное рисование

2. Беседа на тему : «Весёлый Городец»

3. Дидактическая игра «Городецкие узоры»

4. Художественное слово «Есть на Волге город древний…» , «Вы по волге вниз спуститесь…»

Январь :

1. НОД Тема : «Городецкая роспись» . Декоративное рисование

2. НОД Тема : «По мотивам Городецкой росписи» . Рисование

3. Беседа на тему : «Роспись хохломская, словно колдовская»

4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

5. Консультация для родителей «Какие игрушки приобретать детям?»

6. Художественное слово «Резные ложки и ковши» , «Терем, терем, теремок»

7. Развлечение. Вечер досуга – «Мастера большой Руси»

Февраль :

1. НОД Тема : «Золотая хохлома» . Рисование.

2. НОД Тема : «По мотивам хохломской росписи» . Декоративное рисование .

3. Беседа на тему : «Хохломская красота» .

4. Художественное слово «Роспись хохломская» , «Кисть хохломская, большое спасибо!»

5. Дидактическая игра «Собери картинку»

Март :

1. НОД Тема : «Знакомство с искусством гжельской росписи » Рисование

2. НОД Тема : «Нарисуй какой хочешь узор» Рисование

3. Беседа на тему : «Сине – голубое чудо»

4. Дидактическая игра «Назови правильно»

5. Художественное слово «Легенда-сказка. «Откуда в гжели синий цвет?»

6. Проект «Сказочная гжель»

7. Целевая прогулка в мини – музей детского сада

Апрель :

1. НОД Тема : «Петух» Лепка по мотивам дымковской (или другой народной) игрушки

2. НОД Тема : «Роспись петуха» . Рисование

3. НОД Тема : «Гжельские узоры» . Рисование

4. Беседа на тему : «Гжельские узоры»

5. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

6. Художественное слово «Фарфоровые чайники» , «В тихом Подмосковье»

7. Развлечение «Путешествие в мир народной игрушки»

1. НОД Тема : «Роспись силуэтов гжельской посуды» Рисование

2. Беседа на тему : «Рассматривание гжельской посуды»

3. Дидактическая игра «Гжельские узоры»

4. Художественное слово «Есть в Подмосковье такое местечко» , «Что может быть прекрасней Гжели?»

Перспективное планирование

Подготовительная к школе группа

Сентябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование на квадрате»

2. Беседа на тему : «Знакомство со знаками народных орнаментов»

3. Дидактическая игра «Народные промыслы»

4. Художественное слово «Сказка о богатыре Иване»

5. Развлечение «Чудо – горница»

6. Целевая прогулка в гончарную мастерскую

Октябрь :

1. НОД Тема : «Завиток» . Декоративное

2. Беседа на тему : «Букеты из Жостова»

3. Дидактическая игра «Собери картинку по памяти»

4. Художественное слово «Сказка – легенда. «Цветок – Огонь и цветок - Снежинка»

5. Консультация для родителей «Народная культура в детском творчестве»

6. Проект «Декоративно-прикладное искуство »

Ноябрь :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи»

2. НОД Тема : «Дымковские барышни» . Лепка

3. Беседа на тему : «Красный сарафан»

4. Дидактическая игра «Подбери костюм»

5. Художественное слово «Пословицы о русском народном костюме»

Декабрь :

1. НОД Тема : «Птица» . Лепка по дымковской игрушке

2. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам народной росписи»

3. Беседа на тему : «Богородская резная игрушка»

4. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

5. Художественное слово «Тук, да тук…» , «Славилась, как славилась…»

6. Развлечение «Весёлая Ярмарка»

Январь :

1. НОД Тема : «Букет цветов» . Декоративное рисование

2. НОД Тема : «Кони пасутся» . Рисование декоративно-сюжетной композиции

3. НОД Тема : «Индюк» Лепка дымковской игрушки

4. Беседа на тему : «Подарки белоствольной красавицы»

5. Дидактическая игра «Собери из частей»

6. Художественное слово «Туесок»

Февраль :

1. НОД Тема : «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи»

2. Беседа на тему : «Золотая хохлома»

3. Художественное слово «Легенда о золотой хохломе»

4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

5. Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»

6. Проект «Народные промыслы России»

Март :

1. НОД Тема : «Декоративная пластина » Лепка

2. Беседа на тему : «Чудо филимоновских свистулек»

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Художественное слово «Мои игрушки» , «Филимоновская деревушка»

5. Проект «Золотые руки мастеров»

Апрель :

1. НОД Тема : «Композиция с цветами и птицами» . Декоративное рисование по мотивам народной росписи

2. НОД Тема : «Завиток» . Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

3. Беседа на тему : «Знакомство с липецкой игрушкой»

4. Дидактическая игра «Угадай по описанию»

5. Художественное слово «Узоров вологодских кружева» , «Кружева в стрекозиных крыльях»

1. Беседа на тему : «Плат узорный»

2. Дидактическая игра «Распиши платок»

3. Художественное слово «На чёрном фоне красные розы…» , «Мы трудились над узором»

4. Консультация для родителей «Народное декоративно – прикладное искусство в патриотическом воспитании дошкольников »

Декоративно – прикладное творчество для детей дошкольного возраста для детей 4-7 лет

Декоративно – прикладное творчество для детского сада

Автор: Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет методическим помощником для начинающих воспитателей, молодых специалистов.
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задачи: раскрыть важность декоративно-прикладного творчества у детей дошкольного возраста; рассмотреть примерное распределение занятий по декаративно-прикладному искусству на год для каждой возрастной группы.

Народное декоративно-прикладное искусство для детей дошкольного возраста является важным аспектом формирования эстетического восприятия и вкуса у детей.
Начиная с пятого года жизни, дети начинают знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Знакомство следует начинать с народной игрушкой, а именно с дымковской и филимоновской. Сначала следует дать возможность детям рассмотреть игрушку со всех сторон, затем предложить слепить игрушки по типу народных игрушек птиц, животных. Дети учатся составлять узоры, такие как круги, кольца, полосы разной величины. При рассматривании игрушек, а именно узоров педагогу необходимо обратить внимание на разнообразные цвета, используемые при окрашивании. Тренировочные упражнения по составлению узора необходимо выполнять на бумаге разной формы: квадрате, круге и т.д. Для успешного овладения детьми декоративно-прикладного искусства педагогу необходимо максимально разнообразить игровые приемы.
При обучении детей начиная с шести лет на одном занятии следует давать только один из видов изобразительного искусства. К примеру, при знакомстве детей с дымковской игрушкой рекомендуется показать несколько предметов разного содержания куклу, козлика, индюка. Это позволит в достаточной мере сформировать у детей представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают. В качестве дополнения можно использовать набор открыток или же картинки, изображающие дымковские игрушки.
Ознакомление с народной игрушкой можно включать в занятия по лепке, аппликации. С новым видом народной игрушки лучше знакомить в сравнении с уже известным, чтобы подчеркнуть общее и различие каждого вида.
В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.) расписывают свои работы из глины.
Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, однако вводится новая композиция-ассиметричная, типа хохломской и жостовской росписи. Завитки или цветки заполняют поверхность формы.
На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, однако, не нарушая особенностей росписи.
При обучении дошкольников декоративно-прикладному искусству широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки».
В подготовительной к школе группе продолжается обучение детей различными способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Продолжается совершенствование умений в декоративной лепке.
Примерное распределение занятий по декоративно-прикладному искусству на год:
Средняя группа
Рисование-9 занятий;
аппликация-6 занятий.
Старшая группа
Рисование-18 занятий;
лепка-8;
аппликация-9 занятий.
Подготовительная группа
Рисование-18 занятий;
лепка-4;
аппликация-4 занятий.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Программа МАДОУ д/с № 439 разработана на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), с использованием примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.). Одной из отличительных особенностей Программы является нравственное воспитание и поддержка традиционных ценностей. Программа дает широкие возможности для варьирования содержания.

Одной из задач Программы «От рождения до школы» является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В настоящее время современные ребята мало знают о декоративно-прикладном искусстве. У дошкольников слабо развит интерес к изучению истории народных игрушек, они мало знают о народных мастерах и особенностях росписей, как следствие наблюдается бедный словарь по теме «Декоративно-прикладное искусство».

Я считаю, что обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями народов России, расширяет представление ребят о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны), развивает интерес к искусству родного края (Урало-сибирская роспись), а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Существует много основных видов декоративно-прикладного искусства, но самым доступным и интересным для старших дошкольников, по моему мнению, является роспись деревянного изделия (разделочные доски, ложки, лопаточки, подставки под горячее и т.д.).

Возможно, многие считают, что подобное приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, в частности роспись деревянного изделия целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что, помимо красоты, это полезное во всех отношениях искусство. В процессе работы у детей развивается художественный вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, у него развивается мелкая моторика и точность движений, что актуально для дошкольников. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Расписанное своими руками изделие ценится больше, чем купленное в магазине, способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе.

Исходя из огромной важности декоративно-прикладного искусства для детского развития, мною разработан цикл занятий по ознакомлению дошкольников с разными росписями.


Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в подгруппах и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с объемным материалом. Дети знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства: с русской матрешкой, дымковской, хохломской, гжельской, филимоновской, городецкой, урало-сибирской росписью. По окончанию тематической недели оформляется выставка изделий, как итог работы. Дети с удовольствием делятся своими знаниями о декоративно-прикладном искусстве с родителями. А также дети с большой радостью дарят свои изделия родными близким людям.

Статья

Декоративно-прикладное искусство как средство
развития творческих способностей детей

Успехова Ирина Александровна,
инструктор по труду реабилитационного отделения для
детей и подростков с ограниченными возможностями
Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс», г. Урай

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности. А наличие художественно - творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах;

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей - Ханты и Манси.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Ханты и Манси. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.